Романова Светлана Андреевна
аспирант кафедры социологии Международной академии бизнеса и управления
Социальная диагностика преступности несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН и УИИ и отбывающих наказание в воспитательных колониях
СЩ оциальная диагностика применяется как «система поэтапного изучения процесса или явления (в данном случае, преступности), результатом которой является выявление типичных характеристик и причин указанных форм отклоняющегося поведения для принятия практических рекомендаций по их ми-нимизации»1.
Преступность несовершеннолетних - это «совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте 14-17 лет за определенный отрезок времени на конкретной территории, и их участников с количественно-качественными характеристиками»2.
Рассмотрим составляющие причинного комплекса с учетом полученных результатов социологического опроса. Были опрошены несовершеннолетние, отбывающие наказание в Можайской и Икшанской воспитательных колониях (ВК), и подростки, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних (ПДН) и уголовно-исполнительных инспекциях (УИИ) за совершенные противоправные деяния на территории Центрального федерального округа (ЦФО). Опрос был проведен в Брянской, Владимирской, Костромской, Тамбовской и Тульской областях. А также опрошены сотрудники уголовно-исполнительной системы УФСИН РФ по Московской области, МВД и Управления образования, работающие с несовершеннолетними3.
Сотрудники УФСИН по Московской области,
ПДН и ЦВСНП отмечают:
1. Объективные трудности работы с несовершеннолетним (несовершенство законодательства, отсутствие в районе ряда специальных учреждений, недостаточная материально-техническая оснащенность, нехватка времени на индивидуальную работу с подростком). С несовершенством законодательства в Костромской области сталкиваются 20% опрошенных сотрудников органов внутренних дел (ОВД), во Владимирской области - 6% сотрудников ОВД, в Тамбовской области - 30%, в Тульской области - 12%.
Кроме того, 3% сотрудников ЦВСНП отмечают короткий срок пребывания несовершеннолетних в центре временного содержания. А 7% сотрудников УИС не хватает времени на индивидуальную работу с подростком.
2. Наличие конкретных, субъективных трудностей. Так, в Тульской области 38%, в Тамбовской области - 40%, в Костромской области - 7%, во Владимирской области - 75% опрошенных имеют дело с лживостью, недоверием, нежеланием подростков исправиться и учиться. А в Тамбовской области сотрудники ПДН обеспокоены тем, как обезопасить себя от посягательств и мести несовершеннолетних правонарушителей. 36% сотрудников УИС сталкиваются с нарушениями со стороны подростков внутреннего распорядка колонии.
89% сотрудников ОВД в Тульской области проводят индивидуальную, профилактическую работу с несовершеннолетними, разъясняя им нор-
1 Социология. Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Мн.: Книжный дом, 2003. С. 944.
2 Ильяшенко А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды): Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2001. С. 7.
3 В опросе приняли участие 247 несовершеннолетних, из них 86 отбывающих наказание в Можайской и Икшанской ВК, и 140 специалистов из МВД, Управления образования и ФСИН. Подробно о результатах исследования см.: Романова С.А. Организация деятельности субъектов профилактики преступности несовершеннолетних: социально-управленческий аспект: Методическое пособие. М.: Изд-во «Прометей», 2007.
_280
мы законодательства, используя личным пример и различные педагогические способы воздействия и 11% - применяют к подросткам административные меры воздействия.
Сотрудники ЦВСНП в Тульской и Брянской области используют индивидуальные (например, поощрение) и групповые формы организации взаимодействия с несовершеннолетним, стараются заинтересовать учебой, приобщить к труду. К тому же формируют в несовершеннолетних бережное отношение к своему здоровью.
По данным опроса сотрудники ОВД в индивидуальной беседе с подростком в большей степени учитывают, осознает ли он свою вину в совершенном деянии,обстоятельства, при которых он переступил закон, его отношение к своей семье и друзьям, его навыки и социальные потребности. В меньшей степени сотрудниками учитываются: отношение подростка к спортивным занятиям, его волевые качества, отношение к труду и будущему.
Интересен опыт тренеров-преподавателей СДЮШОР во Владимирской области, которые проводят групповую работу с несовершеннолетними, ориентируясь на формирование в ребятах уважения к нормам, принятым в обществе, уважения к взрослым, заинтересованности общественно полезной деятельностью и спортом.
В индивидуальной работе с подростком сотрудники УИС в большей степени учитывают его способности и отношение к семье, друзьям, труду и будущему, но в меньшей степени - осознание им своей вины, его волевые качества и отношение к спорту.
Сходство ориентаций сотрудников ОВД и УИС на показатели, значимые для осуществления профилактических мероприятий, говорит о том, что выстраивание доверительных отношений между сотрудником и подростком остается залогом успешной работы. При этом необходимо в течение воспитательной и профилактической работы привить несовершеннолетнему уважение к чужой собственности и труду, разъяснить правила общения и поведения в обществе, сформировать чувство патриотизма и терпимость. А сделать это в условиях недоверия и активного сопротивления со стороны несовершеннолетних очень сложно.
Поэтому, например, 13% сотрудников ОВД в
Костромской области, 12% в Брянской области и 21% во Владимирской области взаимодействуют с другими ведомствами, в том числе с УИИ, в целях предупреждения повторных нарушений закона со стороны подростков. Совместные усилия помогают решить вопросы, возникающие в практической работе с несовершеннолетними.
В случае взаимодействия с учителями, администрацией школы или ПТУ, в которых учились несовершеннолетние, в рассматриваемых областях удалось добиться проведения лекций, семинаров и культурных мероприятий профилактического характера и распространить информационные буклеты, в том числе по проблеме молодежного экстремизма. Тематика встреч: от вреда алкоголя и наркотиков, до правил поведения на дорогах и при захвате в заложники террористами.
Проведение подобных мероприятий важно еще и потому, что помогает сформировать у несовершеннолетних и взрослых правильные представления о социальных проблемах молодежи. Ведь порой причиной употребления спиртосодержащей продукции, наркотиков в раннем возрасте и совершения в состоянии опьянения противоправного поступка, является незнание того, какие последствия за этим наступят.
Согласно полученным данным в одиночку или с взрослыми подростки почти не употребляли спиртосодержащую продукцию и табачные изделия. Исключение составляют заключенные из Можайской ВК: 24% опрошенных подростков употребляли алкогольную продукцию с родственниками, 39% - в одиночку.
В Костромской области 46%, в Брянской области 18%, во Владимирской области 37%, в Тамбовской области 47%, в Тульской области 33% опрошенных несовершеннолетних отметили, что впервые попробовали алкоголь в группе себе подобных. И впервые именно в группе, состоящей из несовершеннолетних, выкурили табачное изделие в Костромской области - 33%, в Тульской области - 44%, в Тамбовской области - 27%, в Брянской области - 23%, во Владимирской области - 42% опрошенных подростков.
Рассмотрим сходства и отличия в противоправном поведении несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН и УИИ и отбывающих наказание в ВК, с учетом следующих характеристик1:
1 См.: Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976. С. 191. Цит. По: Полтарыгин РВ. Профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи (в условиях курортного региона): Монография / Под ред. Д.К. Нечевина. М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 40. Также: Копцева О.А. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся // СОЦИС. 2005. № 2. С. 119. Быков С.В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах // Психол. журн. 2004. Т. 25. № 3. С. 42. Голодняк А.Ю. Криминологические особенности антиобщественного поведения подростков из маргинальной среды и предупреждение совершаемых ими преступлений: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 92. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. М.: Генезис, 2000.
281
1. Социально-демографическая (пол подростка, его возраст, социальное положение и социальная роль, уровень жизни, место жительства, жилищные условия, уровень образования, наличие у него профессии и работы, проблемы миграции и урбанизации).
Результаты анкетирования показали, что наибольшее количество впервые совершенных подростками общественно опасных деяний приходится на возрастные промежутки: с 11 до 14 лет, с 15 до 16 лет. При этом 30% опрошенных осужденных подростков Можайской ВК указали 14 лет - как время первого нарушения закона.
Отсюда очевидно, что работа с несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности (14 лет), требует больше усилий со стороны правоохранительных органов и других субъектов профилактики. Ведь до достижения 14 лет в личности закладываются основные представления о норме поведения и стереотипы взаимодействия с окружающими, что в будущем может сказаться на мотивации поведения и на способах реализации потребностей.
Активность же другой возрастной группы (15-летних) свидетельствует о неком «взрыве» (эмоциональной разрядке) в поведении. Хотя подростки и указывали на случайный характер совершения противоправного деяния, нельзя отрицать, что, скорее всего, разрядку спровоцировали накапливающиеся во времени негативные отношения с ближайшим окружением (родители были требовательны, в семьях случались скандалы, имело место пьянство) и в некоторых случаях -ухудшение социально-бытовых условий.
На момент совершения противоправного деяния не закончили 9 классов 27% осужденных в Можайской ВК, 45% из Икшанской ВК, 35% подростков во Владимирской области, 50% в Брянской области. Имели общее среднее образование: 53% в Костромской области, 56% в Тульской области, 60% в Тамбовской области, 47% подростков из Балашихи Московской области. В Можайской ВК 19% закончили 11 классов. В Тамбовской области 17% получили среднее специальное образование.
Опрошенные несовершеннолетние проживали со своими семьями, как в квартирах многоэтажных домов, так и в отдельных домах с прилегающими к ним участками земли. Но неблагоприятные бытовые условия (потребность в еде, одежде, бытовых приборах), в которых приходится жить несовершеннолетним, в меньшей степени способствуют нарушению ими закона. Все-таки больше половины всех опрошенных отметили, что в семье они жили в достатке.
Что касается наличия профессии и работы, многие несовершеннолетние подрабатывали в качестве автомеханика, слесаря, разносчика газет.
У несовершеннолетних Тульской, Владимирской, Тамбовской области, а также у осужденных Можайской и Икшанской ВК выявлена потребность бродяжничать, исследовать другую территорию и совершать там противоправные деяния.
2. Правовая (степень тяжести совершенного деяния, наличие судимости).
По данным опроса основной массив преступности несовершеннолетних составляют:
кражи (в Тамбовской области - 80%, в Балашихе - 27%);
грабежи (в Костромской области - 40%, во Владимирской области - 30%);
разбой (28% осужденных в Можайской и 23% в Икшанской ВК, в Брянской области - 23%);
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (25% осужденных в Можайской ВК, в Тульской области - 6%);
деятельность, связанная с наркотическими средствами и психотропными веществами (14% осужденных в Икшанской ВК).
В единичных случаях встречаются появление в общественных местах в состоянии опьянения, вымогательство, приготовление к преступлению и покушение на преступление, побои, вандализм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, неправомерное завладение автотранспортом без цели хищения.
Из общего числа опрошенных подростков имели судимость:
а) одну (в Костромской области 40%, в Брянской области 36%, во Владимирской, Тамбовской и Тульской области по 33%, 73% - в Балашихе, 39% в Можайской и 59% в Икшанской ВК);
б) две (в Тульской и Тамбовской области по 3%, во Владимирской области 2%, 28% - в Можайской ВК);
в) три и более (9% - в Можайской и 14% - в Икшанской ВК).
3. Нравственно-психологическая включает в себя:социальную/асоциальную направленность действий, ценностные ориентации, мотивы, интересы, психофизиологические особенности личности.
Согласно данным опроса, преступность несовершеннолетних носит ярко выраженную корыстную направленность: 32% - совершили ради приобретения денег и вещей, 5% - утверждения своего авторитета.
18% всех опрошенных подростков совершили преступление в состоянии алкогольного, 14 % -
282
наркотического опьянения.
Около 80% всех опрошенных подростков, совершивших преступление, хотели бы в будущем иметь семью, среди них 76% - иметь детей.
4. Наследственно-биологическая характеристика тесно связана с психофизиологическими особенностями личности: степень развитости физических и умственных способностей будет определять ведущие потребности и цели, тем самым, способствуя той или иной деятельности.
Например, для 188 опрошенных подростков характерно решение конфликтов в школе социально приемлемым способом, а для 92 - с позиции силы.
5. Социальное поведение как характеристика раскрывает отношения в социальной группе, связь личности с криминальным миром, самооценку, общественную активность личности.
Занимался социально полезной деятельностью (в кружках, секциях, спортом) и развивал социальные навыки поведения 101 опрошенный подросток, из них 46 - осужденные ВК. Причины, по которым подростки не посещали кружки, следующие: плохое техническое оснащение (6 опрошенных), не принимали в секцию (3 опрошенных), не нравились руководители секций - 6 опрошенных подростков.
В рассматриваемых областях 140 несовершеннолетних, состоящих на учете, а также 65 осужденных из Можайской и Икшанской ВК помогали своим друзьям. 103 подростка, состоящих на учете, и 50 осужденных из ВК помогали своим одноклассникам.
Столь высокие показатели взаимодействия несовершеннолетних правонарушителей с одноклассниками и друзьями свидетельствуют не только о существовании базовой потребности ребенка налаживать связь с окружающим миром, но и предупреждают о скрытой потребности -вовлечь законопослушных подростков в свои преступные замыслы.
6. Отношение к будущему. У несовершеннолетнего правонарушителя отношение к будущему может быть как адекватным, так и размытым, несформированным. Поэтому в профилактической работе с несовершеннолетними очень важно обратить внимание на их размышления о будущем. 37% опрошенных подростков волнует проблема трудоустройства. 22% - проблема дальнейшего обучения. 6% - проблема со здоровьем. Не исключено, что несовершеннолетним для избавления от вредных привычек понадобится помощь специалистов, хотя они это прямо не подтверждают. 36% уверены, что не совершат
нового преступления. А вот, у 3% отсутствует сила воли и у них вероятен рецидив. Большинство опрошенных подростков хотели бы в будущем работать на предприятии, организовать свое дело. Есть и те, кого привлекает служба в армии - 8%.
7. Локус контроля. Подросток видит источник управления своей жизнью, своим поведением либо во внешней среде, либо в самом себе. Ло-кус контроля играет важную роль в способе разрешения конфликтных ситуаций. Направленность локуса контроля в общении изменяется в зависимости от той группы, членом которой является подросток, и от его поведения в этой группе.
Для всех опрошенных подростков была характерна следующая оценка содеянного: 76% подростков, из них 25% - осужденные из ВК, признают свою вину (локус контроля направлен внутрь себя), те же, кто не признает свою вину, стремятся оправдать свои действия влиянием друзей, взрослых, обвиняют потерпевших (локус контроля - на внешнюю среду).
Выявленные сходства и отличия в поведении несовершеннолетних, состоящих на учете и отбывающих наказание в ВК, позволяют сформулировать следующие выводы.
1. В работе с подростками использовать социальные технологии.
В рамках организации деятельности субъектов профилактики основной целью является воспитание и становление несовершеннолетнего правонарушителя как полезного члена общества. Но методы и формы организации работы с ними существенно отличаются от тех, что используются в работе с законопослушными подростками.
Поскольку было выявлено, что субъекты профилактики сталкиваются со многими объективными трудностями, следует рекомендовать им ввести в свою деятельность социальную технологию, как научно обоснованный способ достижения цели (перевоспитания подростков) с помощью системы последовательных и взаимосвязанных действий1. Применение социальной технологии состоит из 3 этапов:подготовительный, реализация деятельности и оценка результатов. Следует помнить, что на качество осуществления указанных этапов неизбежно влияют потребности и интересы личности, ее предрасположенность к восприятию условий деятельности и ее поведение в этих условиях ради достижения цели.
2. Сотрудникам УИС и ПДН продолжать использовать методы воспитания и управления поведением подростков в своей повседневной деятельности.
См., например: Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие. Мн.: ТетраСистемс, 2000. С. 401.
283
Напомним, что методами воспитания являются: личный пример, воздействие и убеждение. К методам организации практической деятельности относятся: выбор, планирование, мотивация, инструктаж, упражнение, отчетность. Методы стимулирования: требования, оценка, контроль, поощрение, наказание, соревнование1.
Необходимо подчеркнуть и использование здо-ровьесбережения2 как метода управления поведением подростков правонарушителей. В данном случае, принимая на себя роль больного («я -наркоман»), подросток освобождает себя от выполнения повседневных обязанностей и функций в семье, образовательном учреждении, он препятствует своему биологическому и социальному развитию, социализации.
3. Сотрудникам УИС и ПДН обращать внимание на качество информации о личности несовершеннолетнего и накопленном опыте взаимодействия субъектов профилактики.
Информация в системе управления должна быть полной, достоверной, надежной, упорядоченной, своевременной и оптимальной. Понятная, разложенная на этапы (структурированная) информация позволяет сосредоточиться на реализации конкретной деятельности и использовать ресурсы по назначению. Информация должна соответствовать полномочиям и компетенции субъекта профилактики. Очень часто не удается собрать полную информацию о несовершеннолетних и их окружении или собранная информация искажена, нет возможности ее проверить, что, естественно, влияет на принятие решения.
Руководитель подразделения должен иметь в виду следующее:
Какие сложности возникают с реализацией процедуры, этапа? Достаточно ли подготовлены кадры, разработаны методические программы, пособия? На какую группу факторов и условий возникновения отклонений в поведении подростков направлены задачи, этапы профилактики?
Каков юридический статус профилактических действий и процедур? Например, «процедура рекомендована Министерством образования Рос-
сии. Концепция решения одобрена в документах рекомендательного характера. Процедура не рекомендована никакими документами, но имеется положительный опыт ее применения. Концепция решения никем не одобрена и процедура решения не апробировалась»3.
Имеется ли спрос у общественных образований и государственных учреждений на проведение профилактической работы и оказание соответствующей помощи семьям и детям «группы риска»?
4. Сотрудникам УИС и ПДН надлежит помнить и решать основные задачи воздействия4 на личность несовершеннолетнего, переступившего закон.
Воспитательная задача - восстановление положительных нравственных качеств личности подростка, обращение к его положительному опыту, который он накопил до становления на преступный путь.
Компенсаторная - стремление подростка компенсировать какой-либо недостаток, достижение успеха в социально направленной деятельности, реализация потребности в самоутверждении социально приемлемыми способами.
Стимулирующая - заинтересованное отношение субъектов профилактики в эмоциональной поддержке несовершеннолетнего, его исправлении в лучшую сторону.
Корректирующая - применение методов и методик для исправления корыстной мотивации, установок, убеждений, ценностей криминальной субкультуры, «приобщение к культурному и историческому прошлому, привитие патриотических ценностей»5.
Регулирующая задача отражает «способ воздействия социальной группы (или ее представителей) на личность для изменения степени ее участия в групповой деятельности»6.
5. Взаимодействовать с различными социальными институтами.
Преодолеть влияние среды, разорвать круг рецидивных действий может именно общество с его различными социальными институтами (напри-
1 См.: Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. В.М. Николаенко. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ 2000. С. 145.
2 См.: Логинов С.И., Мартынов М.Ю. Факторы здоровья студентов-ювеналов // СОЦИС. 2003. № 3. Цит. по: http:// SocIs.isras.ru/SocIsArticles/2003_03/Loginov_Martynov.doc; Култыгин В.П., Иванов Р.С. Социология медицины или социология здоровья? // СОЦИС. 2005. № 6. Цит. по: http://SocIs.isras.ru/SocIsArticles/2005_06/reckultygina_socimed.doc
3 Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 123-124.
4 Там же. С. 131-132.
5 Кошкин А.П. Государственная политика и молодежь: работа с несовершеннолетними преступниками // Проблемы борьбы с преступностью в Центральном федеральном округе РФ: Материалы научно-практической конференции (2829 ноября 2001, г. Брянск) / Под ред. проф. А.М. Никитина. М. - Брянск: ЮИ МВД России, 2002. Ч. 1. С. 113.
6 Клейберг Ю.А. Указ. соч. С. 132.
284
мер, институт помощи1, СМИ2).
Все вышеперечисленные аспекты деятельности и меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя доказали свою эффектив-
ность в условиях трансформации российского общества и будем надеяться на их совершенствование.
285
1 См.: Медведева И.Н. Феномен помощи в студенческой среде как предмет социологического анализа: Дис. ... канд. соц. наук. М., 2004. Коломасова Е.Н. Институт помощи в системе семейно-родительских отношений: Дис. ... канд. соц. наук. Саранск, 2005.
2 См.: Сочнев Д.В. Взаимодействие органов внутренних дел со СМИ в формировании правосознания молодежи: Дис. д-ра соц. наук. М., 2004. Силласте Г.Г. Влияние СМИ на жизненные планы сельской учащейся молодежи // СОЦИС. 2004. № 12. С. 95-102.