_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 614.27.007
УДК 615.15
Е.А. Федина
Д. фармацевтических н., доцент, фармацевтический факультет Московский медицинский университет «РЕАВИЗ» г. Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ: УЧАСТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Аннотация
В условиях снижающейся доступности медицинской помощи, особенно в сельской местности, и возрастающей хронизации заболеваний реализация Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" возможна только при объединении усилий медицинских и фармацевтических работников.
Ключевые слова
Провизор, профилактика заболеваний, санитарно-просветительная работа, информационно-консультационно-обучающие услуги
Государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения" предусматривается обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развитие первичной медико-санитарной помощи [1]. Среди задач подпрограммы 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни..." этой программы значатся: развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения РФ, в том числе снижение распространенности наиболее значимых факторов риска [2]. При этом подчеркивается, что «практическая реализация перехода к здоровому образу жизни невозможна без приближения профилактической медицины к человеку. В этой связи приоритетным является обеспечение населения, прежде всего здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, профилактической помощью шаговой доступности» [3].
Профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания [4].
Профилактика является одним из основных принципов охраны здоровья в нашей стране [4, ст. 4 п.8]. При этом профилактика неинфекционных заболеваний предусматривается на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях, а формирование здорового образа жизни у граждан (начиная с детского возраста) - с помощью мероприятий по информированию о факторах риска для здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни и т. д. [ 4, ст.30].
Зададимся вопросом, на «плечи» каких специалистов, помимо врачей, могут быть возложены эти функции?
Общероссийский классификатор занятий свидетельствует, что к специалистам в области здравоохранения высшего уровня квалификации (код 22) относятся провизоры (код 2262), к среднему медицинскому персоналу здравоохранения (код 32) - фармацевты (код 3213). Таким образом, профессиональная деятельность фармацевтических работников осуществляется в единой системе с врачами, фельдшерами и т.д., курируемой Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Министерство здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ), являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний и т.д. [5]. Так в одном из документов (утв. Начальником Главного санитарно-профилактического управления Минздрава РФ) указывалось: «Главной задачей аптечных учреждений является формирование здорового образа жизни населения как одного из важнейших разделов профилактического направления здравоохранения. ... Санпросветработа является одним из разделов производственной деятельности аптечных учреждений. Своевременная и правильная организация санитарно-просветительной работы в аптеках должна способствовать сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению заболеваний, повышению эффективности лечения больных лекарственными средствами. Руководит санитарно-просветительной работой в аптеке заведующий аптекой. Для проведения санпросветработы могут привлекаться все сотрудники аптеки. Работа проводится по плану, в котором определяется конкретная тематика мероприятий в зависимости от ее актуальности, особенностей труда и быта отдельных групп населения, уровня их санитарной культуры, санитарно-эпидемиологической обстановки в данной местности и т.д.»[6].
Вопросы информационной и санитарно-просветительной работы и раньше находили отражение в нормативных документах, регулирующих деятельность аптечной службы страны, и она проводилась на уровне, соответствующему тому или иному периоду времени. Например, в приказе МЗ СССР N 1255 от 30 декабря 1976 г. «Об утверждении номенклатуры должностей фармацевтических работников и положений об отдельных учреждениях и должностях работников аптечных учреждений» в Положении о заведующем-провизоре хозрасчетной аптекой значилось: проведение санитарно-просветительной работы с населением; а в Положении о заведующем-фармацевте аптечным киоском - участие в проведении санитарно-просветительной работы с населением. А в 20-30-е годы ХХ в. в санитарном просвещении, как совокупности образовательных, воспитательных, информационных, агитационных и пропагандистских мероприятий (санитарные бюллетени, стенды, беседы, лекции и т.д.), направленных на профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья населения, аптеки принимали активнейшее участие. Таким образом, санитарно-просветительная работа среди населения является традиционным видом деятельности аптеки как организации здравоохранения.
Однако в последнее время, по нашему мнению, акценты сместились: вместо планирования работ в аптечных организациях по информационной и санитарно-просветительной деятельности планируются работы по рекламной и прочей маркетинговой деятельности. Такой подмене, полагаем, способствуют огрехи новых нормативных документов, утрата лучших традиций фармации. К сожалению, за примерами далеко ходить не надо, а лишь посетить торговые залы ближайших аптек с их многочисленными плохо оформленными витринами, и где далеко не всегда можно найти необходимую информацию, отсутствие которой является нарушением лицензионных требований и условий. Много вопросов возникает в связи с утверждением Профессионального стандарта «Провизор» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 91н от 09.03.2016г.), в котором не нашли отражения актуальные для настоящего времени трудовые функции фармацевтических работников и, соответственно, трудовые действия, необходимые знания и умения. Так оказались упущенными информационно-консультационно-обучающие услуги провизора по профилактике (первичной, вторичной, третичной; на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях), санитарно-просветительная работа.
Полагаем, что в аптеках, наряду с утверждаемым МЗ РФ минимальным ассортиментом лекарственных препаратов, целесообразно иметь и утверждаемый минимальный перечень бесплатных услуг по контролю здоровья их посетителей.
В условиях снижающейся доступности медицинской помощи, особенно в сельской местности, возрастающей хронизации заболеваний реализация Государственной программы РФ "Развитие здравоохранения" возможна только при объединении усилий медицинских и фармацевтических работников.
Список использованной литературы 1.Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.garant.ru/70643470 (дата обращения 12.12.2017 г.)
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
2.Паспорт подпрограммы 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70643470 (дата обращения 12.12.2017 г.)
З.Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.gosprog.ru/gosprog-001-03 (дата обращения 12.12.2017 г.)
4.Федеральный закон № 323-ф3 от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/57428163(дата обращения 12.12.2017 г.)
5.Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ: https://www.rosminzdrav.ru/ministry
б.Инструкция о работе аптечных учреждений по пропаганде здорового образа жизни населения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/4177551(дата обращения 12.12.2017 г.)
© Федина Е.А., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 7.02
А.И. Скворцов
К.иск., профессор кафедры дизайна, изобразительного искусства и реставрации, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых г. Владимир, Российская Федерация
ПОНЯТИЙНЫЕ ИННОВАЦИИ В УСТАНОВЛЕНИИ ИСТОКОВ СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ
Аннотация
Статья рассматривает на примере Успенского собора XII века во Владимире роль понятийных инноваций в установлении более ранних истоков охранно-реставрационной деятельности в России, чем это представляется на сегодняшний день.
Ключевые слова
Древняя Русь, памятники истории и культуры, охрана и реставрация, инновации
Современные технологии исследования гуманитарных сфер деятельности принципиально обновляются и находят все более широкий выход в прикладном направлении. В этом сегодня немаловажную роль играют законодательные акты и нормотворческие мероприятия, в которых находят отражение не только уже назревшие практические потребности общества, но и задействуются более углубленные инновации перспективного порядка.
В этом отношении показательным для нас может быть нынешнее состояние теоретических воззрений в области культурного наследия России, относящихся к самым сущностным его аспектам - к истокам государственного отношения к культурному достоянию. Приведем итоговые мнения по этому поводу двух последних наиболее авторитетных исследований. В первом из них, представляющим собою капитальную коллективную монографию «Памятники архитектуры в дореволюционной России», рассматриваются в основном объекты культурного наследия и их реставрация, оцениваемые, как правило, с «научной» точки зрения, наступившей достаточной поздно, в XVIII - первой половине XIX века, в силу чего более ранний «ненаучный» период их общественного существования и соответствующей интерпретации во многом выпадает из поля зрения и относится к «предистории», или «внеисторическому» отношению к наследию на Руси до XVIII в.» [2, с. 4-5]. Поэтому сам этот период расценивается авторами лишь как момент сохранения функционально необходимого объекта, а не как момент уже осознанной необходимости его сохранения как «памяти» о прошлом. Отсюда и констатация того, что «особенности допетровской исторической культуры важны для нас постольку, поскольку они были той почвой, в которую затем всеивались семена нового исторического мышления, породившего в конце концов реставрацию как специфическую область деятельности» [2, с. 13].
Автор другого широко известного исследования «Культурное наследие России» М.А. Полякова, определяя истоки сбережения памятника, приходит к выводу о том, что «Предисторией» сохранения российских древностей принято считать XVIII в. Тогда интерес общества к осмыслению исторического прошлого был стимулирован государственной политикой Петра I», дополняя, что «понятие «охрана» («сохранение») появилось и получило распространение в России в XIX в.», когда оно стало иметь «юридический смысл», признавая при этом, что «В последние десятилетия это понятие интерпретируется шире» [3, с. 16-17].
Действительно, современная практика оперирует сегодня понятиями, вошедшими в употребление уже после вновь принятого 25 июня 2002 года Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия