Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВЫХ ДЕВИАЦИЙ В СРЕДЕ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВЫХ ДЕВИАЦИЙ В СРЕДЕ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
223
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / ПОДРОСТКИ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ФАКТОРЫ РИСКА / ДЕФОРМАЦИЯ / ИНТЕРНАТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Старченко И.А.

Рассмотрена проблема подростковых девиаций в детских домах. Представлены сущность, психолого-педагогическое значение девиантного поведения. Названы причины, способствующие формированию девиаций у подростков, воспитывающихся в детских домах, а также особенности профилактики. Социальное сиротство (когда родители не опекают своих детей) показано как сложная, многоуровневая проблема. Феномен свидетельствует о кризисе института семьи в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PROBLEMS OF PREVENTION OF ADOLESCENT DEVIATIONS IN ORPHANAGE ENVIRONMENT

The study is devoted to the problem of teenage deviations in orphanages. The article examines the essence, psychological and pedagogical significance of deviant behavior, the reasons that contribute to its formation in adolescents raised in orphanages, as well as the problems of preventing adolescent behavior. Social orphanhood (when parents do not take care of their children) is a complex, multi-level social and spiritual problem. The emergence of this phenomenon indicates the crisis of the institution of the family in modern society.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВЫХ ДЕВИАЦИЙ В СРЕДЕ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 31

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВЫХ ДЕВИАЦИЙ В СРЕДЕ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

И. А. Старченко

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Рассмотрена проблема подростковых девиаций в детских домах. Представлены сущность, психолого-педагогическое значение девиантного поведения. Названы причины, способствующие формированию девиаций у подростков, воспитывающихся в детских домах, а также особенности профилактики. Социальное сиротство (когда родители не опекают своих детей) показано как сложная, многоуровневая проблема. Феномен свидетельствует о кризисе института семьи в современном обществе.

Ключевые слова: девиантное поведение, особенности психосоциального развития детей-сирот, подростки, профилактика девиантного поведения, социальное сиротство, факторы риска, деформация, интернат.

FEATURES AND PROBLEMS OF PREVENTION OF ADOLESCENT DEVIATIONS IN

ORPHANAGE ENVIRONMENT

I. A. Starchenko

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The study is devoted to the problem of teenage deviations in orphanages. The article examines the essence, psychological and pedagogical significance of deviant behavior, the reasons that contribute to its formation in adolescents raised in orphanages, as well as the problems of preventing adolescent behavior. Social orphanhood (when parents do not take care of their children) is a complex, multi-level social and spiritual problem. The emergence of this phenomenon indicates the crisis of the institution of the family in modern society.

Keywords: deviant behavior, features of psychosocial development of orphans, adolescents, prevention of deviant behavior, social orphanhood, risk factors, deformity, orphanage.

Введение. Проблема девиантного поведения подростков особенно обостряется в условиях детского дома. При исследовании этого феномена целесообразно задействовать как аналитический, так и системный подход. Девиантность проявляется по-разному. Чаще всего речь идет об алкоголизме, наркомании и бродяжничестве.

Основная часть. Одна из основных причин девиантного поведения — социальное сиротство. Согласно результатам исследований, у 95% воспитанников детских домов есть родители. Л. Н. Филиппова писала: «Развитие этого явления носит не только интенсивный, но и экстенсивный характер, отличается увеличением числа родителей, лишенных родительских прав. Дети вынуждены по разным причинам покидать семью и воспитываться в детских домах и интернатах» [1]. Известна также скрытая форма социального сиротства — «домашнее». В этом случае мать и (или) отец не лишены родительских прав, однако ребенок обделен их вниманием. Часто речь идет о потере одного родителя. Под «потерей» в данном случае понимается не только смерть, но и отсутствие заботы (материальной, физической, психологической). Это подталкивает «сироту» протестовать против общества, нарушать правила и законы. Чаще всего он уходит из дома и ведет асоциальную жизнь. Социализация таких детей, как правило, проходит в аморальной

и криминогенной среде с риском психического или физического давления. Детей втягивают в асоциальную деятельность, отсюда личностные деформации и прогрессирующая девиация.

В большинстве случаев подростки попадают в сиротский центр со сформировавшимися плохими привычками, искаженными моральными и этическими установками. Они не умеют строить нормальные социальные связи. Процессы их воспитания и внедрения в здоровое общество протекают очень тяжело. Но и попадание в сиротский центр в раннем детстве или даже младенчестве не гарантирует успешной социализации [2].

Профилактика девиантного поведения подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях, — одна из главных задач педагогов. Они несут ответственность за создание условий для целенаправленной работы по формированию толерантности у детей и подростков в детских домах, профилактике правонарушений, экстремизма и терроризма. Кроме того, система воспитания должна обеспечить отрицательное отношение подопечных к алкоголю и наркотикам.

В России разрабатываются проекты, нацеленные на создание приемлемых условий для развития подростков. Например, программа «Верь в себя» включает проведение бесед, дебатов, дискуссий и мозговых штурмов на темы, имеющие отношение к подросткам. Занятия проводятся раз в неделю. Это позволяет подросткам сблизиться со сверстниками и учителями. Проводятся мероприятия, посвященные подготовке к семейной жизни, формированию здорового образа жизни и доброжелательного отношения к окружающим. Кроме того, подростки получают возможность развить ответственность, целеустремленность и решительность. Воспитанников привлекают к участию в социально значимых акциях, в том числе антинаркотической направленности.

Помимо традиционных используются другие формы профилактики:

— с подростками, без разрешения покидающими интернат, могут работать выпускники;

— проводятся интерактивные и игровые профилактические занятия;

— обеспечивается духовное наставничество [3].

Некоторые формы работы следует рассмотреть более подробно.

Одна из них — знакомство с интернатом. Когда ребенок попадает в детский дом, он оказывается в стрессовой ситуации. Первые часы пребывания в учреждении могут обернуться негативом, который отразится на развитии личности, спровоцирует замкнутость и самовольные уходы. Вот почему важно проинформировать новичка об учреждении и специалистах, которые будут с ним работать. Следует также внимательно и ответственно относиться к детям, которые еще не адаптировались. С первых минут нужно показать ребенку, что здесь его не обидят и всегда помогут. Ребенок должен чувствовать заботу, чтобы успешно адаптироваться. При знакомстве с интернатом можно использовать альбомы с фотографиями сотрудников и выпускников, видео и другую информацию о мероприятиях. Особое внимание следует уделить кружкам, секциям и интересным для детей и подростков активностям.

Еще одна форма профилактики, которую нужно рассмотреть подробнее, — духовное наставничество. Наставник должен помочь ребенку социализироваться, привить ему положительные личные качества, сформировать моральные установки. Все это благотворно повлияет на взросление ребенка, формирование самостоятельной социально интегрированной личности.

Интернаты связаны со специализированными социально-реабилитационными центрами, которые заняты реабилитацией несовершеннолетних сирот с различными формами дезадаптации. Такие центры предлагают медико-психологическую помощь и обеспечивают всестороннее индивидуальное развитие ребенка.

Выводы. Девиантное поведение детей в интернатах — это результат действия физиологических, социальных и психологических факторов. Асоциальность провоцируют:

— проблемы в семьях,

— отставание в психическом развитии,

— различные виды депривации,

— особенности воспитания в детском доме.

Работа с таким ребенком должна восстановить его положительные личные качества и скорректировать отрицательные. С этой целью задействуют различные методы поощрения, внушения, убеждения, формируют у подростка навыки конструктивного общения, представления о приемлемом социальном статусе, нравственных ценностях.

Библиографический список

1. Филиппова, Л. Н. Социальное сиротство в современном российском обществе (социально-философский анализ) : автореф. дис. ... канд. философ. наук / Л. Н. Филиппова. — Ростов-на-Дону, 2018. — С. 12-15.

2. Мищенко, О. П. Факторы девиантного поведения подростков, воспитывающихся в детских домах / О. П. Мищенко // Концепт. — 2019. — № 4, спецвыпуск. — С. 1-4.

3. Осипова, И. И. Социальное сиротство: теоретический анализ и практика преодоления / И. И. Осипова. — Нижний Новгород : НИСОЦ, 2019. — С. 1-63.

Об авторе:

Старченко Ирина Андреевна, магистрант кафедры «Социальная работа» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), i shaydurova@mail.ru.

Author

Starchenko, Irina A., Master's degree student, Department of Social Work, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), i_shaydurova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.