Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1725
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПОДРОСТКИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЕНИЕ / НАРКОМАНИЯ / АЛКОГОЛИЗМ / ТОКСИКОМАНИЯ / НАРКОМАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ / ДЕВИАЦИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД / ЛИЧНОСТЬ / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / ADOLESCENTS / DEVIANT BEHAVIOR / DEVIATION / DRUG ADDICTION / ALCOHOLISM / SUBSTANCE ABUSE / DRUG ADDICTION AMONG YOUNG PEOPLE / ADOLESCENCE / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесова Юлия Игоревна, Николаев Егор Васильевич

В данной статье рассматривается теоретический анализ литературы по проблеме развития личности подростков, употребляющих психоактивные вещества. Авторами статьи рассмотрены особенности развития личности подростков, а также взаимосвязь между употреблением психоактивных веществ и негативными социальными явлениями. Авторы подмечают, что подростковый возраст - это трудный период в жизни человека, и он характеризуется агрессивным поведением, проживанием в особой субкультуре, наркомании, токсикомании и т.д. В этом возрасте подросткам сложно справляться с трудными жизненными ситуациями, они склонны к решению этих проблем путем употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Психоактивные вещества являются одним из факторов формирования девиантного поведения у подростков. Под психоактивными веществами авторы понимают любое химическое вещество, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния. Подростковый возраст является самым сложным этапом в развитии личности, поэтому и является фактором риска для роста употребления психоактивных веществ. В данное время количество подростков, вовлеченных в наркоманию, алкоголизм и токсикоманию, растет с каждым годом, растет аддиктивное поведение людей. Злоупотребление различными веществами начинается с вдыхания клея, бензина и др., которые изменяют их психическое состояние и приводят к расстройству сознания. Авторами также рассмотрена психолого-педагогическая и социально-философская литература по проблеме влияния психоактивных веществ на развитие личности подростков. Употребление психоактивных веществ подростками требует углубленного изучения состояния, которое приводит к серьезным угрозам их жизни, а также безопасности. Важно привить подросткам антиалкогольные установки, также наглядно показать последствия употребления наркотиков и других веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колесова Юлия Игоревна, Николаев Егор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PERSONALITY DEVELOPMENT OF TEENAGERS USING PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

This article discusses a theoretical analysis of the literature on the development of personality of adolescents using psychoactive substances. The authors of the article examined the characteristics of adolescent personality development, as well as the contribution of consumed psychoactive substances to negative social phenomena. The authors note that adolescence is a difficult period in a person’s life, and it is characterized by aggressive behavior, living in a special subculture, drug addiction, substance abuse, etc. At this age, it is difficult for a child to cope with difficult life situations; they are prone to solving these problems through the use of alcohol, drugs and other psychoactive substances. Psychoactive substances are one of the factors in the formation of deviant behavior in adolescents. By psychoactive substances, the authors understand any chemical substance that affects the functioning of the central nervous system, leading to a changed mental state. Adolescence is the most difficult stage in the development of personality, and therefore is a risk factor for increased use of psychoactive substances. Currently, the number of adolescents involved in drug addiction, alcoholism and substance abuse is growing every year; this is called addictive behavior of people. The abuse of various substances begins with milder substances, like glue, gasoline and others that change their mental state and lead to disturbed consciousness. The authors also examined the psychological, pedagogical and socio-philosophical literature on the problem of the influence of psychoactive substances on the development of the personality of adolescents. The use of psychoactive substances in adolescents requires in-depth study, which leads to serious threats to their life, as well as safety. In carrying out this work, it is important to instill anti-alcohol installations in adolescents, as well as to make clear the consequences of using drugs and other substances.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА»

УДК 37.015.3

Ю. И. Колесова, Е. В. Николаев

Особенности развития личности подростков, употребляющих психоактивные вещества

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В данной статье рассматривается теоретический анализ литературы по проблеме развития личности подростков, употребляющих психоактивные вещества. Авторами статьи рассмотрены особенности развития личности подростков, а также взаимосвязь между употреблением психоактивных веществ и негативными социальными явлениями. Авторы подмечают, что подростковый возраст - это трудный период в жизни человека, и он характеризуется агрессивным поведением, проживанием в особой субкультуре, наркомании, токсикомании и т.д. В этом возрасте подросткам сложно справляться с трудными жизненными ситуациями, они склонны к решению этих проблем путем употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Психоактивные вещества являются одним из факторов формирования девиантного поведения у подростков. Под психоактивными веществами авторы понимают любое химическое вещество, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния. Подростковый возраст является самым сложным этапом в развитии личности, поэтому и является фактором риска для роста употребления психоактивных веществ. В данное время количество подростков, вовлеченных в наркоманию, алкоголизм и токсикоманию, растет с каждым годом, растет аддиктивное поведение людей. Злоупотребление различными веществами начинается с вдыхания клея, бензина и др., которые изменяют их психическое состояние и приводят к расстройству сознания. Авторами также рассмотрена психолого-педагогическая и социально-философская литература по проблеме влияния психоактивных веществ на развитие личности подростков. Употребление психоактивных веществ подростками требует углубленного изучения состояния, которое приводит к серьезным угрозам их жизни, а также безопасности. Важно привить подросткам антиалкогольные установки, также наглядно показать последствия употребления наркотиков и других веществ.

Ключевые слова: психоактивные вещества, подростки, девиантное поведение, отклонение, наркомания, алкоголизм, токсикомания, наркомания в молодежной среде, девиация, подростковый период, личность.

Y. I. Kolesova, E.V. Nikolaev

Peculiarities of personality development of teenagers using psychoactive substances

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. This article discusses a theoretical analysis of the literature on the development of personality of adolescents using psychoactive substances. The authors of the article examined the characteristics of adolescent personality development, as well as the contribution of consumed psychoactive substances to negative social

КОЛЕСОВА Юлия Игоревна - студент 2 курса, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: kolesovayuliaa98@mail.ru

KOLESOVA Yulia Igorevna - 2nd year student, Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

НИКОЛАЕВ Егор Васильевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальных наук, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: egor_nikolaev2019@mail.ru

NIKOLAEV Egor Vasilievich - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Social Sciences, Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

phenomena. The authors note that adolescence is a difficult period in a person's life, and it is characterized by aggressive behavior, living in a special subculture, drug addiction, substance abuse, etc. At this age, it is difficult for a child to cope with difficult life situations; they are prone to solving these problems through the use of alcohol, drugs and other psychoactive substances. Psychoactive substances are one of the factors in the formation of deviant behavior in adolescents. By psychoactive substances, the authors understand any chemical substance that affects the functioning of the central nervous system, leading to a changed mental state. Adolescence is the most difficult stage in the development of personality, and therefore is a risk factor for increased use of psychoactive substances. Currently, the number of adolescents involved in drug addiction, alcoholism and substance abuse is growing every year; this is called addictive behavior of people. The abuse of various substances begins with milder substances, like glue, gasoline and others that change their mental state and lead to disturbed consciousness. The authors also examined the psychological, pedagogical and socio-philosophical literature on the problem of the influence of psychoactive substances on the development of the personality of adolescents. The use of psychoactive substances in adolescents requires in-depth study, which leads to serious threats to their life, as well as safety. In carrying out this work, it is important to instill anti-alcohol installations in adolescents, as well as to make clear the consequences of using drugs and other substances.

Keywords: psychoactive substances, adolescents, deviant behavior, deviation, drug addiction, alcoholism, substance abuse, drug addiction among young people, deviation, adolescence, personality.

Введение

В настоящее время остро стоит проблема девиантного поведения в подростковой среде, которое связано с употреблением психоактивных веществ. Это приводит к таким катастрофическим последствиям, как деградация части населения страны, где распространяются различные психоактивные вещества.

Главными причинами употребления психоактивных веществ подростками в первую очередь рассматривают любопытство и желание рискнуть, попробовать что-то новое. Также на это влияет окружающая среда подростка, в которой он находится и с какой компанией он связывается. Подростки в основном пробуют не только одно вещество, а несколько, испытывая на себе что это. Они экспериментируют, все пробуют, узнают, как меняется их настроение, поведение, что вообще с ними происходит при употреблении психоактивных веществ. Часто такое потребление вызывает интерес, и все больше подростки начинают быть зависимыми.

Употребление подростками психоактивных веществ на сегодняшний день является острой социальной проблемой нашей страны, которая отрицательно влияет на развитие его личности, поэтому дальше рассмотрим поподробнее.

Влияние психоактивных веществ на развитие подростка

Подростковый возраст является периодом самостоятельности, негативного отношения, отрицания фактов. Влияние компании, стремление не отстать от сверстников, любопытство, авторитет среди сверстников - все это причины приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ. Развитие личности подростка носит многостадийный сложный процесс, в котором одинаково большое значение имеет как чисто психологические, так и обусловленные социальной стороной факторы.

Именно в подростковом периоде формируются нравственные ценности, они начинают осознавать самого себя как личность, выявлять свои жизненные ориентиры. У них появляются новые интересы, взгляды на жизнь и заинтересованность в будущем. В развитии личности подростка ведущей деятельностью является взаимоотношение его с окружающими, которое влияет на его дальнейшее личностное развитие.

Существует большое количество видов психоактивных веществ. В подростковой среде употребление психоактивных веществ приводит к наркомании, алкоголизму и токсикомании, которые очень пагубно влияют на жизнь человека в целом.

По данным исследования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 210 млн человек населения, которые живут на нашей планете, употребляют психоактивные вещества. Это из 7 млрд всего населения планеты. Таким образом, 3% человечества являются зависимыми. В России среди 144,5 млн человек периодически употребляющих психоактивные вещества

13 млн, а систематически употребляющих 5 млн человек. Самый большой сегмент, 60% от всех потребителей психоактивных веществ, занимает молодежь. Число подростков, употребляющих психоактивные вещества в России, с каждым годом увеличивается [1].

Предпосылками и мотивами употребления психоактивных веществ являются социальные, биологические и индивидуально-психологические причины. К социальным предпосылкам можем отнести неблагополучную семью, пропаганду злоупотребления в местностях. Биологические предпосылки - это, прежде всего, наследственность, передача от родителей психических и наркологических заболеваний. К индивидуально-психологическим предпосылкам относятся аномальные черты личности, отрицательные эмоциональные переживания, самодеструктивное поведение и т.д.

А теперь рассмотрим основные признаки начала употребления психоактивных веществ детей подросткового возраста:

- компания, где подросток проводит больше времени;

- снижение уровня интереса к учебной деятельности, обычным увлечениям;

- агрессивность, раздражительность;

- специфический запах изо рта, изменение запаха одежды;

- новые привычки, которых не было у него ранее;

- изменение аппетита, тошнота, рвота;

- деструктивное поведение;

- наличие шприцев, игл и др. [2].

Все вышеперечисленные относятся к деформации волевой и смысловой сферы личности, которая впоследствии приводит к употреблению психоактивных веществ. Профилактическая работа с подростками должна быть связана с повышением образования на основе учета потребностей, стимулированием механизмов самоопределения и саморазвития, а также развитием мотивационной сферы подростков, которые употребляют психоактивные вещества [3].

Как мы все знаем, психоактивные вещества влияют на организм человека, со временем дают первоначальные эффекты. В итоге все это приводит к грубому нарушению функций организма человека, поражаются внутренние органы, возникают проблемы в нервной системе и в головном мозге, даже может привести к смерти в раннем возрасте. В основном все те, кто употребляет психоактивные вещества, разрушают себя не только в физическом плане, но и духовно. Такие подростки характеризуются склонностью к асоциальному поведению, у них нарушается психика, появляется эгоизм.

А.Н. Корнетов рассматривает взаимосвязи между психоактивными веществами и нарушениями поведения, которые уживаются с иными расстройствами и нарушениями. В исследовании уже было доказано, что асоциальное поведение и агрессия объединены с потреблением психоактивных веществ [4].

И.Н. Пятницкая, Н.Г. Найденова подчеркивают, что в подростковом возрасте поражение организма от употребления наркотических средств идет более медленно, чем в позднем возрасте, так как прием этих наркотиков без проявления каких-либо на то признаков может длиться от 2-3 лет. Также проявление побочных эффектов могут возникнуть позже [5].

Окружающая среда является главным фактором побуждения подростков к употреблению психоактивных веществ. Стремление к зависимому поведению, мотивационная и эмоциональная неустойчивость, слабость самоконтроля - все исходит оттуда. Употребление психоактивных веществ может привести подростков к суицидальному исходу, поэтому необходимость проведения профилактической работы с подростками актуальна и требует дальнейшего исследования.

В своих исследованиях «Основные факторы и предпосылки проявления склонности учащейся молодежи к употреблению псиохоактивных веществ» А.Н. Сафронова, Н.О. Вербицкая доказали, что фактором проявления негативных склонностей детей являются групповая принадлежность подростка и этнокультурная традиция. Также провели анализ, где выяснилось,

что опыт потребления психоактивных веществ многих составляет более 6 лет, начиная с подросткового возраста [6].

В своей магистерской диссертации «Личностные особенности подростков, употребляющих психоактивные вещества» М.М. Шаар пишет, «склонность к употреблению психоактивных веществ связана с личностной особенностью подростков. Было проведено эмпирическое исследование, где выяснилось, что употребление психоактивных веществ более выражено у подростков, которые страдают нехваткой новых ощущений, адреналина. Также подростки, которые склонны к агрессивности, раздражительности, неустойчивости, не способны самоконтролю и т.д.» [7].

В подростковом периоде развитие личности характеризуется двумя тенденциями, которые противоположны друг другу. Например, межиндивидуальные контакты все более тесно начинают устанавливаться. У них происходит ориентация на группу и начинает быстро усиливаться. А с другой стороны, растет самостоятельность. Внутренний мир усложняется. Формируются свойства личности.

Как мы уже упоминали, в подростковом возрасте важнейшим условием развития личности считается общение со сверстниками и взрослыми. Неудачи в общении ведут ребенка к формированию повышенной тревожности, к чувству неуверенности, заниженной самооценке, в следствие чего подросток ищет компании, где он может сформироваться. Чаще всего к таким компаниям примыкают дети с отклоняющимся поведением, в том числе подростки, употребляющие психоактивные вещества, поэтому риск стать зависимым в этом плане растет с каждым разом. Детям с раннего возраста должны прививать положительные качества, разъяснять вред таких явлений как наркомания, алкоголизм, токсикомания и их влияние на человека.

Подростки, употребляющие психоактивные вещества, чаще всего бывают со слабым самоконтролем, неумением преодолевать трудности, эмоционально неустойчивыми, агрессивными, склонными к регрессивному поведению. Психоактивные вещества действуют в сторону усиления преморбидных черт характера и особенностей личности. При употреблении психоактивных веществ у подростков наблюдаются беспричинно появляющиеся изменения в поведении и в состоянии.

Психоактивные вещества отрицательно влияют на личность подростка. Это проявляется в задержке развития социальных и трудовых навыков. Подросток пытается уклониться от жизненных проблем, которые встречаются ему на пути, может укрепляться инфантильное отношение к себе как к особому существу. В результате употребления психоактивных веществ подросток может бросить свою учебу, школу, то, чем он занимается. Происходит отчуждение от близких друзей, знакомых и родных. Начинают проявляться асоциальное поведение, сексуальное реагирование. Появляются конфликты в семье, что может привести к уходу из дома подростка. Здоровье резко ухудшается и может проявиться высокий риск заболеваний разного характера, вплоть до неизлечимых болезней.

Раннее выявление употребления психоактивных веществ подростками может предотвратить число зависимости, заболеваний, смерти, поможет своевременно приступить к лечебно-реабилитационным процедурам, что очень важно сейчас в наше время. Для эффективной профилактики употребления различных психоактивных веществ нужно увеличить число консультативных кабинетов, связанных с ранним выявлением потребителей психоактивных веществ. К наиболее эффективным формам работы профилактики можно отнести такие виды, как игра, психологические упражнения, беседы, практика и т.д.

Рекомендации к профилактике употребления психоактивных веществ: надо разъяснить подростку, что психоактивные вещества мешают работе организма, может привести к серьезным заболеваниям и смерти; укрепить в детях чувство собственного достоинство. Больше общаться со своими детьми, интересоваться их жизнью, что им нравится, что не нравится; спрашивать как дела в школе, с кем они общаются, узнавать о его друзьях. Также поддерживать в ребенке самоуважение и думать о его самореализации. Не надо ограничивать ребенка

в том, что он желает, убедить его, что какие-то действия разумны, а какие-то - нет. Самым важным является умение его слушать не просто так, а быть внимательным к нему, выслушивать его точку зрения и не надо присваивать ребенку свои представления о чем-либо, разговаривать с ним на серьезные темы и о вреде пристрастий. Чаще ставить себя на его место. Надо быть примером для своего ребенка, если родитель принимает какие-нибудь разрешенные психоактивные вещества, то ребенок может повторить за родителем и «открыть дверь» так называемым запрещенным психоактивным веществам.

Большое значение в профилактике употребления психоактивных веществ подростков имеет работа педагога. Если же педагог заметил, что подросток употребляет психоактивные вещества, то он должен проанализировать факты, не сообщать об этом посторонним людям и воспользоваться поддержкой специалистов, также сообщить родителям и грамотно все им объяснить, проводить с ними беседы и поговорить с самим подростком.

При соблюдении каких-либо из этих правил на самом деле можно уберечь ребенка от употребления психоактивных веществ. Но это не дает всем стопроцентный результат, лишь говорит о том, что при определенных профилактических мерах обязательно будет достигнута маленькая победа.

Заключение

Таким образом, проблема употребления в подростковом возрасте различных психоактивных веществ нуждается дальнейшей разработке. Подростки, которые склонны к употреблению различных веществ, нуждаются в психологической поддержке. Им нужен особенный, индивидуальный подход. Подростковый возраст является кризисом взросления, наиболее благоприятным для потребления психоактивных веществ, поэтому очень важно быть осторожными и ответственными в этой ситуации.

Анализ литературы показывает, что более выраженная склонность к употреблению психоактивных веществ встречается у тех подростков, которым не хватает новых ощущений, также склонных к агрессии и неустойчивости психики. При профилактической работе по предупреждению потребления психоактивных веществ подростками очень важно проводить беседы с подростками, главное, чтобы это было интересно для них, разъяснить влияние психоактивных веществ на личность, на здоровье, на будущее человека и на его потомство и т.д. Самое главное, подросток должен это понимать и осознавать, что даже малое количество алкоголя или табака не сделают его взрослее или же лучше своих сверстников, что употребление различных веществ - это путь к потере собственной личности.

Воспитание подростка - это один из самых сложных процессов, здесь важно подобрать правильный подход со стороны родителей и педагогов. Формирование здорового образа жизни ребенка будет в будущем иметь только положительный эффект, если будут построены доверительные отношения между родителями и ребенком, а также между учителями-педагогами и подростком. Ведь в итоге такого отношения ребенок-подросток в первую очередь будет доверять и обращаться к ним за советом. Это также поможет ему сформировать адекватное отношение к различным жизненным ситуациям.

Литература

1. Давлетшина Г.М. Наркотики. Режим доступа: https://www.vperemen.com/narkomaniya/blog/ ctatistika-narkomamya/#_03

2. Березин С.В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. - Изд-во «Самарский университет». - 2002. - 206 с.

3. Сорокина Л.А., Буйнов Л.Г. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Профилактическая и клиническая медицина. - 2011. - № 3 (40). - 59-60 с.

4. Корнетов А.Н. Профилактика суицидального поведения в учебных заведениях. - Томск: ООО «Рекламная группа Графика». - 2013. - 56 с.

5. Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология. - М.: Медицина. - 2002. - 256 с.

6. Сафронова А.Н., Вербицкая Н.О. Основные факторы и предпосылки проявления склонности учащейся молодежи к употреблению психоактивных веществ. - 2014. - № 12-10. - 2226-2230 с. Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36558

7. Шаар М.М. Личностные особенности подростков, употребляющих психоактивные вещества. - 2018.

- 155 с. Режим доступа: https://nauchkor.ru/pubs/lichnostnye-osobennosti-podrostkov-upotreblyayuschih-psihoaktivnye-veschestva-5c1a733c7966e104f6f85a03

8. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних / под ред. Л.С. Шпиленя, Н.А. Гусева и др. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. - 2014. - 250 с.

9. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. - ООО «Издательство ВЛАДОС». - 2018. - 160 с.

References

1. Davletshina G.M. Narkotiki. Rezhim dostupa: https://www.vperemen.com/narkomaniya/blog/ctatistika-narkomaniya/#_03

2. Berezin S.V. Preduprezhdenie podrostkovoi i iunosheskoi narkomanii. Izd-vo «Samarskii universitet». -2002. - 206 s.

3. Sorokina L.A., Buinov L.G. Formirovanie znanii o zdorovom obraze zhizni kak profilaktika addiktivnogo povedeniia / Profilakticheskaia i klinicheskaia meditsina. - 2011. - № 3 (40). - 59-60 s.

4. Kornetov A.N. Profilaktika suitsidal'nogo povedeniia v uchebnykh zavedeniiakh. - Tomsk: OOO «Reklamnaia gruppa Grafika». - 2013. - 56 c.

5. Piatnitskaia I.N., Naidenova N.G. Podrostkovaia narkologiia. M., Meditsina. - 2002. - 256 s.

6. Safronova A.N., Verbitskaia N.O. Osnovnye faktory i predposylki proiavleniia sklonnosti uchashcheisia molodezhi k upotrebleniiu psikhoaktivnykh veshchestv. - 2014. - № 12-10. - 2226-2230 s. Rezhim dostupa: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36558

7. Shaar M.M. Lichnostnye osobennosti podrostkov, upotrebliaiushchikh psikhoaktivnye veshchestva. - 2018.

- 155 s. Rezhim dostupa: https://nauchkor.ru/pubs/lichnostnye-osobennosti-podrostkov-upotreblyayuschih-psihoaktivnye-veschestva-5c1a733c7966e104f6f85a03

8. Zarubezhnyi opyt pervichnoi profilaktiki zloupotrebleniia psikhoaktivnymi veshchestvami sredi nesovershennoletnikh / pod red. L.S. Shpilenia, N.A. Guseva i dr. - M.: Moskovskii gorodskoi fond podderzhki shkol'nogo knigoizdaniia. - 2014. - 250 s.

9. Rozhkov M.I., Koval'chuk M.A. Profilaktika narkomanii u podrostkov. - OOO «Izdatel'stvo VLADOS».

- 2018. - 160 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.