Научная статья на тему 'Профориентационная работа с учащимися УДО в системе субъектно-развивающего образования'

Профориентационная работа с учащимися УДО в системе субъектно-развивающего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная ориентация / профессиональная диагностика / комплексная профдиагностика / профориентационная практика / субъектно-развивающее образование / учреждения дополнительного образования

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мансурова Е. Х.

Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации в учреждениях дополнительного образования детей. На основе обобщения теоретического и практического опыта с позиции субъектно-развивающего образования определены методы и направления профориентационной работы в УДО, способствующие достижению стабильных результатов в подготовке конкурентоспособных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is dedicated to the problems of professional orientation in complimentary education schools for children. On the basis of generalization of theoretical and practical experience with personal approach to each student, we developed professional orientation methods that lead to production of competitive specialists.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа с учащимися УДО в системе субъектно-развивающего образования»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ УДО В СИСТЕМЕ СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой педагогики Башкирского государственного университета им. М. Акмуллы.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. С. Гаязов

Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации в учреждениях дополнительного образования детей. На основе обобщения теоретического и практического опыта с позиции субъек-тио-развнвающего образования определены методы и направления профорнентацнонной работы в УДО, способствующие достижению стабильных результатов в подготовке конкурентоспособных специалистов.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, комплексная профднагностнка, профориентационная практика.

This article is dedicated to the problems of professional orientation in complimentary education schools for children. On the basis of generalization of theoretical and practical experience with personal approach to each student, we developed professional orientation methods that lead to production of competitive specialists.

Key words: professional orientation, complete professional diagnostics, professional education practice.

Основными задачами учреждения до-| полнительного образования (УДО) являют-

ся: адаптация детей к жизни в обществе, обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей. Одно из особых мест в системе дополнительного образования детей занимают детские школы искусств. Учреждение дополнительного образования во главу угла ставит развитие личности ребенка, его познавательных, физических, художественных и | в итоге - творческих способностей, а не

просто достижение определенного уровня тех или иных знаний, умений и навыков. В качестве интегративного критерия качества развивающей образовательной среды рассматривается способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития. По мнению И. В. Калиш, «создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп обучающихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению позволяет более точно определить перспективы развития каждого учащегося, даст возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования»'. Школа искусств призвана осуществлять задачи допрофессиональной подготовки для ; дальнейшего получения профессионально; го образования в области искусства.

; Профессиональное самоопределение

г

! сегодня - многомерный и многоступенча-

| тый процесс, который можно рассматри-

1 вать под разными углами зрения. Во-пер-

вых, как серию задач, которые общество

ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. (Социологический подход исходит из запросов общества.) Во-вторых, как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда - с другой. (Социально-психологический подход, предполагающий способы согласования запросов общества и свойств личности.) В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. (Дифференциально-психологический подход, исходящий из свойств личности.)

Одним из важных компонентов профориентационной работы в УДО является комплексная профессиональная диагностика интересов и способностей учащегося. Содержание работы по комплексной диагностике учащегося заключается во всестороннем изучении его личности, т. е. изучении его интересов, способностей, склонностей, профессиональных намерений, индивидуальных свойств нервной системы. В ходе эксперимента мы ставили следующие задачи: определить уровень сформиро-ванности мотивации выбора профессии у учащихся (высокий, средний, низкий); выявить склонности учащихся к определенной группе профессий и соответствие группе профессий «человек - художественный образ».

В ходе исследования факторов «Привле-кательности-непривлекательнос-ти» профессий применяем методику (модификация

Н. В. Кузьминой, А. А. Реан). Одна из за-

дач предварительной профдиагностики в УДО - определение пригодности школьника к той или иной профессии в соответствии с психофизиологическими свойствами личности. Был проведен анализ документов и результатов деятельности учащихся - их личных дел, отчетной документации о выступлениях на зачетах, концертах, экзаменах. Было проведено анкетирование всех видов: дихотомическое, закрытое и открытое. В ходе эксперимента мы использовали метод обобщения независимых характеристик. В результате получилась целостная системная сумма знаний об ученике. Согласно Е. А. Климову, носитель профессии типа «человек - художественный образ», к которому принадлежат профессии музыкального профиля, определяется следующим образом: «Труд людей этой группы профессий связан прежде всего с преобразованием, созданием, исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичных

экземплярах (дирижер, музыкант, вокалист, ч 2 ~

актер...)» . Специально для учащихся старших классов УДО мы составили документ, в котором описаны особенности специальности или профессии, называемый профес-сиограмма:

I. Уровень развития психологических функций: хорошее внимание (хорошая пе-реключаемость и распределение внимания, длительная концентрация внимания); умение легко вступать в контакт с людьми (свободно держаться на сцене); воспринимать большой объем информации; наглядно-образное мышление.

И. Физиологические требования к профессии музыканта: хорошая зрительная, слуховая, «мышечная» память; хороший слух (гармонический, мелодический, абсолютный); хорошее чувство ритма; музыкальность; развитое музыкальное воображение (для создания музыкального образа).

III. Необходимые личностные качества: аккуратность, усидчивость, самостоятельность, артистизм, общительность, выносливость, настойчивость, терпеливость, хоро-

шая трудоспособность, хорошая координация движений, эмоциональность, умение быстро переходить из одного эмоционального состояния в другое, творческая инициативность.

IV. Особенности интеллектуальной деятельности: грамотно выражать свои мысли и чувства; многоплановое музыкальное мышление (слышать и «по горизонтали», и по «вертикали»); ставить и решать музыкальные задачи.

В своем исследовании мы выделили следующие этапы организации активизирующего профориентационного воздействия. Педагог должен выдвинуть гипотезу - определить проблему и наметить пути ее решения. На первом этапе важно «исследовать» учащегося. На втором этапе - выдвижение профконсультационной гипотезы о проблемах учащегося и возможного пути решения этой проблемы. На третьем этапе -совместное решение выделенной проблемы, использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т. е. оставался субъектом самоопределения. Работа предполагает решение следующих основных задач: информационно-справочной; диагностической; связанной с моральноэмоциональной поддержкой самоопределяющегося человека (приемы и техники, заимствованные из психотерапии и консультативной психологии, Э. Берн, М. Мелиб-руда, Р. Мэй). При реализации комплексной диагностики интересов и способностей

мы использовали метод развивающей пси-„ 3

хологической диагностики , предполагающий использование комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность, во-первых, получения учащимися информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия выбираемой профессии (диагностические методические процедуры), во-вторых, развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры).

Чтобы обеспечить качество профессиональной ориентации, нами были разработаны адаптированные программы по основным музыкальным специальностям УДО. Отбирая учебный материал из программ, учебников, методических разработок, мы по конкретным пунктам проводили его анализ, чтобы выяснить, какие рациональные элементы содержит этот материал с позиции выработки конкретных личностных качеств профессионала, что плохо и чего недостаточно для того, чтобы получить высокий результат в формировании тех или иных компетенций.

Анализ результатов проведенного нами исследования позволяет сделать следующие выводы: вследствие организации профориентационного воздействия, а также помощи подросткам в ознакомлении со своими способностями, склонностями и интересами и в постановке реальных целей процесс выбора профессии подростком проходит наиболее успешно. Включение в учебновоспитательный процесс УДО поэтапной профориентационной работы способствует более эффективной подготовке учащихся старших классов УДО к выбору профессиональной деятельности. Эффективность работы по профориентационному консультированию обусловлена формированием и развитием профессиональных знаний, умений и навыков, а также знанием содержания профессионального труда. В процессе экспериментальной работы рабочая гипотеза подтвердилась.

1. Состояние проблемы в философской, социологической, психолого-педагогической теории и практике указывает на необходимость повышения эффективности про-

фессиональной ориентации старшеклассников и более точного определения ее содержания, форм, методов в УДО в качестве приоритетного направления модернизации российского образования.

2. Определены возможности УДО для организации эффективности подготовки профориентации старшеклассников УДО, на основе создания поэтапной профориентационной работы, включающей в себя: комплексную диагностику интересов и способностей старшеклассников в системе дополнительного образования; формирование знаний о содержании профессионального труда, формирование и развитие профессиональных знаний, умений, навыков; профконсультационную практику в УДО.

Работающие в системе субъектно-развивающего образования педагоги имеют возможность трансформировать знания, умения, навыки из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т. е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития. Показателями развития личности учащегося являются: сформиро-ванность показательных интересов и потребностей, устойчивой мотивации к художественной деятельности; развитие волевых и эмоциональных качеств, достаточных для осуществления практической деятельности в различных видах искусства как в самой детской школе искусств, так и после ее окончания.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Калиш И. В. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под ред. А. К. Бруд-

нова. М.: Владос, 2000. С П .

2

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. С. 512. Чистяков С. Н. Проблемы самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. М., 2005. № 1. С. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.