2. Дышечев, Р.Д. Педагогические условия профилактики употребления психоактивных веществ младшими школьниками : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Р.Д. Дышечев. - Майкоп, 2004. - 201 с. - Текст : непосредственный.
3. Ергабылов, М.Б. Новые виды психоактивных веществ. Синтетические наркотики / М.Б. Ергабылов. - Текст : непосредственный // Вестник Казахского национального медицинского университета. - 2018. - № 3. - С. 50-54.
4. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде : приказ М-ва образования РФ от 28.02.2000 № 619. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12090282/ (дата обращения: 11.11.2021). - Текст : электронный.
REFERENCES
1. Burjak M.E. Medlennye ubijcy. Razrushitel'nye posledstvija upotreblenija psihoaktivnyh veshhestv [Slow killers. The devastating consequences of the use of psychoactive substances]. URL: http://ocmp.belzdrav.ru/nashi/in-dex.php?ELEMENT_ID=27192 (Accessed 10.11.2021).
2. Dyshechev R.D. Pedagogicheskie uslovija profilaktiki upotreblenija psihoaktivnyh veshhestv mladshimi shkol'nikami. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the prevention of psychoactive substance use by primary schoolchildren. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Majkop, 2004. 201 p.
3. Ergabylov M.B. Novye vidy psihoaktivnyh veshhestv. Sinteticheskie narkotiki [New types of psychoactive substances. Synthetic drugs]. VestnikKazahskogo nacional'nogo medicinskogo universiteta [VestnikKazNMU], 2018, no. 3, pp. 50-54.
4. Koncepcija profilaktiki zloupotreblenija psihoaktivnymi veshhestvami v obrazovatel'noj srede: prikaz M-va obrazovanija RF ot 28.02.2000 № 619 [The concept of prevention of substance abuse in the educational environment]. URL: http://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/12090282/ (Accessed 11.11.2021).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Л.А. Милованова, кандидат филологических наук, доцент, зав.кафедрой теории и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3882-3814.
О.А. Роммель, студентка института психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
L.A. Milovanova, Ph. D. in Philological Sciences, Department Chair, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3882-3814.
O.A. Romme, Student, Institute of Psychology and Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].
УДК 376.37 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_99
Анастасия Евгеньевна Милусь, Анжелика Вячеславовна Арефьева
г. Тюмень
Обоснование необходимости формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
В статье представлен обзор научной литературы последних лет по вопросу формирования графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией. Проведен краткий экскурс в историю изучения и развития дизартрии и графомоторных навыков, охарактеризована причинно-следственная связь предпосылок формирования графомоторных навыков у детей с диагнозом дизартрия. Осуществлён обзор ведущих современных подходов отечественной и зарубежной науки к изучению проблемы графомоторных навыков, особенностей их формирования и развития у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: графомоторные навыки, моторная функция, дизартрия, старший дошкольный возраст, письмо.
Anastasia Evgenievna Milus, Angelika Vyacheslavovna Arefieva
Tyumen
Foundation of the necessity to form graphomotor skills in older preschool children with
dysarthria
The article presents a review of the scientific literature of recent years on the formation of graphomotor skills in preschoolers with dysarthria. A brief excursion into the history of the study and development of dysarthria and graphomotor skills is conducted, the causal relationship of the prerequisites for the formation of graphomotor skills in children with dysarthria is characterized. The review of the leading modern approaches of domestic and foreign science to the study of the problem of graphomotor skills, the peculiarities of their formation and development in preschool children is carried out. Keywords: graphomotor skills, motor function, dysarthria, senior preschool age, writing.
В настоящее время наблюдается рост речевых нарушений. По данным Б.М. Гриншпуна, в XX веке у 25-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдались нарушения произносительной стороны речи различного генеза. Исследования Санкт-Петербургского психо лого-педагогического центра «Здоровье», проведенные в конце XX - начале XXI веков, свидетельствовали о значительном увеличении числа детей, нуждающихся в логопедической помощи. Нарушение звукопроизношения отмечалось у 52,5 % детей, причем 35,8% из них имели диагноз «дизартрия». В конце 2017 года на Всероссийском совещании об образовательных вопросах Министр образования и науки РФ сообщил актуальные данные: 58% детей имеют речевые нарушения и нуждаются в специализированной помощи. Вместе с тем, доцент кафедры логопедии МШ У, кандидат педагогических наук, М.М. Любимова отметила характерную особенность отклонений в речевом развитии - их возрастающую тяжесть. А Е.Ф. Архи-пова, обращаясь к статистическим данным, указала, что 40-60% детей старшего дошкольного возраста имеют речевые нарушения, среди которых одним из наиболее распространенных диагнозов является лёгкая степень дизартрии (встречается до 50% у детей с ОНР и до 35% - с ФФНР).
Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Поэтому одним из ведущих дефектов данной речевой патологии является нарушение звукопроизносительной стороны речи, возникающее в результате нарушения двигательного механизма артикуляционного акта как следствия органического поражения центральной и периферической нервной систем. Однако наряду с целым комплексом речевых расстройств, выявляются различные неречевые нарушения, обусловленные, в частности, характерным при дизартрии нарушением функционирования моторной сферы. В результате, нарушаются двигательные механизмы, страдает общая моторика и (или) мелкая моторика [6, С. 3]. Поэтому у детей с дизартрией двигательная активность часто характеризуется недостаточной координированностью, наблюдается общая неловкость и трудности выполнения точных дифференцированных движений.
Недостаточное развития мелкой пальцевой моторики, а также возможные нарушения общей моторики препятствуют правильному и своевременному формированию графомоторных навыков. В результате, у дошкольников возникает задержка развития готовности руки к письму. В случае отсутствия коррекционной работы по развитию общей и мелкой моторики, формированию и совершенствованию графомоторных навыков, у первоклассников часто возникают трудности в овладении навыками письма.
В настоящее время в школе предъявляются всё большие требования к детям, идущим в первый класс, что связано с развитием и усовершенствова-
нием образовательных программ. Несформирован-ность графомоторных навыков может стать причиной школьных трудностей: в учебную деятельность начинает включаться процесс письма, и недостаточное овладение данным навыком приводит к усложнению усвоения нового материала. Это затрудняет процесс обучения, и в дальнейшем у младшего школьника могут возникнуть трудности в усвоении ряда учебных предметов (русский язык, математика и т.д.). В связи с этим, выявление особенностей графомоторных навыков у дошкольников с речевыми нарушениями оказывается важной темой исследования.
Цель статьи: обоснование необходимости работы по формированию графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией на основе теоретического анализа ведущих современных подходов отечественной и зарубежной наук к изучению проблемы.
Впервые дизартрию описал У.Дж. Литтл в 1853 г., изучая клиническую картину ДЦП, а сам термин «дизартрия» был использован в 1879 году А. Куссмаулем, который под этим понятием объединял все нарушения артикуляции. В 1926 г. М.С. Маргулис отграничил дизартрию от моторной афазии. Значительный вклад расширении научных знаний о дизартрии внесла Т.В. Верясова, описав на основании уже имеющихся знаний и знаний, полученных в ходе исследования, особенности нарушения моторной функции у детей с данным дефектом. Ей же впервые была разработана коррекци-онно-развивающая система формирования у детей с дизартрией моторного праксиса [6, С. 3-4, 7, 9, 1415]. С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов, в свою очередь, отметил, что степень развития моторной сферы и сформированность графомоторных навыков взаимозависимы и взаимообусловлены [12, С. 131]. Вместе с тем, Н.Н. Волоскова подчеркивала взаимосвязь нарушения моторики и наличия трудностей в формировании навыков письма [7, С. 9]. По данным А.Н. Корнева, графомоторные навыки обуславливают процесс письма в целом, а не только влияют непосредственно на почерк ребенка [9, С. 11, 14]. Это может являться одним из оснований точки зрения М.М. Безруких о том, что формирование графического навыка письма - ведущий компонент обучения детей [5, С. 3]. Е.Ф. Архипова, описывая особенности детей с дизартрией, отмечает стойкие трудности формирования графомоторных навыков. Это же отмечает и Л.В. Лопатина, представляя логопедическую работу с такими детьми и рекомендуя развивать у них ручную моторику, динамическую координацию рук, формировать кинетические и кинестетические основы движения [11, С. 10-20]. О.Б. Иншаковой разработана методика формирования графомотор-ных навыков у дошкольников.
Интерес к изучению графомоторных навыков, особенностей их формирования и развития у детей сохраняется в современных отечественных и зарубежных исследованиях.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 100_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_2542-0291
С.С. Культяева не рекомендует обучать детей письму до школы, но при этом указывает на необходимость формирования графомоторных навыков [10, С. 337]. Этого же воззрения придерживаются И.Б. Пименова и Д.С. Гинсарь, отмечая необходимость подготовки ребенка к овладению письмом. Только в этом случае техника письма будет правильно сформирована [13, С. 22]. А.О. Глебова подчеркивает необходимость создания новых программ по формированию графической деятельности дошкольников, поскольку существующие не могут обеспечить достаточный уровень графической подготовки ребенка к школе и, в связи с этим, она разрабатывает собственную программу [8, С. 3, 6, 16-19, 37].
V. MatijeviC-MikeИC, Т. Коясек, М. CrnkoviC, 2. TrifunoviC-MaCek и S. Grazio изучали развитие ранних графомоторных навыков у детей с нарушениями нервно-психического развития. В ходе исследования ими было выдвинуто предположение: несмотря на хороший уровень начальной компенсации в раннем развитии графомоторных навыков, необходимо поддерживать их дальнейшее развитие, чтобы предотвратить возникновение у ребенка трудностей в развитии графомоторных навыков, а в дальнейшем и навыков письма [1]. !М. Havigeшva и J. Jankй, признавая графомотор-ные навыки важным навыком готовности к школе и указывая их влияние на личность ученика в целом, проводили скрининговое обследование дошкольников для изучения уровня сформированно-сти у них графомоторных навыков. В результате ими были выделены специфические критерии
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
уровня сформированности графомоторных навыков и разработан новый скрининговый инструмент для выявления детей с графомоторными трудностями уже в дошкольном возрасте [3]. А. Domagala и и. Мкеска проводили исследование оценки гра-фомоторных навыков у детей, проходящих дошкольную подготовку, по результатам которой была создана новая методика диагностики «Профиль графомоторных навыков. Версия для детей, проходящих одногодичную дошкольную подготовку» [2]. И. Миеска помимо этого изучала гра-фомоторные навыки у детей с дизартрией при ДЦП. В своей работе она отметила, что оценка гра-фомоторных навыков должна быть обязательным элементом логопедической диагностики, поскольку это может помочь диагностировать нейро-моторные нарушения и облегчить диагностику клинической формы дизартрии [4].
Заключение:
Таким образом, рассмотренная тема не утратила своей актуальности, и в настоящий момент, с развитием технологий, является еще более важной.
Результаты обзора литературы свидетельствуют о том, что дети с дизартрией обычно нуждаются в целенаправленной работе по формированию и развитию графомоторных навыков. Диагностику уровня сформированности графомоторных навыков необходимо проводить, начиная уже с дошкольного возраста. Причем это должна быть как обязательная скрининг-диагностика, так и дифференциальная диагностика, осуществляемая с детьми, у которых было выявлено нарушение или недоразвитие графомоторных навыков.
1. Development of early graphomotor skills in children with neurodevelopmental risks / V.MatijeviC-MikeliC, T. Kosicek, M. Crnkovic , Z. Trifunovic-Macek, S. Grazio. - Text : electronic // Acta Clin Croat. - 2011. - Vol. 50, № 3. - P. 317-321. -URL: https://www.researchgate.net/publication/221883270_Development_of_early_grap_homotor_skills_in_children_with_ neurod_evelop_mental_risks.
2. Domagala, A. Graphomotor Skills in Children Carrying out the One-Year Preschool Preparation Obligation - the Need of Wide Range Assessment / A. Domagala, U. Mirecka. - Text : electronic // Polskie Towarzystwo Logopedyczne. - 2020. -P. 329-340. -URL: https://www.researchgate.net/publication/346928117_Graphomotor_Skills_in_Children_Carrying_out_the_One-Year_Preschool_Preparation_Obligation_-_the_Need_of_Wide_Range_Assessment.
3. Havigerova, J. M. Graphomotor skills of pre-school children: pilotage of screening scale / J. M. Havigerova, J. Jankù. -Text : electronic // Proceedings of EDULEARN 18 Conference. - 2018. - P. 2875-2879. -URL: https://www.researchgate.net/publication/326440095_GRAPHOMOTOR_SKILLS_OF_PRE-SCHOOL_CHILDREN_PILOTAGE_OF_SCREENING_SCALE.
4. Mirecka, U. Graphomotor skills in dysarthric persons. As exemplified by dysarthria in cerebral palsy / U. Mirecka. -Text : electronic // Polskie Towarzystwo Logopedyczne. - 2021. - P. 187-202. -URL: https://www.researchgate.net/publication/350124634_Graphomotor_skills_in_dysarthric_persons_As_exemplified_by _dysarthria_in_cerebral_palsy.
5. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму : метод. пособие к прописям / М.М. Безруких. - Москва : Просвещение, 2002. - 32 с.
6. Верясова, Т.В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Т.В. Верясова. -Екатеринбург, 1999. - 18 с. -URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_bibl_1197770?page= 1 &rotate=0&theme=white. - Текст : электронный.
7. Волоскова, Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Н.Н. Волоскова. - Москва, 1996. - 158 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/trudnosti-formirovaniya-navyka-pisma-u-uchashchikhsya-nachalnykh-klassov. - Текст : электронный.
8. Глебова, А.О. Формирование графических умений у детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А.О. Глебова. - Москва, 2009. - 29 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-graficheskikh-umenii-u-detei-doshkolnogo-vozrasta/read. - Текст : электронный.
9. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей : учеб.-метод. пособие / А.Н. Корнев. - Санкт- Петербург : МиМ, 1997. - 286 с. - Текст : непосредственный.
10. Культяева, С.С. Формирование графомоторных навыков у дошкольников со стертой дизартрией / С.С. Культя-ева. - Текст : непосредственный // Конференциум АСОУ : сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. - Москва, 2017. - № 3. - С. 336-346.
11. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учеб. пособие / Л.В. Лопатина ; под ред. Е.А. Логиновой. - Санкт-Петербург : Союз, 2005. - 192 с. -Текст : непосредственный.
12. Пименова, С.К. Особенности формирования графомоторного навыка младших школьников со стёртой дизартрией / С.К. Пименова. - Текст : непосредственный // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии : материалы науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, соискателей и практ. работников «Дни науки МГПУ - 2010» / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. - Москва : ГОУ ВПО МГПУ, 2010. - С. 131-136.
13. Пименова, И.Б. Теоретические аспекты изучения графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами / И.Б. Пименова, Д.С. Гинсарь. - Текст : непосредственный // AUDITORIUM. - 2020. - № 3 (27). - С. 22-26.
REFERENCES
1. MatijeviC-Mikelic V., Kosicek T., Crnkovic M., Trifunovic-Macek Z., Grazio S. Development of early graphomotor skills in children with neurodevelopmental risks. Acta Clin Croat, 2011, vol. 50, no. 3, pp. 317-321. URL: https://www.re-searchgate.net/publication/221883270_Development_of_early_grap_homotor_skills_in_children_with_neurod_evelop_men-tal_risks.
2. Domagala A., Mirecka U. Graphomotor Skills in Children Carrying out the One-Year Preschool Preparation Obligation - the Need of Wide Range Assessment. Polskie Towarzystwo Logopedyczne, 2020, pp. 329-340. URL: https://www.re-searchgate.net/publication/346928117_Graphomotor_Skills_in_Children_Carrying_out_the_One-Year_Preschool_Prepara-tion_Obligation_-_the_Need_of_Wide_Range_Assessment.
3. Havigerova J.M. Janku J. Graphomotor skills of pre-school children: pilotage of screening scale. Proceedings of EDULEARN 18 Conference. 2018, pp. 2875-2879. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/326440095_GRAPHOMOTOR_SKILLS_OF_PRE-SCHOOL_CHILDREN_PILOTAGE_OF_SCREENING_SCALE.
4. Mirecka U. Graphomotor skills in dysarthric persons. As exemplified by dysarthria in cerebral palsy. Polskie Towarzystwo Logopedyczne. 2021, pp. 187-202. URL: https://www.researchgate.net/publication/350124634_Graphomo-tor_skills_in_dysarthric_persons_As_exemplified_by_dysarthria_in_cerebral_palsy.
5. Bezrukih M.M. Obuchenie pervonachal'nomu pis'mu: metod. posobie k propisjam [Teaching initial writing]. Moscow: Prosveshhenie, 2002. 32 p.
6. Verjasova T.V. Korrekcionno-razvivajushhaja sistema formirovanija motornogo praksisa v strukture preodolenija ob-shhego nedorazvitija rechi u detej s dizartriej. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Correctional and developmental system of motor praxis formation in the structure of overcoming general speech underdevelopment in children with dysarthria. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Ekaterinburg, 1999. 18 p. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_bibl_1197770?page= 1 &rotate=0&theme=white.
7. Voloskova N.N. Trudnosti formirovanija navyka pis'ma u uchashhihsja nachal'nyh klassov: diss. kand. ped. nauk [Difficulties in developing writing skills in primary school students. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moscow, 1996. 158 p. URL: https://www.dissercat.com/content/trudnosti-formirovaniya-navyka-pisma-u-uchashchikhsya-nachalnykh-klassov.
8. Glebova A.O. Formirovanie graficheskih umenij u detej doshkol'nogo vozrasta. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of graphic skills in preschool children. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moscow, 2009. 29 p. URL: https://www.dissercat.com/con-tent/formirovanie-graficheskikh-umenii-u-detei-doshkolnogo-vozrasta/read.
9. Kornev A.N. Narushenija chtenija i pis'ma u detej : ucheb.-metod. posobie [Reading and writing disorders in children]. Sankt-Peterburg: MiM, 1997. 286 p.
10. Kul'tjaeva S.S. Formirovanie grafomotornyh navykov u doshkol'nikov so stertoj dizartriej [Formation of graphomotor skills in preschoolers with erased dysarthria]. Konferencium ASOU: sb. nauch. tr. i materialov nauch.-prakt. konf. [ASOM Conference]. Moscow, 2017, no. 3, pp. 336-346.
11. Lopatina L.V. Logopedicheskaja rabota s det'mi doshkol'nogo vozrasta s minimal'nymi dizartricheskimi rasstrojstvami: ucheb. posobie [Speech therapy work with preschool children with minimal dysarthric disorders]. In E.A. Loginovoj (ed.). Sankt-Peterburg: Sojuz, 2005. 192 p.
12. Pimenova S.K. Osobennosti formirovanija grafomotornogo navyka mladshih shkol'nikov so stjortoj dizartriej [Features of the formation of the graphomotor skills of primary schoolchildren with erased dysarthria]. Ushakova E.V. (eds.) Sovremen-nye problemy special'nojpedagogiki i special'nojpsihologii: materialy nauch.-prakt. konf. studentov, aspirantov, soiskatelej i prakt. rabotnikov «Dni nauki MGPU - 2010» [Modern problems of special pedagogy and special psychology]. Moscow: GOU VPO MGPU, 2010, pp. 131-136.
13. Pimenova I.B., Ginsar' D.S. Teoreticheskie aspekty izuchenija grafomotornyh navykov u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s minimal'nymi dizartricheskimi rasstrojstvami [Theoretical aspects of studying graphomotor skills in older preschool children with minimal dysarthric disorders]. AUDITORIUM, 2020, no. 3 (27), pp. 22-26.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 102_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_2542-U291
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
А.Е. Милусь, студент, бакалавр 3 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия», ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-0386-2664.
А.В. Арефьева, кандидат биологических наук, доцент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5958-4459.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
A.E. Milus, 3rd year Undergraduate Student, field of training "Special (defectological) education", profile "Speech therapy", Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-0386-2664.
A.V. Arefieva, Ph. D in Biological Sciences, Associate Professor, Department of Developmental Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5958-4459.
УДК 373.3.016:51 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_103
Ирина Владимировна Шалимова, Ксения Игоревна Львова
г. Ярославль
Учебные задания на уроках математики - средство формирования представлений
младших школьников о величине
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением величин в начальной школе. Анализ теоретических источников позволил определить важность и сложность формирование понятия «величина» у младших школьников, в статье приводятся несколько различных подходов к определению. Опираясь на анализ точек зрения разных ученых, авторы статьи выделяют основные составляющие понятия «величина». В начальной школе применяется интуитивный подход к изучению величин. Авторами было проведено исследование, результаты которого определили проблемы процесса формирования представлений о величинах учениками начальных классов. Диагностика знаний и умений четвероклассников продемонстрировала невысокий уровень формирования представлений о величинах. На основе работ Н. Б. Истоминой перечисляются этапы изучения величин. К каждому этапу приводятся примеры учебных заданий с комментариями на примере изучения длины. Приведены теоретические выводы, также выделены методические приемы, способствующие повышению качества изучения величин в начальной школе.
Ключевые слова: младший школьник, обучение математике, величина, учебное задание.
Irina Vladimirovna Nalimova, Kseniya Igorevna Lvova Yaroslavl
Study assignments in mathematics lessons - a means of forming ideas of junior schoolchildren about the value
The article discusses issues related to the study of quantities in primary school. The analysis of theoretical sources made it possible to determine the importance and complexity of the formation of the concept of "value" in junior schoolchildren; the article provides several different approaches to the definition. Based on the analysis of the points of view of different scientists, the authors of the article highlight the main components of the concept of "value". In elementary school, an intuitive approach to the study of quantities is used. The authors carried out a study, the results of which identified the problems of the process of forming ideas about values by primary school students. Diagnostics of knowledge and skills of fourth-graders demonstrated a low level of formation of ideas about values. Based on the works of N.B. Istomina lists the stages in the study of quantities. For each stage, examples of educational tasks are given with comments on the example of studying the length. Theoretical conclusions are given, methodological techniques are also highlighted that contribute to improving the quality of the study of quantities in elementary school.
Keywords: junior schoolchild, teaching mathematics, value, educational task.
Одна из наиболее важных и сложных задач обучения математике в начальной школе - формирование понятия «величина». Важность данного вопроса обуславливается тем, что окружающий мир представлен в виде разнообразия величин, с которыми младший школьник встречается ежедневно. Одним из аспектов сложности изучения величин в начальной школе является то, что рассмотрение понятия «величина» в математике реализуется в рамках аксиоматического подхода, который
не может быть полноценно реализован в виду возрастных особенностей учащихся.
Вся теория, связанная с величинами строится с помощью исходных свойств их характеризующих. Так Н.Б. Истомина поясняет, что в методике обучения математике понятие «величина» долгое время связывалась с понятием «именованное число». При этом считали, что это понятие известно из повседневной жизни, а, следовательно, и свойства его [1, С. 53].