Научная статья на тему 'От школьной адаптации к успешной социализации'

От школьной адаптации к успешной социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1331
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рефатова Л. Ш., Приймак С. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От школьной адаптации к успешной социализации»

Л. Ш. Рефатова, С. К. Приймак

От школьной адаптации к успешной социализации

Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим

Лукиан

Процессы, происходящие в обществе, сложны и не всегда предсказуемы. На данном этапе осуществляется переход системы образования в рамки российской формации. Школьная среда насыщенна и многообразна, идея воплощения гуманистического и лич-ностно ориентированного подхода к ребёнку лежит в основе модернизации образования в связи с введением новых федеральных образовательных стандартов, где на первый план выступает качество процесса обучения и воспитания.

Сам процесс образования не сводится только к приобретению учащимися набора знаний и навыков, а также включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

К сожалению, в России постоянно возрастает количество детей с отклонениями в развитии, что осложняет их социализацию и способствует возникновению социальной дезадаптации. Об этом свидетельствуют данные государственных докладов «О положении детей в Российской Федерации», «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации» (по материалам Всероссийской диспансеризации). В этой связи особую актуальность приобретает проблема социально-педагогической поддержки детей на ранних этапах их развития.

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Социальная адаптация (от лат. socium - общество и adapto - приспособляю) - это активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности социальная адаптация происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счёт подражания и т. п.). Социальная адаптация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых дефектом. Этим определяется особая значимость и специфика коррекционно-воспитательной работы в данном направлении с детьми с ОВЗ.

213

На процесс социализации личности влияют различные факторы, в основе которых лежат биологические и социальные.

Ученикам школы-интерната на начальном этапе обучения свойственна психическая депривация. Это состояние, возникшее у них в результате жизненных ситуаций, когда ребёнку не была предоставлена возможность для удовлетворения основных потребностей в течение длительного времени. Эти дети уже встретились в начале жизненного пути с различными неблагоприятными влияниями.

Дети, по результатам ПМПк поступившие в школу-интернат, не владеют элементарными навыками самообслуживания, не знают правил гигиены, культуры поведения, не знают, что такое зубная щётка, для чего предназначены различные предметы обихода.

Начальный адаптационный этап нахождения ребёнка в школе-интернате очень важен для самого ребёнка и требует от педагога максимального внимания, терпения, профессионализма.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию в школьное пространство и личностную самореализацию в нём. Можно сравнить школу со спасательным кругом, который даст возможность научиться плавать, что в дальнейшем поможет детям самостоятельно, уже без вспомогательных средств преодолевать просторы жизненного океана.

Исследования последних лет показали, что выпускники специальных коррекционных школ не владеют необходимыми для самостоятельной жизни бытовыми навыками и знаниями, не готовы к самообеспечению на основе труда, определению жизненной перспективы и сам процесс вхождения в самостоятельную жизнь вызывает у многих трудности и стрессовые состояния. Мы обозначили данную проблему в Бахчисарайской школе-интернате, наметили разработку программы по социализации обучаемых, начиная с внутришкольной адаптации, заканчивая мониторингом деятельности юношей и девушек, окончивших наше учебное заведение.

Программа учитывает опыт ведущих специалистов-современников учебных заведений с коррекционной направленностью обучения. Мы пытаемся учесть, что трудности начального адаптационного этапа связаны с недостаточностью семейного воспитания и особенностями психофизического развития поступающих на обучение детей, а заключительного этапа, связанного с самостоятельным выходом в жизнь, - с тем, что выпускники школ-интернатов, имеющие определённый диагноз, не пользуются льготами при трудоустройстве и в вопросах жизнеобеспечения должны вливаться в социум на общих основаниях.

214

Для оптимизации процесса социализации обучаемых в школе-интернате мы предложили модель взаимодействия специалистов учебного заведения с учениками младшего, среднего и старшего звеньев обучения, которая включает в себя следующие задачи:

1) создание условий для успешной адаптации ребенка к жизни в ученическом коллективе;

2) обеспечение безопасного и бесконфликтного существования ребенка в условиях школы-интерната и внешкольного пространства;

3) вооружение учащихся знаниями о социуме, социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах;

4) развитие умений, навыков, личностных качеств, необходимых для успешной интеграции выпускника во взрослое общество;

5) развитие имеющихся задатков, стимулирование социально значимых интересов, потребностей;

6) осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнесения их с жизненными планами;

7) сообщение знаний о различных профессиях, требованиях к ним, профориентация в соответствии с возможностями ученика, потребностями местных предприятий, условиями жизни.

Основная идея программы - создание ситуации успеха путем выявления и максимального использования способностей каждого ребенка в процессе его подготовки к жизни.

Уровни взаимодействия определены нами как: 1) начальный прогностический; 2) содержательно-исполнительский; 3) итоговый практический.

Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не всегда отвечает задаче формирования таких личностных качеств, как самостоятельность, настойчивость, бесконфликтность, креативность. Этим факторам успешной социализации современное обучение и воспитание должно уделять большое внимание. Результативность будет обеспечена, если программа педагогической деятельности будет на всех этапах учитывать особенности детей-школы интерната, содержание будет ориентировано на подготовку выпускников к самостоятельному решению основных проблем жизнеустройства после выпуска из школы, и условия интернатного учреждения будут позволять реализовать эту программу.

С учётом нашего многолетнего опыта работы, стремительно изменяющихся условий общества и в связи с переходом обучения и воспитания детей с ОВЗ в формат федеральных государственных стандартов образования считаем, что разработка и внедрение такой программы станет условием интеграции коррекционного компонента с целью успешной социализации в систему планирования всех

215

служб учреждения, в каждое конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста в отдельности.

Этапы каждого из уровней программы будут пронизаны идеей практической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе, формирования уверенности в своих силах.

По результатам диагностики уровня сформированности базовых навыков социализации можно пронаблюдать, начиная с момента адаптации ребёнка и заканчивая его выпуском из стен учебного заведения, пути коррекции и дальнейшие жизненные перспективы. В связи с этим нами ведётся межуровневый скрининг личностных качеств, обобщаются результаты, планируются способы педагогического воздействия, намечаются перспективы, делаются выводы.

Для решения вопроса успешного самостоятельного вхождения выпускников школ-интернатов в общество современные специалисты дефектологи используют компетентностную модель образования, отличие которой от академической так же велико, как, по сравнению Б.Д. Эльконина, знакомство с правилами игры в шахматы от самого умения играть...

«Ученик, овладевший основами наук, сталкиваясь с реальной жизнью, вероятно, попадет в ту же ситуацию, в какую попал великий комбинатор во время сеанса одновременной игры, когда им были проиграны все 30 партий. И это понятно: ведь у него не было игрового опыта! А правила-то игры он знал...»

Основные направления развития социальных компетенций, используемые педагогами Бахчисарайской школы-интерната: духовнонравственное, национально-патриотическое, экологическое, трудовое, эстетическое, физическое.

Главный вопрос, на который должен ответить каждый педагог, осуществляя работу по указанным направлениям: как дети смогут в реальной жизни использовать полученные практические навыки и смогут ли эти навыки придать их жизни положительный вектор социализации.

Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности - упражнение. Он известен с древнейших времен и обладает исключительной силой. В истории педагогики едва ли сохранился случай, чтобы при достаточном количестве разумно подобранных и надлежащим образом выполненных упражнений у ребенка не сформировался заданный тип поведения.

Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Точно так же невозможно сформировать требуемый тип поведения, не привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности. Сущность упражнения

216

состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнений - устойчивые качества личности, т. е. навыки и привычки.

Для выработки даже такого простого навыка, как завязывание шнурков на ботинках, детям нужно повторить действие в среднем около 200 раз.

Необходимым условием успешной социализации детей с ОВЗ является развитие речевого компонента. Полноценная речь - это средство повышения уровня коммуникабельности. Значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. Развитие коммуникативной компетентности ученика - актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы-интерната. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетенций, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. С момента начала обучения ребёнка в школе-интернате ежедневная кропотливая работа, начиная с приветствия «Доброе утро» и в течение дня до пожелания «Спокойной ночи» направлена на выработку правильной речи. Это уроки, внеклассные и логопедические занятия, праздники, экскурсии, общешкольные мероприятия.

В процессе развития коммуникативной компетентности формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения, развивать речевые процессы, создавая всё большие возможности для общения.

На начальном этапе адаптации ребёнка педагоги специальной школы-интерната проводят вводные занятия с целью усвоения детьми норм и правил поведения и общения со сверстниками и взрослыми. Это цикл занятий: «Друзья Мойдодыра», «Поведение в школе», «Каждой вещи - своё место», «Наше школьное утро», «Поведение за столом» и др. Выработка необходимых навыков достигается с помощью применения педагогами игровой деятельности. При этом совершенствуются способы общения детей: появляется опыт сочувствия, сопереживания, умение слушать и понимать других. Используемые в игре элементы психогимнастики построены на имитации определенных чувств и эмоциональных состояний человека, воспроизведении детьми действий и поступков воображаемых и реальных героев. Овладение выразительными движениями, мимикой дает возможность адекватнее общаться, точнее понимать чувства других, создает условия для формирования эмоциональной сферы детей, воспитывает эмоции, сберегает психическое здоровье

217

воспитуемых, предупреждая эмоциональные расстройства, снимая напряжение.

Критерием эффективности начального этапа будет отсутствие в классе отверженных, приобретение детьми элементарных бытовых навыков, навыков общения, отсутствие грубых нарушений дисциплины.

Для формирования сложных нравственных качеств воспитатель должен хорошо подумать, какие навыки и привычки будут в дальнейшем вырабатываться у детей. Начальный этап предполагает постепенное введение детей в основы нравственности.

Воспитание вырабатывает жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки, поэтому упражнения не выдумываются, а берутся из жизни. В первую очередь используются упражнения для выработки общечеловеческих нравственных качеств.

Средний этап развития и накопления компетенций в направлении духовно-нравственного развития в Бахчисарайской школе-интернате содержит ознакомление с основами христианской и мусульманской религий, овладением детьми навыками толерантного общения в условиях многонационального общества. Это фестивали дружбы народов, экскурсии по святым местам: Успенский монастырь, Зынджирлы медресе, Ханский дворец и др. Это и проведение праздников: День Святого Николая, Рождество. Это цикл бесед и занятий: «Я иду в гости», «Мальчик с девочкой дружили», «Мы идём в театр» и др.

В данном случае результативность отражается в параметрах профиля личности каждого воспитуемого. На практике неоднократно слышим слова благодарности от работников библиотек, музеев, выставок о высоком уровне воспитанности детей нашей школы. Когда о работе педагогов положительно отзывается само общество, это и есть наивысшая оценка результатов педагогического воздействия по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Главная задача итогового этапа - достичь такой степени самоконтроля у учащихся, когда они смогут самостоятельно, при отсутствии рядом взрослого, быть воспитанными и проявлять надлежащий уровень нравственности.

Одним из основных направлений коррекционно-развивающей работы по социальной реабилитации воспитанника с ОВЗ является его социально-трудовая реабилитация.

На начальном этапе трудового воспитания первостепенной задачей считаем формирование основных навыков самообслуживающего труда. Ребята должны освоить и закрепить такие элементарные навыки, как умывание, одевание, содержание в порядке личных вещей и т. п. Исполнение этих навыков постоянно требует контроля и помощи со стороны взрослого.

218

На основном этапе иногда требуется помощь педагога и развитие базовых умений требует постоянного контроля со стороны воспитателя.

Итоговый этап характеризуется сформированностью основных трудовых навыков, что отражается в графиках при мониторинге развития компетенций у учащихся. Конечно, уровень овладения различными навыками у разных детей варьирует от низких показателей до высоких. Это зависит от степени нарушения в эмоциональноволевой сфере, состояния здоровья учащихся и многих других факторов. Здесь в комплексе с уроками трудового обучения и СБО воспитателями проводятся такие мероприятия, как «Посвящение в трудовые профессии», «Человек трудом велик», «Все профессии важны», «Кем быть - решать тебе», «Путешествие в страну профессий» и др.

В специальной школе-интернате дети по итогам выпускного экзамена получают свидетельство и азы овладения такими специальностями, как швея, штукатур-маляр, мастер обувного дела, столяр.

Немаловажную роль для успешной социализации играет эстетическое направление. Опираемся на давнюю истину «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...»

На начальном адаптационном этапе дети привыкают к школьной форме, учатся ухаживать за одеждой, различать её виды: спортивная, школьная, праздничная, повседневная. Школьники на практике следят за внешним видом, за уютом и порядком в помещениях, на школьной территории, клумбах. Многие родители с удивлением отмечают, как изменился их ребёнок: стал опрятнее, старательнее, помогает в домашних делах.

Средний этап предполагает освоение детьми практических знаний по этике и культуре поведения, внешнего вида, общения. Такие мероприятия, как празднование Дня учителя, Нового года, Дня Святого Валентина, Дня 8 марта, выпускные вечера, занятия «Как дарить подарки», «Этика взаимоотношений», «Улыбка украшает человека» и др., посещение театров, музеев, выставок, кружковая деятельность способствуют развитию у детей чувства прекрасного на основе восприятия окружающего мира, эмоциональной отзывчивости, формированию эстетического вкуса, умению строить межличностные взаимоотношения.

Роль развития национально-патриотических компетенций у учащихся трудно переоценить. Дети, завершая обучение, должны стать полноправными членами общества, а для этого они должны усвоить и понять необходимые гражданские устои государства, в котором живут; научиться любить свою Родину, быть настоящими патриотами. В данном направлении ведется большая и серьёзная работа. Это и проведение вечеров памяти, чествование ветеранов

219

Великой Отечественной войны, ветеранов афганских боевых действий, ежегодный смотр строя и песни, музыкально-строевая композиция, посвященная 70-летию освобождения Бахчисарая, это и выпуск стенных газет, рисунки, сочинения, это и экскурсии по местам боевой славы, и забота о местах захоронения героев, это беседы, открытые занятия, уроки мужества. Вся работа в данном направлении способствует выработке у учащихся настоящих гражданских качеств личности. А непосредственное участие детей под руководством взрослых в военно-патриотических проектах учит их самостоятельности и активной гражданской позиции.

В свете событий новейшей истории формирование этих компетенций обретает высокую значимость, когда необходимо развивать такое гражданское самосознание, которое помогало бы ориентироваться в массе противоречивых информационных воздействий, учить правильно делать выводы в соответствии с нормами общечеловеческих ценностей.

Одной из составляющей социально-адаптационной программы является экологический компонент, который предполагает развитие познавательного интереса при изучении родного края, формирование систематичности и непрерывности в изучении экологического материала, укрепление интеллектуального, эмоционального, волевого начала в деятельности учащихся по изучению природы, что особенно важно при обучении и воспитании детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Данный компонент воспитывает экологическое сознание учащихся через взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе. При этом главное, чтобы ребёнок позиционировал себя в своих действиях по отношению к окружающему миру не как разрушитель, а как созидатель. Этому способствует проведение ряда мероприятий экологического направления, начиная с первого этапа действия программы, заканчивая реальным поведением окончивших школу детей в своей жизни. Это беседы, викторины, экологические праздники, трудовые десанты в природе и др. «Земля наш общий дом», «Спасём планету», «Вода-краса природы». Цели этих занятий, приближённые и отдалённые, на рефлексивном уровне развивают у детей неотъемлемое желание сохранять природу как частичку себя.

Социальной направленностью обучения и воспитания пронизан весь учебно-воспитательный процесс. Невозможно отграничить умения от знаний. В интернатных учебных заведениях самоподготовка - один из важнейших моментов в процессе получения детьми навыков учебной деятельности.

Самоподготовка начинается чаще всего со знакомства с содержанием задания, его актуализации, выясняются возможные затруд-

220

нения, совместно с учителем обсуждается, что потребуется для выполнения задания. Это способствует самоорганизации и выработке умений самостоятельного решения задач, которые в будущем детям предъявит сама жизнь.

Переходя к вопросу мониторинга эффективности выпускников, отметим, что далеко не всем удаётся благополучно войти в социум. Корреляция итогового скрининга и реальной практической деятельности социализируемых показывает лишь незначительные отклонения от прогнозируемых педагогами тенденций.

Лучшей наградой за труды являются успехи некогда обучаемых нами ребят. По итогам выпусков прошлых лет, начиная с 2004 г. многие из них достигли такого уровня социальной реабилитации, который позволяет им быть полноценными членами современного общества. Они работают, имеют семьи, детей, увлечения и в некоторых социальных позициях занимают более высокий уровень, чем выпускники массовых школ.

Несколько практических примеров деятельности выпускников Бахчисарайской специальной школы-интерната:

- Халилова Фатиме (выпуск 2004 г.) - живёт в г. Алуште, благополучна в браке, занимается воспитанием 6-летней дочери, водит её в секцию художественной гимнастики и на курсы английского языка. Считает, что школа дала ей всё необходимое для жизни, без чего она не смогла бы успешно строить взаимоотношения в обществе.

- Бойко Вика (выпуск 2004 г.) - живёт в г. Симферополе, имеет семью, увлекается фотографией.

- Байрамов Энвер (выпуск 2005 г.) - работает строителем, женат, активно занимается спортом, с теплом и любовью отзывается о школе.

- Алимов Бекир (выпуск 2004 г.) - в школе отличался целеустремлённостью, окончил Джанкойское профессиональностроительное училище. Работал инструктором по конным прогулкам в окрестностях с. Лучистое Алуштинского р-на. В данный момент занимается отделочными работами. Приобрёл жильё, готовится к созданию семьи.

- Петров Александр (выпуск 2010 г.) - в школе отличался трудным поведением, нежеланием получать знания. Очень сожалеет, что доставлял педагогам трудности, с любовью вспоминает школьные годы. Работает птицеводом в зоосекторе Бахчисарайского Парка миниатюр.

- Власюк Михаил (выпуск 2010 г.) - окончил вечернюю школу, профессиональное училище, работает производственным мастером на содовом заводе в г. Армянске.

221

- Мамаева Люда (выпуск 2010 г.) - окончила курсы бухгалтеров, работала бухгалтером, затем библиотекарем в санатории, будучи ещё ученицей школы-интерната принимала участие в международном семинаре по проекту «Общественные достижения» в Харькове.

- Федченко Игорь (выпуск 2012 г.) - считался проблемным прогнозируемо неблагополучным учеником. Работает в дорожной службе на укладке дорог разнорабочим.

- Кубаткина Надежда (выпуск 2013 г.) - отличалась сложным неустойчивым характером. В данное время обучается в Красногвардейском агро-промышленном техникуме, старается приобрести специальность повара-кондитера. Часто звонит, просит совета в том или ином вопросе, осознанно относится к своему здоровью (проблема курения) и строительству своей будущей жизни.

- Заговенко Андрей (выпуск 2013 г.) - после окончания начального этапа обучения школы-интерната, по настоянию мамы был переведён в массовую школу, но через два года вернулся, продолжил учёбу в школе-интернате, сейчас приобретает специальность шту-катура-маляра в Симферопольском колледже строительных и компьютерных технологий.

- Головатов Лукьян (выпуск 2013 г.), Стрига Артём, Разаков Саид (выпуск 2014 г.) учатся в Симферопольском колледже строительных и компьютерных технологий на строительном отделении по специальностям столяр, паркетчик.

Планируемая для внедрения на базе Бахчисарайской школы-интерната программа социализации школьников должна способствовать повышению эффективности целенаправленного процесса социализации. Дети должны будут лучше ориентироваться в окружающей жизни, глубже понимать происходящие вокруг события, уверенней чувствовать себя в общественных местах, снизится уровень тревожности, улучшатся показатели успешности взаимоотношений детей с ОВЗ в обществе как со сверстниками, так и с людьми различных возрастных категорий.

Известный психолог и философ С.Л. Рубинштейн говорил: «Главное дело воспитания в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи для него значимые, которые он считает своими, в решение которых включается».

И это та глобальная цель, которую мы перед собой ставим.

222

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.