Научная статья на тему 'Профильные лагеря Курской области'

Профильные лагеря Курской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛА ЛИДЕРОВ / РАЗВИВАЮЩИЕ СРЕДЫ / ИСКУССТВО УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ / ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕЛИ / ПОЗИТИВНОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ / PROFILE CAMP / SOCIAL EDUCATION / SCHOOL OF LEADERS / EDUCATIONAL ENVIRONMENTS / THE ART OF MANAGING PEOPLE / SOCIALLY SIGNIFICANT GOALS / POSITIVE ATTITUDE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чертова Алла Альбертовна, Чернышёв Алексей Сергеевич, Иванова Оксана Леонидовна, Беспалов Дмитрий Викторович

Профильный лагерь. Роль психологов-педагогов. Единые «правила игры». Социальное обучение. Обучающий эффект. Социальная активность самих подростков и молодёжи. Школа лидеров. Развивающие среды. Искусство управлять людьми. Общественно значимые цели. Позитивное мироощущение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильные лагеря Курской области»

ПРО ФИЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ1

Алла Альбертовна Чертова,

председатель Комитета по делам молодёжи и туризму Курской области Алексей Сергеевич Чернышёв,

заведующий кафедрой психологии Курского государственного унверситета, профессор, доктор психологических наук

Оксана Леонидовна Иванова,

заместитель председателя комитета по делам молодёжи и туризму Курской области

Дмитрий Викторович Беспалов,

доцент кафедры психологии Курского государственного унверситета, кандидат психологических наук

Реальная возможность организации эффективного социального обучения сегодня — образовательные структуры типа профильных лагерей, на базе которые формируются временные молодёжные коллективы. Ведущий принцип таких лагерей — создание развивающей социальной среды, в которой наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности. Роль психологов-педагогов состоит в том, чтобы задать единые «правила игры». Обучающий эффект обеспечивается благодаря социальной активности самих подростков и молодёжи.

• профильный лагерь • социальное обучение • школа лидеров • развивающие среды • искусство управлять людьми • общественно значимые цели

• позитивное мироощущение

К

урская область — один из первых регионов нашей страны, где были созданы профильные лагеря, уже более 50 лет непрерывно функционирует центр подготовки молодёжных лидеров «Комсорг» (основан в 1961 году профессором Л.И. Уман-ским). В регионе активно развивается профильное движение, много лет успешно функционируют профильные лагеря: «Гайдаровец» — 35 лет,

1 Работа поддержана грантом Президента России, проект № 2254.2012.6, грантом РГНФ, проект № 11-06-01102а.

«Вертикаль» — 28 лет, «Спасатель» — 19 лет, «Монолит» —17 лет, «Магистр» — 17 лет, «Аргон» — 12 лет,

«Славянское содружество» — 11 лет. С каждым годом профильных лагерей становится всё больше, расширяется их специализация (см. табл. 1, 2, 3). Летом 2012 года было реализовано 38 профильных программ, рассчитанных на детей всех возрастных категорий (от 6 до 17 лет). Каждый профильный центр живёт по своим традициям, у каждого своя

история. Но все они заботятся о духовном здоровье растущего человека, всестороннем его развитии.

Таблица 1

Динамика численности профильнык лагерей Курской области

Количество профильныш лагерей в Курской области

2009 год 2010 год 2011 год 2012 год

14 26 35 38

Количество участников профильныш лагерей, чел.

3272 4365 5407 6386

Таблица 2

Организаторы профильных лагерей Количество программ

2011 2012

Общественные организации 17 18

Образовательные учреждения 5 3

Органы исполнительной и муниципальной власти 7 10

Муниципальные учреждения - 2

Иные организации 3 1

Таблица 3

Направление деятельности профильных лагерей Кол-во программ

2011 2012

Работа с детским и молодёжным активом 13 14

Военно-патриотическая направленность 2 5

Спортивная и туристическая направленность 6 5

Работа с одарёнными и творческими детьми 6 6

Православная направленность 1 1

Работа с трудными подростками 2 3

Курской области. Организаторами профильных смен выступают общественные организации, образовательные учреждения, органы исполнительной и муниципальной власти, муниципальные учреждения.

Научное сопровождение деятельности профильных лагерей осуществляют психологи и педагоги Курского государственного университета. Согласно требованиям Комитета по делам молодёжи и туризму Курской области все программы профильных лагерей должны проходить научную и методическую экспертизу. Первый профильный лагерь «Комсорг» создавался на основе психологической концепции лидерства и малых групп, разработанной профессором Л.И. Уманским и его учениками А.С. Чернышёвым, А.Н. Лутошкиным, Е.А. Шаниным, Л.И. Акатовым и другими, кто работал в «Комсорге» руководителем и практическим психологом.

За 51 год школу «Комсорга» прошли более 37 тысяч подростков, многие из них стали крупными руководителями в различных сферах народного хозяйства, а главное — получили заряд личностного развития на долгие годы.

С первых минут нахождения в профильном лагере «Комсорг» подростки и молодёжь включаются в разнообразный, содержательный и увлекательный отдых с одновременным решением специальных обучающих, развивающих, воспитательных задач, которые реализуются в различных видах деятельности: учебной, игровой, творческой, художественной, спортивной, трудовой. Их специфика в том, что создаётся такая ситуация, при которой подростки и старшие школьники не только усваивают социальный опыт, но и воспроизводят его путём активного воздействия на других людей посредством своей деятельности.

Наиболее зримые результаты этого воздействия проявляются в желании молодых людей проявить активность в личностном самосовершенствовании, в работе над своими недостатками, проблемами, в развитии

Государственный заказчик профильных лагерей — Комитет по делам молодёжи и туризму

у себя лидерских качеств, в поиске возможности самореализоваться в рамках учебной и вне-учебной деятельности. Возникая на уровне понимания их личной значимости, названные качества постепенно переходят в жизненные цели его воспитанников.

Школа лидеров имеет ряд специфических особенностей в сравнении с другими профильными лагерями области, особенно по структуре коллектива, содержанию деятельности, традициям, ритуалам. В этой школе высок удельный вес научного сектора, выражен приоритет социального обучения над предметным, яркие эмоциональный, художественный, спортивный компоненты. Здесь не только учатся искусству управлять людьми, но и хорошо отдыхают.

Научный подход, разработанный кафедрой психологии Курского госуниверситета и реализуемый в профильных лагерях, определяет содержание помощи молодёжи как оптимизацию её жизнедеятельности посредством создания развивающих социальных сред. Развивающая социальная среда отличается от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания.

Потенциал развивающих сред раскрывается посредством социального обучения как наиболее оптимальной формы психологической помощи молодёжи. Под социальным обучением понимается формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, которое направлено на достижение общественно значимых целей.

Разработанные технологии универсальны по возможности переноса и применения в различных организационных условиях работы с молодёжью. Технологии основаны на актуализации следующих механизмов построения развивающей социальной среды:

• Формирование духовной культуры молодёжного социума. Главные условия формирования высокой духовной культуры — совместное переживание юношами и девушками чувства сопричастности к особой молодёжной суб-

культуре, сочетающей в себе романтичность и высокую социальную активность, чувство принадлежности к престижной общественной организации региона, приобщение к высоким жизненным целям и ценностям.

• Функциональное включение педагогов в совместную деятельность. Коллектив педагогов выступает в форме «коллектива созидателей», действующего в соответствии с организационным порядком, ритуалами и атрибутикой, принятыми в данной среде. Педагоги образуют свой отряд и наряду с другими отрядами участвуют в общих построениях, соревнованиях.

• Включение участников в высокоорганизованную общность. Уровень организованности развивающей социальной среды резко контрастирует с обычной средой проживания. Организационные нормы, структура, процессы отличаются чёткостью и упорядоченностью. Коллективные действия совершаются в быстром и согласованном темпоритме. Характерна высокая степень включённости индивидов в совместную деятельность.

• Демократическое внедрение организационного порядка. Организационные нормы и структура представляются на общем собрании в самом начале смены не как «директивы педагогического совета», но как многолетние традиции,

в создании которых участвовали и сами воспитанники. Таким образом подчёркивается возможность и необходимость участия ребят в продолжающемся нормотворчестве.

• Общая пространственная организация коллективных действий. Общеколлективные построения, спортивные состязания, конкурсы, художественное творчество, танцы, хоровые песни

и другие групповые мероприятия совершаются в «зоне видимости» для каждого воспитанника. Дети воспринимают самих себя и друг друга через призму

общеколлективной активности, что стимулирует созревание подлинной социальности в личности.

• Социальное, духовное и предметное обогащение деятельности. Высокосодержательная и в социальном, и в духовном отношении, разнообразная в предметном плане деятельность — системообразующий фактор развивающей социальной среды, определяющий её направленность и качественное своеобразие.

• Интенсификация интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих компонентов совместной деятельности. Коллективные действия совершаются на вербальном (скандирование девизов, приветствий, пение песен) и сенсомоторном (игры, марши, танцы, построения) уровнях. Время и материальные ресурсы для их подготовки ограничены.

В ходе двухдневного инструктивного семинара для педагогических отрядов профильных лагерей весной 2012 года проведено исследование содержания работы 10 профильных лагерей Курской области, позволившее определить приоритеты в их работе. 40% организаторов профильных лагерей одной из основных целей своей деятельности считают социализацию детей и подростков, 60% — самореализацию (проявляющуюся в выявлении и развитии организаторских, лидерских, творческих качеств личности, развитии активной жизненной позиции), 40% — духовно-нравственное развитие, 20% — развитие ответственности, гражданственности, патриотизма.

Организаторы профильных смен основными критериями успешности своей деятельности считают положительное эмоциональное состояние детей (90%), вовлечённость детей в программу смены и активное участие в ней, желание продолжать работу в профильном объединении, заинтересованность в реализации дальнейших программ, личностный рост ребёнка (40%), высокий уровень развития временного детского коллектива (20%), положительные отзывы родителей (20%) и др. Особо отмечается наличие

интеллектуальных продуктов, полученных в ходе смены.

По мнению педагогических коллективов, в результате реализации профильных программ должны быть решены следующие задачи:

• Создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей за счёт благоприятной психологической атмосферы

в коллективе лагеря, приобретения конкретных знаний, умений и навыков практической деятельности в детских коллективах.

• Формирование здорового образа жизни, физическое совершенствование детей

и подростков.

• Предоставление возможностей для раскрытия и увеличения творческого потенциала детей и подростков посредством разноплановой совместной деятельности.

• Включение детей и молодёжи в продуктивную социальную практику, воспитание свободной нравственной личности, способной защищать свои права и добросовестно выполнять обязанности.

• Развитие лидерских качеств, целеустремлённости, умения самостоятельно принимать решения, быть коммуникабельным, социально активным человеком.

• Формирование у детей зрелой активной гражданской позиции, способности к инновационному поведению.

Педагогические отряды выбирают в основном активные формы работы. Это традиционные КТД (70%), беседы, дискуссии, маршрутные игры, мастер-классы (60%), музыкальные, ритмические и спортивные часы (40%), встречи с интересными людьми, выездные экскурсии, линейки, деловые игры и викторины (20%).

«Славянское содружество»

Особое место в ряду профильных лагерей Курской области занимает Международный лагерь студенческого актива, который, по классификации И.И. Фришман, можно отнести к высшему, инновационному уровню развития профильных лагерей «Смена-форум».

Международный студенческий центр «Славянское содружество» организован в 2002 году и работает под патронажем полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе совместно с Министерством спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации, молодёжными структурами субъектов России и стран СНГ. Непосредственным организатором центра выступил Комитет по делам молодёжи и туризму Курской области.

За 11 лет в проекте приняли участие:

• более 4550 студентов и преподавателей учебных заведений высшего и среднего профессионального образования из 72 субъектов Российской Федерации, Украины, Республики Беларусь, Абхазии, Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Казахстана, Молдовы, Армении, Азербайджана, Северной Осетии, Таджикистана, Узбекистана, Эстонии;

• 410 организаций — учебных заведений светского и духовного образования, органы исполнительной власти, учреждения по работе

с молодёжью, общественные организации.

740 молодёжных проектов представлены для сотрудничества. Заключено свыше 2000 договоров о совместной реализации молодёжных проектов. «Славянское содружество» стало стартовой площадкой многим молодым людям в их профессиональной и общественной деятельности.

Цель проекта «Славянское содружество» в том, чтобы в каждом учебном заведении был сформирован и подготовлен к общественной работе студенческий актив. Именно поэтому в течение всей смены активный отдых проходит совместно с обучением по программе делового сотрудничества «Формула успеха». Сегодня нужны не только хорошо подготовленные кадры, но и профессиональные управленцы-менеджеры.

Проект реализовывался в разных местах:

• в 2002—2004 годах — в Национальном центре параолимпийской и дефлимпийской подготовки и реабилитации инвалидов «Украина» Национального комитета спорта инвалидов Украины (г. Евпатория, Автономная Республика Крым);

• в 2005—2009 годах — на территории оздоровительный комплекса «Дагомыс» Управления делами Президента Российской Федерации

(г. Сочи);

в 2010—2012 годах — на территории оздоровительного комплекса «Гамма» (пос. Ольгинка, Туапсинский район, Краснодарский край).

Участники — студенты, молодые учёные, лидеры молодёжных и студенческих объединений, представители творческой молодёжи. «Славянское содружество» — это приглашение к сотрудничеству, к участию в деловых и творческих проектах:

• в Международном форуме молодых учёных духовных и светских учебных заведений «Духовность — основа единства и развития»;

• в программе делового сотрудничества студенческого актива «Формула успеха»;

• в выставке-презентации студенческих проектов и программ «Открытый проект — «Студенческое сотрудничество»;

• в программе студенческого творчества «Славянское созвездие»;

• в спартакиаде славянской молодёжи «Спорт-миротворец»;

• в программе интеллектуальных игр

и проектов «Международный открытый студенческий турнир»;

• в программе сотрудничества и общения «СоттишсаНоп»;

• в программе радиоэфира «Информационное пространство без границ».

По мнению губернатора Курской области А.Н. Михайлова, проведение Международного форума студенческих научных обществ и молодых учёных светских и духовных учебных заведений — достойное продолжение многолетних традиций, направленных на взаимодействие и единение государственных структур, общественных и религиозных институтов, светских и духовных научных школ во имя единой цели духовно-нравственного воспитания молодёжи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает, что к функциям форума относится формирование чувства единения и сплочённости; сотрудничество студентов и молодых учёных как светских, так

и духовных учебных заведений; укрепление молодёжных связей между различными народами; распространение навыков ведения мирного диалога; развитие добрососедских взаимоотношений между представителями разных стран, национальностей и культур.

«Славянское содружество» — особый социально-психологический социум. За 11 лет форум стал самостоятельной силой, к которой прислушиваются различные государственные и общественные организации. «Славянское содружество» представляет для региона ценность и авторитет. Форум является одновременно школой актива и представительным органом талантливой и деятельной молодёжи Курской области. Это не просто оздоровительная смена, как во многих других лагерях. Это особая конгрессная форма молодёжного туризма, которая объединила около 5 тысяч молодых людей из различных регионов России, стран СНГ и Дальнего Зарубежья. Форум — концентрация опыта, накопленного профильными лагерями.

Участники «Славянского содружества» включены в высокоорганизованную общность, где существуют свои законы и нормы, которые также созданы в ходе демократического внедрения организационного порядка. Преобладает единая пространственная организация коллективных действий, которая проявляется в общих сборах участников лагеря, во время спортивно-оздоровительных программ, а также в творческой программе «Славянское созвездие».

Эмоциональная насыщенность, необходимость форсировать интеллектуальные и творческие усилия, высокие энергетические затраты — всё это обеспечивает максимальное вовлечение каждого участника форума в совместную деятельность, устраняет опасность возникновения пустых молодёжных «тусовок» и создаёт эффект огромной, продуктивной жизни.

В основе функционирования «Славянского содружества» — оптимальное сочетание содержательного и увлекательного отдыха молодёжи с одновременным решением образовательных и воспитательных задач.

Наши исследования показывают, что у большей части респондентов благодаря созданию развивающей социальной среды преобладает позитивное мироощущение. Установлено, что большинство участников «Славянского содружества» отмечает возможность общения и налаживания деловых контактов в рамках форума. Многие участники отмечают развитие у них чувства «социального оптимизма», личностные изменения и духовный рост. Встречаются следующие высказывания, характеризующие форум: «Это реальная возможность найти в себе новые Я»; «Славянка» вернула какую-то давно утраченную веру в наших людей, в современников, в то, что в нашей стране ещё что-то можно с кем-то делать, творить. Я увидел ту молодёжь, которую так просто на улице не встретишь, тех, кто неравнодушен к происходящим вокруг событиям».

Участники отмечают важную роль форума в дальнейшей профессиональной деятельности, особо следует отметить формирование в ходе «Славянского содружества» работоспособного коллектива единомышленников, который продуктивно действует и после форума.

Говоря о влиянии форума на макроуровне, необходимо отметить, что дружба и деловые контакты, появившиеся на форуме, распространяются и перерастают в сотрудничество между регионами и государствами. Участникам предоставляется реальная возможность сотрудничества с коллегами из РФ и СНГ.

В Курской области создана новая система оздоровления и отдыха, которая позволяет говорить о развитии профильного движения. Многолетняя работа профильных лагерей — результат государственной молодёжной политики, реализуемой в регионе, неотъемлемой частью которой является научное сопровождение деятельности молодёжных общественных организации и профильных лагерей. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.