Подготовка к социальной адаптации обучающихся, которые находятся на полном государственном обеспечении. Поход в социум.
• выпускники • социальный опыт • социализация • коллектив
Профилактика ЗОЖ и сопровождение выпускников с ограниченными возможностями здоровья
Ю.П. Мажарова,
социальный педагог ГАОУ КК «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»
Мой трудовой стаж начался в 1994 году, и на протяжении долгих 16 лет я работала в Архангельском детском доме для детей-сирот и детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями в развитии, оставшихся без попечения родителей. В 2011 году пришлось поменять место работы, так как детский дом закрывали, потому что деток оставалось очень мало, они уходили под опеку и в приёмные семьи. Вынужденная работать не по специальности, дефекто-скопистом в депо железнодорожного транспорта, поняла, что это не моё. В 2014 году вернулась в педагогику — воспитателем в детском саду. Благодаря Татьяне Ивановне Курасовой, руководителю ГАОУ КК «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением», я снова оказалась в стенах учреждения для детей, которых жизнь обделила здоровьем и оставила без родителей. Я поняла, что это неспроста — это судьба и мой долг быть рядом с ними, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без родительской любви, детьми-инвалидами. Здесь, в Новолеушковской школе-интернате, спустя много лет мне довелось встретиться с уже повзрослевшими выпускниками и бывшими воспитанниками Архангельского детского дома, которые были определены под опеку, в приёмные семьи. Они стали большими, взрослыми, но были недостаточно социализированы ввиду особенностей в развитии, ведь эти дети требуют к себе особого подхода со стороны всех взрослых, их окружающих.
Детям и подросткам с ОВЗ, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам с нарушением в интеллектуальной сфере, требуется намного больше внимания со стороны
педагогов и взрослых. Процесс социализации, освоение социокультурного опыта проходит у них очень трудно по сравнению со сверстниками, не имеющими отклонений в развитии и живущими в семьях с родителями.
Для того чтобы выжить в этом сложном мире, очень важно иметь хорошее здоровье, быть физически подготовленным, не поддаваться вредным привычкам. Сейчас мне предоставлена возможность продолжить работу, которую я начала ещё тогда, когда дети были маленькими, дошкольного и начального школьного возраста. Деятельность социального педагога по профилактике здорового образа жизни необходима в работе с детьми с ограниченными возможностями в здоровье и имеет огромное значение. Эта категория выпускников, вступая во взрослую самостоятельную жизнь, адаптируясь к новым условиям жизни, сталкивается с проблемами и сложностями в самостоятельной организации быта, питания, приобретения жилья, поиска работы, испытывает трудности во взаимодействии с социумом, в умении обращаться с деньгами (распределять их на длительный период времени), пользоваться услугами связи, общественным транспортом. Увы, по статистике не всегда и не всем это удаётся.
В такой важный, ответственный для них период необходимо помочь этим детям, подросткам устоять перед соблазном оступиться, чтобы негативные привычки не одержали верх над ними, но для этого необходима особая подготовка. С помощью профилактических методов и приёмов организации здорового образа жизни для детей данной категории и только при многократных повторениях и убеждениях можно добиться положительного результата.
В учреждении обучающимся, которые находятся на полном государственном обеспечении (а мы знаем, что
это формирует у такой категории лиц беззаботное представление о жизни), необходима специальная помощь. Для того чтобы дети в большей степени могли социализироваться в обществе, в нашем учреждении созданы условия, приближенные к домашним, чтобы воспитанники и обучающиеся чувствовали себя уютно и комфортно. Подростки, получающие профессии, проживают в нашем общежитии и имеют доступ к самостоятельному пользованию бытовыми приборами: стиральной машинкой (автомат), электроплитой, холодильником, микроволновой печью, телевизором, утюгом. Кроме того, им предоставлена возможность самостоятельно осваивать социальные знания на практике, чтобы в дальнейшей жизни они могли себя обслужить, быть опрятными, сытыми, сохранить своё здоровье.
Здоровый образ жизни — это главное условие для выживания в нашем сложном современном мире, а дети с ОВЗ зачастую халатно относятся к своему здоровью. Для укрепления организма и профилактики развития патологии необходимо здоровое питание, умеренные физические нагрузки, соблюдение режимов бодрствования и покоя, избавление от вредных привычек, контроль своих мыслей и эмоций, создание безопасной окружающей среды в силу своих возможностей и средств, соблюдение правил гигиены (как личной, так и общественной).
Как подчеркивает И.И. Брехман: «Здоровье — это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой».
Для того чтобы человек, получивший профессию, мог добросовестно трудиться, он должен иметь хорошее здоровье, знания, умения и хотя бы небольшой опыт и навык, а наши дети
в семьях своих кровных родителей почерпнули горький опыт, который будет мешать им в жизни. Поэтому мы строим свою работу так, чтобы ребята смогли социализироваться в обществе, не пойти по стопам своих кровных родителей.
Здоровый образ жизни формируется в течение многих лет целенаправленно и постоянно, а не сам по себе в зависимости от обстоятельств. И работа социального педагога нацелена в том числе на профилактику ЗОЖ, ассоциативного поведения, на борьбу с вредными привычками. С этой целью с воспитанниками проводятся различные медико-социальные и психолого-педагогические мероприятия: беседы, диспуты, тренинги, беседы-убеждения, упражнения, лекции, практикумы, встречи с выпускниками, с должностными лицами (представители казачества, полиции) и т.д. Например:
• Круглый стол «Незнание закона не освобождает от ответственности».
• Беседа «Будь честным и правдивым!».
• Круглый стол «Как не стать жертвой преступления?».
• Беседа «Умей сказать НЕТ!».
• Беседа «Компьютер — друг или враг?».
• Беседа «Ты и твоя семья. Почему необходимо помогать родителям?».
• Беседа «Вредные привычки».
• Круглый стол «Права и обязанности несовершеннолетнего».
• Беседа «Шутки или хулиганство?».
• Викторина: «Кто на свете всех умнее?».
• Беседа «Алкоголь и алкогольная зависимость».
• Диспут «Знатоки символики Кубани!».
• Диспут-практикум в рамках акции «Час Земли».
• Встреча в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы под девизом «Овеяна славой родная Кубань» с выпускником школы-интерната Александром Волк, отслужившим в рядах Российской армии.
Кроме того, наше учреждение тесно сотрудничает с замещающими семьями, проводя различные совместные спортивные мероприятия с целью профилактики физического, психического и социального здоровья, например спортивный праздник «Моя спортивная семья». Мероприятия направлены на то, чтобы сплотить замещающие семьи. Ребятам предоставлены спортивный зал, футбольное поле с беговой дорожкой, спортивная площадка, где они могут заниматься любым видом спорта на выбор: играть в футбол, баскетбол, теннис, волейбол, бадминтон, пионербол. Работают кружки: танцевальный, компьютерный, декоративно-прикладного творчества и спортивные секции.
С воспитателями и мастерами производственного обучения, классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами, медицинскими работниками, несовершеннолетние имеют так называемый опыт похода в социум. Посещают торговые центры, магазины, где покупают продукты, аптеки, музеи, развлекательные центры, кинотеатры, пользуются общественным транспортом, то есть имеют возможность самостоятельно применять на практике приобретённые знания и умения, овладевают навыками культурного поведения в обществе. Девушки и юноши на кухне, оборудованной специально для их пользования, самостоятельно практикуются готовить здоровую пищу, стирать и зашивать одежду, чистить обувь.
Как показывает опыт, выпускники учреждений подобного вида зачастую допускают серьёзную ошибку, проявляя халатность в обращении с юридически значимыми документами: паспортом или удостоверением, ИНН, страховым свидетельством (СНИЛС), справкой МСЭ. Лица с ОВЗ (с нарушением интеллекта) не осознают ценности этих документов, отсюда зачастую их порча или утеря, что влечёт за собой тяжёлые последствия. Поэтому дети посещают МФЦ, лечебно-оздоровительные центры, правоохранительные учреждения, социально-реабилитационные центры, для того чтобы почерпнуть опыт в обращении в соответствующую инстанцию, к примеру, по вопросу получения регистрации по месту пребывания и т.п.
Исходя их этого, передо мной как социальным педагогом ставятся следующие задачи:
• Планирование мероприятий с учётом возрастного этапа, когда происходит интенсивный рост и перестройка функционального состояния систем жизнедеятельности развивающегося организма, стадии полового развития мальчиков и девочек.
• Формирование самостоятельной, зрелой личности, способной реализовать свой жизненный потенциал, несмотря на ОВЗ (нарушением интеллекта).
• Индивидуальный подход, обеспечивающий социализированную комфортность и поддержку бывшим воспитанникам и выпускникам с ОВЗ (нарушением интеллекта) при решении проблем жизнеустройства и реализации своих возможностей.
• Профилактика здорового образа жизни, дезадаптации на начальном этапе их жизненного пути.
• Защита прав и интересов бывших воспитанников и выпускников профессионального обучения.
• Консультирование и ознакомление с законодательством РФ (в сфере пенсионных начислений по инвалидности, путёвок в санатории, оздоровительные лагеря, переоформлением МСЭ и т.д.).
• Индивидуальное консультирование выпускников и обучающихся учреждения по проблемам самочувствия (депрессивное состояние, половое развитие, аффекты, стрессы, смена настроения и т.п.); профессиональной самореализации, семейных и межличностных отношений.
Мы открыты для обмена опытом. Коллектив взрослых и детей — это единый коллектив, который стремится достичь поставленных целей. Ребята с удовольствием и желанием откликаются на предложение принять участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях разного уровня — от муниципального и краевого до всероссийского, которые направлены на укрепление здоровья, социализацию в обществе.
Для статистики и подведения итогов нашей общей деятельности собирается информация о выпускниках.. Ведётся специальный журнал по сопровождению выпускников, куда заносятся следующие данные:
Ф.И.О
Дата рождения
Адрес регистрации
Адрес фактического проживания
Год выпуска
Профессия
№ телефона
Реализация дополнительных гарантий на жилое помещение
Инвалидность
Трудоустройство (социальное положение)
Семейное положение
Социальные выплаты
Единовременное пособие (дата получения)
Военная обязанность (служба в Армии)
Нуждается ли в помощи специалиста
Мы, социальные педагоги, всегда на связи со своими ребятами: при получении номеров телефонов ведём перего-
воры и с приёмными родителями, и с выпускниками, чтобы при возникновении проблемы суметь вовремя откликнуться на неё, проконсультировать в решении вопросов трудоустройства, оформлении МСЭ или при получении единовременного пособия.
В нашем коллективе считают, что постинтернатное сопровождение наших выпускников — это обязательное направление работы. Выпускникам очень важно осознавать, что в этом мире они не одиноки, им всегда помогут. В этом суть работы социального педагога.