Научная статья на тему 'Особенности работы психолога с педагогами в контексте личностно ориентированного обучения'

Особенности работы психолога с педагогами в контексте личностно ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / IDENTITY / СТЕРЕОТИПЫ / STEREOTYPES / УСТАНОВКИ / ATTITUDES / ПАТТЕРНЫ ПОВЕДЕНИЯ / PATTERNS OF BEHAVIOR / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / MENTAL HEALTH / ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / PERSONAL MODEL OF COACHING / ТРЕНИНГ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / EMOTIONAL / ДЕФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валанова Нина Михайловна

Российское образование вступило в новый этап своего развития, связанный с введением ФГОС. Поворот к человеку, обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызваны интересом педагогов к концепции личностно-ориентированного образования: человекоцентрированного подхода в образовании (К. Рождерс), психолого-дидактической концепции, основанной на принципе субъективности (И.С. Якиманская), культурологической концепции личности (Е.В. Бондаревская) и др. Исторические корни личностно-ориентированного обучения авторы различных работ видят в педагогических идеях Я.А. Коменского [5]. При всем различии концепций педагогов их объединяет стремление воспитать свободную личность, но становление декларируемого в образовательном учреждении личностно-ориентированного обучения обнаруживает некоторые особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валанова Нина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of psychologist work with the teachers in the context of student centered learning

Russian education has entered a new stage of development associated with the introduction of the GEF. Turn to the person handling at a new stage of history to the humanistic ideas arouse the interest of teachers to the concept of student-centered education: the person-centered approach to education (C. Rogers), psycho-didactic concept based on the principle of subjectivity (IS Yakimanskaya), cultural concept of personality (EV Bondarevskaya) and others. The historical roots of student-centered learning authors see various works in the pedagogical ideas of JA Comenius [5]. With all the differences of teachers concepts they share the desire to raise a free person, but becoming declared in an educational institution a student-centered learning reveals some features.

Текст научной работы на тему «Особенности работы психолога с педагогами в контексте личностно ориентированного обучения»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Нина Михайловна Валанова, практикующий психолог, автор книги «Информация для родителей», член РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», г. Елизово, Камчатский край, valanova56@yandex.ru

• личность • стереотипы • установки • паттерны поведения • психическое здоровье

• личностная модель • тренинг • эмоциональное выгорание • деформации

Психологическая модель личностно ориентированного обучения до последнего времени сводилась к предсказанию различий в познавательных способностях учащихся, которые в образовательном процессе проявляются в обучаемости, индивидуальных способностях к усвоению знаний. Поэтому эта модель и заключалась во фрагментарной диагностической и консультативной деятельности психолога. В психологическое обеспечение новых стандартов, построенных на глубоко психологичной основе (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), включены проектирование, экспертиза и мониторинг условий образовательного процесса. Стандарты диктуют новое содержание происходящих процессов и необходимость понимания и удержания специалистами полноты их смысла при обустройстве пространства становления личности. Личностно ориентированный подход связан с индивидуализацией, которая рассматривается как психологический механизм превращения педагогических воздействий, характеризующих ценностное отношение к ученику, в фактор развития личностных качеств ученика.

Из ценностного отношения к ребенку вырастает понимание цели личностно-ориен-тированного отношения образования: не формировать и даже не воспитывать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, циви-

лизацией (Е.В. Бондаревская). Такой переход современной школы обуславливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. Личность воспитывает личность, преобразуясь и изменяясь в процессе взаимодействия с детьми согласно требуемому полисубъектному подходу.

При этом роль личности педагога в образовательном процессе является определяющей и в создании основных психолого-педагогических условий формирования психически здоровой личности учащихся. В психологии здоровья из всех факторов выделяются основные: личность значимого взрослого, наличие положительного эмоционального фона, предъявление требований к воспитаннику с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, равномерное чередование психофизического напряжения с расслаблением, строго продуманная и соблюдаемая система поощрений и наказаний [3]. В проведённом в школе мониторинге здоровья младших школьников личностная модель педагога (с терпением, эмпатией, самоконтролем) признана наиболее успешной в предупреждении проблем личности: тенденции к неврозам, «болезням личности», симптомам психосоматических проявлений, болезням адаптации, рискам субдепресии.

Труд педагога отличают высокая профессиональная загруженность и психоэмоциональная напряженность, а неумение справиться с возникающими трудностями в профессиональной деятельности, отсутствие должной социальной поддержки могут привести к развитию синдрома выгорания и профессиональным деформациям. В трехфакторной

ищ.......шт.......шш

модели синдром выгорания, который многими исследованиями относится к состоянию предболезни, включает эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, деформация отношений с другими людьми - в виде чрезмерной отстраненности от других людей, нежелании устанавливать контакты, в появлении по отношению к другим людям (учащимся, коллегам, родителям) циничности, негативизма, бессердечности. Редукция личных достижений может выражаться в виде общей неудовлетворенности человека собственными достижениями на работе, появлении чувства некомпетентности и преуменьшении собственных возможностей [5].

Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности, когда, с одной стороны, происходят усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой -изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е нарушающие целостность личности, снижающие её адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации. В результате в структуре личности могут появиться такие черты, как назидательность, завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости [5].

В газете «Школьный психолог» (№18, 2001 г.) были опубликованы материалы исследований на тему «Эмоциональная защита и эмоциональное сгорание учителя» и полученные результаты: через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а к 40 годам «сгорают» эмоционально все учителя. У начинающих педагогов показатели степени социальной адаптации ниже, чем у больных неврозами, что может их охарактеризовать как людей, переживающих тревогу, неуверенность, эмоционально несдержанных.

В нашей практике предложение определения наставников к молодым специалистам,

испытывающим страх и нуждающимся в поддержке в период профессионального становления, остались без внимания администрации.

Педагог, испытывающий напряжение физических и психических сил, необходимых для выполнения своих обязанностей в соответствии с социальным идеалом, с одной стороны, и стремлением соответствовать высокому уровню ожиданий окружающих (в том числе и собственным) - с другой, нуждается в создании условий для восстановления и актуализации личностно-професси-онального ресурса.

Психологический «перевод» запросов-предложений родителей, вовлеченных в конфликт со школой заказчиков образовательных услуг, в сущности, выглядит следующим образом:

• обучение педагогов, представителей стрессогенной профессии, при профессиональной подготовке в высшей школе практическим навыкам самовосстановления, саморегуляции с целью исключения эмоциональной разрядки на детях;

• при оформлении на работу кроме предоставления справки об отсутствии судимости и формального прохождения психиатра диагностика акцентуаций характера, которые при определённых условиях обнажают и заостряют слабые черты педагога с появлением особенностей поведения;

• профилактика деформаций и синдрома эмоционального выгорания в процессе трудовой деятельности, учёт факторов и сформировавшихся деструкций при аттестации педагогических работников.

Поскольку состояние эмоциональной напряженности педагога характеризуется интенсивными эмоциональными переживаниями в ходе деятельности, оценочным, эмоциональным отношением человека к условиям её протекания, существует угроза развития эмоционально-личностных нарушений у педагогов - так же, как и у диагностируемых в ходе мониторинга младших школьников (Приложения 1, 2). При этом работа психолога с педагогами - сложное и недостаточно разработанное направление.

Один из вариантов помощи психологов педагогам состоит в проведении работы поэтапно: на первом этапе необходимо инфор-

мировать о существовании проблем, на втором - происходит работа по осознанию и принятию педагогами своего перфекциониз-ма, т.е. страха, принимающего различные формы, сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха. Третий, долговременный, этап должен быть посвящён накоплению ресурсов для преодоления трудностей, если администрация школы осознает его необходимость и сама участвует в этом. На опыте деятельность психолога ограничилась проведением на педсоветах лекций на тему психического здоровья (потребности и условия существования гармоничной личности, депрессии, неврозы, психосоматические заболевания) как педагогов, так и учащихся. Поскольку медицина утверждает, что после 15 лет работы в образовательной школе учителя уже хронически болеют психическими, соматическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями [7], получение адекватного представления о своей деятельности осуществлялось с предложением самодиагностики, анкеты «Психологический портрет учителя» с предоставлением педагогам «ключа» для самостоятельной обработки.

Теоретически проведение превентивных мероприятий по сохранению здоровой личности педагога является одной из важнейших задач школьного психолога, так как от этого во многом зависят и психологический климат педагогического коллектива, и психическое здоровье детей. Требуемый объём работ предполагает наличие «команды» психологов образования, работающих с детьми, родителями, и отдельных специалистов - с учителями. В этом, на наш взгляд, могут принимать участие независимые психологические службы или отдельные психологи, валеологи, медики, действующие на базе управлений образования, институтов повышения квалификации, компетентные службы системы при консолидации усилий высшей образовательной школы и подготовке специалистов, соответствующих требованиям новых стандартов, «рынка» (школы) и «работодателей».

проблем на месте только педагогическими/дидактическими задачами и социально-педагогическими поручениями.

Запросы практики, новые общественные потребности, социальные задачи и реальное состояние дел в ситуации повышенной нагрузки на педагогов в условиях стандартов диктуют необходимость совершенствования процесса. Затруднения в профессиональной деятельности, неосознанно скрывающиеся под созданным «образом», эталоном поведения в школе и за её пределами, а также личные и семейные проблемы создают ситуацию, когда педагог зачастую не может самостоятельно решить и восстановить необходимые для деятельности ресурсы. Данная проблема исследуется, и предлагаются разные варианты помощи педагогам [7].

Рассматривают возможные пути профессиональной реабилитации педагога: повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной); профилактика профессиональной дезадаптации начинающего педагога; овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций; диагностика профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления профессиональных деструкций; прохождение тренингов личностного и профессионального роста; рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста. Направления деятельности по профессиональной реабилитации педагога могут включать медицинские аспекты (лечебная физкультура, физиопроцедуры, массаж), психологические аспекты (релаксационные программы, тренинги личностного роста, уверенности в себе, креативности, конфликтологической компетентности, индивидуальные консультации психологов и психотерапевтов).

Однако практически на местах наблюдаются тенденция к экономии средств учреждением посредством сокращения ставок психологов, существование у администрации неопределённости целей и конкретизации сферы деятельности психолога, подмена решения психологических

В педагогической психологии основные модели работы психолога с педагогами предусматривают три основных подхода: психоаналитический, бихевиоральный, гуманистический [5]. В рамках каждой модели выделены ключевые характеристики личности успешного педагога.

ищ.......шт.......шш

1. Психоаналитический подход признаёт эффективным педагога, стремящегося к психологической зрелости, занимающего по отношению к ребёнку психотерапевтическую позицию и отвечающего за эмоциональное сопровождение обучения. Эмоциональный фактор при обучении играет важную роль и повышает эффективность и притягательность учебного процесса.

В результате «трудного детства» (развод родителей, потеря отца, матери, эмоциональная депривация - синдром госпиталя, холодная отвергающая мать и т.д.) всё, что связано с эмоциональным теплом и принятием, находит отражение в переносах педагогом своих эмоциональных проблем на детей или коллег: доминирование над детьми, трудоголизм, отсутствие эмоционального принятия ребёнка и т.д. Подход ориентирован на выявление глубинных мотиваций личности, её «психобиографии» и предполагает, что проблемы могут выражаться в том, что педагог проявляет в своей деятельности те неотреагированные травмы, которые он испытал в своём раннем детстве, и воспроизводит в своей деятельности тот стиль отношений, который проявляли по отношению к нему родители, возможно невротический.

Работа с педагогами по актуализации детского опыта (переживаний) и обретения внутренних ресурсов для преодоления трудностей, повышения качества жизни и профессиональной деятельности может быть организована в форме тренинга работы с собственным детством [8]. В процессе исследования индивидуальной истории, которая может объяснить неблагополучие взрослого, но не оправдывает его, педагог осознаёт свои подсознательные установки, конфликты и связанные с ними неэффективные способы коммуникации, улучшаются взаимоотношения, адаптация, понимание возрастных особенностей, проявлений, типичных реакций детей. Установление причинно-следственных связей между эпизодами детства и настоящей жизнью является не уникальным болезненным состоянием, а этапом естественного развития.

2. В рамках бихевиорального подхода, целью которого является обучение детей самостоятельным умениям мыслить и решать проблемы, эффективность труда учителя

оценивается по следующим параметрам: наличие навыков «аффективного» преподавания (конкретности коммуникаций, умений эффективного слушания, эмпатии, уважения, искренности), умение создавать проблемные ситуации на уроке и обучать способам их решения, способности к рефлексии при решении проблем и наличие адекватных представлений о своих профессиональных возможностях. Сам же педагог в ситуации обучения детей, подкрепляя правильное действие нужным стимулом, демонстрирует ребёнку, на какие элементы ситуации ему надо обращать внимание, а также что и в каком порядке следует делать. Успешный педагог как личность справедлив, честен, скорее демократичен, чем авторитарен. Он должен демонстрировать принятие и уважение ребёнка. Самооценка ученика ориентирована в основном на оценки, выставленные в журнал, однако вербальные оценочные суждения педагога играют зачастую доминирующую роль, характеризуются лабильностью, эмоциональной окрашенностью и могут быть причиной педагогических неудач. С позиции бихевиоризма, ошибочные паттерны поведения, которые педагог приобрёл в течение жизни, сформировались в виде набора моделей поведения и сохранились с помощью позитивного подкрепления (поощрения).

В процессе работы организованное наблюдение на уроке по запросам - как молодых специалистов, обращающихся за помощью, так и администрации - сопровождалось рефлексией педагогом результатов особенностей своих коммуникаций. Однако больший эффект может быть достигнут при наличии материала для распознавания многообразия жестомимических комплексов и осознавания их значения. Эффективные методы для формирования профессиональных навыков общения, такие как видеотренинг, описаны в литературе [1] .

Видеообратная связь, осуществляемая в виде демонстрации в реальном времени без звукового сопровождения, а также в изменённом масштабе времени (либо убы-стренно, либо замедленно) на уроке, позволяет сделать более наглядным поведенческие стратегии педагога с целью коррекции невербальной составляющей его деятельности, рассогласования вербального и невербального поведения. Прежде чем начи-

нался анализ деятельности педагога на уроке, авторы проводили не менее 3-4 съемок, пока учащиеся и учителя не прекращали реагировать на съемку. Многие авторы считают, что психопрофилактическая работа с учителями должна быть направлена на развитие их гибкости и коммуникативных навыков [1].

Апробированные социально-психологические тренинги - «Межличностные отношения», «Общение в конфликте» - при обращении педагогов по поводу коммуникативных затруднений, как отмечают авторы, послужили изменению некоторых неправильных фиксированных установок и отношений личности педагога в плане его привычек. Расширение диапазона сознания социальных ролей в динамических стереотипах поведения происходила в процессе тренинга: фазы ведения беседы, соблюдение условий для преодоления барьеров общения, влияние безоценочности на коммуникативный процесс, вербальные средства общения и невербальные средства общения, влияющие на эмоциональное состояние (поза, мимика, жестикуляция, дистанцирование, интонация), манипулятивное общение, стиль общения, определение конфликта, виды поведения в конфликте, творческое разрешение конфликта.

Приобретенный опыт приводит к более эффективному взаимодействию с детьми в условиях воспитательного процесса и личному росту педагога.

3. Гуманистический подход к педагогическому процессу рассматривает обучение как процесс свободного самостоятельного учения, направленного на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Основная функция учителя-фасилитатора (небезличного инструмента для передачи знаний и модели для подражания) - создавать такой климат в классе, чтобы естественные тенденции самоактуализации учащихся дали свои результаты. Успешный педагог может способствовать личностному росту ребенка в том случае, если будет укреплять веру в себя, формировать способность опираться на себя, если не будет навязывать «Я-идеальное», а будет принимать «Я-реальное» с его позитивными и негативными проявлениями [5]. В гуманистической психологии подчеркивается врож-

денный потенциал позитивного и конструктивного роста, подготавливается его реализация при благоприятных условиях окружения. Проблемы, которые могут возникнуть у педагогов, объясняются доминированием стереотипов по отношению к детям («плохой» и «хороший» ученик), родителям («не занимаются детьми»), методам воспитания и обучения, процессу своей деятельности, представляющих собой схематическое стандартизированное представление о педагогической деятельности, сформированное в течение обучения и педагогической деятельности.

Особенности педагогов с низким уровнем терпимого отношения к детям выражаются в непонимании и непринятии «негативного» поведения и стремлении к изменению, перевоспитанию детей. Такие паттерны поведения педагога могут сопровождать диктат, угрозы, различные манипулятивные приемы. Педагоги с ситуативным уровнем терпимости принимают одних детей и не принимают других (тех, которые не соответствуют их ожиданиям), пытаются откорректировать, исправить недостатки в одних ситуациях проявляют терпение, в других -нет [6].

Важным фактором успешности педагога является ориентировка на личностную модель взаимодействия с учащимися. В этой модели главными составляющими являются следующие моменты: самопринятие педагога, его стремление к совершенству, к поиску путей и средств преодоления стереотипов. Это подтверждается результатами наших работ в процессе психолого-педагогического сопровождения первоклассников с индивидуальными особенностями, диагностируемых с целью предупреждения возможной угрозы дезадаптации, построения педагогом адекватной траектории обучения и для снятия лишнего субъективизма и оценочности педагогической характеристики [10]. Более детальную, объективную картину возможных особенностей развития личности, обучения и поведения учащихся могут дать полученные в ходе симптомы: астенический и невротический симптомы, инфантилизм, гиперкинетический синдром, леворукость, инертность нервной системы, недостаточная произвольность психических функций, нарушения интеллектуальной деятельности, неготовность к школе.

ищ.......mm.......www

Институтом физиологии РАО приводятся данные исследований: в школу приходят 20% первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70% [2]. В ходе работ и последующего мониторинга здоровья психологическими методами таких аномалий не выявлено, а педагог с личностной моделью взаимодействия особенно успешен в предупреждении проблем детей. Таким образом, нормальный психологический климат и благоприятный эмоциональный фон в таких классах сохраняется и на этапе их выпуска. Даже при невысокой успеваемости учеников таких классов особая атмосфера вызывает у педагогов-предметников желание с ним работать.

На наш взгляд, актуальны семинары-тренинги, направленные на переориентацию с дисциплинарной на эффективную модель взаимодействия с детьми. Авторы рекомендуют их к внедрению в практику в связи с их жизнестойкостью и эффективностью, направленностью на повышение сензитив-ности педагогов к идеям ненасилия как общечеловеческой ценности, принятием педагогом собственной личности, осознанием психологических защит и собственного эгоцентризма, развитие терпимости (выдержка, самообладание, самоконтроль) и принятия (понимание, эмпатия, сензитивность). В частности, происходит смена отношения к непринимаемым детям, оптимизация педагогической деятельности в целом [6].

Таким образом, чтобы ослабить психическое напряжение учителя и дать развитие внутренним психическим силам, расширить его профессиональное самосознание и содействовать сохранению психического здоровья, а также предоставить педагогам возможность осуществления своей профессиональной деятельности, не нарушая психологического здоровья учащихся, необходима также организация системы профилактической работы и с учителями.

Адекватные личностно-ориентированные педагогические технологии - это авторские технологии, «выращенные» в опыте, с характерными чертами: сотрудничество, диа-логичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуальности развития ребёнка, предостав-

ление ему необходимой степени свободы для принятия самостоятельных решений. В контексте этого личность учителя является мощным фактором формирования личности учащегося, а, по утверждению К.Г. Юнга, хороший пример - лучший учебный метод.

К адекватным психологическим технологиям в работе с педагогами, на наш взгляд, относятся не только тренинги развития эффективного взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными, аутич-ными и другими детьми [4], проводимые психологами, владеющими навыками проведения (методическими приёмами, стратегией и тактикой) и имеющими опыт прохождения личностных тренингов [9]. С целью сохранения профессионального долголетия учителей, которое можно достичь лишь путём гармонизации личности, обосновано проведение тренингов личностного роста для педагогов с привлечением других средств. К ним относится использование в работе аутогенных тренировок («расслабление и релаксация», «уравновешенность и устойчивость к стрессу») Российского научного центра психопедагогики (А.А. Вост-риков, А.А. Табидзе), которые закрепляют в подсознании заданное достойное поведение и способствуют профилактике психосоматических заболеваний.

При единстве тела и психики в ходе проведения телесно-ориентированного тренинга (В.Н. Грачёва) и воздействия на двигательные и дыхательные стереотипы изменяются стереотипы поведения на уровне психики. Тренинг работы с «внутренним ребёнком» (И.В. Шевцова), позволяет устранять причины имеющихся проблем из детства, а не заниматься следствиями. Безусловно, эффективны женские тренинги познания, изменения себя и соединения со своей истинной природой для решения личных и семейных проблем (Е.Я. Мищенко, Е.Н. Морозова) Института практической психологии «Иматон». Также целесообразно обращение к позитивной психотерапии Н. Пезешкиана, которая утверждает, что человек обладает добротой и способностью к любви и познанию, а также возможностью развивать свои актуальные способности в течение всей своей жизни.

Данное направление работы с педагогами, на наш взгляд, в контексте личностно ори-

6. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / В.Г. Маралов, И.А. Бучилова., Е.Ю. Клепцов и др. / под редакцией

B.Г. Маралова. - М.: Академический проспект. - Парадигма. - 2005-288 с

7. Симакова Т.Е. Профессиональные деформации педагогов: причины, проявления и профилактика / Сборник материалов XVI международной научно-практической конференции «Служба практической психологии в системе образования». - М.- СПб.: СПбАППО, 2012.

C. 591-601.

8. Шевцова И.В. Тренинг работы с собственным детством / И.В.Шевцова. - СПб.: Речь, 2008. -175 с.

9. Шевцова И.В. Тренинг тренеров: 9дней личностного роста / И.В.Шевцова. - СПб.: Речь, 2008. - 128 с.

10. Valanova N.M. Monitoring of the health - the base strategy to prevent the problems of younger hoolboys/ International scientific professional periodical ioumal «THE UNITY OF SCINCE» publishing office Friedrichstrase 10 - Vienna -Austri. 2014. Р. 91-99.

Питер, 2009. - 208с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДИАГНОСТИКА ОРИЕНТИРОВАННОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕБНО-ДИСЦИПЛИНАРНУЮ ИЛИ ЛИЧНОСТНУЮ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ*1

Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд суждений, касающихся процесса обучения и воспитания школьников. Если вы согласны с тем или иным суждением полностью, поставьте напротив него 5 баллов. Если в большей степени согласны, чем не согласны, - 4 балла. В том случае, если вы согласны и не согласны в равной степени, поставьте 3 балла. Если вы не согласны в большей степени, чем согласны, - 2 балла. Наконец, если полностью не согласны, поставьте 1 балл.

1. Учитель - главная фигура, от него зависит успех и эффективность учебно-воспитательной работы.

2. Лучше работать с исполнительным учеником, чем с инициативным и активным.

3. Большинство родителей не умеет воспитывать своих детей.

4. Творчество учителя - это лишь благое пожелание, реально деятельность его полностью запрограммирована.

5. Лучше провести урок, используя готовые методические рекомендации, чем что-то выдумывать самому.

6. Для успеха работы в школе важнее овладеть технологией обучения, чем раскрыть себя как личность детям.

7. Ребёнок подобен глине, при желании из него можно «лепить» всё, что угодно.

8. Выполняй точно все указания администрации, и у тебя как у учителя будет меньше хлопот.

1 Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / В.Г. Маралов, И.А. Бучилова., Е.Ю. Клепцов и др. / Под редакцией В.Г.Маралова.- М.: Академический проспект. - Парадигма.- 2005. -288 с (Методика В.Г. Маралова.).

ентированного обучения является необходимым: здоровое физически и психически молодое поколение страны может вырасти только у здоровых и уверенных в поддержке педагогов - как традиционалов, так и новаторов. □

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы / И.А. Агеева -Спб.: Речь, 2007. - 208 с.

2. Безруких М.М. Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся / М.М. Безруких. Справочник руководителя образовательного учреждения. №8. - 2009. -С. 65-74.

3. Колесникова Г.И. Девиантное поведение: учеб. пособие / Г.И.Колесникова, Е.А.Байер, М.В. Ха-рагезян. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 218 с.

4. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К.Лютова., Г.Б.Монина. -СПб.: Речь; М.: Сфера. - 190 с.

5. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии / Н. Г. Молодцова. - СПб.:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.