основе этого можно выделить следующие принципы развития критического мышления (Д.М. Шакирова):
- принцип информационной насыщенности учебного и практического материала;
- принцип социальной обусловленности предмета осмысления;
-принцип научности и достоверности информации;
- принцип доступности информации;
- принцип коммуникативности в процессе осмысления проблемы и се обсуждения;
- принцип проблемности содержания материала;
- принцип мотивации и потребности в знании.
М Векслер, A.B. Тягло, Т.С. Воропай выделяют этапы формирования критического мышления. В своей работе мы использовали этапы, предложенные Д.М. Шакировой: актуализация знаний, пробуждение интереса, любопытства к теме, определение целей изучения материала; осмысление новой информации, критическое чтение и письмо; размышление, рефлексия, формирование личного мнения; обобщение и оценка информации, проблемы, способов ее решения.
В процессе организации учебной и внеурочной деятельности студентов были использованы методические приемы, применяемые
в рамках технологии развития критического мышления, характерные для каждой стадии (вызов, осмысление, рефлексия); технологии перекрестной дискуссии, совместного поиска; проектные технологии; стратегии использования письменных работ 1Ю сизданию разных типов текстов; обучение в парах, группах сменного состава; рецензирование, аналитические обзоры; решение логических задач. Исходя из социального характера критического мышления, наиболее эффективными являются групповая и коллективная формы организации обучения. Особого внимания требует оценка и определение уровней критичности мышления студентов в структуре их профессиональной компетентности.
Результаты мониторинга показа ни следующие положительные результаты: возоосла мотивация студентов к учебному процессу и участию во внеурочной деятельности; наблюдается положительная динамика в развитии мыслительных возможностей студентов, гибкости мышления, способности самостоятельно конструировать понятия и оперировать ими, анализировать, корректировать и передавать информацию, понимать и принимать точку зрения другого человека.
И. П. Полищук
ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье раскрывается сущность понятия «отклоняющееся поведение курсантов», рассматриваются его виды и типы, делаются выводы о степени разработанности проблемы профилактики такого повеоения в курсантской среде, описываются содержание, формы и методы предупреждающей оеятечъности
В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (наркомания, алкоголизм, проституция и др.), ставят перед социально-педагогической наукой, теорией и практикой воспитания исключительно важные задачи по изучению природы, закономерностей
отклоняющегося поведения, способов его предупреждения и преодоления, форм и методов профилактики применительно разных возрастных, социально-профессиональных групп, поиску «ффективных приемов оказания помощи всем слоям населения в преодолении социальных затруднений.
Проблема отклоняющегося поведения широко освещена в зарубежной (А. Бандура, Г. Беккер, Э. Цюркгейм, П Кили, Э. Кречмер, С. Линг, Ч. Ломброзо, Р. Мертон, А. Мичлер, Э. Сутерлэнд, Н. Смелзер, О. Тур, 3. Фрейд, Р Харре Э. Эриксон, К. Юнг и др.) и отечественной (С.А. Беличева,
110
Зестник КГУ им. H.A. Некрасова» 2007. Том 13
© И.П. Полищук, 2007
В.Г. Бочарова, Б.С. Братусь, А.Е. Личко, И.А. Невский и др ) литературе. Признаная значение этих исследований для продуктивной социально-педагогической деятельности, стоит отметить, что не все аспекты такого поведения нашли достаточно полное отражение в научно-методических публикациях. Вне поля зрения специалистов остаются вопросы профилактики отклонений в поведении в студенческой среде, среди курсантов.
Анализ результатов изучения допризывной молодежи (В.И. Вдовюк, В.Н. Герасимов, М.Ю. Кудрявцев и др.), пополнения, прибывающего в войска, абитуриентов военного вуза свидетельствует об ухудшении их психологических и социально-педагогических характеристик по целому ряду показателей. Во-первых, с атистика показывает, что более половины юношей допризывного возраста имеют заболевайия. которые препятствуют их службе в рядах Вооруженных сил; во-вторых, с каждым годом увеличивается процент тех молодых людей, которые уже имеют негативный социальный опыт (61% из них употребляли спиртные напитки, 20% - пробовали наркотики), воспитывались в неполных, дистантных и неблагополучных семьях. В-третьих, как вытекает из материалов службы психологического отбора, ежегодно значительная часть курсантор до конца не определилась со своим профессиональным и жизненным выбором. Все это, наряду с экономической нестабильностью и ослаблением нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, остро ставит перед командным и профессорско-преподавательским составом военного вуза необходимость владения методикой предупреждения отклоняющегося поведения среди военнослужащих.
Несоблюдение личностью норм и правил, установленных в обществе, сопротивление педагогическим воздействиям, которое может оыть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, расходящихся с общепринятыми для конкретной возрастной и социально-профессиональной группы, в социально-п (агогической литературе трактуется как отклоняющееся поведение.
Отклонение является одной из сторон изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. «Отклониться» в толковых словарях русского языка (В Даль, С.И. Ожегов,
Н.Ю. Шведова) соотносится с такими словами как сдвинуться, сместиться в сторону, перейти к друтму, прервав начатое, а применительно к поведению рассматривается как некая странность в его проявлениях.
В социологических источниках отклоняющееся поведение определяется как форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц (девиантов и делинквентов, то есть нарушителей и правонарушителей) в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.
Слабые и случайные формы такого поведения, связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми (оплошности, ошибки, срывы, ложь, обман, грубость, умолчание, бездействие, халатность и др.) фиксируются общественным вниманием и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия между людьми (с помощью юмора, правил вежливости, самоконтроля п т.д.), так как такие формы обычно носят открытый характер, приписываются не столько субъектам поведения, сколько ситуации, обусловившей дезорганизацию поведения.
Устойчивые формы отклоняющегося поведения в зависимости от их социальных последствий вызывают ту или иную меру осуждения, наказания, мобилизации общественных сил для восстановления порядка и устранения предпосылок дезорганизации в будущем.
Более или менее значительные формы отклонения нередко приобретают скрытый хараюер, что усложш их выявление и коррекцию, а также обнаружение и устранение их причин.
В психолого-педагогической литературе (Б.Н. Алмазов. Ю.М. Антонян, С.А. Ьеличева. М.И. Буянов, К.Е Игошев, М.А. Ковальчук, Г.Н. Миньковский и др.> отклоняющееся поведение -это устойчивое проявление нарушений социальных норм.
К отклоняющемуся поведению, не имеющему противоправного содержания, относят бродяжничество, злоупотребление алкоголем, наркотиками, токсическими средствами, аутоагрессивное поведение (покушение на собственный организм вплоть до суицидов), отклонения социально-пассивного типа (стремление
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювьнология Соииокииетика • № 3, 2007
к уходу от активной жизни, отстранению от обязанностей и долга, работы, учебы, службы и т.п.).
В противоправном поведении присутствуют отклонения уже агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях направленных против личности (оскорбления, хулиганство, драки, побои, изнасилования, убийства), а также отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением к криминальному обогащению (кражи, хищения).
Отклоняющееся поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, по мнению специалистов, но и в изменениях ценностных ориентации и представлений, то есть в деформации системы внутренней регуляции поведения. В силу этого, для подбора адекватных проблемам профилактических программ или при их разработке, подчеркивает С.А. Беличева, целесообразно выделять так называемый докриминальный уровень, когда отклонения проявляются в формах, не представляющих большой общественной опасности (мелкие проступки, нарушения правил общения и поведения и т.п.) и криминогенный уровень, когда индивид становится субъектом преступлений, представляющих серьезную общественную опасность.
Таким образом, отметим следующее: изменчивость в социальной среде всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет его взаимодействие с окружающей средой и может быть отклоняющимся.
Такое поведение может быть охарактеризовано как нарушенное взаимодействие человека с микросоциумом, проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам, их несоблюдении и нарушении.
Отклоняющееся поведение в науке, социально-педагогической литературе чаще всего рассматривается через явление, которое называется девиацией.
В зависимости от того, насколько девиантное поведение расходится с социокультурными традициями общества, как оно влияет на самого девианта и затрагивает интересы окружающих его людей, девиации можно подразделить на:
1. Конструктивные, имеющие наряду с разрушающим началом созидательный характер.
2. Деструктивные, с преобладающим
разрушительным началом.
Созидательный или разрушительный характер девиации предопределяется особенностями человека, окружающей среды, а также состоянием социального самочувствия общества в целом и диктует специфику профилактических действий.
В военной педагогике и психологии (В.И. Вдовюк, В.Н. Герасимов) принято выделять несколько групп военнослужащих с таким поведением.
К первой группе относят тех, кто не испытывает интереса и напротив сталкивается с трудностями в учебе, не подготовлены физически и психологически к военно-служебной деятельности, безразличны к педагогическим воздействиям офицеров и сержантов.
Во вторую группу принято включать тех, кто оказывает активное сопротивление педагогическим влияниям командиров, открыто нарушает воинскую дисциплину, имеет устойчивые отрицательные качества (агрессивность, конфликтность, импульсивность).
Для представителей третьей группы характерны: негативная направленность не только в поведении, но и в деятельности, и в общении, наблюдается систематическое и сознательное нарушение воинских уставов, основных пунктов военной присяги.
Знание офицерами и сержантами типологии военнослужащих с отклоняющимся поведением, их характеристик поможет осуществлять целенаправленно и осознанно практическую превентивную деятельность с курсантами, которую называют профилактикой.
Профилактика - совокупность мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании, социализации, которая осуществляется на трех уровнях:
1. Общесоциальном (общая профилактика), который предусматривает деятельность государства, общества, их институтов. Она направлена на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями.
2. Специальном (социально-педагогическая профилактика) который состоит в целенаправленном
112
Вестник К ГУ им. НА. Некрасова ♦ 2007. Том 13
воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.
3. Индивидуальном (индивидуальная профилактика), который представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или прблемности.
Профилактика характеризуется как двусторонний взаимосвязанный процесс, с одной стороны, это создание оптимальных условий, способствующих устранению десоциализирующих влияний со стороны ближайшего окружения, а с другой - это развитие экзистенциальной сферы девианта, формирование у него рефлексивной позиции (М.А. Ковальчук).
Современная социально-педагогическая профилактика и индивидуально-профилактическая работа с курсантами с отклоняющимся поведением базир>ется на ряде принципов: гуманном подходе к подопечному; признании семьи в качестве важнейшего института профилактики; согласовании действий всех воспитательно-профилактических служб в микросреде; максимальной индивидуализации и адресности профилактических воздействий в социуме; конструктивном использовании превентивных резервов личности и среды; системности, парциальности, когнитивной, проблемной и социокультурной адекватности; опоры на механизмы и феномены комплексности; персонификации профилактической работы; сочетания общей профилактики девиантного поведения с профилактикой конкретных видов отклоняющегося поведения.
Социально-профилактическая работа предполагает следующие направления: а) перевод социальной ситуации в педагогическую (организация воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития человека, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой, а также поставленных перед собой целей и ожидаемых достижений; б) воспитание нравственно-
правовой убежденности; в) формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе; г) развитие эмоциональной среды личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия; д)включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном молодым человеком виде деятельности; е) предупреждение невротических расстройств и патологических влечений; ж) обеспечение благоприятного социально-психологического климата; з) способствование заполнению пробелов в знаниях, общекультурной компетентности.
Таким образом, отметим, что, во-первых, профилактика отклоняющегося поведения курсантов - это система мер, целью которых является предупреждение возникновения и развития деструктивных изменений в структурах личности и отклонений в поведении посредством формирования устойчивого психологического иммунитета к негативным влияниям на субъекта извне. Во-вторых, ведущими тенденциями развития социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения являются: ориентация на проведение всех предупредительных и реабилитационных мер в привычной для человека социокультурной среде; стимулирование активности каждого, его участия в реализации социально значимых проектов; привлечение к профилактической работе дополнительных участников; создание сети превентивных служб и подготовка специальных кадров для них, психологизация воспитательно-профилактической деятельности. В-третьих, основа профилактики такого поведения в юношеском возрасте - это, прежде всего реализация психологических приемов общения, психодрамы, включение в деятельность, что в итоге предполагает блокирование отрицательных мотивов поступков и действий личности в типичных ситуациях, развития терпимости к другим людям, выработку способов регуляции собственного поведения в проблемных случаях.
Процесс предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения курсантов выступает как основа превентивной деятельности, совокупность ее двух составных частей педагогической профилактики и коррекции, которые призваны изменить отрицательные мотивационные установки будущего
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3, 2007
офицера, сломать сложившиеся у него динамические стереотипы, сформировать потребности в положительном поведении.
Основным способом реализации диагностической и восстановительной функций процесса профилактики и перевоспитания является метод переубеждения, который применяется в тесной связи с методами убеждения и самоубеждения, который дополняется методами переучивания и отучения, «реконструкции характера», «взрыва».
Корректирующая и прогностическая функции процесса предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения курсантов реализовываются через методы критики и самокритики, опосредованного педагогического воздействия, перспективных линий и др.
Превентивно-профилактическая работа с курсантами ведется в различных формах: коллективной, групповой, индивидуальной. Последней отводится особая роль. Она предполагает организацию деятельности с конкретным человеком в течение определенного времени для решения конкретних педагогических задач и включает: глубокое изучение индивидуально-психологических
особенностей подчиненного как личности; определение программы воспитательной работы с ним, использование всех потенциалов метидов, форм и средств воспитания; объединение усилий всех воспитателей и потенциалов воинских коллективов; постоянный контроль за ходом и анализ результатов индивидуальной воспитательной работы.
Все это позволяет нам говорить, организация профилактики отклоняющегося поведения курсантов предполагает: их воздействие на основные факторы,
способствующие формированию отклоняющихся форм поведения; согласованность работы различных служб, форм методов превентивной педагогики; постоянное повышение устойчивости личности, расширение позитивного жизненного опыта курсантов, используя ситуации успеха.
Библиографический список
Ш Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.
2. Вдовюк В.И., Герасимов В.Н. Педагогические аспекты перевоспитания военнослужащих срочной служб! : - М., 1991.
3. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / под ред. И. А. Липского. -М., 1995.
4. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. - М., 1995.
5. «Группа риска», диагностика тревожных и депрессивных состояний у военнослужащих - М, 1994.
6. Калюжный А. Изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих, особенности организации индивидуально-воспитательной работы в отделении, расчете, экипаже, взводе // Ориентир. - 2007 - №2. -С. 55-59.
7. Кудрявцев Ю.М. Подготовка курсантов вузов к работе по предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих. - Казань, 2000.
8. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации t под общ. ред. И.А. Алехина - М., 2003.
Н.П.Филиппов
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В УЧЕБНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Компетентность как интегральное проявление профессионализма выражается в способе решения задач и является интегральным показателем профессионального развития. фактором саморазвития; стимулирует самореализацию специалиста. Такое понимание дает ученым возможность рассматривать профессиональную
компетентность как фактор, содействующий непрерывному самообразованию специалиста
В период структурных и качественных изменений в экономике России, развития рынка труда и рынка образовательных услуг, эффективность экономического образования в значительной мере определяется уровнем профессиональной
естник КГУ им. H.A. Некрасова» 2007 Том 13
©Н.П. Филиппов 2007