ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕГРАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМУ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПАКАЛИНА Е.Н.
В статье представлен анализ процесса адаптации и социализации таких детей, трудности их интеграции в общество. Автор представляет систему деятельности по психолого-педагогической поддержке и сопровождению специалистами учреждений профессионального образования учащихся с особыми образовательными потребностями, направленными на профилактику, коррекцию, развитие личностных и профессионально значимых качеств выпускников специальных коррекционных образовательных учреждений в системе учреждений профессионального образования.
In the article the analysis of process of adaptation and socialisation of such children is presented, to difficulty of their integration into a society. The author represents activity system on psihologo-pedagogical support and support by experts of establishments of vocational training of pupils with the special educational requirements directed on preventive
maintenance, correction, development of
personal and professionally significant qualities of graduates of special correctional educational institutions for system of establishments of vocational training.
В настоящее время общество встает на путь гуманизации образования, что способствует усилению интеграционных процессов, связанных с профессиональным обучением учащихся с особыми образовательными потребностями. В системе образования значительное внимание начинает уделяться вопросам оказания адекватной психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях обучения.
Значительная часть детей с особыми образовательными потребностями, несмотря на усилия, предпринимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказываются неподготовленной к интеграции в существующую социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях может развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты. Складывается система нового вида специализированных учреждений — реабилитационных центров, позволяющих комплексно решать многие проблемы и расширяет возможности трудоустройства людей с ограниченными возможностями.
В 90-е гг. прошлого века дети и подростки с особыми образовательными потребностями стали приниматься в учреждения начального профессионального образования, что привело к возникновению необходимости не только разработки доступных методических и учебных пособий, но и сопровождению процесса получения образования этими детьми, а также их перехода из школы в учреждения системы НПО и подготовки педагогов (мастеров производственного обучения, воспитателей, социальных педагогов, преподавателей, педагогов-психологов) к работе с этой новой для них категорией учащихся.
Основной целью деятельности специальной школы и учреждений НПО является приспособление учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе, использование всех возможностей для его социальной адаптации. В условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для детей с нарушением интеллекта созданы специальной группы в системе уч-
реждений НПО, и ведущее место в их реабилитации занимает трудовое и профессиональное обучение воспитанников.
Подготовка к профессиональному труду в процессе обучения должна представлять собой систему и включать целый цикл предметов, направленных на привитие ребенку элементарных трудовых навыков, с учетом его психофизических особенностей и развитием социальной компетентности учащихся.
В настоящее время в системе общего и специального образования происходят значительные изменения, которые и определяют необходимость изменения парадигмы образования и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях НПО.
Государственные учреждения - центры занятости населения также указывают на то, что наибольший спрос на предприятиях города Екатеринбурга и Свердловской области имеют профессии, не требующие дополнительной подготовки и квалификации (неквалифицированные рабочие специальности). После окончания школы, те выпускники, кто по разным причинам не попал в училище, и даже окончившие училище, в большем количестве трудоустраиваются в качестве рабочих, дворников, уборщиц. Лишь единицы находят работу по трудовому профилю, изучавшемуся в школе.
Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке названной категории детей к интеграции в общество, требуется разработка новых теоретических подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокого анализа современных проблем специального образования как в нашей стране, так и за рубежом. Причем, эта задача должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социальных, социальнопсихологических и других проблем, касающихся обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду этих детей, а также изменившихся социально-экономических условий жизни общества.
Анализ особенностей кадрового обеспечения системы УНПО и условий организации коррекционно-педагогического процесса позволяет констатировать, что в системе образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья обозначился ряд серьезных противоречий, требующих разрешения:
- между необходимостью реализации требований современной федеральной и региональной образовательной политики в области обеспечения гарантий доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточным пониманием педагогами изменений, происходящих в системе общего и специального образования и неготовностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с современными тенденциями развития начального профессионального образования;
- между ростом численности детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих начальное профессиональное образование и ограниченностью знаний и реальных возможностей специалистов УНПО для организации качественной помощи детям. Такая ситуация приводит к тому, что большинство выпускников коррекционных групп УНПО если и трудоустраиваются по полученной специальности, то не удерживаются на ней.
Обучение учащихся с ОВЗ в учреждениях НПО предполагает:
1) Внесение изменений в образовательную среду ОУ НПО, в которой будут обучаться учащиеся с ОВЗ. Готовность педагогического коллектива и конкретного педагога оказывать педагогическую поддержку, основанную на компетентности в области дефектологии, специальной педагогики и социальной психологии.
2) Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, связанной со спецификой взаимодействием с учащимися с ОВЗ, в основе которого лежит целенаправленное гуманное изменение образовательной среды, основанное на результатах педагогического проектирования.
Рост учащихся с нарушением интеллектуального развития, а также, детей-сирот является реальностью наших дней. Процесс адаптации и социализации таких детей сложен, а их интеграция в общест-
во, в данном случае в образовательное учреждение, по окончанию специальных коррекционных школ-интернатов проблема и далеко не всегда успешна. Интеллектуальная недостаточность учащихся многократно усиливает нарушения и своеобразие развития свойственные ребенку, прибывшему из детского дома. Выпускники данных образовательных учреждений имеют определенные последствия, определяющие их поведение в дальнейшей жизни:
Длительное проживание детей в интернатах и детских домах создает факторы, затрудняющие социализацию воспитанников, а именно:
- эти дети вынуждены ориентироваться на официально принятые нормативы, которые нередко носят условно-атрибутивный характер, категоричны или односторонни;
- яркое проявление дефицита навыков межличностного взаимодействия;
- ограничение социальной активности ребенка;
- дефицит образцов социального поведения для подражания и усвоения.
Сложившаяся практика обучения и воспитания этих детей недостаточно направлена на формирование необходимых в жизни личностных качеств таких, как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность и т.д., им необходима профессиональная подготовка к самостоятельной жизни.
Государственная программа обучения не ориентирована на данную группу обучающихся, поэтому, я считаю, что проблема по созданию программно-методических условий обеспечения профессионального образования учащихся с особыми потребностями актуальна и необходима.
Одной из основных своих задач Министерство образования и науки РФ считает создание условий, обеспечивающих доступность, адаптивность системы образования к особенностям детей с отклонениями в умственном и физическом развитии и их успешную социализацию. В целом наметились признаки роста числа таких детей в учреждениях профобразования. Большое значение имело принятие Государственной думой в 2000 году проекта Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».
На основе решения коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.99 г. № 3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования» стала развиваться сеть учреждений НПО с адаптивной средой для выпускников коррекционных образовательных учреждений. К сожалению, профессиональное образование этой категории граждан пока не получило в нашей стране должного развития, что ограничивает: социальную защищенность и мешает решению проблемы их социализации.
Интегративное учреждение НПО должно быть ориентировано и на решение проблемы профессиональной и социальной реабилитации этих подростков, на эффективную организацию образовательного процесса, его материально-техническое обеспечение, внедрение новых педагогических технологий, методик, медико-психологическое сопровождение на основе внешней дифференциации, под которой в нашем случае понимается разделение обучающихся по определенным признакам (общим и частным способностям, неспособностям, интересам) на учебные группы с различными содержанием образования, учебными планами и программами, формами обучения.
Начальное профессиональное обучение выпускников коррекционных школ может быть организовано по нескольким вариантам:
- совместное обучение с учащимися с нормальным физическим и умственным развитием. Этот вариант позволяет учить ограниченное количество таких детей, в противном случае резко снижается общий темп обучения, что влечет за собой невозможность освоения профессии остальными учащимися в установленные сроки. При этом возникает риск отторжения учащихся с отклонениями в развитии другими членами группы;
- обучение в специальных (коррекционных) училищах, что позволяет обеспечить качественное обучение большого числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность функционирования таких училищ можно повысить за счет оснащенности образовательного процесса
специальным оборудованием, привлечения квалифицированных, специалистов, в том числе дефектологов, психологов и педагогов, владеющих технологиями специального образования. Но, на наш взгляд, переводя выпускников из одного коррекционного учреждения в другое, пусть другого образовательного уровня, нельзя предотвратить их изолированность от здоровых детей, что сводит к минимуму все попытки изменить отношение к ним общества, работодателей и ограничивает возможность адаптироваться в социуме;
- обучение в специальных (коррекционных) группах обычного училища (интегративное учреждение НПО), обеспечивающее возможность использования в подобных группах специальных технологий, доброжелательное отношения со здоровыми детьми, приобретение выпускниками коррекционной школы не только профессиональных, но и социальных, коммуникативных навыков, участие вместе с другими обучающимися в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, совместное прохождение производственной практики. Все это вместе взятое стирает грань между разными категориями учащихся, создает высокий уровень психологического комфорта.
Основными задачами интегративного учреждения НПО в работе с выпускниками специальных (коррекционных) школ является: обучение одной или нескольким смежным специальностям, чтобы максимально повысить шансы на рынке труда; привитие социальных навыков, позволяющих жить полной жизнью в обществе; социально-психологическая поддержка психолога, медицинского работника, социального педагога; социально-профессиональная адаптация, специфика которой определяется условиями обучения, индивидуальными особенностями и, что не менее важно, спецификой юношеского возраста, потребностью в общении со сверстниками, профессиональном самоопределении, в самореализации.
Социально-профессиональная адаптация этой категории учащихся должна, на наш взгляд, осуществляться в несколько этапов:
- целенаправленная и системная профориентационная работа в специальных (коррекционных) школах в течение учебного года (информирование учащихся выпускных классов о профессиях, по которым ведется обучение в училищах, проведение экскурсий, приглашение на внутриучилищные мероприятия, знакомство с режимом работы, педагогическим составом), что будет способствовать осознанному выбору профессии;
- входная психолого-медико-педагогическая диагностика на первом курсе, которая включает изучение особенностей психического развития, эмоционально-волевой сферы, определение уровня интеллектуального развития, отношения к учебе и профессии, профпригодности;
- разработка программы социально-профессиональной адаптации в целях формирования навыков социального поведения, профессионально важных качеств, общеучебных умений, потребности в саморазвитии с учетом индивидуальных способностей. Такая программа предполагает: коррекционно-развивающую работу; обеспечение доброжелательного общения учащихся коррекционных групп с учащимися других групп, выпускниками массовых школ (через участие в различных общеучилищных мероприятиях, посещение клубов по интересам, кружков, секций); формирование профессиональной компетентности, развитие интереса и повышение мотивации к освоению выбранной профессии (через экскурсии на предприятия, встречи с наставниками-профессионалами, семейными династиями, профессиональные конкурсы, прохождение практики в составе ученических бригад, предвыпускную практику на штатных рабочих местах);
- контроль администрации, педагогов в течение двух лет после окончания училища социальнопрофессиональной адаптации и закрепляемости выпускников коррекционных групп на рабочих местах, оказание помощи в трудоустройстве. Данный этап очень важен, так как социальнопрофессиональная адаптация подобных выпускников далеко не всегда проходит успешно. Для них характерны частая смена работы, неоправданная неудовлетворенность заработком (неумение соотносить его с затраченным трудом и качеством работы), трудности установления контактов с членами трудового коллектива. Кроме того, выпускники коррекционных групп испытывают большие сложности
при устройстве на работу, так как рынок труда предлагает им ограниченное число рабочих мест и по узкому кругу профессий. Трудность состоит и в том, что эти подростки должны быть обучены лучше обычных детей.
Практика последних лет показывает, что профессиональная подготовка выпускников коррекционных групп учреждений НПО должна носить более универсальный, политехнический характер, приближенный к требованиям сегодняшнего дня. Предприятию нужны, например, не просто столяры, а столяры-станочники, владеющие навыками работы на современном оборудовании, знающие свойства современных материалов, идущих на смену традиционным. Все это требует совершенствования сложившихся форм работы и внедрения методов обучения, разработки специальных программ профессиональной подготовки указанной категории учащихся, дающих возможность дальнейшего профессионального развития.
Именно это может создать основу для реализации принципа равных возможностей, считая своей первоочередной задачей создание условий для их социально-профессиональной адаптации, развития ключевых компетенций, обусловливающих успешность самостоятельной трудовой деятельности.
В процессе создания условий для успешной адаптации учащихся с особыми образовательными возможностями большую роль играет педагог-психолог. Он создаёт благоприятный психологический микроклимат в группе и отношениях между учащимися. В течение первого месяца пребывания учащихся с особыми образовательными возможностями в ОУ педагог-психолог проводит специальные исследования по выявлению учащихся с низким уровнем адаптации. Данные исследования проводятся в следующем порядке:
1) диагностика социально-психологической адаптации учащихся;
2) выявление учащихся с низким уровнем адаптации;
3) диагностика индивидуальных особенностей учащихся с низким уровнем адаптации;
4) собеседование по полученным результатам диагностики с учащимися;
5) разработка рекомендаций педагогической коррекции для работы с дезадаптивными учащимися;
6) отслеживание результатов работы, при необходимости проведение коррекции;
7) диагностика социально-психологической адаптации учащихся в группе;
8) отслеживание результатов работы.
Деятельность педагога-психолога по адаптации учащихся с особыми образовательными возможностями направлена на то, чтобы своевременно выявить отклонение и скорректировать поведение подростка.
Жилищно-бытовые условия для успешной адаптации учащихся с особыми образовательными возможностями создают работники общежития ОУ. В их задачу входит создание условий проживания. Для оказания психологической помощи и поддержки в общежитии работает психолог и воспитатели. В профессиональных училищах необходимо создавать комплекс условий по защите прав учащихся с особыми образовательными возможностями. Систематизировать нормативно-правовую документацию федерального и регионального уровня, локальные документы. В результате, юридически грамотно разрешаются спорные вопросы при работе с социальными службами; оказание социальной помощи и поддержки идёт в соответствии с законодательством в области охраны прав детей с особыми образовательными возможностями.
Учащиеся с особыми образовательными возможностями нуждаются в постоянном внимании со стороны медицинского работника. Создание условий для своевременного оказания медицинской помощи медицинская сестра ОУ. Медицинский работник отслеживает состояние здоровья учащихся с особыми образовательными возможностями, предупреждает обострение психических заболеваний, своевременно обращаясь с данными учащимися к специалистам. Особое внимание в решении проблем связанных с психическими заболеваниями, необходимо уделять внимание учащимся первого курса. Обострение состояния их здоровья связано с изменением места пребывания. Часто обраще-
ние учащихся с особыми образовательными возможностями к медицинской сестре связано с желанием услышать понимание своей проблемы, почувствовать, что ты нужен, что тебе сочувствуют.
В последние годы наблюдаются качественные и количественные изменения категорий детей, объединенных понятием «дети с особыми образовательными потребностями». Помимо количественного увеличения нарушений в развитии детей и подростков, они все чаще носят множественный характер, затрагивая физическую и психическую сферы, деформируя личность в целом.
Психолого-педагогическое сопровождение, поддержка, обучающегося, воспитанника в образовательном процессе - механизм достижения оптимального состояния и развития образовательной среды образовательного учреждения.
Наряду с консультированием детей и подростков, родителями и наиболее эффективным механизмом сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья является консультационно-диагностическая помощь, в том числе психолого-педагогический консилиум.
Психолого-педагогический консилиум позволяет:
- осуществить анализ среды жизнедеятельности ребенка;
- осуществить педагогический и психологический мониторинг (ведение карт индивидуального сопровождения ребенка);
- разработать предпочтительные формы и методы работы, которые обеспечивают успешное образование и развитие; способствуют реализации взаимодействия участников образовательного процесса на гуманистических принципах;
- определить индивидуальную стратегию сопровождения.
В деятельности каждого педагога есть своя специфика: кто-то помогает учащемуся, (воспитаннику) с освоением учебной, трудовой, игровой или иной деятельности; Классный руководитель, воспитатель решает вопросы организации жизни личности в коллективе, построения межличностных отношений. Психолог имеет дело больше с проблемами внутриличностных конфликтов, индивидуальных затруднений в сфере межличностных отношений. Социальный педагог включается в проблемы, возникающие в социальном окружении ребенка (семья, друзья, детские сообщества). Такое разделение, конечно, весьма условно и, часто один педагог включается в решение целой группы затруднений. В другом случае несколько человек ищут пути и способы решения одной проблемы ребенка - это уже коллегиальное решение проблемы - это консилиум.
В реальной ситуации создание консилиумов как подструктурных подразделений образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования выявляетется ряд проблем:
- отсутствие четкого понимания руководителями образовательного учреждения функций отдельных специалистов, границ его ответственности;
- не созданы механизмы, влияющие на развитие практики мультидисциплинарного сопровождения и как следствие профессиональной компетентности специалистов.
Обеспечение сопровождения ребенка, подростка с особыми образовательными потребностями становится возможным, если:
- сформирована муниципальная модель взаимодействия узких специалистов (психиатра, психоневролога, логопеда, психолога, социального педагога);
- коррекционно-педагогическое воздействие и мониторинг развития ребенка, подростка осуществляется на основе индивидуальных программ в специально организованном образовательном процессе, направленном на реализацию индивидуальных возможностей обучающегося (воспитанника) и позволяющем оценить его достижения, не только как освоенную систему способов деятельности и знаний, но и особого типа отношений между педагогом и сверстниками (доверие, сотрудничество, сотворчество);
- разрушена система, основанная на дифференциации детей по психическим, физическим аномалиям и интеллектуальным возможностям.
Активизация воспитательного потенциала семьи, работа над установками и стилем общения педагогов, обеспечивающих создание ситуации защищенности, уверенности в своих силах для каждого обучающегося (воспитанника) - это и есть предпосылки его психосоматического здоровья и положительно отношения к образовательному учреждению.
Вся деятельность по сопровождению, поддержке создает условия для развития самосознания, рефлексии педагога, готовности брать на себя ответственность за собственное поведение и поведение ребенка.
Наметившаяся тенденция к расширению контингента детей, нуждающихся в сопровождении, поддержке, требует от нас взрослых, создающих и созидающих единое образовательное пространство, совместных усилий, направленных на достижение единого результата, обеспечивающего полноту адаптации выпускника к основным требованиям современной культуры и осуществление умелого выбора соответствующей индивидуальным особенностям профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентност-ного подхода в образовании. - М., 2004.
2. Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. - М.: МНЦНКО, 2002. - 45с.
3. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. - Минск, 1988.
4. Кавокин С.Я. Инвалид и общество (организационно-правовой аспект) // Комплексная реабилитация инвалидов. Вып. 1. - М., 2002.
5. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина; под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Владос, 2003. - 408с.