Научная статья на тему 'Профилактика отклоняющегося поведения курсантов военного вуза как социальнопедагогическая проблема'

Профилактика отклоняющегося поведения курсантов военного вуза как социальнопедагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полищук Игорь Петрович

В статье раскрывается сущность понятия «отклоняющееся поведение курсантов», рассматриваются его виды и типы, делаются выводы о степени разработанности проблемы профилактики такого поведения в курсантской среде, описываются содержание, формы и методы предупреждающей деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика отклоняющегося поведения курсантов военного вуза как социальнопедагогическая проблема»

основе этого можно выделить следующие принципы развития критического мышления (Д.М. Шакирова):

- принцип информационной насыщенности учебного и практического материала;

- принцип социальной обусловленности предмета осмысления;

-принцип научности и достоверности информации;

- принцип доступности информации;

- принцип коммуникативности в процессе осмысления проблемы и се обсуждения;

- принцип проблемности содержания материала;

- принцип мотивации и потребности в знании.

М Векслер, A.B. Тягло, Т.С. Воропай выделяют этапы формирования критического мышления. В своей работе мы использовали этапы, предложенные Д.М. Шакировой: актуализация знаний, пробуждение интереса, любопытства к теме, определение целей изучения материала; осмысление новой информации, критическое чтение и письмо; размышление, рефлексия, формирование личного мнения; обобщение и оценка информации, проблемы, способов ее решения.

В процессе организации учебной и внеурочной деятельности студентов были использованы методические приемы, применяемые

в рамках технологии развития критического мышления, характерные для каждой стадии (вызов, осмысление, рефлексия); технологии перекрестной дискуссии, совместного поиска; проектные технологии; стратегии использования письменных работ 1Ю сизданию разных типов текстов; обучение в парах, группах сменного состава; рецензирование, аналитические обзоры; решение логических задач. Исходя из социального характера критического мышления, наиболее эффективными являются групповая и коллективная формы организации обучения. Особого внимания требует оценка и определение уровней критичности мышления студентов в структуре их профессиональной компетентности.

Результаты мониторинга показа ни следующие положительные результаты: возоосла мотивация студентов к учебному процессу и участию во внеурочной деятельности; наблюдается положительная динамика в развитии мыслительных возможностей студентов, гибкости мышления, способности самостоятельно конструировать понятия и оперировать ими, анализировать, корректировать и передавать информацию, понимать и принимать точку зрения другого человека.

И. П. Полищук

ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье раскрывается сущность понятия «отклоняющееся поведение курсантов», рассматриваются его виды и типы, делаются выводы о степени разработанности проблемы профилактики такого повеоения в курсантской среде, описываются содержание, формы и методы предупреждающей оеятечъности

В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (наркомания, алкоголизм, проституция и др.), ставят перед социально-педагогической наукой, теорией и практикой воспитания исключительно важные задачи по изучению природы, закономерностей

отклоняющегося поведения, способов его предупреждения и преодоления, форм и методов профилактики применительно разных возрастных, социально-профессиональных групп, поиску «ффективных приемов оказания помощи всем слоям населения в преодолении социальных затруднений.

Проблема отклоняющегося поведения широко освещена в зарубежной (А. Бандура, Г. Беккер, Э. Цюркгейм, П Кили, Э. Кречмер, С. Линг, Ч. Ломброзо, Р. Мертон, А. Мичлер, Э. Сутерлэнд, Н. Смелзер, О. Тур, 3. Фрейд, Р Харре Э. Эриксон, К. Юнг и др.) и отечественной (С.А. Беличева,

110

Зестник КГУ им. H.A. Некрасова» 2007. Том 13

© И.П. Полищук, 2007

В.Г. Бочарова, Б.С. Братусь, А.Е. Личко, И.А. Невский и др ) литературе. Признаная значение этих исследований для продуктивной социально-педагогической деятельности, стоит отметить, что не все аспекты такого поведения нашли достаточно полное отражение в научно-методических публикациях. Вне поля зрения специалистов остаются вопросы профилактики отклонений в поведении в студенческой среде, среди курсантов.

Анализ результатов изучения допризывной молодежи (В.И. Вдовюк, В.Н. Герасимов, М.Ю. Кудрявцев и др.), пополнения, прибывающего в войска, абитуриентов военного вуза свидетельствует об ухудшении их психологических и социально-педагогических характеристик по целому ряду показателей. Во-первых, с атистика показывает, что более половины юношей допризывного возраста имеют заболевайия. которые препятствуют их службе в рядах Вооруженных сил; во-вторых, с каждым годом увеличивается процент тех молодых людей, которые уже имеют негативный социальный опыт (61% из них употребляли спиртные напитки, 20% - пробовали наркотики), воспитывались в неполных, дистантных и неблагополучных семьях. В-третьих, как вытекает из материалов службы психологического отбора, ежегодно значительная часть курсантор до конца не определилась со своим профессиональным и жизненным выбором. Все это, наряду с экономической нестабильностью и ослаблением нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, остро ставит перед командным и профессорско-преподавательским составом военного вуза необходимость владения методикой предупреждения отклоняющегося поведения среди военнослужащих.

Несоблюдение личностью норм и правил, установленных в обществе, сопротивление педагогическим воздействиям, которое может оыть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, расходящихся с общепринятыми для конкретной возрастной и социально-профессиональной группы, в социально-п (агогической литературе трактуется как отклоняющееся поведение.

Отклонение является одной из сторон изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. «Отклониться» в толковых словарях русского языка (В Даль, С.И. Ожегов,

Н.Ю. Шведова) соотносится с такими словами как сдвинуться, сместиться в сторону, перейти к друтму, прервав начатое, а применительно к поведению рассматривается как некая странность в его проявлениях.

В социологических источниках отклоняющееся поведение определяется как форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц (девиантов и делинквентов, то есть нарушителей и правонарушителей) в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

Слабые и случайные формы такого поведения, связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми (оплошности, ошибки, срывы, ложь, обман, грубость, умолчание, бездействие, халатность и др.) фиксируются общественным вниманием и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия между людьми (с помощью юмора, правил вежливости, самоконтроля п т.д.), так как такие формы обычно носят открытый характер, приписываются не столько субъектам поведения, сколько ситуации, обусловившей дезорганизацию поведения.

Устойчивые формы отклоняющегося поведения в зависимости от их социальных последствий вызывают ту или иную меру осуждения, наказания, мобилизации общественных сил для восстановления порядка и устранения предпосылок дезорганизации в будущем.

Более или менее значительные формы отклонения нередко приобретают скрытый хараюер, что усложш их выявление и коррекцию, а также обнаружение и устранение их причин.

В психолого-педагогической литературе (Б.Н. Алмазов. Ю.М. Антонян, С.А. Ьеличева. М.И. Буянов, К.Е Игошев, М.А. Ковальчук, Г.Н. Миньковский и др.> отклоняющееся поведение -это устойчивое проявление нарушений социальных норм.

К отклоняющемуся поведению, не имеющему противоправного содержания, относят бродяжничество, злоупотребление алкоголем, наркотиками, токсическими средствами, аутоагрессивное поведение (покушение на собственный организм вплоть до суицидов), отклонения социально-пассивного типа (стремление

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювьнология Соииокииетика • № 3, 2007

к уходу от активной жизни, отстранению от обязанностей и долга, работы, учебы, службы и т.п.).

В противоправном поведении присутствуют отклонения уже агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях направленных против личности (оскорбления, хулиганство, драки, побои, изнасилования, убийства), а также отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением к криминальному обогащению (кражи, хищения).

Отклоняющееся поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, по мнению специалистов, но и в изменениях ценностных ориентации и представлений, то есть в деформации системы внутренней регуляции поведения. В силу этого, для подбора адекватных проблемам профилактических программ или при их разработке, подчеркивает С.А. Беличева, целесообразно выделять так называемый докриминальный уровень, когда отклонения проявляются в формах, не представляющих большой общественной опасности (мелкие проступки, нарушения правил общения и поведения и т.п.) и криминогенный уровень, когда индивид становится субъектом преступлений, представляющих серьезную общественную опасность.

Таким образом, отметим следующее: изменчивость в социальной среде всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет его взаимодействие с окружающей средой и может быть отклоняющимся.

Такое поведение может быть охарактеризовано как нарушенное взаимодействие человека с микросоциумом, проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам, их несоблюдении и нарушении.

Отклоняющееся поведение в науке, социально-педагогической литературе чаще всего рассматривается через явление, которое называется девиацией.

В зависимости от того, насколько девиантное поведение расходится с социокультурными традициями общества, как оно влияет на самого девианта и затрагивает интересы окружающих его людей, девиации можно подразделить на:

1. Конструктивные, имеющие наряду с разрушающим началом созидательный характер.

2. Деструктивные, с преобладающим

разрушительным началом.

Созидательный или разрушительный характер девиации предопределяется особенностями человека, окружающей среды, а также состоянием социального самочувствия общества в целом и диктует специфику профилактических действий.

В военной педагогике и психологии (В.И. Вдовюк, В.Н. Герасимов) принято выделять несколько групп военнослужащих с таким поведением.

К первой группе относят тех, кто не испытывает интереса и напротив сталкивается с трудностями в учебе, не подготовлены физически и психологически к военно-служебной деятельности, безразличны к педагогическим воздействиям офицеров и сержантов.

Во вторую группу принято включать тех, кто оказывает активное сопротивление педагогическим влияниям командиров, открыто нарушает воинскую дисциплину, имеет устойчивые отрицательные качества (агрессивность, конфликтность, импульсивность).

Для представителей третьей группы характерны: негативная направленность не только в поведении, но и в деятельности, и в общении, наблюдается систематическое и сознательное нарушение воинских уставов, основных пунктов военной присяги.

Знание офицерами и сержантами типологии военнослужащих с отклоняющимся поведением, их характеристик поможет осуществлять целенаправленно и осознанно практическую превентивную деятельность с курсантами, которую называют профилактикой.

Профилактика - совокупность мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании, социализации, которая осуществляется на трех уровнях:

1. Общесоциальном (общая профилактика), который предусматривает деятельность государства, общества, их институтов. Она направлена на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями.

2. Специальном (социально-педагогическая профилактика) который состоит в целенаправленном

112

Вестник К ГУ им. НА. Некрасова ♦ 2007. Том 13

воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.

3. Индивидуальном (индивидуальная профилактика), который представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или прблемности.

Профилактика характеризуется как двусторонний взаимосвязанный процесс, с одной стороны, это создание оптимальных условий, способствующих устранению десоциализирующих влияний со стороны ближайшего окружения, а с другой - это развитие экзистенциальной сферы девианта, формирование у него рефлексивной позиции (М.А. Ковальчук).

Современная социально-педагогическая профилактика и индивидуально-профилактическая работа с курсантами с отклоняющимся поведением базир>ется на ряде принципов: гуманном подходе к подопечному; признании семьи в качестве важнейшего института профилактики; согласовании действий всех воспитательно-профилактических служб в микросреде; максимальной индивидуализации и адресности профилактических воздействий в социуме; конструктивном использовании превентивных резервов личности и среды; системности, парциальности, когнитивной, проблемной и социокультурной адекватности; опоры на механизмы и феномены комплексности; персонификации профилактической работы; сочетания общей профилактики девиантного поведения с профилактикой конкретных видов отклоняющегося поведения.

Социально-профилактическая работа предполагает следующие направления: а) перевод социальной ситуации в педагогическую (организация воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития человека, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой, а также поставленных перед собой целей и ожидаемых достижений; б) воспитание нравственно-

правовой убежденности; в) формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе; г) развитие эмоциональной среды личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия; д)включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном молодым человеком виде деятельности; е) предупреждение невротических расстройств и патологических влечений; ж) обеспечение благоприятного социально-психологического климата; з) способствование заполнению пробелов в знаниях, общекультурной компетентности.

Таким образом, отметим, что, во-первых, профилактика отклоняющегося поведения курсантов - это система мер, целью которых является предупреждение возникновения и развития деструктивных изменений в структурах личности и отклонений в поведении посредством формирования устойчивого психологического иммунитета к негативным влияниям на субъекта извне. Во-вторых, ведущими тенденциями развития социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения являются: ориентация на проведение всех предупредительных и реабилитационных мер в привычной для человека социокультурной среде; стимулирование активности каждого, его участия в реализации социально значимых проектов; привлечение к профилактической работе дополнительных участников; создание сети превентивных служб и подготовка специальных кадров для них, психологизация воспитательно-профилактической деятельности. В-третьих, основа профилактики такого поведения в юношеском возрасте - это, прежде всего реализация психологических приемов общения, психодрамы, включение в деятельность, что в итоге предполагает блокирование отрицательных мотивов поступков и действий личности в типичных ситуациях, развития терпимости к другим людям, выработку способов регуляции собственного поведения в проблемных случаях.

Процесс предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения курсантов выступает как основа превентивной деятельности, совокупность ее двух составных частей педагогической профилактики и коррекции, которые призваны изменить отрицательные мотивационные установки будущего

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3, 2007

офицера, сломать сложившиеся у него динамические стереотипы, сформировать потребности в положительном поведении.

Основным способом реализации диагностической и восстановительной функций процесса профилактики и перевоспитания является метод переубеждения, который применяется в тесной связи с методами убеждения и самоубеждения, который дополняется методами переучивания и отучения, «реконструкции характера», «взрыва».

Корректирующая и прогностическая функции процесса предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения курсантов реализовываются через методы критики и самокритики, опосредованного педагогического воздействия, перспективных линий и др.

Превентивно-профилактическая работа с курсантами ведется в различных формах: коллективной, групповой, индивидуальной. Последней отводится особая роль. Она предполагает организацию деятельности с конкретным человеком в течение определенного времени для решения конкретних педагогических задач и включает: глубокое изучение индивидуально-психологических

особенностей подчиненного как личности; определение программы воспитательной работы с ним, использование всех потенциалов метидов, форм и средств воспитания; объединение усилий всех воспитателей и потенциалов воинских коллективов; постоянный контроль за ходом и анализ результатов индивидуальной воспитательной работы.

Все это позволяет нам говорить, организация профилактики отклоняющегося поведения курсантов предполагает: их воздействие на основные факторы,

способствующие формированию отклоняющихся форм поведения; согласованность работы различных служб, форм методов превентивной педагогики; постоянное повышение устойчивости личности, расширение позитивного жизненного опыта курсантов, используя ситуации успеха.

Библиографический список

Ш Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.

2. Вдовюк В.И., Герасимов В.Н. Педагогические аспекты перевоспитания военнослужащих срочной служб! : - М., 1991.

3. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / под ред. И. А. Липского. -М., 1995.

4. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. - М., 1995.

5. «Группа риска», диагностика тревожных и депрессивных состояний у военнослужащих - М, 1994.

6. Калюжный А. Изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих, особенности организации индивидуально-воспитательной работы в отделении, расчете, экипаже, взводе // Ориентир. - 2007 - №2. -С. 55-59.

7. Кудрявцев Ю.М. Подготовка курсантов вузов к работе по предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих. - Казань, 2000.

8. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации t под общ. ред. И.А. Алехина - М., 2003.

Н.П.Филиппов

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В УЧЕБНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Компетентность как интегральное проявление профессионализма выражается в способе решения задач и является интегральным показателем профессионального развития. фактором саморазвития; стимулирует самореализацию специалиста. Такое понимание дает ученым возможность рассматривать профессиональную

компетентность как фактор, содействующий непрерывному самообразованию специалиста

В период структурных и качественных изменений в экономике России, развития рынка труда и рынка образовательных услуг, эффективность экономического образования в значительной мере определяется уровнем профессиональной

естник КГУ им. H.A. Некрасова» 2007 Том 13

©Н.П. Филиппов 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.