Научная статья на тему '«Комсорг» и его последователи'

«Комсорг» и его последователи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профильные лагеря / КОШМЛ «Комсорг» / молодежная политика / Курская область. / Specialized camps / Komsorg / youth policy / Kursk region.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А В. Барков

Профильные лагеря являются эффективным средством воспитания и оздоровлениямолодежи. В данной статье описываются различные аспекты деятельности лагерей Курскойобласти на примере КОШМЛ «Комсорг» и других организаций, перенявших его принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А В. Барков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«KOMSORG» AND HIS FOLLOWERS

Specialized camps are an effective means of education and rehabilitation of young people. This article describes the various aspects of the camps of the Kursk region on the example "Komsorg" and other organizations which have adopted its principles.

Текст научной работы на тему ««Комсорг» и его последователи»

УДК 061.213;329.728;94/99

«КОМСОРГ» И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

© 2015 А. В. Барков

аспирант кафедры истории России e-mail: dartsnoopy@yandex.ru

Курский государственный университет

Профильные лагеря являются эффективным средством воспитания и оздоровления молодежи. В данной статье описываются различные аспекты деятельности лагерей Курской области на примере КОШМЛ «Комсорг» и других организаций, перенявших его принципы.

Ключевые слова: профильные лагеря, КОШМЛ «Комсорг», молодежная политика, Курская область.

Одним из важнейших аспектом социально-экономической поддержки детей и молодёжи является обеспечение их оздоровления и отдыха. По состоянию на 2013 г. администрация города Курска обеспечивает 3 основных вида отдыха детей в каникулярное время:

- дневные лагеря на базе общеобразовательных школ города Курска и Курской области;

- загородные оздоровительные лагеря;

- специализированные (профильные) лагеря.

В Курской области особое внимание уделяется развитию профильного движения. Так, в 2013 г. в регионе было проведено 28 специализированных лагерей (32 смены). Одним из старейших является «Комсорг», основанный в 1961 г. преподавателем кафедры педагогики и психологии Курского госпединститута Л.И. Уманским при содействии преподавателя кафедры физкультуры А.И. Бурцевой. Пример этого профильного лагеря оказался столь удачным, что в течение полувека после создания, на базе его модели было создано множество аналогичных центров. Среди них «Вертикаль» - для городских подростков и юношей), «Монолит» - для неформальных групп подростков; «Летняя деревня содружества детей» - для детей с задержкой психического развития и из социально изолированной среды; «Магистр» -для одарённых школьников и другие.

Основатель «Комсорга» - Лев Ильич Уманский - курянин, участник Великой Отечественной войны, доктор психологических наук, профессор, лауреат премии Ленинского комсомола. Демобилизовавшись из армии, он поступил в Курский госпединститут на исторический факультет, после чего остался в этом учебном заведении в качестве преподавателя кафедры педагогики и психологии. Кроме научной деятельности Лев Николаевич был отчаянно предан воспитательной работе. Уже будучи состоявшимся человеком, он каждый год работал в пионерских лагерях, где снискал славу одного из лучших воспитателей области. Благотворному влиянию Уманского подвергались не только дети, но и его студенты и коллеги. По инициативе возглавляемой им команды преподавателей госпединститута (в неё входили физик Б.В. Тарасов, географ Р.В. Кабанова, филолог Б.Н. Баланенко, педагог Л.И. Спирин) был создан образцовый пионерский лагерь имени Веры Терещенко. Этот проект стал прототипом «Комсорга». Фактически первая смена «Комсорга» прошла в 1961 г. на одной из летних площадок города Курска, куда Л.И. Уманский был приглашен в

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

качестве воспитателя её организатором - А.И. Бурцевой. Это был экспериментальный проект, направленный на раскрытие организаторских способностей молодёжи. С 1962 г. руководство лагерем полностью переходит в руки Льва Ильича.

Первый «полноценный» «Комсорг» состоялся в с. Верхний Любаж Курской области. Из-за несоответствия материальной базы лагерь решено было перенести. По договорённости с директором Горнальской спецшколы М.Е. Бондарем в период с 1966 по 1980 г. в качестве базы использовалась территория школы. Таким образом сложился первый в СССР Центр по подготовке молодёжных лидеров, его традиции и законы [Чернышев 2007: 44].

Педагогический коллектив лагеря, носящий название «Товарищ», формируется из наиболее подготовленных, увлеченных психологией студентов Курского государственного университета в количестве 12-20 человек. Основой деятельности отряда шефов-инструкторов является социальное творчество. Исходя из собственных позитивных социально-ценностных ориентаций, педколлектив задает такие же ценности и для подростков.

Основным руководящим органом самоуправления, на котором планируются и принимаются основные мероприятия, является общее собрание лагеря. Оно следит за соответствием деятельности лагеря ранее разработанной программе и координирует рассмотрение и исполнение идей и предложений, исходящих от воспитанников и педотряда.

Штаб Центра осуществляет связь между руководителем программы, педагогическим коллективом, психологической службой, с одной стороны, и первичными коллективами воспитанников (отрядами) - с другой.

Отряды являются основным объектом и субъектом программы. На уровне отрядов реализуются учебные занятия (теоретические и практические). Занятия организованы в соответствии с профилями: «Абитуриент», Пресса», «Менеджер», «ВСО» и др. Отряды выступают как участники и организаторы общих мероприятий Центра, а также тематических дней.

Жизнедеятельность школы лидеров строится на следующих психологических принципах:

О активное взаимодействие индивидуальных и групповых субъектов по направлениям: индивид - группа; группа - другие одноуровневые группы; индивид - основной коллектив; группа - основной коллектив;

□ приоритет многоплановой социально значимой, духовно обогащенной совместной деятельности в развитии личности и группы;

□ создание экспериментальной ситуации для актуализации лидерства и творческого потенциала индивидов и групп;

О интенсификация нравственных, интеллектуальных эмоциональных и физических компонентов активности индивидов и групп;

О сочетание диагностических и формирующих подходов (приоритет принципа : «пришел - измерил - остался и изменил» над принципом: «пришел - измерил - и ушел») [ Чернышев 2007: 71].

Курская региональная молодёжная общественная организация «Вертикаль» берёт своё начало в 1984 г., как городской лагерь пионерско-комсомольского актива, созданный для помощи Обоянскому плодосовхозу. Основатели организации -Н.А. Шерер и И. С. Полонский. [Фурсенко]

В первые годы существования лагеря в педагогических целях активно использовались семинарские и лекционные занятия, практиковалось конспектирование. Но позже было решено отказаться от подобного подхода в пользу привития

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.

№ 3 (35)

Барков А. В. «Комсорг» и его последователи

социальных и моральных ценностей путём непосредственного вовлечения в процесс общения [Барановская].

«Вертикаль» - лагерь с богатой 30-летней историей и множеством традиций. Среди них встречаются как практикуемые и в других профильных лагерях («Большой лагерный круг» по вечерам, исполнение гимна перед проведением каждого большого дела, ношение значка, отрядные круги, празднование Дня рождения лагеря), так и характерные исключительно для «Вертикали» (фестиваль бального танца «Большой вальс», праздник совершеннолетия «Алый парус»).

Программа специализированной площадки отличается сложной тематикой смен. Начиная с 2000 года, когда руководство изменило подход к формированию рабочей программы лагеря, у каждой смены появилась «центральная тема, и все дни и формы творчества связались в единый клубок, полностью понять который может только тот, кто проживает смену от начала до конца». Так, в 2007 г. лейтмотивом был «поиск и обретение «золота» своей души - своего Я» [Класс № 131: 6]; в 2010 - «Следи за знаками» - символическое восприятие опыта общечеловеческих духовно-нравственных ценностей [Класс №168: 6]; в 2014, юбилейном году - живая ретроспектива лагеря, основанная на концепции фильма «Полночь в Париже».

«Объединённый центр «Монолит» - региональная молодёжная общественная организация, руководствующаяся в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и собственным уставом. «Монолит» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и обособленное имущество.

Профильный молодёжный лагерь «Монолит» создан в 1995 г. авторским коллективом под руководством главного специалиста комитета по делам молодёжи администрации Курской области А.П. Трубникова с участием учёных кафедры психологии Курского государственного педагогического университета (канд. пед. наук С.Г. Елизаров и др). В 1998 г. расширен до общественной организации - новое наименование КРОО «ОМЦ «Монолит». В 2006 г. переименован в КРМОО «Объединённый центр «МОНОЛИТ».

К настоящему времени «Монолит» из сезонного профильного лагеря вырос до круглогодично функционирующей организации, занимающейся реализацией молодёжной политики не только на территории родной Курской области и Курска, но и в городе Феодосия (республика Крым), а также в Гомельской области (республика Беларусь).

Эмблема центра «Монолит» - графическое изображение семиугольника с вписанным в него изображением двух ладоней, между которыми расположено объятое огнём сердце. Гимном центра с 1995 г. является туристическая песня «Другу туристу» санктпетербургского автора-исполнителя В. Ковалёва.

Организация «Монолит» располагает обширными материально-техническими и человеческими ресурсами. Численность персонала варьируется в диапазоне до 250 человек в межстанционный период и до 450 во время реализации программ. С 2007 г. в безвозмездном пользовании у центра «Монолит» находятся базы детских оздоровительных лагерей «Заря» Кореневского района и «Солнышко» Солнцевского района Курской области (договор безвозмездного пользования №10 от 15.10 2007 г., №5 от 1.03.2010 г.), вместимостью соответственно до 300 и 150 человек. Кроме того, для функционирования организации и реализации обучающих программ так же имеются помещения (офис, учебная аудитория, конференц-зал, складское помещение) в центре города Курска [Монолит].

Центр «Летняя деревня содружества детей» основан в 1995 г. сотрудниками кафедры психологии Курского государственного университета для помощи детям и

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

подросткам из школ-интернатов и детских домов (руководитель программы Т.А. Антопольская, руководитель психологической службы С.Г. Елизаров, психологи Н.В. Иванова, В.М. Тарасова) [Веб-сайт кафедры психологии Курского

государственного университета]. В качестве главной цели этой экспериментальной площадки позиционируется формирование развивающего образа жизни посредством построения особых обучающих и воспитывающих социальных сред. Основной упор делается на оказании квалифицированной психологической помощи детям и подросткам из изолированных социальных сред.

О результатах деятельности лагеря лучше всего говорит цитата из научной статьи одного из психологов центра -Б.С. Прокопова: «Результаты деятельности "Летней деревни содружества детей" в 1995-1996 годах позволили сделать вывод о том, что развивающая социальная среда оказала благотворное влияние на развитие личности детей с умственными ограничениями. Так, межличностные отношения в группах воспитанников детского дома стали более доброжелательными. Дети более эмоционально начали воспринимать коллективно-творческие дела. Значительно расширилась сфера их познавательных интересов, сформировалась более устойчивая мотивация познавательной деятельности. Можно констатировать изменение

психологической дистанции внутри детских групп» [Прокопов 2000: 73].

Учебно-оздоровительный детский центр «Магистр» - профильный лагерь, основной целью создания которого является формирование системы социальной, учебно-образовательной и психолого-педагогической помощи одарённым детям старшего школьного возраста, проживающим на территории города Курска и Курской области был организован в 1995 г. Именно тогда на рассмотрение в администрацию области была представлена программа создания центра.

На базе «Магистра» реализуются различные социальные программы:

• «Карьерный навигатор». В рамках данной программы решается проблема создания новых коммуникативных площадок, объединяющих представителей регионального экспертного сообщества для анализа форм и задач профессионального пути молодёжи;

• «Креативград» - программа, ориентированная на раскрытие творческого потенциала участников лагеря, а также других категорий молодёжи. Желательным итогом является создание вовлечёнными в нее собственных арт-проектов.

• «Путь к успеху» - программа, объектом которой являются победители регионального этапа всероссийских олимпиад школьников, а целью - их подготовка к участию в заключительном всероссийском этапе. Временной период реализации - весенние каникулы.

• «Кадровый резерв» - служит для подготовки педагогов-магистров летних и весенних смен УОДЦ «Магистр» непосредственно из бывших воспитанников центра.

«Магистр» также реализует и другие программы: «Путёвка в жизнь» (акцент на личностно ориентированном бизнес-обучении участников проекта); «Мы - активное звено» (развитие социальных навыков и лидерских качеств старшеклассников); «Magistr-Team Building» (раскрытие творческого и коммуникативного потенциала сформировавшихся детских групп); «Моя профессия - мой выбор»

(профконсультирование будущих абитуриентов, реализуемое совместно с Курским государственным университетом) [Магистр].

В Курской области ведется активная работа по обеспечению отдыха и оздоровления детей и подростков. В 2013 г. всеми формами отдыха охвачено 42000

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.

№ 3 (35)

Барков А. В. «Комсорг» и его последователи

детей города Курска, на что из областного бюджета было предусмотрено 82766,88 тыс. рублей. Непосредственно в профильных лагерях отдыхало 2385 человек. Среди форм молодёжной рекреации специализированные площадки занимают особое место, так как они позволяют не только восстанавливать и развивать нормальное физическое состояние, но и совершенствуют социальные, коммуникативные и профессиональные навыки. Кроме всего прочего, сами участники профильных лагерей, как правило, остаются очень довольны подобным времяпрепровождением, что подтверждается многочисленными отзывами в сети Интернет и специальной литературе. «Из лагеря я увезу новые идеи, планы и даже мысли. Я научилась многому, а главное - видеть людей, а не только смотреть на них. Здесь было очень интересно» [Чернышев 2007: 195] - так выразила свои мысли Никулина М. после отдыха в «Комсорге». «“Вертикаль” - прекрасное место, куда я готов приезжать каждый год, чтобы получать что-то новое, открывать что-то новое в себе и получать невероятные эмоции», -оставил свой отзыв Дмитрий Лазарев.

Профильные лагеря позволяют не только отдохнуть и восстановить силы, но приобрести новые профессиональные умения, что, несомненно, важно как для личностного развития участников, так и для развития региона в целом.

Библиографический список

Барановская А. Лагерь «Вертикаль» в Курске отметил свое 30-летие // «Аргументы и Факты» [сайт]. URL: http://www.chr.aif.ru/kursk/events/1336255 (дата обращения: 03.04.2015);

«Вертикаль» // Класс. - 2007 - Сентябрь. - С. 6;

История кафедры психологии КГУ // Веб-сайт кафедры психологии Курского государственного университета [сайт]. URL: http://kursk-psychol.narod.ru/history.htm (дата обращения: 03.04.2015).

Непочатых Е.П. Роль молодежных организаций в формировании межкультурной компетентности студентов - будущих специалистов социальной сферы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. № 3 (11). URL: scientific-notes.ru/pdf/011-19.pdf (дата обращения: 13.06.2015).

Официальная информация // «Монолит» [сайт]. URL: http://www.centr-

monolit.ru/index.php/component/content/article/3 (дата обращения: 03.04.2015);

Прокопов Б. С. «Летняя деревня содружества детей» - центр психологической помощи детям из социально-изолированной среды // Вестник Балтийской педагогической академии. 2000. Вып. 33. №3.

Фурсенко А. Курской «Вертикали» 30 лет// Телерадиокомпания «Сейм» [сайт]. URL: http://seyminfo.ru/kurskoy-vertikali-30-let.html (дата обращения: 03.04.2015);

Чернышев А.С. Социально одаренные дети: путь к лидерству

(экспериментальный подход) / А.С. Чернышев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев,

В.И. Скурятин. 2-е изд., испр. и доп. Воронеж: Кварта, 2007. 210 с. : ил;

ШерерН.А. «Вертикаль»: новый поворот // Класс. 2010. Октябрь. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.