Научная статья на тему 'Дневник наблюдения за воспитанником и создание электронного портфолио достижений обучающегося как инновационная форма индивидуального сопровождения ребёнка в совместной работе воспитателя и классного руководителя в коррекционной школе'

Дневник наблюдения за воспитанником и создание электронного портфолио достижений обучающегося как инновационная форма индивидуального сопровождения ребёнка в совместной работе воспитателя и классного руководителя в коррекционной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6502
649
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С В. Кузовлева, Е Ю. Кулёва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дневник наблюдения за воспитанником и создание электронного портфолио достижений обучающегося как инновационная форма индивидуального сопровождения ребёнка в совместной работе воспитателя и классного руководителя в коррекционной школе»

• определение базовых достижений умственно-отсталого ребёнка в каждом возрастном периоде.

Воспитание детей с отклонениями в развитии должно быть направлено на становление личности ребёнка с адаптацией его в общество.

Список литературы

1. Воспитатель. - 2013. - № 6.

2. Дефектология - 2009. - № 2.

3. Немов Р. С. Психология. Т. 1-3. - М., 1998.

4. Школьные технологии - 2011. - № 3.

5. Эльконин Д. В. Избранные педагогические труды. - М., 1989.

С.В. Кузовлева

классный руководитель ЕЮ. Кулёва

воспитатель Тихвинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Дневник наблюдения за воспитанником и создание электронного портфолио достижений обучающегося как инновационная форма индивидуального сопровождения ребёнка в совместной работе воспитателя и классного руководителя в коррекционной школе

Развитие обучающихся с ОВЗ идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом: физический рост, формирование психики, социально-бытовых и морально эстетических понятий. Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях специального (коррекционного) учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.

Ребенок, воспитание и обучение которого вследствие дефектов в развитии происходит медленнее, лучше освоит необходимые знания и умения, навыки, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни через упражнения, практикумы и другие формы работы. Для этого педагогу-дефектологу необходимо уметь составлять индивидуальный маршрут развития, сопровождения и воспитания конкретного ребенка. Особенно эффективно эта работа проходит в совместной деятельности воспитателя и классного руководителя.

187

Рекомендации при конструировании индивидуального маршрута.

В каждом маршруте формулируется конкретная цель для данного ребенка с учетом ситуации, в которой он находится, возрастными и индивидуальными особенностями. Цель намечается на определенный временной промежуток. После достижения результата формулируется новая цель на следующий этап сопровождения. Задачи определяют пути достижения поставленной цели.

Например, ребенок не успевает по программе, не посещает школу, не хочет учиться. На первом этапе главная цель - вернуть ребенка в образовательную организацию. Все, что будет сделано для этого, - задачи сопровождения на данном этапе и программа индивидуальной работы воспитателя и классного руководителя или стратегическое планирование индивидуальной работы.

Основные этапы конструирования индивидуального маршрута.

• Мониторинг, диагностика, наблюдение (совместно классный руководитель и воспитатель).

• Обследование специалистами школы (психологом, логопедом) уровня психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи) на начало и конец года, которые заносятся в таблицу.

• Постановка основных задач, выбор методов и приёмов коррекционной работы (совместно классный руководитель и воспитатель).

• Проектирование работы с учётом ценностных ориентаций и личностных качеств, возрастных особенностей воспитанников и стратегическое планирование индивидуальной работы.

• Индивидуальная воспитательная работа, реализация намеченной программы.

• Корректирование, оценка результатов (совместно классный руководитель и воспитатель).

Пример постановки задач индивидуального сопровождения, составления плана и анализа результатов индивидуальной работы

Задачи на 2013-2014 учебный год:

• создать условия для развития сохранных функций;

• корректировать отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеванием нервной системы;

• корректировать отклонения в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формировать механизмы волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

• укреплять физическое здоровье.

План мероприятий индивидуальной работы, стратегическое планирование.

• Комплексное диагностическое обследование, позволяющее выявить характер и интенсивность трудностей развития, заключение об их возможных причинах. На основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.

188

• Реализация коррекционно-развивающей работы:

- систематическое включение в творческую деятельность через участие в конкурсах, КТД, проектную деятельность;

- коррекция эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения при выполнении домашних заданий;

- социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;

- системное воздействие на учебно-познавательную и творческую деятельность ребёнка в динамике воспитательного процесса, направленное на формирование универсальных познавательных действий и коррекцию отклонений в развитии через индивидуальные упражнения и практикумы.

Результаты индивидуальной работы за II триместр (Лесков Егор, 9-й класс)

Создание условий для развития сохранных функций у мальчика; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков позволило добиться хороших результатов.

Егор принимает активное участие в жизни школы и класса, в КТД и проектной деятельности, он не только стал активно участвовать, но и предлагать свои идеи. Большим достижением можно считать, что мальчик при выполнении конкурсных рисунков не только сам находит, выбирает композиции по теме, но самостоятельно выбирает технику рисунка и выполняет его. Принял участие в проекте по олимпиаде на Неделе здоровья, проекте «Афган в моей душе», в конкурсах рисунков, в профориентационном проекте «Навстречу собственной судьбе».

Учет индивидуальных особенностей личности и развития Егора позволило наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей ребенка. Коррекционная работа создаёт оптимальные возможности для индивидуализации развития. Необходимо сделать упор на учебную мотивацию. Включаем его в работу через проблемные вопросы, индивидуальные беседы. Может лениться при выполнении домашнего задания, поэтому нужен систематический контроль со стороны воспитателя.

Параллельно классным руководителем и воспитателем данного воспитанника заполняется его электронное портфолио, для создания которого привлекается обучающийся. Самое удобное - это использование программы PowerPoint (программа для создания презентаций).

Цели создания портфолио обучающегося:

• фиксация достижений ребенка;

• формирование позитивного самоотношения;

• помощь ребенку в анализе своего характера;

• развитие способностей ученика;

189

• помощь ребенку в самопознании;

• повышение самооценки обучающегося.

При составлении программы индивидуального маршрута ребенка и его папки достижений можно использовать следующие методы и приемы:

• изучение документов, личных дел;

• знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

• изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;

• диагностические исследования;

• мониторинги;

• наблюдение за ребёнком;

• индивидуальная и групповая работа с воспитанником, родителями.

Работа с индивидуальным маршрутом и портфолио позволяет формировать основные направления развития обучающегося, опираясь на базовые характеристики его личности, и соответственно:

1) создать благоприятные условия для успешной социализации данного воспитанника;

2) повышать самостоятельность и автономность каждого воспитанника;

3) формировать нравственные ориентиры в деятельности и поведении ребёнка;

4) воспитывать положительные личностные качества воспитанника;

5) развивать компенсаторные механизмы становления психики и деятельности воспитанника;

6) преодолевать и предупреждать вторичные отклонения в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров;

7) обучать ребёнка способам усвоения общественного опыта;

8) развивать познавательную активность;

9) формировать все виды детской деятельности с учётом возрастных особенностей ребёнка.

Совместная работа классного руководителя и воспитателя по планированию и реализации индивидуального сопровождения будет эффективной, если двигаться в следующих направлениях.

Диагностическое направление:

- выявление особенностей психического развития ребенка, сформи-рованности у него определенных новообразований, соответствия уровня развития, умений, знаний, навыков, личностных и межличностных отношений, соответствующих их возрастным особенностям и социальными ориентирам;

- изучение жизнедеятельности воспитанников;

- выявление причин и проявлений дезадаптации воспитанников в школе и семье.

Профилактическое направление:

- создание максимально благоприятных условий для гармоничного развития личности обучающихся воспитанников;

190

- предупреждение возможного неблагополучия в психическом развитии воспитанников, их дезадаптации в среде и окружающем социуме;

- активное включение в проектную и исследовательскую деятельность.

Психолого-педагогическое просвещение:

- ознакомление воспитателей и учителей в методических объединениях, родителей - с основами и технологиями детской, педагогической, социальной и специальной психологии, коррекционной педагогики, а воспитанников - с основами саморазвития, самовоспитания;

- воспитатель и классный руководитель проводят совместные интегрированные воспитательные занятия и классные часы, на которых используются методы игротерапии, арттерапии, сказкотерапии; проектная деятельность.

Коррекционно-развивающее направление:

- разработка и реализация развивающих и коррекционных психологопедагогических рекомендаций работы с воспитанниками класса, группы.

Научно-методическое направление:

- разработка методической базы (тесты, анкеты, графические опоры, опросники, диагностики, мониторинги);

- организация и проведение тренингов, индивидуальных занятий, упражнений по проблемам воспитания, обучения и подготовки к самостоятельной жизни обучающихся.

Аналитическое направление:

- обработка результатов психолого-педагогической диагностики, результатов мониторинга, наблюдений с занесением их в карты индивидуального маршрута ребенка;

- составление истории развития вновь прибывших воспитанников в группу;

- подготовка психологических заключений на воспитанников (если требуется);

- анализ результатов эффективности процесса сопровождения развития и воспитания детей.

В индивидуальных маршрутах обучающихся должны прослеживаться коррекционно-развивающая работа воспитателя и результаты по следующим направлениям с учётом их динамики и изменений (с улучшением, с небольшим улучшением, на том же уровне, с ухудшением).

1. Коррекция отклонений и развитие познавательной сферы.

2. Физическое развитие и формирование здорового образа жизни воспитанников.

3. Коррекция отклонений и развитие эмоциональной сферы.

4. Развитие личности (нравственной сферы, самосознания, волевой сферы; навыков произвольной регуляции поведения, коррекция отклонений в поведении).

5. Развитие навыков социального поведения, общения, социальнобытовой ориентации, профориентации.

191

Вывод

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индивидуальный маршрут и электронное портфолио можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении и воспитании, как этап индивидуального сопровождения, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка (интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного), и одним из инновационных технологий сопровождения обучающихся воспитанников с ОВЗ. А совместная работа классного руководителя и воспитателя позволяет проследить все нюансы развития и воспитания ребёнка с ОВЗ и успешно включать его в индивидуальную образовательную траекторию, обладающую более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные и воспитательные программы, определяющие индивидуальный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута и электронного портфолио достижений (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного и воспитательного процесса) и успешной социализации воспитанника.

Поэтому образовательный и воспитательный процесс являются органическими составляющими индивидуального маршрута, портфолио достижений, который позволит создать условия для самореализации и успешности каждого ребенка в совместной деятельности классного руководителя и воспитателя.

И.И. Кукушкин

кандидат педагогических наук, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

Виртуальные инструменты формирования профессиональных компетенций в области коррекционной педагогики

Аудитория, обращающаяся к достижениям отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, заметно менялась в ходе развития отечественной практики помощи детям с нарушениями развития.

На этапе становления этой практики аудиторию составляли те, кто непосредственно был занят в работе с аномальными детьми: студенты и преподаватели, педологи, педагоги-подвижники, врачи, представители церкви и общественных организаций, благотворители, устроители учреждений, родители.

Система специального образования начала выстраиваться в логике диалога общества, государства, церкви и родителей. В 1917 г. эта логика была прервана, и из аудитории были исключены: благотворители, представители церкви, волонтеры, а впоследствии педологи и «царские» специалисты. Возникает, по образному выражению Н.Н. Малофеева,

192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.