Научная статья на тему 'Профилактика межэтнических конфликтов в среде учащейся молодежи: опыт работы Интерклуба Южного федерального университета'

Профилактика межэтнических конфликтов в среде учащейся молодежи: опыт работы Интерклуба Южного федерального университета Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1145
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Марутян С. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика межэтнических конфликтов в среде учащейся молодежи: опыт работы Интерклуба Южного федерального университета»

Профилактика межэтнических Педагогические науки

конфликтов в среде учащейся молодежи: опыт работы Интерклуба Южного федерального университета

Марутян С.Т.

Межэтнические конфликты являются объектом исследования отечественных и зарубежных ученых — социологов, политологов, психологов, философов.

Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий.

В последние десятилетия отмечается феномен, который называют этническим парадоксом современности. Он заключается в том, что большинство сформированных в прошлом идеологий настаивали на том, что межэтнические противоречия должны уйти в прошлое под влиянием интернационализации экономики и культуры. Но происходит обратный процесс — нарастание противоречий и конфликтов, волна суверенизаций этнонациональных групп. При описании таких конфликтов используется анализ ряда факторов: политического, социально-экономического, этнопсихологического, социокультурного.

При регулировании конфликтов между представителями различных этносов необходим комплексный учет всех этих факторов.

Причины межэтнических конфликтов разнообразны. Это могут быть как территориальные и экономические притязания, так и причины, связанные с этноцентризмом, отсутствием этнической толерантности.

Типологизировать межэтнические конфликты можно по следующим критериям:

• территориальный (отсутствие административных или государственных границ, борьба за выход из состава федерации и образование собственного независимого государства);

• социально-экономический (борьба за перераспределение части общественного продукта в свою пользу);

• культурно-языковой (защита родного языка и национальной культуры);

• политический;

• исторический;

• ценностный;

• конфессиональный;

• социально-бытовой.

Историография межэтнических конфликтов на «постсоветском пространстве» за последние 10 лет претерпела глубокую эволюцию, отражающую изменения в историографии советского и постсоветского «национального вопроса» в целом. Эта эволюция выразилась в смене различных господствующих точек зрения как в политических, так и в научных кругах. В сравнительные исследования включились не только представители политической науки, как это было ранее, но и историки, социологи, а несколько позже — конфликтологи, психологи и исследователи, работающие в других областях обществознания. Исследования показали, что большинство открытых межэтнических конфликтов и проявлений насилия, как в СССР периода перестройки, так и в постсоветских государствах было связано со стремлением утвердить новую государственность для тех этнических групп, которые ей не обладали или обладали в ограниченной степени. Это стремление отражает, в первую очередь, интересы этнополитических элит. Националистически настроенные политики могут использовать в своих

интересах объективные межнациональные противоречия и инспирировать открытое противостояние.

В комплексе решения национальных проблем и регулирования межнациональных отношений равное значение имеют как выработка перспективных концепций развития национальных отношений и роли этнического фактора в жизни России, так и разработка региональных программ решения национальных проблем, стабилизации межнациональных и межэтнических отношений и профилактики межэтнических конфликтов.

Молодежь в силу специфики своего социального положения, находится на пике социальных противоречий и конфликтов в любом современном обществе.

Обретение самостоятельности, становление социальной зрелости для молодого поколения в условиях префигу-ративной культуры неизбежно происходит через конфликт.

Социальное управление конфликтами, возникающими во всех сферах общественной жизни молодежи, должно осуществляться комплексно в рамках реализуемой государственной молодежной политики и путем воздействия на молодежь, на ее ценностные ориентации с помощью спланированных мер по решению актуальных проблем.

Мероприятия по профилактике межэтнических конфликтов в молодежной среде проводятся как на федеральном, так и на региональном уровнях.

На федеральном уровне — это воспитание толерантности посредством образования, СМИ; проведение всероссийских форумов с международным участием.

На региональном уровне — проведение фестивалей культур, на которых каждый житель может познакомиться с культурами всех этносов, проживающих в регионе; проведение научно-практических конференций, конгрессов и форумов («Мир на Северном Кавказе через языки, историю, культуру»); национальных праздников («День Ставропольского края», «День казачки»).

Среди конкретных действий и форм работы для развития толерантности, воспитания культуры межэтнического общения и достижения согласия этнических групп наиболее перспективны система межрегионального обмена в сфере образования и система комплексных спецкурсов по истории и культуре народов СКФО в системе высшего и среднего образования. [1, с.25-29]

В соответствии с социокультурной традицией, а также направлениями политического и административного управления в сфере межэтнических отношений и этно-политических процессов в Ставропольском крае активно развивается этнокультурный вектор общественных отношений. Он является эффективным в силу значимости содержательных принципов и доступности форм реализации. Так, в этнокультурном процессе выделяется несколько направлений.

Первое: акцентирование достижений национальных культур, национальных литератур и искусства российских поэтов, писателей, композиторов — представителей народов России.

Второе: активизация межкультурной коммуникации творческой, научной интеллигенции субъектов СКФО (Ставрополье, Дагестан, Ингушентия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чечня и др.) и презентация национальных искусств, традиций, обрядов народов, представляющих зарубежные страны ближнего и дальнего зарубежья (Азербайджан, Армения,

Белоруссия, Болгария, Греция, Германия, Грузия, Корея, Польша, Турция, Туркменистан, Украина и др.).

Третье: организация межрегиональных и межгосударственных связей в побратимстве породненных городов, например, Пятигорск (Ставропольский край) и Шверте (Германия), Панагюрюште (Болгария), Трикала (Греция), Дебюк (США) и т. д.

Четвертое: упрочение общероссийской гражданской идентичности в праздниках — «День Ставропольского края», «День казачки», конгрессах — «Мир на Северном Кавказе через языки, историю, культуру», форумах культур, «Мир нашему дому», фестивалях — «Мир Кавказу», «Национальная кухня», «Дети Кавказа за мир на Кавказе», «Национальные подворья», спортивных соревнованиях — «За мир и дружбу на Северном Кавказе», «Казачьи игры» и др. Также эффективны международные научно-практические конференции, межрегиональные фестивали самодеятельного народного творчества и профессионального искусства, фольклорных коллективов. [2, с.127]

В Ростовской области примером проекта, направленного на профилактику межэтнических конфликтов в среде учащейся молодежи, является проект — «ЮФУ объединяет».

Проект «ЮФУ объединяет» стартовал в 2011 году и реализуется по сей день. Инициаторами его реализации были студенты-конфликтологи, преподаватели кафедры конфликтологии. Проект направлен на снижение межнациональной напряженности, воспитание толерантности и патриотизма в молодежной среде, установление эффективных межкультурных коммуникаций и реализацию творческого потенциала участников проекта.

В рамках проекта проведены и планируется проведение мероприятий, направленных на профилактику межэтнических конфликтов и экстремизма в среде учащейся молодежи Ростовской области.

В проекте принимают участие учащиеся средних общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений, учителя и преподаватели.

В проекте используются воспитательные и образовательные методики, разработанные специалистами-педагогами и конфликтологами, методы мониторинга, разработанные специалистами-социологами. Целевые группы проекта:

1. учащиеся старших классов средних школ РО;

2. учащиеся средних специальных общеобразовательных учреждений РО;

3. студенты высших учебных заведений РО.

Цель проекта: снижение уровня межэтнической напряженности и профилактика межэтнических конфликтов в среде учащейся молодежи РО. Задачи проекта:

1. создать устойчивые каналы коммуникации в мульти-культурной среде учащейся молодежи РО;

2. снизить уровень межнациональной напряженности;

3. повысить уровень ценностей патриотизма и толерантности;

4. наладить коммуникации между различными институтами гражданского общества и власти (студенческие сообщества, диаспоры РО, миграционная служба, комитет по молодежной политике РО);

5. определить и исследовать сферы жизнедеятельности молодежи, в которых функционирует и развивается

межкультурная коммуникация и особенно ярко выражена межнациональная напряженность;

6. провести анализ процесса взаимообогащения культур в ходе их взаимодействия;

7. исследовать социокультурные факторы, способствующие и препятствующие эффективности межкультурной коммуникации;

8. проанализировать духовные и социальные изменения в структуре межкультурной коммуникации, выявить наиболее важные проблемы учащейся молодежи РО с целью профилактики национализма и экстремизма в молодежной среде;

9. начать процесс формирования единого культурного пространства субъектов РФ на Юге России, включая республики Северного Кавказа.

Методы реализации проекта:

1. Проведение студентами направления конфликтологии тренингов в ряде средних общеобразовательных и средних специальных учебных заведений РО;

2. Организация и проведение фестиваля культур «ЮФУ ОБЪЕДИНЯЕТ»;

3. Организация и открытие выставки фотографий «ЮФУ ОБЪЕДИНЯЕТ» в Донской Государственной Публичной Библиотеке;

4. Организация и проведение мероприятия «Международный Новый Год»;

5. Организация и проведение круглого стола с участием ВУЗОв РО, представителей Администраций РО и города, УФМС по РО и национальных диаспор РО на тему воспитания толерантности, патриотизма и профилактике экстремизма в среде учащейся молодежи, экспертный опрос;

Проект «ЮФУ объединяет» на сегодняшний день реализуется в рамках Интерклуба ЮФУ, который был организован руководителями проекта совместно с Центром международного образования ЮФУ.

Интерклуб ЮФУ — это площадка, которая объединяет российских и иностранных студентов. В рамках Клуба регулярно проводятся мероприятия, направленные на профилактику межэтнических конфликтов, налаживание эффективных межкультурных коммуникаций, воспитание толерантного отношения к представителям других культур и этносов. Это творческие мероприятия, круглые столы и дискуссии, тренинги, эккурсии по Ростовской области. Также постоянно ведется работа с подготовительным отделением ЮФУ, на котором начинают учиться иностранные студенты. Клуб реализует мероприятия, способствующие преодолению языкового и культурного барьера.

На наш взгляд, именно в студенческой среде на основе межкультурных коммуникаций должна формироваться и распространяться межнациональная политика. Именно здесь должна формироваться общая система ценностей и установок, обеспечивающая единство многонационального российского общества. Это бы во многом облегчило взаимное приспособление народов России и зарубежных стран друг к другу и стало реальной альтернативой попыткам обретения суверенитета на национальной основе. Сегодняшнее студенчество как будущая интеллектуальная элита страны может стать активным проводником идеи мультикультурной социальной политики, гарантируя тем самым стабильное развитие общества.

Список использованных источников:

1. Волков Ю.Г. Отв. ред./ Кавказский регион: пути стабилизации. Ростов-на-Дону: МИОН, РГУ, 2004; Стабильность и конфликт в Российском приграничье. Сибирь и Кавказ / Отв. ред. В.И. Дятлов и С.В. Рязанцев. М., 2005.

2. Аствацатурова М.А. Антиконфликтогенный менеджмент межэтнических отношений в северо-кавказском федеральном округе: некоторые обобщения, Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2010. № 1.

Изучение влияния способа фиксации на морфологические параметры клеток крови как задача для студенческого практикума по нанотехнологии

Пестовский Ю.С.

В настоящее время сканирующий зондовый микроскоп (СЗМ) является широко используемым прибором для биологических исследований. Основным его преимуществом является возможность исследования биологических объектов в жидкости с молекулярным разрешением.

Существенные особенности СЗМ, благодаря которым они привлекли внимание специалистов различных профилей, заключаются в следующем:

1. Возможность увидеть атомную и молекулярную структуру поверхности, воздействовать на нее на уровне отдельных атомов и молекул. Пространственное разрешение сканирующего туннельного и атомно-силового микроскопа может достигать тысячных долей нанометра в направлении по нормали к образцу и сотые доли нанометра в плоскости образца.

2. Структуру и свойства (механические, электрические и электронные) поверхности можно изучать в различных средах — на воздухе, в чистых жидкостях и растворах, в вакууме.

3. Наглядность представляемой информации. Основой любого метода СЗМ является наличие взаимодействия острия зонда с образцом [1]. Применение СЗМ в биологических исследованиях приводит к определенным требованиям к конструкции прибора и подготовке образца. Проведение исследований биологических объектов, в частности, клеток, с применением СЗМ требует специального приготовления препаратов. Это приготовление подразумевает фиксирование объекта исследований.

Фиксация — это процесс быстрой консервации клеточных структур, при котором все физиолого-биохимические процессы останавливаются, а растворимые нативные компоненты клеток и тканей превращаются в нерастворимые производные. Для достижения этого существует множество способов, однако во всех случаях при фиксации имеет место один или несколько из четырех ключевых процессов:

1. Денатурация белков — если ее не произойдет, то большинство клеточных структур растворится в процессе приготовления или окрашивания препарата.

2. Поперечное «сшивание» внутриклеточного содержимого, например белков глутаровым альдегидом или ненасыщенных липидов четырехокисью осмия.

3. Образование нерастворимых комплексов.

4. Вещества, которые не изменяются при фиксации, могут быть стабилизированы с помощью сети, образующейся из фиксированных белков или липидов.

Таким образом, стабилизация содержимого препарата достигается применением такой фиксирующей смеси, которая делает нерастворимыми интересующие компоненты. Сохранение морфологии зависит в первую очередь от стабилизации белков. Многие белки плохо сохраняются в клетках, если они не сшиты поперечными связями. Однако полной стабилизации содержимого и сохранения морфологии нельзя достичь одновременно. Выбор метода фиксации зависит от задач исследования и особенностей фиксируемого материала.

Некоторые ранние методы фиксации включали обработку клеток кислотами или органическими растворителями, например спиртом. Фиксация спиртом (метанол, этанол) вызывает в клетке необратимую денатурацию белков. Нуклеиновые кислоты и полисахариды при этом удерживаются фиксацией ассоциированных белков. Обработка спиртом также приводит к образованию однонитевых разрывов ДНК. При фиксации клетки спиртом происходит ее обезвоживание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.