Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА: СОЦИАЛЬНО ОПАСНАЯ СЕМЬЯ, КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА'

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА: СОЦИАЛЬНО ОПАСНАЯ СЕМЬЯ, КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
351
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное сиротство / социально опасная семья / профилактика / сироты / социальная работа / детско-родительские отношения.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А.А. Швецова

В статье рассматривается феномен социального сиротства, причины его возникновения и способы профилактики. Рассматривается социальная опасная семья, как один из факторов возникновения социального сиротства. Предложены средства профилактики феномена социального сиротства в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА: СОЦИАЛЬНО ОПАСНАЯ СЕМЬЯ, КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА»

А.А. Швецова

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА: СОЦИАЛЬНО ОПАСНАЯ СЕМЬЯ, КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

В статье рассматривается феномен социального сиротства, причины его возникновения и способы профилактики. Рассматривается социальная опасная семья, как один из факторов возникновения социального сиротства. Предложены средства профилактики феномена социального сиротства в обществе.

Ключевые слова: социальное сиротство, социально опасная семья, профилактика, сироты, социальная работа, детско-родительские отношения.

Феномен социального сиротства является объектом дискуссий среди исследователей в областях психологии, социологии, социальной работы, социальной философии, педагогики и других общественных наук. Будучи неотъемлемой частью социальной политики государства, социальное сиротство является объектом взаимодействия различных ведомств, основными задачами которых являются защита прав несовершеннолетних, улучшение их социального положения и психологического статуса. Если раньше слово «сирота» означало ребенка, потерявшего одного или двух родителей, то сейчас это понятие приобрело новые формы и масштабы.

Социальное сиротство — масштабное явление и с каждым годом оно только прогрессирует. Увеличение числа социальных сирот говорит о деградации института семьи, экономическом, политическом и социальном упадке. Данное явление так же негативно сказывается и на общественном климате, свидетельствуя об извращении базовых семейных ценностей.

В научной литературе вопросами детей, оставшихся без попечения родителей, занимались такие авторы, как Б. Г. Ананьев, М. И. Буянова, В. С. Мухина, Н. О. Османов и другие. Несмотря на то, что к проблеме социального сиротства обращались многие авторы, мнения ученых сходятся в том, что в нашей стране недостаточно внимания уделяется работе с социальными сиротами. [1]

В настоящее время разграничивают понятие «сирота» в правовом значении и понятие «социальный сирота». Сирота — это лицо в возрасте до 18 лет, у которого умерли оба или единственный родитель. В современности, в социальных науках стало употребляться такое словосочетание, как «социальный сирота». Социальные сироты - общественное явление, обусловленное наличием в социуме детей в возрасте от рождения и до 18 лет без попечения родителей, вследствие того, что последние по различным причинам отказались от своих детей, лишены родительских прав, признаны в установленном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или фактически не осуществляют необходимой заботы о своих детях. [2]

Говоря простым языком, социальные сироты — это дети, не получающие заботу и внимание в семье, в отношении которых не исполняют родительских обязанностей по ряду причин. Заботятся о таких детях общественные и государственные организации социальной сферы, осуществляющие психологическую, педагогическую и социальную поддержку граждан. Конечно же, наличие таких детей в обществе сказывается негативно как на других детях, так и на взрослых. Понимание того, что о твоем ребенке всегда позаботится государство или чужие люди, ослабляет семейные ценности и важность детско-родительских отношений. Таким образом, в обществе начинают возникать неблагополучные семьи, семьи группы социального риска и социально опасные семьи, в которых игнорируются основные ценности, нарушена структура, педагогически не состоявшиеся родители без навыков воспитания.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. [3]

© А.А. Швецова, 2022.

Научный руководитель: Сухов Анатолий Николаевич - доктор психологических наук, профессор, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, Россия.

Зачастую в социально опасных семьях отсутствует тесная детско-родительская связь, дети подвергаются физическому и психологическому насилию, моральной жестокости, члены семьи систематически совершают правонарушения, употребляют наркотические вещества или страдают от алкогольной зависимости. Дети предоставляются самим себе. Не имея бытовых навыков, навыков социализации, они могут проявлять жестокость в отношении сверстников, совершать правонарушения, часто имеют психологические проблемы. Соответственно, социально опасные семьи являются фактором возникновения феномена социального сиротства, так как родители не заинтересованы в воспитании своих детей, не желают нести ответственность за них, не исполняют свои обязанности в отношении детей, самоустраняясь из их жизни. Как результат такого поведения, в обществе появляется ребенок-сирота, при живых родителях. То, что и называется современными авторами социальной сиротой. [4]

Работой с такими детьми социально опасных семей занимаются комплексные центры социального обслуживания, осуществляющие педагогическую и социально-психологическую помощь. Центры имеют заявительный характер помощи, что является минусом в работе по профилактике социального сиротства. Без желания гражданина, специалисты не могут оказать помощь семье и, в частности, ребенку. В нашей стране нет системы обязательной социальной помощи. Даже признанная социально опасной, семья вправе отказаться от социально-психологической помощи специалистов. [5]

Помимо комплексных центров, профилактикой социального сиротства занимаются органы опеки и попечительства, но их работа так же строго регламентирована устаревшими нормативными актами. Возникает вопрос, каким образом возможна профилактика социального сиротства, если государственные учреждения, имеющие возможности для профилактических мероприятий, не имеют прав на их реализацию?

Профилактика социального сиротства не может быть осуществлена в семьях социального риска, так как там уже отсутствует сама структура семейных ценностей, взаимоотношений, игнорируется значимость ребенка как личности, имеющей свои права и достоинства. Необходима, так же, профилактика самих социально опасных семей и семей группы социального риска. Для этого целью государства должны стать повышение статуса семьи в обществе и ужесточение правовой ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Формирование института защиты прав ребенка, позволит не допустить насилия в семье, пренебрежения по отношению к ребенку и его нуждам, воспитания в неблагоприятной среде в результате которого нарушается ментальное и физическое здоровье ребенка.

Таким образом, профилактика социального сиротства - комплексная межведомственная работа, в которую необходимо включить все органы и учреждения, занимающиеся социальной защитой населения, защитой прав несовершеннолетних, оказанием социально-психологической помощи населению и предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних. Только укрепление института семьи, правовой и нравственной ответственности родителей за исполнение их обязанностей в отношении детей, позволит уменьшить количество социальных сирот среди детей.

Библиографический список

1.Беспалов, Ю.Ф. Судебная защита прав ребенка: дс. кандидат юридических наук: 12.00.03 / Беспалов Юрий Фёдорович, - Москва, 1997. - 173 с.

2.Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: педагогика становления и развития личности: учебник/ Л.В. Мар-дахаев. — Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2019. — 252 с.

3.Сухов, А.Н. Основы психосоциальной работы с населением: учебное пособие / А. Н. Сухов. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 638 с.

4.Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. - 28.06.1999. - № 26. - Ст. 3177

5.Хамбалова, А.Ф. Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема / А. Ф. Хамбалова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 379-381.

ШВЕЦОВА АРИНА АНДРЕЕВНА - магистрант, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.