Научная статья на тему 'Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования'

Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1362
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования»

УНИВЕРСИТЕТ - ШКОЛЕ

С. А. Писарева,

профессор кафедры педагогики

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Введение профильного обучения является, с одной стороны, одним из механизмов модернизации российского образования, расширения его вариативности, обеспечения доступности для детей из разных слоев населения, а с другой — естественным результатом развития процессов дифференциации и индивидуализации образования, своеобразным ответом на вызовы времени, на те изменения, которые происходят в мировом открытом образовательном пространстве.

Необходимость введения профильного обучения обусловлена целым рядом факторов.

Первая группа факторов связана с особенностями развития подростков. Многолетняя образовательная практика российской школы показывает, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профи-лизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Таким образом, формируется общественный запрос на профильную дифференциацию образования.

Вторая группа факторов связана с развитием сети образовательных учреждений в системе образования современной России. Гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов в малых городах России и в сельской местности пока еще недостаточно. Крупные города-миллионеры также испытывают потребность в увеличении их количества. Большинство родителей, заботящихся об образовании своих детей, стремятся отдать своего ребенка именно в такую школу — школу высоких предметных результатов. Однако преобразование общеобразовательной школы в так называемую «статусную» — достаточно сложный процесс. Кроме

того, не должны быть все школы «статусными». Получение образования в гимназии, лицее или школе с углубленным изучением предмета сопряжено со значительными нагрузками, а порою и перегрузками детского организма. Не все дети готовы к ним уже с 1-го класса. Но многие учащиеся к 15-16 годам, т. е. к 9-10 классу, примерно представляют свой дальнейший образовательный маршрут. Выше уже было отмечено, что по данным социологических исследований более 70% сегодняшних старшеклассников к 15 годам знают, по каким предметам они хотели бы заниматься более основательно. Примерно в этом же возрасте большинство старшеклассников уже определяются в выборе будущей профессии. Более 90% школьников идут в старшие классы, намереваясь в дальнейшем поступать в вузы. Между тем в высшей школе сегодня твердо убеждены, что старшеклассникам необходима дополнительная серьезная подготовка по предметам. Тех знаний, которые они получают в средней школе, для поступления в вуз недостаточно. К этому склоняются и сами подростки. Лишь 12% учащихся старших классов считают нынешнее среднее образование приемлемым. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т. п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем.

Третья группа факторов детерминирована общеевропейскими задачами развития образования.

Во-первых, это задача, связанная с повышением уровня общей образованности населения, которая может быть решена в том случае, если у учащихся развита мотивация к обучению, к получению образования в течение жизни. В свою очередь, одним из источников мотивации является реализация потребности личности в изучения значимых (интересных) для себя предметов

в большем объеме. Профильное обучение на это и ориентировано. Кроме этого, профильное обучение позволит привлечь в старшие классы школы большее число выпускников основной 9-летней школы. Педагогам проще работать в профильной школе: ученики понимают, зачем учатся. Возрастает и эффективность образования. Если учащийся осваивает те предметы и курсы, которые соответствуют его интересам и способностям, то и конечные результаты становятся заметно лучше. Разнообразие профилей, которые может создавать школа на своей базе, позволит реализовать образовательные запросы учащихся с учетом потребностей рынка труда. Образование постепенно вновь вернет свои позиции значимого условия развития личности, а Россия укрепит конкурентоспособность в важнейшем из показателей экономического развития страны — качестве человеческого капитала.

Во-вторых, это задача реализации концепции непрерывного образования, или «образования в течение жизни». Представление о том, что образование с получением аттестата или диплома не заканчивается, а лишь переходит на новый качественный уровень, укрепляется в сознании большинства населения, в том числе благодаря и профилизации, которая рассматривается не как ориентация на определенную профессию, а как средство осознанного выбора дальнейшего профиля обучения. Достигается это за счет создания условий для формирования у школьников готовности к осознанному выбору своего дальнейшего образовательного и профессионального маршрута.

В-третьих, это задача подготовки учащихся к адаптации в условиях интеллектуализации рынка труда. В современном мире интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им раньше исключительность. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с высоким базовым уровнем образованности, способных переключиться с одного вида деятельности на другой, заниматься самообразованием. Эти качества и могут быть развиты благодаря профильному обучению, создающему реальные условия подготовки школьников к перспективным потребностям рынка труда, к их ориентации на конкретные «меню профессиональных карьер».

Сущность профильного обучения кратко может быть охарактеризована следующим образом.

Профильное обучение понимается как средство дифференциации и индивидуализации обу-

чения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся. Стратегия реализации профильного обучения предусматривает выделение уровней изучения учебных предметов: общеобразовательного и профильного.

Профильная школа является институциональной формой реализации этой цели. Пока это основная форма. В перспективе возможно создание других форм, в том числе выводящих реализацию стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильная школа — это не разновидность гимназии или лицея, это не новое название для школы с углубленным изучением ряда предметов, это не особый статус для общеобразовательной школы. Профильная школа — это не столько иное название, сколько иное качество образования, иной уровень доступности качественного образования (образования в двуедином смысле этого слова — процесс и результат).

Профиль представляет комбинацию базовых и профильных учебных предметов и элективных курсов.

Базовые предметы — это общеобразовательные предметы, обязательные для изучения всеми учащимися независимо от выбранного профиля, и по своему содержанию соответствующие требованиям единых общих экзаменов. Обязательными базовыми учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», а также интегрированный учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» и интегрированный учебный предмет «Естествознание». Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные предметы — это учебные предметы, изучаемые учащимися углубленно или на повышенном уровне, их содержание соответствует профильным образовательным стандартам и требованиям единых профильных экзаменов (или единых экзаменов по выбору на повышенном уровне). Профильные предметы выбираются для изучения учащимися (выбирается не менее двух профильных предметов) и являются для них обязательными, так как они определяют специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; «Литература», «Русский язык» и «Иностранный

Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования

язык» — в филологическом профиле; «Обществоведение», «Право», «Экономика» и др. — в социально-экономическом профиле и т. д. Выбранные для изучения профильные предметы на базовом уровне уже не изучаются. В соответствии с выбранными профильными предметами учащиеся объединяются в классы по 25 человек. Иными словами, профильный класс в данной школе может быть открыт в том случае, если есть не менее 25 старшеклассников, изъявивших желание изучать данный профиль.

Элективные курсы — это обязательные предметы, также изучаемые учащимися по выбору и позволяющие либо расширить представления учащихся в какой-либо образовательной области (например, курсы художественной направленности), либо подготовиться к сдаче выпускных экзаменов (например, курс подготовки к сдаче единого государственного экзамена по предмету), либо дополнительно углубить свои знания по избранному профильному предмету (например, курсы лабораторного практикума в естественнонаучном профиле), либо изучить курсы, исходя из своих интересов (например, курс дополнительного иностранного языка).

Учащиеся, обучающиеся в одном и том же профильном классе, могут выбрать разные элективные курсы. По элективным курсам единые общие экзамены не проводятся.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, каждое образовательное учреждение, а в принципе и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план. Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся — выбор профильных учебных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Ресурс времени на профильное обучение в старших классах возникает в результате исключения из программ всех учебных предметов избыточной информации, которая может быть найдена в справочных изданиях, и отбора фундаментальной части содержания школьных программ, а также знаний, имеющих мировоззренческое или практическое значение для жизнедеятельности, последующего образования и самообразования любого человека.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

• способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

• создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

• обеспечить более основательное изучение отдельных предметов программы полного общего образования, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;

• расширить возможности социализации учащихся через «пробы» себя в профессии, новые образовательные практики, формы взаимодействия с другими людьми.

Профильное обучение направлено на построение личностно-ориентированного учебного процесса, расширяющего возможности выстраивания учеником индивидуального образовательного маршрута.

Возможные сценарии профильного обучения в старших классах и возможные принципы комплектования групп профильного обучения.

• Профильное обучение на основе предметного принципа: гуманитарно-филологический профиль (языки и литература), социально-гуманитарный (историко-обществоведческий) профиль, физико-математический профиль, биолого-химический профиль, технико-технологический профиль (физика, технология, информатика).

• Профильное обучение по уровням сложности.

• Профильное обучение как подготовка к поступлению в вуз.

• Профильное обучение по сферам социально-трудовой деятельности (например: гуманитарный, технико-технологический, сервисный профили).

Вариативность сценариев профильного обучения в старших классах определяет и различные подходы к построению инвариантной части его содержания.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций профилей, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения.

Профильное обучение на старшей ступени может быть реализовано в рамках разных моделей профильной школы.

Модель внутришкольной профилизации. Школа может быть однопрофильной (реализо-вывать только один избранный профиль) и многопрофильной (реализовать несколько профилей обучения). Школа может быть в целом не ориентирована на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных предметов предоставлять школьникам возможность построения своего индивидуального образовательного маршрута, объединяя их в соответствующие межклассные группы. Чем больше классов учится в параллели 10-11 классов, тем больше возможностей для создания таких смешанных групп.

Модель сетевой организации. В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах. Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр». Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

Предложенный подход не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение, а также различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).

Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательного учреждения и органов его общественного самоуправления.

Профильное обучение задумывается как особый вид дифференциации и индивидуализации обучения, оно стратегически ориентировано на дифференциацию и индивидуализацию обучения, на более полный учет интересов и способностей учащихся, на содействие социализации обучающихся, а также на учет реальных потребностей рынка труда.

Профилизация старшей школы предполагает появление реального многообразия в системе образования и реализацию права выбора старшеклассниками образовательных программ с учетом индивидуальных целей образования.

Дифференциация в обучении понимается как учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Основаниями для дифференциации учащихся могут являться самые разные признаки: индивидуальные особенности, возрастные, половые, национальные и другие признаки. Таким образом, дифференциация предполагает деление учащихся.

В профильном обучении также происходит объединение учащихся в группы, но не на основании какого-либо признака, а в соответствии с их личным выбором. Главной целью профильного обучения является обеспечение общедоступности качественного образования в соответствии со склонностями и образовательными потребностями учащихся.

Таким образом, профильное обучение обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения на основании множественности выбора, создания условий не столько для выявления склонностей учащихся, сколько для их наиболее полного проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.