Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психоактивные вещества / профилактика борьбы с наркоманией / младшие школьники / зависимость школьников / наркотическая зависимость / развитие ребенка / роль школы в борьбе с наркоманией / отношения в школе / роль семьи в борьбе с наркоманией. / psychoactive substances / prevention of drug addiction / junior schoolchildren / schoolchildren addiction / drug addiction / child development / the role of the school in the fight against drug addiction / relationships at school / the role of the family in the fight against drug addiction.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полещук Ангелина Давидовна, Колесникова Татьяна Викторовна

одной из самых основных проблем современного подросткового общества следует считать употребление подростками, а в некоторых случаях и детьми, психоактивных веществ. Данная проблема несет в себе огромную угрозу здоровью всего общества в целом. В связи с этим, ведущие социологи и педагоги всего мира считают, что профилактику употребления психоактивных веществ необходимо начинать с детьми как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

one of the most basic problems of modern adolescent society should be considered the use of psychoactive substances by adolescents, and in some cases also by children. This problem poses a huge threat to the health of the entire society as a whole. In this regard, leading sociologists and educators around the world believe that prevention of the use of psychoactive substances should be started with children as early as possible, already at preschool age.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ»

VМеждународная научно-практическая конференция

УДК

Полещук Ангелина Давидовна Poleshchuk Angelina Davidovna

Студент Student,

Колесникова Татьяна Викторовна Kolesnikova Tatiana Viktorovna Старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Senior lecturer of the departments of preschool and primary education Ставропольский государственный педагогический институт

Stavropol State Pedagogical Institute

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN THE PREVENTION OF SUBSTANCE ABUSE

Аннотация: одной из самых основных проблем современного подросткового общества следует считать употребление подростками, а в некоторых случаях и детьми, психоактивных веществ. Данная проблема несет в себе огромную угрозу здоровью всего общества в целом. В связи с этим, ведущие социологи и педагоги всего мира считают, что профилактику употребления психоактивных веществ необходимо начинать с детьми как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

Abstract: : one of the most basic problems of modern adolescent society should be considered the use of psychoactive substances by adolescents, and in some cases also by children. This problem poses a huge threat to the health of the entire society as a whole. In this regard, leading sociologists and educators around the world believe that prevention of the use of psychoactive substances should be started with children as early as possible, already at preschool age.

Ключевые слова: психоактивные вещества, профилактика борьбы с наркоманией, младшие школьники, зависимость школьников, наркотическая зависимость, развитие ребенка, роль школы в борьбе с наркоманией, отношения в школе, роль семьи в борьбе с наркоманией.

Key words: psychoactive substances, prevention of drug addiction, junior schoolchildren, schoolchildren addiction, drug addiction, child development, the role of the school in the fight against drug addiction, relationships at school, the role of the family in the fight against drug addiction.

370

«Научные исследования и инновации»

Социальные исследования многих стран мира показывают, что все больше

детей втягиваются в наркотическую зависимость, при чем с каждым годом возрастные группы становятся все младше. Существующее понятие о том, что психоактивные вещества, это любые химические смеси природные или созданные искусственно, которые воздействуют на нервную систему свои понятия и границы. На протяжении всего времени существования наркотиков, состав их меняется, меняются названия, способы производства и сбыта, с целью уйти от законной ответственности.

В понятие психоактивные вещества входит алкоголь, наркотические средства, токсические средства, некоторые лекарственные препараты. Наркомания по мнению ВОЗ относится к психическому заболеванию, и имеет свои отличительные черты:

- ограничение в целом личности, способов ее реализации;

- разрушительное влияние на взаимоотношения отношения между людьми;

- рано или поздно приводит человека к конфликту с обществом.

В своем развитии наркотическая зависимость подразделяется на следующие этапы: социальный этап, ментальный, физический.

На социальном этапе подросток (человек, ребенок) попадает в среду наркоманов, дублирует их поведение, привычки, поведение и отношение к наркотическим вещества, при этом он может их не употреблять. Но очень часто, на данном этапе есть некая «готовность» попробовать наркотики.

Следом наступает психический (ментальный) этап зависимости. Он в основном характеризуется началом употребления наркотиков. На этом этапе подросток может употреблять наркотики эпизодически, но со временем употребление перерастает в регулярное.

На физическом этапе зависимости наркотики проникают в разнообразные обменные процессы организма. При этом резкое исключение наркотиков вызывает у человека различные психические и физические страдания («ломка»).

VМеждународная научно-практическая конференция

Когда ребенок поступает в школу, все его сознательные процессы начинают перестраиваться коренным образом, и они приобретают новые очертания, типичные для взрослых, так как дети входят в новое общество и среду взаимоотношений.

Именно, в возрасте младших классов у ребенка в большей степени характер приобретает основные черты, которые затем оказывают большое влияние на его деятельность и отношения с другими людьми.

В начальной школе зарождается и начинает развиваться новый этап сознания у школьника, формируется его «внутренняя позиция», он начинает относиться к себе осознанно, отдает отчет своим действиям и их последствиям, все это он способен выразить словами и делами.

Как правило, старшие дети, в отличие от младших школьников, с возрастом приобретают мнение, что в некоторых случаях можно пренебречь запретами и словами родителей, учителей, и действовать по другим своим убеждениям. В качестве примера можно привести ситуацию, когда младшие школьники считают, что нельзя врать, а старшие считают, что иногда можно.

Именно, эту отличительную особенность возрастного развития младших школьников следует принимать во внимание при профилактике по борьбе с наркоманией. Также следует учитывать, что в данном возрасте можно с легкостью и практически всегда урегулировать отношения детей со взрослыми, влиянию которых он подвержен.

В этой связи, для получения положительного результата, взрослыми могут быть использованы социальные мотивы детей. Именно данный возраст является самым благотворным для начала профилактики по исключению употребления наркотиков.

В России главную роль по профилактике борьбы с наркоманией отводиться школе. Однако, на сегодняшний день единой программы государственного образца пока не существует.

Профилактика борьбы с употреблением психоактивных веществ подразделяют на первичную, вторичную и третичную. К первичной

«Научные исследования и инновации» профилактике относятся в основном долгосрочные планы политики,

направленные на формирование нетерпимого отношения к наркотикам в

обществе, формирование положительных ценностей у подрастающего

поколения. Вторичная профилактика направлена на тот контингент, который

уже вовлечен в употребление наркотиков с целью минимизации последствий для

здоровья, сократить уровень вреда для человека. Основной задачей вторичной

профилактики является отказ конкретного подростка от употребления

наркотиков, восстановление его психики. В этой сфере задействованы медики,

наркологи, психологи, социальные работники, привлекают родителей, учителей.

Третичная профилактика - это борьба со срывами у подростков, употреблявших

наркотики ранее.

Многие педагоги, социологи и психиатры считают, что положительное влияние по борьбе с наркоманией оказывает работа с детьми на «внеклассных» уроках, при этом на первое место ставят инициативу учащихся. Особенно у младших школьников при внеклассной работе формируется самостоятельные и активные навыки и умения.

Эффективный подход к формированию методики профилактики употребления ПАВ младшими школьниками определенно должен включать в себя деятельность по четырем главенствующим разделам:

- анализ, сбор статистических данных употребления наркотиков учащихся в учебных заведениях;

- тщательное формирование основных экспериментальных систем профилактики употребления наркотиков детьми и подростками;

- разработка конкретных действий по внедрению экспериментальных систем.

В настоящее время на территории России, ее отдельных субъектов нет единой инициативы и общественных организаций, которые позволили бы сформировать эффективную работу по борьбе с наркоманией среди детей школьного возраста, в том числе и младшего. В большинстве случаев деятельность по профилактике направлена на подростков, когда в своих

VМеждународная научно-практическая конференция масштабах, она должна охватывать как можно больше возрастных категорий, с

преобладанием младших школьников.

Также большое внимание необходимо уделять по профилактике употребления психоактивных веществ в семейном кругу. Ведь родители это самые важные люди в жизни несовершеннолетнего ребенка. Особую роль следует уделять «асоциальным» семьям. Следует проводить лекции с родителями, при этом школа и родители должны стать партнерами. Основная задача таких бесед и лекций заключается в осознании важности общения ребенка и родителя, в осознании у родителей важности влияние их поведения на формирование привычек ребенка.

В заключении хотелось бы отметить, что здоровье личности, полезные привычки, здоровые взаимоотношения в семьи и обществе помогают вести противостояние с «бичом» современного общества - наркотиками, формируя при этом успешную реализацию наших детей, как фически и психически здоровых личностей.

Библиографический список:

1. Велищева, М. М. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению. - М.: педагогика, 2017. - 317с. .

2. Исмуков, Н. Н. Без наркотиков: Программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости. - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2018. - 384с.

3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: 2016. - 368с.

4. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагог. академия, 2018. - 366 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.