Научная статья на тему 'Профилактика распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции'

Профилактика распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
940
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Челышева И.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции»

И. Б. ЧЕЛЫШЕВА начальник отделения психологического обеспечения

ФКУ УИИ УФСИН России по Ивановской области, майор внутренней службы

Профилактика распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции

Общеизвестно, что любой осужденный, вне зависимости от своего статуса в исправительном учреждении, в межличностных отношениях с другими осужденными и персоналом учреждения руководствуется в том числе неписаными правилами, которые устанавливаются в пенитенциарных учреждениях осужденными, придерживающимися воровских традиций, криминальной субкультуры.

Криминальная субкультура сплачивает правонарушителей, выступает в качестве регулятора их поведения. Но главная ее опасность в том, что она искажает общественное сознание, трансформирует преступный опыт, расшатывает добропорядочность населения, блокирует процесс социализации молодежи, формирует общественное мнение

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2018

о целесообразности нарушения определенных правовых норм (например, уклонение от налога), создает положительный имидж некоторым категориям преступников и, наоборот, осуждает граждан, способствующих правоприменительным органам в их задержании. Другими словами, криминальная субкультура является основным механизмом криминализации общностей, и прежде всего молодежной среды. [1].

Преступления несовершеннолетних отличаются по своему характеру от идентичных преступлений взрослых. Причиной этого являются механизмы взаимного криминального заражения, конформного поведения, группового давления. Большинство таких преступлений связано с употреблением алкоголя, наркотиков, ослаблением социаль-

73

ного контроля, несформированностью правосознания. Все это определяет и основные направления профилактической работы с несовершеннолетними, преступившими закон.

Работа по профилактике распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции (УИИ), носит комплексный характер и реализуется такими методами, как психолого-просветительские лекции, воспитательные беседы, психокоррекцион-ные мероприятия (тренинги, консультации, кинотренинги).

В современном мире активного использования мультимедийных устройств встает проблема распространения в среде подрастающего поколения молодежной субкультуры. Социальные сети становятся площадкой для внедрения как просоциальной, так и асоциальной субкультуры в молодежном мире. К просоциальной субкультуре можно отнести движение футбольных фанатов, панков, ролевиков, хипстеров. К асоциальной субкультуре - сообщества гопников, готов, эмо, скинхедов, АУЕ*.

Пропаганда криминальной идеологии, криминальной субкультуры, которая активно распространяется в мультимедийном пространстве, социальных сетях стимулирует у подрастающего поколения делинквентное поведение.

Основными мотивами участия несовершеннолетних в группах, внедряющих криминальную субкультуру, являются следующие:

* В Забайкалье среди молодежи получает распространение криминальное движение АУЕ (арестантский уклад един). Вызов обществу приверженцы этой группы осуществляют через нарушение правовых норм, в хулиганских выпадах против представителей власти.

- стремление выделиться из общей массы;

- непонимание в кругу значимых близких людей;

- выражение протестных настроений;

- влияние приятелей, компании;

- любопытство, интерес к новому, желание занять себя чем-то.

Низкая занятость подростков позитивной социальной деятельностью, отсутствие положительного примера для подражания в повседневной жизни молодежи, романтизация идей криминального мира (общак, блатные песни, ритуалы, татуировки), высокая потребность в общении, в самоутверждении и возможность реализовать эти потребности в виртуальном мире становятся условиями для использования виртуального ресурса как площадки по внедрению криминальной субкультуры в сознание молодых пользователей социальных сетей.

Криминальная субкультура - это культура меньшинства. Она вступает в противоречие с общечеловеческой культурой. Общество отторгает преступников, направляет их в специальные учреждения и тюрьмы. Для того чтобы чувствовать себя комфортно, восстановить ценность своей личности, не быть отторгнутым, изгоем, люди криминальной направленности объединяются в общности подобных себе людей, вырабатывают свою идеологию, противопоставляют себя законопослушному обществу («мы» - «они»).

Центральным элементом субкультуры являются криминальные установки, то есть система неписаных асоциальных ценностей и представлений в сознании людей, которая оправдывает и поощряет преступный образ жизни и совершение правонарушений. Среди социальных ценностей следует обратить внима-

74

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

ние на такие, как человеческая жизнь, семья, чувство гражданского долга, порядочность, честность, ответственность и другие нравственные ценности. В преступной среде существует своя система ценностей, а социальные ценности приобретают искаженный смысл. Так, ценность социума «ответственность за свою жизнь, свои поступки» рассматривается в криминальном мире как «умение переложить ответственность на того, кто этого хочет»: зачем мне отвечать, когда всегда есть те, кто хочет нести ответственность - учителя, сотрудники правоохранительных органов, родители, государство.

Специфическим элементом криминальной субкультуры выступает криминальное общение, и в частности такие средства, как жаргон, клички, татуировки. Их функция атрибутивная, то есть подтверждение принадлежности к криминальному сообществу, а также конспиративная.

В сознание современной молодежи внедряются категории криминальной субкультуры, прививается их обыденность, установка на естественность. Так, фильм «Бригада», радио «Шансон» с его блатной музыкой, по сути, способствуют криминализации молодежи, приобщая ее к уголовному языку, приучая мыслить криминальными категориями, романтизируя образ бандитов, хулиганов. Опасность такого «культурного» приобщения молодежи в том, что в молодежной среде стимулируется противоправное поведение, криминальный язык становится общепонятным, а глубинным следствием этих процессов становится криминализация сознания современного человека.

Профилактическая работа по предотвращению внедрения в подростковую среду криминальной субкультуры должна быть психологически и педаго-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2018

гически обоснованной, а также носить комплексный характер.

Психолог и инспектор уголовно-исполнительной инспекции должны учитывать и то, что общение подростков в среде взрослых правонарушителей приводит к усилению антиобщественных взглядов, суждений, оценок, а нравственное самосознание будет связано с искаженным пониманием нравственных понятий и представлений.

Среди несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, выделяются лица с инфантильным поведением. Это проявляется в беспечности, беззаботности в отношении учебы и своего будущего, в недоразвитости чувства ответственности, для них характерны поверхностность суждений, слабость сдерживающих механизмов при исполнении личных желаний.

Эффективная работа с несовершеннолетними, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, требует от сотрудников УИИ знаний психологических основ поведения и искреннего интереса к жизни подростков, создания условий для реализации их способностей. Для этого сотруднику необходимо иметь полную информацию не только о воспитуемом, но и о его родителях или опекунах, родственниках, друзьях и других окружающих его лицах. В этих целях инспекторами и психологами УИИ осуществляются проверки по месту жительства несовершеннолетних осужденных, изучаются взаимоотношения в семье подростка, проводятся беседы с родителями или лицами, их замещающими. Психологами проводятся консультации подростков по проблемам межличностного общения, правосознания, оказывается помощь воспитателям, учителям в подборе средств и методов воздействия на психику подростка.

75

Профилактика распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, предполагает комплексный подход и включает воспитательные, просветительские и психокор-рекционные мероприятия.

Основой профилактики криминально-субкультурных проявлений у несовершеннолетних в пенитенциарной среде стала выработанная нами на основе теоретических знаний и практического опыта система психолого-педагогической и правовой реадаптации подростков, преступивших закон.

Психолого-педагогическая и правовая реадаптация учитывает следующие принципы работы по профилактике распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних:

1. Ориентация на потребность личностного общения и социального самоутверждения. Учет возрастной психологии несовершеннолетних вынуждает ориентироваться на фундаментальные потребности подростков - потребности общения и самоутверждения. Реализация этого принципа возможна посредством включения подростков в общение на нравственной основе, когда образцами для подражания становятся нравственные, высокодуховные личности. Самоутверждение подростка - важное условие развития личности. Формами самоутверждения подростка выступает участие в любой созидательной деятельности, создание самопрезентации, формирование собственного «я» с помощью виртуального пространства.

2. Повышение занятости подростка посредством вовлечения в общественно полезные виды деятельности, такие как спорт, труд, культурно-массовое просвещение и т. д.

3. Социальное оздоровление отрицательной микросреды, в которой находится подросток - изменение референтной группы, а также развенчивание романтики по конкретным проявлениям криминальной субкультуры («законов зоны», правил, норм, традиций уголовного мира и др.), которые некритично воспринимаются многими подростками.

4. Создание на государственном уровне информационной концепции правовой пропаганды предполагает распространение правовых знаний в молодежной среде; демонстрацию методов правового регулирования и правоприменительной деятельности; распространение правовой культуры; порицание и осуждение противоправного поведения; правовую ориентацию досуговой деятельности детей (показ детективов, проведение телеконкурсов по правовой проблематике и др.).

Основными аспектами педагогической реабилитации являются правовое, патриотическое, культурное, духовно-нравственное, профориентационное воспитание несовершеннолетних осужденных. Нами разработан методический комплекс и психотехнические приемы реализации данной ресоциализирующей деятельности.

Правовое воспитание реализуется:

- посредством проведения тематических регистраций, воспитательных бесед с целью формирования у подростка правосознания и социально-правовых норм, конструктивных интересов, поощрения социально-полезных связей, формирования патриотических чувств и гордости за Россию, формирования ответственности за свое будущее;

- посредством организации информационных встреч с субъектами системы профилактики, с членами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурором для проведения профилактической беседы по правовому воспитанию;

76

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

- в работе по профилактике право-послушного поведения в подростковой среде в рамках проведения комплексных межведомственных операций (этапы: «Здоровый образ жизни», «Безнадзорные дети», «Всеобуч», «Лидер»), где ведется активная просветительская работа в учебных заведениях, которая включает в себя лекции, кинолектории в рамках проведения Единого дня профилактики, информационные встречи, профилактические акции по формированию просоциального поведения и правосознания;

- через наглядную агитацию профилактического характера (брошюры, плакаты, информация о субъектах профилактики с указанием адресов, телефонов) на стендах филиалов уголовно-исполнительной инспекции;

- увлеченности блатной романтикой подростков надо обязательно противопоставлять современные, в том числе «модные» социально-нормативные интересы молодежи, привлекая для решения данной задачи волонтеров из числа студентов вузов, учащихся образовательных школ, спортсменов молодежных сборных и т. п. [2].

Патриотическое и культурное воспитание реализуется посредством:

- посещения музеев, библиотек, театров, организации просмотра кинофильмов социальной, патриотической, исторической проблематики с целью расширения досуговой деятельности подростков, находящихся в конфликте с законом;

- привлечения к работе с несовершеннолетними общественных объединений (Российский союз молодежи, Казачье общество и др.).

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение аддик-тивного (зависимого) поведения и формирование здорового образа жизни среди подростков, осуществляются:

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2018

- через взаимодействие с реабилитационными центрами;

- через проведение тематических встреч с сотрудниками правоохранительных органов, с врачами-наркологами;

- посредством кинопоказа и обсуждения фильма «Твой выбор».

Духовно-нравственное воспитание. Большая часть несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание, являющееся альтернативной лишению свободы, отличаются выраженным социально-правовым нигилизмом (негативизмом), имеют антиобщественные взгляды и установки, отрицают значимость любых запретов. Это предполагает усиленную работу по формированию их нравственного и правового сознания, духовно-нравственных ценностей. В противовес идеологии криминальной субкультуры важно предложить, например, христианские заповеди, активно привлекая для этой миссии представителей религиозных организаций [3].

Духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних осужденных, призванное сформировать нравственное сознание подрастающего поколения, проходит:

- при взаимодействии с пастырями православных церквей, в проповедях, духовных беседах*;

- в паломнических поездках по святым местам;

* Уголовно-исполнительная инспекция активно сотрудничает с православными приходами города и области. В рамках этого сотрудничества несовершеннолетние осужденные встречаются с клириками храма, узнают историю создания храмов родной земли, восстановления их после религиозных гонений. Важным для подростков всегда становится разговор о духовной борьбе, которую каждый из нас постоянно ведет не только с внешними соблазнами, но и с «внутренними врагами»: ленью, гордыней, завистью, гневом. Подобные встречи, несомненно, обогащают познавательный интерес детей, воспитывают патриотизм, заставляют их задумываться над причинами происходящего в жизни и учат принимать ответственность за содеянное.

77

- в организации экскурсий в православную среднюю школу.

Профориентационное воспитание проходит в рамках экскурсий в центры занятости населения, профориентаци-онного тестирования с целью определения мотивации к какой-либо сфере деятельности, выявления уровня осознания своей готовности к выбору профессии.

В психологической работе с подростком обозначим лишь основные психокоррекционные мишени, на которые целесообразно воздействовать в рамках психологической коррекции личности несовершеннолетнего осужденного [4], так как технология и особенности применения психокоррекции не являются предметом рассмотрения данной статьи:

- корректировка структуры мотива-ционно-потребностной сферы, нравственных установок, моральных убеждений и принципов;

- анализ субъективной картины жизненного пути, формирование позитивного, реалистичного, социально-нормативного образа будущего;

- развитие рефлексии и ответственности [5];

- формирование и развитие доверия к себе, обществу и персоналу УИС [6];

- развитие способности определять границы своего внутреннего мира, уважать и соблюдать личное пространство другого человека (экологические рамки);

- развитие умения и навыков ассер-тивного поведения;

- развитие способности оценивать последствия своих поступков;

- использование в деловых и ролевых играх, в процессе дискуссии и тренингов ресурса личности (склонность к распространению слухов) для ведения антипропаганды криминальных авторитетов.

Анализ субкультуры молодежной среды современного российского общества выявил проблему криминализации субкультуры, что, безусловно, является мощным фактором стимулирования у подрастающего поколения делинквент-ного поведения. Активное распространение в мультимедийном пространстве, в социальных сетях идеологии криминального мира, романтизация блатных ценностей, криминальной атрибутики, с одной стороны, и отсутствие последовательной информационной, правовой, духовно-нравственной пропаганды на государственном уровне, с другой, является благодатной средой для внедрения криминальной субкультуры в сознание молодежи. Все это вынуждает проводить среди несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, целенаправленную работу по профилактике распространения криминальной субкультуры. ф

1. Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994. С. 12

2. Профилактика криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, подозреваемых, обвиняемых : методические рекомендации / под общ. ред. доктора психологических наук, профессора В. М. Позднякова. М. : ФКУ НИИ ФСИН России, 2015. С. 74.

3. Там же. С. 73.

4. Там же. С. 76.

5. Калашникова М. М. Психодиагностика и психокоррекция ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола: практические рекомендации. Рязань, 2013. 64 с.

6. Дебольский М. Г., Дмитриева Л. А., Локтева О. А. Формирование и развитие доверия во взаимоотношениях между персоналом УИС и осужденными : методическое пособие. М. : ФСИН России ; НИИ ФСИН России, 2006. 51 с.

78

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.