Научная статья на тему 'Профилактическая деятельность: содержание и структура'

Профилактическая деятельность: содержание и структура Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
759
122
Поделиться
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ / ФОРМЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Кузнецов Владимир Викторович

В статье рассмотрена авторская концепция о предупреждении отклонений в поведении детей и подростков на основе учета эйлеровой силы, демонстрирующей воспитателю о том, что молодой человек потерял устойчивость из-за влияния социальной среды. Предлагаются теоретические аспекты превенции и превентивной деятельности. В частности, рассматриваются отклонения в поведении детей и подростков I-го порядка (мягкие), второго порядка (средней тяжести), третьего порядка (жесткие). на основе теоретического анализа исследований в области превентивной педагогики (л.В. Кон-драшова, В.м. Оржеховской, е.м. Рангелова, А.П. сманцер, А.м. столяренко и др.) рассматриваются формы и методы профилактической деятельности, ее содержание, структура, а также причины отклоняющегося поведения. По аналогии с представлением любой деятельности рассматривается профилактическая (превентивная) деятельность, ее цели, условия, способы осуществления, мотивы, потребности, средства и результаты. Анализируются способы предупреждения отклонений в поведении детей и подростков в России и за рубежом, приводится серия примеров и образцов положительной превентивной деятельности. на основе анализа исследований ученых из Украины (л.В. Кондрашовой, В.м. Оржеховской), Белосуссии (А.П. сманцера, е.м. Рангеловой) России (В.н. Герасимов, с.А. ермолаева, ю.м. Кудрявцев, А.м. столяренко) сделаны выводы: о действенных средствах предупреждения отклонений в поведении детей и подростков; об организации коррекционно-педагогической деятельности, способах профилактики, службах превентивной деятельности.

PREVENTIVE ACTIVITY: CONTENT AND STRUCTURE

The author’s concept about the deviationsprevention in behavior of children and teenagers taking into account the Euler force showing to the tutor that the young man lost stability because of the influence of the social environment is considered in the article. The author proposes the theoretical aspects of prevention and preventive activity. In particular, the deviations in behavior of children and teenagers of the first order (soft), the second order (moderate severity), the third order (hard)are considered. Forms and methods of preventive activity, its content, structure, and also reasons of deviant behavior are considered on the basis of the theoretical analysis of the researches in the field of preventive pedagogics (L.V. Kondrashova, V.M. Orzhekhovskaya, E.M. Rangelova, A.P. Smantser, A.M. Stolyarenko, etc). Preventive activity, its aims,conditions, ways of implementation, motives, requirements, means and results are considered by the analogy with the conception of any activity. In the article means of the deviationsprevention in behavior of children and teenagers in Russia and abroadare offered and analyzed, series of examples and models of positive preventive activity is given. The author analyzes the researches of L.V. Kondrashova, V.M. Orzhekhovskaya (Ukraine), E.M. Rangelova, A.P. Smantser (Belorussia), domestic scientists (V.N. Gerasimov, S.A. Yermolayeva, Yu.M. Kudryavtsev, A.M. Stolyarenko) and draws the necessary conclusions: about the effective means of the deviations prevention in behavior of children and teenagers; about the organization of correctional and pedagogical activity, ways of prevention, services of preventive activity. There is the list of references where it is possible to see not only famous pedagogues in the field of preventive pedagogics, but also psychologists, sociologists, lawyers in article. The article completely develops the name. The readers will find answers to many questions which are considered within preventive pedagogics.

Текст научной работы на тему «Профилактическая деятельность: содержание и структура»

УДК 130:122:377

Кузнецов В.В.

Оренбургский государственный университет E-mai: vvkusnetsov@yandex.ru

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

В статье рассмотрена авторская концепция о предупреждении отклонений в поведении детей и подростков на основе учета эйлеровой силы, демонстрирующей воспитателю о том, что молодой человек потерял устойчивость из-за влияния социальной среды.

Предлагаются теоретические аспекты превенции и превентивной деятельности. В частности, рассматриваются отклонения в поведении детей и подростков I-го порядка (мягкие), второго порядка (средней тяжести), третьего порядка (жесткие).

На основе теоретического анализа исследований в области превентивной педагогики (Л.В. Кон-драшова, В.М. Оржеховской, Е.М. Рангелова, А.П. Сманцер, А.М. Столяренко и др.) рассматриваются формы и методы профилактической деятельности, ее содержание, структура, а также причины отклоняющегося поведения.

По аналогии с представлением любой деятельности рассматривается профилактическая (превентивная) деятельность, ее цели, условия, способы осуществления, мотивы, потребности, средства и результаты.

Анализируются способы предупреждения отклонений в поведении детей и подростков в России и за рубежом, приводится серия примеров и образцов положительной превентивной деятельности.

На основе анализа исследований ученых из Украины (Л.В. Кондрашовой, В.М. Оржеховской), Белосуссии (А.П. Сманцера, Е.М. Рангеловой) России (В.Н. Герасимов, С.А. Ермолаева, Ю.М. Кудрявцев, А.М. Столяренко) сделаны выводы: о действенных средствах предупреждения отклонений в поведении детей и подростков; об организации коррекционно-педагогической деятельности, способах профилактики, службах превентивной деятельности.

Ключевые слова: профилактическая деятельность, содержание профилактической деятельности и ее компоненты, предупреждение отклонений, формы и причины отклоняющегося поведения.

Обычно под деятельностью понимают труд, работу, какое-либо занятие. Психологи под деятельностью понимают мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения целей. Чаще всего под деятельностью понимают активность человека, направленную на преобразование исходного материала в конечный продукт в течение какого-либо времени.

Профилактическая деятельность, как и любая другая, с точки зрения психологов имеет цель, мотивы, способы и приемы, условия и субъекты.

Профилактическая деятельность - это деятельность предохранительная, предупредительная. В нашем случае - это деятельность педагогов, воспитателей, родителей, родственников, специальных служб типа комиссий по делам несовершеннолетних по предупреждению различных правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Иначе говоря - это деятельность, которая помогает избежать отклонений в поведении детей и подростков.

Как видно из приведенного нами определения любой деятельности, последняя всегда связана с мотивом, требует тех или иных

средств, порой специальных и направлена на определенный результат - предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних, точнее возможность сохранения устойчивости личности, предохранения её от возможных отклонений разного порядка - первого, второго, третьего.

Профилактическая деятельность сложна по своей структуре. Дело в том, что - особенно в России - активнее реагируют на последствия совершенных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, чем на их предупреждение. Таков российский менталитет.

Профилактика требует не только желания работать в этом плане, хорошей мотивации со стороны всех её субъектов - воспитателей, родителей, специалистов, но и наличие средств, которые позволяют откладывать, предотвращать возможные правонарушения и преступления несовершеннолетних. К ним, на наш взгляд, относятся: социальные средства, психологические средства, эмоциональные средства, педагогические средства.

Целью профилактической деятельности является своевременное предотвращение в

семье, на улице, в учебных заведениях, в любой компании, особенно детской отклонений разного порядка от принятых в обществе социальных норм в поведении детей, подростков и молодежи. Указанная цель профилактической деятельности определяет средства и способы её осуществления. К этим средствам относятся[8]:

- общие (профессионально-педагогическая подготовка будущих педагогов юридического профиля, например, по дисциплине «Превентивная педагогика», организация духовного и нравственного воспитания детей, подростков, молодежи; деятельность СМИ, педагогическая подготовка родителей, инспекторов по делам несовершеннолетних, педагогические семинары и тренинги с работниками правоохранительных органов и т. п.);

- специальные (изучение неблагополучных семей в регионе, городе, районе; обязательная профилактическая работа с неблагополучными семьями; ограничение в продаже алкогольной продукции; специальная работа медицинских органов - наркологов по борьбе с продажей и употреблением наркотиков; работа в области сексуального воспитания, предупреждения СПИДа и его распространения).

Субъекты профилактической деятельности - это педагоги, воспитатели, родители, работники комиссий по делам несовершеннолетних, правоохранительных учреждений, судьи по делам несовершеннолетних и их помощники, а также дети, подростки, студенты младших курсов колледжей.

А.М. Столяренко в книге «Юридическая педагогика» отмечает, что к средствам профилактики, особенно индивидуальной следует отнести выявление отрицательных привычек поведения у конкретных детей из неблагонадежных семей, составление планов индивидуальной профилактической работы, педагогический контроль и т. п.

Употребляя понятие «профилактика отклонений в поведении», мы понимаем, что, строго говоря, всецело предупредить возникновение отклонений невозможно. Поведенческие отклонения неизбежно возникают в течение жизни практически каждого школьника. Определяющим моментом является то, что различные девиации всегда сопровождаются

рядом неучтенных факторов находящихся вне сферы педагогического влияния. В связи с этим, мы понимаем отклоняющееся поведение как явление, в некоторой степени не поддающееся педагогическому управлению. Тем не менее, считаем, что профилактика отклонений в поведении детей и подростков оправдана, целесообразна и требует готовности педагогов к решению широкого круга профессиональных задач [7, с.10-11].

Современные воспитательные, психолого-педагогические и социально-терапевтические технологии ориентированы на изменение образа жизни, переоценку ценностей, но сохраняют идентичность ребенка и подростка, его природные задатки и способности. Подобное понимание сущности воспитания подростков с отклоняющимся поведением, безусловно, не является для педагогики абсолютно новым. Так, в советской России подобные идеи разрабатывали А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский. Корифей отечественной педагогической науки А.С. Макаренко, работая с детьми улиц, с беспризорниками, имеющими опыт криминальной деятельности, одним из первых выдвинул и обосновал положение, согласно которому «взрывное» преобразование жизненной ситуации подростка может дать принципиально иное направление его мыслям, чувствам и переживаниям. К сожалению, в силу ряда социально-политических причин, прогрессивные идеи отечественных педагогов получили гораздо большее распространение за рубежом, чем в нашей стране.

Обращаясь к вопросам профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков, воспитателям следует помнить, что с позиций гуманистической педагогики каждый человек считается ценностью, приветствуется многообразие жизненных проявлений. Социальные институты создают условия, в которых индивидуальные особенности могут полноценно развиваться и проявляться. В том случае, если предлагаемые условия являются недостаточными, то задача социального педагога состоит в обогащении и дополнении имеющихся условий, осуществлении социально-педагогической профилактики различных отклонений в поведении личности [1].

Какова методика предупреждения отклонений от социальных норм, как предупреждать? Во-первых, своевременно диагностировать школьные трудности учеников, устанавливать их причины, и во-вторых, разрабатывать индивидуальные программы, направленные на самореализацию подростков в образовательном процессе.

Положительным примером организации профилактической работы является социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних в Германии, впитавшая в себя интернациональные превентивные идеи, базирующиеся на принципах гуманизма и ненасилия.

Ещё одним видом социально-ориентированной деятельности, около полувека широко используемой во многих европейских странах (Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Нидерландах), является Streetwork (уличная социальная работа). С начала 90-х годов 20 века этот метод активно развивается в странах Азии и Африки, а также в восточноевропейских странах и, в частности, в России [8, с. 4].

В мировой практике по мнению ученых в области социальной работы распространено два организационных варианта уличной социальной работы: создание профильных центров уличной социальной деятельности, включенных в систему существующих на данной территории социальных служб (примером может служить центр «Орион» г. Сиэтла в США; центр «Перекресток» г. Москвы и т. п.), а также существование подразделений уличной социальной работы в различных социальных службах и учреждениях, либо применение метода Streetwork в качестве вспомогательного в деятельности социального работника иного профиля для решения тактических задач (реклама услуг вновь созданного центра, проведение разовой акции социального характера) [8, с. 111].

Streetwork, как метод деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения, в настоящее время применяется к довольно широкому кругу клиентов, а именно: бездомным, наркоманам, занимающимся проституцией и агрессивно настроенным лицам. Целью уличной социальной работы является

восстановление утраченного социального статуса подростка в обществе, что становится возможным через последовательное достижение задач, связанных с мониторингом территории района, установлением контакта и налаживанием нормального общения с подростком или группой подростков, выполнением роли проводника между клиентами и социальными службами города, а также разработкой и реализацией адресных реабилитационных программ [5].

Целевыми установками организации «Велленбрехер» выступают: поддержка в процессе установления дистанции к прежнему неблагополучному образу жизни, помощь в организации жизнедеятельности; развитие самостоятельности и индивидуальности через приобретение опыта в новом культурном пространстве; развитие ощущения собственного «Я», помощь в познании собственных сил и слабостей; развитие перспектив самостоятельной жизни; окончание школы и выбор профессии; последующее сопровождение в родной стране [5].

В последние десятилетия наметилась тенденция заимствования российскими социальными педагогами позитивного зарубежного опыта в сфере профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков. В связи с этим ученые утверждают, что подобная деятельность требует некой совместимости. Совместимость подразумевает методологическую, теоретическую и практическую адекватность, схожесть и правомерность использования зарубежных моделей на российской почве. Разумеется, простое копирование иностранных моделей (даже очень понятных и притягательных) в нашей стране невозможно. Между тем, знакомство российских воспитателей с зарубежным опытом может создать обстановку для творческого исследовательского поиска.

Отклоняющееся поведение - устойчиво повторяющееся нарушение социальных норм и вытекающее из этого противоправное поведение. Отклоняющееся поведение может носить как асоциальный, так и криминогенный характер [7].

К асоциальному типу отклоняющегося поведения относятся, например [10]: бродяжничество как следствие детской безнадзорно-

сти и беспризорности; явления алкоголизма, наркомании, токсикомании; аутоагрессивное поведение, то есть причинение вреда собственному здоровью вплоть до суицида; агрессивное поведение по отношению к окружающим, не переходящее рамки закона. К криминогенному типу отклоняющегося поведения можно отнести любое поведение, нарушающее административное или уголовное законодательство.

«Трудные» дети - это категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Обычно ребенка относят в эту категорию по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормальной учебы в школе. Психологи и педагоги предложили несколько систем типологизации «трудных» детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребенок становится асоциальным подростком, что часто создает путаницу в понимании сути явления и формирует стереотип «трудного» ребенка как неуправляемого подростка. Одна из наиболее полных разработанных систем принадлежит А.И.Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей (до 6-8 летнего возраста): дети с нарушением в сфере общения; дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные); дети с недостатками умственного развития; дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные)

В дальнейшем из трудных детей формируются подростки и юноши с отклоняющимся поведением, которых можно разделить на следующие категории (от 6-8 лет до 17-20 лет): 1) циники - вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми, сознательно противопоставляют себя обществу; 2) неустойчивые, не имеют твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию; 3) дети с зависимым поведением.

Опасной особенностью зависимого поведения является возможность легкого перехода

от одной формы зависимости к другой, от одного зависимого объекта к другому (например: от злоупотребления игрой на компьютере к злоупотреблению алкоголем, наркотическими веществами и др.) [2], [8].

Какая бывает зависимость? Психологи и психиатры по-разному классифицируют разновидности интернет-зависимости. Обычно выделяют шесть типов, из которых для подростков характерны три: навязчивый веб-серфинг - беспорядочные переходы с сайта на сайт; пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, превалирования общения в чатах, форумах и социальных сетях живому общению; игровая зависимость - разнообразные онлайн-игры и игра по сети.

Причины устойчивого увлечения детей и подростков Интернетом: стремление к психологическому комфорту; дефицит эмоционального тепла, внимания со стороны близких; поиск новых эмоций и ощущений; облегчение скуки, занятость свободного времени; принадлежность к новой субкультуре, имеющей свой язык, этику, мораль, социальную активность; утверждение собственного Я (самостоятельность, «Я - взрослый», «Я - идеальный»).

Отклонения первого порядка в поведении российских детей и подростков - это «мягкие» правонарушения в семье, школе, дома, детском саду, которые легко устранимы только при желании родителей помочь своим детям и нести ответственность за них. Такие вроде «мягкие» отклонения от школьных норм позволяют детям и подросткам уменьшать свою устойчивость к преступному характеру поведения, а затем позволить себе приблизиться ближе к нарушению социальной нормы. Совесть ещё не потеряна.

Есть случаи, когда в 6, 8, 10 лет дети совершают страшные убийства, но однозначно на ниве глубоких психических расстройств и болезней.

Отклонения второго порядка - это производная от отклонений первого порядка. Как правило, это более систематические, далеко не случайные и не однократные правонарушения. Устойчивость детей и подростков преступному характеру поведения уменьшается. Все больше соблазнов притягивается. Человек разрешает себе все больше и больше свободы.

Он находит себе оправдание в свершении мелких правонарушений, за которые не мучит совесть, так как она уже потеряна.

Отклонения третьего порядка - это производная от первых двух отклонений от социальных норм. Это очень жесткие отклонения, так как человек уже лишен совести, стремится потерять свободу, почувствовать лагерный режим, его законы, другой мир.

Несовершеннолетние преступники - убийцы, воры, мошенники, нарушители спокойствия населения, чаще всего пьяницы, наркоманы, которые потеряли или теряют желание жить в нормальной обстановке. Хотя есть и единицы, которые плачут, не хотят сидеть за решеткой, переживают о случившемся. Как правило, они могут покончить с преступным миром. Из первых обычно вырастают преступники-рецидивисты. Отклонения в поведении, по мнению ученых, наблюдаются в процессе десоциализации. Она является разновидностью социальной (педагогической) запущенности [3].

Отклонением от нормы можно считать, во-первых, неадекватное поведение. Во-вторых, безответственное (совесть теряется), в-третьих, импульсивное поведение, не учитываются последствия своих поступков. В-четвёртых, поведение, пассивно следующее обстоятельствам или направленное на поиски более лёгких способов для достижения своих целей, использование других людей в качестве средства для реализации своих эгоцентрических намерений [8].

Устойчивость проявления отклонений от социальных норм, не одноразовое (как в отклонениях первого порядка), психологии считают отклоняющимся поведением (С. Беличева).

Правопоступки, одноразовые аморальные поступки, случаются и есть, по нашему мнению, отклонения от норм в поведении первого порядка (редкие хищения и кражи, хулиганство: свист, топот, грубая речь, слишком громкий голос, оскорбления, употребление алкоголя, наркотиков, побои, которые не являются очень опасными).

Учёные различают: девиантное (отклоняющееся); делинквентное; криминальное поведение.

В рамках девиантного поведения Н. Воскреткутов выделяет несколько видов:

конформный (компенсаторно-уступчивый) вариант поведения, то есть подростку легче уступить противнику, чем напрягаться; тормозной (возникновение чувства неполноценности, причём быстрое); ограниченный (пассивность и безволие).

К вариантам делинквентного поведения учёные относят: уход из дома и бродяжничество; агрессивное поведение, включая вандализм; аутоагрессия, включая суицидальные действия; ранняя алкоголизация и наркотизм, употребление токсических веществ; раннее вступление в половую жизнь и сексуальные девиации.

Криминальное поведение определяется как противоправные поступки, которые по достижению возраста усиливают ответственность, служат основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируются по определённым статьям Уголовного кодекса.

По мнению многих учёных, отклоняющееся поведение - это не только внешнее проявление (деятельность, отношение), но и внутреннее состояние личности ребёнка (его интересы, склонности, мотивы, деятельность, способность).

Причинами отклоняющегося поведения, по мнению учёных, являются [6]:

неблагоприятная наследственность; эмоциональная напряжённость; неправильное воспитание в семье и школе.

Семейное воспитание, по мнению А.С. Макаренко, во многом зависит от качества отношений между членами семьи. Во-первых, насколько родители участвуют в жизни подростка. Находят ли время для разговора с подростком, выслушать его. Во-вторых, необходимо постоянно интересоваться проблемами подростка. В-третьих, не оказывать на подростка никакого нажима, помогать ему тем самым самостоятельно принимать решения. В-четвёртых, уважать право подростка на собственное мнение (чем больше требований к человеку, тем больше уважения к нему).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Преодолеть, а тем более предупредить отклонения в развитии и поведении несовершеннолетних возможно и целесообразно при нормальной организации педагогического процесса с детьми, при эффективном

использовании обычных форм и методов учебно-воспитательного процесса.

2. Для того, чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение несовершеннолетних необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).

3. Радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростка в учреждения интернатного типа или специальные учебно-воспитательные учреждения для девиантных подростков) не всегда приносят ожидаемый результат, не ликвидируют проблему, а усугубляют ее или какое-то время приостанавливают, замедляют ее развитие.

4. При организации коррекционно-педа-гогической деятельности с девиантными подростками и предупреждении причин их отклоняющегося поведения необходимо исходить из понимания социально-педагогической сущности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, учета силы влияния

средовых факторов на развитие личности, референтной значимости межличностного общения со сверстниками в группе.

5. Службы профилактики должны не столько реагировать на отклонения детей в поведении, сколько предотвратить их появление. Они обращены к здоровым школьникам, еще не вступившим в полосу предсказуемого жизненного кризиса или предсказуемых проблем, возникающих в результате неожиданных событий (например, проблемы, с которыми сталкиваются дети после развода родителей).

6. Профилактика должна предусматривать решение еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие - непосредственно перед возникновением проблемы.

7. Службы профилактики призваны находить оптимальные решения как для достижения поставленных целей, так и для достижения поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем. В этом и состоит ценность и значение профилактической деятельности.

17.10.2014

Список литературы:

1. Аванесов, Г.А. Криминология и социальная профилактика / Г.А.Аванесов, - М., 1980.

2. Алексеев, А.И. Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел. - М., 1984.

3. Васильев, В.Л. Юридическая психология. - 3-е изд. - СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 624 с.

4. Гарифуллин, Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 64 с.

5. Епифанова, Э.В. Педагогические условия предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций. Автореферат канд. дисс. - Магнитогорск, 2008.

6. Кондрашова, Л.В. Превентивная педагогика. Учеб. пособие/ Л.В.Кондрашова. - Кривой Рог, 2004.

7. Кузнецов, В.В. Превентивная педагогика: теория и практика / Вестник ОГУ. - №2. - 2014. - С. 80-90.

8. Кузнецов, В.В., Моршинин А.Р. Превентивная педагогика как инструмент предупреждения аддиктивного поведения /Образование и общество. - №3 (86). - 2014.

9. Основы превентивной педагогики / В кн. А.М. Столяренко // Юридическая педагогика. Курс лекций. - М., 2000. - С. 90-95.

10. Силенков, В.И. Воспитательно-профилактическая деятельность центров временной изоляции несовершеннолетних нарушителей ; Автореф. Канд. дисс. /В.И. Силенков, - М., 1999.

11. Сманцер, А.М. Превентивная педагогика: методология, теория, методика /А.М. Сманцер, Е.М. Рангелова, - Минск, 2008.

Сведения об авторе:

Кузнецов Владимир Викторович, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 20304, тел. (3532) 372584, е-таП: vvkusnetsov@yandex.ru