Научная статья на тему 'Готовим к самостоятельной семейной жизни'

Готовим к самостоятельной семейной жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУПРУЖЕСТВО / РОДИТЕЛЬСТВО / РОДСТВО / РОДИТЕЛЬСКАЯ ДИСФУНКЦИЯ / ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / ИНИЦИАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СЕМЬЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / MARRIAGE / PARENTING / KINSHIP / PARENTAL DYSFUNCTION / PREPARATION THE STUDENTS FOR FAMILY LIFE / INITIATIVE EDUCATIO AND SOCIALY-REHABILITATING CENTERS / SYSTEMS APPROACH / FAMILY / PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маленкова Надежда Леонидовна

Подготовка воспитанников к самостоятельной семейной жизни в образовательном или социально-реабилитационном учреждении. Супружество, родительство, родство. Продуктивность работы. Системный подход: цели и задачи, формы работы, образовательно-воспитательные программы и курсы, кадры, сотрудничество с семьями воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовим к самостоятельной семейной жизни»

ГОТОВИМ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ семейной жизни

Надежда Леонидовна Маленкова,

начальник отдела профилактики и преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства Московского гуманитарного педагогического института

Должно ли образовательное или социально-реабилитационное учреждение в условиях кризиса семьи брать на себя подготовку воспитанников к будущей самостоятельной семейной жизни? Психологи и медики, работающие со школьниками, утверждают, что такая подготовка необходима. Она будет наиболее продуктивной, если учреждение подойдёт к ней системно: сформулирует собственные цели и задачи, выберет формы работы, разработает образовательно-воспитательные программы и курсы, подготовит кадры, будет сотрудничать с семьями воспитанников. Важно нацелить содержание мероприятий и занятий на приобретение воспитанниками компетенций, необходимых в их будущем супружестве, родительстве, родстве.

• супружество • родительство • родство • родительская дисфункция

• подготовка школьников к самостоятельной семейной жизни

• инициативные образовательные и социально-реабилитационные учреждения • системный подход • семья • подготовка кадров

Семья обеспечила человеческому роду выживание и процветание.

Семья помогает человеку лучше адаптироваться и интегрироваться в общество. Мы опросили более 200 старшеклассников из семей и интернатных учреждений. На вопрос «Планируешь ли ты в будущем создать собственную семью?» за исключением нескольких человек все ответили «Да».

Модель семьи и семейных отношений усваивается в практике жизни: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Однако среди воспитанников любого учреждения есть дети из неблагополучных семей (с точки зрения родительской дисфункции) и учреждений для детей-сирот. Должны ли образовательные или социально-реабилитационные

учреждения готовить своих воспитанников к будущему успешному супружеству, родительству, родству?

На государственном уровне такого заказа нет, поэтому нет системы подготовки, нет образовательно-воспитательных программ. Рекомендуемые мероприятия, как правило, являются акциями, например: «День матери», «Папа, мама, я — спортивная семья», «День Петра и Фе-вроньи». Мы считаем, что тотальное насаждение подобных программ могло бы дискредитировать идею. Идея работает тогда и там, где есть потребность — запрос от детей, родителей и педагогов, а также подготовленные и одухотворённые идеей кадры. Похоже, что обязательность и отсутствие квалифицированных преподавателей свело на нет

«Этику и психологию семейной жизни» 1980-х годов — начинание, которое можно было бы продолжить, не будь оно так формализовано.

В наше время есть инициативные учреждения, где в качестве эксперимента введена системная подготовка воспитанников к будущей семейной жизни, сотрудники разрабатывают и апробируют программы, распространяют опыт. В других учреждениях нет системы, но есть некоторые из направлений: половое воспитание подростков, гендерное воспитание, знакомство с народными семейными традициями, подготовка девочек к материнству, экономические основы семейной жизни и др. Это могут быть отдельные курсы, тематические классные часы, дополнительный материал на уроках биологии, математики, истории, литературы, обществознания. Специалисты чувствуют потребность воспитанников в подобных знаниях, навыках, опыте и отвечают на этот запрос. Опрос более 500 педагогов, психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе, медиков, работающих с детьми школьного возраста в школах, детских домах, приютах, центрах психолого-ме-дико-социального сопровождения свидетельствует: все высказались за необходимость специальной подготовки воспитанников к их будущей самостоятельной семейной жизни. Общество меняется: меняются семьи, меняются дети. Сначала это вызывает тревогу, затем требуются новые подходы. Современных школьников отличает то, что они более потребители, чем производители; более индивидуалисты, чем коллективисты; более нацелены на карьеру, чем на семью. При этом семьи, в которых они растут, редко соответствуют идеальной модели, которую так просто было воспроизводить из поколения в поколение в традиционном патриархальном обществе.

Социальные изменения вступают в конфликт с человеческой природой. Врождённые программы — найти подходящего партнёра, выстроить с ним эмоционально близкие отношения, завести ребёнка, заботиться о ребёнке и друг о друге — требуют реализации.

Большинство опрошенных специалистов высказались за системный подход к подготовке воспитанников, который подразумевает:

• введение специальных курсов по подготовке к будущей семейной жизни, «с детского сада до окончания школы», адекватно возрасту;

• участие различных специалистов: педагогов, психологов, библиотекарей, медиков, юристов, причём «лучше, если занятия будет вести пара — мужчина

и женщина»;

• привлечение к занятиям и разовым мероприятиям родителей и родственников воспитанников, успешных выпускников

с их молодыми семьями;

• стремление к практико-ориентирован-ным занятиям;

• необходимость и возможность индивидуальной работы с воспитанником, в дополнение к групповым формам.

Важно, чтобы сотрудники учреждения приняли ценность и цели этого направления работы. Они должны ознакомиться с программой, при желании пройти обучение, стать инициаторами и авторами новых курсов и мероприятий в поддержку идеи.

Цель и задачи программы

Какой может быть цель подготовки к самостоятельной семейной жизни?

На уровне человечества это продолжение человеческого рода и человеческой культуры. На уровне общества — то же с поправкой на конкретное общество плюс профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и домашнего насилия. На уровне образовательного или социально-реабилитационного учреждения — подготовка воспитанников к созданию и сохранению семьи, освоение социальных ролей супругов, родителей, родственников. На уровне воспитанника — успешная в будущем семейная жизнь.

Какие стоят задачи?

.ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ

Ценностно-мотивационная составляющая включает: формирование установок, ценностных ориентаций на семейную жизнь, осознание семьи как ценности; персональный жизненный план, где семья занимает одну из ведущих ролей; мотивации к созданию собственной семьи, воспитание собственных детей.

Когнитивная составляющая: приобретение теоретических знаний о семье, её функциях, взаимоотношениях в семье, семейных ролях, о домашнем труде, хозяйстве семьи, её бюджете, досуге, образовании, здоровье.

Эмоциональная составляющая: формирование эмоционально позитивных представлений о семейной жизни, собственной роли в ней, будущем супруге, детях, родственниках; представление о том, что такое любовь, забота, доверие, понимание, взаимное уважение.

Операционально-деятельностная составляющая: формирование практических навыков ведения домашнего хозяйства, заботы и ухода за недееспособными членами семьи (детьми, больными, пожилыми), безопасного репродуктивного поведения, конструктивного межличностного общения и т.д.

Возможные разделы программ подготовки традиционны:

• предтечи человеческой семьи в биологическом мире;

• история и география человеческой семьи;

• понятие современной семьи, её функции, стадии развития, варианты форм;

• половое воспитание (проводится раздельно для мальчиков и девочек) с целью ознакомить с анатомией, физиологией, гигиеной репродуктивной сферы человека;

• знакомство с моделями различных семейных ролей: возлюбленного, супруга, родителя, родственника;

• взаимоотношения в семье, в том числе конструктивное разрешение конфликтов;

• воспитание детей в семье;

• экономика семьи;

• юридические основы семейных отношений;

• ведение хозяйства;

• эстетика быта;

• семейный досуг.

Какие могут быть использованы формы работы?

На уровне учреждения: научно-исследовательская деятельность (научные проекты школьников — социологические и психологические, этологические и антропологические, исторические и этнографические исследования); социально-направленная и педагогическая деятельность (шефская работа старших школьников с младшими, проекты помощи одиноким пожилым людям, детям-сиротам из Домов ребёнка, многодетным семьям); журналистская; литературнодраматическая; спортивно-туристическая — с целью пропаганды семейных ценностей, получения новых знаний о семье, навыков и опыта, которые могут пригодиться в будущей самостоятельной семейной жизни.

На уровне класса или группы сверстников формы работы должны быть адекватны возрасту воспитанников.

Для дошкольников: сюжетно-ролевые игры; применение методов игро-, сказ-ко-, изо- и других методов арттерапии; занятия по хозяйству с делигированием детям ответственности за несложные бытовые поручения; обсуждение семейных ролей на примере сказок.

Для младших школьников: то же плюс обсуждение фильмов, мультфильмов и литературных произведений; беседы о распределении семейных обязанностей; коммуникативные тренинги; разыгрывание ситуаций и др. Для подростков и старших школьников: тренинги, беседы, лекции специалистов, дискуссии, решение задач, «мозговой штурм», встречи с интересными людьми, театральная педагогика, клубная работа, семейные социальные проекты и др.

На уровне индивидуальных занятий — работа педагога, психолога, врача, социального педагога, направленная на психотерапию детских травм, связанных с семьёй, актуализацию ресурсов семьи воспитанника, коррекцию

детско-родительских и родительско-детских отношений и т.д. Например, социальный педагог может работать с воспитанником над созданием генеалогического древа и изучением истории его семьи.

Опыт работы со школьниками по одной из программ подготовки к семейной жизни1 свидетельствует, что тема эта востребована воспитанниками. Они ищут ответ на вопрос: «Какие новые социальные роли им придётся освоить?». И взрослые им отвечают — это те роли, которые последовательно сменяют друг друга в череде стадий развития семьи. На первой стадии («одинокий холостяк») должны присутствовать автономные, самостоятельные молодой человек и девушка, способные взять на себя ответственность за собственное жизнеобеспечение, социально адаптированные, материально независимые. Вторая стадия («влюблённая пара») начинается тогда, когда молодой человек и девушка встречаются, проявляют друг к другу интерес, в совместной деятельности и общении узнают друг друга. Задача этой стадии, которая характеризуется взаимной влюблённос-тью, не только удовлетворить собственную потребность быть с любимым человеком, но и как можно лучше узнать другого, научиться его понимать и вести себя с учётом его интересов, доверять ему. Социальные роли второй стадии: влюблённый/влюблённая, возлюбленный/возлюбленная. Третья стадия развития семьи («заключение брака») — юридическое признание себя несвободным для других партнёров противоположного пола

1 Асонова Е.А., Маленкова Н.Л. Дорога к дому. Программа подготовки подростков к будущей семейной жизни — успешному супружеству, родительству, родству.

М.: МГПИ, 2010.

и ответственным за своего супруга. Задача в самом начале брака — освоить новую для себя роль мужа или жены, а также взаимно приспособить модели, которые принесены из родительских семей. На основе этих моделей необходимо создать свою собственную неповторимую семью с её уникальным укладом, взаимоотношениями, семейными правилами и традициями. На четвёртой стадии («семья с первенцем») супруги впервые для себя осваивают роль родителей: отца и матери. На формирование родительской компетенции, в первую очередь, влияет опыт собственных родителей или людей, которые их заменяли в детстве. На протяжении третьей и четвёртой стадий также важно, чтобы были освоены социальные роли, которые нужны при взаимодействии с другими членами расширенной семьи: свекровью / тёщей, золовкой / шурином, бабушкой / дедушкой супруга.

Отличие таких программ от общеобразовательных в том, что основой разговора зачастую становится личный опыт воспитанника. Специалисты, ведущие занятия, должны иметь особенные навыки и установки: безоценочно относиться к родителям и родственникам ребёнка, уважать традиции его семьи, суметь поддержать ребёнка, если тема занятия окажется для него травмирующей. Они должны неукоснительно соблюдать принципы добровольности и конфиденциальности (за исключением случаев, когда выявляется фактор, опасный для ребёнка). Таким образом, весьма актуальной становится задача качественной подготовки специалистов, ведущих занятия. От них не только зависит КПД работы программ, но и лежит профессиональная ответственность согласно правилу «не навреди». НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.