УДК 159
ЭТАПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ У ВОСПИТАННИКОВ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА
Ланина Е. М.
STAGES OF PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL WORK ON FORMATION OF MOTIVATIONAL SPHERE AT PUPILS OF CORRECTIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF VIII KIND
Lanina E. М.
В статье анализируются общие проблемы формирования мотивационной сферы учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида на всех этапах профессионально-трудового обучения, с учетом структуры личности, структуры дефекта, возрастных особенностей и индивидуальных возможностей к осуществлению трудовой деятельности.
In article shared problems of formation of motivational sphere of pupils of special correctional educational institutions of VIII kind at all stages of is professional-labor training taking into account structure of the person, structure of defect, age features and individual possibilities to realization of labor activity are analyzed.
Ключевые слова: нарушение интеллекта, мотивационная сфера, трудовая мотивация, профессиональнотрудовое обучение, воспитательно-образовательный процесс.
Keywords: intelligence infringement, motivational sphere, labor motivation, is professional-labor training, vos-pitatelno-educational process.
Опыт работы коррекционных школ города Кемерово и Кемеровского района, анализ данных о трудовой деятельности выпускников свидетельствуют о недостаточном уровне социально-трудовой адаптации и реабилитации лиц с нарушением интеллекта. Причина такого состояния в значительной мере усматривается нами в недочетах, имеющихся в организации работы по формированию мотивации к трудовой деятельности и профотбора в коррекционных школах. Это обусловливает необходимость изыскания более рациональных путей осуществления соответствующей психолого-педагогической работы, готовящей школьников с нарушением познавательной сферы к выбору и изучению профессии.
Теоретической опорой решения этого вопроса явились исследования в области современной психологической науки.
Результаты исследований отечественных и зарубежных специалистов показывают наличие потенциальных возможностей коррекции и компенсации развития лиц с нарушением интеллекта (особенно легкой степени), выдвигают идею реабилитации и максимального включения их в жизнь и труд общества. Речь идет об изыскании наиболее эффективных путей психолого-педагогического воздействия на развитие личности ребенка с нарушением интеллекта в целом, которое обеспечило бы максимальный уровень его социальной и профессиональной готовности.
Отечественные и зарубежные авторы сходятся во мнении на том, что на разных возрастных и образовательных уровнях развития лиц с нарушением познавательной сферы должен соблюдаться соответствующий подход к организации и определению содержания работы по формированию мотивационной сферы лиц с нарушением интеллекта.
В коррекционной школе четко определились три основных этапа трудовой подготовки интеллектуально неполноценных школьников: пропедевтический период, общетехническая подготовка и профессиональное обучение, реализация которых соответственно годам обучения представлена в табл. 1, но при этом четко не обозначены этапы формирования мотивации к трудовой деятельности.
Таблица 1
№ Этапы трудового обучения Классы
1 Пропедевтический период I-III
2 Общетехническая подготовка IV
3 Профессионально-трудовое обу- V-IX
чение
Прежде чем перейти к определению содержания и методов работы по формированию мотивационной сферы соответственно этим этапам, считаем целесообразным дать характеристику каждому из них. К начальному этапу относится пропедевтический период трудового обучения учащихся.
Следует отметить, что в коррекционной школе VIII вида каждому направлению общеобразовательного и специального обучения учащихся предшествует соответствующий пропедевтический период, представляющий собой систему занятий, направленных на пробуждение у них познавательного интереса, соответствующих мотивов, подготавливающих к изучению учебных предметов.
Пропедевтический период трудового обучения в воспитательно-образовательном процессе представлен занятиями ручного труда, а также различными видами посильного труда по самообслуживанию во внеурочное время.
Занятия ручным трудом рассматриваются не только как подготовительный, пропедевтический этап трудового обучения, но и как образовательный курс и коррекционно-воспитательное средство. Про-
граммой по ручному труду предусмотрена связь трудового обучения с другими учебными предметами. Занятия по ручному труду проводятся в I - III классах. В IV классе осуществляется общетехническая подготовка школьников с нарушением познавательной сферы. Учащиеся распределяются по школьным мастерским, в которых проходят занятия по ручному труду. Задачи и цели этого периода трудового обучения школьников с нарушением интеллекта определены в программе по трудовому обучению [7]. В ней подчеркивается необходимость формирования и развития мотивационной сферы в процессе общетехнической подготовки, формирование устойчивого положительного отношения к труду, воспитание организационных умении и навыков работы в мастерской, развитие умения ориентироваться в трудовом задании, знакомство с элементарными понятиями по технологии, обучение простым приемам обработки материалов наиболее распространенными инструментами.
Общетехническая подготовка воспитанников рассматривается как продолжение предыдущего этапа формирования мотивационной сферы как необходимой базы для последующей трудовой подготовки. Именно в этот период формируются у учащихся те умения и навыки, личностные качества и мотивы, на основе которых может осуществляться профессионально-трудовое обучение. Проявление склонностей, интересов, характерологических особенностей личности ребенка в процессе общетехнического обучения позволяет раскрыть потенциальные профессиональные возможности ребенка и направить их развитие, создает условия для более объективного его профессионального определения, а также дать положительную и прочную основу для формирования мотивации к доступным видам трудовой деятельности.
Ознакомление с теоретическими положениями, исследованиями педагогической психологии в отношении лиц с сенсорными нарушениями развития, а также данными практики соответствующих специальных школ дает основание утверждать, что во всех случаях аномалий развития школьников целесообразно вводить как пропедевтический курс трудовой подготовки, так и общетехническое обучение в образовательных и коррекционно-развивающих целях. Опыт показывает, что эти два периода являются залогом и предпосылкой более устойчивой мотивации к осуществлению доступной трудовой деятельности и результативного профессиональнотрудового обучения. В образовательных учреждениях для детей, имеющих сенсорные нарушения (слуха, зрения), на общетехническое обучение учащихся отводится значительное время: в среднем 4 - 5 лет. И лишь после этого учащиеся переходят к изучению конкретной профессии.
В современных условиях специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида общетехническая подготовка осуществляется только в IV классе, ас V класса начинается профессионально-трудовое обучение. Согласно ныне действующему учебному плану и программе, профессио-
нальное обучение проходит параллельно с общеобразовательным. Как известно, взаимосвязь трудового и общеобразовательного обучения учащихся рассматривается в педагогической психологии как наиболее эффективный путь активизации учебного процесса, повышения качества усвоения знаний учащимися, осуществления максимального мотивирующего и коррекционно-воспитательного воздействия на школьника с нарушением интеллекта.
Однако, как показывает опыт общеобразовательной школы и специальных коррекционных школ других видов, сочетать общеобразовательное обучение с трудовым, соблюдая двухстороннюю связь, значительно результативнее на уровне общетехнической подготовки учащихся, чем профессиональной. Завершающим уровнем трудовой подготовки лиц с нарушением познавательной сферы является профессиональное обучение, в процессе которого учащиеся изучают определенную профессию и получают разряд на уровне единых квалификационных стандартов.
При существующей системе профессиональной подготовки выпускники коррекционных школ VIII вида устраиваются по приобретенной специальности на соответствующее производство или в специализированное профессиональное училище. Изучается профессия в классах, в некоторых школах
введены десятый-одиннадцатый классы.
Таким образом, в практической деятельности психолога по формированию мотивационной сферы, а в частности, трудовой мотивации учащихся, можно выделить три основных уровня, реализация которых осуществляется на соответствующих этапах трудового обучения.
Соответственно уровням трудовой подготовки, определяются период, содержание и формы трудового обучения учащихся, а также содержание и методы работы по формированию мотивационной сферы (в частности, трудовой мотивации, необходимой для осуществления профессионального отбора и определения профессионального маршрута учащихся коррекционной школы VIII вида).
Работа по формированию мотивации к трудовой деятельности в пропедевтический период трудового обучения в специальных коррекционных образовательных учреждениях VIII вида
Пропедевтический период трудового обучения в коррекционных школах VIII вида представлен занятиями ручным трудом и рассматривается как подготовительный этап трудового обучения, в период которого осуществляется соответствующая работа по формированию мотивационной сферы, допрофес-сиональной ориентации умственно отсталого школьника.
Следует отметить, что такой подход к формированию мотивации к трудовой деятельности в коррекционных школах не предполагает раннего выбора профессии учащимися. В данном случае мы исходим из известного общепсихологического положения о целесообразности воспитательного воздействия на личность с раннего детства и положения
психологии труда, утверждающего эффективность раннего формирования мотивационной сферы, согласно которому: «...подготовка детей к труду, воспитание моральных и производственных качеств будущего работника, ознакомление с профессиональным трудом должны начинаться с детства» [4].
В этот период у учащихся младших классов с нарушением интеллекта уточняются представления и понятия об окружающем мире, формируется готовность к учебной деятельности, воспитывается умение жить в детском коллективе, уважать его требования. Работа эта сложна, многогранна. Разнообразны подходы к личности интеллектуально неполноценного ребенка и средства воздействия на нее.
Исходя из того, что работа по формированию мотивационной сферы и, в частности, мотивации к трудовой деятельности среди учащихся должна начинаться с первых дней пребывания их в школе, и что ребенок с нарушением познавательной сферы своеобразно включается в учебный процесс, нуждается в продолжительной специальной подготовке к обучению, работа по формированию мотивационной сферы по содержанию и форме должна соответствовать этим положениям: организовываться с учетом специфических задач и особенностей контингента.
Прежде всего, в пропедевтический период трудового обучения учащихся коррекционных школ работа по формированию мотивационной сферы значительно больше сочетается со всей коррекционно-воспитательной и образовательной работой среди учащихся, чем на двух последующих уровнях. Кроме того, на этом уровне трудовой подготовки уделяется особое внимание наглядно-конкретным формам ориентации.
По содержанию работа по формированию мотивационной сферы начинается с профессионального просвещения - формирования у учащихся в условиях предметно-практической деятельности, конкретной наглядной ситуации понятий «профес-
сиональная деятельность человека», «профессия». На примере трудовой деятельности окружающих взрослых в школе и дома у учащихся закладывается отношение к труду: любовь к труду, точность, исполнительность и старательность, прилежание, умение трудиться в коллективе, умение выслушать замечание, хорошо выполнить каждое задание и т. д.
Как уже отмечалось, профессии должны познаваться в доступной и исключительно конкретной форме. Младшим школьникам не так важно постигнуть многообразие профессий, как познать суть профессиональной деятельности, а именно: каждая профессия нужна людям, любой труд почетен, каждый человек должен иметь профессию. Рассказывая, читая, анализируя фильм о профессии в пропедевтический период трудового обучения, психологом акцентируется внимание учащихся на социальной значимости труда, на примерах трудолюбия, старания, на радости труда, на воспитании моральных качеств будущего рабочего. Не отрицая необходимости прививать учащимся трудовые умения и навыки, необходимые для выполнении разнообразного (в первое время элементарного) труда, мы подчеркива-
ем важность формирования прежде всего и раньше всего правильного отношения к труду, как основы всей мотивационной сферы в целом.
Профессиональное просвещение учащихся
младших классов коррекционных школ VIII вида в процессе формирования мотивационной сферы является органической частью воспитательно-
образовательного процесса и проводится в ходе общеобразовательного обучения и во внеурочное время. Осуществление работы по формированию мотивационной сферы у учащихся младших классов коррекционных школ VIII вида предусматривает сочетание профпросвещения и профконсультации.
В ряде работ, посвященных вопросам психологии труда, выделяются строго последовательные этапы профконсультационной работы среди молодежи. Например, в работе К. К. Платонова «Проблемы способностей» при осуществлении психологического профессионального консультирования выделено три этапа: подготовительный, завершающий и уточняющий [5].
В условиях работы по формированию мотивации к трудовой деятельности с интеллектуально неполноценными учащимися младших классов речь может идти лишь о подготовительном этапе профессиональной консультации, которая проводится на всех уровнях профессионально-трудовой подготовки.
Первый этап профессионального консультирования тесно связан с профпросвещением и преследует две цели: изучить динамическую функциональную структуру личности учащегося и его способности; формировать недостаточно развитые свойства личности, ее способности и мотивов к овладению доступной профессией.
Следовательно, в процессе профессиональной консультации в пропедевтический период трудового обучения в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида осуществляется изучение личности школьника с нарушением познавательной сферы, выявление тех ее свойств и качеств, которые предопределяют развитие ребенка, нуждаются в коррекции, определяют возможность компенсации.
Функции подготовительной профконсультации в основном прогностические, так как цель ее - не только выявить наличие и уровень развития профессионального качества, но и определить пути максимального развития этих качеств и осуществить их. Поэтому необходимо соблюдать постоянную четкость, последовательность психолого-педагоги-ческих наблюдений за ребенком в различных ситуациях школьной жизни и внеурочной деятельности, систематически фиксируя результаты наблюдений, подробного психологического изучения каждого учащегося.
Однако это лишь половина работы по профессиональному консультированию как неотъемлемой части работы по формированию мотивационной сферы подростков с нарушениями интеллектуального развития. Цель профессиональной консультации
- формирование мотивационной сферы, в частности, формирование мотивации к трудовой деятельности,
а также выявление путей специального изучения структуры личности интеллектуально неполноценного ребенка не только в статике, главное - дать оценку ее особенностей в динамике, осуществить максимальную коррекцию ее развития, в том числе по средствам трудовой деятельности.
Поэтому в пропедевтический период трудового обучения детей с нарушением интеллекта уделяется особое внимание коррекционному воздействию на личность ребенка в процессе обучения как на занятиях ручным трудом, общеобразовательного обучения, так и во внеурочное время, особенно в условиях коллективного и индивидуального труда и игровой деятельности. Важным элементом работы по формированию мотивационной сферы, которая продолжается и на последующем уровне, является психологическая подготовка к труду, направленная на формирование интересов и склонностей учащихся. Учет возрастных и психических особенностей развития учащихся младших классов коррекционных школ VIII вида выдвигает на одно из первых мест использование такого важного средства мотивации и психологической подготовки к труду, как различные виды игровой деятельности.
Подбирая игры, психолог (педагог) в доступной форме раскрывает реальные отношения людей в процессе трудовой деятельности, воспитывает творческое воображение, формирует эмоциональные переживания результатов труда (радость, удовлетворение), интерес и потребность в трудовой деятельности.
Особого внимания заслуживает тренинговая работа с использованием игровых методов, в которых учащиеся, воспроизводя позаимствованные из жизни социальные отношения, различные ситуации бытового или производственного труда, учатся быть самостоятельными, деловыми, наблюдательными, учатся вести себя организованно, соответственно требованиям игры, не выходить из своей роли, творчески развивать сюжет игры. Безусловно, учащиеся младших классов коррекционных школ VIII вида, особенно в первые годы обучения, плохо умеют играть, безынициативны, с трудом понимают правила, ход игры, не умеют играть коллективно. Поэтому игровые ситуации в коллективе интеллектуально неполноценных детей редко возникают спонтанно. В данном случае инициатива и руководящее начало должны исходить от взрослых. Довольно эффективно в психологическом и педагогическом отношениях организовывать сюжетно-ролевые игры или игры-драматизации на темы, которые уже обсуждались с детьми или наблюдались во время экскурсий, тематических прогулок, или же взяты из близких для учащихся жизненных ситуаций (школа, столовая, швейная мастерская, семья и т. п.), но обязательно с выполнением трудовой роли (уборка помещения, стирка, глаженье, сортировка одежды, продуктов, уход за посудой, комнатными растениями и т. п.).
Каждую игру психолог должен рассматривать как средство изучения и воспитания ребенка. По этому поводу интересны высказывания известного
отечественного психолога М. Я. Басова, который изучал развитие игрового поведения детей с нормальным интеллектуальным развитием во всем разнообразии его конкретного содержания. Он считает, что своеобразие игрового процесса основано на особенностях взаимоотношений индивидуума со средой, на почве которых он возникает. Это положение имеет важное принципиальное значение, так как оно переносит центр тяжести проблемы с личности на объективные условия ее существования. При умелом использовании воспитательных ресурсов, присущих каждой игре, значение игровой активности для роста внутренней организованности личности ребенка может быть чрезвычайно большим [1].
Данные психологии дошкольника и младшего школьника богаты примерами того, как в процессе психолого-педагогического наблюдения за игровой деятельностью ребенка психолог познает причины и суть, казалось бы, не совсем понятных проявлений его поведения; как в игровой ситуации удается влиять на такие отклонения в поведении, реакциях детей, которые невозможно было преодолеть ни поощрением, ни наказанием.
Значимость игровой деятельности в познании структуры личности ребенка с нарушением интеллектуального развития высоко ценится в педагогической психологии, о чем свидетельствует наличие специального метода изучения ребенка в целях диагностики, так называемого метода психологопедагогического наблюдения за игровой деятельностью [2]. Изучая ребенка путем постоянного психолого-педагогического наблюдения и отдельных экспериментальных проб, психолог замечает положительные и отрицательные проявления трудовых качеств и сразу же, путем специального психологопедагогического воздействия, либо развивает их, либо корригирует. Например, на уроках ручного труда, наблюдая работу К., было установлено, что плохие результаты выполнения задания (небрежность, неточность и т. п.) связаны с ускоренным темпом работы учащегося, хотя уровень мотивации к выполнению даже элементарных заданий оставался достаточно высоким. Оказывается, К. считает, что самое главное - раньше всех выполнить работу, первым сдать. Поэтому он суетится, не соблюдает последовательности, совершенно не контролирует качество работы. Отсюда и такие результаты. Оценка работы, замечания учителя очень огорчали К., но не помогли ему понять сути своей ошибки. Тогда было рекомендовано подбирать для К. такие задания, в которых точность выполнения и четкость работы были решающим условием выполнения задания. Четко направленная коррекционная работа дала желаемые результаты.
Этот пример следует рассматривать как иллюстрацию высказанных положений, а не как эталон. Важна суть - в пропедевтический период трудового обучения работа по формированию мотивационной сферы обеспечивает формирование доступных профессиональных понятий, умений, навыков, а также коррекцию и развитие профессиональных качеств.
Работа по формированию мотивационной сферы в период общетехнической подготовки учащихся корекционных школ VIII вида
Формирование мотивации к трудовой деятельности учащихся коррекционных школ VIII вида в период общетехнической подготовки представляет собой следующий уровень трудовой подготовки, позволяющий решать проблему социально-трудовой реабилитации лиц с нарушением интеллекта, готовить их к более правильному профессиональному определению.
Общетехническую подготовку школьников с нарушением познавательной сферы мы рассматриваем как сложную, поступательную систему профессиональных проб на соответствующей общеобразовательной основе с техническим уклоном. Важным моментом работы по формированию мотивации к трудовой деятельности на этом уровне профессионально-трудовой подготовки учащихся является уточнение, конкретизация и дифференциация представлений учащихся о профессиях. Путем различных трудовых проб на базе школьных учебных мастерских, учебных опытных участков, внеклассных трудовых мероприятий и выполнения общественно полезного труда осуществляется плановая трудовая подготовка, разносторонняя информация о видах доступного труда, о требованиях рекомендуемых профессий к кандидату, о социальной значимости профессий, условиях труда.
В общей системе психолого-педагогической работы по формированию мотивационной сферы общетехнической подготовки профессиональное просвещение сочетается с профессиональной консультацией. Сочетание целенаправленной психологопедагогической работы с сознательным усвоением учащимися учебных предметов, соответствующее воспитание и трудовая подготовка являются основой трудовых мотивов и профессионального определения учащихся, способствуют более осознанному выбору профессии выпускниками коррекционных школ VIII вида.
Основными формами работы по формированию мотивации к трудовой деятельности, профессионального просвещения являются беседы, лекции, обсуждения фильмов, статей, книг соответствующего содержания, встречи с выпускниками, представителями профессии, родителями, экскурсии, общественно-полезный труд. При проведении этой работы учащихся в доступной форме знакомят с определенной профессией, ее социальной значимостью, престижем, перспективой трудоустройства, повышением квалификации, техникой безопасности, материальным обеспечением, санитарно-гигиеническими условиями труда, демонстрируют примеры высокой производительности.
На положительных примерах у учащихся формируется положительное отношение к труду: старательность, честность, прилежание, трудолюбие, исполнительность, дисциплинированность, борьба за качество, экономию и т. п. Важно также обращать внимание на межличностные отношения в коллективе, практически показать учащимся суть и значе-
ние взаимопомощи, уважения, дружбы, товарищества в коллективе.
На данном уровне психолого-педагогической работы по формированию мотивационной сферы осуществляются подготовительный и завершающий этапы профессиональных консультаций. В процессе общетехнической подготовки продолжается изучение и формирование личности учащегося. В условиях коррекционного воспитательно-образовательного процесса это особенно важно при общетехнической подготовке, которая, обеспечивая широкопрофильное трудовое обучение, создает благоприятные условия для познания и коррекции аномальной личности, позволяет более успешно формировать профессиональные интересы, способности и склонности учащихся, создать психологическую готовность их к выбору профессии. Этот этап способствует проведению профессиональных консультаций, которая помогает ученику правильно выбрать дальнейший жизненный путь, осознать мотивы труда в соответствии с его способностями. Она проводится в период завершения общетехнической подготовки и перехода к профессиональному обучению подростков с нарушением познавательной сферы.
В этих условиях осуществления психологопедагогической работы по формированию мотивации к труду наблюдается слияние профессиональных консультаций с профессиональным отбором. Осуществляется такая работа только коллективом коррекционного образовательного учреждения с учетом пожеланий родителей и медицинских показаний. На современном уровне развития психологопедагогического сопровождения коррекционного воспитательно-образовательного процесса не возникает сомнения в целесообразности работы по формированию мотивационной сферы, способствующей правильному профессиональному определению подростков с нарушением интеллекта. Однако ни общая, ни специальная психология не располагает еще четко разработанными методиками экспериментально-психологического исследования в целях профконсультаций и профотбора.
Наши рекомендации представляют собой несколько модернизированную и адаптированную схему проведения работы по формированию мотивационной сферы на этапе профессиональной консультации, предложенную рядом исследователей [6]:
1. Профессиональная консультация должна начинаться с анализа структуры личности учащегося. Материалом для этого служат собранные школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом обобщенные данные об особенностях профессиональных качеств учащегося, его развития, поведения, деятельности на разных ступенях обучения, в разных условиях учебной и практической деятельности. Эти данные при необходимости дополняются специальными экспериментально-психологическими исследованиями и медицинским обследованием.
2. Анализ указанных данных производится с целью: определить доступную сферу дальнейшей дея-
тельности; определить отрасли экономики с учетом потребности в кадрах и практических возможностей консультируемого для последующей трудовой деятельности; осуществить выбор профессии с учетом уровня подготовки, состояния здоровья, свойств личности.
3. Определить рекомендации для развития отсутствующих и совершенствования недостаточно развитых качеств личности, необходимых для овладения избранной профессией.
Профессиональная консультация должна представлять собой квалифицированную психологическую рекомендацию профиля профессионального обучения каждого учащегося. Подготовительная профконсультация на уровне общетехнической подготовки в одних случаях соприкасается с завершающей (изыскание путей совершенствования профессиональных качеств личности), в других - дополняет ее (изучение структуры личности).
Осуществление правильной работы по формированию мотивационной сферы, в частности мотивации к трудовой деятельности, выбора профессии и определенного уровня профессионального обучения, возможно при условии обеспечения должной общетехнической подготовки на соответствующей общеобразовательной основе с техническим уклоном.
Это подтверждают данные катамнеза, результаты трудоустройства и закрепление на рабочем месте выпускников коррекционных образовательных учреждений VIII вида.
Работа по формированию мотивационной сферы в период профессионального обучения подростков с нарушением интеллекта
Профессиональное обучение подростков с нарушением интеллекта является завершающим звеном их трудовой подготовки, качественный уровень которого в значительной степени обусловливается всей предшествующей работой по формированию мотивации к получению доступной профессии и трудовой деятельности в целом, трудовому воспитанию, обучению и профессиональному определению учащихся коррекционных школ.
В период профессиональной подготовки подростков с нарушением интеллекта работа по формированию мотивации к трудовой деятельности, являясь продолжением предыдущей, включает профессиональное просвещение, профессиональное ориентирование, профессиональную консультацию и профессиональную адаптацию. Реализуется эта работа теми же путями, что и на более ранних этапах, хотя приобретает некоторую специфику.
На уровне трудовой подготовки нужно уделять больше внимания ознакомлению подростков со смежными, близкими к изучаемой профессии специальностями, создавая тем самым у них некоторую готовность и мотивацию к повышению квалификации, переквалификации, овладению несколькими смежными специальностями.
При осуществлении психолого-педагогической работы в период профессионально-трудового обу-
чения подростков с нарушением интеллекта необходимо знакомить с наиболее распространенными формами государственной профессиональной ориентации. На уровне профессиональной подготовки осуществляется уточняющая профессиональная консультация этого контингента подростков, позволяющая провести наиболее рациональное уточнение
и, если в этом есть необходимость, изменение избранного профессионального пути. Нет необходимости доказывать, насколько важен этот этап проф-консультации при обучении лиц с нарушением познавательной сферы, диагноз и прогноз развития личности которых очень сложен.
Средством достижения целей данного этапа работы по формированию мотивации к трудовой деятельности, т. е. уточняющей профессиональной консультации является постоянное квалифицированное психолого-педагогическое наблюдение за личностью и деятельностью подростка с нарушением интеллекта в процессе овладения им профессией. Особого внимания в период трудовой подготовки заслуживает специальная психолого-педагогическая работа, направленная на развитие личностных качеств, необходимых для успешной социальной адаптации подростков с нарушением интеллектуальной сферы.
В этой связи необходимо отметить большое значение производственной практики учащихся непосредственно в рабочем коллективе на предприятии, которая включает интеллектуально неполноценного подростка в естественные условия производственных отношений, режима работы.
Таким образом, на этом уровне трудовой подготовки подростков с нарушением интеллекта при проведении работы по формированию мотивации к трудовой деятельности осуществляется сочетание их профессионально-трудового обучения с формированием умений устанавливать положительные профессиональные межличностные отношения, что повышает качество профессиональной адаптации.
На основании всего сказанного можно сделать следующие выводы:
— психолого-педагогическая работа по формированию мотивационной сферы и трудовой мотивации, в частности, среди учащихся коррекционных школ VIII вида проводится с первых лет и на протяжении всего периода их воспитания и обучения в специальном коррекционном образовательном учреждении VIII вида;
— центральной задачей психо лого-педагогической работы является всестороннее изучение профессиональных возможностей учащихся и всемерное развитие их, психологическая подготовка лиц с нарушением интеллекта к более осознанному, правильному профессиональному определению;
— содержание и формы психо лого-педагогической работы по формированию мотивации к трудовой деятельности разрабатываются с учетом: возраста, образовательной подготовки, психофизического развития, уровня трудовой подготовки учащихся.
Рекомендуется следующая последовательность реализации этапов психолого-педагогической работы, направленной на процесс формирования мотивации к трудовой деятельности учащихся коррекционных школ соответственно уровням трудовой подготовки:
I уровень (пропедевтический период) - проф-просвещение, подготовительная профконсультация.
II уровень (общетехническая подготовка) -профпросвещение, профпропаганда, подготовительная и завершающая профконсультация, профотбор.
III уровень (профессиональное обучение) -профпросвещение, профпропаганда, уточняющая профконсультация, профессиональная адаптация.
Соответственно уровням трудовой подготовки, а также этапам работы по формированию мотивации к трудовой деятельности определяются цели формирования трудовой мотивации учащихся коррекционных школ VIII вида, а именно: а) психологопедагогическое изучение динамической структуры личности каждого учащегося и осуществление коррекционного воздействия на ее развитие (на всех уровнях); б) определение наиболее подходящей для каждого учащегося сферы трудовой деятельности (I уровень); в) выбор наиболее соответствующей профессиональным возможностям учащихся (индивидуально каждому) трудовой деятельности, подбор профессии (II уровень); г) уточнение правильности выбора профессии и совершенствование профессиональных умений и личностных качеств будущего рабочего (III уровень).
Безусловно, вся эта работа по формированию мотивационной сферы должна найти свое место, форму согласования с существующей системой и
содержанием коррекционного обучения вообще и трудового в частности, соответствовать структуре школы для детей с нарушениями интеллекта.
Литература
1. Басов, М. Я. Избранные психологические произведения [Текст] / М. Я Басов. - М: Педагогика, 1985. - 432 с.
2. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
3. Подласый, И. П. Педагогика: в 2 т. [Текст] / И. П. Подласый. - М.: Владос, 1999. - 584 с.
4. Климов, Е. А. Развивающийся человек в мире профессий / Е. А. Климов. - Обнинск: Принтер, 1993.
5. Платонов, К. К. Проблемы способностей [Текст] / К. К. Платонов. - М., 1980. - 312 с.
6. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 256 с.
7. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 1 - 9 кл.: в 2 сб. -
Ч. 1 / под ред. В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2001.
- 232 с.
8. Пряжников, Л. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Л. С. Пряжников. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
9. Семаго, М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: методическое пособие / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго.
- М.: АРКТИ, 2007.