Научная статья на тему 'Профилактика правонарушений, совершенных несовершеннолетними лицами, органами внутренних дел в образовательных учреждениях как вид правоохранительной деятельности'

Профилактика правонарушений, совершенных несовершеннолетними лицами, органами внутренних дел в образовательных учреждениях как вид правоохранительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правоохранительная деятельность / предупреждение преступлений / подростковая преступность / профилактика правонарушений несовершеннолетних / воспитательный процесс / территориальные органы ОВД / law enforcement / crime prevention / juvenile delinquency / prevention of juvenile delinquency / educational process / territorial departments of internal affairs

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свечников Николай Иванович

Введение: задача по предупреждению правонарушений, совершенных несовершеннолетними, органами внутренних дел (ОВД) в образовательных учреждениях актуализируется с течением времени. На это указывает не только принципиальный вектор государственной политики, но и сохраняющаяся в этой области сложная криминальная обстановка, выбор наиболее жестоких форм преступления. Указанное обуславливает анализ правоохранительной деятельности в сфере профилактики правонарушений, совершенных несовершеннолетними, ОВД в образовательных учреждениях. Цель — рассмотреть общее состояние профилактики правонарушений несовершеннолетних ОВД в образовательных учреждениях. Изучить статистические данные по численности преступлений, совершенных россиянами младше 18 лет. Определить роль полиции в сфере профилактики преступлений в заведениях учебной направленности. Сделать предложения по ее совершенствованию. Методологическая основа: используются статистический, логический, системный и сравнительный подходы. Результаты: обосновывается необходимость уточнения и правового совершенствования определения статуса инспектора по делам несовершеннолетних. Выводы: в целях повышения качества профилактики правонарушений, совершенных несовершеннолетними, ОВД в образовательных учреждениях необходимо обращаться не только к региональному, но и к зарубежному опыту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Свечников Николай Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of offenses committed by minors, internal affairs bodies in educational institutions as a type of law enforcement activity

Background: the task of preventing juvenile delinquency by internal affairs bodies (IAB) in educational institutions is actualized over time. This is indicated not only by the principle vector of state policy, but also by the persisting complex criminal situation in this area, the choice of the most violent forms of crime. The abovementioned causes the analysis of law enforcement activity in the field of prevention of juvenile delinquency by IAB in educational institutions. Objective — to consider the general state of juvenile delinquency prevention by the IAB in educational institutions, to study statistical data on the number of crimes committed by Russians under 18 years of age, to determine the role of the police in the field of crime prevention in educational institutions, to make proposals for its improvement. Methodology: statistical, logical, systematic and comparative approaches are used equally. Results: the need to clarify and legally improve the definition of the status of a juvenile affairs inspector is substantiated. Conclusions: the author concludes that in order to improve the quality of juvenile delinquency prevention by IAB in educational institutions it is necessary to refer not only to regional, but also to foreign experience.

Текст научной работы на тему «Профилактика правонарушений, совершенных несовершеннолетними лицами, органами внутренних дел в образовательных учреждениях как вид правоохранительной деятельности»

DOI 10.24412/2227-7315-2023-3-207-216 УДК 343.4

Н.И. Свечников

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ЛИЦАМИ, ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение: задача по предупреждению правонарушений, совершенных несовершеннолетними, органами внутренних дел (ОВД) в образовательных учреждениях актуализируется с течением времени. На это указывает не только принципиальный вектор государственной политики, но и сохраняющаяся в этой области сложная криминальная обстановка, выбор наиболее жестоких форм преступления. Указанное обуславливает анализ правоохранительной деятельности в сфере профилактики правонарушений, совершенных несовершеннолетними, ОВД в образовательных учреждениях. Цель — рассмотреть общее состояние профилактики правонарушений несовершеннолетних ОВД в образовательных учреждениях. Изучить статистические данные по численности преступлений, совершенных россиянами младше 18 лет. Определить роль полиции в сфере профилактики преступлений в заведениях учебной направленности. Сделать предложения по ее совершенствованию. Методологическая основа: используются статистический, логический, системный и сравнительный подходы. Результаты: обосновывается необходимость уточнения и правового совершенствования определения статуса инспектора по делам несовершеннолетних. Выводы: в целях повышения качества профилактики правонарушений, совершенных несовершеннолетними, ОВД в образовательных учреждениях необходимо обращаться не только к региональному, но и к зарубежному опыту.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, предупреждение преступлений, подростковая преступность, профилактика правонарушений несовершеннолетних, воспитательный процесс, территориальные органы ОВД.

N.I. Svechnikov

PREVENTION OF OFFENSES COMMITTED BY MINORS, INTERNAL AFFAIRS BODIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A TYPE OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITY

Background: the task of preventing juvenile delinquency by internal affairs bodies (IAB) in educational institutions is actualized over time. This is indicated not only by the principle vector of state policy, but also by the persisting complex criminal situation in this area, the choice of the most violent forms of crime. The abovementioned causes the analysis of law enforcement activity in the field of prevention of juvenile delinquency

© Свечников Николай Иванович, 2023

Кандидат технических наук, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой «Правоохранительная деятельность» (Пензенский государственный университет); e-mail: nikols1558@yandex.ru © Svechnikov Nikolai Ivanovich, 2023

Candidate of Technical Sciences, Candidate of Law, Head of the Law Enforcement Department (Penza State University) 207

by IAB in educational institutions. Objective — to consider the general state of juvenile delinquency prevention by the IAB in educational institutions, to study statistical data on the number of crimes committed by Russians under 18 years of age, to determine the role of the police in the field of crime prevention in educational institutions, to make proposals for its improvement. Methodology: statistical, logical, systematic and comparative approaches are used equally. Results: the need to clarify and legally improve the definition of the status of a juvenile affairs inspector is substantiated. Conclusions: the author concludes that in order to improve the quality of juvenile delinquency prevention by IAB in educational institutions it is necessary to refer not only to regional, but also to foreign experience.

Keywords: law enforcement, crime prevention, juvenile delinquency, prevention of juvenile delinquency, educational process, territorial departments of internal affairs.

Предупреждение преступлений несовершеннолетних не утрачивает своей актуальности среди основных направлений профилактической деятельности органов внутренних дел (далее — ОВД), поскольку противоправное поведение подростков «подпитывает» общую уголовную преступность в настоящее время и формирует базу преступности будущего. Именно поэтому особое внимание следует уделять правильной организации профилактической работы с подростками, прежде всего с обучающимися образовательных учреждений [1, с. 65].

Ушедший год ознаменован возрождением забытых ценностей в связи с открывшимися фактами ненадлежащего воспитания подрастающего поколения. С сентября в образовательный процесс был введен урок «Разговоры о главном», содержащий элементы патриотического воспитания, такие как поднятие флага и прослушивание гимна. Все эти факторы воздействия на подростковую психику, без сомнения, оказывают влияние и на правосознание, и на уровень преступности в целом.

В общей численности преступлений на россиян младше 18 лет приходится 2,6 %1.

В 2021 г. на 10 % сократилось количество преступлений, совершенных учащимися и студентами, на 13 % — несовершеннолетними лицами2. Всего установлено 29 тыс. правонарушителей, не достигших совершеннолетия, при 31 тыс. преступлений, совершенных учащимися и студентами3.

В 2021 г. преступления совершили 22,2 тыс. 16-17-летних подростков, из них 2 018 девушек и 20 202 юноши, а в 2020 г. было зарегистрировано 23,5 тыс., в числе которых 1 579 девушек и 21 892 юноши4.

Анализ материалов практики показывает, что в состоянии алкогольного опьянения преступление совершает каждый девятый несовершеннолетний россиянин. Более 80 % преступлений, совершаемых несовершеннолетними, это преступления против собственности, например в 2019 г. они составили 83,1 %. Преступления против жизни и здоровья составили 7,6 %, а преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, — 4,4 % [2, с. 33].

1 См.: Сколько в России несовершеннолетних преступников // Тинькофф. Статистика. URL: https://journal.tinkoff.ru/juvenile-justice-stat/ (дата обращения: 13.12.2022).

2 См.: Статистика. URL: https://tass.ru/obschestvo/l3463599 (дата обращения: 10.12.2022).

3 См.: Портал правовой статистики // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 14.03.2023).

4 См.: МВД России публикует данные о состоянии преступности по итогам 2021 года // Официальный сайт Пресс-центр МВД России. URL: https://mvdmedia.ru/news/official/mvd-rossii-

208 publikuet-dannye-o-sostoyanii-prestupnosti-po-itogam-2021-goda/ (дата обращения: 21.12.2022).

Несмотря на то, что роста преступлений, совершаемых несовершеннолетними, не наблюдается, в среде подростков продолжает сохраняться сложная криминальная обстановка, а преступления приобретают все более жестокую форму1.

В связи с этим возрастает потребность в профилактической работе с несовершеннолетними органов внутренних дел, особенно в образовательных учреждениях, поскольку обучающиеся проводят в школах и других учебных заведениях максимум своего времени. Подтверждением тому являются участившиеся факты совершения преступлений сторонниками движения «Колумбайн», запрещенного в России, и других группировок криминальной направленности.

Сложно переоценить роль сотрудников образовательных учреждений в этом вопросе (учителей, психологов, педагогов). Раньше в образовательных учреждениях реализовывались не только просветительская и обучающая функции, но и воспитательная функция: подрастающему поколению прививались нормы и правила поведения, взращивалась нравственность. С омоложением преподавательского состава, разложением общества, загруженностью образовательного процесса всевозможными отчетами воспитанию подростков не уделяется внимание.

Деятельность полиции в сфере профилактики преступлений в образовательных учреждениях очень важна. При ее надлежащей организации эффективность воспитательной работы возрастет как среди полицейских, так и среди сотрудников образовательных учреждений.

Проводимая Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) и ее структурными подразделениями профилактическая работа совместно с другими субъектами профилактики по итогам 2022 г. позволила на 4,3 % снизить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием, в том числе уменьшилось число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (на 12, 7 %) и в состоянии наркотического опьянения (на 18,7 %)2.

В Пензенской области за 2022 г. предварительно расследовано 165 преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием, в том числе тяжких — 36, средней тяжести — 47, небольшой тяжести — 56. Выявлено 136 несовершеннолетних лиц и 226 учащихся и студентов, совершивших преступления. Из 8 625 преступлений, совершенных в Пензенской области, 165 (1,9 %) — это преступления, совершенные несовершеннолетними3.

Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года4 отражает криминогенную ситуацию, обуславливающую необходимость совершенствования системы про-

1 См.: России снижается уровень преступности среди малолетних // Коммерсантъ. URL: § https://www.kommersant.ru/doc/4742628 (дата обращения: 12.12.2022). 1

2 См.: Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь- ) ноябрь 2022 г. // Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/reports/item/34307225/ 2 (дата обращения: 14.03.2023). й

3 См.: Общие сведения о состоянии преступности в Пензенской области // Официальный сайт Прокуратуры Пензенской области. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc _58/activity/ statistics/office/result (дата обращения: 14.03.2023).

4 См.: Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» (вместе с Планом мероприятий на 2021-2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года) (в ред. от 18 марта 2021 г.) // СЗ РФ. 2017. № 14,

ст. 2088; 2021. № 12, ст. 2102. 209

филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом актуальных потребностей семьи, общества и государства.

Преступления лиц, не достигших совершеннолетия, — это результат отклоняющегося от нормы поведения подростков, что является серьезной проблемой, обусловленной социальными, экономическими и культурными условиями жизнедеятельности детей и их родителей. А точнее — родителей и их детей, поскольку не секрет, что для большинства семей занятия детей дорогостоящими видами спорта, такими как хоккей, мотокросс, большой теннис, труднодоступны. Поэтому предложение депутатов Государственной Думы разрешить использование материнского капитала для оплаты занятий в спортивных секциях очень актуально и востребовано.

Подростковая преступность характерна не только для крупных городов, в которых дети подвержены воздействию различных социальных сред и культур (другими словами, соблазнов), преступность несовершеннолетних распространена и в сельских поселениях, в небольших населенных пунктах, где в школах не хватает преподавателей, отсутствуют условия для организации досуга подростков.

По мнению Н.С. Сысолиной, неустойчивая воля и сила характера подростков, изобилие свободного от занятий времени способствуют формированию асоциального поведения, замедляют развитие культурных и нравственных начал и, как следствие, приводят к крайней форме негативного, отклоняющегося от нормального поведения — совершению противоправных поступков и преступлений [3, с. 45].

я Несовершеннолетние преступники, обучающиеся в образовательных учреж-

? дениях, чаще всего неуспевающие, не интересующиеся, ни учебой, ни спортом, а ни другими занятиями, нежелающие участвовать ни в одном из видов трудовой | деятельности. Поэтому сотрудникам полиции необходимо контролировать таких I несовершеннолетних, в том числе при помощи администрации и преподаватель-| ского состава учебных заведений.

I Плохо контролируемой площадкой, вовлекающей несовершеннолетних в пре-

§ ступную деятельность, служит информационно-телекоммуникационная сеть

| Интернет. Чаще всего в нее погружаются именно несовершеннолетние, имеющие § проблемы в учебе или семье, не занятые работой. Предотвратить такого рода преступления для полиции достаточно сложно, поскольку несовершенные лица Ц имеют свободный доступ к интернету и упрощенную процедуру регистрации | в социальных сетях и на сайтах, в том числе содержащих противоправную в информацию. Опережающее развитие информационных технологий, средств | и способов распространения сведений обуславливают естественное отстава-| ние органов профилактики в разработке актуальных методик профилактики I противоправной деятельности подростков [4, с. 26-31].

| Пандемийный период самоизоляции и установленные ограничения очного

| функционирования школ, спортивных учреждений, центров культуры и досуга, обеспечивавших в условиях очной работы занятость обучающихся подростков, их образование, развитие и служивших базой для установления взаимоотношений со сверстниками, обострил проблемы жизнедеятельности несовершеннолетних. Подростки в силу возможностей адаптировали свое пребывание в условиях изоляции для удовлетворения собственных возрастных потребностей 210 с максимальным сохранением комфортной среды — перешли к общению в дис-

танционном формате в виртуальном пространстве. Поиски виртуальных групп по интересам увеличили опасность вовлечения их в асоциальные сообщества, склоняющие участников к выражению неодобряемого в обществе поведения, например к немотивированной агрессии, необоснованной тревожности, демонстрации действий, причиняющих вред здоровью, попыток суицида [5, с. 32].

Ядро личности подростка формируется в семье, закладываются базовые принципы взаимоотношений детей и родителей, отношение к старшему поколению и сверстникам. Негативное влияние на воспитание несовершеннолетних оказывает применение жестких форм воспитания (ежовых рукавиц), а также жестокое обращение родителей с детьми и асоциальное поведение родителей. Семейные конфликты, побои, насилие, алкогольная зависимость старших оказывают отрицательное воздействие на ребенка. Поиск более спокойной (комфортной) обстановки, часто стремление выжить толкают подростка на совершение им полукриминальных, а затем и противоправных действий. В подобных условиях риск развития у подростков нервно-психических расстройств с последующим формированием устойчивых отклонений в их поведении очень велик [6, с. 18].

До 2011 г., до реформы системы МВД России, каждое образовательное учреждение с численностью обучающихся от 500 человек находилось под патронажем инспектора по делам несовершеннолетних, закрепленного из числа сотрудников территориального органа внутренних дел. Итогом реформы стала оптимизация численности инспекторов по делам несовершеннолетних, выразившаяся в их сокращении почти на треть [7, с. 100].

Назрела необходимость уточнения и правового совершенствования определения статуса инспектора по делам несовершеннолетних, поскольку сегодня статус не отвечает ряду задач системы профилактики безнадзорности и право- т нарушений несовершеннолетних, обеспечивающих признание, соблюдение | и восстановление их нарушенных прав. Наряду с оперативно вносимыми изменениями в содержание законов и с активной подзаконной регламентацией С работы подразделений по делам несовершеннолетних неурегулированными | остаются отдельные направления деятельности подразделений и правовой статус у инспекторов. Примером является подробное определение порядка деятельности с и выполнения должностных полномочий инспектора при отсутствии норматив- н ного закрепления его правового статуса — вполне определенных основных прав, й обязанностей и ответственности. р

и

Практически во всех территориальных подразделениях МВД России инспек- Ч

торы по делам несовершеннолетних перегружены профилактической работой о

с подростками, находящимися на учете, рассматривают и анализируют обра- К

щения граждан, проверяют заявления и сообщения о правонарушениях несо- м

вершеннолетних, исполняют поручения о производстве отдельных следственных и

действий, собирают и обобщают необходимую для профилактической работы ¡§

со

информацию. 5

Инспектор по делам несовершеннолетних осуществляет согласование деятель- ~ ности всех участников системы профилактики правонарушений несовершенно- § летних, собирает и обобщает информацию для комиссий по делам несовершеннолетних, анализирует информацию о состоянии безнадзорности, беспризорности и правонарушениях несовершеннолетних на конкретной территории [8, с. 106]. Правовая защита прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть первоочередной задачей инспектора, а затем уже — защита граждан, общества и государства от их правонарушений. 211

Одним из основных направлений деятельности инспектора по делам несовершеннолетних является мониторинг информации о состоянии безнадзорности и правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, с последующим анализом для разработки проекта профилактических мероприятий, используемых в планировании всех видов деятельности государственных органов при профилактике.

Еще одним направлением деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних есть не что иное, как организация, обеспечение и управление профилактической работой в образовательных и иных учреждениях, занимающихся подростками, а также работа с родителями, законными представителями и конкретно с несовершеннолетними. Они участвуют в разработке и продвижении методических рекомендаций в различных форматах — печатные издания, видеоматериалы, компьютерные игры, предназначенные для правового ликбеза, формирования социальной ответственности, бережного отношения к своему здоровью и уважительного отношение к окружающим.

В районе расположения образовательных учреждений и на других закрепленных территориях инспекторы по делам несовершеннолетних отслеживают образовательную, досуговую и трудовую деятельность несовершеннолетних.

Практика показывает, что знаний никогда не бывает много, а для инспектора по делам несовершеннолетних всегда не хватает знаний в области подростковой психологии и педагогики, навыков и умений разрешать конфликтные ситуации и организовать воспитательный процесс. Руководитель территориального ОВД должен быть заинтересован в создании условий для повышения квалификации своих сотрудников, в том числе путем предоставления инспекторам возможности проходить курсы повышения квалификации в профильных высших учебных заведениях.

Необходимо отметить тот факт, что в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 21 ноября 2022 г.)1, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (в ред. от 21 декабря 2021 г.)2, а также приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 2018 г.)3 инспекторы по делам несовершеннолетних начинают профилактическую работу в отношении несовершеннолетнего только тогда, когда тот уже совершил противоправное деяние. И вместо предупредительной работы инспекторам по делам несовершеннолетних приходится заниматься не просто профилактикой и ликвидацией правовой безграмотности, но и исправлением личности подростка путем применения разнообразных, в том числе принудительных, мер воздействия [9, с. 165].

Вся сущность предупредительной деятельности полиции должна заключаться в ранней профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это и есть социальное предназначение инспекторов по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции — не допускать причинения вреда правам и законным интересам подростков.

1 См.: СЗ РФ. 1999. № 26, ст. 3177.

2 См.: Там же. 2011. № 7, ст. 900.

3 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. 212 № 11.

Одним из недостатков правового регулирования деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних является неточное определение или отсутствие закрепления за ними воспитательных функций, за исключением лиц, подлежащих профилактическому воздействию со стороны ОВД, в отношении которых профилактическая работа должна проводиться индивидуально. Кроме того, такое определение, как «правовое воспитание», в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних, применяется в основном при межведомственном взаимодействии и обмене информацией между образовательными организациями и органами внутренних дел. В совместном письме Минпросвещения России № 07-6607, МВД России № 12/5351, Минобрнауки России № МН-11/1548 от 2 ноября 2020 г. «О межведомственном взаимодействии»1 говорится, что такое взаимодействие осуществляется «на постоянной основе через совместное планирование деятельности и проведение мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся, их правовое воспитание».

Между тем одной из основных причин подростковой преступности Генеральная прокуратура РФ считает слабую организацию профилактической работы в образовательных учреждениях, родительских комитетов, комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства2.

Основная цель профилактической работы должна заключаться в формировании образа жизни подростков, соответствующего общепринятым правилам поведения, нормам этики и морали, юридическим нормам и в целом нормам общежития. В рамках профилактической работы необходимо научить подростков рационально использовать не занятое учебой время с целью самостоятельного совершенствования личностных качеств, привития чувства необходимости постоянного приобретения знаний с последующей их реализацией в той или иной сфере.

Н.С. Сысолина в своей работе ссылается на А.А. Беженцева, который отмечает, что «досуг несовершеннолетних — это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей взрослой жизни» [3, с. 48].

Отличным примером может служить опыт Пензенской области. В ноябре 1975 г. при посещении нового здания школы на просьбу директора о дополнительном оснащении и оборудовании известный советский партийный, государственный и общественный деятель Г.В. Мясников предложил: «...при школе создается сводный отряд подростков из 1 000 человек (дать самых хулиганистых!): по две сотни моряков, пехотинцев, летчиков, связистов и десантников. Первый парад их — 9 мая 1976 г. у Памятника Победы». Предложение было реализовано и нашло применение в дальнейшей работе общества и при выполнении программы «Пензе — 200 подростковых клубов» в 1980-е гг. Инициатором программы был также Г.В. Мясников, считавший, что создание условий для ориентированного досуга подростков отвлечет их от «безделия, дурных занятий, вытащит их из подвалов и дворов в культурный мир» [10, с. 247].

1 См.: Официальные документы в образовании. 2021. № 8.

2 См.: Координационное совещание по вопросам профилактики, выявления, пресечения и расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении их // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. 2022. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/ mass-media/news/ archive?item=56752099 (дата обращения: 22.11.2022). 213

Прокуратурой Пензенской области также издано пособие «Уголовная ответственность несовершеннолетних. Как не стать правонарушителем» [11], предназначенное для проведения правовой воспитательной работы среди подростков, поскольку раскрывает особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, факторы, влияющие на формирование противоправного поведения подростков, дает рекомендации по практической профилактике. Материал подготовлен для практических работников органов внутренних дел, подразделений местных органов власти и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

При Правительстве Пензенской области создана и активно действует межведомственная комиссия по профилактике правонарушений, в работе которой принимают участие представители прокуратуры Пензенской области, Следственное управление Следственного комитета России по Пензенской области, заинтересованные исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Постоянно проводится разъяснительная работа с родителями о необходимости контроля социальных сетей несовершеннолетних. Сотрудники ОВД участвуют в родительских лекториях, разъясняя об ответственности за употребление и незаконный оборот психоактивных веществ, проводят мероприятия по противодействию мошенничеству в сети Интернет, по безопасности дорожного движения, вместе со школьниками участвуют в программе «Готов к труду и обороне» и др.

Представляется целесообразным учесть и зарубежный опыт профилактической деятельности полиции в отношении несовершеннолетних, обучающихся S в образовательных учреждениях:

~ 1) сотрудникам полиции (участковым, инспекторам по делам несовершен-

~ нолетних) организовывать в школах мероприятия по правовому воспитанию f в игровой форме учебного суда (по опыту штата Аризона в США); | 2) использовать метод «шоковой терапии» для знакомства с работой поли-

! цейских, исправительных и лечебных учреждений для больных наркоманией, >§ токсикоманией и алкоголизмом (опыт США);

I 3) сотрудникам полиции совместно с психологами, педагогами проводить

I на постоянной основе занятия в школах, особенно с выпускными классами, ® по правовому обучению, разъясняющие несовершеннолетним их права и обя-§ занности, нормы поведения, касающиеся обеспечения общественного порядка, й и т.д. (опыт Великобритании);

! 4) трудных подростков по ходатайству уполномоченных полиции в школах

и

| необходимо приобщать к спорту, танцам, музыке (педагогика переживания

! в Германии);

» 5) ужесточить контроль полиции за детьми, подростками на улицах в часы

^ занятий в образовательных учреждениях: пресекать прогулы (опыт Велико-

| британии).

ш

СО

Библиографический список

1. Носова Д.Х., Амирова Л.А., Шевченко C.B. Развитие профессиональной готовности сотрудников полиции к деятельности по профилактике преступности несовершеннолетних // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. С. 65.

2. Юдина И.Р. Динамика преступности несовершеннолетних в России // Отечествен-214 ная юриспруденция. 2021. № 2(46). С. 32-34.

3. Сысолина Н.С., Кушнарева А.В. Развитие досуговой деятельности несовершеннолетних как направление профилактики подростковой преступности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2022. № 3(62). С. 44-51.

4. Илъгова Е.В., Борисова В.Ф. Проблемы правового регулирования деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Право. Законодательство. Личность. 2015. № 1(20). С. 26-31.

5. Галагузова М.А., Москвина Е.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в образовательной организации на современном этапе // Педагогическое образование и наука. 2022. № 1. С. 30-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Лебедева Ю.В. К вопросу о значении профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними и совершенных в отношении несовершеннолетних // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2022. № 2(12). С. 17-21.

7. Занина Т.М., Бутова М.В. Зарубежный опыт организации профилактической работы в отношении несовершеннолетних правонарушителей // Общество и право. 2019. № 2(68). С. 97-101.

8. Илъгова Е.В., Заикова С.Н. Функциональная структура автоматизированной информационной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 5(142). С. 104-113.

9. Попов В.И. Правовое воспитание в профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел // Вестник Пермского института ФСИН России. 2022. № 3(46). С. 164-171.

10. Мясников Г.В. Страницы из Дневника / под ред. М.Г. Мясникова, М.С. Полу-боярова. М.: Тип. АНО «Институт национальных проблем образования», 2008. 774 с.

11. Борисов В.П. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Как не стать правонарушителем. Пенза: Прокуратура Пензенской области, 2016. 61 с.

References

1. Nosova D.Kh, Amirova L.A., Shevchenko S.V. Development of Professional Readiness of Police Officers for Activities on the Prevention of Juvenile Delinquency // Modern Problems of Science and Education. 2022. No 4. P. 65.

2. Yudina I.R. Dynamics of Juvenile Delinquency in Russia // Domestic Jurisprudence. 2021. No 2(46). P. 32-34.

3. Sysolina N.S., Kushnareva A.V. Development of Leisure Activities of Minors as a Direction for the Prevention of Juvenile Delinquency // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 3(62). P. 44-51.

4. Ilgova E.V., Borisova V.F. Problems of Legal Regulation of the Activities of Bodies and Institutions of the System for the Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency // Law. Legislation. Personality. 2015. No. 1(20). P. 26-31.

5. Galaguzova M.A., Moskvina E.V. Prevention of Deviant Behavior of Minors in an Educational Organization at the Present Stage // Pedagogical education and science. 2022. No 1. P. 30-39.

6. Lebedeva Yu.V. On the Issue of the Importance of Prevention of Crimes Committed by Minors and Committed Against Minors // Military-Legal and Humanitarian Sciences of Siberia. 2022. No 2(12). P. 17-21.

7. Zanina T.M., Butova M.V. Foreign Experience in Organizing Preventive Work in Relation to Juvenile Delinquents // Society and Law. 2019. No. 2(68). P. 97-101.

8. Ilgova E.V., Zaikova S.N. Functional Structure of the Automated Information System for the Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency in the Russian Federation // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2021. No. 5(142). P. 104-113.

9. Popov V.I. Legal Education in the Preventive Activities of Employees of Subdivisions for Minors of Internal Affairs Bodies // Bulletin of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2022. No. 3(46). P. 164-171.

10. Myasnikov G.V. Pages from the Diary / Ed. M.G. Myasnikov, M.S. Poluboyarova. M.: Printing house of the ANO «Institute of National Problems of Education», 2008. 774 p.

11. Borisov V.P. Criminal Liability of Minors. How Not to Become a Delinquent. Penza: Prosecutor's Office of the Penza Region, 2016. 61 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.