Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованова Любовь Анатольевна, Роммель Ольга Александровна

В статье рассматривается одна из важнейших проблем в настоящее время - это употребление психоактивных веществ. Наркотизация все больше захватывает детско-подростковую популяцию, в том числе и детей младшего школьного возраста. Анализ имеющихся источников по данной теме позволил сформулировать понятие психоактивных веществ, выделить их классификации по различным основаниям. Авторы попробовали выделить психологические факторы риска вовлечения детей младшего школьного возраста к употреблению психоактивных веществ. Важным моментом является описание основных направлений в профилактической работе по употреблению психоактивных веществ с учащимися начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милованова Любовь Анатольевна, Роммель Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES USE IN PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN

The article deals with one of the most important problems at the present time - this is the use of psychoactive substances. Drug addiction is increasingly taking over the child and adolescent population, including children of primary school age. An analysis of the available sources on this topic made it possible to formulate the concept of psychoactive substances, to distinguish their classification on various grounds. The authors tried to identify the psychological risk factors for the involvement of primary school children in the use of psychoactive substances. An important point is the description of the main directions in the preventive work on the use of psychoactive substances with primary school students.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

ПЕДАГОГИКА

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Горская, И.Ю. Координационная подготовка спортсменов / И.Ю. Горская, И.В. Аверьянов, А.М. Кондаков. -Омск : Изд-во СибГУФК, 2015. - 254 с. - Текст : непосредственный.

2. Карабанова, О.А. Возрастная психология : конспект лекций / О.А. Карбанова. - Москва : Айрис-пресс, 2005. -456 с. - Текст : непосредственный.

3. Международный день глухих. - Текст : электронный // РИА. - URL: https://ria.ru/20170924/1505260811.html (дата обращения: 05.11.2021).

4. Неретина, Т.Г. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России / Т.Г. Неретина, Т.В. Кружилина, Т.Ф. Орехова. - Текст : непосредственный // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2018. - Т. 2, №№ 2. - С. 14-23.

5. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха. - Текст : электронный // Тоша & Со. - URL: https://www.tosha.ru/info/articles/osobennosti-psikhicheskogo-razvitiya-detey-s-narusheniyami-slukha/ (дата обращения: 06.11.2021).

6. Симкин, М.Л. Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха / М.Л. Симкин, И.А. Мальцева. - Текст : непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2020. - Т. 4, № 1 (13). - С. 38-46.

REFERENCES

1. Gorskaja I.Ju., Aver'janov I.V., Kondakov A.M. Koordinacionnaja podgotovka sportsmenov [Coordination training of athletes]. Omsk: Izd-vo SibGUFK, 2015. 254 p.

2. Karabanova O.A. Vozrastnaja psihologija: konspekt lekcij [Age psychology]. Moscow: Ajris-press, 2005. 456 p.

3. Mezhdunarodnyj den' gluhih [International Deaf Day]. RIA [RIA]. URL: https://ria.ru/20170924/1505260811.html (Accessed 05.11.2021).

4. Neretina T.G., Kruzhilina T.V., Orehova T.F. Problemy i perspektivy razvitija inkljuzivnogo obrazovanija v Rossii [Problems and prospects for the development of inclusive education in Russia]. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovanija [Humanitarian and pedagogical research], 2018, vol. 2, no. 2, pp. 14-23.

5. Osobennosti psihicheskogo razvitija detej s narushenijami sluha [Features of the mental development of children with hearing impairments]. Tosha & So [Tosha & Со]. URL: https://www.tosha.ru/info/articles/osobennosti-psikhicheskogo-razvitiya-detey-s-narusheniyami-slukha/ (Accessed 06.11.2021).

6. Simkin M.L., Mal'ceva I.A. Razvitie svjaznoj rechi u detej mladshego shkol'nogo vozrasta s narusheniem sluha [The development of coherent speech in children of primary school age with hearing impairment]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i obshhestvennye nauki [Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences], 2020, vol. 4, no. 1 (13), pp. 38-46.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.Ю. Мезенцева, студент 3 курса кафедры возрастной психологии, специального и инклюзивного образования, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, email: Suh023@yandex.ru.

А.В. Бабикова, ассистент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: a.v.babikova@utmn.ru, ORCID: 0000-00027998-6057.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.Y. Mezentseva, 3rd year Student, Department of Age Psychology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, email: Suh023@yandex.ru.

A.V. Babikova, Instructor, Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: a.v.babikova@utmn.ru, ORCID: 0000-0002-7998-6057.

УДК 373.3 Б01: 10.52772/25420291_2021_4_96

Любовь Анатольевна Милованова, Ольга Александровна Роммель

г. Шадринск

Профилактика употребления психоактивных веществ в младшем школьном возрасте

В статье рассматривается одна из важнейших проблем в настоящее время - это употребление психоактивных веществ. Наркотизация все больше захватывает детско-подростковую популяцию, в том числе и детей младшего школьного возраста. Анализ имеющихся источников по данной теме позволил сформулировать понятие психоактивных веществ, выделить их классификации по различным основаниям. Авторы попробовали выделить психологические факторы риска вовлечения детей младшего школьного возраста к употреблению психоактивных веществ. Важным моментом является описание основных направлений в профилактической работе по употреблению психоактивных веществ с учащимися начальных классов.

Ключевые слова: психоактивные вещества, профилактика употребления ПАВ, начальная школа.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 96_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_2542-0291

Lyubov Anatolyevna Milovanova, Olga Alexandrovna Rommel

Shadrinsk

Prevention of psychoactive substances use in primary school age children

The article deals with one of the most important problems at the present time - this is the use of psychoactive substances. Drug addiction is increasingly taking over the child and adolescent population, including children of primary school age. An analysis of the available sources on this topic made it possible to formulate the concept of psychoactive substances, to distinguish their classification on various grounds. The authors tried to identify the psychological risk factors for the involvement of primary school children in the use of psychoactive substances. An important point is the description of the main directions in the preventive work on the use of psychoactive substances with primary school students.

Keywords: psychoactive substances, prevention of the psychoactive substances use, primary school.

В последнее время во многих регионах нашей страны употребление психоактивных веществ, или как их еще называют сокращенно ПАВ, принимает характер эпидемии. Ученые отмечают, что повышение интереса к психоактивным веществам связано с переменами в обществе. Вследствие изменений в ритме жизни или традициях большая часть современного общества не может найти в себе силы для адаптации к новому социуму, вследствие чего в настоящее время наркотизация все больше захватывает детско-подростковую популяцию, что способствует сдвигу показателей ПАВ в младшие возрастные группы. В 2021 году средний возраст начала употребления алкогольных веществ снизился до 12,5 года у мальчиков и 12,9 года для девочек; а возраст токсико-наркотической зависимости снизился до 14,2 лет среди мальчиков и 14,6 лет для девочек. В Российской Федерации 8% молодежи хотя бы раз пробовали наркотические вещества. В современном обществе это становится привычным элементом досуга, частью молодежной субкультуры. Исследования наркотической и алкогольной ситуации у младшего возраста в стране и муниципальных округах дает возможность рассмотрения данной проблемы и ее дальнейшего решения организациями профилактики употребления психоактивных веществ.

Под психоактивным веществом (ПАВ) принято понимать химические соединения естественного или искусственного происхождения, влияющие на функционирование нервной системы и приводящие к изменению психического состояния, т.е. наркотики (опиум и производные), седативные препараты (барбитураты), стимуляторы (кокаин и амфетамины), успокоительные препараты (бензо-диазепины), галлюциногены (ЛСД и РСР) [1].

Психоактивные вещества - это вещества, способные изменить восприятие, настроение и познавательные способности людей [3, С. 50]. Особенность действия ПАВ заключается в том, что они формируют пристрастие с возникновением психических и физических зависимостей.

Психоактивные вещества классифицируются:

1) по происхождению - синтезируются на основе растительного сырья и в свою очередь делятся на растительные, полусинтетические и синтетические;

2) по способу действия на организм человека - стимулируют центральную нервную систему (кокаин, кофеин, амфетамин и др.);

3) успокоительные средства (героин, снотворное и др.);

4) галлюциногены и нейролептики - среди младшего школьного возраста более распространены такие вещества, как никотин, кофеин, кокаин, алкоголь, летучие растворители, спайс.

Существуют некоторые психологические факторы риска вовлечения детей младшего школьного возраста к употреблению ПАВ:

1. Отсутствие или нарушение связи с близкими родственниками.

2. Эмоциональное или духовное отставание ребенка.

3. Импульсивность, гиперактивность или, наоборот, вялость, склонность к депрессиям, апатия.

4. Проблемы с поведением или потеря памяти.

5. Рассеянность внимания (сложность в удержании внимания на предметах или деталях, трудность с выполнением упражнений в полном объеме, забывчивость). Дети с данной проблемой часто нуждаются в обучении узкопрофильными специалистами в специальных заведениях [2, С. 45].

Профилактика употребления ПАВ - это совокупность социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, нацеленных на нахождение и исключение причин и условий, содействующих популяризации и употреблению ПАВ, предотвращение формирования и исключение отрицательно направленных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивным веществами [4].

Выделяют несколько моделей профилактики:

1) медицинская модель ориентирована на информирование учащихся о последствиях приёма психоактивных веществ на психическое и физическое здоровье, и также она регламентирует медико-санитарные последствия приёма ПАВ;

2) образовательная модель направлена на полное информирование детей о проблеме и предоставляет свободу действий при условии максимального ознакомления с последствиями;

3) психосоциальная модель говорит о необходимости воспитания определенных навыков у детей для противостояния внешнему давлению, для того, чтобы сделать правильный выбор в сложной ситуации при предложении им ПАВ, для противостояния конфликту [4].

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021

ПЕДАГОГИКА

Профилактика употребления ПАВ делится на первичную, вторичную и третичную. Задачами начальной являются:

1. Развитие личностной и социальной компетентности (усвоение младшими школьниками основных ценностей; формирование критического мышления, психосоциальных навыков; повышение самооценки).

2. Выработка самозащитных навыков: сопротивление негативному влиянию; информирование последствий потребления психоактивных веществ.

3. Выявление возможных проблем взаимодействия младших школьников.

4. Обучение детей принципам решения конфликтных ситуаций, преодоления стресса без употребления психоактивных веществ.

5. Разъяснение пользы от закаливания организма, ведения правильного образа жизни и занятий физической культурой.

Можно выделить следующие направления работы для первичной профилактики:

1. Информирование младших школьников и их родителей.

2. Интерактивные и игровые формы работы для профилактики употребления ПАВ.

3. Организация творческих мероприятий для профилактики употребления ПАВ.

Таким образом, направлениями по предупреждению алкоголизма, наркомании и табакокурения являются аргументирование важности сохранения здоровья в любом возрасте.

Целью вторичной профилактики является устранение всевозможных факторов риска, приводящих к тяжелейшим хроническим заболеваниям неинфекционного характера, провоцирующих появление ПАВ у младших школьников. Данная профилактика направлена на семьи с детьми от 7 до 11 лет, находящимися в группе риска по развитию заболеваний, связанных с психоактивными веществами. Предназначена в первую очередь на родителей младших школьников, имеющих начальные стадии зависимости.

Выделяют следующие методы вторичной профилактики: консультации, диагностики, тесты, медицинские осмотры, собеседования. Большая часть из методов проводится амбулаторно.

Третичная профилактика направлена на выздоравливающих членов семьи и контролирование за протеканием их ремиссии. Обращена на людей, имеющих одного или нескольких детей в возрасте от 7 до 11 лет, страдающих от заболеваний психоактивными веществами, но находящихся в ремиссии [4].

Профилактическая работа с младшими школьниками имеет свои сложности в образовательном процессе, в связи с чем следует учитывать факторы, помогающие определить особенности

профилактической работы с учащимися начальных классов.

Учитель является авторитетом для младших школьников, именно поэтому его высказывания, стиль поведения, отношения к тем или иным предметам оказывают большое влияние на учащихся. Одним из важнейших элементов воспитания является стимуляция представлений ребенка. Именно поэтому педагогу при рассказе о чем-либо необходимо периодически делать паузу, давая ученику самостоятельно представить тот или иной образ. Дети младшего школьного возраста склонны к игре, что обусловливает необходимость ввода активных игровых методов и форм при организации мероприятий по профилактике употребления ПАВ.

Сильная связь детей младшего школьного возраста с родителями дает возможность использования данного пути для формирования отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ.

Отсутствие ощущения определенной «разорванности» картины мира помогает учителю или родителю связывать наркоманию и другие вредные привычки со всем, что может восприниматься младшим школьником в негативном контексте.

Внушаемость, подражаемость, восприимчивость, любознательность выступают основными чертами детей младшего школьного возраста, составляющими основу положительного субъективного восприятия алкоголизации, наркотизации и табакокурения, способствующими формированию установки на «престижность» данного вида деятельности.

Для предотвращения употребления психоактивных веществ детьми младшего школьного возраста существует специальный комплекс мероприятий: беседы о вредных привычках; марафоны игр о вреде употребления ПАВ; конкурсы рисунков «НЕТ вредным привычкам!»; конкурсы стенгазет «Здоровый образ жизни»; спортивные соревнования «Сильные, ловкие, умелые»; групповые дискуссии; конкурсы сочинений.

Таким образом, обстановка с употреблением вредных веществ имеет тенденцию омоложения, вследствие чего требуется не только согласованная работа учреждений, занимающихся профилактикой зависимого поведения среди населения, но и активного участия всех членов семьи, проживающих с младшими школьниками. Для эффективности профилактической работы важна целостная система профилактики зависимости, отгораживающая детей младшего школьного возраста от первых проб или сводящая эти факторы к минимуму. Большую роль в проведении профилактической работы играет личность младшего школьника, его условия воспитания, семейное окружение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Буряк, М.Е. Медленные убийцы. Разрушительные последствия употребления психоактивных веществ / М.Е. Бу-ряк. - URL: http://ocmp.belzdrav.ru/nashi/mdex.php?ELEMENT_ID=27192 (дата обращения: 10.11.2021). - Текст : непосредственный.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021

2. Дышечев, Р.Д. Педагогические условия профилактики употребления психоактивных веществ младшими школьниками : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Р.Д. Дышечев. - Майкоп, 2004. - 201 с. - Текст : непосредственный.

3. Ергабылов, М.Б. Новые виды психоактивных веществ. Синтетические наркотики / М.Б. Ергабылов. - Текст : непосредственный // Вестник Казахского национального медицинского университета. - 2018. - № 3. - С. 50-54.

4. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде : приказ М-ва образования РФ от 28.02.2000 № 619. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12090282/ (дата обращения: 11.11.2021). - Текст : электронный.

REFERENCES

1. Burjak M.E. Medlennye ubijcy. Razrushitel'nye posledstvija upotreblenija psihoaktivnyh veshhestv [Slow killers. The devastating consequences of the use of psychoactive substances]. URL: http://ocmp.belzdrav.ru/nashi/in-dex.php?ELEMENT_ID=27192 (Accessed 10.11.2021).

2. Dyshechev R.D. Pedagogicheskie uslovija profilaktiki upotreblenija psihoaktivnyh veshhestv mladshimi shkol'nikami. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the prevention of psychoactive substance use by primary schoolchildren. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Majkop, 2004. 201 p.

3. Ergabylov M.B. Novye vidy psihoaktivnyh veshhestv. Sinteticheskie narkotiki [New types of psychoactive substances. Synthetic drugs]. VestnikKazahskogo nacional'nogo medicinskogo universiteta [VestnikKazNMU], 2018, no. 3, pp. 50-54.

4. Koncepcija profilaktiki zloupotreblenija psihoaktivnymi veshhestvami v obrazovatel'noj srede: prikaz M-va obrazovanija RF ot 28.02.2000 № 619 [The concept of prevention of substance abuse in the educational environment]. URL: http://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/12090282/ (Accessed 11.11.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Л.А. Милованова, кандидат филологических наук, доцент, зав.кафедрой теории и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: milovanova-45@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3882-3814.

О.А. Роммель, студентка института психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: rommel02@bk.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

L.A. Milovanova, Ph. D. in Philological Sciences, Department Chair, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: milovanova-45@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3882-3814.

O.A. Romme, Student, Institute of Psychology and Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: rommel02@bk.ru.

УДК 376.37 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_99

Анастасия Евгеньевна Милусь, Анжелика Вячеславовна Арефьева

г. Тюмень

Обоснование необходимости формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

В статье представлен обзор научной литературы последних лет по вопросу формирования графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией. Проведен краткий экскурс в историю изучения и развития дизартрии и графомоторных навыков, охарактеризована причинно-следственная связь предпосылок формирования графомоторных навыков у детей с диагнозом дизартрия. Осуществлён обзор ведущих современных подходов отечественной и зарубежной науки к изучению проблемы графомоторных навыков, особенностей их формирования и развития у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: графомоторные навыки, моторная функция, дизартрия, старший дошкольный возраст, письмо.

Anastasia Evgenievna Milus, Angelika Vyacheslavovna Arefieva

Tyumen

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Foundation of the necessity to form graphomotor skills in older preschool children with

dysarthria

The article presents a review of the scientific literature of recent years on the formation of graphomotor skills in preschoolers with dysarthria. A brief excursion into the history of the study and development of dysarthria and graphomotor skills is conducted, the causal relationship of the prerequisites for the formation of graphomotor skills in children with dysarthria is characterized. The review of the leading modern approaches of domestic and foreign science to the study of the problem of graphomotor skills, the peculiarities of their formation and development in preschool children is carried out. Keywords: graphomotor skills, motor function, dysarthria, senior preschool age, writing.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.