Научная статья на тему 'Формирование социально-бытовой компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках домоводства'

Формирование социально-бытовой компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках домоводства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2084
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-бытовой компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках домоводства»

Данная модель обеспечивает: во-первых, тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками. Во-вторых, воздействие на все компоненты речи при устранении её системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области. В-третьих, реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели - формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями [5].

Таким образом, трёхуровневая методика анализа компетенций, предложенная нами, а затем и логопедическая работа, направленная на формирование данных ключевых компетенций, позволит расширить сферу деятельности логопеда, повысив качество коррекционной работы со школьниками, имеющими дисгра-фию. Сформированные у учащихся с дисграфией коммуникативные и учебно-познавательные компетенции будут способствовать овладению ими УУД, что обеспечит более высокие результаты обучающихся в освоении ООП НОО [3].

Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. - URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/922.

2. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. - URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/5132.

3. Рябова О.В. Дисграфия и ключевые компетенции младших школьников // Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т спец. образования. - Екатеринбург, 2015. - № 2 (38) 2015. - С. 87-95.

4. Рябова О.В. Логопедическая диагностика дисграфии в свете требований ФГОС // Специальное образование: материалы X междунар. науч. конф., 23-24 апр. 2014 г. / под общ. ред. проф. ВН. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А С. Пушкина, 2014. - Т. I. - С. 173-176.

5. Рябова О.В. Формирование ключевых компетенций младших школьников как средство коррекции дисграфии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А С. Пушкина. - № 4. - 2013. - Т. 3. - С. 96-105.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (проект) [Электронный ресурс]. - URL: http ://fgos-ovz .herzen.spb.ru/?page_id= 134.

О. В. Саликова, Н. В. Бакланова

Формирование социально-бытовой компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках домоводства

Изменения, проходящие в современном обществе, требуют от учителя применения более эффективных методов, которые должны максимально приближать учащихся к реальной жизни. Развитие системы специального образования ориентирует педагогов к пересмотру традиционных подходов и освоению современных компенсирующих технологий для успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ [2; 4]. Основными целями специального образовательного учреждения являются подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечение их социализации и интеграции в общество.

Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, наложенных нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей с нормальным развитием, у которых социальная адаптация происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ОВЗ не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено особенностями данной категории детей с ОВЗ такими, как: неадекватная самооценка, низкие автономность и социальная активность, неспособность переносить усвоенные знания и навыки из одной ситуации в другую [3]. Поэтому педагоги специальных (коррекционных) школ VIII вида должны заниматься формированием жизненно важных компетенций, которые помогут умственно отсталому ребёнку более успешно интегрироваться в окружающую среду. Уроки домоводства в учебном плане предоставляют неограниченные возможности для формирования социально-бытовой компетенции обучающихся с нарушением интеллекта [1]. Цель работы учителя домоводства - достижение каждым умственно отсталым ребёнком максимально возможного для него уровня социально-бытовой умелости. Среди направлений работы учителя домоводства в формировании социально-бытовой компетентности у данной категории обучающихся можно выделить следующие:

1) формирование у школьников адекватного восприятия своей социальной роли: развивать уверенность в своих силах, учить правильно ориентироваться в любой жизненной ситуации, помочь найти свое место в жизни;

2) расширение социального и бытового опыта учеников: приближение учебного процесса к реальным жизненным условиям, создание условий для эмоционального, ситуативно-делового общения со сверстниками и взрослыми, включение обучающихся в активный процесс практической деятельности;

3) обучение применению полученных знаний на практике, поиску способов получения новых знаний, осуществлению работы по конкретизации личных планов на собственную жизнь, приучение к самообслуживанию и обслуживающему труду.

К основным методам формирования социально-бытовой компетенции относятся: сюжетно-ролевые игры, беседы, практикумы, экскурсии, проектная и исследовательская деятельность обучающихся.

Сюжетно-ролевая игра позволяет ученику познавать самого себя, свои возможности. Выбор сюжета игры берётся из реальной жизни и должен опираться на соответствующий опыт детей, их знания и возможности. Во время игры учителю важно поставить ребёнка в ситуацию выбора и рассмотреть различные способы принятия самостоятельного решения, а далее следует обсуждение и показ положительных действий с разъяснением его смысла. В ходе игровой деятельности учитель должен обучать своих воспитанников моделировать различные ситуации, расширяя их социальный опыт.

Чем больше жизненных ситуаций рассматривается во время игры, тем больше может быть уверенности у учителя, что его выпускники используют полученные знания в новой или измененной ситуации, что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития. Например, сюжетно-ролевая игра «Магазин обуви» решает задачу научить детей правильно подби-

рать обувь. Ребенку предлагается подобрать себе пару обуви, объяснив свой выбор. В ходе организации игровых действий (по речевой инструкции педагога) обучающиеся дифференцируют виды обуви, закрепляют названия частей предметов обуви. В процессе разговора с «продавцом» у них формируются коммуникативные навыки. В ходе игровой ситуации обучающиеся приобретают социально-бытовые навыки: учатся находить нужный отдел, общаться с «работниками» магазина, совершать покупку, брать чек, проверять сдачу и т. д.

Значимую воспитательную роль играют беседы на уроках домоводства. Они учат воспитанников общаться со сверстниками и взрослыми, выбирать правильные формы поведения и общения, уверенно использовать в общении вежливые слова. Темы бесед могут быть различны. Например, беседа «Мой костюм» способствует обучению правилам выбора одежды. Беседа «Я и люди вокруг меня» помогает формировать навыки общения и поведения в общественных местах. Беседа «Зачем человеку нужна семья» способствует осознанию значимости членов семьи друг для друга. Любая беседа должна подкрепляться практической деятельностью.

Практикумы на уроках домоводства являются основным методом отработки теоретических знаний. Практическая работа даёт возможность перевести знания в умения. Например, практикум «Стирка носового платка» научает стирать мелкие предметы и отрабатывать умение правильно мыть и вытирать руки, наносить крем для рук после стирки. Практикум «Мытьё посуды» позволяет закрепить последовательность действий при мытье посуды, правила использования моющих средств и соблюдения санитарно-гигиенических требований.

Опыт показал, что обучающиеся коррекционных школ при выполнении практических упражнений затрудняются не только последовательно рассказать, как будут выполнять какую-либо работу, но и выполнить ее. Поэтому для обучающихся с нарушением интеллекта прежде чем выполнять практическую работу, недостаточно одного объяснения учителя, нужно составить технологическую карту или план действия.

При выполнении практических упражнений особое внимание уделяется индивидуальной работе с обучающимися, у которых самостоятельная работа вызывает затруднения. Такие дети нуждаются в особой педагогической поддержке и помощи, чтобы они почувствовали уверенность в собственных силах и веру в успех. В результате практических упражнений у обучающихся не только формируется навык, который они будут использовать в своей самостоятельной жизни, но и жизненно необходимые качества: терпение, усидчивость, доведение начатого дела до конца.

Значительное место в формирование социально-бытовых компетенций отводится экскурсиям. В ходе экскурсий обучающиеся знакомятся с профессиями людей и учреждениями города, учатся пользоваться услугами различных предприятий и учреждений, накапливают и закрепляют представления и знания о нормах культуры поведения, а также вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях.

Отправляясь на каждую экскурсию, помимо основных задач для всего класса, обучающиеся получают индивидуальные практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми. Например, узнать, сколько всего рабочих работает на предприятии; где находится столовая в учреждении; как зовут руко-

водителя и др. Использование такого приёма при организации экскурсий способствует тому, что обучающиеся не испытывают страха и стеснения при обращении с просьбами к работникам различных учреждений.

По окончании экскурсии педагог обязательно просит каждого ребенка высказать свое мнение о том, что он увидел, узнал.

Проектная деятельность один из важных видов работы с детьми. Она позволяет преобразить академические знания в реальный житейский опыт обучающихся, помогает им творчески раскрыться при решении поставленных задач.

Во внеурочное время эффективно применение проектов «Секреты домоводства», например, «Пятно от кофе на одежде», «Семейный праздник». В процессе реализации проектов дети самостоятельно ищут информацию по проблемным жизненным ситуациям, что помогает им быть подготовленными к решению бытовых и межличностных проблем. Благодаря проектам, повышается самооценка детей, обучающиеся приобщаются к творчеству.

Обобщая, можно сказать, что формирование социально-бытовых компетенций у умственно отсталых детей на уроках домоводства бывает более эффективным, чем формирование «академических» знаний. Дети становятся самостоятельнее в принятии решений, в оценке бытовых ситуаций, а это способствует улучшению качества их жизни, является условием их успешной социализации.

Список литературы

1. Бакланова Н.В. Социальная адаптация учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках домоводства в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Традиционный и инновационные методы работы с детьми с ОВЗ. - Электрогорск: Открытый мир, 2014. -С.68-69.

2. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (пособие для учителя). - М.: ВЛАДОС, 2014. - 304 с.

3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. - М.: Сфера, 2007. - 64 с.

4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. -М.: Аркти, 2005. - 176 с.

Ю. В. Самарина

Коррекционные технологии в образовании

Современная жизнь характеризуется всё возрастающей потребностью в инновационных технологиях образования детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Количество детей с ОВЗ имеет тенденцию к росту. Об этом свидетельствуют исследования ученого в области нейропсихологии А.В. Семенович. Она отмечает снижение границы «нормы», значение которой либерально и размыто, так как современные дети с каждым годом становятся все более соматически ослаблены, чем их ровесники десяток лет назад [3, с. 5].

Также на это указывают статистические данные ежегодного доклада Мин-здравсоцразвития России о том, что ежегодно около 40% детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности [1]. Соотношение больных и здоровых новорожденных приближается к значению один к двум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.