Научная статья на тему 'Особенности лидерства в профильных лагерях'

Особенности лидерства в профильных лагерях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИДЕР / LEADER / ЛИДЕРСТВО / LEADERSHIP / ГРУППА / GROUP / ПРОФИЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / PROFILE CAMP / ДИАГНОСТИКА ЛИДЕРСТВА / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / ДЕСТРУКТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО / DESTRUCTIVE LEADERSHIP / LEADERSHIP DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалов Дмитрий Викторович, Иванова Оксана Леонидовна

Психологические особенности лидерства в профильных лагерях. Подходы к диагностике лидерства в малых группах. Результаты сопоставительного исследования лидерства в профильных лагерях и школьных классах. Рекомендации по развитию и формированию лидерства в детских и молодёжных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности лидерства в профильных лагерях»

ОС ОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА в профильных лагерях1

Дмитрий Викторович Беспалов,

декан факультета физической культуры и спорта Курского государственного университета, доцент, кандидат психологических наук

Оксана Леонидовна Иванова,

заместитель председателя Комитета по делам молодёжи и туризму Курской области

Всплески интереса к лидерству обусловлены глобальными переменами в жизни общества и востребованностью управленческих кадров. В настоящее время резко возрос спрос на лидерство как способность личности объединять других людей для достижения поставленных целей. Создаются различные резервы управленческих кадров, реализуется ряд программ переподготовки и повышения квалификации руководителей различного уровня. Сегодняшние школьники — это завтрашние политики, экономисты, то есть люди, которые займут ведущее положение в обществе и станут лидерами и руководителями в разных сферах деятельности.

• лидер • лидерство • группа • профильный лагерь • диагностика лидерства

• эксперимент • деструктивное лидерство

Л

идерство — одна из актуальных проблем социальной психологии. Имеется столько же определений лидерства, сколько людей, пытающихся определить это понятие. Существует множество концепций лидерства и подходов к его пониманию.

Несмотря на множественность трактовок лидерства, не составляет особого труда выделить в них те важнейшие его признаки, в отношении которых специалисты достаточно единодушны и которые фактически составляют суть феномена: это принадлежность к группе, ведущее влияние на членов

1 Работа поддержана грантом РГНФ проект — а2 12-36-01267.

группы в общегрупповых интересах. В рамках концепции организаторских способностей Л.И. Уманского — А.С. Чернышёва лидерство рассматривается как социально-психологическое явление, суть которого сводится к осуществлению ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи. Лидер понимается как член группы, за которым все остальные признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направленность её деятельности2.

2 Чернышев А.С. Социально одарённые дети: путь к лидерству (экспериментальный подход) /

A.С. Чернышев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев,

B.И. Скурятин. Воронеж, 2007.

Курская область — один из первых регионов нашей страны, где были созданы профильные лагеря, уже более 50 лет непрерывно функционирует областная школа молодёжных лидеров «Комсорг». Этот профильный лагерь был организован в 1961 г. на основе психологической концепции лидерства и малых групп, разработанной профессором Л.И. Уманским и его учениками А.С. Чернышёвым, А.Н. Лутошкиным, Е.А. Шаниным, Л.И. Акатовым и др., которые работали в «Комсорге» руководителями и практическими психологами. За 53 года школу «Комсорга» прошли более 38 тыс. подростков и юношей, многие из которых стали крупными руководителями в различных сферах народного хозяйства, а главное, получили заряд личностного развития на долгие годы.

Во многом основываясь на опыте «Комсорга», в регионе активно развивается профильное движение. Успешно функционируют профильные лагеря «Гайдаровец», «Вертикаль», «Спасатель», «Монолит», «Магистр», «Аргон», «Славянское содружество» и др. С каждым годом профильных лагерей становится всё больше, расширяется их специализация. Каждый профильный лагерь имеет свои традиции, у каждого своя история, но все они ставят своей целью развитие лидерских качеств у воспитанников.

Говоря об исследовании лидерства в детских оздоровительных лагерях, можно выделить две основные проблемы: выявление лидеров в группе и психологическая оценка лидерства и лидеров. Особенно актуальной представляется первая проблема, обусловленная отсутствием единой трактовки лидерства и преобладанием разновидностей социометрической методики для выявления группового лидерства.

В большинстве научных работ, посвящённых лидерству, для выявления лидеров используется социометрическая методика в различных её модификациях, которая в основном выявляет не лидеров, а эмоционально привлекательных индивидов. Е.Г. Андриянченко в результате анализа методов изучения неформального лидерства в отечественной социальной психологии приходит к выводу, что среди методов, направленных на выявление неформальных ли деров в коллективе, особое распространение получили тестовые методики. Автор приводит

следующую статистику: социометрическая методика используется в 30% исследований, референтометрия в 20%, метод коллективного рейтинга лишь в 15% исследований3.

Метод социометрии, созданный в 30-е годы ХХ века Дж. Морено, был органичным продолжением его теории и направлен на решение специфичных практических задач: определение структуры эмоциональных межличностных предпочтений по признакам симпатии — антипатии. М.Р. Битянова справедливо замечает, что метод социометрии «постепенно как бы отпочковался и от создавшей его теории и от самой породившей его практики, что привело к чрезвычайно широкому толкованию возможностей социометрии... С помощью этого метода пытаются исследовать лидерские процессы, пути и способы передачи информации в группе, отношение к руководителю и многое другое». Сложно не согласиться с автором, отмечающим: «Самое распространённое использование социометрии — для изучения лидерства и выявления лидеров. Однако социометрия не исследует лидерские процессы и не выявляет лидеров. И по замыслу, и по своему методическому содержанию она не приспособлена изучать процессы

психологического влияния (чем и являем \ 4

ется по своей сути лидерство)» .

Широкое применение социометрии для диагностики лидерства, по нашему мнению, обусловлено внешней простотой и доступностью метода в отличие от экспериментальных методик и наблюдения. В современной отечественной психологии лидерства складывается ситуация, когда невозможно сопоставлять

3 Андриянченко Е.Г. Анализ методов изучения неформального лидерства в отечественной социальной психологии // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 10. С. 260—264.

-

Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе:

Социометрический метод в школьной практике / . Битянова. М.: ООО «Чистые пруды», 2005. С. 6.

разные исследования, так как, по сути, изначально речь идёт о разных феноменах (социометрической звезде и лидерстве).

Изучение лидерства требует, помимо опросных методов, применения экспериментальных методик. Наиболее эффективным является подход к диагностике лидерства, связанный с динамическим пониманием этого феномена. «Изучать лидерство, — пишет М.Р. Битяно-ва, — это одновременно создавать условия для проявления лидерских качеств, давая группе опыт работы с лидером и наблюдая за происходящими изменениями»5. При применении других, не экспериментальных подходов мы зачастую получаем «выдуманных лидеров». Схожей позиции придерживается Т.В. Бендас, которая считает, что для диагностики лидерства необходимо применение экспериментальных методов, иначе мы выявляем только наиболее популярного члена группы.

Экспериментальной ситуацией, актуализирующей проявления лидерства, является совместно-взаимодействующая деятельность, при которой задача выполняется в непосредственном взаимодействии каждого члена группы со всеми другими её членами. Выполнение такой деятельности актуализирует проявления лидерства в малой группе. По мнению Л.И. Уман-ского, необходимость в лидерстве нарастает от совместно-индивидуальной к совместно-взаимодействующей деятельности, что объясняется различной потребностью в отражении психологических феноменов при разных формах совместной деятельности. При совместно-индивидуальной деятельности лидеру-организатору в лучшем случае надо знать и учитывать индивидуальные особенности каждой личности, при совместно-последовательной — и личности, и межличностных отношений, при совместно-взаимодействующей — и то и другое, и психологию группы в целом. Особенность совместно-взаимодействующей деятельности заключается также в том, что она проходит в условиях соревнования в напря-

5 Там же. С. 7.

жённой ситуации совместной деятельности, что позволяет глубоко и полно оценить лидерство6. Для актуализации лидерства совместно-взаимодействующая деятельность должна быть оригинальной и новой для группы, что не позволяет применять сложившиеся организационные шаблоны, требует от лидера особых усилий по организации совместной деятельности. Зарубежными учёными выделены группы задач, стоящих перед группой и способствующих проявлению лидерства. Речь идёт, прежде всего, о конъюнктивных задачах, требующих, чтобы с работой справилась именно группа как целое, только тогда работа будет считаться выполненной.

Методика наблюдения за проявлением лидерства в группе

Для определения и оценки лидерства нами создана методика, которая позволяет с помощью системы объективных показателей, критериев и индикаторов определить лидеров в группе, дать им психологическую оценку7. Под показателями лидерства понимаются основные характеристики лидерства, используемые для определения лидера в группе. Критерии лидерства — это показатели, позволяющие оценить лидерство по сути и наиболее глубоко. Индикаторы лидерства — это непосредственно измеряемый признак лидерства, по которому оценивается степень выраженности показателя или критерия.

Выделены следующие показатели лидерства.

• Уровень активности и участия в совместной деятельности для достижения общегрупповой задачи.

6 Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.

7 Беспалов Д.В. Проблемы психологического исследования лидерства в малых группах // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. Краснодар: КубГАУ, 2013. № 08 (092). С. 231-253.

• Характеристика авторитетности и влияния на других в направлении решения общегрупповой задачи.

• Наличие признанных группой полномочий представлять группу при взаимодействии

с внешней средой.

Этим показателям соответствуют определённые критерии и индикаторы лидерства.

По результатам анализа полученных результатов определяется уровень проявления лидерства в группе по следующей схеме:

• Ярко выражено — 100—80 баллов.

• Проявляется в большинстве ситуаций — 79—60 баллов.

• Проявляется недостаточно — 59—40 баллов.

• Слабо выражено — 39—20 баллов.

• Не проявляется — 19—0 баллов.

Кроме того, методика позволяет дифференцировать удельный вес отдельных показателей лидерства, определить его психологические особенности.

Эта методика апробирована на 36 группах, она использовалась в ходе финала областного конкурса «Лидер XXI века» для оценки молодёжных лидеров Курской области. Полученные результаты показали высокую корреляцию (г = 0,78) с методикой Л.И. Уманского — А.С. Чернышёва «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы», направленной на оценку развития группы и определение лидерства.

Ведущую роль в нашем исследовании играл экспериментальный метод, в частности использовались лабораторный, естественный и формирующий эксперименты с применением аппаратурной методики «Арка». Кроме того, использовались наблюдение, беседа, опросники. Изучались подростки и юноши г. Курска и Курской области в пяти детских профильных лагерях — «Магистр», «Гайдаровец», «Комсорг», «Лагерь мира», «Аргон»; в сводных отрядах десяти школ г. Курска, принимавшие участие в военной игре «Зарница»; а также старшеклассники школ № 48 и № 50 г. Курска.

Основными задачами перечисленных профильных лагерей были формирование у воспитанников организаторских навыков, развитие актив-

ности и творческих способностей, а также формирование навыков продуктивного межличностного взаимодействия. Для решения поставленных задач педагоги-организаторы совместно с психологической службой стремились предоставить каждому ребёнку широкие возможности для появления себя с лучшей стороны, своих скрытых талантов и способностей. Для этого подростки включались в спектр совместной деятельности.

В ходе исследования установлено, что в большинстве случаев лидерами в группах являлись молодые люди, до этого несколько раз посещавшие профильные лагеря Курской области, в которых идёт целенаправленная подготовка молодёжных лидеров. Характерным был отряд Древляне» («Лагерь мира»). В этой группе абсолютным лидером выступал Сергей П., который шесть раз принимал участие в работе профильных лагерей «Комсорг», «Монолит» и «Гайдаровец». В управлении отрядом ему активно помогали Полина В., Алиса Г. из Республики Беларусь, также много раз посещавшие подобные лагеря. Единственным из лидеров, не имевшим подобной практики, был Константин Ш. В ходе беседы с ним было установлено, что он имеет опыт лидерства, является капитаном баскетбольной команды и активно принимает участие в общественной жизни школы. Юноша смог в условиях школы сформировать у себя организаторские способности, которые проявились и приобрели дополнительный импульс в детском лагере.

Сравнительное изучение стиля и структуры межличностных отношений лидеров в школе и детских лагерях с помощью теста-опросника Т. Лири показало статистически значимое отличие (на уровне с < 0,05) по критерию «отзывчивость». Это значит, что лидерам в детских лагерях (12,1 балл) свойственны более высокая по сравнению со школой (6,4 балла) эмпатия, умение сопереживать, альтруизм, гуманизм.

Соотношение лидеров-юношей и девушек в различных средах неодинаково и во многом обусловлено характером выполняемой группой деятельности (в детских лагерях 47% девушек и 53% юношей; в школе 71% девушек и 29% юношей). Как видим, в изученных профильных лагерях создаются оптимальные условия для проявления лидерских качеств независимо от пола.

В условиях профильных лагерей у подростков и юношей возрастает желание работать над собой, искать свой жизненный путь, актуализируется стремление к самореализации, выходящей за рамки привычной деятельности. Юноши, имеющие опыт пребывания в профильном лагере, имеют представление о себе как о сильной, здоровой личности, знают свои недостатки и преимущества, умеют выгодно применять их в повседневной жизни.

Молодые люди, имеющие опыт участия в профильных сменах, замечают в себе ряд положительных изменений: развитие коммуникабельности и организаторских способностей, творческое раскрытие личности. У них появляется мотивация к дальнейшему развитию и самосовершенствованию, осваиваются новые виды деятельности, происходит их обогащение. Кроме того, данные позитивные изменения имеют тенденцию «импульса» — проявляется отсроченный эффект их воздействия.

Отрицательное лидерство

В молодёжных группах есть авторитетные лидеры-дезорганизаторы, мешающие осуществлению группой основной цели деятельности. Применительно к объекту нашего исследования они препятствуют осуществлению учебной и воспитательной деятельности. Противоположностью лидеров-дезорганизаторов являются лидеры-организаторы, которые объединяют и направляют членов группы на решение задач в русле основной деятельности. Установлено, что эффективные лидеры-организаторы обладают характеристиками,

оказывающими позитивное влияние на успешность совместной деятельности группы, а именно: способностью к гармонизации индивидуальных и групповых мотивов, расширению включённости индивидов в совместную деятельность на всех этапах её реализации, созданию в группе положительного психологического настроя.

Определена следующая тенденция: в школе больше лидеров-дезорганизаторов, чем в детских лагерях. Уменьшение числа лидеров-дезорганизаторов в детских лагерях связано с тем, что многие лидеры-дезорганизаторы и особенно лидеры «смешанного типа» в социально обогащённой ситуации жизнедеятельности группы изменили свой статус, стали лидерами-организаторами, либо утратили свой лидерский статус. В подтверждение обратимся к протокольным записям проводимого нами психолого-педагогического эксперимента: «В детском лагере «Аргон» в самом высокоорганизованном отряде «Азимут» наблюдался всего один лидер-дезорганизатор. Им был Стас Х., который в начале смены по собственному желанию вернулся в школу, он также отказался участвовать в проведённом нами социально-психологическом эксперименте «спортивно-туристическая эстафета». Надо отметить, что Стас не имел большого авторитета среди товарищей по отряду, хотя в школьном классе он обладал определённым влиянием — был лидером-дезорганизатором.

В этом же отряде имелся ярко выраженный лидер-организатор — Никита Б. В школе он, как и Стас Х., слыл лидером-дезорганизатором, часто нарушал дисциплину и пропускал уроки. В новых условиях он проявил себя совсем с другой стороны. Для объяснения такой перемены можно привести слова руководителя детского лагеря: «В школе для Никиты нет условий для раскрытия способностей, ребята в классе ждут от него совсем другого, чем в условиях лагеря, здесь он попал в благоприятный климат и растёт как личность на глазах».

Другой лидер этого отряда — Катя Ч. В своём классе она является лидером смешанного типа, без яркого преобладания положительных или отрицательных качеств. В детском лагере проявила себя лидером-организатором.

Приведённые примеры подтверждают справедливость идеи, которую высказал ещё в 30-е годы прошлого века известный отечественный педагог-психолог, исследователь проблем «во-жачества» А.С. Залужный, предлагавший для активизации лидерского потенциала личности перемещать детей в другую группу, где могут сложиться более благоприятные условия для проявления лидерских качеств.

В большинстве случаев в школе учащиеся работают относительно независимо друг от друга, объективно не нуждаясь в эффективном управлении внутригрупповыми процессами. В такой ситуации лидеры не имеют достаточных возможностей для самовыражения, самоопределения, раскрытия оригинальности и творческого потенциала своей личности. Не находя применения своим лидерским способностям в рамках основной деятельности, авторитетные лица выступают в роли лидеров-дезорганизаторов. Изменение социальной ситуации жизнедеятельности в профильном лагере за счёт расширения сферы деятельности, введения широкого спектра деятельности: учебно-трудовой, игровой, спортивной, культурно-массовой, политической — ведёт к возникновению условий повышения организованности группы, что положительным образом сказывается на лидерстве. Полученные нами данные во многом совпадают с выводами Л.И. Уманского о том, что организаторская деятельность является вторичной, она не может возникнуть на пустом месте, что для появления лидеров-организаторов требуется наличие деятельности, способствующий достижению высокой организованности группы и актуализирующей лидерство.

Дополнительное исследование, проведённое нами после окончания пребывания в детском лагере «Аргон», показало, что в школе ученики получили на 15% больше выборов в качестве лидеров-организаторов. Многие лидеры смешанного типа изменили свой статус — стали лидерами-организаторами. Участвовавшие в эксперименте школьники приобрели необхо-

димые навыки организаторской работы. Тот факт, что не произошло «глобального» переноса всего положительного, приобретённого респондентами в социально обогащённой среде в обычные условия, по нашему мнению, связан с устоявшимися ролевыми нормами и ожиданиями одноклассников.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что формирующий эксперимент, проведённый в рассмотренных профильных лагерях, способствовал актуализации лидерства, а также его количественному и качественному позитивному преобразованию. За сравнительно короткий срок произошло социальное обновление личности. Контраст, существующий между развивающими социальными средами и традиционными учебно-воспитательными организациями, создаёт дополнительный эффект психологического воздействия на личность. Ведущую роль в этом процессе играло повышение организованности групп, социальное, духовное и предметное обогащение деятельности, интенсификация интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих компонентов совместной деятельности, демократическое внедрение организационного порядка, общая пространственная организация коллективных действий, создание атмосферы поддержки и товарищества и др.

Рекомендации для педагогов и психологов

Мы выработали следующие рекомендации для специалистов, работающих с учебными группами подростков и юношей, по созданию условий, способствующих развитию эффективного лидерства:

• Деятельность педагогического коллектива должна начинаться с глубокого изучения психологических особенностей лидерства и механизмов влияния на лидерство различных внешних факторов, прежде всего социальной ситуации,

условий совместной деятельности группы, уровня организованности группы и др.

• На основе психодиагностической информации целесообразно давать оценку благоприятности сложившихся условий по актуализации лидерства. Такой прогноз позволит корректировать стратегию и тактику дальнейшей работы.

• В учебном процессе необходимо больше внимания уделять внедрению совместных форм деятельности, особенно взаимозависимой деятельности. Необходимо применять коллективные формы работы. Кроме учебной деятельности, должны использоваться различные формы внеклассной деятельности, т.е. группа должна быть включена в различные виды деятельности: учебную, трудовую, культурно-массовую, спортивно-игровую. Названные мероприятия ведут к повышению организованности группы, способствуют актуализации лидерства.

• Создание оптимальных условий для повышения организованности групп и развития лидерства в рамках современной школы сопряжено со многими объективными сложнос-

тями. Необходимо создавать дополнительные образовательные структуры типа профильных лагерей. Создание аналогов детских лагерей возможно на временной основе, на базе одной школы.

• При обучении лидеров в учебных группах подростков и юношей эффективно использовать «Памятку школьнику-организатору», разработанную Л.И. Уманским и адаптированную нами к современным условиям, которая составлена на основе общих правил руководства организаторской деятельностью учащихся со стороны психолога и может использоваться как своеобразная программа обучения, воспитания и самовоспитания лидеров. Эффективно сочетать работу по «Памятке» с обучением правилам организаторской работы, решением организаторских задач. Педагогический опыт школ, детских лагерей, где нами проводилась такая работа, свидетельствует, что применение «Памятки» значительно улучшает организаторскую деятельность школьников, развивает у них умения и способности организатора, повышает общий уровень и эффективность воспитательной работы, способствует осуществлению ведущего принципа детской организации — принципа самостоятельности и самоуправления. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.