СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
SOCIAL WORK
YAK 316.42-058.862 ББК 60.542.4
Л.Б. ОСИПОВА, О.М. ГОРЕВА
СОиИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕН0ИИ
L.B. OSIPOVA, O.M. GOREVA
SOCIAL ORPHANHOOD IN RUSSIA: CURRENT STATE AND TENDENCIES
В статье проанализировано современное состояние института семьи, представлен собирательный портрет социального сиротства на современном этапе развития российского общества, что актуализирует необходимость научного обоснования путей и методов решения обозначенных проблем на государственном уровне.
The authors have analyzed the contemporary family and present a collective picture of social orphanhood in modern Russian society thus emphasizing necessity of scientific background for ways and methods of solving the problems defined at the state level.
Ключевые слова: сирота, социальное сиротство, семья, система образования.
Key words: orphan, social orphanhood, the family, the education system.
Социальное сиротство является сложным феноменом, изучаемым в рамках социальных процессов. Как правило, сиротство является результатом экономической и политической нестабильности в обществе, наблюдающихся тенденций разрушения нравственных укладов семьи, утраты традиционных ценностей.
Сегодня в научной литературе широко используются два термина -«сирота» и «социальный сирота». В словаре В.И. Даля понятие «сиротство» отсутствует. Чаще всего сиротой считается человек, у кого нет отца либо матери или обоих родителей [4, с. 88]. Акцент в определении данного понятия, прежде всего, переносится на общество, которое не создает необходимых социальных условий для выполнения семьей своего родительского долга в отношении воспитания детей [11]. Сиротство является своеобразным следствием происходящих процессов и представляет угрозу благополучия социума.
Социальное сиротство издревле считается неотъемлемым элементом цивилизации. Впервые осмысление вопросов взаимодействия государства и семьи отражено в научных трудах древнегреческих философов. Так, Платон идеальный общественный механизм связывал с благополучием семьи. Идея гармонизации родительских обязанностей высказана и Сократом, отмечающим, что «из рук матери выходят дети, из рук отца - взрослые люди» [9, с. 104]. Плутарх отдавал предпочтение формированию нравов, отмечая, что недостатки в сфере воспитания чреваты нравственной деградацией личности, толкающей ее «на дурной путь» [8, с. 11].
Цицерон акцентировал внимание на проблеме жестокого обращения с детьми в некоторых семьях, заявляя, что «детей наказывают родители и не только на словах, а подчас розгами, заставляя их плакать...» [10, с. 291]. В целом античные философы определили в сфере семейных взаимоотношений важные составляющие исследуемой проблемы, которые актуальны и в настоящее время.
В истории государства известно несколько этапов развития социального сиротства, обусловленных влиянием различных факторов. В досоветский период социальное сиротство увязывалось с сиротством физическим. В случае смерти родителей дети становились «сиротами» и вынуждены были воспитываться в сиротских домах. По этому поводу следует отметить, что тайный, бесконтрольный приём детей действовал деморализующим образом на население, ослабляя семейные узы.
В советский период распространение социального сиротства было обусловлено комплексом особых процессов в обществе, связанных с Октябрьской революцией, террором 20-30-х годов и разрушительными войнами XX века. За период гражданской войны возросло число беспризорных детей (70 %), большинство дети крестьянского происхождения (40 %). Однако были и дети из зажиточных семейств. Для этой группы детей способами добывания средств существования стали грабежи, кражи, спекуляция и др.
В постсоветский период значимым фактором социального сиротства становится аномия общества, следствием которой стало обострение противоречий между жизненными установками поколений и различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, кризис семьи и системы воспитания. Академик Н.Д. Никандров констатировал, что «главная причина возникновения данного социального явления заключается в утрате общей цели, в ценностном вакууме» [6, с. 7].
Детство - это период, когда формируются нравственные основы личности, обеспечивающие ей в дальнейшем психологическую устойчивость, жизнеспособность и целеустремленность. Следует отметить, что перечисленные качества не формируются стихийно, это происходит в кругу семьи. По оценке Росстата, на 1 января 2015 года численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в стране, составила 27 374 тыс. человек [3]. К сожалению, в современном обществе не столь редким явлением стало безразличие к детям, проявляемое со стороны некоторых родителей. Это вынуждает органы власти прибегать к ограничению родительских прав и выбору дальнейшей формы устройства детей [7]. Несмотря на положительную динамику по данному вопросу, число родителей, ограниченных в родительских правах, снижается крайне медленно (рис. 1).
Рис. 1. Динамика процесса ограничения родителей в правах, тыс. чел.
Возросло число зарегистрированных браков (1 226 тыс. браков), доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, наоборот, сократилась на 22,5 %. Стабильно сокращается число новорожденных у несовершеннолетних матерей. В предыдущем году их число составило 19,7 тыс. детей.
В 2016 году в государственной базе данных числится 87,3 тысячи сирот и детей, находящихся в зоне социального риска.
Рис. 2. Данные по количеству сирот в РФ, тыс. чел.
Вызывает тревогу увеличение количества оставленных новорожденных младенцев. По мнению психиатра В.И. Брутмана, множество матерей-отказниц уже во время беременности не связывают свое будущее с ребенком [2]. Согласно статистическим данным, число детей-отказников составляет около четырех тысяч детей в масштабах России. Рост детей-отказников является прямым индикатором социально-экономического и морально-нравственного здоровья нации.
Как правило, государство через организацию профилактической работы прилагает огромные усилия для предотвращения передачи ребенка на воспитание в государственное учреждение (рис. 3).
Рис. 3. Доля детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, %
Анализ проблемы социального сиротства позволил выявить, что треть родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя это отсутствием средств на его содержание, около 3 % детей, размещенных в Домах ребен-
ка, относятся к категории «подкидышей». Выделяется категория матерей-подростков, пытающихся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. Значительное число воспитанников детских домов составляют дети с тяжелыми хроническими патологиями. Почти половина детей отстает в физическом развитии. Такие дети чаще подвержены различным заболеваниям. Только 5% детей-сирот можно считать абсолютно здоровыми. Приведенные данные свидетельствует о недостаточной проработанности мер социальной, семейной и демографической политики [7].
Долгое время государство практически не стимулировало передачу детей, оставшихся без попечения родителей в приемную семью, предпочитая тратить средства на содержание государственных учреждений. Обратим внимание на то, что пребывание ребенка в детском доме разрушает его эмоциональную связь с социальной средой, миром взрослых и сверстников. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поиску новой семьи и созданию благоприятной воспитательной среды.
80
30
20 10
о -I---,---,---,---,---,---
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 4. Доля детей, устроенных в приемные семьи, %
Сегодня распространенной формой устройства социальных сирот становится патронажная семья. Она предусматривает создание института профессиональных воспитателей, замещающих семью на определенное время. Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет, в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. После того как ребенок получит необходимую социально-психологическую помощь в патронажной семье, он возвращается в свою родную семью, если в ней изменились условия.
Несмотря на положительную динамику указанных социальных показателей, остается много нерешенных проблем, не позволяющих обеспечить полную реализацию и развитие потенциала каждого ребенка. Можно утверждать, что ситуация с положением семьи и детства в России близка к социальной катастрофе. Ее суть заключается в том, что в последнее время государственная политика в отношении семьи была направлена просто на коррекцию негативных явлений, а не на устранение причин, возникающих в семейной сфере. Это повлекло зарождение социальных сирот, представляющих опасную часть социального дна, к тому же криминализированную. В 2015 году 2 792 ребенка погибли в результате преступных действий, всего жертвами преступлений стали 102 695 детей. 52 тысячи несовершеннолетних пострадали от преступлений насильственного характера в 2015 году, 33,5 тысячи преступлений совершено против жизни и здоровья [3].
Настораживает факт суицидальных проявлений, когда родители кончали жизнь самоубийством вместе с детьми. Данный феномен требует пристального изучения и проработки со стороны научного сообщества (психиа-
тров, психологов, криминологов). Так, летом 2015 года в Нижнем Новгороде больной шизофренией Олег Белов совершил убийство жены и своих шестерых детей, в Уфе 27-летняя жительница Башкирии, выйдя из психиатрического стационара, утопила двоих своих детей. 26 декабря 2015 года 50-летняя женщина в Москве выбросила из окна дома своего шестимесячного ребенка, после чего покончила с собой. Как видим, в стране преобладает социализированная преступность, не случайная или ситуативная, а формируемая, воспитываемая и воспроизводящаяся.
На государственном уровне последовательно реализуются меры, направленные на укрепление института семьи, усиление ее воспитательного потенциала, снижение числа родителей, пренебрегающих своими родительскими обязанностями, совершенствуются методы работы с семьей.
На начало 2016 года в Российской Федерации функционировало 1 477 организаций, курирующих деятельность по сопровождению замещающих семей, 1 100 организаций, осуществляющих подбор граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями детей-сирот, 1 682 организации занимаются вопросами сопровождения и социальной адаптации выпускников государственных учреждений [3]. Более 3 000 специалистов органов опеки и попечительства прошли курсовую переподготовку по повышению квалификации. Многие программы повышения квалификации переработаны с учетом инновационного содержания.
На государственном уровне традиционно проводятся общественно-значимые мероприятий, направленные на повышение общественного статуса семьи, рекламирование положительного опыты семейных отношений, совершенствование взаимоотношений взрослых и детей; развитие механизмов устройства детей-сирот на воспитание в семьи граждан и поддержку замещающих семей. Большая работа проводится по предупреждению семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми.
В рамках Федеральной целевой программы «Дети России» в 84 субъектах Российской Федераций разработаны и реализуются региональные комплексные и целевые программы: «Детство - территория добра» (в Приморском крае), «Поддержка семьи - защита ребенка» (в Курской области), «Защита от жестокого обращения детей» (в Республике Алтай), «Детство без насилия» (во Владимирской области). В Республике Башкортостан действуют межведомственные советы по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства, на которые возложены функции по организации межведомственного взаимодействия и оказанию комплексной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Межведомственный подход к решению задач в области охраны и защиты детства от насилия реализуется через проведение профилактических акций и мероприятий. Так, межведомственные консилиумы специалистов по вопросам оказания помощи семье стали традицией на территории автономных округов - Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком [3]. На развитие механизма по своевременному выявления фактов жесткого обращения с детьми направлено проведение акции «Жестокий родитель» на Алтае, «Сохрани жизнь себе и своему ребенку» - в Оренбургской области, «Я против жестокости» - в Ленинградской области, «Корабль детства» - в Забайкальском крае.
Инновационная технология «Окно жизни» («Бэби-бокс»), используемая повсеместно, направлена на предупреждение жестокого обращения с новорожденными младенцами. В Республике Коми создана межведомственная служба реагирования «Скорая социальная помощь». В 2015 году в службу поступило почти 1,5 тыс. сигналов от населения на жестокое обращение в отношении детей. Аналогичные службы экстренного реагирования успешно функционируют во многих субъектах РФ (Курганской, Омской областях, Республике Саха и др.). Передвижная служба «Игровой автобус» (Алтай) оказывает реабилитационную помощь семьям и детям из отдаленных населенных пунктов. В Тверской области отработана система работы с неблагополуч-
ными семьями с применением инновационных технологий: «Социальный патронаж», «Сеть социальных контактов», «Интенсивная семейная терапия на дому».
Обеспечено доведение средств федерального бюджета до бюджетов субъектов Российской Федерации в виде субвенций на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью объемом 1 062 049 87,4 рублей. Систематически СМИ освещаются проблемы семьи и детства, позиционируется положительный опыт семейного воспитания. На реализацию 20 социально значимых проектов по проблемам семьи и детства в 2015 году было выделено более 4 400,0 тыс. рублей.
Таким образом, существующая система мер позволяет семье чувствовать уверенность в будущем, ощущать себя защищенной от рисков, связанных с появлением детей. Через проведение указанных мероприятий и программ по профилактике социального сиротства общественность пытается найти пути решения существующей проблемы, сократить число детских суицидов, а также снизить уровень детской беспризорности и безнадзорности.
Литература
1. Бреева, Е.Б. Социальное сиротство: опыт социологического исследования [Текст] / Е.Б. Бреева // Социологические исследования. - 2004. - № 4. -С. 44-51.
2. Брутман, В.И. Причины социального сиротства [Текст] / В.И. Брутман // Социальная работа. - 1994. - № 2. - С. 3-6.
3. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2015 году [Электронный ресурс] // Доклад Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2015 г. - Режим доступа: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71183090/#ixzz4SkNkg9QE (дата обращения: 10.02.2016).
4. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 4 т. Т. 4 / В. Даль. - СПб. : Изд. М.О. Вольфа, 1882. - 714 с.
5. Макаренко, А.С. Собр. соч. [Текст] : в 5 т. Т. 4. / А.С. Макаренко. - М. : Правда, 1971.
6. Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий [Текст] / Н.Д. Никандров. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 304 с.
7. Осипова, Л.Б. Насилие в семье как феномен семейного неблагополучия [Текст] / Л.Б. Осипова, Е.А. Сербина // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 1. - С. 71-75.
8. Плутарх. Избранные жизнеописания [Текст] : в 2 т. Т. 1 / Плутарх; сост., вступ. ст. и примеч. М. Томашевской. - М. : Правда, 1990. - 592 с.
9. Томан, Й. Сократ [Текст] / Й. Томан, М. Томанова. - М. : Радуга, 1983. -797 с.
10. Цицерон. Избр. соч. [Текст] / Цицерон. - М. : Художественная литература, 1975. - 456 с.
11. Чепурных, Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях [Текст] / Е. Чепурных // Народное образование. - 2001. - № 7. -С. 23-27.