Заяц О.В.1, Кизим В.В.2 ©
1Доцент, кафедра социальных наук; 2магистрант, кафедра социальных наук, Дальневосточный федеральный университет
ПРОФИЛАКТИКА ВТОРИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
В РОССИИ
Аннотация
Статья посвящена формированию системы профилактики вторичного социального сиротства. Система включает развитие семейного устройства детей-сирот,
сопровождение и поддержку замещающих семей.
Ключевые слова: вторичное сиротство, профилактика, социальное сопровождение. Keywords: secondary orphanhood, prophylaxis, social support.
Социальное сиротство и сегодня остается одной из проблем современного российского общества. Однако следует отметить тенденцию снижения количества детей, оставшихся без попечения родителей: за период с 2007 по 2013 гг. почти на 40% (со 124,4 до 74,4 тыс. чел. соответственно), что является следствием успешного проведения государственной семейной политики [2].
В обществе исторически сложилось, что государство заинтересовано в передаче детей-сирот в семьи граждан. Не смотря на сложившуюся ситуацию с сиротством, в настоящее время поднимается вопрос о значимости таких наиболее приемлемых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как усыновление, опека (попечительство), в том числе приёмная семья, и патронатное воспитание. Развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, соответствует рекомендации Конвенции ООН о правах ребенка «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Семейные формы устройства развиваются в России повсеместно, в них
воспитывается от 74 до 83 % детей-сирот [2].
Принятие в Приморском крае с целью защиты прав и интересов детей-сирот нормативно-правовых документов способствует развитию семейных форм воспитания и поддержке замещающих семей. Например, количество приемных семей в 2013 г. по сравнению с 2010 г. увеличилось на 27% [3].
Однако позитивная динамика семейного устройства детей-сирот в отдельных случаях сопровождается рядом проблем. Безусловно замещающие семьи сталкиваются с проблемами, которые можно назвать обычными для всех типов семей (медицинского, психологического, педагогического, материального характера), но в ситуации замещающей семьи они могут дать обостренный эффект: многие проблемы переживаются более тяжело и воспринимаются драматичнее, чем в кровной семье. К специфическим проблемам относится период психологической адаптации. Имеет место физическое, сексуальное и психологическое насилие над детьми, а также неисполнение функций по отношению к детям замещающими родителями [1].
При отсутствии возможности решения трудностей, замещающие родители принимают решение об отказе от принятого в свою семью ребенка-сироты, вследствие чего ребенка возвращают в государственное учреждение. По данным В.В. Семикина и С.А. Векилова, отказы от детей-сирот, принятых на воспитание в замещающие семьи, составляют от 4,7 до 9,3% (за период 2004-2010 гг.) [8]. Отметим, что в случае исполнения замещающими
© Заяц О.В., Кизим В.В., 2014 г.
родителями своих обязанностей ненадлежащим образом, инициировать отмену усыновления, договора об опеке могут органы опеки, другие заинтересованные лица.
Из этого следует феномен «вторичного социального сиротства», представляющий социальный феномен отказа от детей усыновителей, опекунов, приемных родителей и патронатных воспитателей, и влекущий нравственную и психическую деградацию ребенка. Е.В. Селенина причинами вторичного сиротства называет возможности самого ребёнка -12,5%; неподготовленность замещающих родителей к воспитанию сироты - 75%;
недостаточно терпимое отношение общества к приёмным детям - 12,5% [7]. Дети страдают от разрушенных надежд, дополнительного травмирующего опыта в новой семье, предшествующего отказу, и от самого события отказа, вынуждены проходить вторичную ресоциализацию, повторно привыкая к атмосфере детского дома. При этом и замещающие родители получают серьезную психологическую травму, поскольку не справились с делом, к которому стремились и на которое были, возможно, сильно мотивированы [8].
Таким образом, следует говорить в контексте данной статьи о профилактике вторичного сиротства. Под профилактикой понимаются научно-обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера; предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей.
В обобщенном виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие возникновение обстоятельств, ведущих к социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия последующего контроля за проведенной профилактической работой. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме программы запланированных действий, направленных на достижение желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием социального объекта [7].
Формирование системы профилактики вторичного сиротства включает в себя развитие услуг по семейному устройству, сопровождению и поддержке замещающих семей всех типов (семьи усыновителей, опекунские, приемные и патронатные семьи). В связи с этим, повышение эффективности профилактических мероприятий нам видится возможным по следующим направлениям: подготовка граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей-сирот, и социальное сопровождение замещающих семей.
Действующие школы приемных родителей как в России в целом, так и Приморском крае, в частности, выполняют требование п. 4 статьи 127 Семейного кодекса РФ о необходимости прохождения психолого-педагогической подготовки граждан, выразивших желание принять в свои семьи ребенка-сироту. Подготовка происходит по программе, утвержденной Министерством образования, однако общими для всех являются темы обучения, а количество часов - разное. Можно предположить, что это определяют организаторы подобных школ в ситуации ограниченных ресурсов, а качество обучения напрямую зависит от квалификации преподавателей как государственных, так и общественных школ приемных родителей.
В свою очередь социальное сопровождение осуществляется в следующих целях: содействия успешной адаптации детей в замещающих семьях, предотвращения отказов от приемных детей и жестокого обращения с детьми в замещающих семьях. Социальное сопровождение семей, воспитывающих приемных детей, выполняет две функции: контроль соблюдения прав ребенка и оказание поддержки семье. Ориентируясь на международный опыт, в России функция контроля возложена на органы опеки и попечительства, а функция поддержки - на социальные службы, в работе специализированных отделений которых используется технология социального сопровождения (аналог кейс - менеджмента,
адаптированный к условиям работы государственных учреждений в Российской Федерации), апробированная и внедренная в практику работы государственных учреждений социального обслуживания населения.
Полагаем, что вступление в силу в 2015 г. ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» позволит расширить полномочия социальных служб при оказании поддержки, в том числе и замещающим семьям. Социальное сопровождение должно осуществляться путем привлечения организаций, предоставляющих медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь на основе
межведомственного взаимодействия, которое при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации и социального сопровождения должно осуществляться на основе регламента [5].
Создание в Приморском крае участковых социальных служб, и внедрение технологий участковой социальной работы, успешно применяемых в таких субъектах Российской Федерации, как г. Москва, Московская, Томская и Белгородская области, Республиках Бурятия, Татарстан и других, считаем, будет способствовать осуществлению профилактических мероприятий в отношении вторичного сиротства.
Разрешение конфликтных ситуаций в замещающих семьях, как и в других типах семей, возможно посредством организации служб примирения (медиации) на базе социальных служб, деятельность которых направлена на обучение конструктивным способам поведения в конфликте.
Поскольку вторичное социальное сиротство представляет собой социальный феномен, влекущий за собой психическую и нравственную деградацию ребёнка, деятельность по его профилактике должна носить комплексный системный характер с привлечением многих специалистов. Координирующую роль в профилактике вторичного сиротства должны выполнять учреждения социального обслуживания семьи и детей, а разработка единой межведомственной методической базы, оптимизация функций и практической деятельности учреждений всех ведомств, создание недостающих звеньев технологической цепочки за счет вовлечения в работу общественных организаций социальной направленности будет способствовать эффективной профилактике вторичного сиротства.
Литература
1. Дети в трудной жизненной ситуации: профилактика неблагополучия // Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www .fond-detyam.ru
2. Доклад Павла Астахова на семинаре органов опеки и попечительства // Уполномоченный по
правам ребёнка в Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://svdeti.ru/index.php?Itemid= 11 &id= 1065:doklad-po-opeke&option=com_k2&view=item
3. Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Приморском крае в 2012 г. // Департамент
труда и социального развития Приморского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //zanprim. regiontrud. ru/home/sozash/doklad/doklopol. aspx
4. Мошкова И.Н. Круглый стол по религиозному образованию и // Материалы круглого стола «Духовно-нравственная и психолого-педагогическая поддержка семьи — новый вид социального служения Церкви» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/ family_2_ru .htm
5. Об основах социального обслуживания граждан в РФ : федер. закон от 28 декабря 2013 г. № 442 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/517850/
6. И.И. Осипова Феномен вторичного сиротства в современной России // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2008. т. 4. - № 4. - 138 с.
7. Профилактика «вторичного» социального сиротства // Профилактика социального сиротства в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sirotstvo.ru/rus/news/news3976.shtml
8. Селенина Е.В. Профилактика вторичного сиротства (перспективы и направления) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/136190/
9. Семикин В.В. Психологические аспекты проблемы отказа от усыновленных и приемных детей: вторичное сиротство / В.В. Семикин, С.А. Векилов // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 7. - МО.: СВИВТ, 2013. - С. 81-85. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://humanpsy.ru/articles/family-7/07-12-Vekilova%20Semikin.pdf
10. Н.Н. Суворова Реализация технологии профилактики социального сиротства в Старооскольском городском округе Белгородской области // Псковский регионологический журнал. - 2011. - № 11. -С. 157-159.
11. Трунаева В.В. Организационно-педагогические условия профилактики социального сиротства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/conference/2013/195/ organizacionnopedagogicheskie_usloviya_profilaktiki_socialnogo_sirotstva/