УДК 301.085:15
РЕФЛЕКСИВНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
© Надежда Николаевна МЕРКУЛОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной психологии; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования, педагог-психолог, e-mail: [email protected]
Описывается процедура использования рефлексивно-развивающей технологии для преодоления эмоционального выгорания у социальных работников, которая была реализована в виде коррекционной программы. Раскрываются основные этапы программы, направления реализации, основанные на экспериментальном исследовании эмоционального выгорания среди социальных работников.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание; рефлексивно-развивающая технология; коррекционная программа; психологическая теория рефлексии.
Процедура использования рефлексивноразвивающей технологии для преодоления эмоционального выгорания у социальных работников имеет в своей основе следующие идеи:
1) эмоциональное выгорание является следствием стресса, испытываемого социальным работником по мере выполнения своей профессиональной деятельности;
2) возникновение стресса обусловливается опосредующим действием внутренних факторов, к которым можно отнести рациональные убеждения, составляющие содержание жизнестойкости, иррациональные убеждения, мотивацию профессиональной деятельности, самоотношение и рефлексивность;
3) в основу рефлексивно-развивающей технологии преодоления эмоционального выгорания у социальных работников положена психологическая теория рефлексии,
переработка идей РЭПТ (рационально - эмоционально - поведенческой терапии), концепция жизнестойкости и теория развития внутренней мотивации;
4) РЭПТ дает представление об иррациональных убеждениях, которые ведут к неконструктивным переживаниям, способствуют развитию стресса и повышают риск эмоционального выгорания. С целью преодоления эмоционального выгорания иррациональные убеждения следует заменить на рациональные, ведущие к конструктивным моделям поведения;
5) психологическая теория рефлексии служит теоретической и методической предпосылкой для работы с этими убеждениями, помогает специалисту по социальной работе осознавать, рефлексировать собственное психоэмоциональное состояние, преодолевать развитие эмоционального выгорания и
работать над повышением своего профессионального уровня;
6) жизнестойкость личности обосновывается в качестве одного из ресурсов противодействия возникновению эмоционального выгорания у социальных работников;
7) развитие внутренней мотивации вызывает у специалиста стойкое желание работать, ставить для себя перспективные цели, лучше выполнять трудные задачи, требующие нестандартного подхода. Деятельность внутренне мотивированных людей сопровождается эмоциями радости и удовлетворения, способствует профилактике эмоционального выгорания.
Следовательно, обучение социальных работников рефлексии своих рациональных и иррациональных убеждений, профессио-
нальной мотивации и самоотношения позволит преодолеть и предупредить возникновение и закрепление у них иррациональных убеждений, обеспечит повышение профессиональной мотивации и улучшение самоот-ношения, что в конечном итоге приведет к усилению их сопротивляемости эмоциональному выгоранию.
Схематически эта модель может быть представлена следующим образом (рис. 1).
Рефлексивно-развивающая технология преодоления эмоционального выгорания у социальных работников была реализована в виде коррекционной программы «Программа рефлексивно-развивающей технологии преодоления эмоционального выгорания социальных работников».
Рис. 1. Психологическая модель преодоления эмоционального выгорания социальных работников с помощью рефлексивно-развивающей технологии
Программа рефлексивно-развивающей технологии преодоления эмоционального выгорания включает в себя: подготовительный (диагностика эмоционального выгорания и личностных свойств специалистов по социальной работе), теоретический (введение в суть проблемы эмоционального выгорания, описание факторов, влияющих на его возникновение и развитие, механизмов преодоления и профилактики), практический (участие специалистов в семинарах, диалогах, «круглых столах», посвященных проблеме эмоционального выгорания) и технологический этапы (технология преодоления).
Направлениями реализации программы являются: диагностика (определение психологических особенностей проявления эмоционального выгорания у социальных работников, выявление степени выраженности синдрома эмоционального выгорания); формирование мотивов (мотивация социального работника на участие в программе); реализация технологии (серия индивидуальных консультаций, тренинг преодоления социальным работником эмоционального выгорания); проведение анализа (анализ реализации и оценка эффективности программы преодоления эмоционального выгорания).
Подготовительный этап предполагает диагностику синдрома эмоционального выгорания и личности работника. На этом этапе диагностического исследования нами были использованы методики: методика определения стрессоустойчивости Холмса и Раге, опросник на выгорание MBI C. Maslach & S.E. Jackson, адаптированный Н.Е. Водопьяновой, опросник на определение психического выгорания (А.А. Рукавишников), адаптированная методика «Удовлетворенность работой», тест иррациональных убеждений Джонса (IBT), адаптация М.А. Гулиной, методика мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир в модификации А.А. Реана), тест жизнестойкости (С. Мадди, перевод и адаптация Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказов), диагностика уровня развития рефлексивности (методика А.В. Карпова), тест - опросник са-моотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
Следующим шагом подготовительного этапа является выяснение причин негативного воздействия стресса на работника в плане развития у него синдрома эмоционального выгорания. Учитывая полученные результа-
ты экспериментального исследования, проводятся индивидуальные консультации с сотрудниками, имеющими высокие показатели по результатам опросника: С. Maslach & S.E. Jackson, адаптированный Н.Е. Водопьяновой и опросника на определение психического выгорания (А.А. Рукавишников). В задачи таких консультаций входит выявление причин возникновения синдрома, в частности преобладание или сочетание «объективных» и «субъективных» факторов, которые составляют в целом две группы факторов, детерминирующих формирование синдрома эмоционального выгорания.
Таким образом, во время индивидуальной консультации выявляется степень развития синдрома эмоционального выгорания, определяются его причины и последствия для здоровья профессионала. Одновременно оцениваются реальные возможности клиента решать стоящие перед ним задачи, проводится настройка работника на проблему, на ее осознание и поиск возможных путей преодоления эмоционального выгорания.
В целом, анализируя опыт бесед со многими сотрудниками социальной службы, испытывающих синдром эмоционального выгорания (около 60 % выборки), следует отметить, что они недостаточно информированы
о последствиях синдрома, не владеют элементарными навыками рефлексии и саморегуляции, имеют низкий показатель жизнестойкости, малоактивны в стремлении преодолеть последствия стресса.
Важным аспектом в работе с ними является формирование активной личностной позиции в борьбе с эмоциональным выгоранием, овладение конструктивными моделями поведения в трудных профессиональных ситуациях, повышение уверенности в себе, позитивное отношение к своему «Я». Для этого в процессе консультации целесообразно использовать техники рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ), приемы рефлексии. Итогом консультации должен стать положительный настрой клиента на преодоление эмоционального выгорания и стремление к сотрудничеству с психологом в дальнейшей индивидуальной и групповой работе.
Затем сотрудники, прошедшие индивидуальные консультации и имеющие положительную мотивацию на преодоление выгора-
ния, впоследствии примут участие в психологическом тренинге.
Групповой тренинг формируется на основе добровольного участия специалистов, стремящихся к профессиональному и личностному росту, готовых к пересмотру стереотипов своей работы, заинтересованных в получении квалифицированной обратной связи, групповой поддержке и коллегиальной помощи.
Предваряют же серию тренинговых занятий чтение лекций, семинары, «круглые столы», в процессе которых будущие участники тренинга получают представление о синдроме эмоционального выгорания, стадиях его развития, причинах возникновения, последствиях. Особое внимание уделяется вопросам профилактики и преодоления данного синдрома. Специалисты получают дополнительную возможность поделиться своим опытом самосохранения от последствий профессионального стресса, а также умело использовать на практике полученный чужой опыт. Это способствует повышению профессиональной самооценки и выработке своего индивидуального подхода, стиля. Все эти формы совместной работы позволяют найти новые способы преодоления трудных ситуаций.
В процессе тренинга нами осуществляется рефлексивно-развивающая технология преодоления эмоционального выгорания социальным работником, которая состоит из 5 блоков.
1 блок. Обучение и развитие у социальных работников рефлексии своего житейского и профессионального опыта.
2 блок. Осознание и переработка иррациональных убеждений с целью их замены на рациональные убеждения.
3 блок. Развитие и повышение жизнестойкости личности.
4 блок. Развитие внутренней профессиональной мотивации и субъективной удовлетворенности работой.
5 блок. Формирование развитого позитивного самоотношения социального работника.
6 блок. Обучение методологии профессионального общения социальных работников, работающих с пожилыми людьми.
Рассмотрим более подробно содержание каждого из блоков рефлексивно-развивающей
технологии преодоления эмоционального выгорания у социальных работников.
1 блок. Обучение социальных работников рефлексивной деятельности и развитие у них профессиональной рефлексии.
Социальная работа - сложная, эмоционально нагруженная деятельность, предъявляющая к личности специалиста особые требования: умение рефлексировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями [1].
Рефлексия - это форма активного переосмысления человеком тех или иных содержаний индивидуального сознания, деятельности, общения; это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.
Профессиональная рефлексия в процессе труда необходима как начинающему работнику, так и специалисту на вершине профессиональной зрелости. Каждому из них, хотя и в разных формах, надо уметь оценивать свои профессиональные планы и устремления, выявлять имеющиеся профессиональные способности и резервы личности, изучать опыт своего профессионального прошлого и настоящего, «просчитывать» профессиональное будущее, соотносить стороны своей компетентности с меняющимися запросами общества.
Первый этап - вступительное занятие. Его цель - знакомство участников группы, создание атмосферы доверия и самораскрытия, сплочение группы, формулирование целей. Основные методы - ролевые игры, психогимнастические упражнения, беседы, дискуссии. На вступительном занятии участники знакомятся с правилами поведения в группе (конфиденциальность, принцип «здесь и теперь», правило добровольности и прочие), высказывают ожидания по поводу участия в программе.
На втором этапе нами раскрываются основы рефлексивно-диалогического подхода, посвященные процессу развития направленности личности социального работника, целостности самоотношения, пространственно-временных и структурно-динамических функций самооценки. К ним следует отнести [2]:
1) самоопределение по отношению к эмоциогенной (проблемно-конфликтной) ситуации;
2) осознание своих намерений, взвешивание «за» и «против». На этой стадии личность признает наличие проблемы, но готовность действовать требует осмысления разных возможностей достижения цели, поиска оптимального поведения;
3) осознание целостности «Я», ценностное отношение к происходящему, оценка своей способности действовать по-разному, «возвращение» к основаниям собственных действий;
4) осознание цели, смысла «здесь и теперь», дифференциация и обобщение знаний о себе на разных уровнях самовосприятия: чувственно-мысленно-поведенческом, осознание собственных мотивов и целей за счет переосмысления стереотипов своего сознания, их объективизация, растождествление с неосознанными установками и оценками, активизация субъективного смыслопострое-ния и смыслоосознания за счет проживания противоречий;
5) выбор способов самоосуществле-ния, планирование на основе информации о средствах, имеющихся в данный момент и прогностически необходимых для решения задачи, поиск ресурсов (при необходимости возвращение на предыдущую стадию);
6) осознание своей ответственности за результат. Если достигнуты определенные результаты в решении проблемы, требуется волевое действие, связанное с реализацией принятого решения.
Изменение Образа Я и Я-концепции, конструктивное изменение самооценки личности (адекватно регулирующей обращение с желаниями и чувствами) происходит в рамках рефлексивно-диалогического процесса с помощью рефлексивной поддержки - личностно-ориентированного дозированного подкрепления переживания и развития успеха. Человек лучше мотивирован, если уже с самого начала принимаются во внимание его индивидуальные проблемы и потребности.
Активные способы поведения в процессе рефлексивно-диалогического взаимодействия принципиально отличны от форм поведения, связанных с самоутверждением, а также от других, прагматически определяемых с осуществлением личных потребно-
стей, которые являются «промежуточными» в процессе развития рефлексивно-диалогического взаимодействия. Рефлексивно-диалогический подход позволяет культивировать позитивные взаимосвязи между когнициями, поведением и эмоциями человека.
Третий этап посвящен анализу роли рефлексии в системе отношений «социальный работник - клиент».
По роду деятельности социальный работник имеет дело с проблемными ситуациями. В проблемной ситуации привычные способы действий не работают, в результате осознается необходимость рефлексии.
Материалом обсуждения являются реальные трудные случаи и неудачи из практики членов группы. Основная цель метода -научиться быть более сенситивными и понимать сложный язык жалоб клиента. Таким образом, в центре обсуждения находятся постоянно меняющиеся отношения между специалистом и клиентом. Решение этих вопросов приводит к взаимному обогащению участников группы эффективными технологиями психологического анализа трудных случаев, а также к повышению компетентности в профессиональном общении.
Каждый из участников тренинга предоставляет свой трудный случай для анализа, обсуждение которого обычно занимает не менее 2 часов.
Естественным условием успешной работы социального работника является наличие у него такого личностно значимого качества, как рефлексия. В случае осуществления рефлексии процесс взаимодействия социального работника и клиента должен рассматриваться не как субъект - объектный, а как субъект -субъектный. О чем свидетельствует наличие не односторонней обратной связи, а двусторонней [3].
Субъект - субъектная связь предполагает совместную деятельность по выходу социального работника и клиента в рефлексивную позицию. Поэтому одной из ведущих задач, поставленной перед социальным работником, является осуществление совместной рефлексивной деятельности.
Главным в деятельности социального работника выступает создание условий, при которых осознается необходимость рефлексии, осмысление неудач, понимание ситуации. Социальному работнику необходимо
научить клиента осуществлять процесс рефлексии самостоятельно, предоставлять возможность клиенту самому решать проблему. Использование рефлексии позволяет клиенту преодолеть зависимость от внешних обстоятельств, подчинения чужой воле. В результате этой зависимости личность становится недееспособна, поведение человека является лишь реакцией на сложившиеся обстоятельства.
На 4 этапе осуществляется обучение социальных работников профессиональной рефлексии и саморегуляции, которые играют весомую роль в преодолении последствий профессионального стресса и неудач в работе и, следовательно, в сохранении нервнопсихического здоровья и позитивного отношения к работе.
Специалист, овладевший навыками саморегуляции, умением рефлексировать свои переживания, а также конструктивными установками на стресс сможет адекватно среагировать при появлении первых его признаков и вовремя купировать развитие негативной симптоматики.
Вероятность выгорания значительно снижается, если специалист не только анализирует свои чувства, но и делится ими с другими, люди могут переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если они получают адекватную поддержку.
2 блок. Осознание и переработка иррациональных убеждений с целью их замены на рациональные убеждения.
Иррациональные убеждения лежат в основе «нездоровых» моделей поведения. Они ведут к неконструктивным переживаниям, способствуют развитию стресса и повышают риск выгорания, в частности риск деперсонализации и редукции личных достижений. Для профилактики и преодоления выгорания иррациональные убеждения должны быть переработаны в рациональные. Данный метод получил название «Рационально-эмоционально-поведенческая терапия», его основоположник Альберт Эллис [4].
Рациональные мысли, убеждения, внутренний диалог оказывают созидающее влияние на сценарий жизни человека. Они проявляются не только в поведении, переживаниях, но также в установке и готовности преодолевать жизненные стрессы.
В этой связи считаем необходимым:
1) выявить иррациональные мысли и убеждения, причиняющие или усиливающие страдание и душевный дискомфорт;
2) провести самоанализ внутреннего диалога и устранить из него все деструктивные речевые обороты, обращения к себе (мысли - образы), в которых сквозят обреченность, самообвинения, самоуничижение, отсутствие веры и надежды на успех, которые проникнуты отрицанием ресурсов поддержки и преодоления стрессовых ситуаций. Например, «я ничего не могу изменить в своей жизни», «я всегда совершаю ошибки и не могу простить себе этого», «я не верю, что жизнь моя может измениться к лучшему», «я несчастлив и всегда буду таким...», «мне никто не может помочь, все люди жестокие и эгоистичные», «у меня нет никаких сил.», «я не заслуживаю ничего хорошего», «меня никто не хочет понять, я всегда буду одиноким человеком» и т. д.;
3) заменить их на конструктивные или позитивные, способствующие мобилизации внутренних психологических ресурсов и укрепляющие уверенность в собственных силах.
Подводя итог вышеизложенному, следует заключить, что социальному работнику нужно научиться думать конструктивным образом, чтобы не фиксироваться на негативных переживаниях и не препятствовать творческому поиску новых путей преодоления последствий жизненных и профессиональных стрессов. Умение рационально использовать ресурсы когнитивной сферы поддерживает человека в когнитивно сложных и эмоционально напряженных ситуациях. Ресурсы когнитивной сферы личности заключаются в понимании причин трудностей, уточнении образа ситуации и включении его в целостные представления субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с окружением. Способность к когнитивному переструкту-рированию жизненной ситуации позволяет чувствовать себя в большей ответственности за свои поступки и решения, полнее ощущать осмысленность жизни и быть более устойчивым к эмоциональному выгоранию.
3 блок. Развитие и повышение жизнестойкости личности.
Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Развитие жизнестойко-
сти поможет ослабить последствия стрессоров в профессиональной деятельности. Понятие жизнестойкости включает в себя три компонента: 1) вовлеченность; 2) контроль;
3) принятие риска. Все три компонента изменяют воздействие стрессоров, влияя на их когнитивную оценку и тем самым способствуя повышению самоценности и активизации внутренних ресурсов личности.
Данный блок включает в себя три этапа. На первом этапе используются основные техники [5].
1. Реконструкция ситуаций.
При использовании этой техники акцент ставится на воображение и разрешение проблемы. Определяются ситуации, воспринимаемые как стрессовые; стрессовые обстоятельства рассматриваются в расширенной перспективе. Реконструируя ситуации, участники тренинга узнают о формируемых ими самих латентных допущениях, которые определяют, насколько обстоятельства воспринимаются как стрессовые и какие шаги могут облегчить ситуацию. В рамках реконструкции ситуаций использовалось представление лучших и худших альтернатив ситуации.
2. Фокусирование.
Применяется в случае невозможности прямой трансформации стрессовых обстоятельств. Техника разработана Ю. Джендли-ном и представляет собой поиск плохо осознаваемых эмоциональных реакций (в особенности препятствующих принятию решения) путем обращения к «внутреннему смыслу». Целью является эмоциональный инсайт, способствующий обращению стрессовых ситуаций в возможности.
3. Компенсаторное самосовершенствование.
Если трансформации ситуации произойти не может, делается акцент на другой проблеме, которая как-то связана с данной. Ее решение побудит человека уделять внимание тому, что можно изменить (потому что невозможно контролировать все).
Второй этап блока состоит из упражнений, направленных на поиск и получение социальной поддержки в стрессовой ситуации как в семье, так и на рабочем месте, а также обучение навыкам саморегуляции своего состояния и поддержания здорового образа жизни. К навыкам саморегуляции относятся: умение применять техники релакса-
ции, мониторинг своего физического состояния, умение регулировать дыхание, владение отдельными техниками медитации и визуализации.
На заключительном этапе блока происходит обращение к ресурсам жизненных целей - расстановке приоритетов личных ценностей и целей. Понимание приоритетов и планирование поэтапного достижения запланированных действий помогают усилению «Я-концепции» и снижению редукции личных достижений.
4 блок. Развитие внутренней профессиональной мотивации и субъективной удовлетворенности работой.
Внутренняя мотивация - это выполнение определенной работы из-за интереса к ней, субъективного ощущения ее ценности. При выполнении деятельности, которая мотивирована внутренне, человек ощущает удовлетворение, покой, быстрое течение времени, исчезает все лишнее, остается лишь работа - появляется «ощущение потока» [6].
При развитой внутренней мотивации желание работать стойкое и продолжительное, люди выбирают для себя трудные цели, лучше выполняют творческие задачи, требующие нестандартного подхода. Деятельность внутренне мотивированных людей сопровождается эмоциями радости и удовлетворения. При этом улучшаются мнемиче-ские процессы, возрастает уровень самоуважения.
Согласно теории внутренней мотивации А.Б. Орлова для ее формирования необходимо:
- помочь человеку выяснить свои сильные и слабые стороны;
- намечать вместе с подчиненным поэтапную стратегию достижения целей;
- пытаться найти баланс между жестким руководством и свободой;
- изучать теории мотивации самостоятельно;
- консультироваться с организационными психологами.
Существует три уровня развития внутренней мотивации.
Первый уровень - ситуативный, когда появление внутренней мотивации определяется способностью деятельности удовлетворить потребности в самодетерминации, компетентности и значимых отношениях.
Второй уровень - ситуативно-ценностный. Появление внутренней мотивации на этом уровне возможно даже тогда, когда в деятельности удовлетворяются не все названные психологические потребности. Нужно лишь, чтобы деятельность была для человека значимой.
Третий уровень - субъектно-ценностный. На этом уровне внутренняя мотивация становится личностным свойством. Потребности в самодетерминации, компетентности и значимых отношениях приобретают статус ценностей. Человек теперь сам способен изменить ситуацию или переформулировать внешне поставленную задачу. На субъектноценностном уровне человек может сформировать внутреннюю мотивацию к любой деятельности, становясь выше требований ситуации.
Резюмируя, стоит отметить, что задача развития внутренней профессиональной мотивации у социальных работников расщепляется на две: оказывать содействие появлению опыта внутренне мотивированного поведения и способствовать переходу стратегий, приобретенных в этом опыте, в ценностную сферу.
5 блок. Формирование развитого позитивного самоотношения социального работника.
Развитое позитивное самоотношение социального работника является важнейшим психологическим условием профилактики эмоционального выгорания и эффективного взаимодействия с клиентами. Его формирование способствует повышению уровня эффективности коммуникативного и социального взаимодействия между ними.
Самоотношение является смысловым по своей природе образованием, имеет для социального работника существенную ценность и значимость, представлено в его сознании как достоверное, не вызывающее сомнения переживание личностного смысла «Я».
Изменение самоотношения как смыслового по своей природе образования протекает рефлексивным способом. Рефлексивноинновационный подход ориентирован на культивирование неразрушимых способов формирования рефлексивной культуры участников в процессе их творческого взаимодействия.
Нами предлагается следующая структура формирования развитого позитивного самоотношения социального работника [8]:
- актуализация потребности участников тренинга в профессионально-личностной самореализации;
- актуализация стереотипов их отношения к себе, препятствующих данной самореализации;
- «проживание» различных моделей отношения социального работника к себе как к субъекту социального взаимодействия с клиентами;
- присвоение развитого позитивного отношения социального работника к себе как к субъекту данного взаимодействия.
В качестве основных методических средств формирования развитого позитивного самоотношения можно выделить следующие: «прием культурных аналогов», «рефлексивно-инновационная диагностика», «метод рефлексивных контрастов», создание «рефлексивного «иномира» и «концептуализация».
6 блок. Обучение методам профессионального общения социальных работников, работающих с пожилыми людьми.
Социальный работник должен уметь обеспечить эмоциональную поддержку пожилому человеку и при этом сохранить собственное психологическое равновесие. В этой связи социальному работнику необходимо овладеть комплексом методов для работы с пожилыми людьми: беседе, групповой дискуссии, ролевой игре, личностно ориентированной психотерапии, групповому тренингу [9].
Проведение анализа (анализ реализации и оценка эффективности программы преодоления эмоционального выгорания).
Завершающий этап коррекционной программы предполагает совместный анализ и обсуждение как на уровне группы, так и в рамках индивидуальных консультаций с ее участниками по поводу результатов тренинговой работы.
Таким образом, рефлексивно-развивающая технология, реализуемая в ходе коррекционной программы по преодолению эмоционального выгорания у социальных работников, направленная на обучение социальных работников рефлексии своих рациональных и иррациональных убеждений, про-
фессиональной мотивации и самоотношения, позволяет преодолеть и предупредить возникновение и закрепление у них иррациональных убеждений, обеспечивает повышение профессиональной мотивации и улучшение самоотношения, что в конечном итоге способствует снижению уровня эмоционального выгорания.
1. Холостова Е.И. Социальная работа. М., 2010.
2. Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Применение рефлексивно-тренинговых технологий в профессиональном образовании // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования / отв. ред. А.В. Карпов, И.Н. Семенов, В.К. Солондаев. Москва; Ярославль, 2004. С. 84-93.
3. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М., 1995.
4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2006.
5. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006.
6. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. СПб., 2005.
7. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. М., 2006.
8. Колышко A.M. Психология самоотношения. Гродно, 2004.
9. Шмелева Н.Б. Социальная работа: личность и профессия. Ульяновск, 1999.
Поступила в редакцию 2Q.Q9.2Q12 г.
UDC 301.085:15
REFLEXIVE-DEVELOPING TECHNOLOGY OF OVERCOMING EMOTIONAL BURNING OUT IN SOCIAL WORKERS
Nadezhda Nikolayevna MERKULOVA, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Psychology Department; Municipal budgetary educational establishment for children, needing psychological and pedagogical and medico-social aid, Center of Diagnostics and Consultation, Teacher-psychologist, e-mail: [email protected]
The procedure of the use of the reflexive-developing technology for overcoming the emotional burning out in social workers, which was realized in the form correction program, is described. The basic stages of program, the directions of realization, based on an experimental study of emotional burning out among the social workers are revealed.
Key words: emotional burning out; reflexive developing technology; correction program; psychological theory of reflection.