Научная статья на тему 'Психоэмоциональное выгорание педагогов'

Психоэмоциональное выгорание педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2032
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое сопровождение образовательного процесса в школе / профилактика психоэмоционального выгорания педагогов / конструктивная профилактика / психологическое здоровье педагога / Psychological support of the educational process at school / prevention of emotional burnout of teachers / constructive prevention / mental health of teacher

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахрарова Оксана Николаевна

В статье описан опыт организации отдельного направления психологического сопровождения образовательного процесса в школе: профилактика психоэмоционального выгорания педагогов. Обоснована необходимость профилактической деятельности психолога в указанном аспекте, обозначены задачи и возможные мероприятия по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахрарова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the experience of the individual areas of psychological support of the educational process in school: Prevention of emotional burnout teachers. The necessity of preventive action of psychologist in that aspect, identified problems and possible actions to solve them.

Текст научной работы на тему «Психоэмоциональное выгорание педагогов»

УДК 159.923 ББК 74.204.2

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ

Ахрарова О. Н.

Аннотация. В статье описан опыт организации отдельного направления психологического сопровождения образовательного процесса в школе: профилактика психоэмоционального выгорания педагогов. Обоснована необходимость профилактической деятельности психолога в указанном аспекте, обозначены задачи и возможные мероприятия по их решению.

The article describes the experience of the individual areas of psychological support of the educational process in school: Prevention of emotional burnout teachers. The necessity of preventive action of psychologist in that aspect, identified problems and possible actions to solve them.

Ключевые слова: психологическое сопровождение образовательного процесса в школе, профилактика психоэмоционального выгорания педагогов, конструктивная профилактика, психологическое здоровье педагога.

Psychological support of the educational process at school, prevention of emotional burnout of teachers, constructive prevention, mental health of teacher.

Понятие синдрома хронической усталости вошло в нашу жизнь вместе с изменением нашего времени. Мы теперь живем уже не в ин -дустриальном обществе, а в информационном, и темп нашей жизни значительно возрос. Так, известно, что человек, прочитавший сегодня за час британскую газету новостей, получает столько же информации, сколько получал за всю свою жизнь человек начала двадцатого века. При этом качество усвоения все возрастающего потока информации, конечно, не может оставаться тем же. Нынешнему жителю планеты Земля, чтобы добиться успеха, необходимо жить в ускоренном темпе, соответствовать современному времени - времени быстрых перемен и личной ответственности за свой выбор. Все это сопровождается постоянно повышенным эмоциональным напряжением.

Школа сегодня - серьезный психогенный

фактор. Исследования показывают, что стрессы и срывы, а как следствие невротизация педагогов, случаются чаще, чем у летчиков на профессиональной почве. По исследованиям Л. М. Митиной, показатели социальной адаптации педагогов ниже, чем у представителей многих других профессий, чем у больных неврозом, а для учителей со стажем работы более 20 лет характерно резкое снижение всех показателей эмоциональной устойчивости.

По данным Н. А. Аминова, среди учителей высшей категории 53 % «сгоревших». При этом они характеризуются высокой тревожностью, интровертированостью. У «сгоревших» учителей низкой квалификации, наоборот, фиксируется крайний радикализм, стремление к контролю над ситуацией, открытая агрессивность.

Исследования И. В. Вачкова подтверждают это грустное утверждение: резкий спад показателей социальной адаптации происходит у педагогов старше 42 лет.

Выгорание педагогов, по сути, становится стереотипом эмоционального реагирования, профессионального поведения. Отчасти такой функциональный стереотип поведения является защитным механизмом. Ведь расходование внутриличностных ресурсов педагогом в профессиональной деятельности очень велико. Тогда как их восстановление - проблематично. Несмотря на увеличенную длительность отпуска , возможностей для восстановления духов -ных и физических сил у учителя немного. И причин такой ситуации в современном обществе мы видим две.

Прежде всего, это обосновано неадекватной оплатой труда.

Учитель вынужден увеличивать количество рабочих часов в полтора-два раза лишь для того, чтобы иметь возможность питаться, одеваться в соответствии с погодными условиями, оплачивать коммунальные услуги. Даже при повышенной нагрузке оплата труда не позволяет восстанавливать собственные ресурсы способами, требующими материальных затрат

(фитнес, посещение кино, театра, санаторий, отдых на море, улучшенное питание и т.п.).

В то же время увеличенная часовая нагрузка влечет за собой временные затраты педагога. И таким образом, не остается времени для восстановления сил материально не затратными способами (прогулки на природе, общение с друзьями, хобби, чтение книг, посещение школьных психологических занятий релаксации и т.п.).

Необходимо отметить, что на современном этапе развития общества второй, но не менее значимой причиной эмоционального педагогического выгорания является так же и общественное непризнание деятельности учителя, отрицательная престижность профессии педагога. СМИ коммерчески заинтересованы в подаче информации негативного характера, поэтому фактически мы наблюдаем пропаганду наихудших событий, происходящих внутри системы образования.

Современные телепрограммы, ток-шоу, и даже отдельно взятые сериалы (такие, как «Школа», режиссер В. Г. Германика, на первом канале) на суд общественного мнения выносят самые негативные случаи школьной жизни. И за время передачи, к сожалению, редко можно увидеть, чтобы ведущий, подводя итоги, выводил значимую мораль всего действа.

Подобное позиционирование в обществе формирует негативное отношение к педагогической деятельности, что по кругу вызывает новые проблемы, новые обострения и конфликты в среде образования.

Таким образом, педагог работает в условиях ограничения возможностей восстановления внутренних ресурсов и во внешнем общественном отвержении своей профессиональной деятельности.

Условия работы в гимназии №80, с одной стороны, лучше, чем в среднестатистической общеобразовательной школе. Наличие высоких технических возможностей, высокий интеллектуальный и социальный уровень партнеров в деятельности (учащихся, прежде всего), возможность профессиональной самореализации через различные конкурсы, педагогические фестивали, через научное руководство деятель -ностью учащихся облегчает педагогический труд в нашей школе.

Но, с другой стороны, эти же факторы на-

кладывают и повышенные обязательства. Так, образование одаренных детей, которых, по нашим исследованиям, в школе большинство, предполагает и постоянное повышение педагогической квалификации учителя, повышение собственного уровня знаний, расширение собственного кругозора. Да и личностные особенности партнеров педагогической деятельности (одаренные учащиеся) требуют от учителя постоянной психоэмоциональной выдержки.

Все вышеуказанные «плюсы» работы в гимназии несут за собой еще и временные траты, что имеет последствия в аспекте профессионального выгорания.

Гимназия, как и любое учреждение, заинтересована в здоровье своих работников. В школе эффективный учитель - здоровый учитель, это, как следствие, и здоровая образовательная атмосфера, и здоровый ученик.

Роль психолога в аспекте профилактики психоэмоционального выгорания (ПЭВ) учителя мы видим в создании таких условий, которые приведут к личностному росту педагога в аспекте сохранения и развития собственного психоэмоционального здоровья. Психолог может помочь человеку обрести контроль над самим собой и над ситуацией, обратиться к своим ресурсам и если не решить проблему (не все проблемы в принципе решаемы), то все же увидеть возможности выбора. Психолог стремится помочь человеку прояснить его собственный опыт и увеличить осознание собственных ре-сур сов.

В течение последних лет в психологическом сопровождении в системе образования профилактика эмоционального выгорания выделилась в отдельное направление. Данное направление психологического сопровождения включает в себя все виды психологической профессиональной деятельности. Поиск эффективных мероприятий по снижению эмоционального напряжения педагогов и профилактике их эмоционального выгорания продолжается.

На данном этапе нам видится наиболее конструктивным профилактическим решением формирование условий смены психологической позиции педагога к самому себе как субъекта деятельности, проявляющееся в постепенном увеличении доли ответственности за свое психологическое здоровье.

Данное мнение основано на фундаментальных положениях общей психологии, в соответствии с концепцией субъекта С. Л. Рубинштейна (видение человека активного, самостоятельно строящего свои отношения с бытием); на фундаментальных положениях экзистенциально-гуманистического подхода в общей психологии, это «энкаунтер» (лечение есть встреча равных людей), улучшение у клиентов наступает само по себе, если создаются условия, помогающие осознанности, самопринятию и выражению клиентом своих чувств, наилучший способ - создание отношений безусловной поддержки принятия, клиенты полностью ответственны за выбор своего образа мыслей и поведения.

Профилактика профессионального выгорания в образовательном учреждении, на наш взгляд, должна соответствовать современным взглядам в немедицинской психотерапии на области задач, объединяющие различные по направленности и содержанию психотерапевтические методы (А. А. Александрова, 1997; Ж. Годфруа, 1992; Б. Д. Карвасарский, 1999 и

др):

1. Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья;

2. Развитие самосознания и самоиссле-дование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

3. Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

При этом под психотерапией мы понимаем «оказание психологической помощи здоровым людям-клиентам в ситуациях различного рода психологических затруднений, а так же в случае потребности улучшить качество собственной жизни» (10, с. 312).

Расширительное понимание области психотерапии закреплено в Декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге в 1990 году.

Какие же психологические мероприятия в школе могут эффективно наполнять профилактику ПЭВ педагогов как отдельное направление деятельности по психологическому сопровождению образовательного процесса?

ЧИППКРО

Психодиагностика эмоционального выгорания педагогов может быть одним из первых во времени учебного года видов деятельности, поскольку позволяет определить степень проблемы в коллективе, и поставить соответствующие задачи по их конструктивному решению. С другой стороны психодиагностика помогает осознать наличие проблемы, в том числе индивидуально каждым обследуемым педагогом. Осознание же в данном случае уже является первым шагом на пути смены внутренней психологической позиции педагога в отношении собственного здоровья.

Задачу осознания проблемы решает и психологическое просвещение в различных формах (стендовая печатная информация, презентация на электронных носителях, сообщения на оперативных совещаниях).

Защитные силы организма включаются на бессознательном уровне при достижении определенного уровня напряженности. И далее идут затруднения на уровне выполнения несложных, казалось бы, функций: забывание каких-то моментов, например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ и пр. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом».

На второй стадии профессиональной педагогической деформации, вызванной ПЭВ, наблюдается снижение интереса к работе, сокращение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): не хочется видеть тех, с кем специалист общается по роду деятельности, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек заводится, как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Третья стадия - собственно личностное выгорание. Для нее характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.

Таким образом, мы видим, что выгорание -это защитный механизм, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать собственные энергетические ресурсы.

Для диагностики ПЭВ существуют разработанные целенаправленные методики и методики, позволяющие при анализе увидеть наличие симптомов выгорания и/или профессиональной деформации, которыми мы пользовались в течение последних лет психологического сопровождения образовательного процесса в гимназии:

1. Методика диагностики эмоционального выгорания у педагогов (автор В.В. Бойко).

2. Опросник на «выгорание» К. Маслач и С. Джексон в модификации Н. Е. Водопьяновой.

3. Опросник для диагностики уровня тревожности (Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л.).

4. Методика 16-факторного личностного опросника (Р. Кеттелл).

Результаты исследований показали наличие проблемы в коллективе, хотя и не в ее критической степени. Так, последняя диагностика по методике В.В. Бойко показала преобладание второй фазы стресса - РЕЗИСТЕНЦИЯ. У большинства обследованных учителей эта фаза стресса формирующаяся. Педагоги склонны к неадекватному избирательному эмоциональному реагированию. Значительная часть учителей показывают формирование симптома расширение сферы экономии эмоций. Четверть обнаружили сложившуюся эмоционально-

нравственную дезориентацию, а треть доминирующий симптом редукция профессиональных обязанностей.

Хотя для обследованных нами педагогов стадия НАПРЯЖЕНИЯ и не является актуальной (она словно пройденный этап), все же симптом Переживание психотравмирующих обстоятельств либо сложившийся, либо даже доминирующий в половине случаев.

Третья фаза психоэмоционального выгорания - ИСТОЩЕНИЕ - в обследованном коллективе практически отсутствует. В стадии формирования симптомы этой фазы обнаружены у 1-3 человек в отдельности. Хотя один педагог показал стадию как складывающуюся, истощение в данном случае объяснимо расширением профессиональных обязанностей от преподавания к управленческому администри-

рованию.

По результатам исследования в коллективе педагогов гимназии преобладает вторая фаза стресса резистенция в стадии формирования. Не обнаружено учителей со сложившимся психоэмоциональным выгоранием как стереотипом функционального реагирования. Результаты показывают наличие в гимназии деятельности по профилактике психоэмоционального выгорания педагогов, психологическую компетентность педагогов в данном аспекте.

О результатах диагностики в общем, конечно, было сообщено всему педагогическому коллективу. Исследовательские данные воспринимались педагогами как ожидаемые.

В действительности педагоги нередко отказываются видеть наличие проблемы в собственном эмоциональном реагировании, воспринимая обнаруженные «сигналы» как негативную информацию о своей личности. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности.

Очень важно, еще на доисследовательском этапе информировать педагогов о значении симптомом «сгорания», как о внешних проявлениях некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. К ним следует относиться как к сигналам, идущим из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способу коммуникации между «скрытым» и «понятным», неосознанным и осознанным. В какой-то мере - это друзья профессионала, помогающие ему узнать, что с ним происходит. Другой аспект «позитивности» синдрома «выгорания» состоит в том, что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах «выгорания», являются не только непатологическими, но даже позитивными, то есть выполняющими положительную функцию. Другими словами, эти процессы дают возможность педагогу понять, что с ним происходит и, исходя из этого, решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или каким-то образом постараться скорректировать проявления синдрома.

Хотя задача осознания психоэмоционального напряжения может быть отложена во вре -мени в отдельных случаях.

Психологическое просвещение в аспекте

проблемы психоэмоционального выгорания значимо как с точки зрения повышения психологической компетентности, так и с точки зрения обучения конкретным навыкам конструктивного реагирования в профессиональной деятельности.

Лекции, стендовая информация и другие формы психологического просвещения должны включать в себя научное определение психологических терминов. Различные рекомендации по профилактике ПЭВ в течение учебного года должны быть представлены вниманию педагога, регулярно сменяемы и достаточно кратки. Это позволяет повысить эффективность усвоения такой информации.

Пример информационной просветительской листовки по профилактике ПЭВ может быть следующий.

Психолог - учителю.

Дорогие учителя! Возможности аромоте-рапии вам, конечно, известны. Предлагаем вашему вниманию небольшую информацию об ароматах, которые могут стать вашими помощниками в деле развития собственного здоровья.

Апельсин, цитрусовые ароматы повышают тонус, улучшают настроение, в сочетании с лавандой - снимают боль.

Орхидея - нежный, едва уловимой горчинкой запах рождает вдохновение, пробуждает смелые и неожиданные фантазии.

Герань - успокаивает.

Ромашка - укрепляет сон.

Бергамот, эвкалипт - заряжает, тонизирует, придает бодрость.

Имбирь, лимонная мята, сандал, иланг-иланг - улучшают настроение, снимают внутренне напряжение.

Инжир, тмин - стимулирует умственную и творческую деятельность.

Цветок, растущий у вас на подоконнике, ваш друг!

У педагогов, как правило, нет специальных навыков профессиональной коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций в процессе общения с детьми, родителями, администрацией. Педагогов не учили тому, чему учат менеджеров, а интуитивно найденные способы могут быть очень затратными.

Поэтому важной формой работы становится обучение педагогов навыкам сохранения и

ЧИППКРО

развития психологического здоровья. Данную задачу психологического сопровождения так же возможно реализовать различными формами работу. Даже во время проведения диагностических процедур можно включать короткие тренинговые упражнения, направленные на формирование умений нервно-мышечной релаксации. Уместны короткие психогимнастические упражнения для релаксации и во время еженедельных оперативных совещаний.

Тренинговая форма обучения, на наш взгляд, наиболее эффективная. Поскольку она позволяет проживать полученную информацию, практически включать ее в личный жизненный опыт каждому педагогу, и даже передавать этот опыт непосредственным партнерам своей профессиональной деятельности (учащимся).

Нельзя отказываться в достижении данной задачи и от таких форм деятельности, как просвещение. Информация, полученная визуально или на слух так же может быть применена учителем в целях профилактики психоэмоционального выгорания, сохранения и развития психологического здоровья.

Обязательным направлением деятельности в аспекте профилактики ПЭВ является индивидуальное консультирование педагогов. Особенно это актуально для педагогов, прошедших обследование. Обратная связь позволяет педагогу оптимизировать свое нервно-психическое состояние, независимо от полученных результатов. Процедура диагностирования сама по себе так же несет некоторый психотравмирующий фактор. Учителя, обычно, задают вопросы «А для чего эта диагностика?», «А кому вы потом покажете наши результаты?», заранее проговаривают, что у них «все давно за гранью», отражая, таким образом, ситуативное повышение тревожности. Поэтому предложение об «обратной связи» в индивидуальном ключе обязательно.

Примерный план мероприятий психологического сопровождения в направлении профилактики психоэмоционального выгорания педагогов.

Исследования молодыхученых

№ Содержание мероприятия Возможный формат реализации Время проведения Сроки выполнения

1. Листовка «Психоэмоциональное выгорание - что это такое?» (сменный материал по научной терминологии в проблеме, возможных способах профилактики). Печатная продукция, страничка на сайте школы, слайд на плазме. Первое полугодие

2. Листовка «Методы сохранения и развития психологического здоровья», (сменные материалы: аромотера-пия, аудитерапия, вкусоте-рапия, цветотерапия, режим сна и питания, социальная жизнь педагога и т.д.). Печатная продукция, страничка на сайте школы, слайд на плазме. Второе учебное полугодие

3. Диагностика ПЭВ педагогов. Исследование личности учителя. 20 минут Конец первой начало второй четверти

4. Групповая консультация педагогического коллектива по результатам диагностики ПЭВ. Информационноаналитическая справка в печатном варианте, устное выступление на педагогическом совещании. 10-20 минут Вторая четверть

5. Индивидуальная выдача результатов диагностики ПЭВ. Индивидуальная аналитическая справка в печатном варианте, индивидуальное консультирование. 10-30 минут каждая встреча Вторая четверть

6. Тренинговое занятие по обучению способам нервномышечной релаксации. Педагогические встречи 40-120 минут Осенние и/или весенние каникулы.

7. Тренинговое занятие по формированию здорового образа жизни. Педагогические встречи 40-120 минут Осенние и/или весенние каникулы.

8. Психогимнастические упражнения релаксации. Оперативные совещания 5-10 минут Раз в месяц -еженедельно

9. Административные координационные совещания по вопросам планирования образовательного процесса с точки зрения сохранения здоровья персонала. Оперативное совещание 60 минут Летний период

Как дополнительное мероприятие может быть лактики психоэмоционального напряжения и внесен в план цикл занятий с педагогами в лет- психологической саморегуляции педагогов (ав-ний период по различным программам профи- торские разработки).

тема

1. Учебно-тематический план занятий.

Цели и задачи

Индивидуальный

1 профиль личности Синдром сгорания.

2 Введение в тему.

«Сила мысли» Нервно-мышечная релаксация. Теория вопроса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Техники нервномышечной релаксации. Теория Райха.

«Образ «Я». Нервномышечная релаксация.

Конструктивные способы снятия эмоционального напряжения.

«Мои ресурсы». Владение собой. Самоконтроль.

Диагностика.

Итого (количество часов)

Изучение личностных особенностей.

Создание благоприятных условий для работы группы (введение в работоспособное состояние, введение правил работы группы).

Настройка участников на позитивные, активные взаимоотношения. Ориентирование участников группы в теме комплекса занятий.

Ведение понятия релаксации.

Развитие представлений о влиянии мыслей на психофизиологическую активность организма. Развитие эмоционального восприятия. Формирование умения понимать и отражать эмоции и чувства.

Формирование представлений о возникновении нервно-мышечного панциря.

Осознание внутренних физических и психических ресурсов для развития здоровья Формирование навыка расслабленности. Преодоление психофизиологических зажимов, барьеров. Апробация различных техник саморегуляции. Формирование образа «Я».

Обучение навыку релаксации.

Снятие чрезмерного нервно-психического напряжения. Развитие эмоциональной стабильности как свойства личности.

Тренировка состояния расслабленности.

Обучение и апробация новых методов нервномышечной релаксации.

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Тренировка и закрепление навыка саморегуляции. Осознание ресурсности для сохранения эмоциональной стабильности позитивного социального взаимодействия. Развитие личных жизненных целей как неотъемлемой части психологически здоровой личности.

Осознание позитивных изменений в собственной личности.

Количество академических часов 2

2

2

16

В конечном итоге, хочется привести для педагогов пример тренингового упражнения, направленного на развитие психологической компетентности в проблеме сохранения психоэмоционального здоровья.

«Сейчас, мы немного поиграем в мяч! Правило такое: при попадании в руки мяча - вы называете какое-либо действие, приносящее вам удовольствие, или навык, помогающий расслабляться в различных условиях, которыми вы

2

3

2

4

2

5

2

6

2

7

пользуетесь для преграждения «синдрому сгорания». Мяч должен побывать в руках у каждого, может быть не один раз. Наша задача: назвать как можно большее количество способов избежать психоэмоционального профессионального выгорания».

Литература

1. Аминов, Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей [Текст] / Н. А. Аминов // Вопросы психологии. - 1988. - № 5.

2. Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога [Текст] : учебнометодическое пособие / И. В. Вачков. - М. : «Ось-89», 2002.

3. Водопьянова, Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях [Текст] / под. ред. Г. С. Никифорова. -СПб. : изд-во СПбГУ, 2000.

4. Годфруа, М. Что такое психология [Текст] : в 2 т. / М. Годфруа. - М. : «Мир»,

1992. - Т. 2.

5. Гостюшин, А. Защити себя и близких [Текст] / А. Гостюшин. - М. : «РИПОЛ КЛАССИК», 1997.

6. Дехтяр, Б. С. Антистрессовая аптека [Текст] / Б. С. Дехтяр. - М. : Терра-Спорт, 2000.

7. Митина, Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога [Текст] / Л. М. Митина. - М. : ВЛАДОС, 1995.

8. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л. М. Митина. - М. : Флинта, 1998.

9. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Л. М. Митина. - М., 1994.

10. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М., 1996.

11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. -М. : Педагогика, 1989. - Т. 2.

12. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика [Текст] / К. Рудестам. - М. : «Прогресс»,

1993.

13. Сартан, Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей [Текст] / Г. Н. Сартан. - М. : ТЦ «Сфера», 1998.

14. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. - М. : МГУ, 1983.

15. Федоренко, Л. Г. Психологическое здоровье в условиях школы: психопрофилактика эмоционального напряжения [Текст] / Л. Г. Федоренко. - СПб. : КАРО, 2003.

16.Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н. С. Пряжников. - М. : Ин -т практической психологии, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.