УДК 159. 9: 316. 6
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ЛИДЕРСТВА В МОЛОДЕЖНЫХ ГРУППАХ*
© 2016 И.Н. Логвинов1, Д.В. Беспалов2 (Курск)
1 канд. психол. наук, доцент кафедры психологии
e-mail: [email protected];
2 канд. психол. наук, доцент кафедры психологии
e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье представлен теоретический обзор научных подходов к пониманию динамики лидерства, тендерных основ лидерства. Представлены результаты экспериментального и эмпирического исследования, раскрывающие тендерные особенности динамики лидерства в разновозрастных учебных группах, при этом особое внимание уделяется молодежному лидерству в различных социальных средах.
Ключевые слова: лидер, лидерство, малая группа, динамика лидерства, тендер, эксперимент.
Изучению феномена лидерство посвящено достаточно много работ как в отечественной, так и зарубежной психологии. Несмотря на более чем столетнюю историю исследований феномена лидерства, в зарубежной психологии не существует единого определения данного феномена. При этом наблюдается доминирование прикладных исследований над теоретическими. Особенностью современных исследований лидерства за рубежом является признание того факта, что новое тысячелетие предъявляет новые требования к личности современного руководителя. К сожалению, единого «списка» качеств личности эффективного лидера американским психологам так и не удалось сформулировать. Проблема же молодежного лидерства остается практически не изученной ими [Логвинов 2015].
Для отечественных подходов к исследованию лидерства и лидеров в российской социальной психологии ХХ в. характерно сочетание теоретических и прикладных исследований, основной чертой которых является изучение лидерства в контексте четкого «разведения» понятий лидерства и руководства, в тесной связи с уровнем развития группы членства, в реальных малых группах, начиная от детских и заканчивая взрослыми сообществами [Логвинов 2014].
Для российских исследований лидерства в XXI в. типично расширение исследований в смежных с психологией областях научного знания при активном внедрении зарубежных подходов и нивелировании различий между феноменами руководства и лидерства. Наблюдается возрастание интереса к этой области психологии, проявляющееся в росте числа работ по данной проблематике [Беспалов 2015]. Особенностью новейшего этапа в развитии отечественной лидерологии является, согласно нашему мнению, концентрация внимания ученых именно на формировании молодежного лидерства в образовательных учреждениях различного типа [Логвинов 2015].
Работа поддержана грантом РГНФ №16-36-01019 «Динамика молодежного лидерства в пространстве группового субъекта».
Анализ современного состояния проблемы лидерства в зарубежной и отечественной психологии показал существование теоретических, методологических и эмпирических оснований для разработки концептуального подхода к исследованию гендерного аспекта психологии молодежного лидерства как социально-психологического феномена. Представляются перспективными исследования в области гендерной психологии лидерства, современные основы которого предложены Т.В. Бендас [Бендас 2009]. Дальнейшие перспективы исследования в области гендерной психологии молодежного лидерства могут быть связаны с продолжением исследований социально-психологических факторов его возникновения, формирования, а также детерминант. Важным представляется изучение гендерных особенностей молодежного лидерства в группах с разным уровнем развития субъектности, а также динамики гендерных характеристик лидерства в условиях специализированного молодежного центра (социального оазиса) [Логвинов 2011].
Отличительной чертой современной российской лидерологии является ориентация на практическую направленность проводимых исследований, среди которых доминируют такие области психологии лидерства, как формирование детского, подросткового и юношеского лидерства, лидерство в подразделениях силовых структур, политическое и организационное лидерство, гендерная психология лидерства, а также личностные качества лидеров. Другой важной тенденцией выступает активное внедрение в отечественную психологию лидерства теоретических концепций и схем из зарубежной психологии [Логвинов 2014].
Перспективным также представляется изучение гендерной психологии лидерства в детских группах. Это потребует, в свою очередь, разработки новых методов и методик для выявления лидеров из разных возрастных групп. Нами совместно с С.В. Сарычевым были выявлены гендерные особенности поведения молодежных лидеров в конфликте [Логвинов, Сарычев 2012], а также гендерные особенности их ценностных ориентаций [Логвинов, Сарычев 2013]. Особый интерес в обсуждаемом аспекте проблемы представляют гендерные исследования лидерства в разновозрастных группах [Логвинов 2015].
По нашему мнению, анализ гендерных особенностей динамики лидерства позволит глубже осмыслить феномен лидерства, понять особенности проявления лидерства в зависимости от индивидуальных особенностей лидеров, более дифференцированно работать с лидерством, учитывая его индивидуально-психологическую специфику.
Напомним, что под динамикой в науке понимают ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов. Групповая динамика изучает природу образования малых групп, законы их развития и функционирования, взаимосвязь между индивидами, другими группами, проблемы лидерства, образование социальных (групповых) норм, соотношение между групповыми целями и индивидуальными мотивами, сплоченность группы, своеобразие коммуникативных сетей и т.д. [Кричевский 2007].
Рассмотрение феноменов малой группы в динамике особенно актуально. А.В. Сидоренков отмечает по поводу теорий малой группы: «Не во всех теориях анализируется проблема групповой динамики. В тех из них, в которых прямо или косвенно затрагивается эта проблема, предлагается либо специфическое видение групповой динамики, либо общее и недостаточно конкретизированное описание динамических процессов» [Сидоренков 2012: 7].
В настоящее время насчитываются десятки теорий лидерства, однако в большинстве из них динамические аспекты лидерства либо вообще не рассматриваются, либо описываются специфически и недостаточно конкретизированы.
Рассмотрение динамики лидерства должно включать в себя анализ совокупности внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности лидерства и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. Анализ гендерных особенностей динамики лидерства предполагает экспериментальное исследование социальных и психологических причин, воздействующих на лидерство, установление причинно-следственных связей между лидерством и детерминирующими его факторами. Выявление природы, условий и факторов, детерминирующих лидерство, позволяют выработать средства управления этим феноменом, определить пути их оптимизации.
Согласно параметрической концепции группы, лидерство - одна из форм общественной активности личности в группе, оно объективно возникает только на реальной основе различных сфер группового развития - веера деятельностей. Лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры. Следовательно, изучение лидера неотделимо от понимания сущности группы.
В отечественной психологии структура лидерства рассматривается в тесной связи со спецификой решаемой группой задач, учитывается фактор деятельностного опосредования группового процесса, при этом лидерство анализируется в горизонтальном (инструментальное, эмоциональное лидерство и др.) и в вертикальном измерениях (сила позиции лидера, наличие сублидеров и др.). В рамках нашего исследования представляет интерес именно гендерная структура лидерства и ее роль в жизнедеятельности группы.
Целью исследования выступили гендерные особенности динамики лидерства в молодежных группах.
Объектом исследования является молодежное лидерство. Предметом же исследования являются гендерные особенности динамики лидерства в молодежных группах.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами был разработан методический блок, органически включивший в себя как методики выявления лидеров, так и методы исследования характеристик лидерства.
Для определения лидеров в группах были использованы экспериментальные и неэкспериментальные методы. Экспериментальное определение лидеров осуществлялось с помощью аппаратурной методики «Арка» [Чернышев 2006]. Группе предлагалось как можно быстрее выполнить задание (собрать «Арку»); в ходе работы с помощью методики наблюдения за проявлением лидерства в группе [Беспалов 2013] определялись лидеры, фиксировались особенности деятельности лидеров и группы. Кроме того, использовалась «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы». «Карта-схема...», состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы. Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе: 5 ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется, 4 - проявляется постоянно, но не так сильно, 3 - не очень проявляется, 2 - проявляется противоположное отрицательное качество, 1 - сильно проявляется противоположное отрицательное качество. Поскольку качества группы даются в «Карте-схеме.» в большинстве случаев по противоположности, необходим одновременный их учет. Чтобы оценить какое-либо качество, надо прочитать слева положительную его оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех членов группы, которые заметно влияют на данное свойство класса.
Для определения уровня авторитетности членов группы нами использовалась референтометрия, которая была разработана Я.Л. Коломинским. Испытуемым предлагалось ответить на следующие вопросы: «К мнению кого из членов группы прислушивается вся группа?» и «К мнению кого из членов группы прислушиваешься ты?».
В качестве выборки исследования, были взяты учебные группы, сформированные в школе, вузе, а также группы, складывающиеся в детских центрах и военной игре «Зарница». В исследовании приняли участие подростки и юноши г. Курска и Курской области в трех детских учебно-оздоровительных центрах -«Аргон», «Гайдаровец» и «Комсорг»; сводные команды учащихся 10-ти школ, принимавшие участие в военной игре - «Зарница», а также учащиеся школ №48, №55, №4 г. Курска. В общей сложности исследовано 57 групп, всего 897 человек, 164 лидера. Из них 24 группы в детских учебно-оздоровительных центрах, 12 школьных классов, 11 учебных групп, 10 сводных отрядов, участвовавших в «Зарнице». При обработке и анализе результатов учитывалась и половая принадлежность лидеров: юношей-лидеров - 71; девушек-лидеров - 87.
Данные, полученные в ходе наших исследований, показывают, что среди лидеров-дезорганизаторов во всех возрастных группах преобладают мальчики, а среди лидеров-организаторов основную часть составляют девочки. Мы полагаем, что такое соотношение обусловлено возрастными особенностями учебной деятельности, большей прилежностью и более ранним взрослением девочек. Гендерная структура конструктивного и деструктивного лидерства подробно представлена на рисунках 1 и 2.
100%
80%
60%
40%
20%
0%
мальчики| девочки Начальная школа
мальчики| девочки Средняя школа
юноши | девушки Старшие классы
□ Лидеры-дезорганизаторы
□ Лидеры-организаторы
Рис. 1. Гендерная структура лидерства в школьных классах
Рис. 2. Гендерная особенности лидерства в школьных классах
Нами установлено, что социальная ситуация, в которой функционирует группа, также детерминирует структуру лидерства. Так, исследование показало, что соотношение лидеров юношей и девушек в различных средах неодинаково (рис. 3)._
детские центры школа «Зарница»
социальная среда
□ девушки лидеры □ юноши лидеры
Рис. 3. Соотношение лидеров юношей и девушек в разных социальных средах
Мы видим, что в школе среди лидеров больше девушек, эта особенность объясняется их прилежностью, хорошим поведением. На «Зарнице» мы наблюдаем полное преобладание лидеров мужского пола. Это можно объяснить военизированным
характером данной игры, требующей от лидеров физической силы и высокой выносливости. В детских же центрах создаются оптимальные условия для развития лидерских качеств как у девушек, так и у юношей. Специфика ведущей деятельности группы задает «рисунок» всей структуры временного коллектива, детерминируя своеобразие динамики гендерных проявлений лидерства.
Говоря о лидерстве в студенческой среде, следует отметить, что структура лидерства в студенческих группах и школьных классах имеет ряд общих черт и различий. В студенческих группах лидерство в меньшей степени обусловлено возрастными особенностями входящих в него индивидов и в большей степени связано с динамикой развития студенческой группы как субъекта совместной деятельности и общения. Лидерство в студенческой группе нельзя понять без анализа динамики группы, в которой функционирует лидер.
Гендерная структура лидерства в студенческих группах в вузе во многом обусловлена характером выполняемой группой деятельности. Ведущей деятельностью в вузе является учеба, в которой девушки традиционно, за счет более раннего взросления, большей прилежности и усидчивости, преуспевают больше и становятся лидерами. Среди лидеров-организаторов в вузе преобладают лидеры женского пола 66%, лидеры-организаторы мужского пола составляют 33%. Среди лидеров-дезорганизаторов преобладают лидеры мужского пола 84%, лидеры-дезорганизаторы женского пола составляют 14%.
Исследование структуры лидерства в учебных группах подростков и юношей показывает, что лидерство актуализируется в форме структуры, включающей лиц женского и мужского пола, а также лидеров-организаторов и дезорганизаторов. Структура определяется возрастными особенностями групп, содержанием, разнообразием и направленностью совместной деятельности.
Групповое лидерство с разноплановой структурой расширяет разнообразие мнений, ведет к поиску оптимальных групповых решений. В то же время для успешного функционирования группы потенциальные возможности разнообразия мнений и инициатив должны заканчиваться поддержкой общего решения и совместными усилиями по его реализации. Оптимальная структура лидерства характеризуется определенным балансом сил - сочетанием конструктивных и деструктивных лидеров с преобладанием конструктивного начала.
Проведенное исследование гендерных особенностей динамики лидерства в молодежных группах позволяет сделать следующие выводы:
социальная ситуация, в которой функционирует группа, детерминирует структуру лидерства;
структура лидерства определяется возрастными особенностями групп, содержанием, разнообразием и направленностью совместной деятельности;
гендерная структура лидерства в вузе обусловлена характером выполняемой группой деятельности;
для оптимальной структуры лидерства необходимо определенное соотношение конструктивных и деструктивных лидеров с преобладанием конструктивного начала.
Библиографический список
Абдурахманов Р.А., Анцупов А.Я., Бархаев Б.П. и др. Военная психология. Методология, теория, практика. М.: Военный университет, 1996. 260 с.
Аль-Гафри С. Роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2010. 20 с.
Анцупов А.Я., Кандыбович С.С., Крук В.М., Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н.
Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935-2007 гг. / под ред. проф. А.Я. Анцупова. М.: Студия «Этника», 2007. 232 с.
Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
Беспалов Д.В., Андросова А.В. Деструктивное лидерство в молодежных группах // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. М.: РГНФ, 2015. №2 (79). С. 199-207.
Беспалов Д.В. Анализ научных подходов к пониманию деструктивности как основа рассмотрения деструктивного лидерства в малых группах // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск: КГУ, 2013. №3 (27). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/031-031.pdf (дата обращения: 10.03.2016).
Беспалов Д. В. Проблемы психологического исследования лидерства в малых группах // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. Краснодар: КубГАУ, 2013. № 08 (092). С. 231-253.
Кричевский Р.Л. Психология лидерства: учеб. пособие. М.: Статут, 2007. 542 с.
Логвинов И.Н. Гендерная психология лидерства: современные исследования и тенденции // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). Краснодар: КубГАУ, 2014. №03(097). С. 359-374.
Логвинов И.Н. Гендерная психология лидерства: современные исследования и тенденции // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). Краснодар: КубГАУ, 2014. №03(097). URL: http://ej.kubagro.ru/2014/03/pdf/26.pdf (дата обращения 12.04.2016).
Логвинов И.Н. Особенности социальной ситуации функционирования лидерства в регионах чернобыльского следа // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1 (33). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/038-037.pdf (дата обращения: 12.04.2016).
Логвинов И. Н. Психология эффективного лидерства: современные исследования курских психологов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (343). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/039-034.pdf (дата обращения: 10.04.2016).
Логвинов И. Н. Социально-психологическое исследование гендерного аспекта структуры типов молодежного лидерства // Известия ПгПу им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 966-971.
Логвинов И.Н. Тенденции исследования лидерства в современной социальной психологии. Курск: КурскГУ, 2015. 170 с.
Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности поведения молодежных лидеров в конфликте. LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany. Saarbrucken.
2012. 93 p.
Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные факторы лидерства молодежных групп: ценностные ориентации. LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany. Saarbrucken.
2013. 136 p.
Первитская А.М. Формирование лидерской деятельности в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2007. 166 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2001. 496 с.
Петровский А.В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства // Вопросы психологии. 1980. №2. С. 29-41.
Платонов Ю.П. Путь к лидерству. СПб.: Речь, 2006. 348 с.
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
Чернышев А.С. Организованность и лидерство в молодежных группах: теория, эксперимент, практика: избр. тр. Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. 244 с.
Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. , Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). Воронеж, Кварта 2007. 210 с.