Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ ДОМАХ'

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ ДОМАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
воспитание / ценности / профилактика / правонарушения / детский дом / подростки.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журавлева Людмила Анатольевна, Зарубина Елена Васильевна, Ручкин Алексей Владимирович, Чупина Ирина Павловна, Юрченко Надежда Александровна

Одной из социальных проблем, которые остро стоят перед государством и обществом, является проблема борьбы с правонарушениями в подростковой среде. Это обусловлено, прежде всего, тем, что молодое поколение усваивает шаблоны и нормы поведения той социальной среды, которая его окружает и поддерживает эти нравственно-моральные устои, пусть и не всегда совпадающие с общечеловеческими ценностями. Важную роль в профилактической работе с воспитанниками детских домов играет изучение их личности и социально-психологических характеристик, а также поиск эффективных средств преобразований поведения подростков [2, с.37]. Цель данной работы состоит в том, чтобы, проанализировать факторы внешней среды, влияющие на формирование у проживающих в детских домах подростков девиантного поведения с последующим нарушением закона (совершение правонарушения). В качестве основного инструментария было выбрано проведение социологического исследования. При проведении исследования использованы качественные и количественные методы социологии: интервью, письменный опрос, анализ документов. На основе полученных данных были структурированы основные направления работы с подростками, проживающими в детских домах. Авторы анализируют позитивный опыт одного из детских домов по профилактике правонарушений среди подростков, а также отдельных мероприятий и инструментов такой профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Журавлева Людмила Анатольевна, Зарубина Елена Васильевна, Ручкин Алексей Владимирович, Чупина Ирина Павловна, Юрченко Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ ДОМАХ»

С® АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ^о

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-3-154-161 NIION: 2018-0076-3/23-176 MOSURED: 77/27-023-2023-3-176

ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: zhuravleva08@gmail.com;

ЗАРУБИНА Елена Васильевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: ethos08@mail.ru;

РУЧКИН Алексей Владимирович,

кандидат социологических наук, заведующий кафедрой философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: alexeyruchkin87@gmail.com;

ЧУПИНА Ирина Павловна,

доктор экономических наук, профессор кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: irinacupina716@gmail.com

ЮРЧЕНКО Надежда Александровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета, e-mail: unaapk@yandex.ru

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

В ДЕТСКИХ ДОМАХ

Аннотация. Одной из социальных проблем, которые остро стоят перед государством и обществом, является проблема борьбы с правонарушениями в подростковой среде. Это обусловлено, прежде всего, тем, что молодое поколение усваивает шаблоны и нормы поведения той социальной среды, которая его окружает и поддерживает эти нравственно-моральные устои, пусть и не всегда совпадающие с общечеловеческими ценностями.

Важную роль в профилактической работе с воспитанниками детских домов играет изучение их личности и социально-психологических характеристик, а также поиск эффективных средств преобразований поведения подростков [2, с.37].

Цель данной работы состоит в том, чтобы, проанализировать факторы внешней среды, влияющие на формирование у проживающих в детских домах подростков девиант-ного поведения с последующим нарушением закона (совершение правонарушения). В качестве основного инструментария было выбрано проведение социологического исследования. При проведении исследования использованы качественные и количественные методы социологии: интервью, письменный опрос, анализ документов. На основе полученных данных были структурированы основные направления работы с подростками, проживающими в детских домах. Авторы анализируют позитивный опыт одного из детских домов по профилактике правонарушений среди подростков, а также отдельных мероприятий и инструментов такой профилактики.

Ключевые слова: воспитание, ценности, профилактика, правонарушения, детский дом, подростки.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

ZARUBINA Elena Vasilyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor

of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

RUCHKIN Alexey Vladimirovich,

Candidate of Sociological Sciences, Head of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

CHUPINA Irina Pavlovna,

Doctor of Economics, Professor of the Department

of Philosophy of the Ural State Agrarian University

YURCHENKO Nadezhda Aleksandrovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic

Theory of the Ural State Agrarian University

PREVENTION OF OFFENSES AMONG ADOLESCENTS IN

ORPHANAGES

Annotation. One of the social problems that the state and society are facing acutely is the problem of combating offenses in the adolescent environment. This is primarily due to the fact that the younger generation learns the patterns and norms of behavior of the social environment that surrounds it and supports these moral foundations, even if they do not always coincide with universal values.

An important role in preventive work with children from orphanages is played by the study of their personality and socio-psychological characteristics, as well as the search for effective means of transforming the behavior of adolescents [2, p.37].

The purpose of this work is to analyze environmental factors affecting the formation of deviant behavior in adolescents living in orphanages with subsequent violation of the law (commission of an offense). A sociological study was chosen as the main tool. During the study, the following methods were used qualitative and quantitative methods of sociology: interviews, written survey, analysis of documents. Based on the data obtained, the main directions of work with adolescents living in orphanages were structured. The authors analyze the positive experience of one of the orphanages for the prevention of offenses among adolescents, as well as individual measures and tools for such prevention.

Key words: education, values, prevention, offenses, orphanage, teenagers.

Проблема профилактики правонарушений среди подростков в современных условиях стоит особенно остро. В особую подростковую группу выделяются воспитанники детских домов, работа с которыми имеет свою серьезную специфику.

В.И.Ветров отмечает важную особенность психологии младшего подростка - его острую восприимчивость к внешним влияниям, его легкую ранимость случайными и незаметными для взрос-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

лых фактами, его неумение управлять собственными чувствами. Именно эти черты при неблагоприятных условиях воспитания становятся той психологической основой, которая облегчает подростку возможность совершения общественно вредных действий и поступков [4, с.80].

В связи с данными особенностями возрастного периода работнику социальной сферы необходимо искать не только эффективные, но и быстро действующие методы борьбы с асоциаль-

ным поведением, чтобы оперативно корректировать сознание подростка при усвоении им негативной информации и образцов деятельности [3, с. 177].

Однако, знание одних лишь возрастных особенностей недостаточно, необходимо изучить факторы, способствующие формированию противоправного поведения подростков, т.к. от знания и понимания социальным педагогом этих факторов во многом зависит эффективность работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних [6, 7]. Ведь профилактика заключается в том, чтобы выявить и устранить причины негативных проявлений [8, с. 401].

Детский дом - государственное воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или потерявших связь с ними, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства (вследствие болезни родителей, лишения их родительских прав и т.д.). Содержание и обучение воспитанников в учреждении осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

Педагогическая концепция учреждения ориентирована на комплексное развитие личности каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и способностей на основе квалифицированной психолого-педагогической, медико-социальной помощи и коррекци-онно-развивающего обучения. Воспитанники обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. «Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу» [10].

Обучение и воспитание детей в детских домах всегда сопряжено с огромными сложностями. Основная из этих сложностей - это отсутствие родителей, той авторитетной социальной ячейки, которая активно влияет на формирование ценностей подростка [9, с. 47].

У детей, воспитывающихся без родителей, опыт индивидуального общения с взрослыми часто крайне скуден, а опыт общения на познавательные темы отсутствует вообще.

В последнее время предпринимаются попытки изменить существующее положение, разработан целый комплекс психолого-педагогических программ по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. И все же проблема не исчезает, возможно, из-за того, что не решается

важная задача - духовное и интеллектуальное развитие детей в условиях воспитания вне семьи.

В связи с этим, необходимо чуткое руководство взрослых и социального работника (при наличии), т.к. дети могут быть подвержены негативному влиянию со стороны сверстников. Для этого необходимо:

- спрашивать детей и слушать их внимательно;

- общаться с учителями;

- контролировать детей;

- занять чем-то детей;

- открыто обсуждать с ребенком свои и его опасения.

Предупреждение влияния негативных факторов - важная задача педагогов-воспитателей в детских домах, т.к. данная категория детей в большей степени подвержена влиянию со стороны взрослых, либо наоборот, *ожесточена против них, что провоцирует подростка-воспитанника детского дома на совершение противоправных деяний.

Воспитатели детского дома обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений воспитанниками детского дома и принимать меры к их устранению. Чем раньше будут выявлены такие дети, тем раньше и быстрее будут предприняты меры по предупреждению правонарушений таких детей. В ходе обследования выявляются мотивы правонарушения, а также, то вредное влияние, в силу которого сформировался преступный умысел у подростка и неблагоприятная обстановка его окружения.

Организатором координационной работы с целью снижения влияния ближайшего окружения на ребенка и общество в целом явилось такое учреждение, как детский дом, на базе которого мы проводили свое научное исследование.

Для оказания помощи детям организовывается система взаимодействия специалистов на разных уровнях управления.

Для того чтобы выяснить эффективно ли ведется работа по профилактике правонарушений воспитанников детских домов необходимо применить ряд эмпирических методов, в состав которых будут входить:

1) Беседа со специалистом;

2) Анкетирование сотрудников учреждения;

3) Анализ документов.

1) Беседа со специалистом. Цель данного метода - составить представление о деятельности детского дома в области профилактики правонарушений, выяснить, какие мероприятия по профилактике правонарушений воспитанников проводятся в детском доме и с какими учреждениями сотрудничает детский дом в своей деятельности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

В ходе беседы со специалистом одного из детских домов Свердловской области, удалось задать ряд вопросов, которые помогли сделать ряд выводов об эффективности деятельности данного учреждения.

Проведя беседу со специалистом детского дома Свердловской области, нам удалось выяснить, что:

- В данном учреждении ведется работа с воспитанниками, но конкретных направлений деятельности по профилактике правонарушений они не имеют;

- Основными задачами детского дома в работе с воспитанниками является выявление детей, склонных к правонарушениям, обозначение деятельности, направленной на устранение причин правонарушений. Иных программ и методов работы с воспитанниками в организации нет;

- Детский дом взаимодействует с различными организациями: специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; с образовательными учреждениями; подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; органами управления социальной защитой населения; органами управления образованием; органами опеки и попечительства; органами по делам молодежи; органами управления здравоохранением; органами служб занятости населения; органами внутренних дел;

- перспективы для улучшения деятельности детского дома в данной области, в усовершен-

ствовании цепи взаимодействия специалистов различных организаций для оказания комплексной помощи детям.

2) Анкетирование как метод опроса проводился для того, чтобы выяснить у работников учреждения, какие факторы, в наибольшей степени влияют на эффективность работы с воспитанниками, главные принципы работы с воспитанниками, какие факторы, необходимы для совершенствования деятельности по профилактике правонарушений.

В анкетировании приняло участие 15 служащих детского дома.

При анализе анкет были составлены диаграммы, отражающие ответы специалистов на вопросы данной анкеты.

На первый вопрос, «Как Вы считаете, необходима ли профилактическая работа с воспитанниками детских домов?» все опрошенные ответили положительно.

Второй вопрос звучал следующим образом: «Укажите факторы, в наибольшей степени влияющие на эффективность работы с воспитанниками детских домов». По результатам анализа видно, что большинство респондентов (43%) считают, что на эффективность работы с воспитанником в наибольшей степени влияет использование комплексного подхода, 29% думают, что это индивидуальный подход к каждому ребенку, 21% уверены, что это наличие эффективного плана работы. Данные результаты можно увидеть на рисунке 1.

Рис. 1 Факторы, влияющие на эффективность работы с воспитанниками детских домов

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

При ответе на третий вопрос, в котором 27% считают, что принцип системности здесь необходимо было указать принципы работы с вос- играет главную роль, 2% предположили, что ответ-питанниками детских домов, мнение специали- ственность - главный принцип работы специалистов детского дома разделились следующим ста, 7% - указали принцип терпимости и 7% - ува-образом: жения (См. рис. 2)

Большинство специалистов (39%) считают, что главным должен стать принцип адресности,

Адресности ■ Уважения

Терпимости Ответственности

■ Системности

Рис. 2. Главный принцип работы с воспитанниками детских домов

На вопрос, «Как Вы считаете, эффективно ли проводится работа по профилактике правонарушений воспитанников детских домов в Вашем

учреждении?», специалисты ответили следующим образом: 57% ответили «Да», 43% - «Нет», что примерно равно (См. Рис. 3):

Рис. 3. Эффективность деятельности детского дома по профилактике правонарушений

воспитанников детских домов

На вопрос о том, что необходимо сделать для совершенствования деятельности детского дома в области профилактики воспитанников детских домов, 42% специалистов учреждения ответили: «Более тесное взаимодействие с другими

организациями», 335 - «Наличие определенной структуры деятельности», 17% - «Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку», 85% - «Раннее выявление детей, склонных к правонарушению» (Рис. 4):

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

Рис. 4. Факторы, необходимые для совершенствования деятельности по профилактике правонарушений воспитанников детских домов

По мнению специалистов, факторами, снижающими эффективность деятельности детского дома в области профилактики правонарушений воспитанников детских домов, являются: отсут-

ствие комплексного подхода (54%), отсутствие программы профилактики в учреждении (33%), нежелание детей сотрудничать со специалистами (13%).

Рис. 5. Факторы, снижающие эффективность деятельности детского дома в области профилактики

правонарушений воспитанников детских домов

На следующий вопрос, «Что можно внести нового в деятельность детского дома в области профилактики правонарушений воспитанников

детских домов?», специалисты детского дома ответили так:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

Рис. 6. Инновации в области профилактики правонарушений воспитанников детских домов

Анкетирование сотрудников показало, что система профилактики правонарушений воспитанников детских домов не является совершенной и требует корректировки. Следствием пробелов профилактической работы среди воспитанников детских домов по профилактике правонарушений является, в частности, то обстоятельство, что значительное количество несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, являются восптанниками детских домов [6, с. 345]. Большинство сотрудников считают, что:

- для успешной деятельности в области профилактики правонарушений воспитанников детского дома необходимо более тесное взаимодействие с другими организациями;

- главный фактор, снижающий эффективность работы с воспитанниками - отсутствие комплексного подхода в работе;

- их деятельности необходимы новые технологии работы.

3) Проведя анализ документации детского дома (устав государственного образовательного учреждения детского дома, типовое положение об образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), мы узнали, что под руководством детского дома разработаны и внедрены ряд форм и методов профилактики правонарушений воспитанников, таких, как:

- профилактическая операция «Подросток»;

- программы летней занятости «трудных» подростков;

- система работы по профилактике второгодничества и отсева учащихся;

- волонтерское движение;

- еженедельные оперативные совещания по вопросам образования, культуры, спорта.

Для обеспечения эффективной реализации данных мероприятий и форм работы по устранению правонарушений были созданы различные структурные подразделения с четким разделением функций:

- «Научно-методический центр «Дети улицы»;

- «Центр психолого-медико-социального сопровождения»;

- Созданы общественные комиссии по работе с «трудными» подростками.

Выявление новых воспитанников, склонных к правонарушениям, предотвращение преступления и правонарушения среди воспитанников, вовремя дать им наставление - задачи специалистов детского дома по профилактике правонарушений [1].

Профилактика правонарушений, работа с воспитанниками, которые совершили административные правонарушения и преступления, -одна из важнейших функций детского дома. Несколько раз в месяц специалисты должны проводить беседы с воспитанниками и оформление бесконечного количества документов, справок, отчетов также являются неотъемлемой частью деятельности сотрудников детского дома.

Таким образом, мы выяснили, что детский дом - организатор координационной работы, целью которого является снижение негативного влияния на ребенка и общество в целом.

Из беседы со специалистом детского дома, мы выяснили, что:

- в данном учреждении ведется работа с воспитанниками, но конкретных направлений деятельности по профилактике правонарушений они не имеют.

- основными задачами детского дома в работе с воспитанниками является выявление детей, склонных к совершению правонарушений,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

обозначение деятельности, направленной на устранение причин правонарушений. Иных программ и методов работы с воспитанниками в организации нет.

Анкетирование сотрудников показало: система профилактики правонарушений воспитанников не является совершенной и требует корректировки. Большинство сотрудников считают, что для успешной деятельности в области профилактики правонарушений необходимо;

- более тесное взаимодействие с другими организациями;

- соблюдение принципа адресности и системности в работе с воспитанниками детских домов;

- использование социальной рекламы как внутри учреждения, так и во внешней среде для влияния определенных норм поведения в отношении воспитанников детских домов со стороны населения;

- наличие комплексного подхода в деятельности детского дома по профилактике правонарушений;

- проведение серьезной профориентацион-ной работы среди подростков, которая сможет помочь им с профессиональным самоопределением [5, с. 259].

Список литературы:

[1] Ахмедова М.Г. Реабилитация «трудных» подростков при трудовом и экономическом воспитании // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 11-2(62). - С. 94-100.

[2] Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. -1987. - № 6. - С.36-40.

[3] Бутова М.В. О современном состоянии профилактики правонарушений среди несовершеннолетних // Административная ответственность. Производство по делам об административных правонарушениях. - 2021. - № 1. - С. 178 -187.

[4] Ветров, Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи. - М.: ООО «Триада», 2005. - 234 с.

[5] Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Ручкин А. В., Симачкова Н. Н., Чупина И. П. Профессиональное самовоспитание как социализационная стратегия современности // Образование и право. - 2022. - № 12. - С. 257 - 263.

[6] Майстренко Г. А. Криминологическая характеристика несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Образование и право. - 2022. - № 10. - С. 345 - 347.

[7] Мирзагитова А.Л., Мухаметгалиева С.Х. Педагогические условия профилактики правонарушений среди несовершеннолетних // Перспективы науки. - 2022. - № 4(151). - С. 96-98.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

[8] Цветков В.Л., Хрусталева Т.А. Психологические причины и условия отклоняющегося поведения подростков, находящихся в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей // Пенитенциарная наука. - 2020. - Т. 14, № 3(51). - С. 400-406.

[9] Николаенко Н.В., Ольховик Т.Н. Теоретико-правовой анализ проблемы девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. - 2020. - № 4(56). - С. 45-49.

[10] Чернов Д.В. Молодежный экстремизм в современной политической жизни России // Столыпинский вестник. - 2021. - Т. 3. - № 3.

Spisok literatury:

[1] Ahmedova M.G. Reabilitaciya «trudnyh» podrostkov pri trudovom i ekonomicheskom vospitanii // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2021. - № 11-2(62). - S. 94-100.

[2] Belicheva S.A. Paradoksy preventivnoj teorii i praktiki // Psihologicheskij zhurnal. - 1987. - № 6. -S.36-40.

[3] Butova M.V. O sovremennom sostoyanii profilaktiki pravonarushenij sredi nesovershennoletnih // Administrativnaya otvetstvennost'. Proizvodstvo po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah. -

2021. - № 1. - S. 178 -187.

[4] Vetrov, N. I. Profilaktika pravonarushenij sredi molodezhi. - M.: OOO «Triada», 2005. - 234 s.

[5] ZHuravleva L. A., Zarubina E. V., Ruchkin A. V., Simachkova N. N., CHupina I. P. Professional'noe samovospitanie kak socializacionnaya strategiya sovremennosti // Obrazovanie i pravo. - 2022. - № 12. - S. 257 - 263.

[6] Majstrenko G. A. Kriminologicheskaya harakteristika nesovershennoletnih osuzhdennyh, otbyvayushchih nakazanie v vide lisheniya svobody // Obrazovanie i pravo. - 2022. - № 10. - S. 345 - 347.

[7] Mirzagitova A.L., Muhametgalieva S.H. Pedagogicheskie usloviya profilaktiki pravonarushenij sredi nesovershennoletnih // Perspektivy nauki. -

2022. - № 4(151). - S. 96-98.

[8] Cvetkov V.L., Hrustaleva T.A. Psihologicheskie prichiny i usloviya otklonyayushchegosya povedeniya podrostkov, nahodyashchihsya v centrah vremennogo soderzhaniya nesovershennoletnih pravonarushitelej // Penitenciarnaya nauka. - 2020. - T. 14, № 3(51). -S. 400-406.

[9] Nikolaenko N.V., Ol'hovik T.N. Teoretiko-pravovoj analiz problemy deviantnogo povedeniya nesovershennoletnih // Vestnik Vserossijskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrudnikov Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. -2020. - № 4(56). - S. 45-49.

[10] CHernov D.V. Molodezhnyj ekstremizm v sovremennoj politicheskoj zhizni Rossii // Stolypinskij vestnik. - 2021. - T. 3. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.