Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ПРОНИКНОВЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ НА ТЕРРИТОРИЮ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

ПРОФИЛАКТИКА ПРОНИКНОВЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ НА ТЕРРИТОРИЮ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
727
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ / НАРКОТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / СПОСОБЫ ПОСТУПЛЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабкина Елена Викторовна, Морозов Алексей Сергеевич

В статье рассматриваются некоторые факторы, способствующие проникновению запрещенных предметов в исправительные учреждения. Исследуются проблемы профилактики проникновения предметов на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы, анализируются организационно-правовые аспекты этого вопроса. Приводятся данные по количеству изъятых денежных средств, алкогольных напитков и иных изделий на спиртовой основе промышленного изготовления, средств мобильной связи, изучаются каналы их проникновения на территорию исправительных учреждений. Даются рекомендации по предупреждению проникновения запрещенных предметов в места лишения свободы и улучшению деятельности сотрудников исправительных учреждений с целью поддержания режима отбывания наказания в виде лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бабкина Елена Викторовна, Морозов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF PENETRATION OF PROHIBITED ITEMS INTO THE TERRITORY OF A CORRECTIONAL INSTITUTION: ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS

Some factors contributing to the penetration of prohibited items into correctional institutions are discussed in the article. A study of the problems of preventing the penetration of objects into the territory of institutions of the penal system is conducted; organizational and legal aspects aimed at blocking the channels of receipt of prohibited items are analyzed. The data on the number of seized funds, alcoholic beverages and other alcohol-based products of industrial manufacture, mobile communication means are given, the channels of their penetration into the territory of correctional institutions are studied. Recommendations are given to prevent the penetration of prohibited items into places of deprivation of liberty and to improve the activities of correctional officers in order to maintain the regime of serving a sentence of imprisonment.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ПРОНИКНОВЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ НА ТЕРРИТОРИЮ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

УДК 343.85

DOI 10.33463/2687-122X.2021.16(1-4).4.461-467

ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА БАБКИНА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-исполнительного права, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: elena240477@yandex.ru; АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ МОРОЗОВ, кандидат юридических наук, доцент кафедры организации режима, охраны и конвоирования, Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк, Российская Федерация, e-mail: morozovlalex@yandex.ru

ПРОФИЛАКТИКА ПРОНИКНОВЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ НА ТЕРРИТОРИЮ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Для цитирования

Бабкина, Е. В. Профилактика проникновения запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения: организационно-правовые аспекты / Е. В. Бабкина, А. С. Морозов // Уголовно-исполнительное право. - 2021. - Т. 16(1-4), № 4. - С. 461-467. -DOI : 10.33463/2687-122X.2021.16(1-4).4.461-467.

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые факторы, способствующие проникновению запрещенных предметов в исправительные учреждения. Исследуются проблемы профилактики проникновения предметов на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы, анализируются организационно-правовые аспекты этого вопроса. Приводятся данные по количеству изъятых денежных средств, алкогольных напитков и иных изделий на спиртовой основе промышленного изготовления, средств мобильной связи, изучаются каналы их проникновения на территорию исправительных учреждений. Даются рекомендации по предупреждению проникновения запрещенных предметов в места лишения свободы и улучшению деятельности сотрудников исправительных учреждений с целью поддержания режима отбывания наказания в виде лишения свободы.

Ключевые слова: исправительное учреждение, осужденный, запрещенные предметы, наркотическое средство, пенитенциарная преступность, лишение свободы, способы поступления, профилактика.

© Бабкина Е. В., Морозов А. С., 2021

(cc)(D®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Борьба с проникновением к осужденным запрещенных предметов является одной из острых проблем, связанных с поддержанием правопорядка в исправительных учреждениях (ИУ) уголовно-исполнительной системы (УИС). Ее актуальность определяется распространенностью и устойчивой тенденцией к росту правонарушений, связанных с незаконной доставкой на территорию ИУ, передачей осужденным и получением от них запрещенных предметов. В последние годы наблюдаются все более изощренные способы этих противоправных действий. В результате проведенных в I полугодии 2021 г. обыскных и досмотровых мероприятий в учреждениях УИС при доставке изъято (https:// fsin.gov.ru/statistics):

- денежных средств - 1323,8 тыс. рублей (в I квартале - 743,3 тыс. рублей, во II квартале - 580,5 тыс. рублей);

- алкогольных напитков и иных изделий на спиртовой основе промышленного изготовления - 476 л (в I квартале - 268,7 л, во II квартале - 207,3 л);

- средств мобильной связи - 10 765 ед. (в I квартале - 6 234 ед., во II квартале -4 531 ед.).

За передачу либо попытку передачи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в учреждениях УИС, запрещенных предметов задержано 1 540 граждан (https://fsin.gov.ru/statistics/obzor-informatsii-o-deyatelnosti-fsin-rossii-za-i-polugodie-2021). Острота проблемы обусловлена и тем, что в совершение правонарушений вовлекаются не только осужденные, их знакомые и родственники, но и вольнонаемные, аттестованные сотрудники ИУ. Это нарушает нормальный ритм работы ИУ, создает условия для совершения других правонарушений, в том числе преступлений.

Таким образом, совершенно очевидно большое значение совершенствования профилактики рассматриваемых правонарушений, применения в исправительных учреждениях оправдавших себя на практике форм и методов несения службы, наиболее результативных приемов поиска и обнаружения запрещенных предметов. Эффективность деятельности учреждений по обеспечению надлежащего режима отбывания наказания, профилактики правонарушений во многом зависит от состояния борьбы с проникновением в места лишения свободы предметов, изделий и веществ, хранение и использование которых осужденным запрещено. Наличие у спецконтингента денег и ценностей создает условия для получения незаслуженных благ (дополнительных продуктов питания, выгодной работы либо освобождения от нее и т. п.), порождает такие виды правонарушений, как азартные игры «на интерес», притеснение осужденных на этой почве, подкуп отдельных сотрудников ИУ, а также других граждан, имеющих доступ на территорию учреждений.

Первостепенное значение для укрепления правопорядка имеет надежное перекрытие каналов поступления к осужденным наркотических веществ, спиртных напитков, продуктов, используемых ими для изготовления браги, самогона и других спиртосодержащих жидкостей. Анализ практики ИУ свидетельствует о том, что немалая доля преступлений против личности, а также хулиганских поступков совершается осужденными в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. К числу основных проблем в борьбе с проникновением в исправительные учреждения запрещенных предметов относятся выявление источников и перекрытие каналов поступления запрещенных предметов осужденным. На сегодняшний день основными способами доставки (проникновения) запрещенных предметов остаются пронос, провоз, переброс, пересылка. Кроме того, осужденные самостоятельно изготавливают запрещенные предметы [1, с. 10].

На практике результаты проведенных исследований показывают, что количество фактов доставки, хранения и использования осужденными предметов не уменьшается, а в некоторых исправительных учреждениях наблюдается тенденция к их росту [2]. На неудовлетворительное состояние деятельности органов, исполняющих наказания, по выявлению и пресечению каналов проникновения к осужденным запрещенных предметов, низкий уровень организации обысков неоднократно указывалось в аналитических обзорах, статистических отчетах, указаниях и распоряжениях ФСИН России. В связи с этим важным направлением деятельности ИУ является разработка и реализация действенных мер по повышению надежности изоляции осужденных, исключение возможности доставки в места лишения свободы либо изготовления запрещенных предметов.

Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, указан в приложении № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295). На практике мы видим, что запрещенные предметы все же поступают к осужденным. Для их доставки в ИУ родственниками, работниками ИУ, осужденными и другими лицами используются различные способы и каналы проникновения.

На проникновение запрещенных предметов в ИУ влияет большая группа факторов, которые зависят от квалифицированной и своевременной деятельности сотрудников органов, исполняющих наказания, а также управленческой деятельности.

Уголовно-исполнительное законодательство и ведомственные нормативные акты подробно регламентируют вопросы предупреждения поступления к осужденным запрещенных предметов. В них дан перечень этих предметов, предусмотрен порядок их изъятия, определены права и обязанности субъектов организации режима, четко расписаны их действия, направленные на предотвращение правонарушений. Отступление от предусмотренного нормативными актами порядка деятельности неизбежно влечет за собой рост нарушений режима и преступности среди осужденных. В тех случаях, когда в установленном порядке обнаруживается передача или попытка передачи осужденным запрещенных предметов, наступает предусмотренная законом административная ответственность (ст. 19.12 КоАП РФ). При наличии признаков состава преступления применяются нормы уголовного законодательства, чаще всего ст. 228 УК РФ (сбыт наркотических веществ) и ст. 290 УК РФ (получение взятки).

Наличие у осужденных запрещенных предметов влияет непосредственно на состояние оперативной обстановки в ИУ, причиняет значительный вред правоотношениям, образующимся в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, в определенной мере дезорганизует работу мест лишения свободы, а в итоге препятствует достижению целей наказания [3]. ФСИН России с 2008 г. выступает с законотворческой инициативой об установлении уголовной ответственности за передачу осужденным наиболее социально опасных запрещенных предметов, в числе которых средства мобильной связи, сим-карты, деньги, спиртные напитки, документы, удостоверяющие личность. Максимальное наказание предлагалось до пяти лет лишения свободы. В отношении доставки оружия и наркотиков санкция доходила до восьми лет лишения свободы [4]. С мнением о введении уголовной ответственности для лиц, организующих доставку запрещенных предметов в места принудительного содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, согласны также Ю. В. Трунцевский, О. В. Пенин, М. И. Николаева, А. В. Перминов и др. [5-7].

На наш взгляд, необходимо на законодательном уровне ввести дополнительную норму в гл. 31 «Преступления против правосудия» Уголовного кодекса Российской Федерации - ст. 314.2 «Незаконная передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в местах принудительного содержания». Данная норма должна состоять из двух частей: по первой части уголовная ответственность наступает в отношении общего субъекта преступления, по второй - в отношении специального субъекта преступления (лица, являющиеся сотрудниками и работниками уголовно-исполнительной системы).

В организации всех видов и форм взаимодействия отделов и служб исправительного учреждения главенствующая роль принадлежит начальнику колонии. Организационной основой взаимодействия отделов и служб колонии по предупреждению проникновения запрещенных предметов является ежемесячное планирование этой работы. Успешность проведения режимно-профилактических мероприятий по предупреждению рассматриваемых правонарушений зависит от многих факторов: отлаженного пропускного режима, знания ухищренных способов и уловок поступления запрещенных предметов, проведения обысков, учета лиц, склонных к правонарушениям, и т. д. Каждый случай вступления сотрудников учреждения УИС в незаконные связи с осужденными или их родственниками должен доводиться до всего личного состава, обсуждаться, а виновных лиц необходимо привлекать к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. В предупреждении проникновения запрещенных предметов к осужденным необходимо участие всех отделов и служб колонии во взаимодействии, но каждый сотрудник, должным образом выполняя свои функции, вносит свой вклад в предупреждение поступления запрещенных предметов к осужденным.

Проникновение в ИУ определенных предметов и веществ объясняется не только потребностями осужденных, но и возможностями правонарушителей совершать действия по доставке запрещенных предметов на территорию ИУ и передаче их осужденным. Анализ деятельности исправительных учреждений свидетельствует о наличии ряда проблем, решение которых позволит повысить уровень организации борьбы с проникновением и использованием запрещенных предметов. В целях повышения эффективности борьбы с проникновением в ИУ запрещенных предметов предлагается осуществить ряд мер.

По отношению к такому способу сокрытия от обыска и досмотра запрещенных предметов, как заглатывание их (пронос в желудке), эффективным средством борьбы (как свидетельствует опыт отдельных исправительных учреждений) является организация при медицинских частях ИУ специальных карантинных изоляторов для выдерживания в них (при наличии достоверной оперативной информации) осужденных, прибывающих с длительных свиданий или отпусков, а также промывание желудочно-кишечного тракта.

Не потеряла своей актуальности и проблема борьбы с употреблением спиртных напитков в местах лишения свободы. Анализ практики ИУ свидетельствует о том, что закрепленная в уголовно-исполнительном законодательстве и реализуемая в работе органов, исполняющих наказание, практика применения к осужденным системы мер взыскания за изготовление и употребление спиртных напитков далеко не полностью удовлетворяет возросшие требования. Для восполнения пробелов в уголовно-исполнительном законодательстве необходимо расширить комплекс мер взыскания, применяемых к лицам, лишенным свободы, за наличие у них запрещенных предметов. Кроме установленных мер дисциплинарной ответственности осужденных, представляется

весьма действенным ограничить либо запретить ежемесячное расходование денежных средств на лицевых счетах, количество краткосрочных и длительных свиданий, получение посылок или передач и бандеролей.

Особо острой в последние годы стала проблема употребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в местах лишения свободы. В ст. 116 УИК РФ закреплено, что употребление наркотических средств или психотропных веществ является злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания. Осужденные, склонные к употреблению наркотических веществ, используют различные уловки для их приобретения. В целях личной выгоды торговцы наркотическими веществами (дельцы наркобизнеса) тщательно маскируют их под медикаменты (в виде таблеток), сигареты, которые через подставных лиц передаются осужденным. В некоторых случаях передающие лица даже и не подозревают об этом. На КПП хотя и производится досмотр работающих в ИУ лиц, однако это полностью не решает проблемы. Необходимо дежурных КПП снабдить современными специальными приборами для обнаружения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Немаловажной проблемой является наличие денег у осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, которые используют их для приобретения запрещенных предметов: наркотических веществ, спиртных напитков, а также подкупа сотрудников, что способствует проникновению запрещенных предметов в ИУ.

В настоящее время уголовно-исполнительное законодательство хотя и предусматривает изъятие денег у осужденных, но не способствует повышению эффективности проводимой работы. В силу этого необходимо, чтобы деньги, изъятые у осужденных, не зачислялись на их лицевые счета без права пользования, а по мотивированному постановлению начальника учреждения сдавались в доход государства. Все это следует закрепить нормативно-правовыми актами.

В качестве одной из мер по профилактике проникновения запрещенных предметов в исправительные учреждения в научной литературе рассматривается предоставление осужденным права на получение посылок (передач) или бандеролей, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости сверх установленной суммы разрешенных для расходования средств в магазине (ларьке) исправительного учреждения, в результате чего осужденный может сам собрать себе посылку в объеме до 20 кг независимо от объема денежных средств, направленных на ее приобретение. Такая мера позволит, во-первых, сократить количество направляемых в учреждение УИС посылок (передач) и бандеролей, следовательно, вероятность проникновения запрещенных предметов, во-вторых, сохранить целостность приобретаемых осужденными продуктов, которые досмотру подвергаться не будут [8].

Относительно легальным способом доставки запрещенных предметов выступает перевод осужденного из одного учреждения УИС в другое. В силу того что приказы Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» и от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» предусматривают различные ограничения в сфере оборота вещей осужденных, перевод осужденного из воспитательной колонии в исправительное учреждение по достижении им 19-летнего возраста может повлечь за собой доставку предметов, не запрещенных ПВР ВК, но запрещенных ПВР ИУ.

Сравнительный анализ норм ПВР ВК и ПВР ИУ позволяет сделать вывод о том, что ПВР ВК, в отличие от ПВР ИУ, не запрещают, а следовательно, разрешают использо-

вание: летательных средств; взрывчатых, отравляющих, пожароопасных и радиоактивных веществ; алкогольной продукции (ограничивают их лишь в обороте алкогольных напитков); обучающих видеофильмов по топографии, служебному собаководству, единоборствам, подготовке бойцов специальных подразделений, горной подготовке и паркуру, устройству оружия, изготовлению взрывчатых, ядовитых, отравляющих, наркотических и сильнодействующих веществ; литературы по подготовке бойцов специальных подразделений, горной подготовке и паркуру, изготовлению взрывчатых, ядовитых, отравляющих, наркотических и сильнодействующих веществ; татуировочных машинок и принадлежностей к ним [9].

Думается, что с целью недопущения доставки в исправительные учреждения запрещенных ПВР ИУ предметов при переводе в них осужденных, достигших 19-летнего возраста, из воспитательных колоний необходимо установить единообразный перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, с учетом особенностей отдельных категорий лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы: отбывающих наказание в тюрьме, колонии-поселении, воспитательной колонии и т. д.

На наш взгляд, также целесообразно скорректировать перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, указанный в приложении № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений. Это необходимо реализовать в рамках обеспечения порядка и условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы. О данном положительном факте говорится в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года.

Выявление способов проникновения к осужденным запрещенных предметов и выработка на этой основе действенных мер, нацеленных на усиление борьбы с этими фактами, будет способствовать укреплению порядка и условий отбывания уголовного наказания и в целом исправлению осужденных.

Библиографический список

1. Горбань Д. В. Проблемы предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы и пути их решения // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 4(40). С. 8-13.

2. Мазалева Л. В. Характеристика способов проникновения запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 4. URL : http://web.snauka.ru/issues/2019/04/89036 (дата обращения: 08.09.2021).

3. Майстренко Г А. Основные направления профилактики поступления запрещенных предметов в исправительные учреждения // Образование и право. 2020. № 12. С. 320-322.

4. Барабанов Н. П., Савардунова В. Н., Кириченко В. М. Противодействие поступлению в исправительные учреждения запрещенных предметов, неслужебным связям сотрудников с осужденными (криминологический, организационный, психологический и правовой аспекты) : монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2012. 199 с.

5. Трунцевский Ю. В., Пенин О. В. Проникновение запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, как нарушение деятельности данных учреждений // Уголовно-исполнительное право. 2006. № 1. С. 41-46.

6. Николаева М. И. Проблемы ответственности за доставку запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2016. № 1. С. 30-33.

7. Перминов А. В. Организация деятельности структурных подразделений исправительной колонии по выявлению и перекрытию источников и каналов поступления запрещенных предметов осужденным : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2009. 27 с.

8. Морозов А. С., Хильман Д. В. Правовой механизм замены имущественных прав осужденных // Вестник Кузбасского института. 2020. № 4(45). С. 153-160.

9. Морозов А. С., Хильман Д. В. Сравнительный анализ вещных прав осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях и воспитательных колониях // Вестник Кузбасского института. 2019. № 2(39). С. 157-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.