М. Ф. БАКИРОВ начальник Елабужского межмуниципального филиала
ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Татарстан
О работе в качестве общественного воспитателя несовершеннолетних
Совершенствование социальной политики в области предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и реализации конституционных норм по защите семьи и детства является одним из самых приоритетных направлений в нашей стране.
В рамках этого направления законодательными органами на различных уровнях принимается большое количество нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений данной политики.
В Республике Татарстан 21.01.2009 издан Закон № 7-ЗРТ «Об общественных воспитателях несовершеннолетних», который регулирует общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью общественных воспитателей несовершеннолетних [1].
Данный закон предусматривает, что в качестве общественных воспитателей могут выступать представители органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, органов и учреждений систе-
мы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, трудовых коллективов и общественных организаций, военнослужащие, педагогические работники.
Общественный воспитатель несовершеннолетних (далее - общественный воспитатель) - гражданин Российской Федерации, способный независимо от пола, семейного положения, по своим деловым и моральным качествам выполнять обязанности общественного воспитателя, быть наставником, добровольно возлагающий на себя обязанности общественного воспитателя несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации.
Елабужский межмуниципальный филиал ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Татарстан активно занимается развитием института общественных воспитателей в своем муниципальном районе.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики
68 [email protected] www.or.fsin.su
в Российской Федерации» уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) являются субъектом профилактики правонарушений. Пункт 7 ст. 6 данного закона регламентирует основные направления профилактики правонарушений, одним из которых является предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних [2]. При этом уголовно-исполнительные инспекции, выступая в качестве органа, исполняющего уголовные наказания, и в качестве субъекта профилактики правонарушений, имеют практически аналогичные цели и задачи. В связи с этим профилактика правонарушений среди несовершеннолетних является приоритетным направлением деятельности любой УИИ (филиала ФКУ УИИ).
Так, например, контроль за поведением несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в филиале по Елабужскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Татарстан, осуществляется начальником филиала в комплексном взаимодействии со всеми заинтересованными субъектами системы профилактики. Основная задача - показать подросткам возможные перспективы дальнейшей жизни и помочь им в позитивном самоопределении. Кроме этого - профилактика нарушений формирования личности, негативных последствий для психического здоровья.
К проведению профилактических мероприятий необходимо подходить строго индивидуально, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, конкретных обстоятельств дела, данных о личности осужденного, его отношения к содеянному и исправлению, морально-психологических ре-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2018
комендаций. Со всеми несовершеннолетними осужденными проводится всесторонняя психологическая работа на индивидуальных и групповых занятиях, готовятся характеристики и на их основании разрабатываются планы индивидуальной воспитательно-профилактической работы. Помимо этого, ежемесячно проводятся проверки осужденных по месту жительства и в общественных местах, еженедельные профилактические беседы во время проведения регистрации, выступления в средствах массовой информации, на собраниях осужденных, в учебных заведениях.
В 2017 году по учетам филиала прошло 11 несовершеннолетних осужденных (АППГ - 15), из них один снят в связи с отменой условного осуждения со снятием судимости (АППГ - 3). Количество несовершеннолетних, снятых с учета досрочно, уменьшилось в связи с тем, что до истечения испытательного срока двое осужденных достигли совершеннолетия и снялись уже, будучи взрослыми.
По всем 11 несовершеннолетним осужденным в региональную базу данных «Учет несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально-опасном положении» были подготовлены и направлены сигнальные карты, и они рассмотрены на заседаниях межведомственного социально-реабилитационного консилиума.
Основной особенностью несовершеннолетних, состоящих на учете в филиале, является то, что они уже имели опыт правонарушений и к ним неоднократно применялись меры административного воздействия. Но в то же время в их возрасте у подростков есть альтернатива: либо и в дальнейшем закреплять за собой криминальный социальный статус, либо пойти по конструктивному пути личностного развития, стремиться
69
к реализации таких жизненных ценностей, как получение профессии и трудовых навыков, создание семьи, приобретение здоровых интересов и увлечений.
На протяжении более четырех лет я являюсь общественным воспитателем несовершеннолетних. Еще в октябре 2013 года, занимая должность начальника филиала по Мамадышскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Татарстан, я был назначен общественным воспитателем несовершеннолетнего, состоящего на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) Мамадышского муниципального района Республики Татарстан. Мной было принято решение заняться этой общественной работой с целью применения накопленного в сфере профилактики правонарушений опыта не только в рамках филиала пенитенциарной службы, но и в рамках муниципального образования.
Работа общественным воспитателем не была прекращена и после назначения на должность начальника филиала по Елабужскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Татарстан в ноябре 2014 года. Для продолжения деятельности общественного воспитателя несовершеннолетних я предложил свою помощь Елабужскому детскому дому, где воспитывались дети, не просто оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а брошенные своими собственными родителями, окончательно разочаровавшиеся в окружающем мире - ведь они были преданы самыми близкими людьми. С февраля 2014 года я продолжил работу общественным воспитателем несовершеннолетнего ребенка, живущего в Ела-бужском детском доме.
Задачи, поставленные передо мной как перед общественным воспитателем, я выполнял с энтузиазмом, постепенно развивая взаимоотношения со своим
воспитанником. Ведь работу с несовершеннолетним ребенком невозможно вести формально, поскольку лишь отдаваясь этой деятельности с душой и пониманием ответственности каждого действия или бездействия, можно рассчитывать на какие-либо положительные результаты.
На своем опыте могу сказать, что общественные воспитатели проводят работу в тесном контакте с родителями несовершеннолетнего (лицами, их заменяющими), органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образовательными учреждениями, а также общественными организациями по месту обучения, работы или жительства несовершеннолетнего.
У общественных воспитателей есть определенные, предусмотренные законом обязанности, а также права, которые позволяют реализовать все направления данной деятельности. Перечисленные в законе обязанности во многом являются идентичными тем, которые возлагаются на меня как на сотрудника уголовно-исполнительной инспекции при исполнении наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете. Это говорит о том, что работа в качестве общественного воспитателя не станет неподъемным бременем для любого сотрудника УИИ, имеющего достаточный опыт работы по профилактике правонарушений среди осужденных. Тем более что для реализации перечисленных обязанностей и достижения поставленных целей закон наделяет общественных воспитателей достаточными правами.
Все эти положения я стремлюсь максимально реализовать: еженедельно посещаю своего воспитанника в Ела-бужском детском доме, провожу с ним профилактические беседы, в ненавяз-
70
[email protected] www.or.fsin.su
чивой форме пытаясь сформировать и развить у него положительные качества. В игровой форме или на конкретных примерах ориентирую его на негативное отношение к плохим привычкам и аморальному поведению, нацеливаю на общественно значимые ценности.
Кроме посещения воспитанника по месту жительства по согласованию с руководством детского дома один-два раза в месяц осуществляю совместные с воспитанником выезды. Это поездки в кинотеатры для просмотра художественных фильмов, рекомендованных психологами, посещения массовых мероприятий общегородского масштаба (народные гуляния на городских праздниках, мероприятия районного уровня, митинги ко Дню Победы и др.), что помогает сформировать у воспитанника чувство патриотизма и любовь к искусству. Но чаще всего в целях поднятия уровня физического развития и здоровья ребенка мной организуются поездки в физкультурно-оздоровительный комплекс для посещения тренажерного зала и бассейна.
Считаю необходимым быть для воспитанника не просто человеком, осуществляющим профилактику, но и стать ему другом, показать неподдельный интерес к его личности и доказать, что общественный воспитатель может явиться для него примером для подражания. Я регулярно посещаю воспитанника в школе, беседую с директором и классным руководителем, слежу за успеваемостью ребенка. Кроме того, всегда интересуюсь его близким окружением, друзьями, знакомыми, даю советы, как поступить в той или иной ситуации, провожу с ним работу по различным методикам совместно с психологом. Все это позволяет установить с воспитанником доверительные отношения и раскрывать его как личность, что в
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2018
дальнейшем помогает в деятельности воспитателя.
В первой же статье закона об общественных воспитателях прямо указывается на то, что он выполняет свои обязанности на безвозмездной основе. Однако общественные воспитатели, активно и добросовестно исполняющие свои обязанности, добившиеся положительных результатов в работе с несовершеннолетними, по представлению комиссии по делам несовершеннолетних могут поощряться органами государственной власти, местного самоуправления, организациями по месту их работы или обучения. В соответствии с законодательством формы и порядок поощрения общественных воспитателей могут устанавливаться кабинетом министров Республики Татарстан, органами местного самоуправления, общественными организациями, коллективами по месту работы или обучения общественного воспитателя.
Наиболее часто встречающейся формой поощрения общественных воспитателей является ежегодный республиканский конкурс «Лучший общественный воспитатель несовершеннолетних Республики Татарстан», проводимый в несколько этапов республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Первый этап является муниципальным, где из всех общественных воспитателей в каждом районе республики выбирается лучший и объявляется лауреатом, который в дальнейшем подает заявку на участие в республиканском этапе. В этот этап проходят лауреаты, заявки и презентации которых были отобраны РКДНиЗП как достойные для участия в республиканском конкурсе.
Республиканский этап проходит в г. Казани, лауреаты представляют свою деятельность в качестве общественно-
71
го воспитателя компетентному жюри. В торжественной обстановке проходит церемония подведения итогов конкурса, на которой объявляются победители в различных номинациях.
В 2015 году я был признан лучшим общественным воспитателем в Елабуж-ском муниципальном районе и прошел отборочный тур на республиканский этап данного конкурса, где занял второе место в номинации «Сердце отдаю детям» и был награжден дипломом и ценным подарком (который передал в Елабужский детский дом).
В настоящее время я продолжаю вести работу в качестве общественного воспитателя, делюсь своим опытом с коллегами и работаю над развитием и совершенствованием данного института, в том числе активно агитирую население через СМИ и интернет-ресурсы.
В заключение хочу отметить, что институт общественных воспитателей играет заметную роль в профилактике правонарушений и преступлений, особым вниманием он пользуется у сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, поскольку цели и задачи данного института во многом идентичны целям и задачам, поставленным перед УИИ.
Следует обратить внимание на то, что выступление в качестве общественного воспитателя способствует повышению авторитета сотрудников уголовно-исполнительных инспекций и статуса самого учреждения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации как в глазах администрации муниципальных образований, так и в глазах населения.
В связи с этим хотелось бы пожелать всем сотрудникам УИИ, готовым стать общественными воспитателями несовершеннолетних, обращаться в КДНиЗП в районе дислокации с инициативой о назначении их общественными воспитателями и закреплении за ними воспитанников. Это будет благотворно сказываться на имидже сотрудников ФСИН России и оказывать ощутимую пользу в работе по профилактике правонарушений в целом. ф
1. Об общественных воспитателях несовершеннолетних : закон Республики Татарстан 21.01.2009 № 7-ЗРТ. Доступ из СПС «Гарант».
2. Об основах системы профилактики в Российской Федерации : федер. закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ. Доступ из СПС «Гарант».
72
[email protected] www.or.fsin.su