ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 128-139 --- ♦ ----
УДК 371.84 DOI: 10.52772/25420291_2024_3_128
Станислав Сергеевич Луткин г. Нижний Тагил
Профильные смены для обучающихся психолого-педагогических классов в формировании их профессиональной направленности на обучение по педагогическим специальностям
В статье раскрываются возможности профильных смен как формы профориентационной работы с обучающимися психолого-педагогических классов. Представлен спектр подходов к пониманию понятий профессиональная направленность, а также разнообразные версии и трактовки ситуаций профессионального самоопределения школьников.
В обзоре публикаций по моделям и форматам профориентационной работы с будущими абитуриентами и в анализе результатов опросов студентов педагогического вуза выделяются наиболее значимые обстоятельства, влияющие на профессиональный выбор личности. Эмпирический материал, собранный в качестве обратной связи участников профильных смен «Творцы Будущего» позволил составить рейтинг событий, признанных наиболее влиятельными в формировании представлений о профессиональном выборе и о будущей профессии. Описание данного опыта формирования педагогической направленности у школьников 8 - 11 классов через проведение профильных смен на базе педагогического вуза дается в контексте многолетней практики апробации различных моделей профориентационной работы со школьниками.
Ключевые слова: профессиональная направленность, профильные психолого-педагогические классы (ПППК), ситуации профессионального самоопределения, профессиональное самоопределение школьников, профильные смены, профориентационная работа педагогических вузов, выбор профессии.
Stanislav Sergeevich Lutkin
Nizhny Tagil
Profile camps for students of psychological and pedagogical classes in the formation of their professional orientation for training in pedagogical specialties
The article reveals the possibilities of profile camps as a form of career guidance work with students of psychological and pedagogical classes. A range of approaches to understanding the concepts of professional orientation is presented as well as various versions and interpretations of situations of professional self-determination of schoolchildren.
In the review of publications on models and formats of career guidance work with future applicants and in the analysis of the results of surveys of students of a pedagogical university, the most significant circumstances affecting the professional choice of an individual are highlighted. The empirical material collected as feedback from the participants of the profile shifts "Creators of the Future" allowed us to compile a rating of events recognized as the most influential in shaping ideas about professional choice and about the future profession. The description of this experience in the formation of pedagogical orientation among schoolchildren in grades 8-11 through specialized shifts at a pedagogical university is given in the context of long-term practice of testing various models of career guidance work with schoolchildren.
Keywords: professional orientation, specialized psychological and pedagogical classes, situations of professional self-determination, professional self-determination of schoolchildren, profile shifts, career guidance work of pedagogical universities, choice of profession.
Введение. Вопросы профессионального самоопределения личности в условиях быстро изменяющегося рынка труда становятся актуальными как для оканчивающего школу выпускника, так и для всех ищущих сферу личностной самореализации, в студенческом, зрелом и даже пожилом возрасте. С ростом осознанности индивида растет и потребность в максимально релевантном, отвечающем интересам и способностям личности, выборе сферы профессиональной самореализации. При этом расширяющееся количество вариантов для выбора («ножницы возможностей» [18]) парализует принимающего решение. С этим можно связать постоянное избегание момента профессионального выбора подростками и откладывание решительных шагов в строительстве карьеры, семьи, свойственное молодым людям в 20-30-ти летнем возрасте [10].
На фоне кадрового дефицита, обусловленного демографической ситуацией в России [14], при сокращении притока молодых специалистов на предприятия социальной сферы (образование, медицина и т.д.), имеющем субъективные и объективные причины, государство разрабатывает и предпринимает меры по формированию кадрового резерва. Так, в частности, одной из основных задач «Концепции подготовки педагогических кадров до 2030 года» является «внедрение системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи, включая реализацию программ дополнительного предпрофессионального развития и программ профессиональной ориентации школьников, ориентированных на педагогические профессии» [15].
Данное исследование предполагает выявление возможностей подобных программ
профессиональной ориентации обучающихся психолого-педагогических классов в
обеспечении ситуаций выбора будущей профессии именно в сфере образования.
С учётом этой цели необходимо прояснить значение понятия профессиональная направленность личности, а также раскрыть комплекс факторов, обуславливающих её формирование на этапе принятия значимых решений в выборе будущей профессии.
С одной стороны, распространена трактовка профессиональной направленности как системы эмоционально-ценностных отношений личности, её мотивов и ожиданий, определяющих выбор карьеры/специальности, дальнейшее утверждение в профессиональной деятельности [21]. При другом подходе в оценке профессиональной направленности личности помимо её интересов, желаний и представлений о привлекательности какой-либо профессии, учитываются способности, индивидуальные особенности человека, их соответствие требованиям выбираемой специальности, а также намерения личности последовательно и упорно осваивать свою будущую профессию [23].
При этом различают профессиональную направленность личности выбирающей, из множества различных сфер профессиональной самореализации и типов профессий [13], предпочтения субъекта в ранжировании и обозначении приоритета конкретной специальности из круга, например, педагогических профессий [11]. Наконец, проводятся исследования индивидуальных особенностей студентов разных направлений подготовки, выявляющих специфику их профессиональной направленности в рамках уже выбранной специальности [28]. Данные исследования базируются на интегрировано-типологическом подходе и интегративно-типологической классификации сферы труда Н. Е. Рубцовой [24, 25].
В нашем случае профессиональная направленность рассматривается как совокупность мотивов и ценностных ориентаций личности, определяющих выбор конкретной сферы профессиональной самореализации. Факторы, обуславливающие выбор будущей профессии, а конкретно выбор профессий педагогических, интересуют нас пока как обстоятельства внешнего плана, на которые реагирует личность, под влиянием которых идет трансформация убеждений, установок и ценностей данного субъекта.
Значительная часть исследования посвящена анализу успешности
профессионального становления и
последующей самореализации человека в профессии при совпадении их профиля обучения с устойчивым интересом к выбранной
сфере [35, 34, 16]. При этом остается вопрос о тех самых факторах, что повлияли на формирование профессиональных интересов. Перечень этих факторов и их взаимообусловленность остаются не очевидными. Кроме того, можно предположить, что даже известные обстоятельства, генерируемые в рамках профориентационной работы со школьниками (профпробы, знакомство с рынком труда и т.п.) не всегда оказывают ожидаемое влияние на выбор карьеры и будущей профессии.
В современных исследованиях также уделяется внимание контексту
профессионального самоопределения
подростков и старшеклассников. Развитие их профессиональной направленности
рассматривается в условиях более масштабного процесса личностного самоопределения и в череде прочих жизненных выборов человека [5, 30]
Форматы профориентационной работы с профильными психолого-педагогическими классами (далее ПППК), в том числе и интересующие нас профильные смены, также активно и разносторонне осмысливаются в научных работах последних лет. Анализу подлежат:
- опыт реализации различных моделей профориентационной работы с ПППК при взаимодействии школа - вуз [2, 6, 7, 17, 22]
- комплекс инструментов подготовки будущих педагогов в системе работы с ПППК [9, 31]
- возможности самих ПППК в обеспечении образовательных результатов и в развитии мировоззрения [3], личностных качеств [1], информационной компетентности [20] обучающихся, их профессиональных интересов [8] и педагогической одаренности [12].
Часть авторов обратилась к проблеме встраивания психолого-педагогических классов в структуру воспитательной системы школы [4, 32] или системы непрерывного профессионально-педагогического образования [28]. В то же время делаются попытки дифференцированной оценки различных компонентов допрофессиональной подготовки обучающихся. В указанных выше работах значительное место уделяется описанию опыта проектирования образовательных программ педагогической направленности, практикам реализации пропедевтических курсов («Основы педагогики», «Основы психологии» и т.п.). При этом подчеркивается, что цель данных обучающих программ «формирование устойчивого интереса к педагогической деятельности и осознанного выбора педагогической профессии» [26, С. 245]. В целом можно проследить преобладание неформальных, внеурочных и внеучебных
инструментов формирования педагогической направленности старшеклассников, будущих абитуриентов педагогических вузов.
Объясняется это не только стремлением организаторов избежать дублирования общепрофессиональной и профильной подготовки, которая ожидает уже после поступления в вуз. Смещение от организации теоретической и предметной подготовки в сторону достижения личностных результатов при работе с будущими учителями - тенденция, наблюдаемая в публикуемых практиках [6, 19, 22, 31]
В этом смысле объясним интерес к профильным педагогическим сменам, организуемым для обучающихся ПППК на базе педагогических вузов, центров дополнительного образования, загородных лагерей. В отдельных случаях такие профильные смены выступают как отдельный модуль дополнительной
образовательной программы будущих педагогов и наполнены богатым образовательным контентом в синтезе с формами применения получаемых знаний в решении педагогических задач [26].
Стоит отметить, что возможности форм и моделей профориентационной работы по формированию педагогической направленности обучающихся подлежат тщательному разбору в основном со стороны организаторов данных программ. Неоднократно для оценки эффективности реализуемых программ авторы обращаются к таким объективным критериям как % обучающихся, поступивших в конкретный педагогический вуз или просто выбравших для своего профессионального образования педагогическую специальность. При оценке результативности
профориентационной работы только по цифрам набора студентов на профиль «Педагогического образование» стоит помнить о многообразии причин выбора вуза и конкретного профиля обучения, которые не связаны, или даже противоречат мотивационным установкам и ценностным ориентациям личности.
Возможности профильных смен в обеспечении ситуации осознанного выбора профессии изучены недостаточно полно именно с позиции восприятия самих обучающихся. Прояснив значимые обстоятельства
изменяющие эмоционально-ценностные
отношения, убеждения и мотивы участников профильных смен, можно более осознанно внедрять практики неформального образования будущих педагогов.
Исследовательская часть. В нашем исследовании для выяснения наиболее значимых факторов, определивших выбор профессии именно с точки зрения самих обучающихся, были опрошены две целевые аудитории:
- студенты 2 курса, обучающиеся по профилю педагогического образования на различных факультетах филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижнем Тагиле. 117 будущих учителей русского языка и литературы, истории и обществознания, географии, физкультуры, физики, биологии, математики и других дисциплин дали описание конкретных форматов и событий профориентационной работы, оказавших влияние на их собственный профессиональный выбор или на решение их близких знакомых, друзей.
- школьники 8-9 и 10-11 классов, участники профильных смен для психолого-педагогических классов и тех, кто планирует в них обучаться после 9 класса. 100 респондентов в анкете обратной связи выделили ситуации и моменты смены, которые повлияли на их представления о профессиональном выборе и о своей будущей профессии. Из коротких эссе студентов удалось четко последить следующие факторы формирования профессиональной направленности:
- личность педагога, тренера, наставника -36% ответов, раскрывали именно личностные качества, морально-нравственных характеристики педагога, как пример, вдохновлявший на выбор такой же профессии. В этой категории респондентов 36 человек из 42 указали, что подобное влияние определило поступление в вуз на педагогические специальности.
- индивидуальное обсуждение с педагогом перспектив профессионального образования - отметили 11% респондентов. И вновь почти все (10 из 13 выбравших этот фактор) предпочли именно педагогическую специальность.
- профессиональные пробы - 20% ответивших указывают на ситуации проживания на практике профессиональных ролей, что предопределило выбор дальнейшего обучения после школы. Отдельно можно выделить проф.пробы именно в роли педагога (проведение урока на Дне самоуправления) -это 5% из общей выборки. Ситуации проф.пробы не всегда имели педагогическую направленность (мастер-класс по волейболу, занятия искусством или изучение иностранного языка), но и они зачастую приводят в пед.вуз.
- профориентационное мероприятие от вуза, включая и Дни открытых дверей (знакомство с вузом) - тоже описали 20% авторов эссе. Из 23 респондентов трое посчитали эффективным форматом профориентации событие, в котором уже участвовали волонтером от своего вуза. Такие примеры отражают скорее субъективные оценки студентами значимости своего влияния на профессиональный выбор школьников. Однако
нельзя отрицать действенность вузовской самопрезентации в школе и у себя на площадке.
В целом, в списке 10 самых эффективных форм профориентации, обеспеченных только ресурсами школы всего 4. Согласно количеству упоминаний в ответах студентов педагогического вуза, такие события, как Дни самоуправления, профтестирование и профориентационные вреурочные мероприятия (включая олимпиады и конкурсы) оказались лишь на 9-10 месте. Воздействие школы на профессиональное самоопределение школьников поддерживается в основном на личностном уровне, значимыми отношениями с конкретным педагогом, примером его самореализации в профессии.
При этом все формы с обращение к внешним ресурсам (дни открытых дверей и другие мероприятия от вуза, встреча с представителями производств, профпробы вне школы, убеждения родителей и педагогические династии) набирают вместе столько же упоминаний (53 ответа), что и образ личности педагога, его аргументированное воздействие (55 ответов).
Всё это не обесценивает систему профориентационных мероприятий школы и сети её социальных партнёров. Однако, стоит учесть действенное влияние значимых взрослых и наполнить ситуации профессионального выбора школьников неформальной
коммуникацией с «носителями» профессий. Подобно носителям языка, обеспечивающих развивающую среду тем, кто данный язык осваивает, увлечённые профессионалы или молодые активные волонтёры-вожатые, формируют привлекательный образ педагогической деятельности. Примером такой расстановки акцентов является Движение амбассадоров педагогического образования инициатором которого является Центр карьеры Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург) [27].
Известный перечень форматов
(профориентационные квизы, квесты, профессиональные пробы, мотивационные тренинги и профильные смены) неизменно присутствует, но смещение в сторону прямого и неформального общения молодых наставников, вожатых со школьниками делает такие события по-настоящему действенными.
Необходимо наращивать влияние субъективного фактора в системе профориентационных программ вузов, интегрировать с демонстрацией возможностей образовательной среды учреждения профессионального образования. Не всегда это представляется возможным в рамках однодневных акций (Дни открытых дверей) или при реализации подготовительных курсов для абитуриентов. Пространством неформального общения, развернутой ситуацией
профессионального выбора в контакте с носителями ценностей педагогического образования становятся профильные смены соответствующей направленности.
Так в результате последовательной апробации нескольких малоэффективных моделей профориентационной работы нашего вуза с ПППК г. Нижний Тагил [22] пришли к организации профильных смен в рамках лагеря дневного пребывания на базе школы (зима 2024 г.) и пед.вуза (весна 2024 г.). Все предыдущие практики, основанные на реализации дополнительных образовательных программ по профильным дисциплинам, обеспечивающих поступление в вуз на педагогические специальности, не давал значительного прироста абитуриентов конкретно нашего педагогического института и в целом увеличения числа будущих учителей и психологов. Поведение профориентационной работы с ПППК в 2022-2023 гг. во внеурочных форматах каждый третий четверг месяца преследовало цель не только сформировать интерес к педагогической профессии, но и создать привлекательный образ Института. Однако ситуацию набора 2023 года это кардинально не поменяло.
На 9-ом году испытаний пяти моделей организации ПППК [22] команда педагогической мастерской филиала РГППУ в г. Нижнем Тагиле стремится наладить системную работу с целевой аудиторией: школьниками 81 1 классов, обучающихся в ПППК или рассматривающих перспективу такого обучения после окончания основной школы.
Системность в содействии
профессиональному выбору школьников предполагается обеспечить серией
преемственных профильных смен. Каждая из таких смен создает поле интенсивных межличностных контактов студенческого актива вожатых, наставников и молодёжных тренеров с отобранной категорией мотивированных школьников. Ситуации такого общения и форматы образовательных событий профильных смен «Творцы Будущего» призваны обеспечить поэтапный процесс прояснения личных мотивов и ценностей будущих абитуриентов. Движение от общего к частному - общий принцип всей серии смен и динамики каждой отдельной профильной смены. Участники вовлечены в решение задач:
- от определения жизненных целей и приоритетов до их соотнесения со смыслами педагогической профессии;
- от знакомства с многообразием карьерных маршрутов в современном мире до личного карьерного плана, в том числе в сфере образования;
- от освоения практик самопознания,
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 128-139 -----■ ♦ ----
саморазвития до тренировки педагогических способностей;
- от формирования банка техник проектной деятельности до реализации социально-педагогических проектов.
Одним из условий, обеспечивающих системность такой работы - обязательное наличие развернутой обратной связи от участников смен. Помимо ежедневных отрядных рефлексий в конце смены обязательно проводится анкетирование педагогов, вожатых и школьников, принимавших участие в подготовке и реализации профильных смен. Так формировалась выборка нашей второй целевой группы - обучающихся 8-11 классов.
В рамках зимней и весенней профильных смен для ПППК «Творцы Будущего» (2024 г.) проводилось итоговое анкетирование участников-школьников и вожатых, педагогов школ, также задействованных в проведении мероприятий смены. В сумме выборка составила 100 учащихся из 155 посещавших зимний и весенний лагерь дневного пребывания и 30 педагогов, вожатых.
Смены различались по специфике реализуемых педагогических задач, соответственно их наполнение мероприятиями и акценты формирующих влияний были расставлены по-разному. Для зимней (первой в практике сотрудничества вуза и школ с ПППК) приоритетом было формирование
привлекательного образа личного будущего у участников смены, обеспечение проживания опыта личного и профессионального самоопределения обучающихся педагогических классов. Для весенней смены на передний план вышло освоение гибких навыков будущего педагога, обеспечение проживания опыта профессионально-педагогических проб в коллективной и индивидуальной творческой деятельности.
Акценты от обеспечения самых общих моментов жизненного самоопределения и актуализации осознанного отношения к выбору профессии сместились к проверке своих склонностей и мотивов в сфере педагогической деятельности. В соответствии с этим если на зимней смене доминировали ситуации личной саморефлексии (тренинг жизненного целеполагания, тематические рефлексии в отрядах, дискуссия «Уехать или остаться жить в родном городе?»), то на весенней смене преобладали уже события образовательного блока (тренинги, мастерские, педагогический квест).
Целевая аудитория участников смены не совпадала по своим характеристикам в полной мере, как изначально планировалось командой организаторов от вуза: зимняя смена - учащиеся ПППК 10-11 классы, весенняя смена - учащиеся 8-9 классов из тех же школ. Это несомненно
сказалось на системности и преемственности в реализации задач профориентационной работы с участниками зимней смены. Их удалось частично решить через выездные мероприятия для этих школьников в рамках оздоровительной смены «Академия Успеха», проходившей также в весенние каникулы в загородном лагере. Данный опыт оказался вне поля нашего исследования и в весеннем опросе 10-11 классы уже не принимали участия.
Вопросы анкеты по итогам зимней и весенней смен менялись лишь перечнем вариантов, так как участники в ряде вопросов делали выбор из числа мероприятий смены, а наполнение смены, как отмечалось, было различным. Интересующий нас блок анкеты, посвященный наиболее значимым факторам, повлиявшим на представления и ценностные отношения участников к педагогической профессии, в целом по конструкции вопросов не изменился. Но с учетом различий в наполнении смен и в составе опрашиваемых, оправдано данные опроса осмысливать не суммарно, а в ходе сравнительного анализа.
Важным доказательством актуальности и личной значимости проведённых профильных смен для нашей целевой аудитории является высокий показатель лояльности и готовности повторного участия в данных программах большинства участников смены. Так более трети опрошенных участников Зимней смены (38%) в итоговом опросе ответили, что «100% порекомендуют участвовать в ней своим сверстникам, здесь круто!» и еще 24% ответили «скорее всего порекомендую, было сложно, но полезно». А в весенней смене уже 68% опрошенных участников ответили, что однозначно порекомендуют участвовать в смене и еще 13% ответили «скорее всего порекомендую, было сложно, но полезно». Только один человек из 69 опрошенных написал «маловероятно, что кому-то могу порекомендовать участие в такой смене». Стоит отметить, что резкое увеличение количества удовлетворенных и вовлеченных объясняется 100%-ной явкой участников весенней смены во все дни её реализации. Многие участники зимней смены пропускали отдельные дни из-за сложных погодных условий или в следствии недостаточной мотивации. Всего 13 из 89 заявленных в зимней смене школьников смогли принять участие во всех 5 днях смены. Однако после завершения зимней смены, те кто в достаточной мере ощутил её форматы и атмосферу межличностного общения всех участников, неоднократно заявляли о желании повторно попасть на такую смену. После реализации весенней профильной смены к активным сторонникам продолжения такой работы присоединились родители
обучающихся. Всё это указывает на попадание в
запрос целевой аудитории и в то, что, крайне важно, выявить качественные характеристики профильных смен, обеспечивающие позитивные сдвиги в личностном развитии школьников.
Интересна в этом отношении сравнительная характеристика ответов на вопрос «Что более всего в рамках смены повлияло на Ваши представления о предстоящем профессиональном выборе, о Вашем Будущем и о Вашей будущей профессии?» Вопрос адресовался только школьникам. Им предлагалось выбрать два наиболее значимых события на смене. В зимней
смене наибольшее число голосов набрали разговоры на свечках 38%, для сравнения тот же момент оценили, как значимый, на весенней смене только 21% респондентов. Изначально в зимней смене действительно ставка делалась на формат тематических отрядных рефлексий. В весенней смене обсуждение вопросов личностного роста и способов достижения жизненных целей было перенесено в рамки социально-психологических тренингов. В итоге весеннего опроса именно они получили высокое рейтинговое место (табл. 1).
Таблица 1
Рейтинг событий профильных смен, признанных наиболее влиятельными в формировании представлений о профессиональном выборе и о будущей профессии
Место в Событие смены и % респондентов выбравших его, как наиболее повлиявшее на их представления о профессиональном выборе
рейтинге Зимняя смена Весенняя смена
1 Разговоры на отрядных свечках 38% Тренинги 60%
2 Тренинг жизненного целеполагания 32% Пример вожатых и педагогов 29%
3 Пример вожатых и педагогов 29,7% Педагогический квест «Выбор» 22,6%
Как видно из таблицы 1 высокий рейтинг (почти треть опрошенных) стабильно удерживает личностный фактор - «Пример вожатых и педагогов». Это коррелирует с оценками значимых ситуаций
профессионального выбора в описаниях студентов, приведенных выше. Влияние личности педагога сохраняет свою актуальность на смене. Интенсивность взаимодействий участников с вожатыми и тренерами, уровень доверительности этого общения компенсировал кратковременность данных контактов.
События весенней образовательной программы вытеснили из тройки лидеров отрядные рефлексии. Важно увидеть готовность учащихся к серьезным обучающим и развивающим форматам как весомый контраргумент попыткам наполнить
профориентационные практики развлекательно -познавательными викторинами, квизами и конкурсами. Высокий рейтинг образовательных событий и профессиональных проб, чем по сути являлся педагогический квест «Выбор», сложился на оценках обычных школьников 8-9 классов, которые ещё не обучались в ПППК. Можно ожидать, что для старшеклассников из ПППК обучающие тренинги, мастерский и профпробы будут ещё более востребованы. Основанием является ответы на вопрос «Для чего нужны (были бы полезны) такие профильные смены? Большинство участников зимней смены считают - для развития гибких полезных навыков - 71% ответов, для личностного роста и саморазвития - 66% и для новых знакомств - 61% (можно было выбрать до 3-х вариантов.) Участники весенней смены
остановили свой выбор на этих же трёх позициях, но у них лидируют новые знакомства - 70% и только потом личностны рост - 55% и развитие гибких навыков - 54%. И даже при таких ожиданиях образовательный блок оказался более влиятельным и ценным для ребят.
На весенней смене вырос также и процент респондентов признавших, что смена изменила их представление о вариантах профессионального выбора и о своей будущей профессии. Весной так ответили 38% в сравнении с 12% в зимней смене. Стоит помнить, что зимой отвечали 10-11 классы, во многом уже определившиеся с вариантами своего профессионального образования. А для учащихся 8-9 классов тема выбора будущей профессии оказалось достаточно новой с выраженным моментом неопределенности. При этом в обеих целевых группах треть респондентов (27,5% зимой и 30% весной) стали больше задумываться о своих планах после школы.
Для 10-11-классников общая оценка опыта, полученного на смене, как уникального, за 5 дней изменившего их внутренний мир -встречается редко, только у 14% респондентов. Аналогичную высшую оценку полученному опыту выставили уже 38% учащихся 8-9 классов, что ещё раз подтверждает возможность профильной смены вызвать кардинальные сдвиги в процессах личностного и профессионального самоопределения у данной возрастной группы.
Профильные смены способны усилить влияние факторов, определяющих осознанный
характер выбора будущей профессии. К таким факторам следует относить:
- личные профессиональные планы, то есть это как раз представления выпускника школы о том, чем же он хочет заниматься в дальнейшем;
- способности, склонности, не только наличие задатков для занятия той или иной деятельностью, но и осознание, практическое подтверждение их существования, их открытие в себе самим учеником;
- информирование, осведомленность о структуре рынка труда и о специфике деятельности в рамках выбираемой профессии.
Ранее мы видели из результатов анкетирования, что для многих опрошенных участие в смене привело к, изменениям в представлениях о будущем и о вариантах профессионального выбора (38% участников весенней смены). При этом у 30% школьников 10-11 классов, участников зимней смены изменилось отношение к профессии «учитель» (больше понимаю её значимость и сложность), что тоже обеспечит более осознанный выбор направления профессионального обучения. Есть и единичные ответы тех, у кого изменилось всё («намерен изменить своё поведение в плане подготовки к будущей профессии»): зимняя - 2 человека и весенняя - 5 человек.
Нацеленность участников профильных смен на раскрытие своих способностей и склонностей можно проследить по выбору вариантов ответа на вопрос «Для чего нужна профильная смена?» На весенней смене 40% респондентов выбрали «для получения опыта в педагогической деятельности и для профессиональных проб». Именно на это был сделан акцент в задачах и содержании событий смены. Опыт принятия решений в педагогических ситуациях, опыт аниматорства позволил прояснить личностный потенциал для подобных видов деятельности. По вопросу о предназначении профильных смен 38% участников зимней смены ответили аналогично. Но для учащихся 10-11 классов профильные смены более всего подходят для личностного роста и самопознания в целом - 67%.
Информированность участников
профильных смен относительно ситуации рынка труда в сфере образования, а также о содержании профессиональной деятельности педагога, несомненно, увеличилась благодаря просветительским лекциям приглашенных работников школ и вузов, через познавательные конкурсы и проектные сессии. При разном отношении к поступлению в педагогический вуз 55% участников зимней смены признали, что узнали о педагогической профессии больше. Этот показатель у участников весенней смены значительно ниже, только 25% респондентов отметили получение новых знаний о профессии.
Очевидно для учащихся 8 - 9 классов более значимым было деятельное участие в различных форматах квазипрофессиональной
деятельности, обеспечивших их более высокую мотивацию и вовлеченность в события смены.
Изменения в рейтинге наиболее влиятельных факторов профессионального выбора обеспечивается самой концепцией проведения профильных смен,
предполагающей:
- смешанный состав отрядов, сформированных из учащихся разных школ,
- новое образовательное пространство вне школы и без доминирующего влияния знакомых учителей и родителей;
- расширенные возможности для неформального общения и новых знакомств;
- акцент на определенную сферу профессиональной самореализации.
Наиболее распространённые и зачастую препятствующие осознанному
профессиональному самоопределению факторы, такие как: влияние родителей, друзей, воздействие со стороны школьных педагогов и престиж профессии уступают место факторам повышающих осознанность будущих абитуриентов
Заключение. Пока рано делать выводы об эффективности профильных смен как модели формирования устойчивой педагогической направленности выпускников ПППК. Нет достаточного количества данных,
подтверждающих высокий процент
поступивших на педагогические специальности из числа именно участников подобных смен. Такие данные только начнут поступать с момента окончания летней кампании 2024 года. При этом свидетельств устойчивости педагогической направленности абитуриентов придётся ждать ещё дольше. Увлеченность педагогической профессией проявит себя в активной позиции студента-исследователя или студента-волонтёра, в многочисленных профессиональных пробах, в стремлении освоить новые педагогические роли (наставник, тренер, вожатый, игротехник и т.д.). Главным доказательством прочного основания педагогической направленности личности станет работа по специальности после окончания педагогического вуза. Все эти результаты обеспечиваются множеством других значимых условий уже профессионального образования, которые находятся за пределами нашего объекта исследования.
В данной статье необходимо было раскрыть возможности профильных смен в формировании профессиональной направленности на выбор педагогической специальности. Чем более осознанным будет профессиональный выбор, сделанный выпускником школы, тем более
надежным представляется дальнейшее осуществление его карьерных планов.
В этом отношении значимыми возможностями профильных смен можно признать:
- актуализация преднамеренных ситуаций личностного жизненного самоопределения и самопознания, в том числе первичного опыта построения профессиональных планов;
- ротация факторов профессионального самоопределения личности, в сторону увеличения влиятельной нагрузки обстоятельств, повышающих осознанность субъекта, совершающего профессиональный выбор;
- сохранение влияния личностного фактора (пример педагога, вожатого, образ выдающегося деятеля образования) при значительном увеличении доли неформального общения с представителями педагогической профессии и студентами пед.вуза;
- проживание профессионально-педагогических ролей в игровой, проектной деятельности, опыт профессиональных проб в аниматорстве, анализе и решении педагогических ситуаций, в практике лидерского поведения и публичных выступлений;
- организация нового образовательного пространства вне школы, насыщенного ситуациями выбора видов личной самореализации, способов самопознания и самовыражения, отменяющего шаблоны проведения прежних педагогических систем;
- тесная связь и преемственность между ролями: ученик-участник - студент-вожатый -наставник-педагог, сокращение дистанции школьник - студент и освоение пространства вуза, при условии проведения профильной смены на площадке данного вуза.
Спектр возможностей профильных смен вполне соответствует выделенным ранее значимым обстоятельствам выбора профессии. Вместе с тем, при продолжении системной работы с единой целевой группой обучающихся ПППК перечень возможностей профильных смен в формировании педагогической направленности выпускников школы будет расширятся.
Выявлению условий сохранения и укрепления профессиональной направленности студента на освоение педагогической специальности и на реализацию личных карьерных планов в сфере образования следует посвятить дальнейшую исследовательскую работу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акиньшина, О.Н. Формирование и развитие личностных качеств у обучающихся психолого-педагогических классов / О.Н. Акиньшина. - Текст : непосредственный // Международные передовые практики построения индивидуальной траектории личностного и профессионального роста в системе «школа-вуз-школа»: опыт, риски, перспективы. - Грозный, 2022. - С. 16-21.
2. Аксенов, С.И. Потенциал развития профильных классов психолого-педагогической направленности во взаимодействии школы и вуза: опыт, перспективы / С.И. Аксенов, А.С. Лабутин, Н.М. Лабутина. - Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-4. - С. 10-13. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-razvitiya-profilnyh-klassov-psihologo-pedagogicheskoy-napravlennosti-vo-vzaimodeystvii-shkoly-i-vuza-opyt-perspektivy/viewer (дата обращения: 24.07.2024).
3. Арифулина, Р.У. Формирование педагогического мировоззрения у обучающихся психолого-педагогического класса / Р.У. Арифулина, Т.К. Беляева, Л.В. Белогорская. - Текст : непосредственный // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2020. - № 2 (52). - С. 4850.
4. Байбородова, Л.В. Психолого-педагогический класс в воспитательной системе образовательной организации / Л.В. Байбородова. - Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2022. - № 4 (167). - С. 17-22.
5. Байтингер, О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук / О.Е. Байтингер. - Санкт-Петербург, 2006. - 117 с. - Текст : непосредственный.
6. Березкина, О.И. Неформальная образовательная деятельность в классах психолого-педагогической направленности / О.И. Березкина. - Текст : непосредственный // Развитие кадрового потенциала сферы образования: перезагрузка системы непрерывного педагогического образования : сб. науч. материалов междунар. форума «Евразийский образовательный диалог» / под науч. ред. А.В. Золотарёвой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023. - С. 1931.
7. Волохова, В.И. Психологические принципы и педагогические подходы к реализации модели психолого-педагогических классов / В.И. Волохова, В.М. Рыжик, А.В. Быкасова. - Текст : непосредственный // Педагогический вестник. - 2023. - № 27. - С. 27-30.
8. Головина, И.В. Формирование профессиональных интересов школьников в условиях психолого-педагогических классов / И.В. Головина, Г.А. Папуткова, Т.Ю. Медведева. - Текст : непосредственный // Школа будущего. - 2021. - № 6. - С. 18-24.
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 128-139 -----. + .----
9. Горшенина, С.Н. Учебно-исследовательский проект как средство профессионального самоопределения обучающихся психолого-педагогических классов / С.Н. Горшенина, И.А. Неясова, Л.А. Серикова. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-3. - С. 31-33.
10. Джей, М. Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом / М. Джей. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 320 с. - Текст : непосредственный.
11. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: опыт и традиции : коллект. моногр. / под науч. ред. Л.В. Байбородовой, А.М. Ходырева, А.П. Чернявской. -Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. - 339 с.
12. Касаткина, А.П. Профильный психолого-педагогический класс как ресурс формирования педагогической (социальной) одаренности / А.П. Касаткина. - Текст : электронный // Образование и воспитание. - 2023. - № 2 (43). -С. 4-6. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8086/ (дата обращения: 26.11.2023).
13. Климов, Е.А. Психология профессионала : избр. психол. тр. / Е.А. Климов. - Воронеж : МОДЭК, 1996. - 400 с. - Текст : непосредственный.
14. Колесникова, О.А. Кадровый дефицит на современном рынке труда России: проявления, причины, тренды, меры преодоления / О.А. Колесникова, Е.В. Маслова, И.В. Околелых. - Текст : непосредственный // Социально-трудовые исследования. - 2023. - №4. - С. 179-189.
15. Российская Федерация. Правительство. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/ (дата обращения: 5.08.2024). - Текст : электронный.
16. Леньков, С.Л. Профессиональная направленность абитуриентов вузов как предиктор успешности профессионального становления / С.Л. Леньков, Н.Е. Рубцова, А.М. Букинич. - Текст : непосредственный // National psychological journal. - 2023. - Vol. 18, № 2 (50). - С. 104-118.
17. Лунева, Е.С. Реверсивное наставничество как инструмент подготовки будущих педагогов / Е.С. Лунева. -Текст : непосредственный // Развитие кадрового потенциала сферы образования: перезагрузка системы непрерывного педагогического образования : сб. науч. материалов междунар. форума «Евразийский образовательный диалог» / под науч. ред. А.В. Золотарёвой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023. - С. 171-173.
18. Людвиг, П. Победи прокрастинацию / П. Людвиг. - Москва : Альпина Паблишер, 2021. - 264 с. - Текст : непосредственный.
19. Ногтикова, В.Р. Профильная лагерная смена как форма развития педагогической одаренности у обучающихся профильных психолого-педагогических классов / В.Р. Ногтикова, Ю.В. Кудинова. - Текст : электронный // Актуальные проблемы личностно-профессионального становления педагога: вызовы, тенденции, перспективы. В 2 ч. : материалы Всерос. форума, посвященного Году педагога и наставника. - Воронеж, 2023. - Ч. 2. - С. 100-104. -URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54045078_94034097.pdf (дата обращения: 5.08.2024).
20. Прончатова, А.С. К вопросу об актуальности формирования информационной компетентности обучающихся психолого-педагогических классов / А. С. Прончатова. - Текст : непосредственный // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». - 2022. - № 1-2. - С. 410-415.
21. Психологическое сопровождение выбора профессии : науч.-метод. пособие / под ред. Л.М. Митиной. - 2-е изд., испр. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Флинта, 2003. - 184 с. - Текст : непосредственный.
22. Райхерт, Т.Н. Оценка эффективности моделей организации профильных классов психолого-педагогической направленности / Т.Н. Райхерт, С.А. Устинова, М.А. Ушакова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. - № 1. - С. 174-185.
23. Рубцова, Н.Е. Психологическая диагностика профессиональной направленности / Н.Е. Рубцова, С.Л. Леньков. -Москва, 2023. - 172 с. - Текст : непосредственный.
24. Рубцова, Н.Е. Интегративно-типологическая профессиональная направленность личности / Н.Е. Рубцова. -Тверь : ТФ МГЭИ, 2011. - 140 с. - Текст : непосредственный.
25. Рубцова, Н.Е. Психологическая классификация современной профессиональной деятельности: интегративно-типологический подход : монография : в 2 кн. / Н.Е. Рубцова. - Тверь : Изд-во Тверск. филиала Московского гуманитарно-экономического института, 2012. - Текст : непосредственный.
26. Соколова, Н.В. На пути к педагогической профессии: опыт работы с психолого-педагогическими классами Воронежского государственного педагогического университета / Н.В. Соколова, Ю.В. Кудинова. - Текст : непосредственный // Развитие кадрового потенциала сферы образования: перезагрузка системы непрерывного педагогического образования : сб. науч. материалов междунар. форума «Евразийский образовательный диалог» / под науч. ред. А.В. Золотарёвой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023. - С. 240 - 249.
27. Центр карьеры УрГПУ : страница сообщества в рос. соц. сети ВКонтакте. - URL: https://vk.com/careercenteruspu (дата обращения: 23.07.24).
28. Фетисов, А.С. Психолого-педагогические классы как элемент системы непрерывного профессионально-педагогического образования / А.С. Фетисов. - Текст : электронный // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2022. - № 12. - URL: https://cyberleninka.ruarticle/n/psihologopedagogicheskie-klassy-kak-element-sistemy-nepreryvnogo-professionalno-pedagogicheskogoobrazovaniya/viewer (дата обращения: 26.11.2023).
29. Харитонова, А.А. Профессиональная направленность студентов социогуманитарных и технических специальностей / А.А. Харитонова, А.А. Костригин. - Текст : непосредственный // Психология инновационного управления персоналом в контексте традиционных общественных ценностей. - Нижний Новгород : ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2024. - С. 577-580.
2024, no 3(63), pp. 128-139 --- ♦ ----
30. Шаламов, О.О. Готовность к профессиональному самоопределению и обучению в ВУЗах старшеклассников /
0.0. Шаламов. - Текст : непосредственный // Инновации в гуманитарных исследованиях: методы, подходы и перспективы : сб. материалов I-ой междунар. оч.-заоч. науч.-практ. конф. - Москва, 2024. - С. 42-46.
31. Щелина, Т.Т. Актуализация психолого-педагогических классов в системе допрофессиональной подготовки современного педагогического образования (из опыта работы Арзамасского филиала ННГУ) / Т.Т. Щелина, Е.В. Лёвкина, С.О. Щелина. - Текст : непосредственный // Развитие кадрового потенциала сферы образования: перезагрузка системы непрерывного педагогического образования : сб. науч. материалов междунар. форума «Евразийский образовательный диалог» / под науч. ред. А. В. Золотарёвой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023. - С. 282289.
32. Шленев, А.К. Педагогический класс как субъект воспитательной системы школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук наук. / А.К. Шленев. - Ярославль, 2000. - 22 с. - Текст : непосредственный.
33. Якушкина, М.С. Неформальные образовательные практики в пространстве непрерывного образования педагогов / М.С. Якушкина. - Текст : непосредственный // Человек и образование. - 2020. - № 1 (62). - С. 9-15.
34. Adolescent vocational interests predict early career success: Two 12- year longitudinal studies / K. Hoff, C. Chu, S. Einarsdottir [et al.]. - Text : direct // Applied Psychology: An International Review. - 2022. - № 71 (1). - P. 49-75.
35. Nye, C.D. The effects of vocational interests on motivation, satisfaction, and academ.ic performance: Test of a mediated model / C.D. Nye, J.J. Prasad, J.B. Rounds. - Text : direct // Journal of Vocational Behavior. - 2021. - № 127.
REFERENCES
1. Akin'shina O.N. Formirovanie i razvitie lichnostnyh kachestv u obuchajushhihsja psihologo-pedagogicheskih klassov [Formation and development of personal qualities in students of psychological and pedagogical classes]. Mezhdunarodnye peredovye praktiki postroenija individual'noj traektorii lichnostnogo i professional'nogo rosta v sisteme «shkola-vuz-shkola»: opyt, riski, perspektivy [International best practices for building an individual trajectory of personal and professional growth in the school-university-school system: experience, risks, perspectives]. Groznyj, 2022, pp. 16-21.
2. Aksenov S.I., Labutin A.S., Labutina N.M. Potencial razvitija profil'nyh klassov psihologo-pedagogicheskoj napravlennosti vo vzaimodejstvii shkoly i vuza: opyt, perspektivy [The potential for the development of specialized classes of psychological and pedagogical orientation in the interaction of schools and universities: experience, prospects]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern pedagogical education], 2021, no. 72-4, pp. 10-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-razvitiya-profilnyh-klassov-psihologo-pedagogicheskoy-napravlennosti-vo-vzaimodeystvii-shkoly-i-vuza-opyt-perspektivy/viewer (Accessed 24.07.2024).
3. Arifulina R.U., Beljaeva T.K., Belogorskaja L.V. Formirovanie pedagogicheskogo mirovozzrenija u obuchajushhihsja psihologo-pedagogicheskogo klassa [Formation of a pedagogical worldview among students of a psychological and pedagogical class]. Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet: psychological and pedagogical sciences], 2020, no. 2 (52), pp. 48-50.
4. Bajborodova L.V. Psihologo-pedagogicheskij klass v vospitatel'noj sisteme obrazovatel'noj organizacii [Psychological and pedagogical class in the educational system of an educational organization]. Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University], 2022, no. 4 (167), pp. 17-22.
5. Bajtinger O.E. Psihologicheskie determinanty perezhivanija budushhego kak problemy v junosheskom vozraste. Dis. kand. psihol. nauk [Psychological determinants of experiencing the future as a problem in adolescence. Ph. D. (psychology) diss.]. Sankt-Peterburg, 2006. 117 p.
6. Berezkina O.I. Neformal'naja obrazovatel'naja dejatel'nost' v klassah psihologo-pedagogicheskoj napravlennosti [Informal educational activities in classes of psychological and pedagogical orientation]. In Zolotarjovoj A.V. (ed.). Razvitie kadrovogo potenciala sfery obrazovanija: perezagruzka sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija: sb. nauch. materialov mezhdunar. foruma «Evrazijskij obrazovatel'nyj dialog» [Development of human resources in the field of education: rebooting the system of continuous pedagogical education]. Jaroslavl': RIO JaGPU, 2023, pp. 19-31.
7. Volohova V.I., Ryzhik V.M., Bykasova A.V. Psihologicheskie principy i pedagogicheskie podhody k realizacii modeli psihologo-pedagogicheskih klassov [Psychological principles and pedagogical approaches to the implementation of the model of psychological and pedagogical classes]. Pedagogicheskij vestnik [PedagogicalBulletin], 2023, no. 27, pp. 27-30.
8. Golovina I.V., Paputkova G.A., Medvedeva T.Ju. Formirovanie professional'nyh interesov shkol'nikov v uslovijah psihologo-pedagogicheskih klassov [Formation of professional interests of schoolchildren in the conditions of psychological and pedagogical classes]. Shkola budushhego [School of the future], 2021, no. 6, pp. 18-24.
9. Gorshenina S.N., Nejasova I.A., Serikova L.A. Uchebno-issledovatel'skij proekt kak sredstvo professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja psihologo-pedagogicheskih klassov [Educational and research project as a means of professional self-determination of students of psychological and pedagogical classes]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern pedagogical education], 2022, no. 77-3, pp. 31-33.
10. Dzhej M. Vazhnye gody. Pochemu ne stoit otkladyvat' zhizn' na potom [Important years. Why you shouldn't postpone life for later]. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2014. 320 p.
11. In Bajborodovoj L.V. (eds.) Doprofessional'naja pedagogicheskaja podgotovka shkol'nikov: opyt i tradicii: kollekt. monogr. [Pre-professional pedagogical training of schoolchildren]. Jaroslavl': RIO JaGPU, 2021. 339 p.
12. Kasatkina A.P. Profil'nyj psihologo-pedagogicheskij klass kak resurs formirovanija pedagogicheskoj (social'noj) odarennosti [Profile psychological and pedagogical class as a resource for the formation of pedagogical (social) giftedness].
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 128-139 ----. + .----
Obrazovanie i vospitanie [Education and upbringing], 2023, no. 2 (43), pp. 4-6. URL: https://moluch.rU/th/4/archive/246/8086/ (Accessed 26.11.2023).
13. Klimov E.A. Psihologija professionala: izbr. psihol. tr. [Psychology of a professional]. Voronezh: MODJeK, 1996. 400 p.
14. Kolesnikova O.A., Maslova E.V., Okolelyh I.V. Kadrovyj deficit na sovremennom rynke truda Rossii: projavlenija, prichiny, trendy, mery preodolenija [Personnel shortage in the modern Russian labor market: manifestations, causes, trends, coping measures]. Social'no-trudovye issledovanija [Social and labor research], 2023, no. 4, pp. 179-189.
15. Rossijskaja Federacija. Pravitel'stvo. Koncepcija podgotovki pedagogicheskih kadrov dlja sistemy obrazovanija na period do 2030 goda [The concept of teacher training for the education system for the period up to 2030]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/ (Accessed 5.08.2024).
16. Len'kov S.L., Rubcova N.E., Bukinich A.M. Professional'naja napravlennost' abiturientov vuzov kak prediktor uspeshnosti professional'nogo stanovlenija [The professional orientation of university applicants as a predictor of the success of professional development]. National psychological journal [National psychological journal], 2023, vol. 18, no. 2 (50), pp. 104-118.
17. Luneva E.S. Reversivnoe nastavnichestvo kak instrument podgotovki budushhih pedagogov [Reverse mentoring as a tool for training future teachers]. In A.V. Zolotarjovoj (ed.) Razvitie kadrovogopotenciala sfery obrazovanija: perezagruzka sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija: sb. nauch. materialov mezhdunar. foruma «Evrazijskij obrazovatel'nyj dialog» [Development of human resources in the field of education: rebooting the system of continuous pedagogical education]. Jaroslavl': RIO JaGPU, 2023, pp. 171-173.
18. Ljudvig P. Pobedi prokrastinaciju [Defeat procrastination]. Moscow: Al'pina Pablisher, 2021. 264 p.
19. Nogtikova V.R., Kudinova Ju.V. Profil'naja lagernaja smena kak forma razvitija pedagogicheskoj odarennosti u obuchajushhihsja profil'nyh psihologo-pedagogicheskih klassov [Profile camp shift as a form of development of pedagogical giftedness among students of specialized psychological and pedagogical classes]. Aktual'nye problemy lichnostno-professional'nogo stanovlenija pedagoga: vyzovy, tendencii, perspektivy. V 2 ch. Ch. 2: materialy Vseros. foruma, posvjashhennogo Godu pedagoga i nastavnika [Urgent problems of personal and professional formation of a teacher. In 2 vol. Vol. 2]. Voronezh, 2023, pp. 100-104. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54045078_94034097.pdf (Accessed 5.08.2024).
20. Pronchatova A.S. K voprosu ob aktual'nosti formirovanija informacionnoj kompetentnosti obuchajushhihsja psihologo-pedagogicheskih klassov [On the issue of the relevance of the formation of information competence of students of psychological and pedagogical classes]. Osovskie pedagogicheskie chtenija «Obrazovanie v sovremennom mire: novoe vremja - novye reshenija» [Osovsky pedagogical readings "Education in the modern world: new time means new solutions"], 2022, no. 1-2, pp. 410-415.
21. In Mitinoj L.M. (ed.) Psihologicheskoe soprovozhdenie vybora professii: nauch.-metod. posobie [Psychological support of the choice of profession]. Moscow: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Flinta, 2003. 184 p.
22. Rajhert T.N., Ustinova S.A., Ushakova M.A. Ocenka jeffektivnosti modelej organizacii profil'nyh klassov psihologo-pedagogicheskoj napravlennosti [Evaluation of the effectiveness of models of organization of specialized classes of psychological and pedagogical orientation]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2024, no. 1, pp. 174-185.
23. Rubcova N.E., Len'kov S.L. Psihologicheskaja diagnostika professional'noj napravlennosti [Psychological diagnostics of professional orientation]. Moscow, 2023. 172 p.
24. Rubcova N.E. Integrativno-tipologicheskaja professional'naja napravlennost' lichnosti [Integrative and typological professional orientation of personality]. Tver': TF MGJeI, 2011. 140 p.
25. Rubcova N.E. Psihologicheskaja klassifikacija sovremennoj professional'noj dejatel'nosti: integrativno-tipologicheskij podhod: monografija: v 2 kn. [Psychological classification of modern professional activity: an integrative and typological approach]. Tver': Izd-vo Tversk. filiala Moskovskogo gumanitarno-jekonomicheskogo instituta, 2012.
26. Sokolova N.V., Kudinova Ju.V. Na puti k pedagogicheskoj professii: opyt raboty s psihologo-pedagogicheskimi klassami Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [On the way to the teaching profession: work experience with psychological and pedagogical classes of Voronezh State Pedagogical University]. In Zolotarjovoj A.V. (ed.) Razvitie kadrovogo potenciala sfery obrazovanija: perezagruzka sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija: sb. nauch. materialov mezhdunar. foruma «Evrazijskij obrazovatel'nyj dialog» [Development of human resources in the field of education: rebooting the system of continuous pedagogical education]. Jaroslavl': RIO JaGPU, 2023, pp. 240 - 249.
27. Centr kar'ery UrGPU: stranica soobshhestva v ros. soc. seti Vkontakte [USPU Career Center]. URL: https://vk.com/careercenteruspu (Accessed 23.07.24).
28. Fetisov A.S. Psihologo-pedagogicheskie klassy kak jelement sistemy nepreryvnogo professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija [Psychological and pedagogical classes as an element of the system of continuous professional and pedagogical education]. Gumanitarnye issledovanija. Pedagogika i psihologija [Humanitarian studies. Pedagogy and psychology], 2022, no. 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologopedagogicheskie-klassy-kak-element-sistemy-nepreryvnogo-professionalno-pedagogicheskogoobrazovaniya/viewer (Accessed 26.11.2023).
29. Haritonova A.A., Kostrigin A.A. Professional'naja napravlennost' studentov sociogumanitarnyh i tehnicheskih special'nostej [Professional orientation of students of socio-humanitarian and technical specialties]. Psihologija innovacionnogo upravlenija personalom v kontekste tradicionnyh obshhestvennyh cennostej [Psychology of innovative personnel management in the context of traditional social values]. Nizhnij Novgorod: NNGU im. N.I. Lobachevskogo, 2024, pp. 577-580.
30. Shalamov O.O. Gotovnost' k professional'nomu samoopredeleniju i obucheniju v VUZah starsheklassnikov [Readiness for professional self-determination and education in high school students]. Innovacii v gumanitarnyh issledovanijah: metody,
2024, no 3(63), pp. 128-139 --- ♦ ----
podhody i perspektivy: sb. materialov I-oj mezhdunar. och.-zaoch. nauch.-prakt. konf. [Innovations in humanitarian research: methods, approaches and prospects]. Moscow, 2024, pp. 42-46.
31. Shhelina T.T., Ljovkina E.V., Shhelina S.O. Aktualizacija psihologo-pedagogicheskih klassov v sisteme doprofessional'noj podgotovki sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija (iz opyta raboty Arzamasskogo filiala NNGU) [Actualization of psychological and pedagogical classes in the system of pre-professional training of modern pedagogical education]. In A.V. Zolotaijovoj (ed.) Razvitie kadrovogo potenciala sfery obrazovanija: perezagruzka sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija: sb. nauch. materialov mezhdunar. foruma «Evrazijskij obrazovatel'nyj dialog» [Development of human resources in the field of education: rebooting the system of continuous pedagogical education]. Jaroslavl': RIO JaGPU, 2023, pp. 282-289.
32. Shlenev A.K. Pedagogicheskij klass kak sub#ekt vospitatel'noj sistemy shkoly. Avtoref. dis. kand. ped. nauk nauk [Pedagogical class as a subject of the educational system of the school. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Jaroslavl', 2000. 22 p.
33. Jakushkina M.S. Neformal'nye obrazovatel'nye praktiki v prostranstve nepreryvnogo obrazovanija pedagogov [Informal educational practices in the space of continuing education of teachers]. Chelovek i obrazovanie [Man and education], 2020, no. 1 (62), pp. 9-15.
34. Hoff K., Chu C., Einarsdottir S., et al. Adolescent vocational interests predict early career success: Two 12- year longitudinal studies. Applied Psychology: An International Review, 2022, no. 71 (1), pp. 49-75.
35. Nye C.D., Prasad J.J., Rounds J.B. The effects of vocational interests on motivation, satisfaction, and academ.ic performance: Test of a mediated model. Journal of Vocational Behavior, 2021, no. 127.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
С.С. Луткин, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Филиал Федерального государственного образовательного учреждения Высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в городе Нижний Тагил, г. Нижний Тагил, Россия, e-mail: sergeich2000@mail.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
S.S. Lutkin, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Branch of the Russian State Vocational Pedagogical University in Nizhny Tagil, Nizhny Tagil, Russia, e-mail: sergeich2000@mail.ru.