УДК 159.9
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПРОГРАММА ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В СФЕРЕ «ПОМОГАЮЩИХ» ПРОФЕССИЙ
© Надежда Николаевна МЕРКУЛОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры общей психологии; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования, г. Тамбов, Российская Федерация, педагог-психолог, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные положения, которые лежат в основе коррекционной программы по профилактике эмоционального выгорания у специалистов, работающих в сфере «помогающих» профессий. Приводится краткий теоретический обзор и анализ наиболее известных методов профилактики синдрома выгорания. Описываются направления коррекционной работы, основанные на экспериментальном исследовании эмоционального выгорания среди социальных работников.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания; коррекционная программа; личностные детерминанты синдрома эмоционального выгорания; социальные детерминанты; рационально-эмоциональная поведенческая терапия; психологический тренинг.
В последние годы в отечественной и зарубежной психологии активно проводятся исследования, связанные с синдромом эмоционального выгорания. Представители многих профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, со временем, как
правило, обнаруживают те или иные симптомы эмоционального выгорания, такие как истощение, опустошение, хроническая усталость и др. Прежде всего, это касается врачей, педагогов, работников социальной сферы,
практических психологов, воспитателей, работников торговли и сферы обслуживания [1].
Отечественные и зарубежные ученые. исследующие выгорание, приводят разные определения этого понятия. Приведем некоторые из них.
Впервые термин («burn-out») - сгорание, выгорание, предложил Г.Дж. Фрейденбергер в 1974 г. в связи с анализом требований, предъявляемых к социальным профессиям, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие. Согласно Фрейденбергеру, эмоциональное выгорание является результатом истощения энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей.
К. Маслач определяет это понятие так: выгорание - «синдром физического и эмоционального истощения, включающий развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам» [2]. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, связанное с работой. С выгоранием связана также деперсонализация. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг.
Маслач подчеркивает, что выгорание -это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее проблема, которая «возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением» [2].
По мнению Н.Е. Водопьяновой, синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт негативных психологических переживаний, связанных с интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью [2].
В.Е. Орел понимает «психическое выгорание» как профессиональный феномен, представляющий собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся, прежде всего, в профессиях социальной сферы. Он представлен комплексом симптомов: поведенческих, ког-
нитивных, мотивационных, эмоциональных и соматических. Формируется данный феномен под воздействием комплекса внешних и внутренних факторов и носит необратимый характер [3].
По мнению В.В. Бойко, синдром «эмоционального выгорания» представляет собой выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия
[4].
Относительно понимания механизмов и динамики возникновения синдрома выгорания в отечественной психологии на сегодняшний день существует несколько дополняющих друг друга подходов [5, 6]:
- индивидуально-психологический. В нем подчеркивается характерное для некоторых людей несоответствие между их слишком высокими ожиданиями от работы и действительностью, с которой им приходится сталкиваться ежедневно;
- социально-психологический. В нем причиной феномена выгорания считается специфика самой работы в социальной сфере, отличающаяся большим количеством контактов с разными людьми;
- организационно-психологический. Причина эмоционального выгорания связывается с типичными проблемами личности в организационной структуре: недостатком автономии и поддержки, ролевыми конфликтами, неадекватной или недостаточной обратной связью от руководства в отношении отдельного работника и т. д.
В рамках профилактики и преодоления синдрома эмоционального выгорания целесообразным считается разработка специальных коррекционных программ. Выделяются основные принципы построения коррекционной программы (диагностический, психокоррекционный и информационный), которые в дальнейшем определяют ее направления и задачи. Существенное значение в связи с этим имеет адаптация модели коррекционной программы применительно к профессиональной деятельности сотрудников, работающих в сфере «помогающих» профессий. Коррекционная программа включает, как правило, три этапа: подготовительный (начальный), основной и завершающий [1].
Подготовительный этап предполагает диагностику синдрома эмоционального выгорания и личности работника. На первоначальном этапе диагностического исследования могут быть использованы следующие методики: «Диагностика эмоционального
выгорания» В.В. Бойко, опросник на «выгорание» МВ1 К. Маслач и С.Э. Джексон, адаптированный Н.Е. Водопьяновой, методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла.
Следующим направлением диагностики является изучение социально-психологических проблем личности (исследования морально-психологического климата коллектива, мотивационного ядра группы, удовлетворенности работника своей деятельностью в организации), ценностно-мотивационной
сферы (методика смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса).
Следующим шагом подготовительного этапа является выяснение причин негативного воздействия стресса на работника в плане развития у него синдрома выгорания. Далее с учетом результатов экспериментальных исследований, проводятся индивидуальные консультации с сотрудниками, имеющими высокие показатели по результатам теста В.В. Бойко. В задачи таких консультаций входит выявление причин возникновения синдрома, в частности, преобладание или сочетание «личных» и «социальных» проблем сотрудника, которые составляют в целом группу факторов, детерминирующих формирование синдрома эмоционального выгорания [4].
К личностным детерминантам синдрома эмоционального выгорания относятся такие индивидуально-психологические особенности личности сотрудника, как низкая адаптивность к стрессу, выраженная эмотив-ность, особенности характера, низкая самооценка, недостаточная мотивация, проблемы в ценностно-мотивационной сфере (формирование когнитивных стереотипов) и т. д., которые в совокупности обусловливают полное или частичное несоответствие личности предъявляемым профессиональным требованиям [7].
К «социальным» детерминантам синдрома относятся проблемы, возникающие на организационном и профессиональном уров-
нях. Среди организационных факторов - условия и содержание труда, взаимоотношения внутри организации, стимулирование труда, справедливость при решении проблем и т. д. К особенностям профессии, способствующим выгоранию, относятся явления моното-нии, ежедневное длительное напряженное общение с людьми, повышенное чувство ответственности за жизнь и здоровье человека и др. Указанные факторы снижают внутренние ресурсы субъекта профессиональной деятельности (устойчивость к длительным нагрузкам и стрессам), провоцируют внутри-личностные конфликты, что и является основанием для возникновения синдрома эмоционального выгорания.
Таким образом, во время индивидуальной консультации с клиентом (сотрудником организации) выявляется степень развития синдрома эмоционального выгорания, определяются его причины и последствия для организма в виде психосоматических нарушений. Одновременно оцениваются реальные возможности клиента решать стоящие перед ним задачи, проводится настройка клиента на проблему, на ее осознание и поиск путей преодоления эмоционального выгорания.
В целом, анализируя опыт бесед со многими сотрудниками социальной службы, испытывающих синдром эмоционального выгорания (более 60 % выборки), следует отметить, что они недостаточно информированы о последствиях синдрома, не владеют элементарными навыками саморегуляции и релаксации, имеют низкий уровень стрессо-устойчивости, малоактивны в стремлении преодолеть стресс, разрешить конфликтную ситуацию.
Поэтому важным аспектом в работе с ними является формирование активной позиции по отношению к организационным и профессиональным стрессам с помощью повышения личной и социальной значимости преодоления стресса, овладения конструктивными моделями поведения в трудных профессиональных ситуациях, повышения уверенности в себе и оптимизма. Для этого, как показывает опыт, в процессе консультации целесообразно использовать приемы рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) [8]. Итогом консультации должен стать положительный настрой клиента (сотрудника) на преодоление эмоциональ-
ного выгорания и стремление к сотрудничеству с психологом в дальнейшей индивидуальной и групповой работе.
Далее сотрудники, прошедшие индивидуальные консультации и имеющие положительную мотивацию на преодоление выгорания, принимают участие в психологическом тренинге, который является ведущим компонентом коррекционной программы.
Тренинговые занятия предваряются чтением лекций и проведением семинаров, в процессе которых будущие участники тренинга получают представление о синдроме эмоционального выгорания, стадиях его развития, причинах возникновения, последствиях. Особое внимание уделяется вопросам профилактики и преодоления данного синдрома.
Согласно О.А. Папановой, «для того чтобы эффективно работать и помогать другим людям, социальный работник должен быть способен преодолевать те психологические трудности, с которыми связана его профессиональная деятельность и общение, только тогда у него будет возможность защитить себя от развития синдрома эмоционального выгорания» [2].
Среди известных нам моделей тренингов «антивыгорания», наиболее эффективной нам представляется рационально-эмоционально-поведенческая модель А. Эллиса [9]. По оценке исследователей, рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) А. Эллиса представляет собой «теоретически непротиворечивый эклектизм» [8] различных психотерапевтических методик: когнитив-
ных, эмоциональных и поведенческих. Отличительной особенностью РЭПТ является разделение всех испытываемых человеком эмоций на рациональные (продуктивные) и иррациональные (непродуктивные, деструктивные, дисфункциональные), причиной которых являются иррациональные верования (или «иррациональные убеждения», англ. «irrational beliefs»).
РЭПТ является гуманистической формой терапии, вследствие чего ее основным терапевтическим принципом становится безусловное принятие («безусловное позитивное отношение» в терминологии К. Роджерса) терапевтом клиента как личности при сохранении критичного отношения к его негативным поступкам. При этом имеется в виду,
что различные эмоциональные нарушения вызываются у человека не только самими событиями и ситуациями, но опосредующими восприятие нерациональными убеждениями или идеями. В структуре восприятия этих людей информационные аспекты сознания всегда связаны с оценочными суждениями негативного характера.
Эллис выделял четыре группы иррациональных установок таких клиентов: катастрофические установки, установки долженствования, установки обязательной реализации своих потребностей, оценочные установки [10]. Катастрофические установки способствуют оцениванию любого неприятного события в жизни человека как ужасного, неисправимого, чудовищного. Установки долженствования формируют убеждение в том, что мир держится на универсальных позитивных принципах, которые не могут быть изменены. Установки обязательной реализации своих потребностей определяют идеализированный образ «Я», с которым субъект постоянно сравнивает себя и которого никогда не достигает. При оценочных установках человек генерализирует оценку какой-либо одной черты или свойства другого на личность в целом (чрезмерное обобщение). Все эти установки вызывают различные эмоциональные нарушения, которые, в свою очередь, провоцируют или усиливают дезадаптивное социальное поведение.
Кроме иррациональных установок, влияющих на эмоциональную сферу личности, адекватное восприятие действительности блокируется когнитивными искажениями (от англ. «cognition» - знание). Наиболее распространенным когнитивным искажением является персонализация - склонность интерпретировать все события действительности с позиций личной значимости. Так, неприветливый вид случайного прохожего индивид может интерпретировать как негативное отношение лично к нему.
Другим когнитивным искажением является выборочное абстрагирование, когда субъект интерпретирует событие только на основе какой-то одной детали, наиболее значимой для него. Третье когнитивное искажение - это дихотомическое мышление, т. е. склонность мыслить крайностями. В этом случае все события трактуются либо как прекрасные, либо - ужасные. К когнитивным
искажениям относятся также и произвольные заключения, которые не подтверждаются фактами и даже противоречат им, и сверхгенерализация, при которой широкое обобщение производится на основе лишь единичного случая.
Рассмотрим другие психотерапевтические модели по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Представитель когнитивного подхода -Р. МакМаллин [11, с. 319-324.] предлагает использовать прием, направленный на изменение личной иерархии ценностей. В качестве возможного варианта данного приема целесообразно применение упражнений, направленных на изменение и переструктури-рование общечеловеческих ценностей у лиц с высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания. Участники тренинга обсуждают приоритет своих личных ценностей, анализируя их достоинства, недостатки, связывают ценностно-мотивационный компонент личности с проявлением синдрома эмоционального выгорания.
Другой представитель зарубежной психологии - Р.Д. Рамси рассматривает профилактику выгорания через установку, отношение человека к своей профессиональной деятельности [12]. Исследователь предлагает план «самообновления», в который он включает ряд рекомендаций: приобретение новых знаний и навыков; определение новых целей в работе и жизни в целом; личностный рост; обучение и помощь малоопытным работникам; развитие лидерского потенциала; рациональный режим труда и отдыха; сбалансированный образ жизни.
Т. Кушнир и В. Мильбауер предложили программу, основанную на том, что для профилактики стресса и выгорания необходима переоценка суждений (убеждений) относительно себя, других людей, мира и их изменение в сторону большей реалистичности и рациональности [13].
Представители гештальт-подхода полагают, что синдром эмоционального выгорания - это комплексная проблема. Специалист с синдромом эмоционального выгорания может демонстрировать психосоматические симптомы (остеохондроз, головные боли, гипертония), в сфере межличностного общения - неумение строить отношения с клиентами и коллегами в связи с завышенными
ожиданиями группы, в которой он функционирует, потенциально вредными влияниями культуры профессионального сообщества, неблагоприятными факторами самой профессиональной деятельности (опасностями, эмоциональными перегрузками). В понимании гештальт-психологов, основная сложность для специалиста с синдромом эмоционального выгорания заключается в необходимости осознать и интегрировать все эти факторы, чтобы увидеть выгорание как целостность [14].
Гештальт-терапия придает огромное значение потребностям и стереотипам клиента, проявляющимся в ситуации «здесь-и-теперь». Синдром эмоционального выгорания среди специалистов «помогающих» профессий - результат избегания собственных чувств, сведения профессиональной деятельности к жестким стереотипам, неумения играть и творчески самовыражаться.
Психосоматические проявления могут быть связаны с трудностями в осознании и словесном выражении собственных переживаний, что может помешать специалисту понять свои чувства и отношения, связанные с работой.
А. Лэнгле главным способом профилактики и лечения синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) считает глубинную работу, направленную на поиск основных проблемных зон и психических дефицитов пациента [6].
Терапия и предупреждение синдрома эмоционального выгорания естественным образом начинаются с ситуативной разгрузки. В первую очередь надо применить меры, ориентированные на изменение поведения, целями которого будут делегирование и разделение ответственности, постановка реалистичных целей, исключение попадания в ситуацию цейтнота.
Дополнительно, если это необходимо, следует обсудить представления о норме, догматах веры, обратить внимание на характерные образцы мышления, обнаружить и восполнить отсутствующую информацию, которую можно использовать для повышения эффективности труда, при этом полезными бывают супервизия и отработка конфликтов в команде.
Затем экзистенциальный анализ должен высветить дефициты в сфере фундаментальных мотиваций и начать работать с ними.
При этом происходит важнейший процесс: внимание человека с внешних условий переключается на его установку по отношению к жизни, на структуру смысла, определявшую до сих пор его субъективную жизнь.
Значение методов расслабления и периодов отдыха неоспоримо для предупреждения этого синдрома. Однако работа над планированием отдыха и тайм-менеджмент (планирование времени) будут полезны лишь в том случае, если одновременно с этим и даже до этого ведется работа над экзистенциальными установками и ситуативными позициями. Здесь экзистенциальный анализ выходит на уровень развития личности.
Лэнгле приводит некоторые типичные экзистенциально-аналитические вопросы по предупреждению и по работе с синдромом выгорания (предупреждение эмоционального выгорания осуществляется через вопросы к себе самому):
1) Для чего я это делаю? Что мне это дает? Дает ли мне это также и что-то еще, может быть, что-то, в чем я не так охотно готов признаться самому себе?
2) Нравится ли мне то, что я делаю? Мне нравится только результат или также и процесс? Что я получаю от процесса? Охотно ли я вступаю в него? Захватывает ли он меня? Переживаю ли я в нем себя свободно обменивающимся с миром (в потоке, в диалоге)?
3) Хочу ли я посвятить этому делу жизнь -то ли это, ради чего я живу?
Для предотвращения серьезных последствий эмоционального выгорания А. Лэнгле предлагает правило, сформулированное в виде тезиса: «Тот, кто больше половины времени занят вещами, которые он делает неохотно, не участвует сердцем в деле или не испытывает радости от процесса, тот должен ожидать, что рано или поздно у него возникнет эмоциональное выгорание» [15].
В работе Е.С. Старченковой дана модель тренинга на основе представления о трехмерной модели выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция
профессиональных достижений) [6].
Резюмируя опыт изучения синдрома эмоционального выгорания представителями различных психотерапевтических направлений, можно обозначить задачи оптимальной модели тренинга по терапии выгорания: обучение навыкам саморегуляции и конструк-
тивного поведения в сложных ситуациях; формирование позитивного отношения к действительности через рефлексию и когнитивную переоценку основных жизненных ценностей; рациональный выбор специальности и места работы; развитие профессионально важных качеств в различных ситуациях взаимодействия; формирование индивидуального стиля деятельности и профессиональной компетентности, творческого потенциала и т. д.
Для повышения адаптационных возможностей личности и обучения навыкам саморегуляции целесообразно использовать различные способы регуляции психофизиологического состояния, включающие упражнения (в т. ч. дыхательного, релаксационного типа или с элементами аутотренинга) на управление нервно-психической напряженностью, настроением и психическим состоянием в целом с помощью переключения внимания на самоконтроль за внешним состоянием и проявлением эмоций.
Формирование позитивного отношения к действительности возможно через переоценку иррациональных убеждений или изменение (переструктурирование) системы ценностей (снижение дезинтеграции мотивационно-личностной сферы личности). Также большое значение имеет развитие личностной рефлексии для осознания имеющихся проблем и адекватной их дифференциации, осуществления конструктивных путей выхода из стрессовых ситуаций и преодоления синдрома эмоционального выгорания.
Подытоживая приведенные взгляды на возникновение и коррекцию эмоционального выгорания, следует отметить, что среди специалистов внутри каждого подхода существует широкий спектр мнений: от признания синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) негативным явлением, с которым нужно активно бороться, до принятия неотвратимости и необходимости его возникновения для личностного роста.
Главным, что объединяет между собой все приведенные выше подходы, является то, что они рассматривают эмоциональное выгорание как множественно детерминированный процесс, определяющийся сочетанием профессиональных стрессоров и личных особенностей специалиста.
Важным в предупреждении развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) является осознание человеком смысла своей деятельности, рефлексия своего состояния (соматического и психического), а также способность относиться к симптомам выгорания как к внутренним сигналам, свидетельствующим о возникшем психологическом дисбалансе.
Завершающий этап коррекционной программы предполагает совместный анализ и обсуждение как на уровне группы (занятия-семинары), так и в рамках индивидуальных консультаций с ее участниками по поводу результатов тренинговой работы. Своевременно осуществляется повторная диагностика синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Проводится обучение навыкам самостоятельной оценки своего состояния и распознавания симптомов выгорания (самодиагностика), исследуемые знакомятся с результатами тестирования. На основании проведенного комплекса мероприятий формулируются основные направления и рекомендации, направленные на профилактику синдрома эмоционального выгорания и сохранение психического здоровья. Дальнейшая работа может осуществляться как в виде консультационных бесед, так и в проведении дополнительных тренингов с выбором наиболее эффективных заданий.
Таким образом, можно обозначить основную цель коррекционной модели программы - профилактика и коррекция СЭВ -и ведущие задачи: повышение адаптационных возможностей личности, регуляция своего функционального состояния, формирование позитивного настроя по отношению к окружающим и своей профессии, развитие личностной рефлексии, обучение навыкам взаимодействия в сложных конфликтных ситуациях.
1. Малышев И.В. Профилактика психического здоровья и дезадаптационных проявлений личности на ранних этапах эмоционального
выгорания // Ученые записки Педагогического института Саратовского университета им.
Н.Г. Чернышевского. Серия Психология. Педагогика. Саратов, 2008. Т. 2. № 3-4. С. 33-42.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2006.
3. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М., 2005.
4. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб., 2004.
5. Крапивина О.В., Косырев В.Н. Синдром эмоционального сгорания у пенитенциарных служащих // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2003. Вып. 1 (29). С. 36-47.
6. Старченкова Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания»: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2002.
7. Косырев В.Н. Клиническая психология. Тамбов, 2003.
8. Кассинов Г. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия как метод лечения эмоциональных расстройств // Психотерапия: от теории к практике: материалы 1 съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. СПб., 1995. С. 88-98.
9. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. СПб., 1999.
10. Эллис А., Драйден У. Практика рациональноэмоциональной поведенческой терапии.
СПб., 2002.
11. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: пер. с англ. СПб., 2001.
12. Ramsey R.D. How to stay fresh on the job // Supervision. 1999. V. 60. P. 78-93.
13. Kushnir T., Milbauer V. Managing stress and burnout at work: a cognitive group intervention program for directors of day-care centers // Pediatrics. 1990. V. 94. P. 127-131.
14. Семкова М.П. «Совершая труд»: взгляд геш-
тальт-терапевта на синдром эмоционального выгорания. URL: zhurnal.lib.ru/s/semkowa
_m_p/sowershajatrud.shtml (дата обращения: 07.09.2011).
15. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3-16.
Поступила в редакцию 27.10.2011 г.
UDC 159.9
SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING OUT AND PROGRAM OF ITS OVERCOMING IN SPHERE OF “HELPING” PROFESSIONS
Nadezhda Nikolayevna MERKULOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of General Psychology Department; Municipal Budgetary Educational Institution for Children, Requiring in Psychological and Pedagogical and Medical and Social Help, Diagnostics and Consultation Center, Tambov, Russian Federation, Teacher-psychologist, e-mail: [email protected]