Кабинет школьного психолога
J
Л
Селюкова Маргарита Алексеевна
Педагог-психолог ГБОУ центр образования № 641 имени С. Есенина г. Москва mrs.70@mail.ru
V
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»
________________________________________Г
Аннотация. Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.
Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). Все это обусловило выбор направления работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания.
Ключевые слова: профилактика эмоционального выгорания, синдром эмоционального выгорания, снятия эмоционального и физического напряжения, дыхательная и звуковая гимнастика.
Тренинг проводится в течение двух с половиной часов с группой наполняемостью 10-15 человек в довольно просторном помещении. Форма проведения тренинга - круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.
Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов.
Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
1. Снижение уровня эмоционального выгорания учителей.
2. Планирование посредством «мозгового штурма» мероприятий по профилактике эмоционального выгорания.
3. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
Тренинг состоит из трёх частей. Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга. Вторая (основная) направлена на поиск возможностей и мероприятий в работе педколлектива для снижения эмоционального напряжения. Третья (заключительная) - на знакомство с методами быстрого снятия эмоционального и физического напряжения, дыхательной и звуковой гимнастикой.
Содержание тренинга:
Звучит музыка. Участники тренинга заходят в зал, садятся в круг. Пока собираются все участники, на проекторе идёт слайд-шоу картин «Фэнтэзи-Dali».
1. Приветствие. Я рада, что в каникулярное время мы можем встретиться, немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и самое главное, что-то сделать с целью профилактики эмоционального выгорания.
2. Психогимнастическое упражнение «Приветствие» [7].
Цель упражнения: Включение в работу, снятие накопившегося напряжения, сплочение, создание группового доверия и принятия, интенсификация межличностного общения занимающихся.
Задание: И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи. Сейчас мы все встанем и поздороваемся. Здороваться будем по-разному, кто как хочет Придумайте свое приветствие, покажите его, а мы все потом его повторим.
Анализ: какое приветствие вам больше всего понравилось, что почувствовали?
Это упражнение из теории «поглаживаний» Эрика Берна. Слово «поглаживание» отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
35
Кабинет школьного психолога
существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами «поглаживания». Улыбка, короткий разговор или комплимент - все это знаки того, что вас заметили, и это доставляет нам радость [3].
3. Ожидания и опасения.
Цель: Выявление ожиданий участников тренинга. Корректировка запроса.
Собираясь на сегодняшний тренинг вы, может быть, задавались вопросом: «Что будет? Как всё будет?» У Вас есть свои ожидания, возможно, и опасения. Будет логично, если мы сейчас проговорим эти ОЖИДАНИЯ и ОПАСЕНИЯ. Постарайтесь коротко сформулировать Ваши личные ожидания и опасения, а мы запишем их, чтобы потом озвучить, что сможем сделать сегодня, что спланируем к следующей встрече, к чему нужно быть особенно внимательными.
Подумайте ещё, что готовы Вы вложить в тренинг?
Участники по кругу проговаривают свои ожидания от тренинга и вклад.
Коррекция запросов.
Многое также будет зависеть от Вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.
4. Упражнение «Метафорический образ моего настроения» (авторское упражнение).
Сейчас я предлагаю Вам выйти из круга и прогуляться вокруг столов, где разложены картинки с различные образами. Посмотрите эти картинки, подумайте, какая картинка могла бы охарактеризовать Ваше настроение. Может быть, несколько картинок привлекут Вас своей внутренней метафорой.
Звучит спокойная музыка. Участники выбирают понравившиеся картинки и возвращаются в круг. Участникам предлагается показать выбранную картинку и рассказать свои ассоциации с ней и о своём настроении.
Обсуждение: Как вы себя чувствуете? Что дало вам это упражнение?
С точки зрения нейрофизиологии, выполняя это упражнение, мы больше задействовали правую гемисферу нашего головного мозга, отвечающую за абстрактные, метафоричные понятия. И это дало некоторым возможность переключиться, посмотреть на свою ситуацию со стороны.
5. Мозговой штурм ««Эмоциональное выгорание педагогов. Что делать?» [4]
Цель упражнения: Повысить мотивацию и степень эмоциональной включенности в тренинг. Сформулировать перечень мероприятий, снижающий эмоциональную напряженность. Результаты «мозгового штурма» запланировать в работу по профилактике эмоционального выгорания.
Для начала, дадим определение, что такое «Синдром эмоционального выгорания».
«Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме
полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [6].
Со ссылкой на Е. Малера Н. А. Аминов приводит перечень основных и факультативных признаков этого синдрома: 1) истощение, усталость; 2) психосоматические осложнения; 3) бессонница; 4) негативные установки по отношению к клиентам; 5) негативные установки по отношению к своей работе; 6) пренебрежение исполнением своих обязанностей; 7) увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства); 8) уменьшение аппетита или переедание; 9) негативная самооценка; 10) усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности); 11) усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия); 12) чувство вины. Н. А. Аминов подчеркивает, что последний симптом свойственен только людям, профессионально, интенсивно взаимодействующим с другими людьми [1].
I. Этап генерации идей. ««Эмоциональное выгорание педагогов. Что делать?»
Участники разбиваются на несколько команд (по 5-6 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек. Именно на них будут записываться новые идеи - по одной на каждой. Ведущий информирует об обязательных правилах этого этапа:
Принимаются и записываются абсолютно все выдвигаемые идеи. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полёту творческой мысли.
Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Эта демонстративная поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют наш внутренний генератор идей.
Самые лучшие - это сумасшедшие идеи. Откажитесь от шаблонов и стереотипов, посмотрите на проблему с другой точки зрения.
Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. По одной идее на каждой карточке.
Время этого этапа - 30 минут.
Обычно первые десять минут - это стадия «раскачки», во время которой звучат достаточно банальные предложения. Наиболее продуктивно проходят последние минуты этапа генерации идей. Ведущий переходит от команды к команде, оказывая эмоциональную поддержку участникам.
По окончании отведённого времени ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей.
II. Этап анализа идей.
Основной задачей является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.
Правила это этапа:
Самая лучшая идея - та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так, как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Хотя критика уже не возбраняется, но она не должна быть огульной.
Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой, даже кажущейся ерундовой идее.
36
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
Кабинет школьного психолога
Отбрасывать идеи нельзя.
Время выполнения - тоже тридцать минут, иногда требуется больше времени. При необходимости участники дописывают на карточках свои мысли, развивающие высказанную идею.
III. Этап поиска возможностей реализации.
Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению. Я предлагаю просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям - оригинальности и возможности реализации.
Каждая карточка с идеей должна быть помечена значками двух типов:
+ + - очень хорошая, оригинальная идея;
+ - неплохая идея;
0 - не удалось найти конструктива.
А, кроме того:
PP - реально реализовать;
ТР - трудно реализовать;
НР - нереально реализовать.
Разумеется, возможны самые разные сочетания этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для её реализации в данный момент просто нет.
Время, отводимое на этот этап, - двадцать минут.
IV. Завершающий этап.
Мы преступаем к завершающему этапу «Мозгового штурма». Собираемся все в общий круг. Я предлагаю представителю каждой группы сделать сообщение об итогах своей работы. Вам нужно рассказать о тех идеях, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба эти значка.
Полученные в процессе довольно длительной работы, «выстраданные»,
результаты, имеют большое значение. Поэтому представляется целесообразно результаты «мозгового штурма» оформить самые лучшие идеи и представить их в виде рекомендаций для педагогов. Идеи со значком «РР» (реально реализовать) должны быть включены в план работы школы на следующий год.
Зачитанные карточки собираются в конверт с надписью «Планирование мероприятий по профилактике эмоционального выгорания». (Пример результатов «мозгового штурма» указан в приложении).
Вы очень плодотворно поработали, а сейчас отдохнём и поиграем.
6. Упражнение «Клубок».
Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.
7. ««Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения» [9]
Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.
Я предлагаю Вам сейчас заняться «Методом быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения». Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления.
С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Лимон», «Сосулька».
Упражнение ««Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение ««Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение ««Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.
Упражнение ««Передышка»
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания - один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
8. ««Звуковая гимнастика»
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
37
Кабинет школьного психолога
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:
А - воздействует благотворно на весь организм;
Е - воздействует на щитовидную железу;
И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О - воздействует на сердце, легкие;
У - воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я - воздействует на работу всего организма;
М - воздействует на работу всего организма;
X - помогает очищению организма;
ХА - помогает повысить настроение.
Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться» [5]. Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины - природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!
Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!
9. Упражнение «Пишущая машинка» [7]
Цель: мобилизируется внимание, улучшается настроение, повышается активность.
Давайте представим себе, что все мы - большая пишущая машинка. Каждый из нас - буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «м», и снова общий хлопок и т. д. Пробел между словами - всем нужно встать.
Тренер распределяет по кругу буквы по алфавиту.
Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала.
А напечатаем мы фразу: «Здоровье - дороже золота» Уильям Шекспир.
10. Рефлексия
Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...»
Оправдались ли Ваши ожидания?
Подведение итогов занятия.
Хорошего всем дня!
Каждый участник в конце тренинга получил набор упражнений из книги Самоукиной Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения. М., Новая школа, 1995.
Приложение
Рекомендации по профилактике «Эмоционального выгорания педагогов.
Что делать?»
Алгоритм индивидуальной работы
Взаимоподдержка.
Доброжелательность друг к другу.
Не бояться хвалить друг друга.
Прощать промахи другим. Критиковать не при народе, а лично.
Не поднимать планку требований бесконечно. У людей есть предел!
Свободное общение педагогов. Сбегать от реальности. Менять обстановку.
Выезжать всем учителям на шашлыки.
Ездить на экскурсии всей школой.
Шопинг. «Если горит на работе - набросьте тряпку. Желательно от кутюр».
Чаще заниматься любовью. Кому то влюбиться и выйти замуж, жениться.
Иметь хобби, увлечение.
Алгоритм организации рабочего пространства
В пятницу после уроков показывать в актовом зале школы новые художественные фильмы (ходить в кино некогда).
Открыть стоматологический кабинет в школе.
Сделать в школе бассейн, сауну и массажный кабинет (специальное время для посещений выделить педагогам).
В школе обустроить косметический салон: косметолог, парикмахер, маникюр, педикюр (или приглашать специалистов по определённым дням).
Заказать в школу массажное кресло, а ещё массажёр для ног.
Комната отдыха и релаксации в школе. Спать под тихую музыку. Гипнотический сон.
Коньяк в кабинет, подушку и плед.
Открыть для учителей пед. ресторан на территории школы.
Разрешить учителям пользоваться чайниками, кипятильниками и микроволновыми печами.
Алгоритм работы коллектива
Устроить психологический тренинг для учителей. Кричать долго и громко.
Организовать динамические паузы для учителей (2 раза в день).
Утром устраивать ритуальные танцы с детьми, которые объединяют всех.
Выделить место в школе, где бы учитель мог написать неприличные слова и снять напряжение.
Дополнительный отпуск в середине учебного года (в обязательном порядке). Отправлять учителей на курорты во время всех каникул.
Уменьшить нагрузку в 3 раза, а зарплату увеличить в 6 раз. Большие премии.
Предложить родителям проводить уроки вместо учителей.
Нанять гастарбайтеров для проверки бесконечных тетрадей.
38
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
Кабинет школьного психолога
Каждого работника школы обеспечить секретарями, причём лучше симпатичными!
Больше педагогов - мужчин в школу.
Чтобы не переформировывали 4-е классы при переходе в 5-е.
Пусть «отличники» подтягивают «двоечников», а учителя тратят своё время на более важные дела.
Чтобы учителя могли прийти с проверкой в вышестоящие организации (которые проверяют нас).
Отменить заполнение всех бумажек, журналов и отчётов.
Что-то выглядело с определённой долей юмора, но в каждой шутке есть и рациональное зерно. Результаты «мозгового штурма» были в короткое время опубликованы на больших листах ватмана и вывешены на ознакомление в учительской комнате. Директор школы Голоднова Лариса Васильевна сделала пометку на полях этого плаката: «Прочитала! Как похожи наши ожидания и стремления. Думаю! Но с помощью вас!» Наблюдая, как реагировали учителя на этот плакат в учительской, первое, что они читали, это были именно эти слова, написанные от руки. И чувствовалось единение и общий дух коллектива.
Это предполагает и дальнейшие действия всего коллектива при планировании работы на новый учебный год. Уже сейчас планируется кабинет педагога-пси-холога оформить как комнату психологической разгрузки, в ближайшее время будут приобретены массажное и релаксационное оборудование.
Идеи участников тренинга по профилактике эмоционального выгорания предполагают дальнейшее
использование рекомендаций в обсуждении и планировании стратегии школы.
Литература
1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии. - 1988. - N 5.
2. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. -2006. - №2.
3. Берн Эрик.Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психотерапия. Пер. с англ. — М.: Академический Проект, 2006.
4. Вачков И.В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2009.
5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005.
6. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса: учебное пособие // Вестник МГУ, Сер. 14 «Психология», 2000, №3.
7. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологический тренинг. Под редакцией Хрящевой Н.Ю.- СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2001.
8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения. М., Новая школа, 1995.
9. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
Киселева Ольга Васильевна
кандидат психологических наук заведующий отделом психологического сопровождения образования НОУ «Нижегородский центр непрерывного образования»
г.Нижний Новгород E-mail: nnou@mail.ru
J Ч
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ
ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Каким образом можно подготовить
_______педагогическое сообщество к массовому введению ФГОС?___________^
Аннотация: Автор статьи, анализируя основные направления деятельности педагога-психолога ОУ и сопоставив их с ключевыми положения Стандарта, выделяет следующие задачи, стоящие перед педагогами-психологами: участие в разработке и проведение мониторинговых исследований развития учащихся; совместное проектирование с педагогами условий для развития учащихся в процессе обучения; организация психологического сопровождения внеурочной деятельности учащихся.
Ключевые слова: ФГОС, метапредметные и личностные умения, надпредметная психологическая программа, стандарт.
В профессиональном педагогическом сообществе активно проводится работа по подготовке к массовому введению федерального государственного стандарта. Новые образовательные стандарты вто-
рого поколения основываются на психологических закономерностях развития ребёнка и заставляют существенно пересмотреть представления о том, что и как мы должны формировать и развивать у ре-
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
39