Научная статья на тему 'Профилактика правонарушений обучающихся: комплексный подход к исследованию проблемы'

Профилактика правонарушений обучающихся: комплексный подход к исследованию проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / MORAL DEVELOPMENT / PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES / ILLEGAL BEHAVIOR / PRINCIPLES OF EDUCATION / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / EDUCATIONAL TASKS / COGNITIVE INTERESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берковский Вячеслав Александрович, Кулешин Максим Георгиевич, Леонова Наталья Александровна

Главным направлением в профилактике правонарушений является своевременное выявление и устранение причин, порождающих противоправные проступки, и условий, способствующих их совершению. В этой связи, безусловно, необходимо постоянное улучшение социально-бытовых условий жизнедеятельности, рост благосостояния в семье, прежде всего, повышение уровня идейности и сознательности, культурного уровня всех членов общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prophylaxis of offences of students: a integrated approach to the problem research

The main direction in prophylaxis of offenses, is svoyekvremenny identification and elimination of the reasons generating illegal offenses and the conditions promoting their commission. In this regard, certainly, continuous improvement of social conditions of vital activity, body height of welfare in family, first of all, rising of level of moral substance and consciousness, cultural level of all members of society is necessary.

Текст научной работы на тему «Профилактика правонарушений обучающихся: комплексный подход к исследованию проблемы»

Î3É

S

UJ

S ^

О UJ

<

CI UJ

Приведём результаты диагностики в экспериментальном классе по методике "Карта эмоциональных состояний". На констатирующем и контрольном этапах эксперимента соответственно: по параметру "неблагополучие эмоционального фона": 12,5% уч-ся и 3,1% уч-ся. По параметру "благополучие эмоционального фона": 87,5% уч-ся и 96,8% уч-ся. У учащихся контрольного класса динамика эмоционального фона как параметра эмоционального здоровья выражена в меньшей степени или отсутствует. Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация системы организации продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе валео-логического подхода способствует формированию эмоционального здоровья младших школьников.

Примечания:

1. Савенкова В.В., Микерова Г.Г. Проблемы организации продуктивного взаимодействия учащихся : VIII Международная студенческая электрон-

ная научная конференция. Студенческий научный форум // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5. - С. 8.

2. Шерайзина P.M., Зиновьева С.Д. Продуктивное взаимодействие дошкольной образовательной организации и родителей в воспитании современного ребенка / P.M. Шерайзина, С.Д. Зиновьева // Человек и образование. - 2016. - № 1 (46). - С. 4.

3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.

4. Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема / И.В. Конищенко. // Проблемы педагогики и психологии. - 2011. - №1. - С. 4.

5. Брехман И.И. Человек и биологически активные вещества. - М.: Наука, 1980.

6. Средства формирования умений самоконтроля и рефлексии у младших школьников в аспекте валеологического подхода : учебно-методическое пособие/ под общ. ред. О.И. Барановой. - Краснодар : Новация, 2016. - 100 с.

7. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве. -Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2000.

18

PROPHYLAXIS OF OFFENCES OF STUDENTS: A INTEGRATED APPROACH TO THE PROBLEM RESEARCH Berkovsky Vyacheslav Aleksandrovich, PhD of Sociological sciences, Associate Professor Kuleshin Maxim Georgiyevich, PhD of Historical sciences, Deputy Head of the Department Leonova Nataiya Aleksandrovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor Department of Philosophy and Cultural Studies, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The main direction in prophylaxis of offenses, is svoyekvremenny identification and elimination of the reasons generating illegal offenses and the conditions promoting their commission. In this regard, certainly, continuous improvement of social conditions of vital activity, body height of welfare in family, first of all, rising of level of moral substance and consciousness, cultural level of all members of society is necessary.

Keywords: moral development; psychophysiological features; illegal behavior; principles of education; pedagogical management; educational tasks; cognitive interests.

УДК 37

ВАК РФ 13.00.01

© Берковский B.A., 2018 © Кулешин М.Г., 2018 ©Леонова Н.А., 2018

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ

Главным направлением в профилактике правонарушений является своевременное выявление и устранение причин, порождающих противоправные проступки, и условий, способствующих их совершению. В этой связи, безусловно, необходимо постоянное улучшение социально-бытовых условий жизнедеятельности, рост благосостояния в семье, прежде всего, повышение уровня идейности и сознательности, культурного уровня всех членов общества. Ключевые слова: нравственное развитие; психофизиологические особенности; противоправное поведение; принципы воспитания; педагогическое руководство; воспитательные задачи; познавательные интересы.

Важнейшее значение имеет обеспечение правильного нравственного развития детей и молодежи, то есть педагогическая профилактика - осуществление комплекса преднамеренных прямых и косвенных влияний, направленных на формирование детьми и подростками положительного нравственного личного опыта, образующего у них стойкий иммунитет по отношению к любым правонару-

шениям, оказывающим, в той или иной форме, влияние на весь процесс обучения и воспитания. Несмотря на достигнутые успехи в области формирования культурного самосознания, в деятельности всей системы воспитания и образования, проведения огромной работа по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, тем не менее, противоправные проступки некоторой части молодежи имеют место, и это обязывает обратить особое внимание на профилактическую работу среди несовершеннолетних вообще, а в условиях всеобщего среднего образования, прежде всего, на предупреждение и преодоление педагогической запущенности обучающихся, способствующей возникновению правонарушений среди детей и подростков.

Работа, проводимая органами образования и общеобразовательными учреждениями по профилактике правонарушений, имеет еще недостаточно высокий коэффициент полезного действия. Основными причинами этого являются следующие. Во-первых, запаздывание в принятии педагогических мер по предупреждению недостатков в нравственном развитии отдельных обучающихся возникновения трудновоспитуемое™ и ее перерастания в педагогическую запущенность. В общеобразовательных учреждениях все еще недостаточно изучаются индивидуальные психофизиологические особенности детей и подростков: внимание обращается, как правило, лишь на те качества личности обучающихся, которые отчетливо проявляются в их поведении, а мотивы проступков, время и причины возникновения отклонений в нравственном развитии школьников остаются обычно не выявленными. Не учитываются положительные качества, сильные стороны личности подростка, на которые следует опираться в работе с ним. Это неизбежно ограничивает возможности преподавателей предвидеть направление в нравственном развитии обучающегося, вероятность тех или иных нарушений норм поведения и своевременно принимать профилактические меры. В большинстве случаев преподаватели вынуждены заниматься перевоспитанием трудных обучающихся, а не предупреждать возникновение и развитие педагогической запущенности. Во-вторых, проводимая в общеобразовательных учреждениях работа с трудными обучающимися носит, как правило, характер разрозненных мероприятий, в ней не просматривается воспитательная система, согласованность в деятельности преподавателя (классного руководителя) и всех звеньев в учебном заведении, семей обучающихся, органов полиции и общественных организаций по предупреждению противоправного поведения ребенка или подростка. Все это в значительной степени обусловлено тем, что многие преподаватели не совсем хорошо подготовлены к работе с трудными обучающимися. Несомненно, влияет недостаточное развитие педагогических и психологических исследований поданной проблеме, ограниченность публикаций соответствующих научно-методических рекомендаций, отсутствие данных вопросов в программах и учебниках педагогических учебных заведений. "При отборе содержания обучения необходимо учитывать как специфику содержания, так и методы его усвоения" [1,9-12].

В профилактической работе вычленяются два взаимосвязанных направления, которые "обеспечивают единство взаимодействия всех подсистем" [3,124-128]. Первое - общая профилактика, под которой понимается воспитательная работа, проводимая со всеми детьми и пре-следующая формирование личности каждого ребенка и подростка в соответствии с целями общественного воспитания, осуществляемая педагогом, который, так или иначе "развивает твор-

БЕРКОВСКИИ Вячеслав Александрович, кандидат социологических наук, доцент

КУЛЕШИН Максим Георгиевич, кандидат исторических наук, заместитель заведующего кафедрой

ЛЕОНОВА Наталья Александровна, кандидат исторических наук, доцент

кафедра Философии и культурологии, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

ш S

О ш

<

С1 ш

*

20

ческие способности" [8,109-119], имея при этом в виду цель - не допустить ошибок в воспитании, которые приводят к становлению ребенка трудным, то есть предупредить возникновение трудновоспитуемости. Второе -индивидуальная профилактика, предметом которой является перевоспитание трудных, система педагогических влияний, направленных на преодоление недостатков в нравственном развитии того или иного обучающегося путем формирования у него правильных жизненных ориентаций, нравственных чувств и привычек поведения, соответствующих нормам и правилам морали, и таким путем предотвращение совершения противоправных деяний.

Комплексный подход в воспитательной работе, являясь одним из основных принципов воспитания, проявляется как в общей, так и в индивидуальной профилактике, предполагая влияние всей системы средств воспитания на личность подростка в целом на всех этапах ее фор-мирования, учитывая "... максимальное взаимодействие социальных условий" [4,143147], "... неустойчивость и рискогенность социального развития" [5, 41-43]. Это требует: единства целей во всех направлениях воспитательной работы, согласованности выдвигаемых в их развитие педа-гогических задач и взаимосвязи мероприятий, намечаемых с учетом индивидуальных особенностей воспитанника и условий его жизни и деятельности; координации педагогических усилий различных исполнителей (воспитателей) при планировании^ затем и реализации выдвинутых задач (коллектива преподавателей, коллектива обучающихся и общественных организаций - в общеобразовательном учреждении; общеобразовательного учреждения, семьи и общественности; общеобразовательного учреждения и внешкольных воспитательных учреждений; общеобразовательного учреждения и административных органов); организации системы воспитательных мероприятий, в ходе которых решались бы в единстве задачи развития целостной личности или нескольких ее качеств, прежде всего их нравственное развитие, формирование политических взглядов и убеждений, трудовая подготовка, воспитание гражданственности; высокого идейно-политического, научного и методического уровня каждого занятия, каждого внеклассного занятия,связи обучения и воспитания сжиз-нью, связи учебной и внеучебной вос-питатель-но-образовательной работы, обеспечения систематического участия обучающихся в об-

щественно полезном труде, включенного в единую воспитательную систему общеобразовательного учреждения; четкого следования "принципу параллельного действия" (А. С. Макаренко), взаимосвязи воспитания педагогически запущенного подростка в коллективе сверстников и индивидуальной работы с ним преподавателя, общественного воспитателя и родителей.

Комплексный подход к воспитанию и перевоспитанию, требуя согласованных влияний на личность воспитуемого всех факторов (общеобразовательного учреждения, семьи и общественности), вместе с тем предполагает наличие основного звена в системе воспитательной работы как в отношении содержания, то есть четкой ориентации, на каком качестве, на какой стороне личности должно быть в данный момент сосредоточено главное внимание, при этом "основной формой межличностного взаимодействия становятся эмоционально-личностные контакты обучающихся" [3, 529]. Для того, чтобы наиболее результативно влиять на личность в целом, необходимо отношение формы-выбора ведущего в настоящих условиях фактора воспитания, "позволяющего эффективно отражать особенности социальной динамики" [2, 95-100].

В качестве характерного примера можно привести ситуацию, когда в общеобразовательное учреждение приходит подросток с хорошей характеристикой, и показатели его успеваемости не вызывают тревоги. При скромном поведении, он на занятиях ведет тихо, но особой активности в учебе не проявляет. Преподаватели объясняют это, прежде всего, образовавшимся отставанием в изучении программного материала. Безусловно, должен насторожить тот факт, что у прибывшего контакт с обучающимися в классе не устанавливается, от помощи одноклассников он отказывается, объясняя, что нагонит сам учебный материал, свободное время проводит с подросткам старше себя, проживающими с ним в одном доме. В дальнейшем поведение мальчика заметно ухудшается: он пропускает занятия, опаздывает на занятия, грубит преподавателям. Отставание в учебе не только не сокращается, но, наоборот, значительно возрастает. Обнаруживаются пробелы в знаниях по программе предыдущих классов, по самым различным учебным предметам, падает грамотность не только по русскому языку. Имеют место случаи появления с признаками употребления спиртного, и, в конечном итоге, во внеурочное время за участие в хулиганских

действиях, будучи в состоянии опьянения, он был поставлен на учет в комиссию по делам несовершеннолетних (КДН).

Анализ причин такого быстрого и резкого ухудшения поведения подростка показывает следующее: в том общеобразовательном учреждении, где ребенок обучался раньше, он слыл активным организатором среди одноклассников, что создало у него очень высокую самооценку. В коллективе нового общеобразовательного учреждения он не смог сразу самоутвердиться, его престиж оказался не на привычном для него высоком уровне. К тому же и с учебой у него не ладилось, слишком велико оказалось отставание, а болезненное самолюбие, высокое самомнение, гордость не позволили ему принять предложенную преподавателями и одноклассниками помощь. Все более и более терялась уверенность в возможности восполнения образовавшихся пробелов в знаниях, нарастало негативное отношение к обучению, к общеобразовательному учреждению. В то же время под влиянием дворовой компании, в которой он оказался по месту жительства, у него формировалось пренебрежение к нормам и правилам поведения, что способствовало формированию и проявлению хулиганских действий.

В такой ситуации, перед классным руководителем в качестве основной задачи определяется необходимость вовлечь подростка в коллектив, приобщить к общественной жизни класса и общеобразовательного учреждения, помочь на этой основе и, действуя в контакте с родителями, преодолеть явно завышенное самомнение, обрести правильную самооценку, осмыслить свое поведение и сделать правильные, самокритичные выводы, а параллельно с этим преодолевать отставание в учебе.

Имея в виду общую профилактику, представляется совершенно необходимым обратить большое внимание на раннее детство, поскольку в эти именно годы, как известно, закладывается фундамент морального облика человека, основы "человеческой культуры, ее духовно-нравственного развития" [7, 39-44]. В связи сэтим,учитывая особенности современной семьи, нужно настойчиво осуществлять мероприятия по беседам с родителями (особенно молодых) о знаниях основ педагогики и возрастной психологии, а также соответствующих правовых вопросов.

Целесообразно ввести в общеобразовательных и других учебных заведениях во вне учебное время систему занятий по подготовке обучающейся молодежи к семейной жизни:

рассмотреть со старшеклассниками вопросы современной семьи в социологическом и этическом плане, общей и возрастной психологии, педагогики раннего детского возраста, гигиены, домоводства, культуры поведения, правовые вопросы, связанные с отношениями в семье. Здесь имеются в виду квалифицированные занятия на такие, например, очень важные темы: "Любовь, брак и семья в обществе", "Нравственно-психологические основы брака и семьи", "Экономические и юридические основы семьи", "Основы воспитания детей в семье". Наряду с ними необходимо предусматривать и собеседования отдельно с юношами ("О мужском долге, чести и личном достоинстве", "Юношам - о девушках", "Юноша - муж - отец", "О женственности, рыцарстве и любви", "Роль мужа в становлении и укреплении семьи", "Гигиена юноши и мужчины") и девушками ("Честь и гордость девичья", "Девушка - женщина -мать", "Девушкам о юношах", "Призвание девушки и женщины облагораживать общество", "Гигиена девушки и женщины", "Роль жены в становлении и укреплении семьи").

Определенное место в этих мероприятиях должны занимать диспуты ("В чем секрет счастья в семье?", "Береги семью смолоду", "Человек - властелин своих чувств", "В человеке все должно быть прекрасно"), встречи с врачами ("Гигиена в семье", "Уход за грудным ребенком"), с воспитателями дошкольных образовательных учреждений, а также с женщинами-матерями, обладающими опытом правильного воспитания детей в семье, с сотрудниками библиотек ("Место книги и газеты в семье"), с модельерами и парикмахерами, с кулинарами, с архитекторами и художниками ("Культура дома; меблировка квартир; домашний уют"). Такие встречи должны сопровождаться экскурсиями и практическими занятиями. Широко могут быть использованы и такие формы, как читательские конференции, просмотр и обсуждение кинофильмов.

Касаясь вопросов общей профилактики детей школьных возрастов, необходимо подчеркнуть большое значение организации воспитательной работы по месту жительства, "воспитания единства личных и общественных мотивов" [4, 332], как одного из средств частичного управления труднорегулируемым фактором, влияющим на формирование личности детей и подростков, окружающей микросреды, а вместе с тем способа организации их досуга. Организующим и руководящим центром работы по месту жительства детей и подростков является, как правило, общеобразо-

ш S

О ш

<

С1 ш

22

вательное учреждение. Общеобразовательное учреждение призвано обеспечивать тесную связь внеклассной воспитательной работы, проводимой в своих стенах, с деятельностью внешкольных воспитатель-ных учреждений, детских секторов в профсоюзных учрежедни-ях и Дворцах культуры, библиотек, зрелищных предприятий, спортивных обществ. Стараясь охватить различными формами воспитательной работы всех детей и подростков, общеобразовательное учреждение привлекает к этому широкие круги общественности (общественные организации, шефствующие предприятия, родителей обучающихся) осуществляя силами преподавателей методическую помощь лицам, участвующим в работе с детьми и молодежью.

Конечно, единообразия форм и видов осуществляемой воспитательной работы быть не может. В зависимости от конкретных условий, имеющихся сил и средств нужно создавать подростковые клубы по интересам, кружки, секции, спортивные команды. Но важно, чтобы соблюдалась добровольность включения детей и молодежи в те или иные виды деятельности, свобода выбора каждым занятий по душе, по своим интересам и обеспечивалась бы самостоятельность, проявление общественной активности и личной инициативы участниками детских и юношеских объединений (клубов, кружков, секций) на основе самоуправления, но при тактичном педагогическом руководстве и помощи.

Причем не следует сводить эту работу к бездумному развлекательству, стремясь лишь заполнить чем-нибудь досуг детей и подростков. Организуемые мероприятия нужно рассматривать с точки зрения их воспитательной значимости, возможности решения определенных воспитательных задач. Вместе с тем совершенно необходимо не допускать перерывов в работе по месту жительства, не прекращать их в выходные дни и во время каникул в общеобразовательных учреждениях. Наоборот, когда у детей и молодежи образуется много свободного времени, нужно стараться всеми путями использовать его для организации разумных дел.

В практике, проводимой в области профилактической работы, эти положения получили отражение в составляемых областных комплексных планах по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, в планах общеобразовательных учреждений, индивидуальных планах перевоспитания трудных обучающихся. При-

ступая к разработке такого плана, классный руководитель, естественно, учитывает индивидуальные особенности обучающегося и составляет краткую психолого-педагогическую характеристику. В ней приводятся данные о здоровье и физическом развитии обучающегося, особенностях его характера и привычках поведения, притязаниях, интересах и склонностях, о его успеваемости и способностях, взаимоотношении с коллективом сверстников; подробно говорится об условиях жизни в семье, о типичном время препровождении подростка, друзьях, референтных лицах. Отмечается, когда и в чем впервые стали наблюдаться признаки трудновоспитуемости и в чем это проявляется в настоящее время, положительные качества, сильные стороны личности обучающегося, на которые следует опереться в работе по его перевоспитанию.

Эти данные позволяют наметить задачи, на решение которых должно быть направлено усилие классного руководителя в течение планируемого времени. Практика убеждает в целесообразности составления такого плана на полугодие и постановки четырех-пяти задач, имея в виду возможность при успешном их решении дополнить план новыми задачами. "Каждое узнавание чего-либо нового о воспитаннике, у воспитателя немедленно должно претвориться в практические действия, практический совет, стремление помочь воспитаннику" [6, 93].

Отбирая педагогические задачи для включения в индивидуальный план перевоспитания данного обучающегося, не следует стремиться сразу преодолеть наиболее выраженное отрицательное качество, глубоко укоренившееся в его личности. Следует начинать работу с тех его проявлений, которые в данный момент легче всего могут быть преодолены, так как достигнутый в этом случае успех, во-первых, внушит самому подростку уверенность в реальной возможности исправления и будет служить для него одним из стимулов самовоспитания; во-вторых, коллектив обучающихся, членом которого он является,увидит результат своих усилий, своего влияния; в-третьих, воспитатель обретет уверенность в реальной возможности перевоспитания этого подростка, укрепит свою оптимистическую позицию.

Направленные на решение поставленных задач конкретные мероприятия необходимо выстраивать в определенную систему, предусматривая их последовательность, логическую связь и взаимозависимость, учитывая при этом, что некоторые из них, носящие комплексный характер, объективно направлены на

решение нескольких задач одновременно. Например: вовлечение подростка в те или иные формы воспитательно-образовательной работы по месту жительства служит и преодолению безнадзорности, и нейтрализации вредных влияний, и расширению его кругозора, формированию познавательных интересов, и укреплению дисциплины. Но, разумеется, при целенаправленном управлении этим процессом со стороны воспитателя.

Примечания:

1. Аверкина Ю. С., Морозова Т. П. Психолого-педагогическая готовность выпускника педагогического вуза к включению в профессиональную деятельность // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2017. - №3. - С. 9-12.

2. Бакланова О. А., Бакланов И. С., Ерохин А. М. Методологические конструкты исследования социальности современного общества // Историческая и социально-образовательная мысль. -201 б. - Т. 8. - №3-1. - С. 95-100.

3. Гончаров В.Н., Попова H.A., Воробьев С.М. Педагогические и социально-психологические особенности межличностных отношений в учреждениях среднего профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-3. - С. 526-529.

4. Гончаров В.Н., Шумакова A.B., Леонова H.A. Социально-педагогический аспект исследования мотивов при определении направления профессиональной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 6-2. - С. 330-334.

5. Колосова О. Ю., Говердовская Е. В. Системный подход как принцип экологической направленности подготовки современного преподавателя // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№4-1.-С. 124-128.

6. Лобейко Ю. А., Говердовская Е. В. Психолого-педагогический аспект развития личности студента-спортсмена в контексте современных социальных условий // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №4-1.- С. 143-147.

7. Лукьянов Г. И. Риск и социальная нестабильность // Актуальные проблемы современной науки. - 2006. - №2(28). - С. 41 -43.

8. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 5 / Сост.: Л. Ю. Годин, А. А. Фролов. - М.: Педагогика, 1985. - 336 с.

9. Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е. Православный тип культуры: идея и реальность // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2015. - №3(82). ' - С. 39-44.

10. Руденко А. М., Греков И. М., Камалова О. Н.Тео-ретико-методологические и философские аспекты исследования творчества // Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - №4. - С. 109-119.

СО

»-и

О си

-0 Q-Ш К Ь-

X

LU

и

00 СУ

со

кд7 Г

S

23

METHODS OF MEASURING HUMAN CAPITAL IN ECONOMIC AND EDUCATIONAL CONTEXT

Blohin Alexander Leonidovitch, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Technology and Professional-Pedagogical Education, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, Rostov-on-Don

In this article we have considered the basic approaches to the measurement of human capital. The definitions of human capital in the economic and educational context have been studied. It is determined that with the development of the concept of the theory of human capital, its conceptual apparatus is expanded and more precise methods of assessing human capital are being searched for.

Keywords: human capital; education; pedagogy; economic and educational context; evaluation; measurement; society.

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

В данной статье нами рассмотрены основные подходы к измерению человеческого капитала. Изучены определения человеческого капитала в экономическом и образовательном контексте. Определено, что с развитием концепции теории человеческого капитала расширяется его понятийный аппарат и ведется поиск более точных методов оценки человеческого капитала. Наша задача - найти современные образовательные пути и методы измерения человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал; образование; педагогика; экономический и образовательный контекст; оценка; измерение; социум.

Человеческий капитал все чаще играет важную роль в процессе планируемого роста благосостояния людей, однако, точно оценить или измерить его запас, на сегодняшний день, остается дискуссионным вопросом.

УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.01

© БлохинАЛ., 2018

БЛОХИН Александр Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Технологии и профессионально-педагогического образования, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.