Б01: 10.12731/2218-7405-2015-8-16 УДК 316.6
РИСКИ РАЗВИТИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ:
ОПЫТ РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА
Вислова А.Д.
В статье рассматривается проблема рисков наркомании как формы девиантно-го поведения в контексте подросткового возраста. В рамках данного исследования девиантное поведение выступает как поступки (или готовность к их совершению), противоречащие общепринятым культурно-нравственным ценностям, а также социально-психологическим и правовым нормам, в том числе злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами Исследование предпосылок формирования наркомании в подростковом возрасте позволяет проследить связь между информированностью о наркотиках и теми рисками развития зависимости от них, которые обусловлены возрастно-психологическими особенностями, описанными Л.С. Выготским и другими учеными, работающими в парадигме культурно-исторической психологии. В статье выдвигается гипотеза о том, что наркогенная информация может выступать фактором риска употребления наркотических веществ. Утверждается, что в основе совершения пробы наркотического вещества лежит наркогенная информация и что контроль над источниками может способствовать предупреждению массовой наркотизации подростков. Данное утверждение подкрепляется результатами ретроспективного исследования социально- психологических факторов возникновения наркомании, проведенного в Кабардино-Балкарском республиканском диспансере, в котором приняли участие 24 активных наркомана в возрасте 18-28 лет, состоящих на учете с использованием метода анкетирования.
Цель: изучить роль информации о наркотиках и наркоманах на выбор решения «за» или «против» в ситуации наркогенного риска.
Метод. Анкетирование активных наркоманов.
Результаты. На основе ретроспективного анализа факторов риска возникновения наркозависимости как одной из форм девиантного поведения обнаружено, что наркогенная информация может обусловить приобщение к наркотическим веществам.
Отсутствие знаний относительно действия наркотиков на организм человека и сформированной устойчивости перед соблазном, создает высокий риск наркоманического дебюта. Прием наркотиков ведет к снижению выраженности страха и неадекватной оценке степени его опасности. Создается ложное представление о том, что от наркотиков легко отказаться взрослым, волевым людям и тем, кто недавно начал употреблять. Выявлено, что взрослые из ближайшего окружения подростка (родители, учителя и др.) играют незначительную роль в предупреждении наркоманического «заражения» и их мнение является малоубедительным по сравнению с представлениями потенциальных или реальных приверженцев наркотизма. Результаты исследования позволяют сделать вывод о значимости наркогенной информации в выборе «за» или «против» наркотиков в подростковом возрасте.
Область применения результатов: система общего образования.
Ключевые слова: девиантное поведение; наркомания; наркотизм; наркогенная информация; активные наркоманы; подростковый возраст.
THE RISKS OF DEVIANT BEHAVIOR ADOLESCENCE: EXPERIENCE IN A RETROSPECTIVE ANALYSIS
Vislova A.D.
The problem of the risks of drug abuse as a form of deviant behavior in the context of adolescence. In this study deviant behavior appears as actions (or willingness to commit them), contrary to the generally accepted cultural and moral values, as well as socio-psychological and legal norms, including the abuse of alcohol, drugs and other psychoactive substances Study prerequisites for the formation of drug addiction in adolescence age allows us to trace the link between awareness about drugs and those at risk of developing dependence on them, which are due to the age and psychological characteristics described L.S. Vygotsky and other scientists working in the paradigm of cultural-historical psychology. The article hypothesized that narcogene information can act as a factor of risk of drug use. It is argued that the basis of the commission of a narcotic substance samples is narcogene information and control over the sources that may contribute to the prevention of mass anesthesia teenagers. This assertion is supported by the results of a retrospective study of social and psychological factors in the emergence of drug abuse conducted in the Kabardino-Balkaria republic dispensary, which
was attended by 24 active addict aged 18-28 who are registered with the method of question-mg.
Purpose. To study the role of information on drugs and drug addiction in the range of solutions «for» or «against» in a situation narcogene risk.
Methodology. Questioning of active drug abusers.
Results. Based on a retrospective analysis of risk factors for drug abuse as a form of deviant behavior found that narcogene information may lead to introduction to drugs. Lack of knowledge about the effects of drugs on the human body, and the temptation to create a stable, creates a high risk on narcotics debut. Drug use leads to a decrease of expression offear and inadequate assessment of the degree of its danger. It creates a false impression that the drug is easy to give an adult, strong-willed people, and those who have recently started to use. It was found that adults from teenager entourage (parents, teachers, and others.) Play a minor role in the prevention on narcotics «infection» and their opinion is unconvincing compared with the ideas of potential or actual supporters of drug addiction. The findings suggest the importance of narcogene information in choosing «for» or «against» drug use in adolescence.
Practical implications. The system of education.
Keywords: deviant behavior; drug addiction; drug addiction; narcogene information; active drug users; adolescence.
Современные реалии, связанные с масштабностью и многообразием рисков, с которыми приходится сталкиваться человеку на этапе взросления, вызывают интерес к изучению одной из наиболее острых проблем - девиантного поведения.
В современном мире не только не удалось создать эффективную систему противодействия, но и наблюдается рост известных ранее девиаций, а также появляются их новые формы. Наряду с употреблением алкогольных напитков, наркотических веществ и суицидальной активностью, у подростков все чаще отмечаются пищевые расстройства, экстремистские наклонности. Наблюдается тенденция возрастания рисков, связанных с игнорированием подростками мер безопасности, их неспособностью удовлетворяться опробованными видами опасностей. Так, пьянство подростков переходит в алкоголизм, употребление наркотиков в зависимость от них и экспериментирование с различными видами наркогеннных веществ.
В настоящее время все более пристальное внимание исследователей привлекает проблема рисков, связанных с формированием наркомании как формы девиантного поведения. Это можно объяснить тем, что за 10 лет (2000-2010 гг.) количество наркозависимых граждан в России
выросло на 60%. Эксперты считают, что около шести миллионов россиян страдают наркоманией. Происходит омоложение контингента наркоманов. Средний возраст приобщения к наркотикам составляет 11-13 лет. Наркозависимый привлекает к употреблению наркотиков до 15 человек [4,5].
Не менее тревожная ситуация наблюдается и на региональном уровне. Число лиц, эпизодически употребляющих наркотики, в Кабардино-Балкарской республике (КБР) из года в год растёт: за последние три года на 46 процентов [9]. На профилактическом учете с наркотической зависимостью состоит 1244 человека. Абсолютное большинство наркоманов употребляют опийный мак [2]. Динамика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в структуре общего числа зарегистрированных в КБР, имеет тенденцию к увеличению: 2011 г. -10,4%; 2012 г. - 12%; 2013 г. - 14,3%; 2014 г. - 15,6% [3].
Изучение факторов риска формирования наркоманического поведения, является одной из актуальных проблем современности.
Вопросы риска возникновения наркозависимости рассматриваются в психологии, социологии, педагогике и других гуманитарных науках. В частности, проблемам мотивации нарко-манийного поведения и влияния социальной среды на формирование наркозависимости посвящены работы В.В. Барцалкиной (1990, 1995), Д.В. Колесова (1991,1999), Я.И. Гилинского (1993), А Д. Висловой (2001,2009), Е.В. Змановской (2011), Ю.А. Клейберг (1998), С.В. Березина (2000), Bandura (1994), Prochaska, DiClemente (1983), Elliot (1989), M. Zukerman (1979). Роль неблагоприятных факторов среды в возникновении отклоняющихся форм поведения у подростков анализируется в трудах А.Е. Личко (1991), А.А. Реан (2003), А.Д. Висловой (2001, 2009), Brook (1990).
В индивидуальной психологии сложилась традиция усматривать причины наркозависимого поведения в нарушении адекватности взаимодействия в системе «индивид-среда». Согласно А. Адлеру, отсутствие способности к выстраиванию адекватных отношений с окружающей действительностью обусловливает возникновение такой девиации как наркомания [1]. С позиции гуманистической психологии, наркомания является результатом диссонанса с собственными переживаниями и неспособности к самоосуществлению [10]. Бихевиоральный подход объясняет причины наркомании неадекватностью социального научения [13].
Несмотря на существующие в настоящее время исследования наркомании, следует признать, что до сих пор мы не имеем веских аргументов ни за, ни против вклада источников информации в инициировании установок на потребление наркотиков в силу недостатка эмпирических данных. Этим обусловлено проведение настоящего исследования.
Теоретическую основу нашего исследования составил подход, согласно которому подростковый возраст представляет особый риск наркоманического дебюта.
В психологии подростковый возраст рассматривается как наиболее противоречивый по сравнению с другими этапами становления личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эль-конин, А.Е. Личко, Л.Ф. Обухова, О.А. Карабанова, А.А. Шведовская и др.), что проявляется в гетерохронности формирования его отдельных структур и отсутствии психологической устойчивости. Подросток находится на пороге взрослой жизни и психологической особенностью этого периода развития является решение задач самоутверждения и самоопределения [6,
7, 8, 12, 11].
Почему подростковый возраст и ранняя юность являются группой риска возникновения наркозависимости? К основным причинам можно отнести проблемы психогормональной перестройки, развитие «Я-концепции», а также противоречия, связанные с неопределенностью социального статуса и рассогласованностью механизмов социального контроля, при котором подросток как бы «зависает» между детскими формами контроля и недостаточно сформировавшимися способами самоконтроля, присущими взрослым.
Наркомания рассматривается нами как форма девиантного поведения и заболевание, вызванное немедицинским употреблением наркотических и психотропных веществ, проявляющееся в пристрастии к ним и их потреблении во все возрастающих дозах [4]. Наркомания характеризуется зависимостью психоэмоционального и физического состояния человека от наличия в его организме наркотического вещества, вызывающего необычные приятные ощущения - эйфорическое состояние. Желание повторить полученный эффект приводит к их неоднократному употреблению и развитию психической зависимости. При этом нарушаются привычные модели поведения и взаимоотношения с окружающими людьми. Наркотизм - социальный термин и определяется нами как разновидность девиантного поведения, выражающийся в целенаправленном употреблении наркотических и/или других психоактивных веществ для иллюзорного восприятия реального мира как способа ухода от внутренних и внешних факторов неблагополучия. Наркогенная информация - это сообщение информации о наркотических и других психоактивных веществах, их свойствах вызывать необычно приятные психические ощущения; технологии изготовления и использования; уверения в безопасности малых доз и возможности в любой момент прекратить их прием («соскочить») [5].
Целью исследования является изучение роли информации о наркотиках и наркоманах на выбор решения «за» или «против» в ситуации наркогенного риска, а также побудительных
мотивов приобщения к наркотикам. Исследование направлено на проверку гипотезы о том, что наркогенная информация может выступать фактором риска приобщения к наркотическим веществам.
Выборка
В исследовании участвовали 24 активных наркомана в возрасте 18-28 лет, проходящих лечение в наркологической службе г. Нальчика.
Методы исследования
Для целей данного исследования была разработана анкета. Вопросы анкеты были направлены на выяснение уровня знаний о наркотиках, наркомании и наркоманах до совершения первой пробы, выяснение представлений о частоте потребления наркотиков, вызывающей зависимость, а также возможности отказа от наркотиков после начала их потребления. Интерес представляли вопросы, касающиеся наличия наркоманов в социальном окружении и отношения к ним на временном отрезке между первым предложением попробовать наркотик и нарко-маническим дебютом.
Результаты и обсуждение
Мы получили данные о том, что к моменту первого приобщения 46% респондентов предполагали, что наркотик - это опасное вещество, к которому человек быстро привыкает и не может впоследствии отказаться от него; 33% находили его вредным веществом.
Остальные полагали, что это просто лекарство (3%) или же ничего не знали о наркотиках (8%). Опрос свидетельствует о том, что до первой пробы 79% опрошенных были осведомлены о том, что наркотик опасен для всех. Придерживались мнения о том, что он опасен только для людей со слабой волей 8% и столько же опрошенных не находили их опасными. Вредным только для детей считали 4% (рис. 1). Вероятность заболеть наркоманией с первой пробы допускали только 25%. Респонденты-наркоманы начинали свой дебют в подростковом возрасте, когда притягательным является поиск стимулов, создающих гедонистический риск. Очевидно, этим можно объяснить низкий показатель среди наркоманов предполагаемой опасности одной пробы.
Рис. 1.
Подавляющее большинство - 83%, - было осведомлено о том, что наркомания - это болезнь, вызванная употреблением наркотиков. Другие расценивали наркоманию как плохую привычку.
Угрозу возникновения наркомании с 2-5 проб отмечали 33%, в то время как остальные были убеждены, что для этого необходимо принимать наркотики много раз. На вопрос о том, легко ли отказаться от наркотиков, полученные ответы распределились следующим образом: «трудно» - 29%; «легко людям с сильной волей» - 29%; «если человек начал употреблять недавно, то легко» - 21%; «кому-то легко, а кому-то сложно» - 17%.
Почти половина опрошенных - 46%, - предполагала, что можно перестать употреблять наркотики, если только захотеть; 13% были убеждены, что нужно о них не думать и не видеть; 38% видели решение проблемы в обращении к врачу (рис. 2). Здесь уместно подчеркнуть, что опрос проводился в наркологическом кабинете, и данное обстоятельство могло отразиться на ответах относительно роли врача.
Информированность о наркомании и оценка возможности избежания
зависимости от наркотика
%
100 1 90 80 70 Н 60 50 40 30 20 10
плохая болезнь привычка
легко легко, если кому-то трудно отказаться недавно легко, кому-отказаться волевым начал то сложно людям употреблять
просто нужно о них евозможно нужно захотеть не думать иотказатьсяобратиться к не видеть врачу
варианты
ответов
Рис. 2.
До начала употребления наркотиков 96% респондентов лично знали наркоманов. Как следует из опроса, наркоманы являлись частью ближайшего окружения потенциальных потребителей наркотиков, а не мифическими героями кино-, видеофильмов, хотя роль последних значительна. К началу наркогенной карьеры 75% опрошенных отмечают наличие наркоманов среди старших знакомых и ровесников, 13% - среди родственников, 8% - среди знакомых взрослых.
До начала приема наркотиков, активные наркоманы (38%) испытывали к наркозависимым чувство жалости; им не завидовали (25%) и проявляли безразличное отношение (21%); находили их (17%) (рис. 3). Привлекает внимание то обстоятельство, что абсолютное большинство респондентов - 75%, - оценивали наркоманов больными и неухоженными людьми с бледным лицом. При этом 21% считали их обычными людьми, не находя в них ничего примечательного.
Опрошенные полагали (33%), что наркотики употреблялись потому, что раз начав, не могли бросить. Основной причиной наркомании предполагали отсутствие значимого занятия и
0
интереса к жизни (29% и 21% соответственно). Ничего не знали 8%. От первого предложения попробовать наркотики не отказались 58% опрошенных, воздержались от приема 3%. Можно предположить, что информация о наркотиках и наркоманах, которой владели испытуемые, была односторонней, поэтому не предотвратила ситуацию наркоманийного соблазна.
Наличие наркоманов б ближайшем окружении и отношение к ним
90 80 70 60 50 40 30 20 10
—
знал родственник знакомый знакомый ровесник они были они были их было жалким не завидовал употребляющего взрослый старше безразличны неприятны человек □ Ряд1
Рис. 3.
Примечательным, на наш взгляд, является то, что 67% данной группы наркоманов не собирались когда-либо пробовать наркотики, 17% были в этом уверены, и столько же (17%) хотели попробовать при условии, что об этом никто не узнает. Ведущим мотивом первой пробы наркотика подавляющее большинство (88%) назвало желание удовлетворить любопытство относительно действия наркотического вещества; немногие (8%) - желание почувствовать себя взрослым; крайне редко (4%) - способ избавления от скуки (рис. 4).
Рис. 4.
Информация о наркотиках, наркомании и наркоманах идет из многих источников: это и учителя, и родители, и друзья, просто знакомые, видеофильмы, телепередачи.
Основная часть опрошенных (83%) обсуждала вопросы о наркотиках и наркоманах с друзьями. Впервые треть опрошенных (30%) получили информацию о наркотиках из телепередач, кино- и видеофильмов и четверть (25%) - от друзей. Первую информацию от родителей не получал никто, хотя некоторые (8%) подтверждают, что изредка говорили с родителями о данных проблемах. Разговоры о наркотиках и наркоманах не вызывали ни у кого чувство страха. Одним они были неприятны (38%), другим - интересны (33%), остальным - безразличны (25%) (рис. 5).
На столь значимый вопрос о том, нужно ли знать детям о наркотиках и наркоманах, получены следующие результаты: 92% считают это необходимым, 8% полагают, что делать этого не нужно. При этом 38% отмечают необходимость ведения антинаркогенной работы с 14 лет; 29% - с 7 лет; 25% - с 10 лет.
Рис. 5.
Таким образом, результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что наркогенная информация может выступать фактором риска приобщения к наркотическим веществам. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что в ситуации наркогенного давления среды при отсутствии у подростков знаний о последствиях употребления наркотиков и сформированной устойчивости перед соблазном, создается высокий риск наркоманического дебюта.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что после приобщения к наркотикам снижается выраженность страха перед зависимостью и неадекватно оценивается ситуация риска. Значительная часть наркоманов полагает, что легко отказаться от наркотиков взрослым, волевым людям и тем, кто недавно начал употреблять. Наркоманы делятся информацией с детьми и подростками. Более того, они это делают целенаправленно. Роль родителей и учителей в вопросе предупреждения наркоманического «заражения» минимальна и упоминается в ответах респондентов вскользь.
В целом, представленные результаты исследования отражают мотивирующую роль наркогенной информации, циркулирующей в социальном окружении подростков в возникновении
риска приобщения к наркотическим веществам. Представления референтной группы о нормах поведения в отношении наркотиков являются более убедительными по сравнению с нормативными установками взрослых, призванных заниматься профилактикой наркомании и формированием здорового образа жизни у подростков. Из этого следует, что в вопросах совершенствования деятельности по профилактике наркотизма в подростковой среде важно делать акцент на источниках наркогенной информации и факторах социального окружения.
Список литературы
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Психология-классика. - М.: Академический проект, 2011. 240 с.
2. В КБР формируется база наркологических больных URL: http://kbrria.ru/obshchestvo/v-kbr-formiruetsya-baza narkologicheskih-bolnyh-6983 (дата обращения 22.07.2015).
3. В УФСКН России по Кабардино-Балкарской Республике подведены итоги работы за 1 квартал 2015 года. URL: http://07.fskn.gov.ru/index.php?limitstart=22 (дата обращения 16.07. 2015).
4. Вислова А.Д. Психолого-педагогические и социальные аспекты формирования и профилактики наркотической зависимости у детей и подростков. Дисс... к. психол, н. - М., 2001. 168 с.
5. Вислова А.Д. Модели формирования и профилактики наркозависимого поведения: Монография. - Нальчик: ГП КБР РПК, 2009. 208 с.
6. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. в 6 т. Т. 4. - М., 1984а. С. 244-265.
7. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы
развития: Дисс. д. психол.н. - М., 2003.
8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ. 2006. 460 с.
9. Профилактика наркомании должна быть скоординированной. URL: http://www.kspkbr. ru/index.php/vse-novosti-kbr/854-profilaktika-narkomanii-dolzhna-byt-skoordinirovannoj-i-sistemnoj-segodnya-yurij-kokov-provel-zasedanie-antinarkoticheskoj-komissii-kbr (дата обращения 16.07.2015).
10. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. 320 с.
11. Шведовская А.А. Тренинг в подростковой группе // Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслужива-
ния семьи и детства: научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. - М.: Гос. НИИ Семьи и воспитания, 2001. (в соавт.). URL: http://psyjournals.ru/authors/a1372.shtml (дата обращения 03.08.2015).
12. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия. 2007. 384 с.
13. Bandura A. Social cognitive theory and exercise of control over HIV infection // Preventing AIDS: Theories, methods and Behavioral interventions / Ed. by R. DiClemente, J. Peterson. - N.Y., 1994.
References
1. Adler.A. Praktika i teorija individual'noj psihologii. Psihologija-klassika. - M.: Akademicheskij proekt, 2011. 240 р.
2. V KBR formiruetsja baza narkologicheskih bol'nyh. URL: http://kbrria.ru/obshchestvo/v-kbr-formiruetsya-baza narkologicheskih-bolnyh-6983 (data obrashhenija 22.07.2015).
3. V UFSKN Rossii po Kabardino-Balkarskoj Respublike podvedeny itogi raboty za 1 kvartal 2015 goda. URL: http://07.fskn.gov.ru/index.php?limitstart=22 (data obrashhenija 16.07.2015).
4. Vislova A.D. Psihologo-pedagogicheskie i social'nye aspekty formirovanija i profilaktiki nar-koticheskoj zavisimosti u detej i podrostkov. Diss... k. psihol, n. - M., 2001. 168 р.
5. Vislova A.D. Modeli formirovanija i profilaktiki narkozavisimogo povedenija: Monografija. -Nal'chik: GP KBR RPK, 2009. 208 р.
6. Vygotskij L.S. Problema vozrasta // Sobr. soch. v 6 vol. Vol. 4. - M., 1984a. Рр. 244-265.
7. Karabanova O.A. Social'naja situacija razvitija rebenka: struktura, dinamika, principy razvitija: Diss. d. psihol. n. - M., 2003.
8. Obuhova L.F. Vozrastnaja psihologija: Uchebnik dlja vuzov. - M.: Vysshee obrazovanie; MGP-PU. 2006. 460 р.
9. Profilaktika narkomanii dolzhna byt' skoordinirovannoj. URL: http://www.kspkbr.ru/index.php/ vse-novosti-kbr/854-profilaktika-narkomanii-dolzhna-byt-skoordinirovannoj-i-sistemnoj-segod-nya-yurij-kokov-provel-zasedanie-antinarkoticheskoj-komissii-kbr (data obrashhenija 16.07. 2015).
10. Rodzhers K. Kliento-centrirovannaja terapija. - M.: Refl-buk, K.: Vakler, 1997. 320 р.
11. Shvedovskaja A.A. Trening v podrostkovoj gruppe // Tehnologii social'noj raboty po profilaktike beznadzornosti nesovershennoletnih v uchrezhdenijah social'nogo obsluzhivanija sem'i i detstva:
nauchno-metodicheskoe posobie / Pod red. L.S. Alekseevoj. - M.: Gos. NII Sem'i i vospitanija, 2001. (v soavt.). URL: http://psyjoumals.ru/authors/a1372.shtml (data obrashhenija 03.08.2015).
12. Jel'konin D.B. Detskaja psihologija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: Akademija. 2007. 384 р.
13. Bandura A. Social cognitive theory and exercise of control over HIV infection // Preventing AIDS: Theories, methods and Behavioral interventions / Ed. by R. DiClemente, J. Peterson. - N.Y., 1994.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Вислова Аминат Даняловна, старший научный сотрудник, кандидат психологических
Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований
ул. Вологирова, д. 175, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская республика, 360004, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Vislova Aminat Danjalovna, senior researcher, Ph.D. in Psychological Science The Kabardino-Balkarian Institute of Humanitarian Researches 175, Vologirova street, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360004, Russia e-mail: [email protected]