АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
УДК 364.2 С. 21—25
ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
Габриелян А. С.
Челябинский государственный университет E:mail: [email protected].
Павлова Г. Г.
Челябинский государственный университет E-mail: [email protected].
Статья посвящена анализу нормативно-правовых актов в сфере профилактики социального сиротства. Проведен анализ статистических данных, рассмотрены основные функции органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, представлен опыт регионом по профилактике социального сиротства. Сделаны выводы и предложения по профилактике социального сиротства органами опеки и попечительства.
Ключевые слова: социальное сиротство, профилактика, органы опеки и попечительства.
BODIES OF GUARDIANS AND GUARDIANS IN THE SYSTEM OF PREVENTION OF SOCIAL ORPHANITY
Gabrielyan A. S.
Chelyabinsk State University Email: [email protected].
Pavlova G. G.
Chelyabinsk State University E-mail: [email protected].
The article is devoted to legal acts in the prevention of orphanage area. The analysis of statistical data is carried out, the main functions of the guardianship and guardianship authorities to protect the rights and interests of children left without parental care are considered, the experience of the regions on the prevention of social orphanhood is presented. Conclusions and suggestions for the prevention of social orphanhood are made by guardianship.
Keywords: social orphanhood, prevention, guardianship and guardianship authorities.
Введение
В современной России проблема сиротства является наиболее актуальной. В настоящее время при отсутствии стабильности социально-экономической и политической жизни в учреждениях интернатного типа остается все больше детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Понятие социального сиротства, довольно широко распространенного в нашей стране,
указывает на особую роль социальных процессов и условий в обществе, оказывающих влияние на формирование этого явления [4].
Описание исследования
Подавляющим большинством исследователей сущность «социального сиротства» трактуется также как особое состояние детства, обусловленный его в условиях определенной социальной структуры, в системе социальных
отношений общества, рассматривающего всех детей, оставшихся без должной опеки и воспитание, вне зависимости от социального статуса родителей. При этом в социокультурной перспективе социальное сиротство характеризуется ослаблением поля социального контроля со стороны базисных социальных институтов (семьи, школы), нарушением процесса межличностной коммуникации, ограничением доступа к необходимым ресурсам и возможностей индивидуального развития [1].
В своем исследовании О.М.Горева, Л. Б. Осипова, Е.А. Сербина выявили причину возникновения социального сиротства [2]. Оценка испытуемыми причин зарождения социального сиротства отражает общие характеристики социального настроения населения современной России. К их числу можно отнести социальный пессимизм, негативную социально-экономическую обстановку в стране, повышенную тревожность, рост бедности.
Исследование, проведённое Аналитическим центром при Правительстве РФ по заказу Фонда Тимченко, выявило — есть четыре категории ситуаций, которые требуют усиленного внимания:
— 40,4 % детей попали в учреждения из семей, где родители злоупотребляют алкоголем;
— 24,5 % были оставлены без присмотра;
— 14,1 % оставлены из-за тяжёлого материального положения семьи;
—13,0 % имеют ограниченные возможности здоровья1.
В соответствии со ст. 31 ГК РФ и п. 1 ст. 121 CK РФ функции по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагаются на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства(далее — ООП) являются субъектами исполнительной
1 Причины социального сиротства в России // Портал для специалистов сферы защиты детства. URL: http://deti.timchenkofoundation.org/2020/03/10/ prichiny-socialnogo-sirotstva-v-rossii/ (дата обращения: 10.09.2020].
власти субъектов Российской Федерации, непосредственно участвующими в установлении, осуществлении или прекращении опеки и попечительства. Деятельность этих структур, связанная с оказанием помощи в получении образования, социальных и медицинских услуг, отбором и информированием граждан, выразивших желание стать опекунами и попечителями, осуществляется в сотрудничестве с другими структурами исполнительной власти.
Осуществляя деятельность по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, органы опеки и попечительства выполняют четыре основные функции:
1) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;
2) избрание формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей;
3) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством;
4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания, образованием таких детей.
Основные задачи деятельности отдела опеки и попечительства — это защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством, надзор за деятельностью опекунов и попечителей, контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством, либо помещенных под надзор в образовательные организации и иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Профилактика социального сиротства является одной из самых острых проблем. Очевидно, что наиболее благоприятным для ребенка является сохранение его кровной семьи, но это не всегда возможно. В связи с этим важной частью работы специалистов органов опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является проведение профилактической работы с родителями, направленной на то, чтобы вернуть их к нормальному образу жизни и изменить отношение к ребенку. Поэтому специалисты по защите прав детей тесно сотрудничают с учебными заведениями, органами здравоохранения, органами исполнительной власти, социальной защиты населения, правоохранительными органами, и именно благодаря специалистам этих служб орган опеки и попечительства может
своевременно выявлять и помогать ребенку, который в этом нуждается, а также стараться не допустить, чтобы этот ребенок попал в категорию социальных сирот.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1 органы опеки и попечительства:
— дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших 15 лет, до получения ими общего образования;
— участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если несовершеннолетние являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Законодательство субъектов РФ может возложить на органы опеки и попечительства дополнительные полномочия и права в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Одним из направления развития деятельности органов опеки и попечительства является применение современных информационных технологий [3].
Основной целью применения информационных технологий в деятельности органов государственной и муниципальной властей является повышение эффективности, информационной открытости и прозрачности механизмов государственного управления, формирование электронного правительства, ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям и опирающегося на возрастающую роль информации и информационных технологий в общественной жизни.
Применение информационных технологий в деятельности органов опеки и попечительства отражаются в Постановлении Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных
1 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изменениями и дополнениями] // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 10.09.2020].
вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»2.
Например, в части подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан орган опеки и попечительства через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средства массовой информации информирует граждан о возможности стать опекунами, порядке установления опеки (попечительства) и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация), а также ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами3.
В 2020 году в связи с введением режима повышенной готовности4 было приостановлено предоставление государственных и (или) муниципальных услуг в помещениях органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области. Государственные и муниципальные услуги, предоставление которых возможно в электронном виде, предоставляются исключительно в электронном виде5.
Заключение
Таким образом, изучив направления деятельности органов опеки и попечительства, можно сделать вывод о том, что деятельность отделов опеки и попечительства осуществляется в соответствии с его функциями и задачами. В настоящее время вопрос о работе отдела опеки и попечительства является актуальным, поскольку целью этого отдела является реализация единой государственной политики в области несовершеннолетних и осуществление социальной и правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2 Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан : Пост. Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. №21. Ст. 2572.
3 Там же.
4 О введении режима повышенной готовности : распоряжение Правительства Челябинской области от 18.03.2020 г. № 146-рп // Официальный интернет-портал правовой информации. URLhttp://publication.pravo. gov.ru/Document/View/ (дата обращения: 10.09.2020].
5 О внесении изменения в распоряжение Правительства Челябинской области от 18.03.2020 г № 146-рп : распоряжение Правительства Челябинской области от 3 апреля 2020 года № 190-рп // Официальный интер-нет-порталправовойинформации.иРЬ:Ьйр://риЬИсаИоп. pravo.gov.ru/Document/View/7400202004030003 (дата обращения: 10.09.2020].
В настоящее время отработана схема взаимодействия по работе с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. В том числе и информационное взаимодействие. В государстве действует система органов, которые должны обеспечить безопасность детей, помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка. Прокуратурой систематически проводятся проверки, на основании которых должностные лица, не исполняющие обязанности, привлекаются к ответственности.
Предложения по профилактике социального сиротства делятся на следующие группы:
— ранняя профилактика семейного неблагополучия. В данную группу можно отнести работу с ближайшим окружением ребенка, программы, направленные на оказание социально-психологической помощи семье в мобилизации собственных ресурсов по преодолению трудностей. В качестве информационных технологий можно предложить информационный ресурс «Электронный паспорт семьи», используемый в Тюменской области в составе корпоративной информационной системы социальной защиты населения с 2007 года1.
Его внедрение позволяет на основе данных о семьях создавать адресные программы, направленные на решение их проблем, учитывать потребности конкретной семьи при оказании различных видов помощи, разрабатывать и реализовывать эффективные алгоритмы работы с семьями с участием всех заинтересованных структур и ведомств;
— работа с кризисными ситуациями семьи, в том числе коррекцию психологического здоровья, профилактику отклоняющегося развития ребенка. К данной группе можно отнести различные терапевтические методики работы с семьей, например, арт-терапия, канисте-рапия, игротерапия, межведомственная комплексная реабилитационная работа с семьей, находящейся в кризисной ситуации.
Целенаправленная информационная работа с семьями позволяет добиться положительной динамики сокращения числа детей и семей, находящихся в социально опасном положении, способствует профилактике семейного неблагополучия.
Одними из инновационных технологий социальной работы с семьей являются технологии, направленные на возрождение и укрепление
1 Электронный паспорт для семьи // Информационное агентство ТюменьМедиа. URL: https://tyumedia. ru/65179.html (дата обращения: 10.09.2020).
семейных традиций, формирование семейных ценностей. Например, организация спортивных семейных фестивалей и состязаний; освещение в СМИ материалов об успешных многодетных, приемных семьях; проведение региональных и городских праздников, посвященных Дню семьи, Дню матери, Дню защите детей; чествование многодетных семей, супругов, отмечающих золотые и бриллиантовые свадьбы, а также молодых пар во время бракосочетания; реализация медико-социально-педагогических проектов типа «Школа молодых родителей», «Школа счастливой семьи»; проведение в некоторых субъектах РФ конкурса молодых семей «Успешная семья» и др.
В качестве направлений совершенствования органов опеки и попечительства в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку и на воспитание в приемные семьи можно предложить:
1. Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, решившим взять на воспитание ребенка-сироту, или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая расширение перечня предоставляемых замещающим семьям социальных услуг, психологическую и юридическую поддержку таких семей, подготовку кадров социальных работников, повышение их квалификации.
3. Совершенствование организации социальной поддержки замещающих семей на основе формирования законченных социальных технологий, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя.
4. Широкое использование активных форм социальной поддержки замещающих семей, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т. д.
Делая прогноз по эффективности результатов деятельности органов опеки и попечительства в Челябинской области, мы можем выделить улучшения по следующим направлениям:
— оказание психолого-коррекционной своевременной социальной помощи семьям позволит детям комфортно жить в семье, наладить отношения с родителями, опекунами и законными представителями;
— переподготовка и прохождение новых, современных курсов психологами и социальными работниками позволит оказать более квалифицированную помощь социально-неблагополучным семьям и семьям, усыновляющих детей.
— создание благоприятных условий в семье позволит ребенку быстрее адаптироваться к нормальной жизни, что так же исключит рост преступности;
— своевременное посещение социальными работниками неблагополучных семей позволит своевременно выявить состояние детей и оказать необходимую защиту и помощь.
Список литературы
1. Алания, Д. А. Сущность социального сиротства и его профилактика в государственном управлении / Д.А.Алания // Актуальные исследования. — 2020. — № 6 (9). — С. 65—70.
2. Горева, О. М. Проблема социального сиротства в современной России / О. М. Горева, Л. Б. Осипова, Е. А.Сербина // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-1. — URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18234 (дата обращения: 28.09.2020).
3. Кирилловых,А.А. Опека и попечительство под охраной закона / А.А.Кирилловых // Законодательство и экономика. — 2008. — № 9. — URL: https://base.garant.ru/5593193/ (дата обращения: 28.09.2020).
4. Ярмухамедов, Р. Социальная поддержка детей-сирот / Р.Ярмухамедов // Законность. — 2016.— №11 (865). —С. 30—31.
References
1. Alaniya, D. A. Sushchnost sotsialnogo sirotstva i ego profilaktika v gosudarstvennom upravlenii / D. A. Alaniya // Aktualnye issledovaniya. — 2020. — № 6 (9). — S. 65—70.
2. Goreva, О. M. Problema sotsialnogo sirotstva v sovremennoy Rossii / О. M. Goreva, L. B.Osipova, Ye.A.Serbina // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. — 2015. — № 1-1. — URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18234 (data obrashcheniya: 28.09.2020).
3. Kirillovykh,A. A. Opeka i popechitelstvo pod okhranoy zakona / A.A. Kirillovykh // Zakonodatelstvo i ekonomika. — 2008. — № 9, —URL: https://base.garant.ru/5593193/ (data obrashcheniya: 28.09.2020).
4. Yarmukhamedov, R. Sotsialnaya podderzhka detey-sirot / R. Yarmukhamedov // Zakonnost. — 2016. — №11 (865). —S. 30—31.
Дата поступления статьи в редакцию: 11.11.2020.