Научная статья на тему 'ПРОГРАММА «СЧАСТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ» КАК ФОРМА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА'

ПРОГРАММА «СЧАСТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ» КАК ФОРМА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное выгорание педагогов / профилактика

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.В. Ибрагимов, Д.Р. Долин

В данной статье раскрыты особенности организации работы в образовательных организациях по профилактике профессионального выгорания педагогов. Представлена реальная программа такой работы в педагогическом коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА «СЧАСТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ» КАК ФОРМА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА»

М.В. Ибрагимов, Д.Р. Долин

ПРОГРАММА «СЧАСТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ» КАК ФОРМА ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА

В данной статье раскрыты особенности организации работы в образовательных организациях по профилактике профессионального выгорания педагогов. Представлена реальная программа такой работы в педагогическом коллективе.

Ключевые слова: профессиональное выгорание педагогов, профилактика.

Всемирная организация здравоохранения на Ассамблеи ВОЗ в Женеве приняла решение включить синдром эмоционального выгорания в Международную классификацию болезней (МКБ-11). Данное решение вступает в силу с 1 января 2022 года. Всемирная организация здравоохранения заявляет, что МКБ-11 «обновлена с учетом реалий XXI века и отражает критически важные достижения в прогрессе науки и медицины» [1]. Сегодня «синдром профессионального эмоционального выгорания определяется как разновидность хронического стресса, связанного с профессиональной деятельностью и негативно влияющего на прочие сферы жизни человека» [2]. В число прямых следствий профессионального выгорания входят также высокие показатели внутреннего напряжения, синдром хронической усталости, нарушения сердечной деятельности, гипертония и даже диабет 2 типа.

Педагогическая профессия относится к наиболее стрессовой, эмоционально-напряженной и требует высокого уровня самообладания, саморегуляции. Профессиональная деятельность педагогов вызывает эмоциональное напряжение, которое проявляется в снижение устойчивости психических функций и понижение работоспособности. Низкий уровень психической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть педагогов (в соотношение с другими профессиями) страдает болезнями стресса - многочисленными соматическими и нервно психическими болезнями.

Охарактеризуем симптомы эмоционального выгорания. Это в первую очередь потеря интереса к трудовой деятельности, утрата мотивов к ее осуществлению, снижение результативности работы, неадекватность самооценки, проявление признаков агрессивного поведения к окружающим. Накопившись, эти проявления приводят человека к депрессии, результатом которой становятся попытки избавиться от работы: уволиться, сменить профессию, отвлечься любыми доступными, как правило, саморазрушительными способами. В связи нами была составлена программа «Счастливый педагог» для решения заявленной проблемы.

Цель программы: организовать работу по оказанию психолого-педагогической помощи педагогам в вопросе профессионального выгорания.

Задачи программы: организовать работу по коррекции и профилактике профессионального выгорания педагогов; сформировать адекватную самооценку педагога; повысить интерес к трудовой деятельности; обучить педагогов методам и приемам самоконтроля.

Основные направления работы: диагностика; консультативная работа с педагогами; профилактическая работа; коррекционно-развивающая работа; аналитическая работа.

Методы работы: индивидуальные консультации с психологом школы, семинары-практикумы, оказание методической помощи молодым педагогам, тренинги и видеотренинги, ролевые и деловые игры; организация совместного досуга, обучения навыкам релаксации, диагностика; выступления на школьных конференциях, семинарах, заседаниях МО и на заседаниях различных общественных советов.

Формы работы: занятия в рамках программы проводятся на добровольном начале в смешанном формате: групповые и индивидуальные.

© М.В. Ибрагимов, Д.Р. Долин, 2022.

Научный руководитель: Малыхина Елена Владимировна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

Принципы работы: добровольности участия в программе; активности и сотрудничества всех участников профилактической работы; единства всех направлений работы психолого-педагогического сопровождения; учета индивидуальных особенностей личности.

Сроки реализации программы: рассчитана на полгода, по 2-3 мероприятия в месяц. Содержание Программы:

I этап - подготовительный (1 месяц - октябрь)

№ Тема занятий Сроки Ответственные

1. - Вводное занятие. Практический семинар «Профессиональное выгорание. Самодиагностика синдрома» Цель занятия: Познакомить педагогов с проблемой, представить основные ее положения. Охарактеризовать навыки самодиагностики Октябрь Руководство и педагогический коллектив ОО. Психолог школы.

2. - Семинар практикум с элементами тренинга «Профессиональное «выгорание» педагога: причины, коррекция и профилактика» Цель занятия: Продолжить работу по уточнению характеристики профессионального выгорания. Представить основные причины и признаки синдрома. Познакомить с примерами психологической помощи, способствующим как профилактике, так и коррекции Эмоционального выгорания. Создавать условия благоприятного психологического климата в коллективе. Октябрь Руководство и педагогический коллектив ОО. Психолог школы.

3. Организация туристического похода Цель мероприятия: Организация совместного активного досуга. Снятие напряжение. Октябрь Руководство и педагогический коллектив ОО. Психолог школы.

II этап - основной (4 месяца - ноябрь, декабрь, январь, февраль)

№ Тема занятий Сроки Ответственные

1 - Тренинг «Самооценка и уровень притязаний» Цель занятия: Знакомство с сущностью понятий «самооценка», «адекватная и неадекватная самооценка». Обозначение влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности. - Диагностика. Ноябрь Руководство и педагогический коллектив ОО. Психолог школы.

2 - Тренинг «Коммуникативная компетентность» Цель занятия: Представление понятия «общение», «педагогическое общение». Характеристика структуры и видов общения. Самодиагностика своих коммуникативных особенностей. Работа по совершенствованию навыков эффективного общения. - Индивидуальные консультации Ноябрь Руководство и педагогический коллектив ОО. Психолог школы.

3. - Тренинг «Конструктивное поведение в конфликтах» Цель занятия: Характеристика понятия «конфликты», виды и стратегии поведения в конфликте. Формирование навыков бесконфликтного поведения, знакомство с техникой ассертивного поведения. - Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школы. - Тренинг «Личностный рост» Цель занятия: Продолжение работы по формированию адекватной самооценки, принятия себя, значимости своей индивидуальности. - Индивидуальные консультации Декабрь Руководство и педагогический коллектив ОО. Психолог школы.

4. - Тренинг «Целеполагание» Цель занятия: Помощь в осознание своих жизненных и профессиональных целей, в осознании своих ценностных ориентаций и личных приоритетов. - Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока. - Самоанализ по качеству цели и задач урока. - Индивидуальные консультации. - Упражнения на релаксацию и саморегуляцию. Декабрь Руководство и педагогический коллектив ОО. Психолог школы.

5. - Психологическая гостиная «Призвание - учитель» Цель занятия: Осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения. - Индивидуальные консультации Январь Руководство и педагогический коллектив ОО. Психолог школы.

6. - Тренинг «Тайм-менеджмент Цель занятия: Информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени. Анализ использования рабочего времени, его планирование. Выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени. -Индивидуальные консультации. - Упражнения на релаксацию и саморегуляцию. - Психологический тренинг для учителей «Роль психологической установки в жизни человека» Январь Руководство и педагогический коллектив ОО. Психолог школы.

7. - Тренинговое занятие «Просто поверь в себя» Цель занятия: Оказание психологической помощи в самореализации во всех сферах деятельности, создание ситуации успеха, установка на необходимые ценностные ориентиры. - Психологические игры-релаксации для учителя - Индивидуальные консультации Февраль Руководство и педагогический коллектив ОО. Психолог школы.

8. - Семинар-тренинг «Навстречу здоровью» Цель занятия: Создание условий для успешной профилактической работы по профилактике эмоционального выгорания, Комфортной психологической безопасной среды в образовательной организации. Февраль Руководство и педагогический коллектив ОО. Психолог школы.

9. - Тренинг для педагогов «Люби себя» Цель занятия: Обучение педагогов способов саморегуляции, знакомство с методами арттерапии. - Электронное портфолио как средство профессионального развития. Наполнение электронного портфолио педагога. - Упражнения на релаксацию и саморегуляцию. - Индивидуальные консультации Февраль Руководство и педагогический коллектив ОО. Психолог школы.

III этап - заключительный (1 месяц - март)

№ Тема занятий Сроки Ответственные

1. Обобщающее занятие «Дорога жизни» Цель занятия: Обобщение полученного опыта Март Руководство и педагогический коллектив ОО. Психолог школы.

2. Итоговое занятие «Профессиональное выгорание - это не про меня! - Открытый микрофон». Самодиагностика. Цель занятия: Диагностика и подведение работы по психолого-педагогическому сопровождению педагогов. Анализ результатов внедрения программы. Март Руководство и педагогический коллектив ОО. Психолог школы.

3. Мероприятие: выезд на турбазу. Цель мероприятия: Организация совместного активного досуга. Снятие напряжение. Март Руководство и педагогический коллектив ОО. Психолог школы.

Библиографический список:

1. Горбушина О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения. / Практическая психология. - СПб.: Питер, 2008. - 176 с.

2.Зарубина Н.И. Профилактика эмоционального выгорания педагогов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/578061/ (дата обращения: 07.02.2022)

ИБРАГИМОВ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ - магистрант, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

ДОЛИН ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ- магистрант, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.