Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНЕРОВ ЗИМНИХ ВИДОВ СПОРТА (БИАТЛОН, ПОЛИАТЛОН, ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ) ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ «ТРЕНИНГ ТРЕНЕРА»'

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНЕРОВ ЗИМНИХ ВИДОВ СПОРТА (БИАТЛОН, ПОЛИАТЛОН, ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ) ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ «ТРЕНИНГ ТРЕНЕРА» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профилактика / профессиональное выгорание

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — И.А. Рессина, В.С. Пархоменко, С.Н. Худякова

В данной статье раскрыты возможности профилактической программы по работе с тренерами зимних видов спорта в аспекте профессионального выгорания. Представлены реальные тренинговые занятия, арт-терапевтические техники, семинары и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — И.А. Рессина, В.С. Пархоменко, С.Н. Худякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНЕРОВ ЗИМНИХ ВИДОВ СПОРТА (БИАТЛОН, ПОЛИАТЛОН, ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ) ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ «ТРЕНИНГ ТРЕНЕРА»»

И.А. Рессина, В.С. Пархоменко, С.Н. Худякова

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНЕРОВ ЗИМНИХ ВИДОВ СПОРТА (БИАТЛОН, ПОЛИАТЛОН, ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ) ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ «ТРЕНИНГ ТРЕНЕРА»

В данной статье раскрыты возможности профилактической программы по работе с тренерами зимних видов спорта в аспекте профессионального выгорания. Представлены реальные тренинговые занятия, арт-терапевтические техники, семинары и др.

Ключевые слова: профилактика, профессиональное выгорание.

Известно, что профессиональная деятельность тренера имеет специфические особенности и связанна с высоким уровнем физического и психоэмоционального напряжения. «Многолетние воздействие специфических стресс-факторов оказывает негативное влияние на работоспособность и здоровье спортивных тренеров, вызывая состояние физического, эмоционального и умственного истощения - «профессионального выгорания»» [2, с.37].

Профессиональное выгорание оказывает негативное влияние на «самочувствие, эмоциональную устойчивость тренеров, их профессиональное общение и деятельность, также, процесс распространения явления профессионального выгорания может создавать условия для текучести квалифицированных кадров в учреждении» [1, с.61].

Поэтому актуальность данной программы заключается в том, что для успешной реализации многолетней спортивной подготовки занимающихся, тренер должен быть не только квалифицирован и профессионален в своей сфере деятельности, но и иметь отличное состояние физического здоровья и позитивный настрой. Для этого необходим поиск современных методов профилактики формирования профессионального выгорания у спортивных тренеров.

Цель: профилактика возникновения и снижения уровня профессионального выгорания у тренеров по зимним видам спорта в МБУ ДО «Дворец спорта для детей и юношества». Задачи:

- диагностика профессионального выгорания и определение актуального эмоционального состояния спортивных тренеров, работающих с детьми;

- поиск актуальных методов профилактики возникновения и снижения уровня профессионального выгорания у спортивных тренеров;

- формирование адекватной самооценки и снижение психоэмоционального напряжения;

- повышение уровня психологических знаний, формирование желания использовать их в работе над своими проблемами, формирование потребности в саморазвитии.

Основные направления работы: психологическая диагностика; консультативная работа с тренерами; профилактическая работа; коррекционно-развивающая работа; аналитическая работа.

Методы: работа в группах (тренинги; дискуссии; сеансы релаксации с целью достижения расслабления, снятия эмоционального напряжения сотрудников; семинары-практикумы с целью информирования и привлечения сотрудников к участию в реализации данной программы). Индивидуальная работа (индивидуальные консультации по запросу тренера, коррекционные занятия по рекомендации психолога). Формы работы с тренерами:

- проведение диагностики тренеров учреждения, направленной на определение среднего значения психологического выгорания

- проведение психологических тренингов; ролевых и деловых игр; групповых дискуссий; лекций-практикумов; проективного рисования; музыкотерапии; методов проигрывания и анализа ситуаций; проблемно-проектный семинар;

- работа с отдельной личностью, работа с группой;

© И.А. Рессина, В.С. Пархоменко, С.Н. Худякова, 2022.

Научный руководитель: Малыхина Елена Владимировна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

- коррекционные и обучающие занятия по формированию адекватной самооценки и снижению психоэмоционального напряжения;

- разработка методических рекомендаций для тренеров по повышению качества образования. Принципы работы: сотрудничества; конфиденциальности; мультидисциплинарности; комплексности методов.

Планируемые результаты:

- определение актуального эмоционального состояния спортивных тренеров;

- использования актуальных методов профилактики возникновения и снижения уровня профессионального выгорания у спортивных тренеров;

- формирование адекватной самооценки и снижение психоэмоционального напряжения;

- повышение уровня психологических знаний, формирование желания использовать их в работе над своими проблемами и потребность в саморазвитии.

Условия реализации программы: наличие специально оборудованного кабинета; техническое обеспечение.

Срокреализации программы: 2022 год.

Содержание программы:

Мероприятие ^роки Ответственный

Подготовительный этап

1 Проведение диагностики тренеров, направленной на определение среднего значения психологического выгорания. январь Психолог Директор Зам. директора по УСП

2 Разработать памятки, рекомендации по тематике, информационных листов. январь Психолог

3 Подобрать упражнения для дальнейшей работы с тренерами. январь Психолог

Основной (практический) этап

1 - Вводное занятие по теме «Профессиональное выгорание». - Индивидуальные консультации. январь Психолог Зам. директора по УСП

2 - Проведение тренинга по теме «Самооценка и уровень признаний». - Упражнения на релаксацию и саморегуляцию. - Индивидуальные консультации. февраль Психолог Зам. директора по УСП

3 - Психологический тренинг «Успешный тренер». - Проведение сеансов релаксации, направленных на снятие психоэмоционального напряжения, расслабление. - Индивидуальные консультации. март Психолог Зам. директора по УСП

- Семинар-практикум для тренеров «Коллажирование», основная тематика семинара «Стресс. Причины возникновения». - Распространение буклетов, памяток, информационных листов, направленных на закрепление приобретенных навыков позитивного мышления, снятия напряжения, восстановления гармоничного состояния. - Индивидуальные консультации.

4 апрель Психолог Зам. директора по УСП

5 - Семинар на тему «Тренер - вечный спортсмен». - Туристический поход на 2 дня (активный отдых). - Индивидуальные консультации. май Психолог Зам. директора по УСП

6 - Упражнения на релаксацию. - Веселые стары «Тренеры против спортсменов». - Индивидуальные консультации. июнь Психолог Зам. директора по УСП Главный тренер

7 - Упражнения на релаксацию. - Индивидуальные консультации. июль Психолог

8 - Упражнения на релаксацию. - Индивидуальные консультации. август Психолог

Мероприятие ^роки Ответственный

9 - Круглый стол «Новый спортивный сезон». - Тренинг «Личностный рост» (осознание своей индивидуальности, налаживание эффективного взаимодействия с окружающими, коррекция эмоционального отношения к себе). - Индивидуальные консультации. сентябрь Психолог Зам. директора по УСП

10 - Лекция «Как работать с детьми без выгораний и стресса». - Деловая игра для педагогов «Психологическая защита». - Индивидуальные консультации. октябрь Психолог Зам. директора по УСП

11 - Круглый стол «Методическая выставка достижений тренера». - Тренинг на релаксацию и саморегуляцию с музыкальным сопровождением. - Индивидуальные консультации. ноябрь Психолог Зам. директора по УСП

12 - Тренинг «Развитие коммуникативных навыков, формирование навыка глубокого позитивного отношения к себе и другим» - Выезд на базу отдыха (активный отдых) - Индивидуальные консультации. декабрь Психолог Зам. директора по УСП

Заключительный этап

1 Контрольный опрос сотрудников. декабрь Психолог Зам. директора по УСП

2 Анализ результатов. декабрь Психолог Директор Зам. директора по УСП

Этапы внедрения программы:

1) Подготовительный - написание программы и её структурирование.

2) Основной - направлен на достижение основных задач программы.

3) Заключительный - направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий, контрольный опрос и анализ полученных результатов.

Библиографический список:

1.Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий: Психологический журнал / Акиндинова И.А.- 2001. Том 17. - № 4. - С. 56-72

2.Мальцева Н.В. Проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя: Дис.канд.псих.наук/Мальцева Н.В. Екатеринбург. - 2005. - 190 с.

РЕССИНА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА - магистрант, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

ПАРХОМЕНКО ВАЛЕРИЯ СТАНИСЛАВОВНА - магистрант, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

ХУДЯКОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА - магистрант, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.