МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070
охраны труда, Программы проведения инструктажа на рабочем месте, Приказы по охране труда, Инструкции по охране труда для персонала аптеки, Инструкции по охране труда при работе с лекарственными препаратами, Инструкция о мерах пожарной безопасности в аптеке, Комплект плакатов, Отраслевые правила по ОТ, Журналы по ОТ и ТБ и др.
Специальная оценка условий труда на соответствие стандартам проводится сторонними аккредитованными организациями. После проведения проверки выдается акт.
Установлена система сканирования отпечатков пальцев сотрудников, которая отслеживает пребывание сотрудников на рабочем месте. Торговый зал оборудован камерами слежения. Все рабочие места в торговом зале и место работы заведующей оборудованы ПЭВМ. В аптеке используется следующее оборудование: персональный компьютер -3 шт.; копировальный аппарат-1 шт.; принтер -1 шт.; модем -1 шт.; сканер -1 шт. Площадь на одно рабочее место при работе с ПЭВМ составляет около 6,0 кв.м, объем - около 24,0 куб.м. Помещения оборудованы системами отопления, кондиционирования воздуха.Работа первостольника предполагает следующие виды деятельности: обслуживание клиентов аптеки, разбор товара, оформление заявок на заказ лекарственных средств и медицинских изделий, поэтому совмещает различные виды работ на ПЭВМ. Продолжительность работы за компьютером (в часах) в день составляет 8 часов, положение в течение смены - преимущественно стоя. Навыки работы с ПЭВМ приобретены сотрудниками самостоятельно на рабочем месте и на специальных курсах за счет организации. В целях предупреждения ситуаций, представляющих угрозу пожарной безопасности, в аптеке применяются предупреждающие, информационно-указательные и запрещающие знаки.
Список использованной литературы:
1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) Раздел X. Охрана труда.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда».
© Ковалева Т.Г., Ковалев Д.Н., Еманова А.М., 2016
УДК 614.27.007
УДК 615.15
Е.А. Федина
Д. фармацевтических н., доцент, фармацевтический факультет Московский медицинский университет «РЕАВИЗ» г. Москва, Российская Федерация
ХРОНИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ КАК ОБЪЕКТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Аннотация
Провизоры, как наиболее доступные специалисты, будучи помощниками, союзниками врачей, обязаны способствовать активному вовлечению пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, в процесс терапии и самоконтроля, более ответственному выполнению врачебных назначений и обретению уверенности в борьбе с недугом, обеспечив им фармацевтическое сопровождение.
Ключевые слова
Хроническая болезнь, провизор, фармацевтическая помощь, фармацевтическое сопровождение.
Хроническая болезнь негативно влияет на образ жизни человека (сокращение, смена или прекращение трудовой деятельности; различные ежедневные ограничения; нарушение социальных связей и т.д.), отягощает выполнение профессиональных, семейных и прочих обязанностей. Рассматривая хроническую патологию как пожизненное состояние пациента, сопровождающееся снижением адаптационных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_
возможностей его организма, физическими страданиями, психоэмоциональными переживаниями, что нередко отражается и на жизнедеятельности родных и близких такого пациента, следует учитывать и ее колоссальное бремя на общество в целом, выражающееся социально-политико-экономической проблемой. В этой связи важно учитывать взаимосвязь и взаимодействие таких составляющих, как:
- индивидуум и его знания (информированность) о болезни, отношение (мнение), мотивы поведения и действия;
- аспекты взаимодействия пациента с медицинскими и аптечными организациями и соответствующими специалистами;
- государственная политика в области здравоохранения.
Пациенты с хроническими заболеваниями постоянно нуждаются в медицинской и фармацевтической помощи профессионалов и нередко в социальной поддержке государства (льготный и бесплатный отпуск лекарственных препаратов (ЛП) и т.д.). Они должны наблюдаться у лечащего врача, который обязан осуществлять мониторинг состояния их здоровья. Несмотря на то, что любой гражданин имеет конституционное право обращаться за квалифицированной медицинской помощью, далеко не каждый пользуется этим правом, а те, кто пользуются, далеко не всегда в полной мере выполняют рекомендации врачей.
Ряд авторов (Радченко Л.Е., 2007 г.; Позднова Ю.А., 2010 г. и др.) констатируют, что более 90% пациентов обращаются за медицинской помощью уже с запущенными формами болезней, т.е. когда возникают критические ситуации, обусловленные снижением или изменением функций органов или систем организма, затрудняющих их ежедневную деятельность. Некоторые авторы (Аронсон П.Я., 2006 г. и др.) полагают, что это свидетельствует о низком уровне доверия общества институту медицины и может быть связано с состоянием системы здравоохранения. Многие не посещают регулярно врачей в силу финансовых ограничений, отдаленности медицинских организаций, отсутствия удобного и доступного транспорта, неудовлетворительного состояния дорог, недоступности (отсутствия) узких специалистов, отсутствия требуемых услуг в медицинской организации, недостаточного уровня знаний о своих заболеваниях и их осложнений и т.д.
Некоторые исследователи (Назарова И.Б., 2007; Борчанинова Е.Л., 2011 г.; Вязова А.В., 2013 г. и др.) отмечают, что чем выше активность людей, касающаяся их образа жизни и заботы о здоровье, тем они более оптимистичны, имеют активную жизненную позицию и чаще посещают врачей.
При этом факторами, определяющими течение и исход болезни, являются четкое понимание и оценка ситуации, реалистическое ее принятие, адекватность поведения, мотивация к лечению, активность, соблюдение врачебных предписаний, желание выздороветь. Снижению этой активности (по мнению Назаровой И.Б. 2007 г.; Калягина А.Н., 2009 г. и др.) способствуют большие нагрузки на работе и дома, поиск работы, болезнь или смерть близких, а причинами низкой комплаентности пациентов являются страх перед привыканием (38%), забывчивость (27%), социально-экономические факторы (22%) и недоверие к врачу (17%).
И хотя ставка делается на повышение ответственности пациента за состояние своего здоровья, весомым аргументом в пользу необходимости более активного привлечения провизоров для борьбы с хроническими заболеваниями и их осложнениями служит удручающая статистика их роста.
Провизоры, как наиболее доступные и востребованные специалисты (нельзя забывать о том, что наши соотечественники нередко начинают решать свои проблемы со здоровьем, обращаясь в аптеку), будучи помощниками, союзниками врачей, обязаны способствовать активному вовлечению пациентов в процесс терапии и самоконтроля, более ответственному выполнению врачебных назначений и обретению уверенности в борьбе с недугом, а также обязаны обеспечить фармацевтическое сопровождение пациентов, страдающих хроническими заболеваниями.
С целью повышения качества оказания фармацевтической помощи пациентам с хроническими заболеваниями, а также с целью изучения степени осведомленности таких пациентов о своем недуге и возможных осложнениях, мы провели пилотное исследование. В нем приняли участие 135 посетителей аптек г. Москвы и Московской области (страдающих болезнями вен - 41; сахарным диабетом - 38; болезнями,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_
характеризующимися повышенным кровяным давлением - 56).
Свою степень осведомленности об имеющемся хроническом заболевании и возможных его осложнениях оценили, как высокую чуть более 10% пациентов и как низкую - 37%. Не ведают о мерах профилактики осложнений своих хронических заболеваний более 66% пациентов. Соблюдают режим приема назначенных лечащим врачом ЛП только 59% пациентов, страдающих сахарным диабетом и 35% пациентов, страдающих артериальной гипертензией.
Более 50% анкетируемых были не удовлетворены результатами общения с лечащими врачами. Не знают о школе диабета 64% опрошенных, страдающих сахарным диабетом. В качестве основного источника информации о своем заболевании и его лечении 46% респондентов используют ресурсы Internet.
Остается по-прежнему актуальной проблема, связанная с назначением пациентам с хроническими заболеваниями большого количества ЛП и безответственным самолечением.
В этой связи мы полагаем, что фармацевтическое сопровождение пациентов с хроническими заболеваниями должно включать: мониторинг состояния их здоровья, режима приема ЛП, соблюдения мер профилактики и пр.; в случае необходимости - взаимодействие с лечащими врачами; организацию и проведение тематической информационно-просветительской работы с пациентами и их родственниками и т.д.. И это должно найти отражение в профессиональном стандарте «Провизор».
© Федина Е.А., 2016