И.А. Рессина, В.С. Пархоменко, С.Н. Худякова
ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ТРЕНЕРОВ ЗИМНИХ ВИДОВ СПОРТА (БИАТЛОН, ПОЛИАТЛОН, ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ) ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ «ТРЕНИНГ ТРЕНЕРА»
В данной статье раскрыты возможности профилактической программы по работе с тренерами зимних видов спорта в аспекте профессионального выгорания. Представлены реальные тренинговые занятия, арт-терапевтические техники, семинары и др.
Ключевые слова: профилактика, профессиональное выгорание.
Известно, что профессиональная деятельность тренера имеет специфические особенности и связанна с высоким уровнем физического и психоэмоционального напряжения. «Многолетние воздействие специфических стресс-факторов оказывает негативное влияние на работоспособность и здоровье спортивных тренеров, вызывая состояние физического, эмоционального и умственного истощения - «профессионального выгорания»» [2, с.37].
Профессиональное выгорание оказывает негативное влияние на «самочувствие, эмоциональную устойчивость тренеров, их профессиональное общение и деятельность, также, процесс распространения явления профессионального выгорания может создавать условия для текучести квалифицированных кадров в учреждении» [1, с.61].
Поэтому актуальность данной программы заключается в том, что для успешной реализации многолетней спортивной подготовки занимающихся, тренер должен быть не только квалифицирован и профессионален в своей сфере деятельности, но и иметь отличное состояние физического здоровья и позитивный настрой. Для этого необходим поиск современных методов профилактики формирования профессионального выгорания у спортивных тренеров.
Цель: профилактика возникновения и снижения уровня профессионального выгорания у тренеров по зимним видам спорта в МБУ ДО «Дворец спорта для детей и юношества». Задачи:
- диагностика профессионального выгорания и определение актуального эмоционального состояния спортивных тренеров, работающих с детьми;
- поиск актуальных методов профилактики возникновения и снижения уровня профессионального выгорания у спортивных тренеров;
- формирование адекватной самооценки и снижение психоэмоционального напряжения;
- повышение уровня психологических знаний, формирование желания использовать их в работе над своими проблемами, формирование потребности в саморазвитии.
Основные направления работы: психологическая диагностика; консультативная работа с тренерами; профилактическая работа; коррекционно-развивающая работа; аналитическая работа.
Методы: работа в группах (тренинги; дискуссии; сеансы релаксации с целью достижения расслабления, снятия эмоционального напряжения сотрудников; семинары-практикумы с целью информирования и привлечения сотрудников к участию в реализации данной программы). Индивидуальная работа (индивидуальные консультации по запросу тренера, коррекционные занятия по рекомендации психолога). Формы работы с тренерами:
- проведение диагностики тренеров учреждения, направленной на определение среднего значения психологического выгорания
- проведение психологических тренингов; ролевых и деловых игр; групповых дискуссий; лекций-практикумов; проективного рисования; музыкотерапии; методов проигрывания и анализа ситуаций; проблемно-проектный семинар;
- работа с отдельной личностью, работа с группой;
© И.А. Рессина, В.С. Пархоменко, С.Н. Худякова, 2022.
Научный руководитель: Малыхина Елена Владимировна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.
- коррекционные и обучающие занятия по формированию адекватной самооценки и снижению психоэмоционального напряжения;
- разработка методических рекомендаций для тренеров по повышению качества образования. Принципы работы: сотрудничества; конфиденциальности; мультидисциплинарности; комплексности методов.
Планируемые результаты:
- определение актуального эмоционального состояния спортивных тренеров;
- использования актуальных методов профилактики возникновения и снижения уровня профессионального выгорания у спортивных тренеров;
- формирование адекватной самооценки и снижение психоэмоционального напряжения;
- повышение уровня психологических знаний, формирование желания использовать их в работе над своими проблемами и потребность в саморазвитии.
Условия реализации программы: наличие специально оборудованного кабинета; техническое обеспечение.
Срокреализации программы: 2022 год.
Содержание программы:
Мероприятие ^роки Ответственный
Подготовительный этап
1 Проведение диагностики тренеров, направленной на определение среднего значения психологического выгорания. январь Психолог Директор Зам. директора по УСП
2 Разработать памятки, рекомендации по тематике, информационных листов. январь Психолог
3 Подобрать упражнения для дальнейшей работы с тренерами. январь Психолог
Основной (практический) этап
1 - Вводное занятие по теме «Профессиональное выгорание». - Индивидуальные консультации. январь Психолог Зам. директора по УСП
2 - Проведение тренинга по теме «Самооценка и уровень признаний». - Упражнения на релаксацию и саморегуляцию. - Индивидуальные консультации. февраль Психолог Зам. директора по УСП
3 - Психологический тренинг «Успешный тренер». - Проведение сеансов релаксации, направленных на снятие психоэмоционального напряжения, расслабление. - Индивидуальные консультации. март Психолог Зам. директора по УСП
- Семинар-практикум для тренеров «Коллажирование», основная тематика семинара «Стресс. Причины возникновения». - Распространение буклетов, памяток, информационных листов, направленных на закрепление приобретенных навыков позитивного мышления, снятия напряжения, восстановления гармоничного состояния. - Индивидуальные консультации.
4 апрель Психолог Зам. директора по УСП
5 - Семинар на тему «Тренер - вечный спортсмен». - Туристический поход на 2 дня (активный отдых). - Индивидуальные консультации. май Психолог Зам. директора по УСП
6 - Упражнения на релаксацию. - Веселые стары «Тренеры против спортсменов». - Индивидуальные консультации. июнь Психолог Зам. директора по УСП Главный тренер
7 - Упражнения на релаксацию. - Индивидуальные консультации. июль Психолог
8 - Упражнения на релаксацию. - Индивидуальные консультации. август Психолог
Мероприятие ^роки Ответственный
9 - Круглый стол «Новый спортивный сезон». - Тренинг «Личностный рост» (осознание своей индивидуальности, налаживание эффективного взаимодействия с окружающими, коррекция эмоционального отношения к себе). - Индивидуальные консультации. сентябрь Психолог Зам. директора по УСП
10 - Лекция «Как работать с детьми без выгораний и стресса». - Деловая игра для педагогов «Психологическая защита». - Индивидуальные консультации. октябрь Психолог Зам. директора по УСП
11 - Круглый стол «Методическая выставка достижений тренера». - Тренинг на релаксацию и саморегуляцию с музыкальным сопровождением. - Индивидуальные консультации. ноябрь Психолог Зам. директора по УСП
12 - Тренинг «Развитие коммуникативных навыков, формирование навыка глубокого позитивного отношения к себе и другим» - Выезд на базу отдыха (активный отдых) - Индивидуальные консультации. декабрь Психолог Зам. директора по УСП
Заключительный этап
1 Контрольный опрос сотрудников. декабрь Психолог Зам. директора по УСП
2 Анализ результатов. декабрь Психолог Директор Зам. директора по УСП
Этапы внедрения программы:
1) Подготовительный - написание программы и её структурирование.
2) Основной - направлен на достижение основных задач программы.
3) Заключительный - направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий, контрольный опрос и анализ полученных результатов.
Библиографический список:
1.Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий: Психологический журнал / Акиндинова И.А.- 2001. Том 17. - № 4. - С. 56-72
2.Мальцева Н.В. Проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя: Дис.канд.псих.наук/Мальцева Н.В. Екатеринбург. - 2005. - 190 с.
РЕССИНА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА - магистрант, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.
ПАРХОМЕНКО ВАЛЕРИЯ СТАНИСЛАВОВНА - магистрант, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.
ХУДЯКОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА - магистрант, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.