Научная статья на тему 'Гендерные особенности стилей и типов молодежного лидерства в социально обогащенной среде'

Гендерные особенности стилей и типов молодежного лидерства в социально обогащенной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
744
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕР / ГЕНДЕРНОЕ ЛИДЕРСТВО / СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА / ТИП ЛИДЕРСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Логвинов И.Н.

В статье проанализированы результаты исследования гендерных особенностей структуры стилей и типов лидерства в молодежных временных группах в условиях специально созданной социально обогащенной среды, направленной на развитие лидерского потенциала подростков и юношей. При этом учитываются социально-психологические особенности социальной среды, в которой они находятся. Установлено, что применяемые в специализированных молодежных центрах технологии социального обучения по-разному влияют на формирование лидерского поведения подростков и юношей с разной гендерной идентичностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности стилей и типов молодежного лидерства в социально обогащенной среде»

УДК 159. 9: 316. 35

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ И ТИПОВ МОЛОДЕЖНОГО ЛИДЕРСТВА В СОЦИАЛЬНО ОБОГАЩЕННОЙ СРЕДЕ

© 2017 И. Н. Логвинов

канд. психол. наук, доцент каф. психологии e-mail: ewredika67@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье проанализированы результаты исследования тендерных особенностей структуры стилей и типов лидерства в молодежных временных группах в условиях специально созданной социально обогащенной среды, направленной на развитие лидерского потенциала подростков и юношей. При этом учитываются социально-психологические особенности социальной среды, в которой они находятся. Установлено, что применяемые в специализированных молодежных центрах технологии социального обучения по-разному влияют на формирование лидерского поведения подростков и юношей с разной гендерной идентичностью.

Ключевые слова: лидерство, лидер, гендерное лидерство, стиль лидерства, тип лидерства

Необходимость формирования новой политической и экономической элиты в нашей стране неоднократно ставилась в выступлениях Президента РФ В.В. Путина. При этом особое внимание уделяется активизации работы по развитию потенциала современной молодежи, формировани. у нее системы знаний, практических умений и навыков по руководству малыми группами, членами которых они являются. Работа в этом направлении активно ведется на федеральном уровне, что проявилось в создании детско-юношеских организаций патриотической направленности, имеющих соответствующие структуры в большинстве субъектов РФ. Результатом такой деятельности является подготовка молодых эффективных лидеров, которые будут способны осуществить прогрессивное развитие нашей страны в социально-экономической сфере.

Резервом молодежных лидеров являются социально одаренные дети. Социальная одаренность включает в себя три вида одаренности: организационную, лидерскую и аттрактивную [Чернышев, Сарычев, Лобков, Скурятин 2007]. Авторы считают, что эффективно развивать лидерские и организаторские способности возможно только в условиях специально созданных развивающих сред через социальное обучение. Такие среды назвали социальными оазисами. В Курской области первым социальным оазисом является ОШМЛ «Комсорг», которая была основана в 60-е годы прошлого века курскими социальными психологами Л.И. Уманским, А.С. Чернышевым, Л.И. Акатовым и др.

На основе обобщения опыта работы с социально одаренными подростками и детьми в ОШМЛ «Комсорг» были сформулированы ключевые положения организации естественного формирующего эксперимента как эффективной социально развивающейся среды.

А.С. Чернышев не только поставил проблему подготовки молодежных лидеров на рубеже XX-XXI вв., но и разработал концептуальные основания и технологические средства подготовки молодежных лидеров гуманистической ориентации, сформулировал условия реализации лидерского потенциала социально одаренных

детей на основе экспериментального подхода; совместно с С.В. Сарычевым выявил социально-психологические условия подготовки молодежных лидеров на базе экспериментального подхода, совместно с С.В. Сарычевым и Ю.Л. Лобковым проанализировал психологические аспекты, которые необходимо учитывать при подготовке будущих лидеров из числа социально одаренных детей, выявил совместно с С.Г. Елизаровым, Ю.Л. Лобковым, Д.В. Беспаловым и С.В. Сарычевым динамику мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России, что необходимо учитывать при проектировании социального обучения, описал совместно со своими учениками основные этапы проектирования психологической помощи подросткам и юношам в личностном развитии. В настоящее время в Курской области успешно функционируют 15 детско-юношеских центров, имеющих своей целью развитие и формирование у молодёжи лидерского поведения.

Классические исследования молодежного лидерства в нашей стране относятся к трем историческим периодам - 20-30 гг., 50-70 гг. и 80-90 гг. XX в. Современные представления о феномене лидерства базируются главным образом на данных указанных выше исследований, относящихся к прошлому веку. Гендерный же аспект молодежного лидерства специально не исследовался психологами ни на одном из указанных выше этапов [Логвинов 2011-2015]. Исключение составляют работы Т.В. Бендас, однако она исследует гендерные аспекты лидерства в сочетании с этническими. Заметим, что в ее работах проблема лидерства в молодежных группах даже не ставится [Бендас 2009].

Согласно мнению Б. Д. Парыгина, Л.И. Уманского, Н.С. Жеребовой, Г.М. Андреевой, А.С. Чернышева, Р.Л. Кричевского, Н.Н. Обозова, Е.М. Зайцевой, в отечественной психологии лидерства в роли факторов, детерминирующих эффективность совместной деятельности в группе, выступают типы и стили лидерства [Логвинов 2015]. При этом мы исходим из того, что тип лидерства - это форма проявления феномена лидерства, а типология лидерства включает в себя общее, существенное в явлении лидерства.

В настоящее время в социально-психологической литературе известны различные варианты типологии лидерства (предложенные Е.А. Аркиным, Б.Д. Парыгиным, Н.С. Жеребовой, Л.И. Уманским, А.С. Чернышевым, А.Л. Журавлевым, Р.Л. Кричевским, Н.Н. Обозовым и др.), описываемые с помощью того или иного критерия [Там же].

Б. Д. Парыгин предлагает строить типологию лидерства с учетом трех критериев: содержания, стиля и характера деятельности лидера. В соответствии с этим были выделены следующие виды лидерства:

1. По содержанию деятельности:

а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;

б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.

2. По стилю руководства:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.

3. По характеру деятельности:

а) универсальный, то есть постоянно проявляющий свои качества лидера;

б) ситуативный, то есть проявляющий качества лидера лишь в определенной, специализированной ситуации [Парыгин 1971].

В основу типологии лидеров Н.С. Жеребова кладет признак формирования межличностных отношений и распределения функций, в результате чего выделяются

лидер по определению путей к достижению групповой цели, лидер по оптимальному решению технических задач, лидер по установлению психологического климата, лидер по содержанию групповой атмосферы [Жеребова 1974].

Р.Л. Кричевский в своих работах выделяет два типа групповой деятельности: инструментальную и экспрессивную - и соответственно им два типа лидерства; оба вида деятельности связаны с организованностью группы: инструментальная -опосредованно, как следствие организованности, а экспрессивная - непосредственно, являясь, как нам представляется, процессом поддержания организованности, ибо она направлена для поддержания внутреннего равновесия и устойчивости в группе, сохранения ее как целого [Логвинов 2015].

Е.М. Зайцева, намечая один из подходов к проблеме типологии лидерства, положила в ее основу социально-психологические параметры группы, и прежде всего ее организованность. Согласно этой гипотезе, организованность группы служит основанием для выделения лидеров-организаторов как одного из типов лидерства. Позже на основе критерия ведущей деятельности группы автор выделила организационное лидерство, профессионально-деловое лидерство, интеллектуальное лидерство, эмоциональное лидерство и волевое лидерство [Зайцева 1973].

Л.И. Уманский предложил типологию лидерства на основании функций, которые выполняет лидер, включающую в себя шесть типов: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер-эрудит, лидер-эталон, лидер-мастер, умелец [Уманский 1980].

Развивая идеи Л.И. Уманского, его ученик, А.С. Чернышев, на основании результатов исследования проблемы организованности малой группы предложил выделять лидеров-организаторов и лидеров-дезорганизаторов [Чернышев 2007].

Н.Н. Обозов, опираясь на общепризнанное выделение познавательного, аффективного, практического компонентов личности, осуществил типизацию лидеров [Обозов 1990].

В отличие от типа лидерства, лидерский стиль, по мнению Н.С. Жеребовой, затрагивает вопросы методов, средств, с помощью которых лидер добивается успеха при решении групповых задач [Жеребова 1974].

Стиль лидерства существенно обусловлен личностными особенностями и характеристиками субъекта лидерских процессов. В отечественной социальной психологии традиционно принято выделять три основных стиля лидерства. Так, например, Г.М. Андреева и А.Л. Журавлев предлагают рассматривать авторитарный, демократический и либеральный (попустительский) стили лидерства [Андреева 1980; Журавлев 1976].

Заметим также, что А. Л. Журавлев предложил еще одну классификацию стилей лидерства, положив в ее основу такие выделенные еще К. Левином переменные, как директивность, коллективность и невмешательство. В результате он выделил семь стилей лидерства: директивный, коллегиальный, попустительский или либеральный, директивно-коллегиальный, директивно-пассивный, пассивно-коллегиальный и смешанный [Журавлев 1976].

Таким образом, несмотря на большой объем исследований в этой области психологии, остаются недостаточно изученными многие вопросы, в частности гендерный аспект стилей и типов молодежных лидеров. Его решение позволит более успешно формировать личность современного молодежного лидера, который в недалеком будущем станет эффективным управленцем.

Поэтому целью исследования стало изучение гендерных особенностей стилей и типов молодежного лидерства в социально обогащенной среде. Объектом исследования являются стили и типы лидерства. Предметом же исследования выступают гендерные

особенности стилей и типов молодежного лидерства в социально обогащенной среде. Гипотеза исследования: стиль и тип молодежного лидерства в социально обогащенной среде детерминирован гендерной принадлежностью молодежных лидеров.

В ходе исследования применялись методики по отбору лидеров («Карта-схема психолого-педагогической характеристики направленности активности группы», аппаратурный эксперимент с использованием прибора-модели совместной деятельности «Арка»), методика по выявлению стиля лидерства В.И. Румянцевой и А. Б. Чангли, методика Н.Н. Обозова по определению типа лидерства.

Базу исследования составили лидеры молодежных групп подросткового и юношеского возраста из числа воспитанников ОШМЛ «Комсорг». Общий объем выборки составил 392 подростка и юноши.

При этом учитывались такие факторы, как гендерная принадлежность испытуемых, их возраст (подростковый или юношеский), место проживания (районы Курской области, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, или «чистые» районы.

Анализ гендерного аспекта стилей лидерства лидеров начнем с результатов исследования респондентов подросткового возраста. Результаты изучения структуры стилей лидерства у испытуемых из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, свидетельствуют о том, что среди респондентов-подростков мужского пола 40% имеет авторитарный стиль лидерства. Демократический стиль лидерства характерен для каждого третьего опрошенного (их удельный вес составляет 35%). Кроме того, каждый четвертый (25%) из подростков-лидеров характеризуется либеральным стилем лидерства.

Согласно полученным данным, среди подростков-лидеров женского пола каждой второй испытуемой (50%) присущ авторитарный стиль лидерства. 5% респондентов свойственен демократический стиль лидерства, либеральный стиль лидерства характерен для 45% исследованных.

Сравнение распределения стилей лидерства среди респондентов - подростков разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, несмотря на то, что чаще всего как лидерам женского пола (50%), так и испытуемым мужского пола (40%) присущ авторитарный стиль лидерства (х2=29,33; р<0,01).

Проанализируем теперь данные, которые описывают распределение стилей лидерства у воспитанников ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах.

Как следует из полученных данных, среди респондентов-подростков мужского пола 30% обладает авторитарным стилем лидерства. Демократический же стиль лидерства характерен для большинства (70%) опрошенных лидеров.

Согласно полученным данным, среди подростков-лидеров женского пола каждая четвертая (25%) имеет авторитарный стиль лидерства, трем четвертям (75%) респондентов свойственен демократический стиль лидерства. Либеральный же стиль лидерства не характерен для исследованных подростков обоего пола.

Сравнение распределения стилей лидерства среди респондентов - подростков разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, показало отсутствие между ними статистически достоверных различий, при этом как лидеры женского пола (75%), так и испытуемые мужского пола (70%) обладают преимущественно демократическим стилем лидерства (х2=0,63; р>0,05).

Анализ гендерного аспекта стилей лидерства продолжим результатами исследования лидеров юношеского возраста. Результаты изучения структуры стилей лидерства у испытуемых из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в чистых районах, свидетельствуют о том, что среди респондентов-юношей 44% имеет авторитарный

стиль лидерства. Демократический стиль лидерства характерен также для 44% опрошенных лидеров. Кроме того, каждый восьмой (12%) из юношей-лидеров характеризуется либеральным стилем лидерства.

Согласно имеющимся данным, 70% девушек-лидеров присущ авторитарный стиль лидерства, а 30% - демократический стиль лидерства. Либеральный же стиль лидерства не характерен ни для кого из анализируемой группы исследованных.

Сравнение распределения стилей лидерства среди респондентов юношеского возраста разного пола из обычных школ, проживающих в чистых районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, несмотря на то что лидерам женского пола (70%) свойственен авторитарный стиль лидерства, а испытуемым мужского пола присущи авторитарный и демократический (44% и 44% соответственно) стили лидерства (х2=20,58; р<0,01).

Проанализируем теперь данные, которые описывают распределение стилей лидерства у испытуемых из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах.

Как следует из анализируемых данных, среди респондентов-юношей каждый четвертый (25%) обладает авторитарным стилем лидерства. Демократический же стиль лидерства характерен для трех четвертей (75%) опрошенных.

Согласно полученным данным среди лидеров женского пола 40% имеют авторитарный стиль лидерства. Отметим также тот факт, что 60% респондентов свойственен демократический стиль лидерства. Либеральный же стиль лидерства не имеет никто из исследованных юношей и девушек.

Сравнение распределения стилей лидерства среди респондентов юношеского возраста разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, показало отсутствие между ними статистически достоверных различий, при этом как лидеры женского пола (60%), так и испытуемые мужского пола (75%) обладают преимущественно демократическим стилем лидерства (х2=5,13; р>0,05).

Анализ гендерного аспекта структуры типов лидерства молодежных лидеров начнем с результатов исследования респондентов подросткового возраста. Результаты изучения структуры типов лидерства у испытуемых из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в чистых районах, показывают, что среди респондентов-подростков мужского пола каждый десятый (10%) обладает когнитивным типом лидерства. Аффективный тип лидерства характерен для 40 % испытуемых, каждый второй (50 %) из подростков-лидеров характеризуется практическим типом лидерства.

Согласно полученным данным среди подростков-лидеров женского пола каждой седьмой испытуемой (15%) присущ когнитивный тип лидерства, 30% респондентов свойственен аффективный тип лидерства. Практический тип лидерства характерен для 55% исследованных.

Сравнение распределения типов лидерства среди подростков разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, показало отсутствие между ними статистически достоверных различий. И испытуемым женского пола (55%), и испытуемым мужского пола (50 %) присущ практический тип лидерства (х2=2,67; р>0,05).

Проанализируем теперь данные, которые описывают распределение типов лидерства у испытуемых из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах.

Согласно полученным данным, среди респондентов-подростков мужского пола никто не обладает когнитивным типом лидерства. Аффективный же тип лидерства характерен для большинства (65%) опрошенных. Кроме того, каждый третий из подростков-лидеров (35%) характеризуется практическим типом лидерства.

Согласно эмпирическим данным, среди подростков-лидеров женского пола тоже никто не обладает когнитивным типом лидерства. Для 70% респондентов свойственен

аффективный тип лидерства. Практический тип лидерства выявлен у 30% респондентов.

Сравнение распределения типов лидерства среди подростков разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, показало отсутствие между ними статистически достоверных различий, при этом как лидеры женского пола (70%), так и испытуемые мужского пола (65%) обладают преимущественно аффективным типом лидерства (х2=0,57; р>0,05).

Результаты изучения структуры типов лидерства у испытуемых юношеского возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в чистых районах, показывают, что, 30% юношей обладают когнитивным типом лидерства. Аффективный тип лидерства характерен также для 30% опрошенных лидеров. 40% юношей-лидеров характеризуются практическим типом лидерства.

Среди девушек-лидеров каждой седьмой (30%) присущ когнитивный тип лидерства и 30% респондентов свойственен аффективный тип лидерства. Практический же тип лидерства характерен для 45% девушек.

Сравнение распределения типов лидерства среди респондентов юношеского возраста разного пола из обычных школ, проживающих в чистых районах, показало отсутствие между ними статистически достоверных различий. Отметим также, что при этом как лидерам женского пола (45%), так и испытуемым мужского пола (40%) свойственен преимущественно практический тип лидерства (х2=6,72; р>0,05).

Проанализируем теперь данные, которые описывают распределение типов лидерства у испытуемых из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах.

Как следует из полученных данных, среди респондентов-юношей никто не обладает когнитивным типом лидерства. Аффективный же тип лидерства характерен почти для трех четвертей (70%) опрошенных, 30% юношей-лидеров характеризуется практическим типом лидерства.

Среди лидеров женского пола также не выявлено лиц с когнитивным типом лидерства. Абсолютному большинству (85%) респондентов свойственен аффективный тип лидерства. Практический же тип лидерства характерен для каждого седьмого (15%) из исследованных лидеров.

Сравнение распределения типов лидерства среди респондентов юношеского возраста разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом как лидеры женского пола (85%), так и испытуемые мужского пола (70%) обладают преимущественно аффективным типом лидерства (х2=6,45; р<0,05).

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

композиция стилей лидерства среди респондентов - подростков разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, имеет статистически достоверные различия (х2=29,33; р<0,01);

композиция стилей лидерства среди респондентов - подростков разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, не имеет статистически достоверных различий, при этом респонденты обладают преимущественно демократическим стилем лидерства (х2=0,63; р>0,05);

композиция стилей лидерства среди респондентов юношеского возраста разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, не имеет статистически достоверных различий, при этом лидеры обладают преимущественно демократическим стилем лидерства (х2=5,13; р>0,05);

композиция стилей лидерства среди респондентов юношеского возраста разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в чистых районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий (х2=20,58; р<0,01);

ведущим типом лидерства для лидеров подросткового возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, независимо от гендерной принадлежности, является практический;

ведущим типом лидерства для лидеров подросткового возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в радиоактивно загрязненных районах, является аффективный;

выявлена тенденция к более высокому удельному весу доминирующего типа лидерства у респондентов-девочек по сравнению с удельным весом доминирующего типа лидерства мальчиков (независимо от места проживания);

структура лидерства для лидеров юношеского возраста мужского пола, проживающих в радиоактивно загрязненных районах, статистически достоверно отличается от аналогичного показателя девушек (p<0,01, p<0,05);

ведущим типом лидерства для лидеров юношеского возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в радиоактивно загрязненных районах, независимо от пола, является аффективный;

ведущим типом лидерства для лидеров юношеского возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, независимо от пола, является практический;

выявлена тенденция к более высокому удельному весу доминирующего типа лидерства у девушек по сравнению с юношами (независимо от места проживания).

Библиографический список

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. 415 с.

Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие, доп. УМО. СПб.: Питер, 2009.

430 с.

Беспалов Д.В., Набасова Н.В. Динамика лидерства в группах различной организованности // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1 (25). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/029-032.pdf (дата обращения: 19.01.2017).

Жеребова Н. С. Основы социальной психологии. Л., 1974. 200 с.

Журавлев А.Л. Стиль и эффективность руководства производственным коллективом: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1976. 24 с.

Зайцева Е.М. К проблеме качественно количественной характеристики лидерства в контактных группах школьников и студентов // К вопросу о диагностике личности в группе. М., 1973. С. 7-9.

Логвинов И.Н. Влияние гендерных особенностей на эмоциональное отношение молодежных лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и своему «я» // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. №1 (25). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/029-037.pdf (дата обращения: 17.01.2017).

Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровне благоприятности психологической атмосферы для молодежных лидеров // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. №4 (20). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/022-033.pdf (дата обращения: 17.01.2017).

Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровнях развития эмоционального отношения к родителям, учителям, своему «я» молодежных лидеров подросткового возраста // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. №2 (22). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/024-037.pdf (дата обращения: 17.01.2016).

Логвинов И.Н. Исследование потребности в достижении молодежных лидеров: тендерный аспект // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. №28. С. 1274-1279.

Логвинов И.Н. Личностная тревожность и личностная познавательная активность молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 6 (51). Ч. 1. С. 92-100.

Логвинов И.Н. Тенденции исследования лидерства в современной социальной психологии. Курск: КурскГУ, 2015. 170 с.

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Влияние пола на структуру ценностных ориентаций лидеров молодежных групп подросткового возраста // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1280-1286.

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности уровня дифференциации ценностей молодежных лидеров // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. №3 (15). Ч. 1. URL: http:// scientific-notes.ru/pdf/020-029.pdf (дата обращения: 18.01.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990. 192 с.

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.

352 с.

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.

Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). 2-е изд., испр. и доп. Воронеж: Кварта, 2007. 210 с.

Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. 189 с.

Чернышев А.С., Елизаров С.Г., Лобков Ю.Л., Беспалов Д.В. , Сарычев С.В. Динамика мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России. Курск: Курск. гос. ун-т, 2010. 213 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.