Сараев Н.В.
Об эффективности профилактических мер общественно опасного
поведения малолетних
Предупреждение общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, в настоящее время относится к числу проблем, требующих кардинального решения.
К сожалению, существующие сегодня в обществе атмосфера насилия, дефицит нравственности, низкая культура порождают ответную реакцию детей и подростков: равнодушие, грубость и жестокость. Все это влечет снижение возраста лиц, склонных к противоправному поведению, с одной стороны, а с другой - рост преступности малолетних, т.е. увеличение числа фактов совершения общественно опасных деяний лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности.
Согласно результатам проведенного автором анкетирования 296 несовершеннолетних мужского пола, содержащихся в Азовской (Ростовская область), Белореченской (Краснодарский край) и Советской (КБР) ВК, 70 % респондентов ответили, что совершали общественно опасные деяния до наступления возраста уголовной ответственности, из которых только 55 % отметили, что состояли на учете в ПДН органов внутренних дел.
В работе с правонарушителями до 14 лет существует определенная специфика. Прежде всего, несовершеннолетние в возрасте до 14 лет в соответствии с уголовным законодательством не являются субъектами преступлений, и они не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Следовательно, у несовершеннолетних до 14 лет правовое сознание принижено, у них практически отсутствует страх перед наказанием, а набор профилактических мер в отношении их существенно ограничен.
В соответствии с Законом РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. и Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. сотрудники подразделений ПДН органов внутренних дел для предотвращения совершения подростками до 14 лет общественно опасных деяний могут применять следующие меры: беседы с подростками, их родителями, посещение неблагополучных семей, сбор материалов для постановки на учет и помещения подростка в ЦВСНП и специальные воспитательные учреждения, привлечение родителей к административной и уголовной ответственности.
При реализации данных мер сотрудники ПДН сталкиваются с рядом проблем, которые негативно влияют на результативность профилактической деятельности в отношении вышеуказанной категории лиц.
Работники ПДН отмечают низкую эффективность профилактических бесед с подростками и их родителями. Практика показывает что основная масса профилактируемых воспитываются в неблагополучных семьях. Подростки в таких семьях подвержены отрицательному влиянию со стороны старших членов семьи. Чтобы оказать эффективное воздействие на таких подростков и их родителей, сотрудники ПДН должны обладать широким набором специальных психолого-педагогических знаний. К сожалению, на сегодняшний день большинство сотрудников ПДН не имеют достаточной подготовки для работы в данных подразделениях, отсутствует качественное методическое и техническое обеспечение.
Задачам более качественного методического обеспечения подразделений ПДН служило бы также инициирование проведения семинаров, научно-практических конференций с участием научных работников и практических работников ПДН, представителей других субъектов профилактики.
В настоящее время существует серьезная потребность в подготовке специальных методических рекомендаций по осуществлению профилактических мер в отношении малолетних до 14 лет с учетом психических, психологических, возрастных, физических и других особенностей.
Нередко возникают проблемы взаимодействия суда и подразделений ПДН. При помещении в ЦВСНП сотрудниками ПДН осуществляется сбор материалов, включающих характеристику подростка, медицинское заключение о состоянии здоровья, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Решение о помещении в ЦВСНП принимается судом. Часто судьи принимают решение об отказе в помещении в ЦВСНП на основании положительной характеристики из школы, постоянном про живании в определенном месте, наличии родителей, не лишенных родительских прав, или наличии опекунов, при этом судом не учитывается характер общественно опасного деяния.
Нередко отказ от помещения в ЦВСНП по решению суда мотивируется ссылкой на то, что общественно опасное деяние совершено впервые. Практика работы ПНД свидетельствует о том что, неприменение профилактических мер в виде изоляции подростка приводит к повторному совершению
общественно опасного деяния, тогда как помещение в ЦВСНП является не только их изоляцией, но и серьезной воспитательной мерой, направленной на коррекцию личности.
Не менее важной проблемой является расхождение в понимании опасности совершения общественно опасных деяний прокуратурой.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 ст. 22 Федеральным законом № 120-99 г. определено, что в ЦВСНП могут быть помещены подростки «совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние в случаях: в т.ч., предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния».
Результаты работы УВД-ОВД Ростовской области по помещению несовершеннолетних в ЦВСНП входят в действующую систему оценки, предусмотренную приказом МВД РФ № 815-2005 г., отражаются в отчете ПДН «Несовершеннолетние», утвержденном приказом МВД РФ № 739 от 18.09.2003 г.
В то же время анализ показывает, что в 2005 году в ЦВСНП Ростовской области содержалось 909 подростков (6,6 %), в 2004 г. - 973. Из них лишь 13 подростков (2004 г. - 74) помещены в ЦВСНП с целью предупреждения повторных общественно опасных деяний. Таким образом, результаты помещения по данному основанию снизились на 82,4 %. При этом в 2005 году в ОВД области доставлено 1 013 несовершеннолетних, совершивших ООД, из которых 121 подросток совершил данное деяние повторно. В текущем году число несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, составляет 420 чел. (АППГ-397). В ЦВСНП на основании п. 4, п. 2 ст. 22 ФЗ № 120 1999 г. помещено всего 4 подростка.
Причиной сложившейся ситуации явилось разъяснение прокуратуры Ростовской области судам, согласно которому сотрудники ПДН УВД-ОВД области не правомерны направлять в суды материалы для помещения в ЦВСНП несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, с целью предупреждения совершения ими повторных общественно опасных деяний, если несовершеннолетние имеют постоянное место жительства на территории Ростовской области.
При этом указанный запрет по помещению несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, в ЦВСНП трактуется лишь прокуратурой Ростовской области.
Принимая решение о необходимости помещения подростков в ЦВСНП, в целях предупреждения с его стороны совершения повторного общественно опасного деяния сотрудники ПДН учитывают степень социальной и педагогической запущенности подростков, условий семейного воспитания, стойкости сформированных антиобщественных установок. Как правило, помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП на срок до 30-и суток дает положительный профилактический результат, во многих случаях отпадает необходимость направления несовершеннолетнего в специальные учебные заведения закрытого типа. В штате ЦВСНП имеются квалифицированные психологи, которые проводят с подростками необходимые мероприятия, изучают их индивидуальные психологические особенности, причины и условия, способствующие совершению общественно опасных деяний, дают необходимые рекомендации родителям и инспекторам ПДН для проведения в дальнейшем воспитательной и индивидуально-профилактической работы.
Таким образом, предусмотренная Федеральным законом профилактическая мера предупреждения повторных общественно опасных деяний со стороны несовершеннолетних в Ростовской области в настоящее время в полном объеме не используется, что повлекло за собой снижение результатов работы по помещению несовершеннолетних в ЦВСНП, ухудшению оперативной обстановки по линии несовершеннолетних.
Считаем, что вопросы помещения в ЦВСНП лиц, совершивших общественно опасные деяния, должны быть четко регламентированы нормативно-правовыми актами, которые не позволяли бы произвольно толковать необоснованность помещения в указанное учреждение.
Требует совершенствования законодательство, регламентирующее помещение малолетних, совершивших общественно опасные деяния, в специальные общеобразовательные школы закрытого типа. В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» малолетние с общественно опасным поведением могут быть помещены в данные учреждения с 11 лет. Также в специальные общеобразовательные школы закрытого типа могут быть помещены 14-15-летние несовершеннолетние (с 16 лет такие несовершеннолетние помещаются в специальные профессиональные училища закрытого типа), осужденные к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, освобожденные судом от наказания. Причем такое помещение применяется в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ как принудительная мера воспитательного воздействия. Следует, однако, отметить, что перечень принудительных мер воспитательного воздействия, определенный в ч. 2 ст. 90 УК РФ, не содержит такой меры, как «помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа». В соответствии со ст. 90 УК РФ
несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Таким образом, в специальной общеобразовательной школе закрытого типа могут содержаться как малолетние с общественно опасным поведением, так и несовершеннолетние, совершившие преступления средней, небольшой тяжести и даже тяжкие преступления (за исключением преступлений, перечисленных в ч. 5 ст. 92 УК РФ) - реальные условия для обмена «криминальным опытом». Соответственно эффективность мер, применяемых в рамках специального педагогического подхода к данным категориям несовершеннолетних, практически сведена на нет. Более того, увеличение числа несовершеннолетних преступников, помещенных в Ростовскую спецшколу, привело к тому, что имеющие криминальный опыт подростки 15-16 лет создавали группу и вовлекали в нее малолетних для побега. Если раньше среди воспитанников спецшколы побег оценивался как негативный поступок, то сейчас как героический.
С другой стороны, если законодатель определяет «помещение в специальное учебновоспитательное учреждение закрытого типа» как принудительную меру воспитательного воздействия и применяет ее в отношении малолетних с общественно опасным поведением, то возникает вопрос о том, почему не применять к таким малолетним другие виды принудительных мер воспитательного воздействия. Считаем это не только вполне допустимым, но и необходимым.
Полагаем, что сегодня с учетом высокой противоправной активности малолетних внутривозрастная дифференциация несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, в большей степени должна определять основные правовые и организационные решения в области профилактической и уголовной политики в отношении них. В этой связи считаем обоснованным предложение криминологов о включении в структуру ювенальной преступности особо тяжких преступлений малолетних в возрасте от 12 до 14 лет*, так как реформирование практически всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и в уголовной политике, главной задачей которой является борьба с преступностью, не может не влиять и на изменение возрастного порога уголовной ответственности.