Научная статья на тему 'Проблема подготовки современной молодежи к браку и пути ее решения'

Проблема подготовки современной молодежи к браку и пути ее решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8328
739
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС ИНСТИТУТА СЕМЬИ / ДОБРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CRISIS OF FAMILY INSTITUTION / PREMARITAL YOUTH BEHAVIOR / PREPARATION FOR FAMILY AND PARENT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лагойда Наталья Григорьевна

В статье рассматривается проблема подготовки современной молодежи к браку и созданию собственной семьи. Особо выделены вопросы отсутствия семейных форм подготовки к браку в российских семьях, а также особенности добрачного поведения современной молодежи. Приводятся данные социологического исследования, проведенного автором. Предлагается проект-программа формирования у современной молодежи представлений о здоровой полноценной семье «Навстречу будущей семье».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MODERN YOUTH PREPARATION TO MARRIAGE AND THE WAYS OF ITS SOLUTION

The article describes a problem of modern youth preparation to marriage and setting up a family. The problems of lack of family forms of preparation to marriage in the Russian families have been especially highlighted as well as the peculiarities of modern youth premarital behavior. The data of sociological research, conducted by the author, have been submitted. A draft program of formation in modern youth representations of healthy, wholesome family «Towards a future family» is proposed.

Текст научной работы на тему «Проблема подготовки современной молодежи к браку и пути ее решения»

сти / Федер. агентство по образованию; Бурят. гос. ун-т. - вуза: дис. ... д-ра пед. наук. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос.

Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2008. - 146 с. ун-та, 2010.

2. Базарова Т.С. Система профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального

Базарова Татьяна Содномовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]

Bazarova Tatyana Sodnomovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the theory of social work department, Buryat State University. E-mail: [email protected]

УДК 316.346.32-053.6 © Н.Г. Лагойда

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К БРАКУ

И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

В статье рассматривается проблема подготовки современной молодежи к браку и созданию собственной семьи. Особо выделены вопросы отсутствия семейных форм подготовки к браку в российских семьях, а также особенности добрачного поведения современной молодежи. Приводятся данные социологического исследования, проведенного автором. Предлагается проект-программа формирования у современной молодежи представлений о здоровой полноценной семье «Навстречу будущей семье».

Ключевые слова: кризис института семьи, добрачное поведение молодежи, подготовка к семейно-родительской деятельности

N.G. Lagoida

THE PROBLEM OF MODERN YOUTH PREPARATION TO MARRIAGE AND THE WAYS OF ITS SOLUTION

The article describes a problem of modern youth preparation to marriage and setting up a family. The problems of lack offamily forms of preparation to marriage in the Russian families have been especially highlighted as well as the peculiarities of modern youth premarital behavior. The data of sociological research, conducted by the author, have been submitted. A draft program of formation in modern youth representations of healthy, wholesome family «Towards a future family» is proposed.

Keywords: crisis offamily institution, premarital youth behavior, preparation for family and parent activities.

В современном российском обществе все заметнее обозначается кризис института семьи, суть которого состоит в усугублении противоречия между семейными и внесемейными ценностями. Это выражается в падении рождаемости, низкой устойчивости брачно-семейных отношений, увеличении количества разводов (из трех зарегистрированных браков два распадаются), в серьезных проблемах в области воспитания детей, увеличении доли одиноких людей и внебрачных детей (26% от общего количества детей), росте числа неблагополучных семей.

Одним из факторов дестабилизации института семьи является сокращение числа заключенных браков. Если число разводов нарастает плавно, то снижение брачности имеет крутопадающий характер: за 5 лет число браков сократилось на 280 тысяч [6].

По данным управления ЗАГС Республики Бурятия, в целом для России характерна проблема разводов [5]. Как показывает статистика, за первое полугодие 2012 года продолжительность приблизительно 15% семейных союзов в Республике Бурятия составляет около года, наи-

большее же количество разводов происходит в первые 5-9 лет совместной жизни (28%). То есть на первые четыре года совместной жизни приходится 37% разводов, а за девять лет - 66% разводов. Главными причинами становятся алкоголизм и наркомания, несоответствие взглядов и характеров, материальное неблагополучие, а также неготовность молодых людей к семейной жизни. Также немаловажным является факт того, что в России неуклонно растет популярность гражданских браков. Тенденция к сокращению зарегистрированных браков в республике, как прогнозируют специалисты, продолжится и в последующие годы, что связано с объективными причинами, поскольку брачного возраста достигло сравнительно малочисленное поколение молодых людей, родившихся в 1990-е годы прошлого столетия. Так, если в 1987 году органами ЗАГС республики зарегистрировано 25056 рождений, то в 1993 году в два раза меньше - 11 917. Также можно отметить, что количество разводов в Республике Бурятия в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилось на 3,1%, но это не повлияло на общую кар-

тину: соотношение количества разводов по отношению к бракам в республике остается на прежнем уровне - на 1,9 брака приходится 1 развод.

Современные семейные отношения находятся в строгом соответствии с общим уровнем образования и культуры населения. Невысокий образовательный и культурный потенциал родителей не способен обеспечить адекватное выполнение их обязанностей по социализации детей. Существование таких явлений, как социальное сиротство, беспризорность, насилие в семье и другие, свидетельствует о девиациях в семейном воспитании, низком уровне ответственности современных родителей за жизнь и судьбу своих детей.

Профилактика инфантилизма у молодежи возможна посредством приобщения детей с раннего возраста к самостоятельности, ответственности за собственные действия, привлечение их к разрешению семейных проблем, сложных жизненных ситуаций. Таким образом, среди причин социального неблагополучия современного общества, нарушения гармонии семейных отношений, дисфункции семьи следует отметить отсутствие семейного воспитания в частности, подготовки молодежи к будущей семейной жизни.

В настоящее время среди молодых людей наблюдается стремление повысить уровень образования, осуществить профессиональный рост, независимо организовывать досуг и распоряжаться свободным временем, достичь материальной самостоятельности, что в лучшем случае приводит к откладыванию момента вступления в брак. Улучшение материального положения, стремление перейти из одного социального слоя общества в другой стали доминирующей прагматической тенденцией брака у молодежи.

При этом молодые люди не всегда учитывают то, что возможности удовлетворения этих потребностей и вероятность успешного осуществления жизненных целей значительно возрастают при условии наличия гармоничной микросреды, личностной удовлетворенности, прежде всего, в семейной жизни. Гармония семейной жизни во многом повышает способность к реализации личностного потенциала. В свою очередь, семейное благополучие во многом зависит от степени подготовленности молодежи к браку и семье [11].

Вопрос добрачного поведения и подготовки молодежи к браку является актуальным, так как на сегодняшний день отсутствует целостная, многоаспектная, многофункциональная система

подготовки молодежи к семейной жизни. Недостаточно изучена область, где рассматриваются различные аспекты добрачного поведения молодежи. Добрачное поведение и выбор партнера являются важной сферой человеческой жизни, в которой закладываются истоки будущей семьи, ее образа жизни, отношения супругов и стабильность института семьи в целом. Неподготовленность молодежи к браку также ведет ко многим отрицательным социальным последствиям [5].

В современной ситуации изменились ценностные ориентации и сама система добрачного поведения. Подготовка молодежи к браку носит стихийный характер, так как утрачивается роль семьи.

Для современной молодежи характерны независимость и сексуальная распущенность, во многих случаях молодые люди получают информацию о сексуальной жизни от сверстников, осмысление ценностных ориентаций добрачного поведения у большинства происходит самостоятельно.

Значительную роль в добрачном поведении молодежи играют средства массовой информации, где открыто пропагандируется секс, что не ведет к повышению уровня культуры среди молодежи и правильному пониманию всех аспектов добрачного поведения. Многие молодые люди вступают в брак неосознанно, чаще всего не подготовлены к семейной жизни и родительству [8, с. 250].

В последние годы актуализировалась проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности, что связанно с разрушением «домашней школы», где традиционно начиналось воспитание будущих родителей [2]. Ранее предпринимались попытки решить эту проблему с помощью введения «родительского всеобуча» и школьного курса «Этика и психология семейной жизни». Но предыдущий опыт оказался неудачным, поскольку занятия со школьниками проводились не квалифицированными специалистами в области медицины, психологии, социологии, а школьными учителями-предметниками. Большое значение имеют дальнейшее изучение добрачного поведения молодежи, подготовка ее к браку и разработка программ по подготовке молодежи к будущей семейной жизни.

Некоторые аспекты добрачного поведения молодежи были исследованы отечественными авторами. Социологи А.Г. Харчев и А.С. Мац-ковский утверждают, что характер будущего супружества обусловливает то, что представляет

собой каждый из субъектов складывающегося брачного отношения [12]. Л.И. Савинов довольно подробно рассматривает специфику и динамизм добрачного поведения, раскрывая различные теории выбора брачного партнера [10]. Т.А. Гурко описывает влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи [5]. Но все же в отечественной литературе недостаточно изученными остаются еще многие особенности добрачного поведения современной молодежи и ее подготовки к браку, что требует дальнейшего рассмотрения.

Подготовленность молодежи, вступающей в брак, к семейной жизни является важнейшим условием благополучия семьи. Молодые люди, решившие создать семью, должны иметь ясное представление о том, зачем вступают в брак, что ожидают от семейной жизни, какие семейные отношения стремятся построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Современная ситуация такова, что молодежь, вступающая в брак, имеет смутные представления о семейной жизни, подходит к созданию семьи неосознанно. Усвоение семейно-брачных ценностей происходит самостоятельно, что характеризует добрачное поведение современной молодежи некоторыми особенностями. Таковыми особенностями является довольно раннее вступление в половую жизнь до брака, сокращение периода знакомства. Все это негативно сказывается на дальнейшем психологическом климате семьи и ее стабильности в целом. Поэтому очень важно то, как происходит усвоение молодежью семейных ценностей в добрачный период и как осуществляется ее добрачная подготовка.

В течение добрачного периода молодые люди приобретают определенные знания о семье, семейных отношениях, видят семью со стороны и изнутри. При помощи родительской (ориентационной) семьи происходит их социальное созревание: складывается мировоззрение, формируются индивидуальные черты, качества характера, происходит профессиональное самоопределение. Многие молодые люди играют активную роль в родительской семье, участвуют в выполнении многих ее функций. Но все же для создания собственной семьи необходима выработка готовности личности к браку, к семейной жизни.

Готовность личности к браку, по мнению психологов, предполагает наличие следующих личностных качеств [3, с. 11]:

1. Формирование определенного нравственного комплекса - готовности личности принять на себя новую систему обязанностей по отно-

шению к своему брачному партнеру, будущим детям.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству.

3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру (включая способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека).

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, - эмпатий-ный комплекс.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведение личности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

Что касается самой подготовки личности к браку и семейной жизни, то здесь весьма значительным является формирование у нее, начиная с детского возраста, самостоятельности, ответственности за собственные действия, способности к разрешению семейных проблем, сложных жизненных ситуаций. Как известно, основополагающими факторами устойчивости, стабильности семьи является ответственное отношение молодежи к созданию семьи. Готовность личности и ее способность к самостоятельной жизни, к ответственности за супруга и будущих детей должны составлять основу брачного союза.

Необходимо, чтобы в добрачный период у молодежи сформировалось умение проявлять заботу о благополучии будущей семьи, стремление потенциальных супругов к эмоциональнопсихологическому единству. Известно, что гармония супружеских отношений обусловлена главным образом стремлением двух людей к нравственному, духовному единению с учетом свойств гендерных различий, психологических особенностей характера партнера. Ведь хороший брак - это брак, характеризующийся такими признаками, как толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций. Стабильному браку свойственно совпадение интересов и духовных ценностей супругов, а также умение вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.

Психологическая и социальная готовность современных молодых людей к брачносемейным отношениям оставляет желать лучшего. Все это связано с изменениями, происходящими во всей системе добрачного поведения молодежи. В связи с этим с целью изучения особенностей добрачного поведения молодежи на-

ми было проведено социологическое исследование вступающих в брак с использованием метода анкетного опроса.

Исследование показало, что для 80,4% респондентов создание семьи является необходимым. Но, несмотря на это, исследуемая молодежь нацелена в первую очередь на получение образования и создание материальной базы до вступления в брак - 55,5%, получение необходимого социального статуса - 16,6%, реализацию собственного потенциала - 13,8%.

Немаловажными являются и мотивы вступления в брак. Здесь наблюдается интересная тенденция: у 30,9% при опросе мотивом являются любовь; ожидание ребенка - 30,4%; 28,3% желают создать семейный очаг и иметь детей и 10,4% вступают в брак по расчету. Любовь по-прежнему является одним из основных мотивов вступления в брак, но вместе с тем растет число вынужденных браков, что является огромным фактором риска стабильности семьи.

Семейная жизнь родителей не является образцом подражания для 42,6% опрошенных, что, на наш взгляд, обусловлено различием взглядов молодежи по поводу семейной жизни по сравнению с установками старшего поколения. Также это может свидетельствовать о недостаточно благоприятном психологическом климате в родительской семье. 36,7% ответили, что считают образцом для подражания лишь некоторые сферы семейной жизни родителей. Положительные ответы дали 21,6%. Анализ полученных данных позволяет сделать выводы о происходящих негативных процессах в российской семье, наблюдается ослабление института семейного воспитания.

При выявлении уровня информированности молодежи о контрацепции, сексуальных отношениях, этике и психологии семейной жизни, влиянии образа жизни и здоровья родителей на детей были получены следующие данные. По вопросам контрацепции достаточными свои знания считают 45,3% опрошенных, влияния образа жизни и здоровья родителей на детей -44,7%, по вопросам сексуальных отношений -26,6%, по этике психологии семейной жизни -

11,6%. Получается, молодежь больше осведомлена по вопросам контрацепции и сексуальных отношений, но не имеет достаточных знаний по этике и психологии семейной жизни. Это говорит о том, что при вступлении в брак важными для молодых людей являются сексуальные отношения и отсутствует специальная подготовка молодых людей по вопросам семьи. Молодежь четко осознает влияние образа жизни и здоровья

родителей на детей, но мало кто ведет здоровый образ жизни.

40% респондентов не владеет информацией о проблемах брака и семьи; 25,3% слушали лекции по планированию семьи; 18,3% владеют частичной теоретической информацией из опыта родителей, знакомых; 16,4% знакомы со специальной научной литературой

Готовыми к браку и выполнению брачносемейных функций считают себя 35,4% опрошенных; недостаточно готовыми - 26,6%; затруднились ответить - 38%. Имеющиеся данные позволяют сделать вывод об отсутствии специальной и целенаправленной подготовки молодежи к браку, выполнению брачно-семейных функций. Таким образом, на основе полученных в ходе исследования результатов можно выделить следующие особенности добрачного поведения современной молодежи:

1. Падение морали, семейных ценностей и ослабление института семейного воспитания.

2. Приемлемость добрачных сексуальных связей, раннее вступление в половую жизнь.

3. Увеличение числа вынужденных браков, связанных с добрачной беременностью.

4. Низкая информированность молодежи о проблемах брака и семьи.

Недостатки образовательного потенциала родителей, нередко отсутствие знаний и умений приводят к неустойчивости семейных отношений. Таким образом, возникает необходимость в разработке специальной образовательной программы для молодежи в качестве превентивной меры укрепления института семьи. В данном случае имеет особое значение планомерная, целенаправленная работа с перспективными целями и результатами.

Следует отметить, что усилия профилактического характера, на наш взгляд, принесут более значительные результаты, а существенные денежные средства не помогут решить возникающие позже проблемы неполных семей, безнадзорных детей, социального сиротства.

До сих пор в школах отсутствуют соответствующие дисциплины, нет специально разработанных программ, учебных и методических материалов для обучения будущего семьянина, хотя каждому современному молодому человеку просто необходим минимум знаний по вопросам психологии пола, добрачных отношений, гигиены, ухода за ребенком, правовых аспектов брака и так далее.

В связи с этим мы предлагаем проект-программу формирования у современной молодежи представлений о здоровой, полноценной

семье «Навстречу будущей семье», которая состоит из семи ступеней: «Любовь», «Брак», «Семья», «Здоровье», «Дети», «Экономика», «Досуг». Данная программа получила поддержку Министерства образования и науки Республики Бурятия и была реализована в Бурятском государственном университете на социальнопсихологическом факультете, отделении «Социальная работа» для студентов специализации «Социальная работа с семьями и детьми».

В дальнейшем планируется в рамках движения «Молодые - молодым» усилиями студентов-волонтеров внедрять данную программу среди молодежи города и республики в летних молодежных лагерях, школах, клубах, ССУЗах и вузах.

Нами предлагаются следующие подходы в реализации программы:

1. Информационно-образовательный - разработка и проведение лекционных и практических занятий для молодежи по следующим темам: любовь, брак, семья, здоровье, дети, экономика, досуг.

2. Методический - изучение и применение инновационных, эффективных форм подготовки молодежи к семейной жизни. (9, с.227) Знакомство с зарубежным и отечественным опытом работы данного профиля.

3. Информационно-пропагандистский - выпуск и распространение информационнометодических материалов в результате реализации программы; издание и распространение среди молодежи буклетов, пропагандирующих семейные ценности, информирующих о социальных службах помощи семье и детям в РБ;

- обмен информационными и методическими материалами со специалистами города, республики по вопросам подготовки молодежи к семейной жизни (Центр планирования семьи, Агентство по делам семьи и детей и др.).

4. Аналитико-прогностический - проведение социологических исследований и тестирования с целью выявления уровня подготовки молодежи к семейной жизни (в начале, в процессе деятельности посредством мониторинга);

- проведение итоговой конференции «Молодежь. Семья. Общество»;

- на основе полученных данных внесение предложений для совершенствования программы и ее дальнейшего применения.

- проведение анализа основных средств и форм работы по подготовке молодежи к семейной жизни и определение наиболее эффективных форм и методов обучения.

I этап реализации программы «Навстречу будущей семье» предполагает проведение лекционных и практических занятий по следующим ступеням:

1. «Любовь» - особенности межличностных отношений юношества. Психология добрачного поведения. Этические нормы и правила.

2. «Брак» - что такое готовность к браку? Брачный возраст, мотивация вступления в брак. Гражданский брак. Правовые аспекты брака.

3. «Семья» - основные ценности семьи. Основные функции - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государства. Особенности молодой семьи.

4. «Здоровье» - здоровье семьи и будущего потомства. Генетические аспекты брака. Законы наследственности. Значение целомудрия. Планирование семьи.

5. «Дети» - подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Влияние внутриутробного периода на его развитие. Пробуждение чувства материнства и отцовства. Недостатки семейного воспитания.

6. «Экономика» - потребности и бюджет семьи. Испытание семьи богатством и бедностью. Распределение семейного бюджета. Эстетика быта.

7. «Досуг» - семейные традиции, праздники. Развитие интересов. Ценность подарков, сделанных детьми. Семейный туризм, экскурсии, домашние чтения, концерты. Искусство в жизни семьи.

Предполагается проведение лекций с элементами дискуссий, диалога, используя проблемные ситуации, видеолекции, а также практические занятия: тренинги, социально-ролевые игры

«Моя семья», «Квартирный вопрос», «Семейные баталии», привлечение специалистов Республиканского центра планирования семьи, Агентства по делам семьи и детей, преподавателей социально-психологического факультета БГУ.

II этап реализации программы: работа сту-дентов-волонтеров в рамках движения «Молодые - молодым».

Студенты, прошедшие обучение по программе, включаются в движение «Молодые - молодым». Во время прохождения стажировки по специализации «Социальная работа с семьями и детьми» они внедряют данную программу в школах, училищах, вузах, молодежных объединениях, где и получают отзыв о реализации

С.Б. Бымбыгыденова. Национальные виды спорта как средство социально-духовного развития молодого поколения

программы руководителей практики, проводят социологическое исследование об уровне готовности современной молодежи к семейной жизни.

III этап реализации программы:

- проведение научно-практической конференции «Молодежь. Семья. Общество», где будут представлены отчеты волонтеров о реализации программы, итоги социологических исследований по данной проблеме, научные доклады студентов, разрабатывающих проблемы семьи и молодежи.

- выпуск научно-методической литературы по итогам программы.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует целостная система подготовки молодежи к семейной жизни, это ведет к отрицательным социальным последствиям в обществе и негативно сказывается на самом институте семьи. Таким образом, необходимость добрачной подготовки современной молодежи как фактора дальнейшей стабильности семьи, особенно на первом этапе ее жизнедеятельности, становится очевидной. Программа, предлагаемая нами, во-первых, сможет информировать молодежь о наиболее важных аспектах семьи и брака. Во-вторых, будет способствовать формированию и укрепление мотивации создания собственной семьи в будущем, поможет осознать молодым людям необходимость создания семьи. В-третьих, сформирует у молодых людей готов-

ность к вступлению в брак и воспитанию будущих детей.

Литература

1. Абзаева А.П. Доклад на аппаратном совещании социального блока о количестве браков и разводов за январь-август 2012 г. по Республике Бурятия (Управление ЗАГС Республики Бурятия).

2. Буртонова И.Б. Воспитательный потенциал семьи в системе социально-педагогической работы дошкольного учреждения // Вестник БГУ. Вып.5. - 2012. - С.176-182.

3. Вершинин В.С. Брачный возраст: конфликт природы и общества // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 193.

4. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. - М., 2006. - 176 с.

5. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - 289 с.

6. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация социальной защиты семьи, женщин и детей. - М.: Академия, 2005. - 214 с.

7. Красовский Б.П. Выбор брачного партнера // Социс. - 2004. - №12. - С. 89-92.

8. Лагойда Н.Г. Современная студенческая семья: особенности и проблемы функционирования // Вестник БГУ. - 2009. - Вып. 5. - С. 247-254.

9. Лагойда Н.Г. Изучение истории семьи и ее значение для современной молодежи // Вестник БГУ. - 2008. -Вып.5. - С. 225-232.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Савинов Л.И. Семьеведение. - Саранск. Изд-во Мордовского университета, 2005. - 256 с.

11. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. - М.: Просвещение, 2001. - 144 с.

12. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы (Социально-демографическое исследова-

ние).- М.,2008.- 189 с.

Лагойда Наталья Григорьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]

Lagoida Natalya Grigorevna, candidate of philosophical sciences, associate professor, department of social work, Buryat State University. E-mail: [email protected]

УДК 316.74:796 © С.Б. Бымбыгыденова

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

(на примере факультета «Физическая культура и туризм»

Республиканского многоуровневого колледжа)

В статье рассматриваются национальные виды спорта как средство социально-духовного развития молодого поколения.

Ключевые слова: национальные виды спорта, социально-духовное развитие, молодежь, национальная борьба, стрельба из лука, конные скачки.

S.B. Bymbygydenova NATIONAL SPORTS AS MEANS OF SOCIAL AND SPIRITUAL DEVELOPMENT OF YOUNG GENERATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.