Научная статья на тему 'Профилактика вторичного сиротства: реализация программы подготовки воспитанников детского дома юношеского возраста к ответственному родительству'

Профилактика вторичного сиротства: реализация программы подготовки воспитанников детского дома юношеского возраста к ответственному родительству Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРИЧНОЕ СИРОТСТВО / ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА / ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Паншина Ольга, Боярская Людмила, Красиков Александр

Программы Великоустюгского детского дома, направленные на подготовку воспитанников к семейной жизни, ответственному выполнению родительских обязанностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prevention of lateral orphanhood: the realiza" tion of background children's community pro" grams about its responsible parenting

The Velikiy Ustiug orphanage house programs about training of pupils to their family life, and responsibility of their parents duties.

Текст научной работы на тему «Профилактика вторичного сиротства: реализация программы подготовки воспитанников детского дома юношеского возраста к ответственному родительству»



Профилактика вторичного сиротства: реализация программы подготовки воспитанников детского дома юношеского возраста к ответственному родительству

Ольга Паншина,

директор Великоустюгского центра психолого-медико-социального сопровождения

Людмила Боярская,

старший воспитатель Великоустюгского детского дома № 1

Александр Красиков,

методист Великоустюгского детского дома № 1, кандидат педагогических наук

Профилактика вторичного сиротства — одна из актуальных проблем учреждений для детей, нуждающихся в поддержке государства. Статистика свидетельствует, что среди тех, кто отказывается от своего ребёнка, немало молодых матерей из числа детей-сирот. Для решения этой проблемы сотрудники Великоустюгского детского дома разработали программы, которые призваны подготовить воспитанников к ответственному родительству.

• вторичное сиротство • программы комплексного сопровождения воспитанников детского дома • подготовка воспитанников к семейной жизни.

Изучив биографические данные воспитанников Великоустюгского детского дома № 1, мы увидели, что у 11% — бабушки проживали в интернатных учреждениях, у 9% — матери или отцы ранее были воспитанниками детских домов. Одной из причин такого положения являются жизненные и социальные проблемы выпускника интернатного учреждения, отсутствие положительного опыта семейных отношений.

Чтобы подготовить воспитанников к ответственному выполнению в будущем своих родительских обязанностей, коллектив детского дома определил ряд воспитательных задач: формирование брачно-семейных представлений у воспитанников, подготовка девушек к планированию семьи и благополучному материнству, формирование правовой компетентности юношей и девушек в вопросах брачно-семейных отношений. Решить эти задачи нам помогают программы комплексного сопровождения воспитанников, разработанные и реализуемые педагогами и специалистами учреждения.

-е-

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Большое значение в подготовке детей к ответственному родитель-ству имеет своевременное и качественное оказание помощи в формировании позитивных взглядов воспитанников на проблемы межполовых и брачно-семейных отношений. Эти вопросы рассматривает программа «В будущем — семья», которую реализует педагог-психолог. Программа составлена с учётом возрастных, половых и психофизических особенностей воспитанников юношеского возраста, их жизненного опыта. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений и представлений о брачно-семейных отношениях. Программа состоит из нескольких блоков.

В рамках блока «Двое» воспитанники знакомятся с психологическими различиями между полами, изучают традиции создания русской семьи. При этом за основу выбраны такие формы работы: мозговой штурм, который применяется для стимуляции обсуждения по теме или вопросу (воспитанники детского дома обычно недостаточно активны, затрудняются в формулировании и доказывании своих мыслей); групповая дискуссия или дискуссия в малых группах используется для начала занятия (по определению понятия), активизации в процессе совместной деятельности (выработка, обсуждение и корректировка списка понятий, необходимых на занятии).

Во время работы воспитанники предлагают множество идей для выявления различий между полами, их высказывания свидетельствуют о желании разобраться в сути вопроса. Активно и полезно проходит обсуждение в малых группах поведения будущих супругов на этапе ухаживания. Ребята самостоятельно определяют правила общения в добрачный период. Но на занятиях, посвящён-ных традициям русской семьи, участники выступают в роли активных слушателей и зрителей. Очевидно, нашим воспитанникам не хватает знаний, связанных с традицией выбора будущего супруга, проведения свадеб, взглядами на семейный уклад. Занятия этого блока призваны восполнить этот пробел в знаниях подростков.

В следующем блоке — «Двое — семья» — участники рассматривают семью как многофункциональное явление, сравнивают виды семей, пытаются решать семейные конфликты, прослеживают путь супругов от начала семейной жизни до достижения ими стадии взаимопонимания и взаимодействия, размышляют о факторах и условиях создания счастливой семьи, делают прогнозы в отношении брака, который составляют разные типы личностей.

Анализ внедрения программы продемонстрировал расплывчатость и нереальность представлений воспитанников о будущей семье. Так, например, при обсуждении функций семьи юноши и девушки без труда выделили хозяйственно-бытовую и эмоционально-

этическую стороны, попытались объяснить значение семейных отношений с точки зрения сексуально-репродуктивной функции, однако не смогли обосновать важность функции социализации, духовного развития и социально-статусной. Наибольший интерес у воспитанников вызвали такие формы совместной работы, как составление памяток (тема «Разрешение конфликтов»), решение проблемных ситуаций («Новые права и обязанности»), заполнение таблиц («Имидж семьи»), формулирование правил («Забота о супруге»).

Возможность примерить на себя роль родителей, изучить психологические особенности развития ребёнка юноши и девушки получают на занятиях блока «Школа родителей». Исследование показало, что наши воспитанники имеют слабые представления о роли родителей в семье. В своих ответах молодые люди откладывают появление ребёнка на неопределённое будущее или отвечают, что не задумываются над вопросами рождения и воспитания детей. Кроме того, негативный опыт детей-сирот (или отсутствие какого-либо опыта общения в семье) не способствует развитию адекватных представлений о роли отца или матери в семье, поэтому в блок были включены занятия, направленные на формирование ответственности за ребёнка в семье, готовности принять на себя эту ответственность. Такие занятия проводятся в форме беседы (тема «Рождение и развитие ребёнка», «Роль матери и отца в семье»), работы с таблицами и схемами («Стили родительского поведения»).

Рефлексивная диагностика представлена в виде матрицы, которую участники заполняют в конце каждого занятия. При этом воспитанники оценивают свою работу на занятии по двум критериям: оценка активности и оценка интереса. Каждое следующее занятие начинается с обсуждения итогов заполнения матрицы предыдущего. Применение такого способа рефлексии позволяет ведущему занятия определить степень заинтересованности ребят темой, насколько проблемы, обсуждаемые на занятии, актуальны для них. Кроме того, такое обсуждение предоставляет возможность молодым людям поделиться своими впечатлениями о проведённом занятии.

Продолжает и дополняет программу «В будущем — семья» программа «Аист», цель которой — подготовка девушек-сирот к планированию семьи и благополучному материнству. Программу реализует старший воспитатель детского дома, адресат — группа девушек 15—17 лет. Материал программы направлен на формирование представлений о планировании будущей семьи, ценности продолжения рода, благоприятных стилях воспитания, конструктивном взаимодействии матери и ребёнка, создание в семье атмосферы взаимопомощи и теплоты. Большое внимание на занятиях по этой программе уделяется привитию навыков ухода за ребёнком раннего дошколь-

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

ного возраста, овладению девушками экономическими знаниями, необходимыми для выполнения хозяйственно-бытовой функции женщины-матери.

Интересна логика построения программы. На занятиях блока «Я планирую ребёнка» рассматриваются как физиологические и психологические аспекты беременности и родов, так и вопросы планирования ребёнка в семье, экономического благополучия и ответственности за воспитание и развитие малыша. Следующий блок — «Я общаюсь с ребёнком» предоставляет возможность девушкам непосредственно общаться с ребёнком или наблюдать за ним. Такие занятия проводятся на базе дома ребёнка или в семьях выпускников нашего детского дома. Общение с ребёнком происходит до изучения особенностей ребёнка и методов ухода за ним, это сделано преднамеренно, чтобы заинтересовать девушек и побудить их к изучению процесса развития малыша.

Занятия блока «Я изучаю ребёнка» расширяют теоретические знания об уходе за ребёнком раннего дошкольного возраста, дают возможность воспитанницам овладеть навыками оказания ребёнку помощи в развитии.

Основа программы — сочетание теоретических занятий с практической деятельностью. Наряду с беседами на темы планирования семьи и особенностей развития ребёнка используются такие формы работы: встречи с врачами-специалистами (гинекологом, педиатром) по вопросам беременности и родов, пренатального развития ребёнка и оказания ему необходимой медицинской помощи в домашних условиях, встречи с выпускниками детского дома, воспитывающими детей (тема «Желанный и нежеланный ребёнок», «Правильное питание грудничка», «Встреча с выпускниками: как любить ребёнка?»); инструктивно-практические занятия на темы, связанные с практическим применением знаний («Одежда малыша», «Приданое новорождённого»); экскурсии в детский сад, детскую поликлинику для расширения представлений о функциях данных учреждений; волонтёрская практика в доме ребёнка, предполагающая предоставление девушкам непосредственной возможности общаться с малышами; ролевые и ситуативные игры, подразумевающие включение воспитанниц в моделирование различных материнских ролей, ситуаций общения с ребёнком («День рождения ребёнка», «Игры малыша»); семейные экспедиции в гости к семье педагогов или других сотрудников, шефов, добровольно согласившихся принять небольшую группу детей для знакомства с семейным укладом, с жизненными событиями, с членами семьи.

Значительным событием в жизни воспитанников, способствующим формированию их представлений о счастливой семье, как они отметили в мини-сочинении, стала поездка в г. Череповец по пригла-

О

шению выпускника Анатолия В., успешного предпринимателя, имеющего семью с тремя детьми. Юноши и девушки провели здесь четыре дня, увидели реальные взаимоотношения детей и родителей, супругов, помогали в ведении семейного быта, участвовали в культурных мероприятиях вместе с членами семьи, организованных Анатолием и другими выпускниками, проживающими в г. Череповце. В отзывах детей звучат только положительные эмоции: «Эта поездка незабываема, я впервые увидела, как можно любить своих детей и жить для своей семьи!» (Тамара Т.), «<Наконец-то в моей жизни появился пример для подражания — у меня будет трое детей, и я постараюсь создать им такие же условия, как Толя!» (Валерий З.), «Мы так замечательно и полезно провели время: я впервые ощутила себя хозяйкой на кухне, какую видела только по телевизору, мне не хотелось выходить из дома, пока не научусь пользоваться такой электроплитой и другим кухонным оборудованием, а всё-таки пирожки приготовить смогла — сама!» (Алла Н.).

Итак, приобретение положительного жизненного опыта возможно только в реальных условиях, поэтому пребывание в семьях выпускников, которое даёт воспитанникам необходимые основы подготовки к семье и браку, стало в детском доме традицией и неотъемлемой частью программы «Аист».

Опора на благополучный опыт семейной жизни, успешного материнства и отцовства выпускников позволяет не только решать проблемы формирования брачно-семейных представлений воспитанников, но и оказывает значительную поддержку молодым семьям. Особенную окраску она приобретает, если в решение данных проблем привлекаются представители общественности. Так, 12 девушек в возрасте от 20 до 27 лет были приглашены на встречу под названием «Есть такое слово — мама...». Они по-настоящему счастливы своим материнством и горды тем, что в их адрес звучит слово «мама», которое многие из них не могли сказать собственной матери. Девушки успешно адаптировались в жизни, получили профессиональное образование, работают на предприятиях города, некоторые находятся в отпуске по уходу за ребёнком. Молодые матери и отцы получили возможность пообщаться и задать интересующие их вопросы главе администрации Великоустюгско-го муниципального района, председателю женсовета города, генеральному директору одного из шефствующих предприятий. Выпускники активно включились в разговор и установили контакты с теми, чья поддержка необходима им в дальнейшей жизни. Встречи такого уровня дают надежду воспитанникам и выпускникам на поддержку со стороны окружающих, вселяют веру в их благополучное материнство и ответственное родительство.

Исследование, проведённое в детском доме, показало и недостаточную правовую компетентность наших воспитанников в вопросах брака и семьи. Для формирования представлений воспитанни-

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

ков в области семейного законодательства, умения применять полученные знания в повседневной жизни, развития интереса к правовым вопросам разработана программа «Правовая семейная азбука».

Педагог с группой воспитанников юношеского возраста проводит обзор нормативно-правовых документов, регулирующих брачно-семейные отношения, рассматривает ответственность за невыполнение родительских обязанностей, разбирает такие понятия, как семейное право, семейная правоспособность и дееспособность, семейные правоотношения, брачный возраст, законность брачно-семейных отношений. В ходе экскурсий в ЗАГС и встреч со специалистами и юристами участники занятий знакомятся с условиями и порядком заключения брака, содержанием и целями заключения брачного договора («Брак и бракосочетание», «Брачный договор», «Процесс бракозаключения»). Работая с правовой литературой, консультируясь у специалистов органов опеки и попечительства, воспитанники изучают права и обязанности родителей, права детей, ответственность родителей за воспитание детей, уголовную ответственность родителей за жестокое обращение с ребёнком («Право о правах в семье», «Защита детей от семейного насилия»).

Такое детальное и серьёзное изучение отраслей семейного, уголовного и административного права способствует как повышению общего уровня правовой компетентности воспитанников, так и помогает формировать ответственное и осознанное отношение к вопросам создания и сохранения семьи, рождения и воспитания будущих детей.

Деятельность специалистов детского дома по профилактике вторичного сиротства оценивается с помощью следующих критериев: уровень сформированности брачно-семейных представлений; сформированность представлений о ценностях семьи; уровень сформированности правовой компетентности в вопросах семьи и брака.

Контрольное исследование показало, что после реализации программ у воспитанников сформировался образ будущей семьи, представления о целях создания семьи, трудностях и радостях семейной жизни. Участники занятий стали более серьёзно и вдумчиво относиться к перспективам семейной жизни, большинство из них сегодня уверены в невозможности счастливой и полноценной жизни без создания семьи. В образе предполагаемого спутника жизни и у юношей, и у девушек большое место стали занимать характеристики, связанные с качествами, необходимыми для построения полноценных семейных взаимоотношений: ответственность, уверенность в себе и своих силах, культурное развитие, трудолюбие. Если до работы по программе молодые люди были ориентированы на ре-

ализацию своих потребностей (высокие показатели у девушек были по материальной состоятельности, у юношей — по трудолюбию будущей жены), то после участия в занятиях они выделяют как значимые нравственные и личностные качества будущего партнёра по браку. Всё это позволяет сделать вывод о повышении требований к себе и будущему супругу, родителю не с позиции иждивенчества и потребительства, а с точки зрения возможности построения надёжных и долговременных взаимоотношений.

После реализации программы значительно повысилась значимость для участников такой функции семьи, как продолжение рода. Если до проведения занятий её отмечали 20% воспитанников, то после — 60% юношей и девушек считают её одной из главных.

Приведённые данные демонстрируют изменения, происходящие в представлениях молодых людей в области семьи и брака, позволяют прогнозировать их позитивный и ответственный настрой на собственное роди-тельство, а также предполагают пролонгированное изучение становления выпускника в самостоятельной жизни.

-е-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.