Научная статья на тему 'Добрачное воспитание молодежи в системе образовательных учреждений как актуальное направление современности'

Добрачное воспитание молодежи в системе образовательных учреждений как актуальное направление современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУПРУЖЕСТВО / СИРОТСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / МАТЕРИНСТВО / ПРОФИЛАКТИКА / ДОБРАЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СЕМЬЯ / ОБРАЗ СЕМЬИ / БРАК / БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ "МАТЬ" / MARRIAGE / ORPHANHOOD / SOCIAL ORPHANHOOD / MOTHERHOOD / PREVENTION / PREMARITAL EDUCATION / YOUTH / SEX-ROLE BEHAVIOR / FAMILY / IMAGE OF FAMILY / MARITAL RELATIONS / SOCIAL ROLE OF "MOTHER"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдакимова Ольга Викторовна

В данной статье рассматривается актуальная проблема современного социума добрачное воспитание молодежи в системе образовательных учреждений. К рассмотрению представлена проблема социального сиротства детей. Приведен статистический материал, который отражает актуальность и значимость данного исследования, а также необходимость профилактических мероприятий в направлении предотвращения такого страшного явления, как сиротство детей при живых родителях. Обозначенная проблема дает вектор для профилактических мероприятий, а именно процесс формирования готовности девушек к выполнению социальной роли матери. Раскрыта возможность реализации данной концепции на примере введения образовательно-воспитательного курса для девушек, обучающихся в старших классах общеобразовательной школы. Рассмотрены вопросы о добрачном воспитании, становлении компетентности девушки в направлении ответственного материнства, месте женщины в современном обществе и в социокультурном пространстве, вопросы демографии, социальноэкономические, правовые, педагогические и психологические аспекты становления и развития современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREMARITAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL INSTITUTION AS ACTUAL DIRECTION OF MODERNITY

In this article author analyze the actual problem of modern society premarital education of youth in educational institutions of the system. For consideration presented the problem of social orphanhood of children. A statistical data that reflects the relevance and importance of this research and the need for preventive measures towards preventing such terrible events as the abandonment of children by their parents. Allocated problem-giving vector for preventive measures, namely, the process of formation of readiness of girls to fulfill the social role of the mother. It disclosed the feasibility of this concept on the example of the introduction of training and educational courses for female students in the senior classes of a comprehensive school. The questions about premarital upbringing, formation of competence girl in the direction of responsible motherhood, the place of women in modern society and in the socio-cultural environment, demographics, socio-economic, legal, pedagogical and psychological aspects of formation and development of modern youth.

Текст научной работы на тему «Добрачное воспитание молодежи в системе образовательных учреждений как актуальное направление современности»

УДК 37

АЛДАКИМОВА Ольга Викторовна

Армавир. Россия [email protected]

ДОБРАЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ

В данной статье рассматривается актуальная проблема современного социума - добрачное воспитание молодежи в системе образовательных учреждений. К рассмотрению представлена проблема социального сиротства детей. Приведен статистический материал, который отражает актуальность и значимость данного исследования, а также необходимость профилактических мероприятий в направлении предотвращения такого страшного явления, как сиротство детей при живых родителях. Обозначенная проблема дает вектор для профилактических мероприятий, а именно процесс формирования готовности девушек к выполнению социальной роли матери. Раскрыта возможность реализации данной концепции на примере введения образовательно-воспитательного курса для девушек, обучающихся в старших классах общеобразовательной школы. Рассмотрены вопросы о добрачном воспитании, становлении компетентности девушки в направлении ответственного материнства, месте женщины в современном обществе и в социокультурном пространстве, вопросы демографии, социально-экономические, правовые, педагогические и психологические аспекты становления и развития современной молодежи.

Ключевые слова: супружество, сиротство, социальное сиротство, материнство, профилактика, добрачное воспитание, молодежь, полоролевое поведение, семья, образ семьи, брак, брачные отношения, социальная роль «мать».

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-161-164 Olga V. ALDAKIMOVA

Armavir, Russia [email protected]

PREMARITAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL INSTITUTION AS ACTUAL DIRECTION OF

MODERNITY

In this article author analyze the actual problem of modern society - premarital education of youth in educational institutions of the system. For consideration presented the problem of social orphanhood of children. A statistical data that reflects the relevance and importance of this research and the need for preventive measures towards preventing such terrible events as the abandonment of children by their parents. Allocated problem-giving vector for preventive measures, namely, the process of formation of readiness of girls to fulfill the social role of the mother. It disclosed the feasibility of this concept on the example of the introduction of training and educational courses for female students in the senior classes of a comprehensive school. The questions about premarital upbringing, formation of competence girl in the direction of responsible motherhood, the place of women in modern society and in the socio-cultural environment, demographics, socio-economic, legal, pedagogical and psychological aspects of formation and development of modern youth.

Keywords: marriage, orphanhood, social orphanhood, motherhood, prevention, motherhood, premarital education, youth, sex-role behavior, family, image of family, marriage, marital relations, social role of "mother"

Благодарность: Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в рамках проекта № 16-16-23017/16 Регионального конкурса «Северный Кавказ: традиции и современность» по теме: «Ответственное родительство: концепция компетентного материнства как условие профилактики социального сиротства детей».

Acknowledgement: The publication was prepared with financial support of Russian Humanitarian Scientific Fund and the Ministry of education, science and Youth Policy of Krasnodar Territory in the framework of the project No. 16-16-23017/16 Regional competition "The North Caucasus: traditions and modernity" on the theme "Responsible parenthood: the concept of competent motherhood as a condition of prevention of social orphanhood of children".

В настоящее время мы наблюдаем эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, в том числе и российский социум. Важным направлением, приоритетным вектором становится вопрос о подготовке современных подростков к созданию семьи, к выполнению роли ответственных родителей, формированию ценности семьи у подрастающего поколения. Российская современная семья переживает материальные и духовно-психологические трудности и не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которые являются необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса.

Уже ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов и учреждений интернатного типа отнюдь не сироты. В основном это дети, родители которых живы, но лишены родительских прав. В то же время у части детей родители еще не лишены родительских прав, но находятся в местах лишения свободы. Многие дети оказываются в детских домах сразу после рождения.

Так, в домах ребенка 80% воспитанников составляют дети, от которых родители отказа-

лись сразу после рождения - из-за болезни (60%) или тяжелых материальных условий (20%) [1]. И таких детей тоже называют социальными сиротами. Многие исследователи придерживаются мнения, что главной и основной причиной социального сиротства в первую очередь является семья. В то же время существуют объективные условия, провоцирующие социальное сиротство.

Прямые причины, приводящие к социальному сиротству:

1) отказ родителей от детей, в том числе и при рождении;

2) отсутствие родительской заботы о детях, передача детей на воспитание родственникам, а также посторонним людям;

3) эксплуатация детей в семье - экономическая, сексуальная и т.д.;

4) жестокое отношение к ребенку;

5) алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество, психиче-

ские расстройства подростков.

В связи с этим актуальной становится проблема добрачного воспитания молодежи в системе образовательных учреждений. Усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи, готовности вступления в брак, социальной роли матери - вот тот перечень вопросов, которые являются необходимым условием успешной адаптации к взрослой жизни. Особенно перспективными в плане формирования ценности семьи являются подростки, обучающиеся в выпускных классах общеобразовательных школ, так как именно они стоят на пороге жизненного самоопределения, и ценнейшим социально-психологическим приобретением этого возраста является открытие своего внутреннего мира, поиск своего «Я», приобретение жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, близкими, самим собой [2].

Цель данной статьи - показать на примере рассмотренных тем курса роль и функции матери в современной российской семье, а также показать возможность подготовки школьниц к выполнению данных функций через освоение дисциплины воспитательно-образовательного цикла.

Создание программы воспитательно-образовательного курса в области семейных отношений - это потребность времени и запрос общества. Группой исследователей были подготовлены к печати и выпущены три сборника воспитательно-образовательных программ научно-методического сопровождения компетентного материнства для девушек 14- 18 лет (в условиях школьного обучения, воспитательно-образовательного процесса ССУЗа и ВУЗа). Старшеклассники, выходя из школы, остаются безграмотны в вопросах семейной жизни, преодоления семейных трудностей, развития семейных отношений. Это одна из причин увеличения числа разводов в стране, феномена социального сиротства, внебрачной рождаемости детей.

Данные программы явились научным обоснованием механизмов их реализации в школах, профессиональных учебных заведениях при формировании необходимых компетенций у девушек 14- 18 лет. Эти знания, умения, навыки, личностно-мотивационная готовность необходимы в будущем каждой матери в процессе воспитания ребенка. В качестве конечных результатов реализации программы мы ожидаем получить: повышение воспитательного потенциала системы образования; повышение ответственности родителей за воспитание детей; возрождение семейных традиций; привлечение общественных организаций к проведению акций по профилактике социального сиротства; снижение распада студенческих семей, внебрачной рождаемости детей; снижение роста ранней рождаемости детей (юное материнство), отказа матерей от детей.

При реализации воспитательно-образовательных программ компетентного материнства для школьниц 8- 9-х классов на базе МБОУ гимназии № 1 и МБОУ СОШ № 8 г. Армавира, с учащимися Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Армавирский механико-технологический техникум» на занятиях было обращено пристальное внимание на формирование у девушек социально-психолого-педагогических и правовых компетенций, усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи, готовности к вступлению в брак, формирование социальной роли матери.

Наиболее эффективными формами взаимодействия и сотрудничества с девушками с точки зрения повышения социально-психолого-педагогических и правовых компетенций являются:

- ролевая игра, направленная на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребенка в различных ситуациях;

- психологический тренинг общения;

- обучение умению видеть реакцию партнера по общению и учитывать ее, меняя собственный стиль общения;

- обучение умению понимать и осознанно использовать невербальные компоненты ком-

муникации;

- тренинг самоконтроля и психоэмоциональной саморегуляции;

- рефлексия собственного стиля родительского поведения и формирование осознанных установок на желаемое поведение.

В практике преподавания этого курса реализовались традиционные и нетрадиционные способы, средства и методы обучения. При изучении каждой темы активно использовались методы обучения по источнику познания, такие как устный, печатно-словесный, наглядный, практический, также методы обучения по уровню познавательной деятельности, такие как объяснительно-иллюстративный, проблемный и исследовательский.

В качестве примера рассмотрим содержание темы практического занятия «Семья: кризис современной российской семьи, функции, роли и задачи матери в воспитании детей в семье». Семинарское занятие построено на основе проблемного метода изучения материала. Определялись значение и роли, которые играет мать в семье. Основная роль женщины в семье - материнство. В связи с тенденцией изменения социально-экономической ситуации и перераспределения функций между отцом и матерью возникает проблема определения роли и функций матери в современной семье. В ходе изучения темы «Роль и функции матери в современной семье: история и современность» нами были рассмотрены основные моменты социальной педагогики и психологии в области семейного воспитания. Это такие исходные понятия, как здоровая (функциональная) семья, конфликтная (дисфункциональная) семья, асоциальная семья и противоправное поведение членов семьи, распавшаяся семья [3].

Знания, умения, навыки и личностно-мотивационная готовность, которые получены школьницами, необходимы в будущем каждой женщине-матери в процессе воспитания собственного ребенка. Грамотное, ответственное, заботливое материнство позволит избежать такого асоциального явления в современном обществе, каким является социальное сиротство детей при живых родителях.

«Нельзя войти в одну реку дважды» - афоризм знаменитого Гераклита - в нашем случае говорит о том, что нужно идти в школу и прививать психолого-педагогические компетенции будущим матерям. Необходимость возвращения в курс общеобразовательной школы программы подготовки к семейной жизни, добрачному воспитанию, ответственному родительству (материнству) - важный вопрос; эта программа должна концептуально и стратегически соответствовать всем современным требованиям и учитывать изменения в социальной, технологической, экономической и даже политической сферах общества и государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Статистика Благотворительного фонда профилактики социального сиротства / Марова А.М. [Интернет-ресурс] -www.fondpcc.ru

2. Алдакимова О.В. Ответственное родительство: концепция компетентного материнства как условие профилактики социального сиротства детей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар. - 2015. - Вып. 11. - Том 3.

3. Алдакимова О.В. Использование национальных традиций в области семейного воспитания ребенка-сироты в замещающей семье // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология».

- Майкоп: изд-во АГУ.- 2010. - Вып. 3.

4. Волобуева Н.А. К вопросу о социокультурной адаптации детей и подростков из семей беженцев и вынужденных переселенцев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар. - 2015. - Вып. 11. - Том 3.

REFERENCES

1. Statistics of the Charitable Foundation of social orphanhood prevention. M.A. Marova Available at: www.fondpcc.ru

2. Aldakimova O.V Оtvetstvennoe roditelstvo: koncepciya kompetentnogo materinstva kak uslovie profilaktiki socialnogo sirotstva dete. [Responsible parenthood: the concept of a competent mother as a condition of preventing social orphanhood of children]. The humanitarian, social, economic, and social sciences. Issue 11, Volume 3-2015 (in Russ.).

3. Aldakimova O.V. Ispolzovanie nacionalnyx tradicij v oblasti semejnogo vospitaniya rebenka-siroty v zameshhayushhej seme. [The use of national traditions in the field of family upbringing of orphans in foster family]. Herald of Adygeya State University. Vol. 3, 2010 Maikop. (in Russ.).

4. Volobueva N.A. K voprosu o sociokulturnoj adaptacii detej i podrostkov iz semej bezhencev i vynuzhdennyx perese-lencev. [On the issue of socio-cultural adaptation of children and adolescents from families of refugees and internally displaced persons]. Humanities, social-economic and social sciences. Issue 11, Volume 3-2015., Krasnodar (in Russ.).

Информация об авторе Information about the author

Алдакимова Ольга Викторовна, кандидат Olga V. Aldakimova, Candidate of Pedagogical Sci-педагогических наук, Армавир, Россия ences, Armavir, Russia

[email protected]

Получена: 10.10.2016

Для цитирования статьи: Алдакимова О.В. Добрачное воспитание молодежи в системе образовательных учреждений как актуальное направление современности. Историческая и социально-

образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 5. Часть 2. с. 161-164. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-161164.

[email protected] Received: 10.10.2016

For article citation: Aldakimova О.V., Dobrachnoe vospitanie molodezhi v sisteme obrazovatel'nyh uchrezhdenij kak aktual'noe napravlenie sovremen-nosti. [ Premarital education of young people in the system of educational institution as actual direction of modernity]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 5. Part. 2. Pp. 161164.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-161-164. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.