Научная статья на тему 'Социальное сиротство в России: современное состояние и тенаен0ии'

Социальное сиротство в России: современное состояние и тенаен0ии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
866
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТА / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / СЕМЬЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ORPHAN / SOCIAL ORPHANHOOD / FAMILY / EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипова Любовь Борисовна, Горева Ольга Михайловна

В статье проанализировано современное состояние института семьи, представлен собирательный портрет социального сиротства на современном этапе развития российского общества, что актуализирует необходимость научного обоснования путей и методов решения обозначенных проблем на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ORPHANHOOD IN RUSSIA: CURRENT STATE AND TENDENCIES

The authors have analyzed the contemporary family and present a collective picture of social orphanhood in modern Russian society thus emphasizing necessity of scientific background for ways and methods of solving the problems defined at the state level.

Текст научной работы на тему «Социальное сиротство в России: современное состояние и тенаен0ии»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

SOCIAL WORK

YAK 316.42-058.862 ББК 60.542.4

Л.Б. ОСИПОВА, О.М. ГОРЕВА

СОиИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕН0ИИ

L.B. OSIPOVA, O.M. GOREVA

SOCIAL ORPHANHOOD IN RUSSIA: CURRENT STATE AND TENDENCIES

В статье проанализировано современное состояние института семьи, представлен собирательный портрет социального сиротства на современном этапе развития российского общества, что актуализирует необходимость научного обоснования путей и методов решения обозначенных проблем на государственном уровне.

The authors have analyzed the contemporary family and present a collective picture of social orphanhood in modern Russian society thus emphasizing necessity of scientific background for ways and methods of solving the problems defined at the state level.

Ключевые слова: сирота, социальное сиротство, семья, система образования.

Key words: orphan, social orphanhood, the family, the education system.

Социальное сиротство является сложным феноменом, изучаемым в рамках социальных процессов. Как правило, сиротство является результатом экономической и политической нестабильности в обществе, наблюдающихся тенденций разрушения нравственных укладов семьи, утраты традиционных ценностей.

Сегодня в научной литературе широко используются два термина -«сирота» и «социальный сирота». В словаре В.И. Даля понятие «сиротство» отсутствует. Чаще всего сиротой считается человек, у кого нет отца либо матери или обоих родителей [4, с. 88]. Акцент в определении данного понятия, прежде всего, переносится на общество, которое не создает необходимых социальных условий для выполнения семьей своего родительского долга в отношении воспитания детей [11]. Сиротство является своеобразным следствием происходящих процессов и представляет угрозу благополучия социума.

Социальное сиротство издревле считается неотъемлемым элементом цивилизации. Впервые осмысление вопросов взаимодействия государства и семьи отражено в научных трудах древнегреческих философов. Так, Платон идеальный общественный механизм связывал с благополучием семьи. Идея гармонизации родительских обязанностей высказана и Сократом, отмечающим, что «из рук матери выходят дети, из рук отца - взрослые люди» [9, с. 104]. Плутарх отдавал предпочтение формированию нравов, отмечая, что недостатки в сфере воспитания чреваты нравственной деградацией личности, толкающей ее «на дурной путь» [8, с. 11].

Цицерон акцентировал внимание на проблеме жестокого обращения с детьми в некоторых семьях, заявляя, что «детей наказывают родители и не только на словах, а подчас розгами, заставляя их плакать...» [10, с. 291]. В целом античные философы определили в сфере семейных взаимоотношений важные составляющие исследуемой проблемы, которые актуальны и в настоящее время.

В истории государства известно несколько этапов развития социального сиротства, обусловленных влиянием различных факторов. В досоветский период социальное сиротство увязывалось с сиротством физическим. В случае смерти родителей дети становились «сиротами» и вынуждены были воспитываться в сиротских домах. По этому поводу следует отметить, что тайный, бесконтрольный приём детей действовал деморализующим образом на население, ослабляя семейные узы.

В советский период распространение социального сиротства было обусловлено комплексом особых процессов в обществе, связанных с Октябрьской революцией, террором 20-30-х годов и разрушительными войнами XX века. За период гражданской войны возросло число беспризорных детей (70 %), большинство дети крестьянского происхождения (40 %). Однако были и дети из зажиточных семейств. Для этой группы детей способами добывания средств существования стали грабежи, кражи, спекуляция и др.

В постсоветский период значимым фактором социального сиротства становится аномия общества, следствием которой стало обострение противоречий между жизненными установками поколений и различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, кризис семьи и системы воспитания. Академик Н.Д. Никандров констатировал, что «главная причина возникновения данного социального явления заключается в утрате общей цели, в ценностном вакууме» [6, с. 7].

Детство - это период, когда формируются нравственные основы личности, обеспечивающие ей в дальнейшем психологическую устойчивость, жизнеспособность и целеустремленность. Следует отметить, что перечисленные качества не формируются стихийно, это происходит в кругу семьи. По оценке Росстата, на 1 января 2015 года численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в стране, составила 27 374 тыс. человек [3]. К сожалению, в современном обществе не столь редким явлением стало безразличие к детям, проявляемое со стороны некоторых родителей. Это вынуждает органы власти прибегать к ограничению родительских прав и выбору дальнейшей формы устройства детей [7]. Несмотря на положительную динамику по данному вопросу, число родителей, ограниченных в родительских правах, снижается крайне медленно (рис. 1).

Рис. 1. Динамика процесса ограничения родителей в правах, тыс. чел.

Возросло число зарегистрированных браков (1 226 тыс. браков), доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, наоборот, сократилась на 22,5 %. Стабильно сокращается число новорожденных у несовершеннолетних матерей. В предыдущем году их число составило 19,7 тыс. детей.

В 2016 году в государственной базе данных числится 87,3 тысячи сирот и детей, находящихся в зоне социального риска.

Рис. 2. Данные по количеству сирот в РФ, тыс. чел.

Вызывает тревогу увеличение количества оставленных новорожденных младенцев. По мнению психиатра В.И. Брутмана, множество матерей-отказниц уже во время беременности не связывают свое будущее с ребенком [2]. Согласно статистическим данным, число детей-отказников составляет около четырех тысяч детей в масштабах России. Рост детей-отказников является прямым индикатором социально-экономического и морально-нравственного здоровья нации.

Как правило, государство через организацию профилактической работы прилагает огромные усилия для предотвращения передачи ребенка на воспитание в государственное учреждение (рис. 3).

Рис. 3. Доля детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, %

Анализ проблемы социального сиротства позволил выявить, что треть родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя это отсутствием средств на его содержание, около 3 % детей, размещенных в Домах ребен-

ка, относятся к категории «подкидышей». Выделяется категория матерей-подростков, пытающихся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. Значительное число воспитанников детских домов составляют дети с тяжелыми хроническими патологиями. Почти половина детей отстает в физическом развитии. Такие дети чаще подвержены различным заболеваниям. Только 5% детей-сирот можно считать абсолютно здоровыми. Приведенные данные свидетельствует о недостаточной проработанности мер социальной, семейной и демографической политики [7].

Долгое время государство практически не стимулировало передачу детей, оставшихся без попечения родителей в приемную семью, предпочитая тратить средства на содержание государственных учреждений. Обратим внимание на то, что пребывание ребенка в детском доме разрушает его эмоциональную связь с социальной средой, миром взрослых и сверстников. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поиску новой семьи и созданию благоприятной воспитательной среды.

80

30

20 10

о -I---,---,---,---,---,---

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 4. Доля детей, устроенных в приемные семьи, %

Сегодня распространенной формой устройства социальных сирот становится патронажная семья. Она предусматривает создание института профессиональных воспитателей, замещающих семью на определенное время. Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет, в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. После того как ребенок получит необходимую социально-психологическую помощь в патронажной семье, он возвращается в свою родную семью, если в ней изменились условия.

Несмотря на положительную динамику указанных социальных показателей, остается много нерешенных проблем, не позволяющих обеспечить полную реализацию и развитие потенциала каждого ребенка. Можно утверждать, что ситуация с положением семьи и детства в России близка к социальной катастрофе. Ее суть заключается в том, что в последнее время государственная политика в отношении семьи была направлена просто на коррекцию негативных явлений, а не на устранение причин, возникающих в семейной сфере. Это повлекло зарождение социальных сирот, представляющих опасную часть социального дна, к тому же криминализированную. В 2015 году 2 792 ребенка погибли в результате преступных действий, всего жертвами преступлений стали 102 695 детей. 52 тысячи несовершеннолетних пострадали от преступлений насильственного характера в 2015 году, 33,5 тысячи преступлений совершено против жизни и здоровья [3].

Настораживает факт суицидальных проявлений, когда родители кончали жизнь самоубийством вместе с детьми. Данный феномен требует пристального изучения и проработки со стороны научного сообщества (психиа-

тров, психологов, криминологов). Так, летом 2015 года в Нижнем Новгороде больной шизофренией Олег Белов совершил убийство жены и своих шестерых детей, в Уфе 27-летняя жительница Башкирии, выйдя из психиатрического стационара, утопила двоих своих детей. 26 декабря 2015 года 50-летняя женщина в Москве выбросила из окна дома своего шестимесячного ребенка, после чего покончила с собой. Как видим, в стране преобладает социализированная преступность, не случайная или ситуативная, а формируемая, воспитываемая и воспроизводящаяся.

На государственном уровне последовательно реализуются меры, направленные на укрепление института семьи, усиление ее воспитательного потенциала, снижение числа родителей, пренебрегающих своими родительскими обязанностями, совершенствуются методы работы с семьей.

На начало 2016 года в Российской Федерации функционировало 1 477 организаций, курирующих деятельность по сопровождению замещающих семей, 1 100 организаций, осуществляющих подбор граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями детей-сирот, 1 682 организации занимаются вопросами сопровождения и социальной адаптации выпускников государственных учреждений [3]. Более 3 000 специалистов органов опеки и попечительства прошли курсовую переподготовку по повышению квалификации. Многие программы повышения квалификации переработаны с учетом инновационного содержания.

На государственном уровне традиционно проводятся общественно-значимые мероприятий, направленные на повышение общественного статуса семьи, рекламирование положительного опыты семейных отношений, совершенствование взаимоотношений взрослых и детей; развитие механизмов устройства детей-сирот на воспитание в семьи граждан и поддержку замещающих семей. Большая работа проводится по предупреждению семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми.

В рамках Федеральной целевой программы «Дети России» в 84 субъектах Российской Федераций разработаны и реализуются региональные комплексные и целевые программы: «Детство - территория добра» (в Приморском крае), «Поддержка семьи - защита ребенка» (в Курской области), «Защита от жестокого обращения детей» (в Республике Алтай), «Детство без насилия» (во Владимирской области). В Республике Башкортостан действуют межведомственные советы по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства, на которые возложены функции по организации межведомственного взаимодействия и оказанию комплексной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Межведомственный подход к решению задач в области охраны и защиты детства от насилия реализуется через проведение профилактических акций и мероприятий. Так, межведомственные консилиумы специалистов по вопросам оказания помощи семье стали традицией на территории автономных округов - Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком [3]. На развитие механизма по своевременному выявления фактов жесткого обращения с детьми направлено проведение акции «Жестокий родитель» на Алтае, «Сохрани жизнь себе и своему ребенку» - в Оренбургской области, «Я против жестокости» - в Ленинградской области, «Корабль детства» - в Забайкальском крае.

Инновационная технология «Окно жизни» («Бэби-бокс»), используемая повсеместно, направлена на предупреждение жестокого обращения с новорожденными младенцами. В Республике Коми создана межведомственная служба реагирования «Скорая социальная помощь». В 2015 году в службу поступило почти 1,5 тыс. сигналов от населения на жестокое обращение в отношении детей. Аналогичные службы экстренного реагирования успешно функционируют во многих субъектах РФ (Курганской, Омской областях, Республике Саха и др.). Передвижная служба «Игровой автобус» (Алтай) оказывает реабилитационную помощь семьям и детям из отдаленных населенных пунктов. В Тверской области отработана система работы с неблагополуч-

ными семьями с применением инновационных технологий: «Социальный патронаж», «Сеть социальных контактов», «Интенсивная семейная терапия на дому».

Обеспечено доведение средств федерального бюджета до бюджетов субъектов Российской Федерации в виде субвенций на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью объемом 1 062 049 87,4 рублей. Систематически СМИ освещаются проблемы семьи и детства, позиционируется положительный опыт семейного воспитания. На реализацию 20 социально значимых проектов по проблемам семьи и детства в 2015 году было выделено более 4 400,0 тыс. рублей.

Таким образом, существующая система мер позволяет семье чувствовать уверенность в будущем, ощущать себя защищенной от рисков, связанных с появлением детей. Через проведение указанных мероприятий и программ по профилактике социального сиротства общественность пытается найти пути решения существующей проблемы, сократить число детских суицидов, а также снизить уровень детской беспризорности и безнадзорности.

Литература

1. Бреева, Е.Б. Социальное сиротство: опыт социологического исследования [Текст] / Е.Б. Бреева // Социологические исследования. - 2004. - № 4. -С. 44-51.

2. Брутман, В.И. Причины социального сиротства [Текст] / В.И. Брутман // Социальная работа. - 1994. - № 2. - С. 3-6.

3. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2015 году [Электронный ресурс] // Доклад Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2015 г. - Режим доступа: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71183090/#ixzz4SkNkg9QE (дата обращения: 10.02.2016).

4. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 4 т. Т. 4 / В. Даль. - СПб. : Изд. М.О. Вольфа, 1882. - 714 с.

5. Макаренко, А.С. Собр. соч. [Текст] : в 5 т. Т. 4. / А.С. Макаренко. - М. : Правда, 1971.

6. Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий [Текст] / Н.Д. Никандров. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 304 с.

7. Осипова, Л.Б. Насилие в семье как феномен семейного неблагополучия [Текст] / Л.Б. Осипова, Е.А. Сербина // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 1. - С. 71-75.

8. Плутарх. Избранные жизнеописания [Текст] : в 2 т. Т. 1 / Плутарх; сост., вступ. ст. и примеч. М. Томашевской. - М. : Правда, 1990. - 592 с.

9. Томан, Й. Сократ [Текст] / Й. Томан, М. Томанова. - М. : Радуга, 1983. -797 с.

10. Цицерон. Избр. соч. [Текст] / Цицерон. - М. : Художественная литература, 1975. - 456 с.

11. Чепурных, Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях [Текст] / Е. Чепурных // Народное образование. - 2001. - № 7. -С. 23-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.