Научная статья на тему 'Применение концепции открытых инноваций для инновационного развития университета'

Применение концепции открытых инноваций для инновационного развития университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА / ИННОВАЦИИ / ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / EDUCATION / UNIVERSITY INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATION / OPEN INNOVATIONS / CONCEPT / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрченко Наталья Александровна

Одним из факторов конкурентоспособности университета является его инновационное развитие. Благодаря инновационному развитию происходит качественное изменение как внутренних (организационно-управленческих, научно-образовательных, кадровых, финансово-экономических, международных и др.) так и внешних (взаимосвязи с заинтересованными субъектами внешней среды: бизнес-структурами, работодателями, органами власти, СМИ и др.) процессов. Открытые инновации как модель управления в настоящее время все чаще используются во многих отраслях экономики. Автором предлагает применить концепцию и к сфере образования, выявить основных субъектов открытых инноваций, принципы и условия их взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE OPEN INNOVATION CONCEPT FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY

One of the factors of university competitiveness is its innovative development. Thanks to innovative development, there is a qualitative change in both internal (organizational and managerial, scientific and educational, personnel, financial and economic, international, etc.) and external (interrelations with stakeholders of the external environment: business structures, employers, authorities, the media and other) processes. Open innovations concept as a management model is now increasingly used in many sectors of the economy. The author offers to apply the concept to the field of education, to identify the main subjects of open innovation, the principles and conditions of their interaction.

Текст научной работы на тему «Применение концепции открытых инноваций для инновационного развития университета»

Yurchenko Natalya Aleksandrovna

APPLICATION OF THE OPEN INNOVATION .

economic sceinces

УДК 330.123.6

DOI: 10.26140/anie-2019-0803-0096

ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ОТКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА

© 2019

Юрченко Наталья Александровна, доцент

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: Natalya.Yurchenko@vvsu.ru)

Аннотация. Одним из факторов конкурентоспособности университета является его инновационное развитие. Благодаря инновационному развитию происходит качественное изменение как внутренних (организационно-управленческих, научно-образовательных, кадровых, финансово-экономических, международных и др.) так и внешних (взаимосвязи с заинтересованными субъектами внешней среды: бизнес-структурами, работодателями, органами власти, СМИ и др.) процессов. Открытые инновации как модель управления в настоящее время все чаще используются во многих отраслях экономики. Автором предлагает применить концепцию и к сфере образования, выявить основных субъектов открытых инноваций, принципы и условия их взаимодействия.

Ключевые слова: образование, инновационное развитие университета, инновации, открытые инновации, концепция, конкурентоспособность.

APPLICATION OF THE OPEN INNOVATION CONCEPT FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY

© 2019

Yurchenko Natalya Aleksandrovna, Associate Professor

Vladivostok State University of Economics and Service (690014Russia, Vladivistok, Gogolya st. 41, e-mail: Natalya.Yurchenko@vvsu.ru)

Abstract. One of the factors of university competitiveness is its innovative development. Thanks to innovative development, there is a qualitative change in both internal (organizational and managerial, scientific and educational, personnel, financial and economic, international, etc.) and external (interrelations with stakeholders of the external environment: business structures, employers, authorities, the media and other) processes. Open innovations concept as a management model is now increasingly used in many sectors of the economy. The author offers to apply the concept to the field of education, to identify the main subjects of open innovation, the principles and conditions of their interaction.

Keywords: education, university innovative development, innovation, open innovations, concept, competitiveness

В развитых и в некоторых развивающихся странах инновационная направленность высших учебных заведений рассматривается в качестве источника экономического развития и является основной составляющей национального богатства. Проблема инновационного развития вузов актуальна и для России. В целом ряде нормативно-правовых документов стратегического и программного характера транслируется тезис о том, что необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества [1]; а также, что развитие сферы образования будет направлено на повышение глобальной конкурентоспособности российского образования [2].

Таким образом, недооценка вопроса инновационного развития университетов затрудняет реализацию обозначенной правительством страны стратегии формирования национальной инновационной системы и сдерживает процесс развития конкурентоспособной системы высшего образования [3].

Теоретической и методической базой исследования послужили работы российских и зарубежных авторов по проблемам инновационного развития университета и открытых инноваций.

Основываясь на изучении понятия «инновационное развитие университета» в современной российской научной литературе, можно выделить два подхода к его пониманию.

Первый подход нашел отражение в работах таких ученых как Ворошилова Л.Л., Тарабаева В.Б. [4], Третьяк Н.А., Филиппов В.М. и других и рассматривает инновационное развитие университета как процесс его изменения из одного качественного состояния в другое.

Так, Ворошилова Л.Л. под инновационным развитием вуза понимает целенаправленный и необратимый, происходящий во времени процесс трансформации вуза из одного состояния, в другое, который характеризуется внедрением прогрессивных обновлений, позволяющих повысить качество образования и конкурентоспособность образовательных услуг [5].

Третьяк Н.А. считает, что инновационное развитие

образовательных систем означает поступательный процесс поиска и реализации новых способов достижения стратегических целей образовательной организации, сбалансировано охватывающий все значимые области ее функционирования, опирающийся на внутренний потенциал и необходимость адаптации к изменяющимся условиям вешней среды [6].

С точки зрения Филиппова В.М., инновационное развитие университета - процесс комплексного, одновременного использования инноваций во всех сферах его деятельности: образовательной, финансово-экономической, управленческой, научно-исследовательской и других сферах [7].

Второй подход к пониманию инновационного развития университета трактует его как деятельность, направленную на некие преобразования как внутри университета, так и во взаимодействии его с внешней средой с целью достижения существенных результатов.

Например, Кондрашова О.И. и Колонтаевская И.Ф. считают, инновационное развитие высших образовательных учреждений представляет собой целенаправленную деятельность, ориентированную на кардинальные организационно-структурные и содержательно-образовательные преобразования вузов, способствующие значительному росту эффективности их образовательной, научно-технической и предпринимательской деятельности и позволяющие достигать значимых научно-технических и образовательных результатов, существенно влиять на состояние и качественное развитие инновационной экономики в стране, а также обеспечивать высокую степень конкурентоспособности и профессиональной компетентности выпускников вузов [8].

Кобылина Е.В в своей работе рассматривает понятие «инновационное развитие вуза», как деятельность, направленную на воспроизводство инновационного потенциала, формирование инновационной структуры, интеграцию всех уровней образования с академической наукой, бизнесом и властными структурами, повышающая адаптивность научно-образовательного комплекса к требованиям внешней среды [9].

Тем не менее, авторы обоих походов считают, что инновационное развитие вузов предполагает значитель-

экономические науки

Юрченко Наталья Александровна ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ОТКРЫТЫХ ...

ные изменения в их структуре и системе управления, преобразования во всех основных направлениях деятельности университетов, а также во взаимодействии с субъектами внешней среды. Оба подхода также едины во мнении, что инновационное развитие университета приведет его к повышению качества образования и усилению конкурентоспособности образовательных учреждений на рынке образовательных услуг. Таким образом, инновационное развитие становится одним из неотъемлемых и определяющих факторов, формирующих конкурентоспособность вуза как на национальном, так и на международном рынках образовательных услуг.

Автором концепции открытых инноваций является профессор Калифорнийского университета из Беркли Генри Чесбро, который в 2003г. первым ввёл в научный оборот термин «открытая инновация» в своей книге, «Открытые инновации. Новый путь создания и использования технологий» [10]. Старые подходы Г. Чесбро противопоставляет новым современным основам эффективной инновационной деятельности, на которых уже развиваются некоторые передовые компании. Новые подходы Г. Чесбро называет «открытыми инновациями», подразумевая при этом, что при управлении инновационными процессами организациям не следует замыкаться на внутренней среде.

В 20 веке преобладала концепция развития инновационной деятельности на основе традиционной вертикальной интеграционной модели, когда конкурентное преимущество компаний достигалось за счет функционирования крупных научно-исследовательских лабораторий, разрабатывающих технологии, которые, в последствии, использовались для создания новых продуктов. Однако, в конце 20 века, произошли структурные изменения: увеличение мобильности работников, занятых научно-исследовательскими разработками, рост доступности венчурного капитала; а также произошло нарастание процессов экономической интеграции, интернационализации хозяйственной деятельности, развитие глобализации и появление новых информационно-коммуникационных возможностей. Данные факторы значительно повлияли на снижение эффективности инновационной деятельности, основанной на использовании закрытых инновационных процессов.

Концепция открытых инноваций определяет процесс исследований и разработок как открытую систему. Компания может привлекать новые идеи и выходить на рынок с новым продуктом не только благодаря собственным внутренним разработкам, но также в сотрудничестве с другими организациями.

Вслед за иностранными учеными (Г. Чесбро, Дж. Вест, С. Галлагер, Г. Шварц) [11] российские авторы продолжают развивать концепцию открытых инноваций и адаптировать ее к российским реалиям. Так, Абузярова М.И. считает, что открытые инновации - это подход в менеджменте, предполагающий большую интенсивность во взаимодействии с внешней средой по поводу использования интеллектуальных ресурсов внешних НИОКР, внешних конкурентных преимуществ и внешних талантливых кадров с целью получения максимальной прибыли компании за счет активизации обмена используемыми ресурсами [12].

В рамках данного исследования предлагается применить концепцию открытых инноваций для инновационного развития университета. В данном контексте инновационное развитие университета можно определить, как качественный переход состояния университета в результате разработки и внедрения нововведений во все направления его деятельности посредством интенсивного обмена ресурсами с субъектами внешней среды на принципах открытости, паритетности и доступности.

Целью инновационного развития университета будет являться повышение конкурентоспособности университета. Задачи же инновационного развития университета обусловлены основными направлениями деятельности

университета:

- в образовательной деятельности задачами инновационного развития могут являться внедрение инноваций в образовательные технологии, в структуру образовательного процесса, в профориентационную деятельность, в мотивацию студентов;

- в научно-исследовательской деятельности такими задачами выступают инновации в мотивации сотрудников на научную деятельность и научное сотрудничество с субъектами внешней среды;

- в международной деятельности - внедрение инновации в продвижение образовательных услуг на внешний рынок, инновации в экспорте образовательных услуг, в обеспечении академической мобильности студентов и преподавателей;

- в финансово-экономической деятельности - инновации в привлечении внебюджетных средств университета.

- в социальной деятельности - инновации в сотрудничестве и партнерстве с работодателями, инновации во взаимодействии с выпускниками;

- в развитие инфраструктуры - инновации в информационно-техническом обеспечении,

- в совершенствовании кадрового состава - инновации в мотивации сотрудников на профессиональный рост и рейтинговой оценке их деятельности, инновации в системе внутреннего маркетинга и корпоративной культуры университета

Основой для взаимодействия университета с субъектами в процессе инновационного развития как раз и должна стать концепция открытых инноваций. Субъектами, вовлеченными в процесс инновационного развития университета, помимо него самого, могут выступать, другие университеты региона, бизнес-структуры, работодатели, общественные организации, профессиональные сообщества, органы власти, СМИ, потребители. Различные субъекты, представленные на рисунке 1, имеют возможность сотрудничать с университетом на разных этапах жизненного цикла инноваций (создание, внедрение, реализация, потребление), а также по всем направлениям деятельности университета. Таким образом, университет становится открытым инновационным центром, который будет более конкурентоспособен на рынке при условии взаимного сотрудничества с перечисленными независимыми участниками рыночной среды.

Рисунок 1 - Субъекты, вовлеченные в процесс инновационного развития университета

Основываясь на положениях данной концепции, можно сформулировать принципы взаимодействия субъектов в рамках инновационного развития университета:

Коммуникация университета с внешней средой и мотивация ее субъектов на сотрудничество. Результатом такой коммуникации должно стать свободное и добро-

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 3(28)

411

Yurchenko Natalya Aleksandrovna

APPLICATION OF THE OPEN INNOVATION .

economic sceinces

вольное заинтересованное взаимодействие субъектов.

Создание интегрированных многосубъектных сообществ для совместного проведения исследований и разработок инноваций для достижения единой бизнес-цели сотрудничества, а также бизнес-целей отдельных участников сообщества (на условиях открытости, паритетности и доступности). Подобные сообщества могут быть эффективными при экспорте образовательных услуг российских вузов на внешний рынок [13].

Активизация обмена используемыми ресурсами между субъектами открытой инновационной модели сотрудничества. Ресурсы (интеллектуальные, технические, финансовые, трудовые и т.д.) для создания инновации могут быть рассосредоточены между субъектами взаимодействия. Доступ к ресурсам на паритетных началах позволит значительно сократить издержки на создание инновации и ускорить ее внедрение.

Создание и трансфер инноваций для обеспечения инновационного развития университета и повышения его конкурентоспособности.

В качестве условий реализации инновационного развития университета можно выделить следующие три:

- открытость - свободное и добровольное заинтересованное взаимодействие субъектов механизма;

- доступность - своевременный доступ всех субъектов механизма к ресурсам и продуцируемым инновационным результатам;

- паритетность - равноправие сторон в процессе производства инноваций с учетом их взаимных интересов

- полезность - взаимополезные результаты сотрудничества.

Таким образом, университет может стать открытым инновационным центром, который будет более конкурентоспособен на рынке при условии взаимного сотрудничества с другими вузами-акторами рынка образовательных услуг, бизнес-структурами, работодателями, потребителями, отраслевыми / профессиональными сообществами, органами власти, СМИ и общественными организациями и объединениями. Открытые инновационные процессы всех видов деятельности вуза (образовательной, научно-исследовательской, международной, социальной, предпринимательской) предполагают свободное и добровольное заинтересованное взаимодействие перечисленных независимых участников в условиях высококонкурентной и динамичной рыночной среды с целью взаимовыгодного сотрудничества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030г. Министерство экономического развития РФ, март 2013г. [Электронный ресурс] // — Режим доступа: http://static. government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf

2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года Министерство экономического развития РФ, 28 ноября 2018г. [Электронный ресурс] //—Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/9e711dab-fec8-4623-a3b1-33060a39859d/prognoz2036.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=9e711d-ab-fec8-4623-a3b1-33060a39859d

3. Гордашникова О.Ю. Инновационное развитие вуза как эффективная форма повышения качества образования. [Электронный ресурс] // — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsion-noe-razvitie-vuza-kak-effektivnaya-forma-povysheniya-kachestva-obrazo-vaniya

4. Тарабаева В.Б., Инновационное развитие вузов: проблемы управления конфликтами. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. — 324 с.

5. Ворошилова Л.Л. Инновации и конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг. // Российское предпринимательство. 2002. № 11. С.35-40.

6. Третьяк Н. А. Инновационное развитие образовательных систем: категориальный смысл // Крымский научный вестник. № 2-3 (14-15). 2017. С. 66-73.

7. Филиппов В.М. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад /руководитель авторского коллектива В.М. Филиппов. — М.: Логос, 2005. — 540с.

8. Кондрашова О.И., Колонтаевская И.Ф. Зарубежный опыт инновационного развития вузов. - Альманах современной науки и образования, № 11 (78) 2013. [Электронный ресурс] // — Режим доступа: http://scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2013_11_24.pdf

9. Кобылина Е.В. Экономические и налоговые перспективы и проблемы инновационной деятельности в вузах России //Налоги. 2006. № 3. С.70-75.

10. Чесбро Г. Открытые инновации / Пер. с англ. В. Н. Егорова. М.: Поколение, 2007.

11. West J., Gallagher S. Challenges of open innovation: the paradox of firm investment in open-source software //R&D Management. 2006.

12. Абузярова М. И. Сущность управления открытыми инновациями как современной моделью инновационного менеджмента Вопросы экономики и права. 2015. № 7. [Электронный ресурс] // — Режим доступа: https://law-journal.ru/files/pdf/201507/201507_98.ppd.

13. Юрченко Н.А., Ворожбит О.Ю., Осипов В.А. Управление продвижением российских образовательных услуг на внешний рынок на основе инновационных стратегий. Современные исследования социальных проблем. 2012. № 12 (20). [Электронный ресурс] // — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-prodvizheniem-rossiyskih-obrazovatelnyh-uslug-na-vneshniy-rynok-na-osnove-innovatsionnyh-strategiy

Статья поступила в редакцию 17.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.