Научная статья на тему 'Становление и развитие научно-педагогических идей и концепций при воспитании культуры добрачных отношений в среде обучающихся'

Становление и развитие научно-педагогических идей и концепций при воспитании культуры добрачных отношений в среде обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / СЕМЬЯ / ДОБРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КУЛЬТУРА / ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / FACTORS / FAMILY / PREMARITAL RELATIONS / CULTURE / SEX-ROLE BEHAVIOR / FAMILY-MARRIAGE RELATIONS / PSYCHOLOGY OF FAMILY LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдакимова Ольга Викторовна

В статье рассматривается актуальная проблема современного социума добрачное воспитание молодежи в системе образовательных учреждений. Представленный опыт в направлении реализации инновационного образовательно-воспитательного курса для студентов педагогического ВУЗа, показывает стороны и компоненты подготовки к семейно-брачным отношениям современной молодежи, детерминанты культуры брачных отношений. Данный элективный курс проходит апробацию со студентами социально-психологического факультета на базе Армавирского государственного педагогического университета. После внедрения курса, предполагаем получить сформированные у обучающихся компетенции в области основ медицинских и гигиенических знаний, сведения по историческим, психологическим, религиозным, юридическим аспектам семейно-брачных и полоролевых взаимоотношений, а также информацию по вопросам здоровья и здорового образа жизни, культуре добрачных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL IDEAS AND CONCEPTS WHEN TRAINING THE CULTURE OF GOOD RELATIONS IN THE ENVIRONMENT OF STUDENTS

The article describes the design of communicative situations in the training of younger students. It is shown that the design of communicative situations in relation to learning activities is considered as a necessary moment of a personally developing situation. The communicative situation is considered as an event a kind of momentum for changes in the semantic structures of consciousness, reflection of the former and the acquisition of new experience.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие научно-педагогических идей и концепций при воспитании культуры добрачных отношений в среде обучающихся»

Педагогика

УДК 37 (091)

кандидат педагогических наук, доцент Алдакимова Ольга Викторовна

Федарального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ И КОНЦЕПЦИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ДОБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СРЕДЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема современного социума - добрачное воспитание молодежи в системе образовательных учреждений. Представленный опыт в направлении реализации инновационного образовательно-воспитательного курса для студентов педагогического ВУЗа, показывает стороны и компоненты подготовки к семейно-брачным отношениям современной молодежи, детерминанты культуры брачных отношений. Данный элективный курс проходит апробацию со студентами социально-психологического факультета на базе Армавирского государственного педагогического университета. После внедрения курса, предполагаем получить сформированные у обучающихся компетенции в области основ медицинских и гигиенических знаний, сведения по историческим, психологическим, религиозным, юридическим аспектам семейно-брачных и полоролевых взаимоотношений, а также информацию по вопросам здоровья и здорового образа жизни, культуре добрачных отношений.

Ключевые слова: факторы, семья, добрачные отношения, культура, полоролевое поведение, семейно-брачные отношения, психология семейной жизни.

Annotation. This article deals with the actual problem of modern society-prenuptial education of young people in the system of educational institutions. The presented experience in the direction of implementation of innovative educational course for students of pedagogical high School shows the sides and components of preparation for family and marriage relations of modern youth, the determinants of the culture of marriage. This elective course is being tested with students of the faculty of social psychology on the basis of Armavir state pedagogical University. After the introduction of the course, we expect to get formed in students competence in the field of fundamentals of medical and hygienic knowledge, information on historical, psychological, religious, legal aspects of family and marital and gender relations, as well as information on health and healthy lifestyles, culture of premarital relationships.

Keywords: factors, family, premarital relations, culture, sex-role behavior, family-marriage relations, psychology of family life.

Введение. Одним из перспективных и актуальных направлений современной педагогической мысли является исследование проблем семьи и ее деятельности. Интерес к этой проблеме обусловлен углублением кризисных тенденций в сфере семейно-брачных отношений. Понимание новых реалий и растущих рисков в этой области приводит к переосмыслению роли государства в регулировании и развитии научно-педагогических идей и концепций.

Изложение основного материала статьи. Сегодня в России мы наблюдаем трансформацию ценностей семейно-брачных отношений как естественные социокультурные изменения в обществе. Мы видим отсутствие сети образовательных и социальных институтов, которые способствовали бы развитию готовности молодежи к семейно-брачным отношениям и культуры добрачных отношений. В связи с этим актуальной становится проблема добрачного воспитания молодежи в системе образовательных учреждений. Усвоение образцов гендерно-ролевого (полоролевого) поведения, формирование образа семьи, готовность к браку, формирование социальной роли матери, все это является необходимым условием для успешной адаптации к взрослой жизни. Частично эти пробелы могут быть решены в ходе элективного предмета, введенного в курс средней школы. Попытки ввести такие курсы, как «Этика семейной жизни» и «Этика и психология семейной жизни» в некоторых школах в России. В связи с уклоном в сторону профессионального образования и сужением сферы внеучебной и внеурочной деятельности в средних и высших профессиональных учебных заведениях снижается уровень полоролевого образования молодежи [1]. Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов обязывает педагогов уделять особое внимание формированию у будущих и нынешних молодых родителей социально-психологических, педагогических и правовых компетенций.

В настоящее время в Российской Федерации создана правовая база, которая регулирует вопросы защиты, охраны материнства и детства, профилактики социального сиротства. Но, несмотря на это, отсутствует ряд документов, программ по формированию сознательного отношения молодежи к семейно-брачным отношениям, феномену родительства, культуре добрачных отношений.

Кризисные процессы в современном обществе оказывают негативное влияние, прежде всего, на его основную ячейку - семью, считает О. В. Переверзева, под влиянием социальных изменений снижается стабильность семейных отношений, увеличивается количество разводов, остро стоит проблема сиротства и внебрачных детей. Все это в совокупности влияет на функционирование института добрачного поведения [2, с. 4].

Сегодня в моду вошли свобода морали, толерантное отношение к разводам, измененное отношение к брачному возрасту. Новое поколение стало значительно раскрепощенным, официальный брак перестал быть обязательным атрибутом совместных отношений, сменился актуальным. Рождение детей также все чаще происходит вне официальных отношений родителей. Исходя из этого, проблемы современной семьи возникают в добрачный период отношений молодых людей, в сложностях взаимоотношений молодых людей в добрачный период.

Добрачные отношения являются сложным процессом и включают в себя два основных типа: свидание (ухаживание) и сожительство. Результаты многих исследований показали, что совокупность добрачных факторов, приводящих молодых людей к семейной жизни, оказывает существенное влияние на прочность брака в будущем [3]. Перечислим основные факторы: обстоятельства знакомства; первое впечатление; продолжительность периода ухаживания; время на обдумывание предложения руки и сердца; возраст будущей пары; родители и их отношение к браку своих детей.

Цель данной статьи - показать роль и функции материнства и отцовства в современной российской семье на примере элективного курса, а также показать овладение профессиональными компетенциями сознательного отношения молодежи к семейно-брачным отношениям, феномену родительства, культуре добрачных отношений, а также выполнение таких функций через освоение дисциплин педагогического цикла.

Сегодня отчетливо видны негативные тенденции в брачно-семейных отношениях школьников и молодежи. Ухудшение морального, социального и экономического положения молодежи в целом, особенно семейной молодежи, связано с коренным изменением политической и экономической структуры страны. Особо хотела бы отметить, что за последние пять лет среди студентов наблюдается рост позитивного отношения к добрачным отношениям. В литературе этот факт расценивается как «свидетельство изменения социальных функций семьи и брака, их роли в жизни личности, как неотъемлемая черта процесса модернизации демографического поведения в целом» [4]. Отношение студентов к добрачным отношениям напрямую влияет на дальнейшие качественные и количественные показатели будущего поколения.

Проблемы семейных, семейных и брачных отношений интересовали мыслителей с древних времен. Семья становится объектом изучения различных специальных дисциплин: социологии, этнографии, демографии, психологии, медицины и т. д. изучению семей посвящены работы И. Бахофена, Р. тюков, Э. Берджесс, Э. Гроссе, В. Худ, Э. Дюркгейм, Ф. Ле Пле, Джон. Ф. МАК-Леннана, Маркс, л. Морган, г. Мейн, Джон Мердок, У.Огборна, О. Конт, т. Парсонса, Г. Спенсера, Л. Стоун, Э. Тейлор, Р. Хилл, и другие.

Среди отечественных ученых плодотворно занимается изучением проблем брака и семьи М. М. Ковалевский, И.Кухаржевский, П.А. Сорокин и другие. В годы советской власти и в последующие периоды, основной вклад в разработку психолого-педагогических аспектов семейных отношений внес

A. И. Антонов (рождаемость), И.В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), В. А. Борисов (потребность в детях), А. Г. Волков (ожидаемая продолжительность брака), И. А. Герасимова (демографическая типология семей), И.С. Голод (стабильность семьи), В. Б. Голофаст (функции семьи), Л.А. Гордон (жизненный цикл семьи и уровень жизни), Т.А. Гурко (молодая семья), И.С. Кон (сексуальное поведение), Н.В.Малярова (типология супружеских конфликтов), М.С. Мацковский (методология и методика), С. С. Седельников (мотивы и причины развода), М. Ю. Соловьев, В. А. Сысенко (устойчивость брака), А. Г. Харчев (теория), Н. Г. Юркевич, З. А. Янкова (городская семья) и другие.

В конце 80-х-начале 90-х годов 20 века в России появился новый особый интерес к социальному институту семьи. Таким образом, с середины XX века изучаются вопросы семейного устройства и семейных функций. В частности, важнейшая проблема функций семьи как социального института получила широкое развитие в трудах Г. А. Харчевой, М. С. Мацковского, А. И. Антонова, Е. Г. Эйдемиллера, В. Юстикиса и др. проблемы семьи, особенно молодых семей, нашли отражение и в трудах Е. Ф. Ахиллея, Л. Е. Дарского, Л. Н. Кузнецова, В. М. Медкова, Д. Е. Новикова, А. Д. Плотников, В. А. Сысенко, Л. В. Чуйко, Н. Д. Шимин и др.

В русле идеи гуманизации образования теоретической основой исследования явилось предоставление научных данных, концепций, системного построения по проблеме психологической подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям, представленных в трудах таких ученых, как И. А. Арабова, Б. И. Барский,

B. И. Гребенников, И. В. Дубровин, С. В. Ковалев, А. С. Макаренко, А. М. Прихожан, В. А. Сухомлинский, Н. Н. Толстых, Т. А. Флоренская, В. Е. Чудновский, Т. И. Юферева, З. А. Янкова и др.

Предлагаем проанализировать существующие в отечественной и зарубежной психологии и педагогике теоретические подходы к рассмотрению конструкта «психологическая готовность»; систематизированы существующие теоретические и эмпирические исследования, раскрывающие содержательные характеристики готовности молодежи к браку и семейной жизни, а также феномен родительства.

Психологическая готовность к семейной жизни и психологическая готовность к браку - разные понятия, мы будем тестировать, апробировать и эмпирически подтверждать модель психологической готовности к браку современной молодежи.

Актуальность и научная значимость нашего исследования заключаются в том, что в рамках проблемы подготовки бакалавров по социальной педагогике и психологии к работе с молодежью, подростками «группы риска», сиротами, приемными семьями опубликован ряд исследований, касающихся отдельных аспектов данной проблемы. Исследований семейных и брачных отношений, формирования ответственного родительства, феномена родительства в контексте социально-культурной и образовательной ситуации на Кубани недостаточно. Необходимо разработать инновационный курс.

Бакалавры психологии и социальной педагогики, которые обучаются на социально-психологическом факультете АГПУ, после обучения, в будущем смогут выполнять роль тренера, транслятора, тьютора, который поможет привить современному подростку основные жизненные ценности, такие как семья, культура, научить ценить свою жизнь и здоровье, формировать личность семьянина, для работы с родителями в вопросах полового воспитания своих детей, хотя сегодня далеко не все родители готовы говорить на эти темы.

В практике преподавания данного курса реализуются традиционные и нетрадиционные способы, средства и методы обучения. При изучении каждой темы активно используются методы обучения по источнику познания, такие как устный, печатно-словесный, наглядный, практический, также методы обучения на уровне познавательной деятельности, такие как объяснительно-иллюстративный, проблемно-исследовательский. В соответствии с требованиями методики преподавания, использовались устные методы обучения: монолог преподавателя, диалог с аудиторией, рассказ, беседа; печатно-словесные: на занятиях активно используется различная литература: научная, художественная, слайд-презентации, архивные материалы, статьи из периодических изданий и другое, в максимально возможной степени в учебном процессе были реализованы наглядные учебные пособия. В учебном процессе используются различные способы изучения фактических и теоретических материалов, способы изучения и анализа источников, способы работы с терминологией, хронологией и наглядными пособиями в соответствии с познавательными способностями студентов. При планировании занятий, видов работ учитывались разные уровни познавательной активности, что определяло сложность заданий. В планы семинаров входит перечень вопросов для обсуждения, рекомендуемая литература, вопросы для дискуссий по учебной дисциплине, написание эссе и рефератов, рассмотрение которых направлено на развитие навыков будущих бакалавров психологии и социальной педагогики по усвоению и практическому применению полученных знаний.

При разработке инновационного образовательного курса для студентов педагогического университета были учтены различные аспекты и компоненты подготовки к семейно-брачным отношениям, детерминанты культуры брака. Прежде всего, это баланс различных аспектов добрачного образования: коммуникативного, эмоционального, нормативного, духовного. Это формирование нравственного комплекса человека готовность взять на себя обязательства по отношению к брачному партнеру и будущим детям, которые будут выступать в качестве мезо-факторов (условия Кубанского края, традициями и культуры, быта и национальных особенностях, природно-климатических и социально-демографических условий и образа жизни коренного населения) и микро-факторов (малой социальной группы сверстников, образ и культуры в учреждениях, семье, обряды, ритуалы) влияние на культуру добрачных отношениях среди студентов.

Активно используются инновационные, интерактивные методы и формы обучения студентов, которые способствуют эффективному усвоению профессиональных знаний, развитию навыков, формированию компетенций. В результате освоения данного курса студенты Армавирского государственного педагогического университета, получат сформированные компетенции в области основ медико-гигиенических знаний, информацию по некоторым историческим, психологическим, религиозным, правовым аспектам семейно-брачных и гендерных отношений, а также информацию по вопросам здоровья и здорового образа жизни, культуре добрачных отношений.

Будущие бакалавры социальной педагогики и психологии пройдут подготовку для работы в условиях школьного образования, образовательного процесса школы, техникума, университета, в профессиональных замещающих семьях, семейных детских домах, SOS Детских деревнях, школах-интернатах и детских домах. Кроме того, они смогут оказывать помощь непрофессиональным замещающим родителям в воспитании приемных детей.

Тиражируя имеющийся опыт, мы можем указать на практическую значимость нашего курса. Он заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы психологами, социальными педагогами, классными руководителями и педагогами дополнительного образования в процессе консультационной работы в системе как добрачного, так и семейного консультирования. Результаты работы могут быть использованы при проведении тренингов и семинаров, направленных на оказание помощи в подготовке к браку и выработке эффективных стратегий поведения в супружеских отношениях, прогнозировании проблем и трудностей будущей семейной жизни, в своевременной их профилактике и коррекции. Результаты могут представлять интерес для будущих исследователей психологической готовности к браку и семейным отношениям. Материалы курса могут стать основой для воспитательной и просветительской работы в системе среднего, среднего профессионального и высшего образования, курсов повышения квалификации, при работе со старшеклассниками и студентами по вопросам семейно-брачных отношений и феномена родительства, а также культуры добрачных отношений.

В ходе анкетирования среди студентов социально-психологического факультета мы выявили, с какими проблемами сталкивается современная студенческая молодежь в период добрачных отношений? С этой целью мы предложили опросный лист (анкету), по результатам которого мы определили:

во-первых, идеализация партнера, это частное явление добрачных отношений, которое в дальнейшем может оказать негативное влияние на брачные отношения. Существует несколько точек зрения на роль идеализации партнера в добрачном периоде.

1. Идеализация необоснованно завышает ожидания от партнера.

2. Для высокоразвитых людей, идеализация не свойственна (по Маслоу).

3. Идеализация партнера может стать стимулом для развития его личности, характера, помочь в достижении любой цели или в устранении недостатков. Таким образом, идеализация партнера может принести как негативные, так и положительные черты в добрачные отношения, но в целом идеализация скорее вредит отношениям, особенно после перехода отношений в брачный период, когда люди сталкиваются с бытовыми трудностями и проблемами.

Несмотря на идеализацию партнера, в процессе добрачных отношений студенты выдвигают ряд требований к партнеру.

Важнейшими качествами для человека, вступающего в семейную жизнь, по мнению студентов (как девушек, так и юношей) является ответственность, забота и терпение. Стоит отметить, что одним из важнейших качеств для мужчины считают бережливость и трудолюбие.

Во-вторых, отношение к сожительству (гражданскому браку). В советское время сожительство было запрещено, и если были такие случаи, то общество реагировало на них очень резко и негативно. В современном мире все больше внимания уделяется отношениям, любви, поэтому проверять свои силы перед браком, прожив несколько месяцев, а иногда и лет вместе стало обыденным делом. Для партнеров добрачное сожительство дает ощущение семейных отношений без социальных обязательств и боязни процедуры развода.

Возникает закономерный вопрос: Можно ли сделать брак счастливее, начав его с испытательного срока? К сожалению, не все так радужно и однозначно, как кажется на первый взгляд, опрос студентов показал, что сожительство не является хорошей подготовкой к браку или предотвращением развода. Напротив, это может серьезно ослабить институт семьи и снизить шансы вступления в брак. Пары, прожившие вместе в течение длительного времени до вступления в брак, реже вступают в брак и имеют детей, что приводит к их распаду.

В ходе исследования респондентам был задан вопрос о том, можно ли жить вместе, вести общее домашнее хозяйство, если люди не собираются вступать в брак, или юридические отношения являются необходимым условием для совместного проживания. Мнения студентов о сожительстве разделились поровну: 46% считают, что сожительство и законный брак неразрывно связаны, в то время как 43 процента считают, что можно жить вместе, даже если брак не планируется. Девушки-студентки в этом вопросе более определенны: 69% выступают за сожительство только в случае дальнейшего вступления в брак и только 27% думают иначе.

Таким образом, подводя итог и формулируя выводы, опираясь на полученные данные, можно сказать, что девушки студентки придают сожительству большее значение и не относятся к нему легкомысленно, считая, что это определенный этап правоотношений. Фактический брак не налагает каких-либо серьезных обязательств в качестве официального. Иногда добрачный опыт сожительства помогает в будущем найти нужного человека для вступления в брак, ведь сожительство-это хороший способ узнать друг друга получше.

Но с другой стороны, люди, готовые к добрачной совместной жизни, по сравнению со сторонниками официального брака, менее ответственны.

В добрачный период отношений определяются весьма важные характеристики будущей семьи. Во-первых, оба будущих супруга должны способствовать развитию личности друг друга. Во-вторых, будущие супруги должны иметь общность ценностных представлений относительно постановки семейных целей и способов их реализации. В-третьих, семья, даже в её добрачный период должна рассматриваться парой как важное жизненное пространство каждого члена семьи.

Выводы. Проблемы добрачных отношений неизбежно переходят в семейные, становятся основой для дальнейших разногласий и ссор. Умение увидеть и решить эти проблемы еще на этапе добрачных отношений может уберечь молодых людей от необдуманных браков или, наоборот, укрепить их отношения.

Литература:

1. Алдакимова О. В. Ответственное родительство: концепция компетентного материнства как условие профилактики социального сиротства детей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №11. URL: https://cyberienmka.m/artide/n/otvetstvennoe-roditelstvo-kontseptsiya-kompetentnogo-materinstva-kak-uslovie-profilaktiki-sotsialnogo-sirotstva-detey

2. Любовь и самооценка. Идеализация партнера в добрачных отношениях. Интернет-ресурс: URL: http://psyfactor.org/lib/loveplus.htm

3. Богданова Л.П. Гражданский брак в современной демографической ситуации // СОЦИС. - 2003. - №7. - С. 100-104.

4. Демографическое будущее России / Под ред. Л.Л. Рыбаковского, Г. Н. Кареловой. - М.: Изд-во «Права человека», 2017. - 56 с.

Педагогика

УДК: 378

адъюнкт очной формы обучения, майор Алибеков Илгар Бакирович

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии России (г. Санкт-Петербург)

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы качественного образования, направленного на профессионально-педагогическую деятельность преподавателя войск национальной гвардии Российской Федерации.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая деятельность, военное образование, качество образования, преподаватель, обучаемый.

Annotation. The article deals with approaches to quality education aimed at professional-pedagogical activity of the teacher of national guard troops of the Russian Federation.

Keywords: professional-pedagogical activity, military education, quality of education, teacher, learner.

Введение. Основная цель высшего профессионального образования в России - качественная подготовка специалиста, владеющего общекультурными и общепрофессиональными компетенциями, ориентированного на традиции отечественной и мировой культуры в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и к продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

Изложение основного материала статьи. Качество образования - это значимая характеристика системы образования, отображающая уровень соответствия настоящих достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, общественным и личностным ожиданиям, поэтому забота о качестве актуальна на любом этапе развития общества и его запросов. В современном образовательном пространстве качество обычно рассматривается в двух аспектах:

Практический аспект - удовлетворение запросов и ожиданий.

Технический аспект - характер объекта или явления, то есть полный набор реализованных характеристик качества и их значение, связанный с запросами и ожиданиями.

Данные запросы отражены в документах, обусловливающих направления и механизмы модернизации образования. Они определяют иное содержание образования: современное качество образования - это качество результата, выражающееся в готовности выпускника военного вуза к самостоятельной жизнедеятельности, одновременно это и качество процесса, которое устанавливается изменениями в профессионально-педагогической деятельности преподавателя, а также качество образовательной системы, опирающееся на качественное управление образованием, и участие в нем преподавателя через делегирование ответственности за установленные аспекты управленческой деятельности.

На основании результатов международных исследований в области качества образования, в частности, исследовательской программы «Образование для всех», [8] Юнеско считает, что качество образования можно описывать и улучшать через следующие характеристики: здоровье, обучающихся, их мотивацию к обучению и результатов обучения, которые они демонстрируют; процессов (в которых компетентные преподаватели используют технологии активного обучения); содержания (адекватные учебные планы и программы);систем (хорошее управление и адекватное распределение и использование ресурсов).

Кроме того, в современных международных исследованиях качество образования как категория часто представляется взаимосвязанной с качеством жизнедеятельности человека. В зависимости от того, каким конкретно содержанием и системой требований «насыщаются» компоненты «структуры качества» человека, определяется и модель качества, системообразующе воздействующая на потенциальное качество образования, на его содержание. И, наоборот, в образовательных программах, в выбранном приоритетном ряду ценностей, которые «образование» собирается взрастить в человеке, имплицитно отражена соответствующая модель качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.